Психологические методы исследования в психологии. Методы психологического исследования. Анкетирование и социометрия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

1. Наблюдение

1.1 Внешнее наблюдение

1.2 Внутреннее наблюдение (самонаблюдение)

2. Метод эксперимента

2.1 Лабораторный эксперимент

2.2 Естественный эксперимент

3. Метод исследования продуктов деятельности

4. Биографический метод исследования

4.1 Психологическое моделирование

4.2 Сравнительно-генетический метод

5. Методы опроса

5.1 Беседа

5.2 Интервью

5.3 Анкетирование

5.4 Тестирование

5.5 Социометрия

Заключение

Список литературы

Введение

Психологическая наука использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

для психологического анализа профессиональной деятельности;

для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т.д.);

для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психологии, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии, которая включает две больших категории методов: группу не экспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Методы психологии -- это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используя их для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным помощником. Они направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Методы исследования в психологии изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Например, нельзя понять свойства личности ученика, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Существует различные методы, используемые в психологии:

· наблюдение

· эксперименты

· исследования продуктов деятельности

· тестирование

· биографический метод и другие.

Они подразделяются на научные и непосредственно применяемые в практике. При изучении психических явлений обычно используются различные методы, дополняющие друг друга.

Например, проявление несобранности работника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять экспериментом, использовать тестирование .

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки. Использовать методы работы в психологии нужно системно и под каждую задачу конкретно. Сначала, уточняются возникший вопрос, задача, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

1. Наблюдение

Метод наблюдения в психологии предполагает объяснение психического явления в процессе специально организованного восприятия. Научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе. Оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко отмечаются. Наблюдение направлено на внешние проявления психической деятельности - действия, мимику, жесты, высказывания, поведение и деятельность человека. По объективным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, о чертах личности и т. п.

Сущность наблюдения состоит не только в регистрации фактов, но и в научном объяснении их причин, в открытии закономерностей, понимания их зависимости от окружающей среды, воспитания, от особенностей функционирования нервной системы .

Требования к наблюдению:

1) целенаправленность

Наблюдатель должен отчетливо представлять, что он собирается наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов

2) систематичность

Означает, что наблюдение должно проводиться не от случая к случаю, а систематически, что требует определенного более или менее продолжительного времени.

3) естественность

Диктует необходимость изучения внешних проявлений психики человека в естественных условиях - обычных, привычных для него; при этом испытуемый не должен знать, что за ним специально и внимательно наблюдают.

4) обязательная фиксация результатов

Факты должны быть зарегистрированы в дневнике или протоколе.

Для полноценного наблюдения необходимо:

а) принимать во внимание многообразие проявлений психики человека и наблюдать их в различных условиях (дома, на улице, на работе)

б) фиксировать факты со всей возможной точностью (неправильно произнесенные слова, фразы, ход мысли)

в) учитывать условия, влияющие на протекание психических явлений (состояние человека, обстановка)

1.1 Внешнее наблюдение

Это способ сбора данных о другом человеке, его поведении и психологии путем наблюдения со стороны.

Виды внешнего наблюдения:

* сплошное, когда фиксируются все проявления психики в течение определенного времени (в течение дня, во время игры)

* выборочное, направленное на те факты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу

* длительное, систематическое, в течение ряда лет

* кратковременное наблюдение

* включенное, когда психолог на время становится активным участником процесса, за которым ведется наблюдение, и фиксирует его изнутри

* не включенное, когда наблюдение ведется извне

* непосредственное - его проводит сам исследователь, наблюдая за психическим явлением во время его протекания;

* опосредованное - в этом случае используются результаты наблюдений, проведенных другими людьми (аудио- и видеозаписи)

1.2 Внутреннее наблюдение (самонаблюдение)

Это получение данных при наблюдении субъекта за своими собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания (интроспекция) или вслед за ними (ретроспекция). Такие самонаблюдения имеют вспомогательный характер, но в ряде случаев обойтись без них невозможно.

Плюсы наблюдения:

1) исследуемое явление протекает в естественных условиях

2) возможность применения точных приемов фиксации фактов

Минусы наблюдения :

1) главный недостаток -- пассивная позиция наблюдателя

2) невозможность исключить случайные факторы, влияющие на протекание изучаемого явления

3) невозможность повторного наблюдения тождественных фактов

4) субъективность в интерпретации фактов

5) наблюдение чаще всего отвечает на вопрос «что?», а вопрос «почему?» остается открытым

Наблюдение входит составной частью в два других метода - эксперимент и беседу.

2. Метод эксперимента

Является основным методом психологии. Его отличительная особенность: исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

2.1 Лабораторный эксперимент

Характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При таком эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (фигур, букв, слов, фраз и т. д.) и ставится задача -- обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

Требования к лабораторному эксперименту:

1) положительное и ответственное отношение к нему испытуемых

2) равенство условий участия в эксперименте всех испытуемых

3) доступная, понятная инструкция для испытуемых

4) достаточное количество испытуемых и число опытов

Достоинствами лабораторного эксперимента:

1) возможность создания условий для возникновения необходимого психического явления

2) большая точность и чистота

3) возможность строгого учета его результатов

4) многократное повторение

5) возможность математической обработки полученных данных

Недостатки лабораторного эксперимента :

1) искусственность обстановки влияет на естественное течение психических процессов у некоторых испытуемых (страх, стресс, волнение у одних, и подъем, высокая производительность, хорошие успехи - у других

2) вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого неизбежно оказывается средством воздействия (полезного или вредного) на изучаемую личность.

2.2 Естественный эксперимент

Сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

3. Метод исследования продуктов деятельности

Он позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков. Изучая материальные продукты предшествующей деятельности человека, можно косвенно судить об особенностях как о деятельности, так и о действиях субъекта. Поэтому данный метод иногда называют «методом косвенного наблюдения ».

1) Продукты деятельности, созданные в процессе игры

Являются различные постройки из кубиков, песка, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками детей.

2) Трудовой деятельности

3) Продуктивной деятельности

К ним относятся рисунки, аппликации, различные поделки, рукоделие, художественное произведение, заметку в стенгазету.

4) Продукты учебной деятельности

Относятся контрольные работы, сочинения, чертежи, черновики, домашние задания.

К методу изучения продуктов деятельности предъявляются определенные требования:

1) наличие программы

2) изучение продуктов, созданных не случайно, а в ходе типичной деятельности

3) знание условий протекания деятельности

4) анализ не единичных, а многих продуктов деятельности испытуемого

4 . Биографический метод исследования

Он состоит в выявлении главных факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, его адаптацию в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Этот метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, ослабления возрастных кризисов.

4.1 Психологическое моделирование

В настоящее время широко применяемый метод, который выражается в знаковой имитации психических явлений. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, а также логического мышления.

4.2 Сравнительно-генетический метод

Суть этого способа в изучении психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

5. Методы опроса

Это методы получения информации на основе вербальной коммуникации. В рамках этих методов можно выделить беседу, интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).

5.1 Беседа

Представляет собой метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Ее можно рассматривать как направленное наблюдение, сконцентрированное вокруг ограниченного количества вопросов, имеющих большое значение в данном исследовании. Особенностями беседы является непосредственность общения с изучаемым лицом и вопросно-ответная форма.

Беседа обычно используется: для получения данных о прошлом испытуемых, более глубокого изучения их индивидуальных и возрастных особенностей (склонностей, интересов, убеждений, вкусов), изучения отношения к собственным поступкам, поступкам других людей, к коллективу и так далее. психологический анкета тестирование способность

Беседа либо предшествует объективному изучению явления (при первоначальном знакомстве перед проведением исследования), либо следует за ним, но может использоваться как до, так и после наблюдения и эксперимента (для подтверждения или уточнения того, что было выявлено). В любом случае беседа обязательно должна сочетаться с другими объективными методами.

Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности со стороны исследователя и от искренности ответов, даваемых испытуемым.

Требования, предъявляемые к беседе:

1) необходимо определить цель и задачи изучения

2) следует составить план (но, будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда индивидуализирована)

3) для успешного проведения беседы необходимы создание благоприятной обстановки

4) следует заранее тщательно продумать и наметить вопросы, которые будут заданы испытуемому

5) каждый следующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос

6) в ходе беседы обследуемый также может задать вопросы психологу, проводящему беседу

7) после беседы все ответы испытуемого тщательно фиксируются

В ходе беседы исследователь наблюдает за поведением, выражением лица испытуемого, характером речевых высказываний - степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, особенностью грамматического построения фраз и т. п.

Вопросы, используемые в беседе, должны быть понятны испытуемому, недвусмысленны и соответствовать возрасту, опыту, знаниям изучаемых людей. Ни по тону, ни по содержанию они не должны внушать испытуемому определенных ответов, в них не должна содержаться оценка его личности, поведения или какого-либо качества.

Вопросы могут дополнять друг друга, изменяться, варьировать в зависимости от хода исследования и индивидуальных особенностей испытуемых. Данные об интересующем явлении могут быть получены как в виде ответов на прямые, так и на косвенные вопросы. Прямые вопросы иногда смущают собеседника, и ответ может быть неискренним («Нравится ли вам ваш начальник?»). В подобных случаях лучше использовать косвенные вопросы, когда истинные цели для собеседника замаскированы («Как вы думаете, что значит „хороший преподаватель“?»).

При необходимости уточнения ответа испытуемого не следует задавать наводящие вопросы, подсказывать, намекать, качать головой и т. п. Лучше сформулировать вопрос нейтрально: «Как это следует понимать?», «Поясните, пожалуйста, свою мысль», или задать проективный вопрос: «Как, по-вашему, должен поступить человек, если его незаслуженно обидели?», или описать ситуацию с вымышленной личностью. Тогда при ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение к ситуации.

Беседа может быть:

1) стандартизированной, с точно сформулированными вопросами, которые задаются всем опрашиваемым

2) не стандартизированной, когда вопросы ставятся в свободной форме

Достоинства этого метода:

1) индивидуализированный характер

2) максимальная адаптация к испытуемому и непосредственный контакт с ним, что позволяет учитывать его ответные реакции и поведение

3) гибкость

Недостатки этого метода :

1) выводы о психических особенностях испытуемого делаются на основе его собственных ответов.

Но о людях принято судить не по словам, а по делам, конкретным поступкам, поэтому данные, полученные в ходе беседы, должны быть обязательно соотнесены с данными объективных методов и мнением компетентных лиц об опрашиваемом.

5.2 Интервью

Это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в социальной психологии.

Виды интервью:

1) свободное, не регламентированное темой и формой беседы

2) стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.

5.3 Анкетирование

Суть этого метода заключается в сборе данных, основанных на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают испытуемым для письменного ответа.

Главный компонент анкеты - не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования.

По своей функции вопросы могут быть:

1) основными или наводящими

2) контрольными или уточняющими

Любая грамотно составленная анкета имеет строго определенную структуру:

1) во вступлении излагаются тема, задачи и цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты

В начале анкеты помещаются простые, нейтральные по смыслу вопросы (так называемые контактные), цель которых - заинтересовать опрашиваемого

2) в середине находятся наиболее сложные вопросы, требующие анализа, размышления

3) в конце анкеты приводятся простые, «разгрузочные» вопросы;

4) в заключении (при необходимости) содержатся вопросы о паспортных данных опрашиваемого - пол, возраст, гражданское состояние, род занятий и так далее.

После составления анкета обязательно должна быть подвергнута логическому контролю. Достаточно ли ясно оговорена техника заполнения анкеты? Все ли вопросы составлены стилистически грамотно? Все ли термины понятны опрашиваемым лицам? Не следует ли добавить к некоторым вопросам позицию «Другие ответы»? Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемых?

Затем следует проверить композицию всей анкеты. Соблюден ли принцип расположения вопросов (от наиболее простых в начале анкеты к особо значимым, целевым в середине и простым в конце? Не прослеживается ли влияние предыдущих вопросов на последующие? Нет ли скопления однотипных вопросов?

После логического контроля анкета проверяется на практике в ходе предварительного исследования.

Виды анкет достаточно многообразны:

1) индивидуальная анкета, если анкета заполняется одним человеком

2) групповая, если она выражает мнение какой-то общности людей

Анонимность анкеты заключается не только и не столько в том, что испытуемый может не подписывать свою анкету, а по большому счету в том, что исследователь не имеет права распространять информацию о содержании анкет.

1) открытая анкета

С использованием прямых вопросов, направленных на выявление осознаваемых качеств испытуемых и позволяющих им строить ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме. На этот счет исследователь не дает никаких указаний. В открытой анкете обязательно должны содержаться так называемые контрольные вопросы, которые используются для обеспечения достоверности показателей. Вопросы дублируются скрыто-аналогичными - при расхождении ответы на них не принимаются во внимание, потому что не могут быть признаны достоверными.

2) закрытая анкета

Предполагает ряд вариативных ответов. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего из них. Закрытые анкеты легко обрабатывать, но они ограничивают самостоятельность отвечающего.

3) анкета-шкала

В ней испытуемый не просто должен выбрать наиболее правильный ответ из готовых, но и прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов.

Достоинства всех видов анкет:

1) массовость обследования

2) быстрота получения большого количества материала

3) применение математических методов его обработки

Недостатки всех видов анкет :

1) трудность качественного анализа и субъективность.

2) при анализе всех видов анкет вскрывается только верхний слой материала.

5.4 Тестирование

Метод тестирования--диагностика психических возможностей, способностей, склонностей и навыков индивида .

Психологический тест -- краткое и ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, памяти, способности к профессиональной деятельности, диагностики личностных качеств , клинические тесты и другие.

Ценность тестов зависит от их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла) и тесты личности (MMPI), тесты, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Г. Роршаха, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида -- почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики позволяет исследовать каждую личности в отдельности и сделать относительно нее достоверный прогноз. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека»

5.5 Социометрия

Является специфическим вариантом анкетирования, разработанная американским социальным психологом и психотерапевтом Дж. Морено. Этот метод используют для изучения коллективов и групп - их направленности, внутригрупповых отношений, положения в коллективе отдельных его членов.

Процедура несложна: каждый член изучаемого коллектива письменно отвечает на ряд вопросов, которые называются социометрическими критериями. Критерием выбора является желание человека совместно с кем-либо что-то делать.

Выделяют:

1) сильные критерии (если осуществляется выбор партнера по совместной деятельности - трудовой, учебной, общественной)

2) слабые (в случае выбора партнера по совместному времяпрепровождению).

Опрашиваемых размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, и дают им возможность сделать несколько выборов. Если количество выборов ограничено (как правило, тремя), то методика называется параметрической, если нет - непараметрической.

Правила проведения социометрии предусматривают:

1) установление доверительных отношений с группой

2) объяснение цели проведения социометрии

3) гарантирование сохранения тайны ответов

4) подчеркивание важности и значения самостоятельности и секретности при ответах

5) проверка правильности и однозначности понимания вопросов, включенных в исследование

6) точный и ясный показ техники записей ответов

По итогам социометрии составляется социометрическая матрица (таблица выборов) - неупорядоченная и упорядоченная, и социограмма - графическое выражение математической обработки полученных результатов, или карта групповой дифференциации, которая изображается в виде либо специального графика, либо рисунка, диаграммы в нескольких вариантах.

При анализе полученных результатов членов группы относят к социометрическому статусу:

1) в центре - социометрическая звезда (те, кто получил 8--10 выборов в группе из 35-40 чел.)

2) во внутренней промежуточной зоне находятся предпочитаемые (те, кто получил больше половины максимального количества выборов)

3) во внешней промежуточной зоне располагаются принятые (имеющие 1-3 выбора)

4) во внешней - изолированные (парии, «робинзоны»), не получившие ни одного выбора.

При помощи данного метода можно выявить и антипатии, но в этом случае критерии будут другими («С кем бы ты не хотел..?», «Кого бы ты не пригласил..?»). Те, кого сознательно не выбирают члены группы, являются отверженными (отвергаемыми).

Другими вариантами социограммы являются:

* «группировка» - плоскостное изображение, на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы, и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов;

* «индивидуальная», где вокруг испытуемого располагаются члены группы, с которыми он связан. Характер связей обозначается условными знаками:? - взаимный выбор (взаимная симпатия), ? - односторонний выбор (симпатия без взаимности).

Социометрия отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы, позволяет наглядно представить структуру этих отношений и сделать предположение о стиле лидерства и о мере организованности группы в целом.

Заключение

Прикладные отрасли психологии, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности и даже жизни в целом. Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования:

1) использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т.п.;

2) каждый метод должен быть объективным методом, т.е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности, на что указывал в своей статье "Об объективном методе в психологии" Б.М. Теплов;

3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т.е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот.

Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

2. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.

3. Дмитриева МА., Крылов АА., Нафтулъев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979 - 142с.

4. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. “ПИТЕР”,

г. Санкт-Петербург, 2001 - 129с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б.«Введение в общую психологию».М. “ЧеРо”, 1998 - 90с

6. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». “ПИТЕР”, Санкт-Петербург, 2002 - 157с

7. Слободчиков В.И. « Психология человека», М.“ШКОЛА_ПРЕСС”,1995/98с.

8. Кольцова, В. А., Олейник, Ю. Н. Психологи в годы Великой Отечественной войны: подвиг на века // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -№ 2. -С. 40-51.

9. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. -- Академия, Смысл, 2009. - 512 с.- 3000 экз.

10. Маклаков, А. Г. Общая психология. -- СПб: Питер, 2002. -- 592 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История научно-психологического изучения способностей, исследования феномена способностей в отечественной психологии. Высокие достижения способного человека как результат соответствия комплекса его нервно-психических свойств к требованиям деятельности.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Основы взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Методы психологического исследования по Б.Г. Ананьеву, классификация и их практическая направленность.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Предмет исследования в возрастной психологии, а также сущность, классификация и особенности применения основных методов ее исследования. История становления и развития возрастной и педагогической психологии в России, анализ ее современного состояния.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие и классификация методов психологического исследования. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы исследования. Методы обработки полученных данных. Процедура перевода качественных данных в количественные, экспертная оценка, рейтинг.

    реферат , добавлен 20.11.2014

    Рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации. Группирование методов психологического исследования: не экспериментальные психологические методы; диагностические методы; экспериментальные методы; формирующие методы.

    реферат , добавлен 01.04.2008

    Предмет, характеристика, теоретические и практические задачи возрастной психологии как науки. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, наблюдение и эксперимент как методы эмпирического исследования психики ребенка.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным - тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и т.п.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

К вспомогательным методам относят: опрос в форме анкетирования или интервью, проективные методики, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы - анкетирование и интервью. Их отличия - в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Проективные методы характеризуются созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми. За каждой такой интерпретацией стоит уникальная система особенностей данного испытуемого. К проективным методам относят, например, метод фрустрации Розенцвейга.


Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования в психологии включает в себя, например, изобразительную деятельность. Список разработанных в этой области методов достаточно широк: «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» и др. В любом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически индивидуальное. В нем содержится много «сигналов» для психолога, что помогает ему глубже понять состояние клиента, его видение мира, социальные пристрастия. Однако такие методики предъявляют серьезные требования к специалисту-психологу: необходима длительная практика их применения, чрезвычайная осторожность в интерпретации полученных данных, умение правильно связать сложный комплекс методик, поскольку анализ продуктов деятельности не должен применяться изолированно от других методов.

Результаты научных исследований, полученные с помощью разных методов и методик, оформляются научными терминами в виде понятий. Понятие - это всегда логически оформленная общая мысль о классе предметов и явлений. Наиболее общее, предельное понятие носит название категория . В категории представлен деятельностный план, она организует исследование. Так, за категорией «психический образ» стоит множество явлений, обозначаемых такими терминами, как «ощущение», «восприятие», «представление». К наиболее значимым психологическим категориям также относят категории отражения, деятельности, общения, мотива, отношения и др.

Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных приемов, способов, которые выступают как методы психологического исследования.

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Методы психологических исследований также обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает.

Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описательный метод) и методом эксперимента.

Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

- объективность , т. е. объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.

- надежность , т. е. качество метода исследования, позволяющего получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

- валидность , т. е. мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Ананьеву):

1. Организационные методы:

Сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрасту, деятельности и т.д.

Лонгитюдный – многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени

Комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук, при этом один объект изучают разными способами.

2. Эмпирические методы:

- Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Этот метод незаменим там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребёнок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

- Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Экспериментальные методы:

Главным методом психологического исследования является эксперимент – опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Эксперимент бывает:

Лабораторным – протекает в специальных условиях, используется спец. аппаратура.

Естественный – протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

Констатирующий – иногда в нем моделируются некоторые стороны деятельности человека.

- психодиагностические методы:

- Тест – стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты могут быть:

По форме:

Индивидуальные и групповые.

Устные и письменные (по форме ответа).

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования).

Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).

Тесты интеллекта.

Тесты способностей.

Тесты достижений.

Тесты личности.

- Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

- опросник - это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными. Чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со свободными ответами (открытые).

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Опросники-анкеты классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведённых или дать свой собственный). Вопросы часто комбинируют.

- Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

- Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы.

- Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем общения.

- анализ продуктов деятельности - (контент-анализ) это количественно-качественный анализ документальных источников (письма автобиографии дневники, фотографии записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности. Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, был разработан специальный метод «контент-анализ». Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счёта. Выделяются два типа единиц: смысловые (качественные, единицы анализа) и единицы счета (количественные).

- биографические методы – изучение личности по имеющимся документам ее биографии.

- Проективные методы – это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход в оценке личности, а не выделение отдельных черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределённых символов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Выделяют следующие группы проективных методов:

Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

Методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;

Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

Методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

Методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

- Психофизиологические методы . Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. (Б.М.Теплов – В.Д.Небылицын в рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не предполагают содержания психического развития. Они находят своё проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Психофизиологические методики лишены оценочного подхода к индивиду, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. При определении диагностической значимости результатов используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надёжность, валидность). Эти методики являются аппаратурными: используются электроэнцефалограммы и иная специальная аппаратура. Но в последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).

- Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.

- Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное. Чаще всего интервью имеет следующую структуру:

введение: настройка на беседу, на сотрудничество;

свободные высказывания испытуемого;

общие вопросы («Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?);

подробное исследование;

снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностическое и клиническое. Диагностическое интервью – это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью – это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

3. Методы обработки данных:

Количественные – статистические

Качественные – дифференциация материала по группам, анализ.

4. Интерпретационные методы:

Генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

Структурный – устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности.

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: индивид, личность, индивидуальность. О человеке как о личности можно говорить с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной связи с развитием общества.

Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, психология, педагогика, медицина, но каждая в определенном аспекте. Так, психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Метод важнее открытия,

ибо правильный метод исследования

приведет к новым, еще более ценным открытиям

Л.Л.Ландау

Психология – это наука и практика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод путь, способ познания современной науки.

Метод – это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

Основные методы получения фактов в психологии:

· наблюдение

· эксперимент.

Вспомогательные методы :

· беседа,

· анкетирование,

· тесты,

· самонаблюдение,

· анализ продуктов творческой деятельности,

· социометрия и другие.

Наблюдение –исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Особенностью научного наблюдения, в отличие от простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения :

-срез (кратковременное наблюдение),

- лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

Сплошное (проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данного человека),

-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством или состоянием),

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

-внешнее (наблюдение со стороны),

-внутреннее (самонаблюдение),

-свободное (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя) ,

-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)

-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).

Процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

З) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

«+»: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.

«-»: большие затраты времени, невозможность повторного наблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления, трудность статистической обработки.

Иногда наблюдение входит составной частью и в два других метода - беседу и эксперимент.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Виды экспериментов:

1.Лабораторный Э. , он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

«+»: Эксперимент (лабораторный) может проводиться многократно.

«-» - испытуемый ведет себя недостаточно естественно, некоторая искусственность Э..

Этот метод используется с тех пор, как в 1879 году в Германии была открыта первая в мире психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт ) . Ранее использовался только метод интроспекции (самонаблюдения).

2.Естественный Э. , (В 1911г.русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этот вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

3.Психолого-педагогический Э. –сущность эксперимента состоит в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.

Психолого-педагогический Э. чаще состоит из 3-х:

1. констатирующий : направлен на установление и фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э. Проведение диагностик.

2. формирующий : активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.

3. контрольный : проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов. Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.

Вспомогательные методы:

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).

Виды бесед:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.

Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:

Косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)

Проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)

Требования к беседе:

1).непринужденность

2).нельзя превращать беседу в опрос

3).установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественной обстановки)

4).тщательно продумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)

Психологу принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы.

Материал, который в результате получает психолог, нуждается в самом строгом критическом анализе.

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».

«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека.

Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых.

Тесты:

Всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).

Предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.

Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты, как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксировать то, что есть в данный момент. На основе результатов теста нельзя строить прогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательного психического развития. Можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.

Метод социометрического исследования – исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер. психологомМорено , переработан Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получив название«Игра секрет»). Эта методика используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных отношений в группе сверстников.

Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагают сделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки, игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет. Выявляются следующие категории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.

Психологический анализ продуктов творческой деятельности - позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.

Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или несформированности навыков и умений ребенка.

ВЫВОД: Только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должны использоваться в тесном взаимоконтакте. Только в этом случае можно получить полную и объективную оценку развития личности.

А Вы задавались вопросом — как психолог может помочь Вам стать счастливее и успешнее?

Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием, человек, который слушает, беседует с Вами, помогает выйти из трудной жизненной ситуации. Он не медик и не назначает Вам никаких лекарств. Психолог способен Вас понять и помочь Вам справиться с трудностями наименьшими силами и средствами. Только если случай действительно тяжелый, психолог сам посоветует Вам обратиться к психиатру – врачу со специальным медицинским образованием, который использует в лечении лекарства и не интересуется внутренним состоянием пациента. И все-таки многообразие различных методик действующего психолога в большинстве случаев помогает подобрать решение для любого вопроса, разрешения любой жизненной ситуации.

У каждого психолога в арсенале есть любимые методики, которые он использует для помощи клиенту. Это могут быть как авторские, разработанные им же методики, так и методики, разработанные классиками психологии или коллегами.

Специальные упражнения, которые направлены на то, чтобы разобраться в Вашей внутренней жизни, переживаниях, страхах, помогут понять причину проблемы и подобрать эффективный способ решения без какого-либо медикаментозного лечения. Клиенты психологов – это обычные люди, которым трудно найти решение в жизненной ситуации самостоятельно. За помощью часто обращаются по причине неуверенности, комплексов, страхов, депрессий, фобий, психосоматических заболеваний и других психологических проблем.

В направлениях психологии, которые я применяю в своей практике, влияние психолога на человека, обратившегося за помощью, минимальное. Каждый человек – это индивидуальность, личность. В каждом, наряду с проблемой, существует и ее решение. Моя задача как психолога помочь Вам увидеть свое собственное решение, найти внутри себя не энергозатратный, наиболее приемлемый и эффективный путь к достижению желаемого результата.

Организм человека это самодостаточная система, и если есть нарушение, то есть и рецепт решения. Достаточно только прислушаться к внутренним ощущениям. Техники и методы, которые я применяю в работе, основаны на контакте человека с его подсознанием. Именно Ваше подсознание знает решение Вашей ситуации и именно это решение мы с Вами находим на практическом сеансе – то, что более всего подходит в данной ситуации. Это НЕ внушение или гипноз. Это эффективные и несложные методы, которые помогают получить нужный результат как непосредственно в процессе сессии, так и после занятий. Многие из них могут стать Вашим ежедневным инструментом для понимания собственной Души.

Кратко расскажу о методах, которые я использую на практических сессиях.

Символдрама – это метод «сновидений наяву», путешествие подсознания по специально созданным сценариям. В символдраме используется особый способ работы с воображением для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты. Этот метод применяется для краткосрочного лечения неврозов и психосоматических заболеваний, в лечении пищевых нарушений, при проблемах поведения и социальной адаптации, для избавления от страхов, для того, чтобы справиться с горем, потерей близкого человека, для развития уверенности в принятии решений, познания себя и своих возможностей, улучшения отношений с окружающими.

Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Это все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаика и коллажи, работа с гипсом и боди-арт, лепка, фотография, музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, сказкотерапия и т.д. Занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению. В творчестве ярче и нагляднее происходит воплощение страхов, опасений, представлений в материальную форму, в творческий шедевр. Техники арт-терапии помогают избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, способствуют изменению поведения, активизируют творческие силы. Арт-терапия успешно применяется при работе с детьми и взрослыми.

На занятиях мы с Вами совместно решаем Вашу проблему, а после сессий у Вас остается навык, которым Вы можете пользоваться в дальнейшем для работы с другими проблемами и жизненными ситуациями.

Все используемые техники позволяют влиять на внутренний мир человека и в то же время не травмируют сознание. В некоторых случаях даже не обязательно рассказывать ситуацию, если Вы этого не хотите. Результаты получаются быстро или очень быстро. В зависимости от глубины проблемы и времени нахождения в ней потребуется от 1 до 10 занятий. Чем больше сессий, тем более глубокие проработки проблем и эмоциональных состояний. Тем более стойкий результат.

Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы. Мы представляем свое будущее и вспоминаем прошлое, как реальность. Мы можем представить людей, которых давно уже нет на земле, можем переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Работа с образами — языком нашего подсознания — помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Управление образами, своим восприятием, своим сознанием делает человека хозяином своей жизни, позволяет достичь желаемых целей, избавиться от болезней, ощутить себя сильным, счастливым и успешным.

Не ждите милостей от природы, возьмите свою судьбу в свои руки, сделайте шаг к лучшей жизни!

Ольга Леонтьева, трансформационный коуч, психолог, биоэнергопрактик