Научные станции в антарктиде. Его Величество Случай. Станция Молодёжная Станция молодежная антарктида

14 января 2003 года исполняется 40 лет со дня открытия на побережье Восточной Антарктиды /Земля Эндерби/ советской научной станции "Молодежная", долгие годы считавшейся "столицей" советских, а после 1991 года - российских полярников.

Станция имела более 70 различных сооружений /в т.ч. жилые дома, научные лаборатории и павильоны, мощный радиоцентр, электростанцию, станцию ракетного зондирования атмосферы, склады, топливную базу/, располагавшихся на свободном ото льда грунте в небольшом прибрежном антарктическом оазисе на берегу залива Алашеева /море Космонавтов/.

Комплекс работ, проводимых на главной базе отечественной науки на шестом континенте, был весьма обширен и включал ледовую разведку и составление карт ледовой обстановки, прибрежные снегомерные и ледовые наблюдения, метеорологический мониторинг и многое другое.

Несмотря на то, что "Молодежная" расположена в сравнительно мягких климатических условиях /минимальная температура составляет минус 15 градусов по Цельсию, максимальная - плюс семь, в отличие от станции "Восток", где 21 июля 1983 года была зафиксирована рекордно низкая температура на поверхности Земли - минус 89,2 градуса/, выдержать их под силу далеко не каждому. Так, по словам многих участников экспедиций, "зимой дует такой ветер, что на ногах устоять просто невозможно". Помимо этого, было установлено, что даже в таком щадящем температурном режиме человеку противопоказано проживание в Антарктиде более пяти лет ввиду сильнейшего ослабления иммунной системы организма.

С именем станции связаны многие рекорды и достижения. Так, 10 февраля 1980 года по маршруту Москва-"Молодежная" состоялся авиаперелет на самолете Ил-18Д: экипажи Е.Бунчина и А.Денисова преодолели расстояние в 16 тысяч километров за 26 летных часов.

44-я научная экспедиция под руководством Леонида Сергеевича Алексеева на "Молодежной" оказалась последней: 9 июля 1999 года флаг РФ на станции был приспущен, после чего зимовочный состав отбыл на судне "Академик Федоров", а сама станция была законсервирована. По данным на конец 2001 года, в Антарктиде остались всего четыре станции и две базы, принадлежащие РФ, в то время как, например, США располагали тремя стационарными базами и 18 сезонными.

В настоящее время "столицей" российских полярных исследователей является станция "Прогресс", однако это не решает того большого количества проблем, которые связаны с изучением южного континента. Одна только "консервация" "Молодежной" включала, в частности, демонтаж оборудования и доставку его на новое место, постановку жилого фонда и коммуникационных систем на хранение, а также утилизацию /в соответствии с международными Конвенцией по охране среды обитания и Протоколом об охране окружающей среды/ различного рода мусора и отходов.

Так, одна из действующих российских станций - "Беллинсгаузен" - перешла на работу в сезонном режиме; всего же на трех оставшихся станциях в зимний период остаются порядка 100 человек.

Существует и ряд технических вопросов, препятствующих оптимальному ведению научных исследований и прочих работ, как, например, замена устаревшего оборудования на современное и экологически чистое и модернизация и пополнение авиационного парка /российскую полярную авиацию составляют преимущественно легкие самолеты/.

Статья содержит информацию о полярных станциях Антарктиды. Рассказывает об условиях жизни и труда исследователей-полярников. Содержит исторические сведения, с которыми связаны важнейшие моменты в истории освоения континента.

Научные станции в Антарктиде

Основная часть полярных станций находится в прибрежном районе континента, и только три из них расположены в глубине:

  • американская база «Амундсен – Скотт»;
  • франко-итальянская база «Конкордия»;
  • российская база «Восток».

Рис. 1. Российская база «Восток».

Местность, где размещена станция «Восток», считается особенно суровой с погодно-климатической точки зрения.

С открытием станции «Восток» в Антарктиде связана интересная история. В начале 50-х годов минувшего столетия на заседании во Франции ставились задачи относительно освоения самого холодного континента. Делегат из СССР опоздал на встречу из-за трудностей с документами. Место под станцию на самом Южном географическом полюсе было передано американцам.

Станция «Восток» была основана в 1957 году.

СССР достался Южный геомагнитный полюс и полюс недоступности.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

По истечении полувека ученым удалось добыть пробу воды подземного озера, которое находилось под самой станцией.

Одноименное озеро - пятое по объему пресной воды. Оно находится подо льдом на глубине почти 4000 м.

История в именах и цифрах

Станция «Молодежная» носит гордое имя «бывшая столица» Антарктиды.

Станция была самым крупным и масштабным строением такого назначения. На базе некогда находилось около семидесяти строений, которые повторяли инфраструктуру улиц. Здесь размещались: жилые корпуса, научные и исследовательские лаборатории, а также нефтебаза и аэродром, который был способен принимать крупные самолеты, типа ИЛ-76.

Станция являлась полноценно работающей с 1962 года. На ее территории могло одновременно разместиться до полутора сотен человек. Но в конце 90-х (в 1999году) триколор России был спущен. В 2006 году база, которая работала круглый год, стала сезонным объектом.

Свое название база «Мирный» получила от шлюпки, корабля экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. На базе была открыта и первая обсерватория.

Всего на Антарктиде расположено 5 российских баз, которые функционируют постоянно:

  • «Беллинсгаузен»,
  • «Мирный»,
  • «Восток»,
  • «Прогресс»,
  • «Новолазаревская».

Ученые исследуют атмосферу, погоду, льды, движение земной коры. На всех базах созданы достаточно комфортные условия. Ближайшие соседи ученых с базы «Новолазаревская» – специалисты из Индии.

«Беллинсгаузен» – единственная полярная станция Антарктиды, которая имеет на своей территории православный храм.

Рис. 2. Храм на станции «Беллинсгаузен».

Сегодня основной российской полярной станцией является «Прогресс». Изначально она была открыта как сезонная (в 1989 г.), но позже получила статус постоянной.

За последнее время база переложила на себя основную часть функций, которые некогда выполняли «Мирный» и «Молодежная». Станция представляет собой административный, научный и логистический пункт Русской Антарктиды.

Рис. 3. Станция «Прогресс.

«Академик Вернадский» бывшая британская станция, которая была куплена Украиной за символическую плату в 1 фунт стерлингов.

Что мы узнали?

Узнали, какая из полярных станций является самой большой. Выяснили, сколько станций России работают в постоянном режиме. Получили сведения о том, какая база продолжает свою работу в самых суровых и тяжелых погодных условиях. Узнали, какие из научно-исследовательских объектов находятся на наибольшем отдалении от других. Выяснили, какие научные изыскания осуществляют исследователи на самом холодном из материков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 66.

Станция Молодёжная..

Гора Вечерняя и домики строителей аэродрома.Взлетно-посадочная полоса уникальная. С помощью специальных дорожных катков строители укатывали снег и получился твёрдый слой снега, позволяющий произвести посадку самолёта на колёсном шасси.
Отыскать подходящее для аэродрома место в Антарктиде чрезвычайно трудно. С одной стороны, его нужно строить поближе к научной станции, чтобы обеспечить надежную наземную связь. С другой - не следует удаляться и от берега, куда подходят морские корабли. Хотелось бы, чтобы естественный рельеф в какой-то мере отвечал термину «аэродром». Полосу сделали на леднике покрытым снегом, а ледник постоянно сползает в океан и её каждый год приходилось переносить назад на купол. Полоса, на которую садились в первом полёте сползла на 120 метров к океану.
- Рейс из Москвы в Антарктиду понадобился нам не для установления каких-либо рекордов, - говорил заместитель министра гражданской авиации СССР Б.Д.Грубий, технический руководитель перелета. - Перед нами поставили задачу: наладить четкую оперативную связь с шестым континентом, чтобы доставка полярников в Антарктиду занимала два-три дня вместо нескольких месяцев утомительного плавания…
Оставалось подобрать подходящий лайнер с приемлемой дальностью полетов и взлетным весом в пределах 70 т. Этим требованиям отвечал серийный турбовинтовой Ил-18Д, а первым командиром экипажа, совершивший посадку на снежный аэродром станции Молодёжная, стал Анатолий Николаевич Денисов из Московского аэропорта Внуково. И остался, наконец, «пустяк» - построить на ледяном куполе далекого континента аэродром, полоса которого не промялась бы под колесами «Ильюшина».

Знаменитый столб.
Именно для проведения научных экспериментов наш Ил-18Д и слетал к Южному географическому полюсу. Перед вылетом приехали учёные и начали пристраивать приборы. Где взять питание? Где можно подключиться к антене? Хотели произвести сьёмку местности с Ил-18Д и на обратном пути выяснилось,что выполненая сьёмка равна сьёмке на Ил-14 за пол года.

О чем говорят эти эпизоды? Во-первых, об исключительно важной роли авиации в работе антарктических экспедиций. Крылатые машины доставляют необходимые грузы зимовщикам, ведут ледовую разведку в прибрежных районах, с борта самолета ведется аэрофотосъемка и аэромагнитная съемка. Авиация помогает геологам, геофизикам, гляциологам. Перечень этих работ, конечно не полный.
Этот беспримерный в истории освоения шестого континента рейс был организован Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, в ведении которого находятся советские антарктические станции и Министерством Гражданской авиации. С учетом всех полетов в небе Антарктиды и возвращения на Родину общий налет «Ильюшина» в ходе экспедиции составил 45 тыс. 660 км

Л.И.Дубровин
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин

Антарктический метеорологический центр Молодежная.
Главная база Советской антарктической экспедиции находится в западной части Земли Эндерби, на южном берегу залива Алашеева моря Космонавтов.
Научный поселок расположен в небольшом прибрежном оазисе (холмы Тала), в 0,5 - 0,6 км от побережья. Окрестности представляют собой холмистую местность с грядами свободных ото льда и снега горных пород, разобщенных заснеженными впадинами.
К югу от поселка, раскинувшегося на площади около 1 км, высота поверхности ледникового покрова увеличивается и на расстоянии 10 км от берега моря составляет около 500 м.
На территории оазиса много озер. Одно из них, Лагерное, служит источником водоснабжения поселка.
Климат в районе Молодежной, как и в районе Мирного, характеризуется отрицательной температурой воздуха в течение почти всего года, а также частыми сильными ветрами и ураганами. Средняя годовая температура воздуха - 11 "С, минимальная - 42 "С, максимальная 9 "С.
Средняя годовая скорость ветра 10 м/с, максимальная - более 40 м/с. Полярная ночь длится полмесяца, с 15 по 30 июня, а полярный день - почти полтора месяца, с начала декабря до середины января.
Большую часть года море Космонавтов в районе Молодежной покрыто льдом. К концу зимы кромка припая находится почти в 100 км от берега.
В районе станции обычно много айсбергов.
Советские исследователи впервые увидели суровые берега Земли Эндерби в 1957 г., когда здесь появилось экспедиционное судно 2-й САЭ дизель-электроход. Под руководством О. А. Борщевского с борта были выполнены маршрутная аэрофотосъемка и гидрографический промер.
В результате этих работ на карте появились такие объекты, как залив Алашеева, бухта Хмары, полуостров Сакеллари, залив Лена и др. Позднее полуостров, располагающийся западнее бухты Фрит, на северной оконечности которого чернеют хорошо видные из Молодежной холмы Свиридова, был назван именем Борщевского.
6 марта 1961 г. по пути со станции Лазарев в Мирный в залив Алашеева зашел дизель-электроход. Была спущена моторная шлюпка, и группа участников 5-й и 6-й САЭ во главе с начальником 5-й САЭ Е. С. Короткевичем направилась к берегу, чтобы осмотреть место, намеченное для
строительства новой советской научной антарктической станции. Рекогносцировочная группа убедилась, что в этом районе имеются все необходимые условия для создания новой станции, т. е. свободные от ледникового покрова участки для размещения научного поселка, невысокий ледяной барьер, пригодный для швартовки и разгрузки экспедиционных судов, озера пресной воды для водоснабжения, ровные площадки для оборудования взлетно-посадочных полос и условия для безопасного прохода в глубь материка для будущих санногусеничных поездов.
12 января 1962 г. в заливе Алашеева снова появился дизель-электроход. На берег высадились геолого-геодезический отряд во главе с Л. В. Климовым, а также небольшая группа под руководством опытного полярника В. С. Сидорова, которая приступила к строительству станции.
23 февраля над новой станцией был поднят государственный флаг Советского Союза.
Первые сделали все возможное, чтобы подготовиться к наступающей зиме, и выразили горячее желание остаться на зимовку и продолжить научные наблюдения, однако новая станция была все же еще плохо оборудована и снабжена и ее пришлось временно законсервировать.
21 марта геологи и группа В. С. Сидорова отправились на родину.
Сезонными отрядами 7-й САЭ в тот год были выполнены аэрофотосъемочные, геологические, гравиметрические, астрономо-геодезические и гидрографические работы в районе новой станции. По материалам аэрофотосъемки и наземных астрономо-геодезических и гидрографических работ были составлены новые карты, на которых появились гора Городкова, мыс Гранат, остров Дубинина и другие географические,объекты.
14 января 1963 г. станция была расконсервирована и на ней стали выполняться систематические круглогодичные научные наблюдения. В 1964 г. на станции Молодежная началось интенсивное строительство, поскольку впоследствии она должна была заменить обсерваторию Мирный.
Станция постепенно расширялась, оборудовалась новейшими средствами научных исследований, использовалась как база для полевых маршрутных работ в прилегающих и континентальных районах Восточной Антарктиды.
В начале 1966 г. на Молодежной было закончено строительство нефтебазы. 3 марта сюда подошел танкер. Доставленное им топливо было слито в цистерны станции. С этого времени она снабжается топливом с помощью танкеров.
24 декабря 1970 г. Молодежная превратилась в советский антарктический метеорологический центр - главную базу Советских антарктических экспедиций. Начиная с 16-й САЭ, которую возглавлял И. Г. Петров, руководители зимовочных экспедиций стали являться и начальниками АМЦ Молодежная. В 70-е годы АМЦ Молодежная стала наиболее крупным населенным пунктом и научно-исследовательским центром на всем Антарктическом материке. Сооружения главной базы САЭ раскинулись на территории площадью более 1 км~.
В центральной части поселка, расположенной на сравнительно ровной каменистой площадке между озером Лагерным и бухтой Опасной, проходит улица М, Сомова. Находящиеся на этой улице жилые дома, кают- компания, здание вычислительного центра, баня-прачечная й другие служебные помещения поставлены на свайный фундамент.
Южнее, на вершине возвышающейся над поселком сопки Озерной, оборудована станция ракетного зондирования атмосферы, а на высоком крутом берегу озера Лагерного - приемная радиостанция. В северной части поселка, на расстоянии около 0,5 км от улицы Сомова, находятся передающая радиостанция, гараж с мастерской и электростанция, на которой установлены четыре дизель-генератора мощностью 320 кВт каждый.
У горы Вечерней, километрах в пятнадцати к востоку от Молодежной, построена выносная база, где размещается персонал, обслуживающий аэродром. Из наземного транспорта на Молодежной имеются гусеничные тягачи и вездеходы, тракторы, бульдозеры, а также машины и оборудование для выравнивания снежной поверхности и другие механизмы.
На главной базе Советских антарктических экспедиций выполняются океанологические, гляциологические и биологические наблюдения, а также полный комплекс аэрометеорологических и геофизических наблюдений (в частности, ракетное зондирование метеорных следов и др.), ведутся медицинские исследования.
С целью выявления условий для создания снежных аэродромов и искусственных ледяных причалов широко развернуты исследования по инженерной гляциологии. Кроме того, здесь осуществляются сбор и первичная обработка метеорологической информации, поступающей со всех советских антарктических станций, и оперативное научное обслуживание судов и самолетов, которые работают в Антарктике.


Фотографии из личного архива участника 17 САЭ на станции "Молодежная" Юрия Бабаева:
(Прислал сын - Бабаев Валерий)





На судне "Академик Федоров" отправляются домой. В этом году ученые исследовали антарктические камни. В них в условиях вечной мерзлоты живут уникальные микроорганизмы.

Станция Молодежная — в прошлом Советская антарктическая столица. Центральная улица носит имя Михаила Сомова. В советские годы здесь могло зимовать около 150 человек. Теперь же это — только сезонная база. И она будет закрыта до следующего антарктического лета.

"Молодежка" поражает размахом: всего здесь сохранилось около 70 сооружений - технических, научных, жилых. Они раскиданы вокруг на километр. Здесь был огромный аэродром, пункт запуска метеоракет для изучения верхних слоев атмосферы. Одних только радистов здесь было несколько десятков. А всего в сезон на "Молодежке" собиралось пятьсот человек. Объем продуктов на такое количество людей не помещался ни в какие холодильники. Для хранения в скале были вырублены специальные склады - горизонтальные шахты глубиной около 30 метров. Теперь про них напоминает только буква "М" - подарок строителей, профессиональных проходчиков Ленинградского метрополитена.

В 1999 году станция была закрыта. Финансирование экспедиции резко сократилось, и содержать такую мощную структуру стало не по карману. У начальника станции Владимира Киселева — огромный полярный стаж. На его глазах "Молодежка" еще была южной столицей, он присутствовал и при ее закрытии, и вот уже одиннадцатую экспедицию руководит базой во время сезона.

Сезон - это три месяца антарктического лета. На 16 человек вполне хватает пары домов и кают-компании. В этот раз отремонтировали крыши зданий, полностью привели в порядок один жилой дом. Многие постройки в этом сезоне пришлось буквально спасать от воды. Здания стоят в многометровых сугробах и летом под ними вытаивают целые котлованы. Если воду не откачать, то зимой она замерзнет. Фундамент просто разорветЮ и здание погибнет.

С 2007 года, шестой сезон подряд, вместе с российскими полярниками здесь работает Белорусская антарктическая экспедиция. В этом году — в составе трех человек: биолог, специалист по исследованию атмосферы и начальник базы. "Наша основная задача - стать полноправным членом Договора об Антарктике, в перспективе — получить статус консультативной стороны Договора", — говорит начальник Белорусской антарктической экспедиции Алексей Гайдашов.

В этом сезоне совместными усилиями полярникам удалось реализовать обширную научную программу - в том числе, по исследованию почв. Почвой в Антарктиде оказались даже скалы - почвовед Андрей Долгих ищет микроорганизмы, которые живут внутри камней. "Суровые условия Антарктиды приводят к тому, что жизнь вынуждена находить свои экологические ниши, где она может выживать. Водоросли, различные бактерии, лишайники - вся эта система функционирует внутри камня", — рассказывает он.

Антарктический сезон на Молодежной завершен. Техника закрыта в гараже, окна заколочены, на дверях - замки. За полярниками пришло судно "Академик Федоров", а провожать их на вертолетную площадку вышли постоянные местные жители - пингвины.