Взаимодействие партизан с советской армией в великой отечественной. Наиболее крупные операции партизан Скоординированные операции советских партизан

К концу 1942 г. героическая борьба советских людей в тылу врага приобрела массовый характер и стала поистине всенародной. Сотни тысяч патриотов сражались с захватчиками в составе партизанских формирований, подпольных организаций и групп, активно участвовали в срыве экономических, политических и военных мероприятий оккупантов. Коммуникации, особенно железные дороги, стали основным объектом боевой деятельности партизан, которая по своему размаху приобрела стратегическое значение.

Впервые в истории войн партизаны провели по единому замыслу ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории, которые были тесно связаны по времени и объектам с действиями Красной Армии и снизили пропускную способность железных дорог на 35 - 40% Дробов М.А. Малая война (партизанство и диверсии). - М., изд-во «Просвещение», 1996 г., стр. 133.

Зимой 1942 - 1943 гг., когда Красная Армия громила гитлеровские войска на Волге, Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, они обрушили свои удары на железные дороги, по которым враг подбрасывал к фронту резервы. В феврале 1943 г. на участках Брянск - Карачев, Брянск - Гомель ими было подорвано несколько железнодорожных мостов, в том числе мост через Десну, по которому ежедневно проходило к фронту от 25 до 40 эшелонов и столько же поездов обратно - с разбитыми воинскими частями, техникой и награбленным имуществом.

Сильные удары по коммуникациям противника были нанесены в ходе летне-осенней кампании. Это затрудняло врагу перегруппировки, подвоз резервов и боевой техники, что явилось огромной помощью Красной Армии.

Грандиозной по своим масштабам, по количеству участвовавших сил и достигнутым результатам была партизанская операция, вошедшая в историю под названием "Рельсовая война". Она планировалась Центральным штабом партизанского движения, готовилась долго и всесторонне и была призвана оказать содействие наступлению Красной Армии на Курской дуге. Главная цель операции заключалась в том, чтобы одновременным массовым подрывом рельсов парализовать перевозки гитлеровцев по железным дорогам. К этой операции привлекались партизаны Ленинградской, Калининской, Смоленской, Орловской областей, Белоруссии и частично Украины.

Операция "Рельсовая война" началась в ночь на 3 августа 1943 г. Для переброски в тыл противника взрывчатых веществ и других средств действовали 2 авиатранспортные дивизии, 12 отдельных авиаполков, и несколько полков авиации дальнего действия. Активно велась разведка.

В первую же ночь было подорвано 42 тыс. рельсов. Массовые подрывы продолжались в течение всего августа и первой половины сентября. В результате операции было подорвано около 215 тысяч рельсов и много воинских эшелонов противника (см. Приложение 2, Фотографии 6 и 7), на некоторых участках движение вражеских поездов было парализовано на 3-15 суток. Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной Войны. - СПб, изд-во «Питер», 2006 г., с.407.

19 сентября началась новая операция, получившая условное название "Концерт". Эта операция была тесно связана с наступлением советских войск на Украине. В операцию включились партизаны Карелии, Эстонии, Латвии, Литвы и Крыма. Последовали еще более сильные удары. Так, если в операции "Рельсовая война" приняли участие 170 партизанских бригад, отрядов и групп, насчитывавших около 100 тысяч человек, то в операции "Концерт" - уже 193 бригады и отряда численностью более 120 тысяч человек. Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной Войны.- СПб, изд-во «Питер», 2006 г., с.408

Удары по железным дорогам сочетались с нападением на отдельные гарнизоны и подразделения врага, с засадами на шоссейных и грунтовых дорогах, а также с нарушением речных перевозок гитлеровцев. В течение 1943 г. было подорвано около 11 тысяч вражеских поездов, выведено из строя и повреждено 6 тысячи паровозов, около 40 тысяч вагонов и платформ, уничтожено свыше 22 тысяч автомашин, разрушено более 900 железнодорожных мостов. Дробов М.А. Малая война (партизанство и диверсии). - М., изд-во «Просвещение», 1996 г., стр. 153

Мощные удары партизан по всей линии советско-германского фронта потрясли врага. Советские патриоты не только причинили противнику большой урон, дезорганизовали и парализовали железнодорожное движение, но и деморализовали оккупационный аппарат.

Главное значение боевых действий партизан на путях сообщения состояло в том, что гитлеровцы вынуждены были отвлекать на охрану коммуникаций крупные силы. В районах активных действий партизан гитлеровцы вынуждены были каждый 100-километровый участок железнодорожного пути обеспечивать силами до двух полков. Если учесть, что весной 1943 г. на оккупированной советской территории противник эксплуатировал 3 тысячи км железных дорог, то станет вполне очевидным, какие колоссальные трудности создавали ему партизаны.

В течение сентября - ноября 1943 года проводилась специальная операция "Пустыня" по разрушению системы водоснабжения на железнодорожных коммуникациях. В результате было выведено из строя 43 водокачки. Но из-за недостатка минно-взрывных средств не удалось полностью парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.

Яркий пример взаимодействия армии и партизан - Белорусская операция 1944 г. (см. Приложение 2, Карта 2). Целью операции был разгром группы армий "Центр" и освобождение Белоруссии. В операции участвовало 49 отрядов общей численностью свыше 143 тысячи человек. Борьбой с ними было сковано большинство резервов фашистской группы армий "Центр"

В ночь на 20 июня партизаны провели массовое нападение на все важнейшие коммуникации. В результате полностью прекратилось движение на некоторых участках железнодорожного полотна. Многие из них враг так и не смог восстановить. В ходе наступления партизаны продолжали наносить удары по коммуникациям и только за 26-28 июня подорвали 147 эшелонов.

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан – слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков. Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности. В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию – так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок – их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага – немецких войск. Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты – иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземные жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях – если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров. Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы – такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах - в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии – леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.
С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно – часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» - партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля. Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.Е. Шавгулидзе – в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские – с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ – первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году. Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои. «Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Два года народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против немецких захватчиков, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны. В тылу немецко-фашистских полчищ, временно захвативших Белоруссию, с невиданным ожесточением и упорством разгорелась партизанская борьба белорусского народа по сокрушению гитлеровской военной машины, истреблению преступной армии интервентов всеми доступными народу способами. Особенно серьезные удары партизаны и партизанки наносят на коммуникациях немецкой армии, производят крушения военных эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим и оружием, военным имуществом, подрывают железнодорожные мосты, взрывают или сжигают станционные сооружения, взрывают и сжигают, расстреливают паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах, разбирают рельсы на железных дорогах. Партизаны и партизанки своими боевыми действиями разрушают тыл противника, изматывают врага, наносят ему огромный урон в живой силе и технике. Многие сотни воинских эшелонов не доходят до фронта, летят под откос от рук партизан-мстителей.

Железные дороги, проходящие через Белоруссию, на всем их протяжении находятся под непрерывным воздействием партизанских отрядов и диверсионных групп, что имеет громадное значение в срыве оперативных и стратегических замыслов противника. Вместе с этим ЦК КП(б) Белоруссии считает, что боевая работа белорусских партизан по разрушению путей подвоза противника может и должна быть усилена, к этому имеются все предпосылки и возможности. Важнейшими из этих условий являются: повсеместное быстрое развитие самого партизанского движения, принимающего характер всенародного движения против оккупантов, наличие широкой сети связи, аэродромов и посадочных площадок для самолетов, управляемость всеми партизанскими отрядами и бригадами в оккупированных областях и районах Белоруссии, наличие работающих на месте областных и районных подпольных комитетов КП(б) Белоруссии.

Все эти благоприятные условия и громадная сила самого движения делают возможным в настоящий момент поставить перед партизанским движением в Белоруссии задачу нанесения массированных ударов по железнодорожным коммуникациям противника в целях коренной дезорганизации всей железнодорожной сети, проходящей по территории Белоруссии.

Эта задача может быть успешно решена белорусскими партизанами не только организацией крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводом из строя паровозов, вагонов, но и другими путями. Внесенные по этому вопросу в ЦК КП(б) Белоруссии предложения, основанные на изучении двухлетнего опыта партизанской войны в тылу противника, показывают, что коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага может быть достигнута массовыми разрушениями рельсов железнодорожных путей.

Методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы противник принужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей. Потребуется доставлять колоссальное количество стали, проката, что для него будет почти неразрешимой задачей.

ЦК КП(б) Белоруссии

постановляет:

1. Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии т. Пономаренко план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага.

2. ЦК КП(б) Белоруссии призывает всех партизан и партизанок, командиров и комиссаров отрядов и бригад, руководителей диверсионных групп усилить непрерывные боевые действия по разрушению железнодорожных коммуникаций врага, использовать благоприятные возможности летнего периода для нанесения сильнейших массовых ударов по гитлеровской военной машине в наиболее уязвимых для нее местах. Коренная дезорганизация железнодорожных коммуникаций врага составит историческую заслугу белорусских партизан и партизанок в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко

Постановление бюро ЦК КП(б) Белоруссии «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны» от 24 июня 1943 г. // Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Т. 4. Ч. 1. №1482

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: УСПЕХ СОВЕТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ?

Герой Советского Союза командир партизанского соединения полковник Роман Наумович Мачульский в воспоминаниях указывает, что «…Бригады «Штурмовая», «Народные мстители», «Железняк», отряды Бегомльско-Борисовской зоны и бригады им М. В. Фрунзе Вилейской области за период с 15 августа по 1 ноября 1943 г. перебили на участке Молодечно- Минск - свыше 2,5 тысяч рельсов. За это время бригады «Смерть фашизму», «Дяди Коли», «За Советскую Белоруссию», им. Н. А. Щорса, им. газеты «Правда», действовавшие на участке Минск-Борисов-Орша, перебили свыше 8 тысяч рельсов. Партизаны бригады им. В. П. Чкалова Барановичской области за 15 дней пустили под откос 21 вражеский эшелон, уничтожили более 1300 гитлеровцев, перебили 272 рельса, взорвали и сожгли 8 автомашин и 10 мостов.

10 - 30 ноября войска Белорусского фронта провели Гомельско-Речицкую операцию. В ходе этой операции партизаны парализовали движение на железных дорогах Минск - Гомель, Брест - Лунинец - Гомель, Орша - Жлобин и ударами на шоссейных дорогах в этих районах сорвали перегруппировку и боевое обеспечение войск противника, помешали переброске их к местам прорыва и тем самым содействовали успеху наступавших войск Красной Армии.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» В БЕЛОРУССИИ 1943 ГОД

Свидетельством эффективности ударов партизан является то, что когда противник предпринял попытку приостановить наступление Красной Армии на Могилевском направлении и 12 декабря 1943 года из района Быхова направил в район Паричей 292-ю пехотную дивизию, то она прибыла к месту назначения только 30 декабря в связи с чем, не смогла сыграть предназначавшейся ей роли в предпринятом контрударе.

Эффективность действий партизан в юго-восточных районах Белоруссии подтверждает также генерал Курт фон Типпельскирх, в то время командир 12-го армейского корпуса группы армий «Центр»: «2-я немецкая армия - писал он - начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении, восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром. Не густая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что все время напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все затруднительным».

Согласно данных немецкой дирекции путей сообщения «Минск» в результате действий партизан движение на железнодорожных путях в сентябре 1943 года прерывалось в более чем на 265 суток, а на двухпутных участках в течение 112 суток осуществлялось по одной колее.

В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации планомерного отхода немецких войск и вывозу награбленного в Германию.

Операции «Рельсовая война» и «Концерт отличались рядом характерных особенностей. Если до лета 1943 года, боевые действия партизан на железных дорогах сводились в основном к деятельности отдельных диверсионных групп, то теперь к их проведению привлекался почти весь личный состав отрядов и соединений и даже члены резервных групп.

Обе блестяще проведенные операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям осуществленные в сроки, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. По своим масштабам и значению эти операции были новым явлением в истории войн и партизанского движения. Никогда и нигде еще не было такого тесного взаимодействия партизанского движения с армией. Никогда еще борьба народных мстителей в тылу врага не играла такой роли в достижении успехов на фронтах Великой Отечественной войны.

А.С. Русак, А.В. Галинская, Н.Д. Шевченко. “Рельсовая война” в Белоруссии, 1943 год

“РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА”: ТАКТИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

В приказе 0042 от 14 июля 1943 г. ЦШПД предписывал: «перебивание рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных, деповских путях, уничтожать запасные рельсы...»

ЦШПД полагал ошибочно, что противник испытывает недостаток рельсов. Подрыв рельсов поэтому казался весьма заманчивым, простым и доступным способом борьбы. Но у противника был излишек рельсов, немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый схемный мостик и стали по нему пропускать поезда: ведь при взрыве 200-граммовой шашки выбивалось всего 25-40 см рельса.

В 1943 г. прошли две операции «рельсовой войны». Первая началась в ночь на 22 июля брянскими партизанами, а всеобщая многодневная началась в ночь на 3 августа и продолжалась до 16 сентября. Вторая операция, названная «концертом», началась 16 сентября и продолжалась до 1 декабря. Планируемый «зимний концерт» не состоялся из-за недостатка у партизан взрывчатки.

Желаемых результатов все это не дало. Движение на железных дорогах было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа. Более того - переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов, и в конечном счете способствовало увеличению пропускной способности дорог, но в то же время затруднило восстановление железных дорог нашими военными железнодорожниками в ходе наступления.

Вот цифры. В первое операции участвовало около 100 тыс. партизан. Подорвано 214 705 рельсов, в том числе не менее 185 тыс. на дорогах Минской железнодорожной дирекции противника. Вторая операция: участвовало 120 тысяч, подорвано 146 149 рельсов, в том числе 89 тыс. в пределах Минской дирекции. Всего в Минской дирекции перебито 250 тыс. рельсов, или 60 процентов от всех подорванных в 1943 году рельсов.

Из этих 250 тысяч, 25 тысяч были подорваны на ненужных, не используемых участках. Это снизило темпы восстановления магистралей при наступлении Красной Армии.

Удельный вес сумм перерывов движения от подрыва рельсов на перегонах между промежуточными станциями достигал 24 процентов от суммы всех перерывов движения от всех действий партизан. Но на участках между узловыми станциями таких перерывов было только 10,1 процента, а на направлениях - менее 3 процентов, тогда как крушения дали около 60 процентов перерывов. На оккупированной территории на 1 января 1943 г. было 11 млн. рельсов, и подрывание 350 тыс. рельсов составляло всего 3 процента: вполне терпимо, тем более, что подрывы порой шли там, где сами оккупанты при отступлении подрывать рельсы не могли.

Количество доставленных составов вермахта не только не уменьшалось с увеличением числа подорванных рельсов, но наоборот, даже увеличивалось, так как чем больше рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатых веществ. Этого было достаточно для того, чтобы пустить под откос по меньшей мере 1500 поездов. Это поняли самые умные из партизанских командиров, и с сентября они начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений.

Что требовалось взамен?

Борьба с вражеской армией для партизан может вестись только организацией крушений, подрывом автомашин и бронетехники минами и, при благоприятных условиях, нападениями из засад. Бои партизан с частями вермахта в его тылу были сопряжены для партизан с большими потерями, чем на фронте. Два украинских и шесть ленинградских партизанских полков, вступив в прямое боевое соприкосновение с оккупантами, несмотря на героизм, были разгромлены.

Эксплуатируемая железнодорожная сеть противника на 1 января 1943 г. составляла 22 тыс. км. Партизаны почти без потерь совершали диверсии на участках, где на 100 км приходилось не менее двух тысяч вражеских солдат. Так охранялись только наиболее важные участки дорог. Если бы партизаны совершали диверсии на всем протяжении, и противник довел плотность охраны до полка на каждые 100 км, то общая численность охраны железных дорог на оккупированных территориях превысила бы 400 тыс. человек - но и она не спасала бы железную дорогу от партизан-диверсантов.

Как было известно из показаний немцев и из разведданных, наиболее критическое положение у противника было с паровозами. При отходе Красной Армии паровозы были эвакуированы или выведены из строя. Гитлеровское командование было вынуждено собирать локомотивы на дорогах всей Европы, не гнушаясь самыми отсталыми, и гнать их на Восток. Появился так называемый эрзац-паровоз М-50, который стали выпускать паровозостроительные заводы Германии для восточных железных дорог. Паровозный парк катастрофически уменьшался от ударов партизан, авиации, сил Сопротивления на Западе, а также от износа.

Наибольший перерыв в движении составов достигался не ошибочной «рельсовой войной», а разрушением мостов и крушениями составов. Так как мосты сильно охранялись, зимой можно было парализовать движение одновременным выводом из строя водоснабжения в какой-то зоне. Разрушение линии связи - такое эффектное - затрудняло работу транспорта, но не приостанавливало ее на долгий срок.

В 1944 г. народная война в тылу врага достигла наибольшего размаха. Партизан и подпольщиков всемерно поддерживало население оккупированных районов. Боевые действия партизан, деятельность подполья, сопротивление миллионов советских людей оккупантам принимали самые различные формы: от саботажа политических, экономических и военных мероприятий врага до крупных боевых операций против немецко-фашистских войск. Вооруженная борьба в этот период характеризовалась прежде всего более тесным взаимодействием партизан и подпольщиков с частями Красной Армии. Партизаны активно участвовали почти во всех операциях советских войск.

Улучшению взаимодействия партизанских формирований с Красной Армией способствовало более четкое планирование их боевой деятельности. В операциях 1944 г. Ставка Верховного Главнокомандования и военные советы фронтов, как правило, заблаговременно определяли общие задачи партизан. Это позволяло руково­дящим партийным органам и штабам партизанского движения планировать и готовить боевые действия партизан и подпольщиков с учетом предстоящих операций Красной Армии и значительно усиливать борьбу в тылу врага еще до начала наступления советских войск. Так было при осуществлении операций под Ленинградом и Новгородом, на Правобережной Украине и в Крыму, в Карелии и Белоруссии.

Планированием боевых действий партизан и подпольщиков в интересах наступательных операций занимались оперативные группы или представительства штабов партизанского движения при военных советах фронтов. Получив от военных советов указания, они разрабатывали план действий партизан в период подготовки и проведения наступления, доводили его до командования партизанских формирований, определяли формы взаимодействия с советскими войсками, организовывали материально-техническое обеспечение, подготавливали и перебрасывали необходимые кадры для усиления партизанских отрядов.

В соответствии с общим замыслом каждой операции до ее начала, как правило, производилась перегруппировка сил партизанских формирований. Так, по указанию Ленинградского штаба партизанского движения в период подготовки наступления под Ленинградом и Новгородом несколько партизанских бригад было переброшено в новые районы, в результате чего все важнейшие коммуникации врага оказались под ударами партизан. В январе 1944 г., когда проводились операции по освобождению Правобережной Украины, было перегруппировано 16 соединений и 4 отдельных отряда украинских партизан.

Перед развертыванием наступательных действий Красной Армии партизаны, выполняя поставленные перед ними задачи, дезорганизовывали работу тыла противника, уничтожали его живую силу, боевую технику, материальные средства, частично или полностью срывали оборонительные работы, добывали ценные разведывательные данные, помогали советской авиации, наводя ее на вражеские объекты.

Особенно активно партизаны действовали на коммуникациях противника. Про­водя систематические диверсии на железных и автомобильных дорогах, совершая налеты на немецко-фашистские гарнизоны, они не только нарушали работу тыла, но и отвлекали на себя оперативные резервы врага. В марте - апреле 1944 г. соедине­ния украинских партизан под командованием П. П. Вершигоры, А. Ф. Федорова, М. И. Наумова, С. Ф. Маликова, А. М. Грабчака и другие своими действиями на коммуникациях оттянули значительные силы немецко-фашистских войск. Для охраны железнодорожных узлов и крупных станций Брест, Ковель, Хелм, Владимир-Волынск, Сокаль, Львов, Перемышль, Ярослав и железных дорог, связывающих эти города, гитлеровцы вынуждены были бросить 10 дивизий. Действия партизан приводили к тому, что в ряде случаев к началу наступления Красной Армии оперативные резервы противника оказывались не там, где этого требовали интересы его обороны, и часто не могли своевременно выдвинуться на угрожаемые направления.

В районах, где предстояло наступать Красной Армии, партизаны обычно не уничтожали те крупные мосты, водонапорные башни, электростанции и другие объекты, которые были необходимы для продвижения советских войск и на восстановление которых потребовалось бы много времени. На железных дорогах, например, они производили разрушения, прерывавшие сообщение лишь на некоторое время и вместе с тем не позволявшие противнику применять путеразрушители для вывода дорог из строя.

Накануне наступления советских войск партизаны наносили массированные удары по коммуникациям с целью помешать врагу воспользоваться железнодорожным транспортом в ходе обороны. Наиболее характерным примером этому могут служить действия белорусских партизан, развернувшиеся по указанию ЦК КП(б) Белоруссии в ночь на 20 июня 1944 г. «Молниеносно проведенная в эту ночь круп­ная операция партизанских отрядов.- писал начальник транспортного управления немецкой группы армий «Центр» полковник Г. Теске,- вызвала в отдельных местах полную остановку железнодорожного движения на всех важных коммуникациях, ведущих к районам прорыва… Партизаны провели блестящую операцию: путем разумного распределения своих сил и в тесном взаимодействии с Красной Армией они не допустили, чтобы наступление последней было остановлено благодаря подвозу по железной дороге немецких соединений» . В этой операции особенно отличились партизанские бригады под командованием Н. X. Балана, С. Г. Ганзенко, В. Г. Еременко, А. И. Далидовича, И. Ф. Садчикова и другие.

Важное значение в период подготовки наступления имели действия партизан на тыловых оборонительных рубежах врага. Народные мстители мешали гитлеровцам заготавливать и подвозить строительные материалы, проводить мобилизацию населения на оборонительные работы, нападали на отдельные вражеские строительные части, разрушали построенные укрепления и минировали строившиеся. Когда в начале 1944 г. развернулись операции Красной Армии на Правобережной Украине, немецко-фашистское командование, чтобы сдержать наступление войск 1-го Украинского фрон­та на львовском направлении, стало спешно возводить оборонительный рубеж по реке Збруч. Узнав, что для этого гитлеровцы проводят насильственную мобилизацию населения, партизаны решили сорвать их намерения. 3 марта партизанский отряд «Смерть фашизму» внезапно ворвался в село, куда гитлеровцы согнали местных жителей, разгромил немецкую охрану и освободил советских людей. В тот же день партизанские отряды имени Суворова и имени Котовского, совершив налет на другое село, разгромили 725-й строительный батальон и сорвали мобилизацию многих тысяч советских граждан на оборонительные работы.

В ходе операций советских войск цель боевых действий партизан и подпольщиков состояла в том, чтобы содействовать проведению наступления высокими темпами. В этот период они препятствовали перегруппировкам войск противника, подвозу резервов, организованному отходу и занятию оборонительных рубежей в глубине, оказывали непосредственную помощь советским войскам, тактически взаимодействуя с ними, нарушали управление и связь врага. Так, во время наступления наших войск под Ленинградом и Новгородом партизаны парализовали движение на отдельных участках железных дорог, идущих от Ленинграда на юг, юго-запад и запад. Несмотря на отчаянные усилия, противнику не удалось восстановить регулярное сообщение на железных дорогах в этом районе. Своими ударами партизаны наносили большой урон врагу. Только партизанская бригада, которой командовал К. Д. Ка-рицкий, с 15 января по 21 февраля 1944 г. с помощью местного населения подорвала 5 железнодорожных мостов, 7 тыс. рельсов, уничтожила 18 паровозов и 160 вагонов с живой силой и техникой врага, 1 бронепоезд, 218 автомашин, разрушила телеграфно-телефонную линию на 150-километровом участке.

Успешно действовали партизаны также на шоссейных и грунтовых дорогах, хотя парализовать движение на этих дорогах значительно труднее, чем на железных. Во время Крымской операции партизаны нападали на колонны противника, захватывали отдельные участки дорог, что сильно осложняло отход врага по шоссе Симферополь - Алушта и Керчь - Симферополь. Такие же задачи в 1944 г. решали партизаны и на других участках советско-германского фронта.

Большую помощь народным мстителям в нарушении движения противника по шоссейным и грунтовым дорогам оказывало местное население. Во время наступления советских войск под Ленинградом и Новгородом колхозники помогли партизанам 7-й бригады выполнить поставленную ей штабом партизанского движения задачу - перерезать шоссе на Псков и не позволить противнику уйти из-под ударов наступавших войск. По призыву руководства партийного подполья Карамышевского района в ночь на 7 февраля 2500 колхозников вышли на выполнение задания. Они рубили лес, копали ямы, спиливали телеграфные столбы, снимали телефонные и телеграфные провода. В результате движение по шоссе было прервано, а связь нарушена на несколько суток.

Жители многих районов Вилейской области выходили целыми деревнями на дороги, перекапывали их, устраивали «волчьи ямы», лесные завалы. Это мешало противнику подвозить резервы и организованно отводить свои войска.

С приближением советских войск к тем районам, где вели бои партизаны, созда­вались условия для тактического взаимодействия. Партизанские отряды наносили удары по противнику с тыла, помогали передовым частям Красной Армии форсиро­вать реки и преодолевать другие естественные препятствия, участвовали в уничтожении окруженных вражеских группировок, в овладении населенными пунктами, в преследовании врага. Нередко они обеспечивали открытые фланги наступавших частей и соединений, помогали им выходить в тыл и на фланги противника. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

В период наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов партизаны во взаимодействии с частями Красной Армии освободили поселок и станцию Плюсса, заняли и удержали до подхода советских войск станцию Передольская, приняли участие в разгроме двух вражеских дивизий в районе Струг Красных.

Во время операций на Правобережной Украине значительные силы партизан, действуя в тактической зоне обороны противника, оказывали непосредственную помощь передовым частям в освобождении некоторых населенных пунктов, в том числе областного центра Ровно. Очень ярким примером тактического взаимодействия партизан и частей Красной Армии может служить бой украинских партизан за город Изяслав. Гарнизон противника здесь насчитывал 1300 человек. Он имел дивизион самоходной артиллерии, 8 танков и 2 бронемашины. Гитлеровцы приспособили к обороне все каменные здания, а вокруг города возвели полевые укрепления. В за­хвате Изяслава приняли участие 12 партизанских отрядов (2300 человек) из соедине­ний, которыми командовали С. А. Олексенко, Ф. С. Кот и А. 3. Одуха. Вечером 15 февраля партизаны сосредоточились в селах, в 8-12 километрах от города, а ночью подошли к нему. Утром 16 февраля вслед за артиллерийской подготовкой, в которой участвовал полк Красной Армии, партизаны ворвались в Изяслав и после четырех часов упорных уличных боев овладели им. Противник предпринял контратаки с целью вновь захватить город. Однако, поддержанные артиллерией и подо шедшими частями Красной Армии, партизаны успешно отбили все контратаки гитлеровцев.

В этом бою отважно сражался четырнадцатилетний пионер из села Хмелевка, Шепетовского района, Каменец-Подольской области, Валя Котик. Юный патриот, начавший борьбу с оккупантами еще в 1941 г., совершил немало славных дел, был дважды тяжело ранен. В бою за Изяслав Валя снова получил ранение, на этот раз смертельное. Он скончался на руках своих товарищей. За проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками пионеру-партизану В. А. Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Богатый опыт борьбы позволил партизанам тесно взаимодействовать с совет­скими войсками даже в тех районах, где не было больших лесных массивов. Так, партизанский отряд под командованием полковника Я. А. Мухина 20 марта 1944 г. занял районный центр Молдавской ССР Каменку, захватил крупные склады противника и удерживал их до подхода наших войск. После этого отряд вместе с танковыми под­разделениями освободил ряд населенных пунктов. 26 марта партизаны прикрывали переправу наших частей через Днестр в районе села Строинцы, а затем в течение нескольких дней совместно с передовыми подразделениями Красной Армии отражали многочисленные контратаки противника на правом берегу реки. 6 апреля отряд вместе с советскими войсками участвовал в освобождении города Оргеева.

Эффективным было взаимодействие партизан с войсками 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии в Крымской операции. Партизаны заняли города Старый Крым, Карасубазар и удержали их до подхода Красной Армии. Вместе с советскими частями они вели бои за Симферополь.

При наступлении войск 2-го Прибалтийского фронта в июле 1944 г. партизанская бригада Калининской области под командованием Н. М. Вараксова, занявшая оборону по реке Иссе в районе Мозули (30 километров юго-западнее города Опочка), отразила несколько атак врага и помешала ему закрепиться на этом водном рубеже. После соединения с войсками Красной Армии бригада во взаимодействии с частями 8-й гвардейской стрелковой дивизии выбила гитлеровцев еще из одного населенного пункта, под огнем противника форсировала реку Синюю, овладела важной в так­тическом отношении высотой, разгромила отходившую вражескую колонну из 370 солдат и офицеров.

Тесно взаимодействовали с наступавшими частями Красной Армии партизаны Латвии. 30 июля 1944 г. партизанский отряд, которым командовал П. К. Ратынын, захватил и 26 часов удерживал участок железной дороги в районе Лубаны. В этот же день группа партизан под руководством П. А. Пизан овладела участком шоссе и в течение 10 часов не давала противнику возможности осуществлять здесь пере­возки. Партизанский отряд под командованием А. К. Рашкевица 31 июля провел в тыл фашистских войск в районе западнее Лиепны некоторые части двух стрелковых дивизий Красной Армии и тем обеспечил нанесение внезапного удара по врагу. Противник в панике отступил, не сумев уничтожить населенные пункты, вывезти награбленное добро и, самое главное, угнать в Германию жителей волости.

Много фактов тесного взаимодействия партизан с войсками Красной Армии наблюдалось в операциях по освобождению Белоруссии. Партизанские бригады и отряды Витебской, Вилейской и северной части Минской областей взаимодействовали с войсками 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов, а бригады и отряды Могилевской области, восточной и южной частей Минской области, Полесской, Барановичской, Пинской и Брестской областей - с войсками 2-го и 1-го Белорусских фронтов.

Во время отступления немецко-фашистских войск партизаны наносили удары по важнейшим шоссейным магистралям Могилев - Минск, Могилев - Бобруйск Орша - Минск и другим, сдерживая отход противника и тем помогая Красной Армии окружать и громить его. 1-я Минская партизанская бригада под командованием Е. А. Иванова в ночь на 30 июня оседлала шоссейную дорогу Червень - Минск, по которой двигались колонны вражеских войск, и в течение трех часов удержи­вала большой ее участок. В результате у города Червень застряло множество различных частей и соединений противника и огромное количество боевой техники. По этому скоплению сокрушительный удар нанесла советская авиация. Барановичские партизаны вели напряженные бои с отступавшими немецко-фашистскими войсками, разгромленными под Минском. Только бригада под командованием П. И. Гу-левича за короткое время провела до 30 боев в районе к западу от Минска. Пин­ское партизанское соединение, командиром которого был В. 3. Корж, и 208-й партизанский полк, выполняя задание Военного совета 61-й армии «отрезать Лунинец, с запада и не выпускать противника из Лунинца до подхода 89 стрелкового корпуса», наносили удары по железным и шоссейным дорогам Ганцевичи - Лунинец, Лунинец-Пинск. В непрерывных боях партизаны уничтожили много живой силы и техники врага.

Большую помощь наступавшим войскам белорусские партизаны оказывали и тем, что занимали и удерживали до подхода советских частей переправы на реках, отдельные населенные пункты. Четыре бригады Южного минского соединения под общим командованием Н. П. Куксова разгромили несколько немецких тыловых подразделений, к 27 июня захватили переправы на реке Птичи южнее Глусска и удержали их до подхода частей 1-го Белорусского фронта. Бригада имени А. Невского под командованием Н. Д. Курильчика овладела переправой на реке Случи в районе Старобина и в течение двух суток, пока не подошли части 48-й гвардейской стрелковой дивизии, вела за нее упорные бои. Партизаны Могилевской области, захватив переправы на реке Друти, лишили противника возможности использовать их при отходе.

Действия партизан в лесисто-болотистых районах приводили к тому, что противник нередко вынужден был размещать свои войска на отдельных участках вдоль дорог. Сплошного фронта он создать не смог. Это позволяло советским частям через разрывы в обороне немцев выходить на фланги и в тыл врага. Так, войска правого-крыла 1-го Украинского фронта, воспользовавшись тем, что севернее железной дороги Коростень - Ковель украинские партизаны контролировали обширную территорию, где у противника не было сплошного фронта, в январе 1944 г. за короткий срок продвинулись на 100 километров и вышли на реку Горынь. Во время Ровно-Луцкой операции партизаны провели кавалерийские соединения через линию, фронта в тыл противника, что способствовало блестящему успеху наших войск в этой операции. Генерал-полковникН. П. Пухов, командовавший в этой операции 13-й армией 1-го Украинского фронта, вспоминая о действиях партизан, писал: «На территории Украинского Полесья мы воочию убедились, какой грозной силой в борьбе с оккупантами стали партизаны, какой стойкостью и отвагой обладали советские люди, откликнувшиеся на призыв Коммунистической партии бить врага не только с фронта, но и с тыла».

Тесно взаимодействовали с наступавшей Красной Армией подпольщики. При освобождении Кировограда войсками 2-го Украинского фронта они принимали непосредственное участие в уличных боях, выполняли важные боевые задания советского-командования, выводили наши войска на пути отхода врага. Во время штурма Одессы подпольщики и партизаны предотвратили взрыв противником дамбы Хаджибейского лимана, благодаря чему части Красной Армии смогли вступить в город со стороны Пересыпи. В период боев за Севастополь коммунисты-подпольщики, установив связь с советским командованием, провели отряды наших войск в тыл врага, что содействовало быстрейшему освобождению города.

После соединения с советскими войсками партизаны и подпольщики при активной поддержке местного населения проводили большую работу по восстановлению разрушенных дорог и переправ, чем обеспечивали продвижение вперед частей Красной Армии. Например, партизаны 2-й Минской бригады, которой командовал Н. Г. Андреев, при помощи местных жителей за три дня построили 39 мостов, разобрали 8 завалов и засыпали 74 рва на дорогах. 95-я партизанская бригада имени М. В. Фрунзе только за один день возвела 20 мостов. Минеры бригады имени М. И. Кутузова разминировали многие участки дорог в Вилейской области. Латвийский партизанский отряд под командованием А. К. Савицкого после соединения с частями Красной Армии построил полукилометровую дорогу через лесисто-болотистую местность, обеспечив тем самым своевременную переброску тяжелого вооружения.

Взаимодействие партизан и подпольщиков с Красной Армией выражалось и в той большой разведывательной деятельности, которую они вели в интересах советского командования как во время подготовки, так и в период проведения наступатель­ных операций. В тылу противника действовали тысячи агентов и войсковых разведчиков. Фактически разведку вели все партизаны, выходившие на боевые задания. В 1944 г. сеть агентурной разведки партизан значительно расширилась. На небольшой территории западных районов Калининской области, остававшихся еще в руках врага, за первое полугодие число агентурных разведчиков увеличилось более чем в 2 раза. За это же время на оккупированной части Белоруссии их численность возросла более чем на 75 процентов.

Информация, которую передавали командованию Красной Армии разведка партизан и подпольщики, была самой разнообразной. Разведчики постоянно добывали ценные данные об обороне противника, о группировке его войск, о всех проводимых им мероприятиях. Они проникали в областные фашистские комиссариаты, в органы вражеской разведки и контрразведки, в их школы, брали на учет фашистских агентов, захватывали некоторых из них и отправляли в тыл.

Комсомольцы-подпольщики Каунаса, например, регулярно сообщали совет­скому командованию о сосредоточении на железнодорожной станции воинских эшелонов врага, что помогало советской авиации с большой точностью бомбить их. Разведка украинских партизан в январе 1944 г. донесла о строительстве противником укреплений в районе Ковеля, о переброске в этот район новых частей и соединений, о концентрации немецко-фашистских войск в районе Шепетовки и сооружении оборонительных позиций на рубеже реки Горыни. В феврале она сообщила, что гитлеровцы начали возводить укрепления в районе Бреста. Разведчики 1-й латвийской партизанской бригады в июле своевременно сообщили командованию о вражеских укреп­лениях в районе Тилжи и заминированных участках дорог. Ими же были переданы данные о наличии и характере укреплений противника в районе Лиепны, о системе его противотанковой обороны и артиллерийских позициях. Калининские партизанские разведчики и подпольщики с 1 ноября 1943 г. по 15 июля 1944 г. установили перемещение и дислокацию 30 дивизий, 2 бригад, 23 полков, 63 батальонов, 148 по­левых почт, 2 полевых госпиталей, расположение 11 аэродромов, 95 складов, 32 пред­приятий.

Всеми видами партизанской разведки в Белоруссии с января по май 1944 г. была выявлена дислокация 27 штабов, 598 соединений и частей, 163 полевых почт. Разведчики определили расположение 36 аэродромов и посадочных площадок, оборонительных рубежей в районах Минска, Витебска, Орши, Бобруйска и в других местах, захватили и направили самолетами в советский тыл более 500 оперативных документов врага, в том числе оперативные карты и приказы.

Боевые действия партизан и подпольщиков на оккупированной территории осуществлялись не только в оперативной и тактической связи с наступавшей Красной Армией. Они проводились также в интересах достижения стратегических целей. Известно, что последовательные удары Красной Армии в 1944 г. вынуждали противника перебрасывать свои силы на угрожаемые направления с других театров военных действий, а также с тех участков советско-германского фронта, где в данный момент советские войска не проводили наступательных операций. В этих условиях чрезвычайно важно было не давать возможности гитлеровскому командованию своевременно и организованно перегруппировывать свои войска. Большое значение приобретали действия партизан по нарушению работы вражеского транспорта не только в полосе наступления советских войск, но и там, откуда противник мог перебросить силы для закрытия брешей, образовавшихся в его обороне. Поэтому действия на железнодорожных коммуникациях врага велись непрерывно и во все увеличивавшихся масштабах.

В январе - апреле, когда советские войска проводили крупные наступатель­ные операции под Ленинградом и на Правобережной Украине, усиление диверсионной деятельности во вражеском тылу на железных дорогах центрального участка не позволяло противнику свободно маневрировать своими резервами. В это время партизаны Белоруссии совершали диверсии примерно на 40 железнодорояшых участках. Особенно интенсивному воздействию подверглись участки железных дорог Минск - Бобруйск, Брест - Лунинец, Молодечно - Полоцк, Минск - Орша, по которым проходило наибольшее количество эшелонов противника. За январь - апрель бело­русские партизаны подорвали 2989 вражеских эшелонов.

Во время наступления Красной Армии в Белоруссии летом 1944 г. большое значение имели действия украинских партизан на коммуникациях группы армий «Северная Украина». Противник, чтобы спасти положение группы армий «Центр» и задержать успешное продвижение наших войск в Белоруссии, начал перебрасывать на этот участок фронта дивизии как из глубокого тыла, так и из групп армий «Северная Украина» и «Южная Украина». Партизаны, нанося непрерывные удары по железным и шоссейным дорогам, подрывая участки путей, мосты и другие объекты, срывали или задерживали движение вражеских эшелонов. Особенно сильным ударам подверглась дорога Львов - Люблин, по которой следовало больше всего воинских эшелонов противника. Гитлеровцы несли огромные потери. В июне - июле партизаны пустили под откос 276 воинских эшелонов. Только партизанские отряды имени Пожарского под командованием Л. Е. Беренштейна, имени Кармелюка под командованием Героя Советского Союза В. М. Яремчука, диверсионные группы партизанских отрядов имени Кирова (командир М. Я. Наделин), имени Суворова (командир С. А. Санков) в июне подорвали 42 воинских эшелона с боевой техникой и живой силой врага.

Значительную помощь войскам Красной Армии оказали рейды партизанских формирований в западные районы страны. В отличие от предыдущих лет в 1944 г. партизаны рейдировали не только с целью усиления партизанского движения и нарушения работы тыла противника на территории Советского Союза, но и для оказания помощи народам других стран в их борьбе с врагом. Особенно много рейдов совершили по указанию ЦК КП(б)Украины украинские партизаны.

1-я Украинская партизанская дивизия имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры за три месяца, с 5 января по 1 апреля, прошла с боями по территории Ровенской, Волынской и Львовской областей Украины, Люблинского и Варшавского воеводств Польши, Брестской и Пинской областей Белоруссии. За это время партизаны пустили под откос 24 эшелона, уничтожили 75 танков и бронемашин, 196 автомашин, 16 тягачей, 5 самолетов, 20 складов и много другого воен­ного имущества, взорвали 3 электростанции, 16 заводов, 57 железнодорожных и шоссейных мостов.

В 1944 г. продолжало свой рейд партизанское соединение под командованием М. И. Шукаева. С боями партизаны прошли через Правобережье и западные области Украины, южные районы Польши, преодолели Карпаты и вышли в Чехословакию, где действовали до встречи с Красной Армией в 1945 г. Во время рейда партизаны организовали 206 крушений вражеских железнодорожных эшелонов и совершили 832 другие диверсии. Гитлеровское командование не раз принимало меры для уничтожения этого соединения. Чтобы не дать противнику возможности сконцентрировать крупные силы для проведения операций против партизан, соединение Шукаева с выходом в каждый новый район быстро рассредоточивалось и мелкими группами наносило удары по коммуникациям и другим вражеским объектам на обширной территории. Гитлеровцы вынуждены были распылять свои силы, бросая их на усиление охраны важных объектов. Это позволяло Шукаеву организовывать отдых партизан, вновь собирать их для продолжения рейда. Такая тактика обрекала на неудачи все попытки германского командования ликвидировать партизанское соединение.

Карельские партизаны, вынужденные базироваться вблизи линии фронта на территории, занятой нашими войсками, периодически выходили в глубокий тыл противника для ведения боевых действий. Летом 1944 г. во вражеском тылу рейдировали 19 партизанских отрядов. Взаимодействуя с наступавшими частями Красной Армии, партизаны освободили от врага 11 населенных пунктов и удержали их до подхода наших войск.

Беспомощность оккупантов в борьбе с партизанами признают даже западно­германские военные историки. Так, В. Гёрлиц, характеризуя действия украинского партизанского соединения под командованием генерал-майора М. И. Наумова, которое в январе 1944 г. совершило рейд из Житомирской области в западные районы Украины, отмечает: «…длительное время эта группа наносила удары из лесов в районе истоков Буга (Западного Буга. - Ред.) и Стрыя по важным ж.-д. тыловым коммуникациям немцев. Германским… соединениям не удалось ее обезвредить… Этот рейд генерала Наумова является превосходным примером ведения оперативной партизанской войны» .

Партизанские рейды на оккупированной территории Советского Союза и за пределами нашей Родины, в ходе которых решались важные политические и боевые задачи, свидетельствовали о высоком военном искусстве командиров, исключительных морально-боевых качествах личного состава партизанских отрядов и соединений.

В 1944 г. Коммунистическая партия обратила особое внимание партизан и подпольщиков на необходимость уберечь советских людей от угона на фашистскую каторгу и сохранить народное имущество от разграбления и уничтожения. Во время операций по освобождению Крыма партизаны Южного соединения получили задачу спасти от разрушения Ялту, дворцы на Южном берегу Крыма и другие материальные ценности. Эта задача ими в основном была выполнена.

ЦК КП(б) Литвы в плане мероприятий по развертыванию и обеспечению боевых действий партизанских отрядов на зимневесенний период 1943/44 г. предусмотрел мобилизацию всего населения на активное противодействие фашистским захватчикам, угонявшим советских граждан в Германию и вывозившим народное имущество. ЦК предложил партийным организациям подготовить места для укрытия людей и стоянки для скота, создать во всех населенных пунктах специальные группы для борьбы с вражескими факельщиками и отрядами, грабившими народное имущество

В конце мая 1944 г. ЦК КП(б) Белоруссии направил партийным организациям и командованию партизанских отрядов и бригад директивное письмо, в котором обязал их разъяснить партизанам, что в условиях наступления Красной Армии и близкого освобождения нашей страны необходимо принять все меры, чтобы сберечь народное добро.

Многое для спасения советских людей от фашистской каторги сделали под­польные партийные организации. По их указанию подпольщики устраивались на работу в фашистские управы, на биржу труда, в паспортные столы, пересыльные лагеря, полицию. Они своевременно предупреждали наших людей о предстоящей отправке в Германию, снабжали их фальшивыми документами. Врачи-подпольщики, работавшие в поликлиниках и в отборочных медицинских комиссиях при биржах труда, помогали советским гражданам избавляться от мобилизации на каторжные работы. Они выдавали им фиктивные справки о нетрудоспособности, делали при­вивки, чтобы вызвать повышение температуры, объявляли тифозный карантин в районах, где не было эпидемии, и т. д. В Симферополе группа артистов, в которую входили Н. А. Барышев, Д. К. Добросмыслов, З. П. Яковлева, А. Ф. Перегонец и другие, создала при театре студию. В нее советские патриоты зачислили много нигде не работавших юношей и девушек и тем спасли их от угона в Германию. Подпольщики помогали партизанам выводить жителей в леса, где для них строились лагеря с землянками, пекарнями, банями, санитарными постами, крытыми загонами для скота и шалашами для фуража.

Особенно напряженной становилась борьба за спасение советских людей и народных ценностей во время отступления гитлеровцев. В бессильной злобе фашисты расстреливали в городах и селах тысячи мирных граждан и варварски уничтожали все, что не удавалось вывезти. Так, под Ленинградом отступавший враг начал массовое истребление мирного населения в Кингисеппском и Волосовском районах. Партизаны 9-й бригады увели в леса около 10 тыс. жителей. При помощи местной подпольной партийно-комсомольской организации, возглавляемой секретарем Дновского подпольного райкома партии М. И. Тимохиным, партизаны переправили в лесные лагеря часть жителей города Дно. В таких же лагерях нашли убежище крестьяне многих сел и деревень Дновского и Порховского районов. Сорвав намерения оккупантов угнать население Ленинградской области на фашистскую каторгу, пар­тизаны и подпольщики сохранили жизнь более чем 400 тыс. советских граждан. Самоотверженно боролись и молдавские партизаны. Только 3 партизанских отряда Молдавии в течение июля - августа 1944 г. спасли от угона в Германию свыше 40 тыс. жителей 6 . Накануне штурма Одессы советскими войсками подпольщики и партизаны вышли из катакомб и вступили в бой с фашистами, не дав им возможности разрушить город и учинить расправу над беззащитным населением. В Минске подпольщики при активной поддержке жителей еще до прихода Красной Армии тушили пожары, разминировали здания, мосты и другие городские объекты. С приближением Красной Армии к границам Литвы подпольная комсомольская организация Каунаса выделила специальную группу, которая должна была помешать оккупантам взрывать заводы и фабрики. Комсомольцы-подпольщики вывели из строя всю телефонную сеть города, в результате чего распоряжение германского командования о взрыве многих зданий не было передано.

Несмотря на огромный материальный ущерб, нанесенный нашей стране врагом, ему все же не удалось превратить оставленную под ударами Красной Армии территорию «в зону пустыни». В этом большая заслуга Коммунистической партии, советских партизан и подпольщиков.

В 1944 г. партизаны вели напряженную борьбу с крупными карательными экспедициями врага. Оккупанты, чувствуя, что земля горит у них под ногами, стремились всеми средствами и методами задушить партизанское движение. В районах действий партизан они подвергали репрессиям население, вели лживую пропаганду, устраивали провокации, засылали в партизанские отряды агентов и т. п. Однако богатый опыт, накопленный в боях с захватчиками, научил партизан успешно противодействовать этим коварным приемам врага. Гитлеровцы вынуждены были использовать для борьбы с народными мстителями главным образом свои регулярные части.

В проведенных немецко-фашистскими оккупантами в 1944 г. карательных экспедициях участвовало большое количество регулярных частей и соединений, поддержанных артиллерией, танками и авиацией. Особенно зверствовали каратели в Белоруссии, Калининской области, Крыму и Латвии. С декабря 1943 г. по июль 1944 г. германское командование организовало 19 крупных карательных экспедиций для ликвидации калининских партизан. В Латвии только против партизанского отряда под командованием А. С. Поча в начале июня 1944 г. гитлеровцы провели карательную экспедицию, в которой участвовали около 20 тыс. солдат и офицеров. Поте­ряв 700 человек убитыми и ранеными, фашисты так и не смогли добиться цели. Напряженной была борьба с карателями в Белоруссии, продолжавшаяся до перехода в наступление советских войск в июне 1944 г. Немецко-фашистское командование бросило против белорусских партизан часть армейских резервов, а также часть резерва группы армий «Центр».

Карательные экспедиции гитлеровцы часто начинали с блокады партизанских районов. В борьбе с превосходившими силами врага блокированным партизанам оказывали помощь местные жители, соседние партизанские формирования, войска Красной Армии, действовавшие на данном участке фронта. Население партизанских районов под руководством партийных организаций участвовало в строительстве оборонительных сооружений и заграждений на направлениях вероятного наступления противника, вело разведку, снабжало партизан продуктами, принимало участие в боях с карателями. Штабы партизанского движения посылали в блокированные рай­оны своих представителей и оперативные группы, которые возглавляли борьбу партизан. По их указанию соседние партизанские отряды и соединения наносили удары по тылам карательных группировок гитлеровцев и по вражеским коммуникациям, сковывали противника, вынуждая его распылять силы для охраны тыла.

Руководящие партийные органы принимали меры для усиления материальной помощи партизанам, эвакуации детей и раненых из зоны окружения. Только с 22 июня по 13 июля 1944 г. в район боевых действий калининских партизан авиация совершила 347 самолето-вылетов и вывезла оттуда 105 раненых и больных партизан, 1571 ребенка, 93 женщины. Партизаны получили более 60 тонн боеприпасов, оружия и продовольствия. В период боев с карателями в Полоцко-Лепельском партизанском крае Белорусским штабом партизанского движения и штабом 3-го

Белорусского фронта была организована в марте - апреле переброска партизанам: 215 тонн боеприпасов. За это же время из района боевых действий было вывезено около 1500 раненых Советская авиация бомбила скопления войск карателей и их резервы И прикрывала партизанские районы от ударов вражеских бомбардировщиков.

В зависимости от создававшейся обстановки партизаны либо упорно удерживали обороняемые районы, либо, прорвав блокаду, выходили из окружения, а затем вновь возвращались в места своего основного базирования. Часто перед началом карательной экспедиции партизаны наносили упреждающие удары по коммуникациям противника и его гарнизонам, что нередко срывало намерения врага.

В боях с карателями партизаны проявляли исключительную стойкость и само­отверженность. Бессмертными подвиг совершили партизаны-бронебойщики В. А. Волков, В. М. Федуро, Д. П. Хахель, В. П. Хахель, И. С. Хахель, С. Н. Коржаков и И. В. Чернышев из бригады имени В. И. Ленина во время боев в Полоцко-Лепельском партизанском крае в апреле 1944 г. Обороняя порученные им участки, они несколько раз подпускали вражеские танки на 30-40 метров и расстреливали их в упор из противотанковых ружей. Когда кончились патроны, бесстрашные патриоты броси­лись со связками гранат под танки.

Героический поступок совершил X. А. Таммеметс из Эстонской партизанской бригады, которой командовал А. Ф. Филиппов. 6 марта 1944 г. Таммеметс, прикрывавший отход своих товарищей, был ранен. Однако он продолжал вести неравный бой с фашистскими карателями. Когда силы его стали иссякать и гитлеровцы вплотную приблизились к нему, мужественный партизан подорвал себя и двух фашистов гранатой.

Благодаря высоким морально-боевым качествам советских партизан, умелому использованию местности и современных средств борьбы, хорошей разведке, централизованному руководству действиями крупных группировок партизан, активной помощи, которую оказывала им вся наша страна, карательные экспедиции врагакак правило, были безуспешными. Гитлеровцам не удалось уменьшить размах и активность партизанского движения и тем более подавить его. Во многих районах действенность партизанской борьбы в 1944 г. значительно усилилась.

Советские люди вели в тылу врага не только вооруженную борьбу. Они саботировали все политические, экономические и военные мероприятия оккупантов, срывали намерения врага обеспечить немецкую промышленность рабочей силой из оккупированных районов нашей страны, уклонялись от мобилизации на оборонительные работы. Те же советские граждане, которые вынуждены были работать на заводах и фабриках, организовывали массовое вредительство, задерживали сроки выпуска продукции и делали все для снижения ее качества. Подпольно-диверсионная группа на Проскуровском аэродроме выводила из строя вражеские самолеты, подбрасывая во время их ремонта в цилиндры моторов песок и мелкое железо. Путем подрезывания тросов стабилизаторов советские патриоты вызвали 17 аварий машин в воздухе. Подпольщики города Черновицы портили оборудование обувной фабрики, работавшей на немецкую армию, подсыпая песок в электромоторы. На Ни­колаевском судостроительном заводе подпольщики сорвали испытание дизелей. В чугунолитейном цехе этого завода в результате саботажа ремонт двух кранов продолжался от 5 до 8 месяцев вместо 12 дней, предусмотренных нормой. 60-тонный молот в прессовом цехе ремонтировался 6 месяцев, хотя по норме тре­бовалось 20 дней. Ремонт крана для постройки судов на стапелях длился 6 месяцев вместо одного. На железнодорожном транспорте рабочие и служащие затягивали сроки формирования поездов, ремонта паровозов и подвижного состава, умышленно пережигали топливо, выводили из строя паровозы, нарушали связь, чтобы умень­шить пропускную способность дорог.

Таким образом, мероприятия Коммунистической партии и накопленный опыт борьбы в тылу врага обеспечили тесное взаимодействие партизанских формирований с Красной Армией, позволили сосредоточить усилия партизан и подпольщиков на оказании ей эффективной помощи. Партийные организации партизанских формирований и подполья поддерживали высокий боевой дух партизан и подпольщиков, поднимали сотни тысяч жителей на активную борьбу с гитлеровскими захватчиками. Помощь населения способствовала успешным действиям партизан и наступлению советских войск. Партийные организации возглавили борьбу партизан и подпольщиков за спасение советских людей от угона в фашистское рабство, за сохранение народных ценностей от уничтожения их врагом. Позднее это содей­ствовало быстрому восстановлению разрушенного войной народного хозяйства в освобожденных районах.