Исторический выбор александра невского в пользу подчинения русских земель золотой орде неочевиден. Цивилизационный выбор Руси XIII века:Подвиг смирения святого Александра Невского

Большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Принято считать, что он родился 30 мая 1220 г. Его отцом был Ярослав II Всеволодович, сын Всеволода III Большое Гнездо. Ярослав первым поехал на поклон к хану Батыю в Золотую Орду, где прошел между двух огней и поклонился тени Чингисхана. Он первым получил ярлык на великое княжение, стал князем Владимирским. И первым же был отравлен монголами, которым казался подозрительным умный и авторитетный князь.

Александр Ярославович подолгу жил в Новгороде с отцом и старшим братом, был правителем этого города в 1236-1251 гг. На великокняжеском престоле он утвердился в 1252 г. после того, как младший брат Андрей был разгромлен монголо-татарскими войсками и бежал в Швецию. Андрей занял престол путем военного переворота, а Александр в борьбе с ним получил поддержку со стороны Золотой Орды.

В тяжелейшее для Русской земли время Александр Ярославович выбрал единственно правильную стратегию. Он стремился спасти население от набегов татар, удержать людей от стихийных и обреченных на поражение выступлений. Он ездил в Сарай (в низовьях Волги) и даже в Каракорум (в Монголии), чтобы поддерживать отношения с непобедимым пока врагом. Хан Берке, брат Батыя, согласился с тем, чтобы русских не включали в войска для дальних походов в Переднюю Азию. В то же время Александр Ярославович спас Русскую землю от немецкого владычества и окатоличивания. Крестовые походы, предпринятые в русские земли, остановлены русским мечом. 15 июля 1240 г. шведы, норвежцы и прочие были разбиты на Неве, а 5 апреля 1242 г. немцы, чудь, эсты и прочие получили урок в Ледовом побоище на Чудском озере. В старинной народной песне о победе над шведскими рыцарями-крестоносцами есть такие слова:

А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде:
Там рубили мы злое воинство…
Уж как бились мы, как рубились мы,
Корабли рубили по досточкам,
Нашу кровь-руду не жалели мы
За великую землю Русскую…
Кто придет на Русь, будет насмерть бит,
Не уступим мы землю Русскую.
В современном фольклоре нашлось место для героя далеких времен. «Лед тронулся, господа крестоносцы», – сказал Александр Невский.

Успешно воевал Александр Невский и против литовцев. «Меч на Западе, мир на Востоке», – так можно определить стратегию выживания, которую успешно реализовал этот гениальный спаситель Русской цивилизации.

Не поддался Александр Невский и на предложения Папы Римского о союзе против монголов. Посланцы папы в беседе с Александром ссылались на то, что его отец Ярослав дал слово монаху Карпини принять латинскую веру, и настаивали на том, что сын должен последовать примеру отца. Александр всесторонне проанализировал ситуацию и написал Папе ответ. В нем излагалась вся история Ветхозаветной и Новозаветной Церкви и догматы семи Вселенских соборов, которые Русская православная церковь признавала. В заключение послания говорилось: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Послы уехали ни с чем, а Русская православная церковь высоко оценила этот поистине эпохальный выбор великого князя.

В действительности Папа вел двойную игру. Одновременно в Орде он начал переговоры о принятии католичества кочевниками. В случае успеха Папа Римский мог бы убить и «второго зайца». Договор с сюзереном русских земель позволил бы папству распространить свои права на верховное управление Русской церковью. Через двести с лишним лет после переговоров папских легатов с Александром Невским Папа Римский в 1439 г. обещанием помощи против турок склонил Византию к унии (союзу) на условиях, выгодных для католиков. В 1453 г. турки штурмом взяли Константинополь. Помощи от Ватикана византийцы так и не дождались. Раздосадованные иерархи греческой православной церкви впоследствии говорили: «Лучше турки, чем Папа».

Жизнь Александра Невского оказалась короткой. Князь умер 14 ноября 1263 г. в Городце на пути из Орды, где был, как предполагают, отравлен монголами. 23 ноября 1263 г. его похоронили в соборе Владимиро-Рождественского монастыря. В 1381 г., на следующий год после Куликовской битвы, Александр Ярославович Невский причислен к лику святых митрополитом московским и киевским. В 1491 г. мощи святого почти полностью сгорели. В 1724 г. мощи по повелению Петра I были перенесены в Петербург в Александро-Невскую церковь, а затем в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Александр Невский с 1704 г. почитался покровителем нового города на Неве вслед за апостолами Петром и Павлом. После 1922 г. мощи князя оказались в Казанском соборе, а серебряный саркофаг – в Государственном Эрмитаже. В 1989 г. мощи выдающегося государственного деятеля и полководца возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Писатель Д. Балашов высказал предположение, что Александр Невский умер не от яда, а от тяжелейшего переутомления.

В 1725 г. учрежден орден Святого Александра Невского, выше которого в дореволюционный период был лишь орден Св. апостола Андрея Первозванного.

В советское время Александра Невского почитали как великого патриота, государственника и полководца (1938). Ледовому побоищу посвящен художественный фильм «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн, исполнитель роли А. Невского – Н. А. Черкасов, музыка С. С. Прокофьева), который стал классикой советского киноискусства. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, который высоко ценился военными, так как его давали за личную храбрость и умение при проведении боевых операций.

Сам Александр Ярославович Невский не потерпел ни одного поражения. При этом он придавал большое значение подведению итогов военного столкновения, подписанию мирных соглашений, которых строго придерживался. «Бог повелел каждому народу жить в своей стране и не вступать в чужие пределы», – любил повторять князь.

От брака с дочерью полоцкого князя Вассой (Александрой) Брячиславной у Александра Ярославича было четверо сыновей. Прямым продолжателем политики отца стал Даниил Александрович, первый князь Московский.

В Санкт-Петербурге имя Александра Невского носят улица, мост, площадь, станция метро и лавра. Памятники в его честь сооружены в Санкт-Петербурге, на берегу Чудского озера, в поселке Усть-Ижора, на месте Невской битвы, где формируется мемориальный комплекс. Даты побед князя входят в официальный перечень Дней военной славы. Православная церковь ежегодно отмечает несколько дат, связанных с именем одного из самых почитаемых русских святых. Во всех православных храмах в России и за рубежом Александр Невский на иконах изображен в военном облачении.

Владимир Валентинович Фортунатов
Российская история в лицах

Александр Ярославович большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Принято считать, что он родился 30 мая 1220 г. Его отцом был Ярослав II Всеволодович, сын Всеволода III Большое Гнездо. Ярослав первым поехал на поклон к хану Батыю в Золотую Орду, где прошел между двух огней и поклонился тени Чингисхана. Он первым получил ярлык на великое княжение, стал князем Владимирским. И первым же был отравлен монголами, которым казался подозрительным умный и авторитетный князь.

Александр Невский

Александр Ярославович подолгу жил в Новгороде с отцом и старшим братом, был правителем этого города в 1236-1251 гг. На великокняжеском престоле он утвердился в 1252 г. после того, как младший брат Андрей был разгромлен монголо-татарскими войсками и бежал в Швецию. Андрей занял престол путем военного переворота, а Александр в борьбе с ним получил поддержку со стороны Золотой Орды.

В тяжелейшее для Русской земли время Александр Ярославович выбрал единственно правильную стратегию. Он стремился спасти население от набегов татар, удержать людей от стихийных и обреченных на поражение выступлений. Он ездил в Сарай (в низовьях Волги) и даже в Каракорум (в Монголии), чтобы поддерживать отношения с непобедимым пока врагом. Хан Берке, брат Батыя, согласился с тем, чтобы русских не включали в войска для дальних походов в Переднюю Азию. В то же время Александр Ярославович спас Русскую землю от немецкого владычества и окатоличивания. Крестовые походы, предпринятые в русские земли, остановлены русским мечом. 15 июля 1240 г. шведы, норвежцы и прочие были разбиты на Неве, а 5 апреля 1242 г. немцы, чудь, эсты и прочие получили урок в Ледовом побоище на Чудском озере. В старинной народной песне о победе над шведскими рыцарями-крестоносцами есть такие слова:

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде:

Там рубили мы злое воинство…

Уж как бились мы, как рубились мы,

Корабли рубили по досточкам,

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю Русскую…

Кто придет на Русь, будет насмерть бит,

Не уступим мы землю Русскую.

В современном фольклоре нашлось место для героя далеких времен. «Лед тронулся, господа крестоносцы», – сказал Александр Невский.

Успешно воевал Александр Невский и против литовцев. «Меч на Западе, мир на Востоке», – так можно определить стратегию выживания, которую успешно реализовал этот гениальный спаситель Русской цивилизации.

Не поддался Александр Невский и на предложения Папы Римского о союзе против монголов. Посланцы папы в беседе с Александром ссылались на то, что его отец Ярослав дал слово монаху Карпини принять латинскую веру, и настаивали на том, что сын должен последовать примеру отца. Александр всесторонне проанализировал ситуацию и написал Папе ответ. В нем излагалась вся история Ветхозаветной и Новозаветной Церкви и догматы семи Вселенских соборов, которые Русская православная церковь признавала. В заключение послания говорилось: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Послы уехали ни с чем, а Русская православная церковь высоко оценила этот поистине эпохальный выбор великого князя.

В действительности Папа вел двойную игру. Одновременно в Орде он начал переговоры о принятии католичества кочевниками. В случае успеха Папа Римский мог бы убить и «второго зайца». Договор с сюзереном русских земель позволил бы папству распространить свои права на верховное управление Русской церковью. Через двести с лишним лет после переговоров папских легатов с Александром Невским Папа Римский в 1439 г. обещанием помощи против турок склонил Византию к унии (союзу) на условиях, выгодных для католиков. В 1453 г. турки штурмом взяли Константинополь. Помощи от Ватикана византийцы так и не дождались. Раздосадованные иерархи греческой православной церкви впоследствии говорили: «Лучше турки, чем Папа».

Жизнь Александра Невского оказалась короткой. Князь умер 14 ноября 1263 г. в Городце на пути из Орды, где был, как предполагают, отравлен монголами. 23 ноября 1263 г. его похоронили в соборе Владимиро-Рождественского монастыря. В 1381 г., на следующий год после Куликовской битвы, Александр Ярославович Невский причислен к лику святых митрополитом московским и киевским. В 1491 г. мощи святого почти полностью сгорели. В 1724 г. мощи по повелению Петра I были перенесены в Петербург в Александро-Невскую церковь, а затем в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Александр Невский с 1704 г. почитался покровителем нового города на Неве вслед за апостолами Петром и Павлом. После 1922 г. мощи князя оказались в Казанском соборе, а серебряный саркофаг – в Государственном Эрмитаже. В 1989 г. мощи выдающегося государственного деятеля и полководца возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Фреска

Писатель Д. Балашов высказал предположение, что Александр Невский умер не от яда, а от тяжелейшего переутомления.

В 1725 г. учрежден орден Святого Александра Невского, выше которого в дореволюционный период был лишь орден Св. апостола Андрея Первозванного.

В советское время Александра Невского почитали как великого патриота, государственника и полководца (1938). Ледовому побоищу посвящен художественный фильм «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн, исполнитель роли А. Невского – Н. А. Черкасов, музыка С. С. Прокофьева), который стал классикой советского киноискусства. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, который высоко ценился военными, так как его давали за личную храбрость и умение при проведении боевых операций.

Сам Александр Ярославович Невский не потерпел ни одного поражения. При этом он придавал большое значение подведению итогов военного столкновения, подписанию мирных соглашений, которых строго придерживался. «Бог повелел каждому народу жить в своей стране и не вступать в чужие пределы», – любил повторять князь.

От брака с дочерью полоцкого князя Вассой (Александрой) Брячиславной у Александра Ярославича было четверо сыновей. Прямым продолжателем политики отца стал Даниил Александрович, первый князь Московский.

В Санкт-Петербурге имя Александра Невского носят улица, мост, площадь, станция метро и лавра. Памятники в его честь сооружены в Санкт-Петербурге, на берегу Чудского озера, в поселке Усть-Ижора, на месте Невской битвы, где формируется мемориальный комплекс. Даты побед князя входят в официальный перечень Дней военной славы. Православная церковь ежегодно отмечает несколько дат, связанных с именем одного из самых почитаемых русских святых. Во всех православных храмах в России и за рубежом Александр Невский на иконах изображен в военном облачении.

Доклад на «IV-х Епархиальных Табынских чтениях, посвященных теме «Равноапостольный князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»

Сегодня много уже было сказано о том цивилизационном выборе, который сделала Русь в IX веке по Рождеству Христову в лице равноапостольного князя Владимиру. Выбрав православие, князь Владимир не только вовлек Русь и восточных славян в орбиту культурного влияния Византии, сделав нашу страну наследницей богатейшей греческой культуры, но и на века предопределил и специфику русской культуры с ее обостренным нравственным самосознанием, глубокой исповедальностью, тягой к мистической красоте, ее открытость к интенциям и Востока, и Запада. Россия и русские и другие народы, волею исторической судьбы ставшие соседями и братьями русских, являются такими, какие они есть сейчас, во многом благодаря тому, думаю, данному свыше наитию, которое подтолкнуло киевского князя к принятию именно православия.

Однако цивилизационный выбор не делается единожды и навсегда. Изменяются исторические обстоятельства, и он вновь встает перед страной, народом, его вождями снова и снова. В истории нашей страны такой момент наступил уже через четыре столетия после смерти равноапостольного князя Владимира, в XIII веке, когда Византия пала под ударами крестоносцев Запада, а сама Русь, ослабевшая от междоусобиц, оказалась меж двух огней – так что ей грозило завоевание и с Востока, и с Запада и самостоятельно бороться «на два фронта» она не могла. Вопрос стоял или-или: объединиться с Западом против угрозы с Востока или с Востоком против угрозы с Запада. Отказаться от православия и стать западной страной, враждебной восточным народам или сохранить православие и стать евразийской страной, дружественной народам Востока.

Тем, на чьи плечи легла тяжесть этого выбора, стал русский князь, который не только занял достойное место в ряду великих исторических деятелей России, но и подобно князю Владимиру был причислен русской церковью к лику святых. Конечно, я говорю о Святом благоверном Новгородском князе Александре Ярославовиче (в монашестве - Алексии).

Князь Александр Ярославович обычно упоминается как победитель шведов в Невской битве (за которую он и получил прозвище «Невский») и крестоносцев в битве при Чудском озере («Ледовое побоище»), отстоявший северные русские земли от завоевания западными рыцарями. О его втором подвиге – подвиге смирения, с которым и был связан указанный цивилизационный выбор, говорится мало. Вместе с тем он не менее значим, чем подвиг военный, ведь именно он спас Русь, сохранив ее душу – веру Православную и тем самым сделав возможным и политическое возрождение нашей страны после столетия пребывания в составе Орды. Без Александра Невского не было бы и Дмитрия Донского – считают историки.

Впервые об этом подвиге как о подвиге смирения написал русский историк Георгий Владимирович Вернадский. В 1925 году в берлинском альманахе «Евразийский временник» увидела свет его статья, которая так и называлась «Два подвига святого Александра Невского».

В этой статье Вернадский резко критикует французского писателя и путешественника маркиза де Кюстина. Он посетил Россию в 1839 году, был тепло принят императором Николаем Павловичем, но затем, вернувшись домой, выпустил книгу заметок, ставшую образцом русофобии. Де Кюстин помимо других нападок на русскую культуру и историю пытается в ней очернить память святого князя и обвинить его в сервилизме, хитрости и политическом интриганстве. По Кюстину, в силу этих своих качеств князь и поехал в Орду к хану Батыю, тем самым признав его своим верховным правителем, и в награду получил от Батыя «Киев и всю русскую землю». Кюстин отказывается признать князя Александра святым и иронизирует: «Александр Невский - образец осторожности; но он не был мучеником ни за веру, ни за благородные чувства. … Это - Улисс среди святых».

При этом очевидно французский писатель, ярый католик и европоцентрист был убежден, что князь Александр совершил роковую ошибку, и ища помощи у монгол в борьбе с тевтонскими и ливонскими рыцарями, оторвал Россию от «передовой» западной цивилизации, обрек ее на многовековое прозябание в «медвежьем углу Европы», посеяв в ней зерна азиатчины, которые взойдя, сделали невозможным или слишком медленным и нежизнеспособным в России прогресс западного типа. Хотя де Кюстин прямо это не говорит, но таков смысл его инвектив, проступающий между строк. И надо сказать, что этот упрек – теперь уже с циничной откровенностью – повторяют и современные западники: мол, если бы Александр Невский принял предложение папы Римского о переходе в католичество (с которым папа Иннокентий IV, действительно, обращался к князю Александру, прислав к нему в Новгород двух кардиналов), он спас бы Русь от тевтонских набегов (ведь крестоносцы шли на Русь, а также на литовские и финские земли с одной целью – обратить эти народы в католичество, и если это происходило, набеги прекращались). Тем самым он вовлек бы Россию в сферу развития европейских народов, сделал бы ее частью западного мира и открыл бы для нее перспективу совсем иной истории, в конце которой, возможно, Россия, правда, в гораздо меньших размерах, без Дальнего Востока, Сибири и Урала, стала бы «просвещенной», «цивилизованной» страной вроде стран Восточной и Западной Европы.

Как известно, Александр Невский поступил иначе. Папским послам он ответил: «Сии вся добре сведаемъ, сия суть въ насъ, учения сии целомудрствуемъ, иже во всю землю изыдоша вещания ихъ и въ концы вселенныя глаголы их, якоже проповедашеся отъ святыхъ апостолъ Христово Евангелие во всемъ мире, по сихъ же и предания святых отец Седми Собор Вселенскихъ. Си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем». А потом - отправился в Орду и получил от Батыя ярлык на княжение на Руси и обещание военной помощи в случае нападения крестоносцев. Тем самым Невский спас Православие на Руси – ведь в отличие от крестоносцев монголы не требовали от Руси изменить веру. Монголы тогда были в основной массе язычниками, а некоторые даже христианами (несторианами). До принятия Ордой ислама было еще более ста лет. Золотая Орда при хане Батые в целом с уважением относилась к Православной церкви, не облагала ее ясаком и не препятствовала ее проповеди. Даже в столице Орды – Сарае на Волге была кафедра православного епископа. Признав главенство ордынского хана, Александр Невский сохранил Русь Православную, а что касается политического владычества монгол, то через сто-двести лет оно кончилось. Но Русь вышла из-под рухнувших стен Орды уже совершенно другой – не европейской маленькой страной, связанной с другими восточно-европейскими государствами династическими и прочими связями, а евразийской державой, которая стала расширяться на Восток – за счет бывших ордынских земель (Поволжья, Урала, Сибири) и вскоре превратилась в великую незападную империю, непонятную и страшную Европе и Западу. Невский совершил иной неевропейский цивилизационный выбор и тем самым сделал Россию такой, какой она остается до сих пор.

Повторюсь, упреки в адрес Невского мы теперь часто слышим от наших либералов (которые озабочены, правда, уже не столько насаждением католической веры, как Кюстин, сколько насаждением современной западной псевдорегилии - идеологемы демократии и прав человека). В скрытом виде они содержались уже в книге де Кюстина и были ясно видны Вернадскому. Русский историк, опровергая эту хулу на святого князя и стоящую за ней историко–культурную концепцию, предлагает решить: правы ли в этом Кюстин и наши западники на конкретном примере.

У князя Александра Невского был современник, который сделал для себя и своего княжества иной проевропейский цивилизационный выбор – князь Даниил Галицкий. На его примере, указывает Вернадский, мы можем увидеть, что стало бы с Россией, если бы князь Александр Невский был не так предан Православию. Князь Даниил Романович Галицкий (или, как его называют на Украине «Данило Галицкий») был на 17 лет старше Невского. Он участвовал в битве при Калке, воссоединил в одном княжестве Волынь и Галицию, основал город Львов. При нем Галицко-Волынское княжество пережило свой расцвет, разрослось и достигло такого политического влияния, какого оно никогда прежде не имело и не будет иметь.

Перед Даниилом встал тот же выбор, что и перед Александром Невским. Он не был вассалом западных владык, на своем опыте убедившись в их коварстве и корыстолюбии. Он даже воевал с некоторыми из них и одерживал блестящие победы. Первоначально и он, как Александр Невский, пытался обратиться за защитой от венгров, поляков и немецких рыцарей к Батыю. В 1245 году он ездил в Орду и получил от Батыя ярлык на княжение в Галицко-Волынской землей. Однако считая себя европейским государем и презирая монгол как дикарей и язычников (летописец приписывает ему слова, произнесенные якобы при отъезде из Орды: «О злее зла честь татарская!») он в конце концов сделал выбор в пользу Запада. Он вступил с папой Иннокентием IV в переговоры о воссоединение церквей (напомним, что Флорентийская уния к тому времени уже произошла) и хотя сам, вероятнее всего, так и не перешел в католичество и потом даже эти переговоры прервал (такова одна из версий, однако униаты называют Даниила «первым католическим королем Руси»), князь Даниил все же практически положил начало распространению униатства (греко-католичества) в северо-западных русских землях. Даниил получил от папы Римского корону и титул «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («король Руси» или «князь всей земли русской, галицкой и владимирской»), тем самым противопоставив себя Невскому, который получил от Батыя титул «князь всея Руси» и киевский престол. Между прочим, обещанной военной помощи от Запада, ради которой все затевалось, Даниил так и не дождался – Запад со времени средневековья и до наших дней одинаково поступает со своими «помощниками»…

Вернадский пишет об этом: «Результатом его (Данила Галицкого – Р.В.) политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его отчина - Галицко-Волынская земля - была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито было до наших дней». Добавим к этому, что сейчас, почти через 100 лет после того как были написаны эти слова, ситуация еще ухудшилась. Галитчина – бывшее княжество Даниила - это Родина Степана Бандеры, край, где чем дальше, тем больше неприязненно относятся к России…

Даниил Галицкий сделал в свое время европейский цивилизационный выбор, вступив в политический союз с Западом и открыв перспективу для окатоличивания западнорусских земель. Результатом этого стали не просто разгром северо-западной Руси, но и утеря ее населением своей этнокультурной идентичности. Перестав быть православными, эти люди перестали себя считать и русскими и не только в самоощущении, но фактически превратились в другой народ – западных украинцев, который имеет другой язык другую культуру и четко отделяет себя от русских.

На примере судьбы Галицко-Волынского княжества, мы можем видеть, что произошло бы и с северо-восточной Русью, если бы Александр Невский сделал тот же выбор, что и Даниил Галицкий (что считают единственно правильным Кюстин и современные российские западники). Не было бы никакой маленькой «просвещенной», «европейской» России, пусть и без имперских владений. Не было бы русских как «цивилизованного» «европейского» народа, взросшего на идеалах свободы, прогресса и гражданственности. Не было бы вообще русских как таковых. Был бы какой-то другой народ, католический либо протестантский, вероятно, с другим языком (потому что в основе литературного русского языка лежит как известно, церковнославянский – Богослужебный язык Русской Православной церкви), и, безусловно, с другой историей. А может быть, даже и его бы не было, ведь некогда в Литве также жили русские, но затем после окатоличивания этих земель, русские просто ассимилировались в местном населении и о прежней «Литовской Руси» напоминают лишь слова славянского происхождения в литовском языке. Не исключено что такая же судьба ждала бы и предков русских в новгородской, псковской, московской, владимирских землях и что сейчас бы там жили народы чудь и мерь которые растворились в русском народе, когда тот, почувствовав свое могущество, стал расширяться.

Православие, как выразился Вернадский – «живая энергия русской культуры». Без Православия не было бы русских и России и поэтому тогда, в XIII веке речь шла не о политических интригах, в которых, увы, религия часто становится «разменной монетой» (так и смотрели на религию северо-западные и литовские русские князья), по словам историка, нет, «речь шла о самом существовании Руси, ее культуры и самобытности».

Вернадский называет выбор в пользу Орды подвигом смирения. И церковь, конечно, причислила Александра Невского к лику Святых не за его политическую деятельность, а за твердость в отстаивании православной веры и за его смирение. Вспомним, что Даниилом Галицким двигало не только желание защитить свою землю от набегов монгол, но и гордыня. Считая себя европейским государем, мечтая о женитьбе на европейской принцессе, видя у себя при дворе льстивых и сладкоречивых папских посланников, которые не скупились на похвалы ему, он считал ниже своего достоинства подчиниться монголам, в которых он видел варваров, и даже принять их благосклонность. ""Злее зла честь татарская" была для самолюбия Даниила – пишет Вернадский - Александр принял эту честь со смирением. Невыносимо было для Даниила стать подручным … - татарского хана: Александр перенес и это со смирением».

Конечно, моголы, чувствуя себя хозяевами положения, и со своей стороны считая презренными варварами все некочевые земледельческие народы, действительно, вели себя крайне высокомерно, презрительно и зачастую грубо. Не только Даниилу и Александру, но и другим русским князьям привелось перенести в Орде много физических и нравственных страданий, а некоторым и принять там смерть. Но все же в словах и поступках Даниила Галицкого княжившего на самом западном краю русской земли и впитавшего духовные влияния западной культуры, много от европоцентризма, презрения к народам Востока, которое было свойственно европейцам всегда: и в раннем средневековье, и в эпоху колониализма и даже сейчас. В словах и действиях Александра Невского мы видим совершенно иное – свойственную только русским терпимость, уважение к восточным народам, умение понять «восточную душу». Возможно, отчасти это было связано и с тем, что и в жилах самого Александра Невского текла не только варяжская и славянская, но и тюркская и даже кавказская кровь. Его прабабушкой по материнской линии была половецкая княжна, дочь князя половцев Котяна Сютоевича (ее половецкое имя до нас не дошло, в Святом Крещении она получила имя Мария), жена князя Мстислава Удатного, деда Александра Невского. А бабушка Невского по отцовской линии – осетинская (аланская) княжна Мария (в схиме - Марфа) Шварновна, жена князя Всеволода Большое гнездо, другого деда Александра, кстати, также причисленная православной церковью к лику святых. Возможно, в доме Александра Невского звучала аланская и кыпчакская речь, и будущий великий князь ребенком слышал колыбельные на том же языке, на котором говорили многие и в Сарае, в ставке хана Батыя. Так что обычаи и культура монголо-кыпчакской Орды вовсе не должны были казаться Александру Невскому такими уж непонятными и варварским. А сделанный Александром выбор в пользу Орды предопределил сосуществование русских с восточными, прежде всего туранскими народами, их взаимные контакты и коммуникации, их окрепшее за века понимание и культурные переклички.

При этом, конечно, в первую очередь Невским двигали религиозные соображения, и если он видел зло во владычестве монгол, то он воспринимал его как наказание Божье за грехи русского народа, которое нужно смиренно перенести и тогда Бог вознаградит русских славой и мощью.

Французский русофоб упрекал святого благоверного князя в осторожности и приспособленчестве. Георгий Вернадский прекрасно отвечает на эти слова: «Высмеиваемые Кюстином "мудрость" и "осторожность" Александра Невского насмешке … не подлежат: отмеченные Кюстином качества соединялись в личности Александра с самым подлинным героизмом и подчас безрассудною смелостью … Мудрость Александра, по слову летописца, была от Бога; его осторожность была, на самом деле, подвигом смирения».

Примечание:

1. Точнее – в греко-латинскую унию

2. Что не исключает отдельных эксцессов

Середина XIII века стала одним из самых сложных периодов российской государственности. Сначала в ослабленную междоусобицами страну вторглись монголы (основной поход — 1237—1240 годы, первая битва — 1223 год). В то же время в 1240—1242 годы ситуацией решили воспользоваться немцы и шведы. У атакованной с двух сторон Руси было не так уж много шансов выстоять, но от одного из посягательств ей всё же удалось отбиться. С этим подвигом неразрывно связано имя Александра Невского.

«Столетняя война» шведов и новгородцев

Впервые русские войска встретились со своими западными соседями не в 1242-м и даже не в 1240 году, а значительно раньше. Напряжённость в отношениях между новгородцами и шведами стала ощущаться с 988 года, когда на Руси приняли православие. Уже к концу X века она приняла форму военных набегов, но тогда Ярослав Мудрый смог пресечь конфликт на корню, и следующие сто с лишним лет между соседями царил мир (во всяком случае, источников, говорящих об обратном, учёным обнаружить не удалось). Трения возобновились в первой трети XII века и периодически продолжались вплоть до двух знаменитых битв Александра Невского.

Первые стычки не носили яркого религиозного характера: противников интересовали добыча и земли (в частности, Ижорская земля и Карельский перешеек). Статус священной войны у русско-скандинавского противостояния появился в 30-х годах XIII века, когда папа Григорий IX призвал защитить Финляндию от притязаний православных русских. Здесь к шведам присоединились рыцари Ливонского ордена и датчане. Но даже папская булла 1237 года не избавила крестоносцев от приземлённых мотивов, а именно — стремления контролировать Неву, Волхв и водные пути в районе Ладожского озера.

Раскол во мнениях

Дальше мнения исследователей резко расходятся. В традиционной версии шведские войска в июле 1240 года высадились на берегу Невы и стали ждать подкрепления со стороны немцев. Не дождавшись, они были разбиты войском Александра Невского, которого, в свою очередь, затем победили подоспевшие рыцари. Правда, уже через год новгородский князь разбил и их, вынудив отойти к Чудскому озеру. Сторонники этой версии считают, что поход на Русь имел для объединённых немецко-скандинавских войск большое значение: об этом свидетельствует тот факт, что с войском было два или три епископа из имевшихся в Швеции шести. Соответственно, и победы в этих сражениях чрезвычайно важны для судьбы России.

Другие историки, например Игорь Данилевский, полагают, что значение обеих битв преувеличено: в летописях того времени о них либо ничего не сказано, либо даётся совсем немного информации, не соответствующей эпическому духу сражения (Новгородская летопись, например, сообщает о двадцати русских, погибших в Невской битве).

  • Картина Сергея Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»
  • globallookpress.com

Сторонники традиционной версии аргументируют это тем, что о захвате монголами Киева найденные письменные источники тоже не распространялись, хотя событие имело большое значение для истории страны.

Но на этом противоречия между исследователями не исчерпываются. Следующий вопрос: где же всё-таки происходило Ледовое побоище? Дело в том, что за прошедшие со времён битвы столетия названия, упомянутые в летописи, исчезли, а следы сражения затерялись где-то на дне. Тщательные поиски Узмени, Вороньего камня и других летописных локаций в период с середины XIX до середины XX века привели к тому, что теперь на карте между Чудским и Псковским озёрами есть как минимум шесть точек, где могло произойти сражение. Наиболее вероятно, что этим местом был участок Тёплого озера — узкий пролив, соединяющий два вышеупомянутых крупных водоёма.

«И бысть сеча зла...»

Как проходило само сражение? В 1241—1242 годах Александр Невский оттеснил немцев из русских земель, в частности из Пскова (вопрос о том, как крестоносцы здесь очутились, тоже спорный — Данилевский, например, сообщает, что жители города сами их позвали). Рыцари долго отступали, пока не дошли до льдов Чудского озера, где и решили принять бой.

Ход сражения русские летописи, как было сказано выше, описывают кратко и довольно абстрактно, но остались и немецкие записи. В совокупности эти свидетельства дают определённую картину произошедшего.

Утром 5 апреля войска приготовились к битве. Разные источники приводят весьма отличные друг от друга данные об их численности: автор «Истории военного искусства» Евгений Разин говорит, что с обеих сторон было примерно по 15 тысяч человек, русские летописи утверждают, что у немцев погибли 500 человек и 50 были взяты в плен (что, однако, не говорит напрямую о численности войска). В немецких записях говорится, что 20 рыцарей пали, шесть были схвачены (наёмников авторы, вероятно, не считали). Даже если предположить, что по современным меркам битва эпической не была, нужно иметь в виду, что в XIII веке такие цифры ничтожными не считались: у Ливонского ордена вряд ли было больше 100—150 рыцарей, и поэтому потеря 20 из них считалась крупным поражением.

Рыцари выстроились клином. Как встали новгородцы доподлинно неизвестно, но стрелки определённо расположились в первых рядах. Сначала атаковали немцы: их мечи уже добрались было до русских воинов, но обрывистый берег озера помешал закованным в тяжёлые латы рыцарям справиться с противником. А русские войска чувствовали себя вполне уверенно: они окружили неповоротливых немцев и начали стаскивать их с сёдел. Дальнейшее развитие событий всем известно: лёд треснул под тяжестью рыцарей — кто-то утонул, кто-то спасся бегством.

Русские преследовали ливонцев более семи километров. В результате немецкие феодалы попросили мира у новгородцев и десять лет действительно не предпринимали новых попыток захватить Псков.

В том, что Невская битва и Ледовое побоище имели особое значение, сходятся все — даже исследователи-скептики. И значение это заключается в сохранении православия. Непонятно, правда, действительно ли эту цель преследовал сам князь, но благодаря его победам Русь осталась православной, что во многом предопределило её дальнейший путь.


775 лет назад, в апреле 1242 года, состоялось знаменитое Ледовое побоище — сражение, в ходе которого войско Александра Невского разгромило рыцарей Ливонского ордена и пресекло попытки Папы Римского установить католицизм на Руси. О том, как совершался первый и последний крестовый поход в русские земли, — в материале RT.

Середина XIII века стала одним из самых сложных периодов российской государственности. Сначала в ослабленную междоусобицами страну вторглись монголы (основной поход — 1237—1240 годы, первая битва — 1223 год). В то же время в 1240—1242 годы ситуацией решили воспользоваться немцы и шведы. У атакованной с двух сторон Руси было не так уж много шансов выстоять, но от одного из посягательств ей всё же удалось отбиться. С этим подвигом неразрывно связано имя Александра Невского.

«Столетняя война» шведов и новгородцев

Впервые русские войска встретились со своими западными соседями не в 1242-м и даже не в 1240 году, а значительно раньше. Напряжённость в отношениях между новгородцами и шведами стала ощущаться с 988 года, когда на Руси приняли православие. Уже к концу X века она приняла форму военных набегов, но тогда Ярослав Мудрый смог пресечь конфликт на корню, и следующие сто с лишним лет между соседями царил мир (во всяком случае, источников, говорящих об обратном, учёным обнаружить не удалось). Трения возобновились в первой трети XII века и периодически продолжались вплоть до двух знаменитых битв Александра Невского.

Первые стычки не носили яркого религиозного характера: противников интересовали добыча и земли (в частности, Ижорская земля и Карельский перешеек). Статус священной войны у русско-скандинавского противостояния появился в 30-х годах XIII века, когда папа Григорий IX призвал защитить Финляндию от притязаний православных русских. Здесь к шведам присоединились рыцари Ливонского ордена и датчане. Но даже папская булла 1237 года не избавила крестоносцев от приземлённых мотивов, а именно — стремления контролировать Неву, Волхв и водные пути в районе Ладожского озера.

Раскол во мнениях

Дальше мнения исследователей резко расходятся. В традиционной версии шведские войска в июле 1240 года высадились на берегу Невы и стали ждать подкрепления со стороны немцев. Не дождавшись, они были разбиты войском Александра Невского, которого, в свою очередь, затем победили подоспевшие рыцари. Правда, уже через год новгородский князь разбил и их, вынудив отойти к Чудскому озеру. Сторонники этой версии считают, что поход на Русь имел для объединённых немецко-скандинавских войск большое значение: об этом свидетельствует тот факт, что с войском было два или три епископа из имевшихся в Швеции шести. Соответственно, и победы в этих сражениях чрезвычайно важны для судьбы России.

Другие историки, например Игорь Данилевский, полагают, что значение обеих битв преувеличено: в летописях того времени о них либо ничего не сказано, либо даётся совсем немного информации, не соответствующей эпическому духу сражения (Новгородская летопись, например, сообщает о двадцати русских, погибших в Невской битве).

Картина Сергея Присекина «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»
globallookpress.com

Сторонники традиционной версии аргументируют это тем, что о захвате монголами Киева найденные письменные источники тоже не распространялись, хотя событие имело большое значение для истории страны.

Но на этом противоречия между исследователями не исчерпываются. Следующий вопрос: где же всё-таки происходило Ледовое побоище? Дело в том, что за прошедшие со времён битвы столетия названия, упомянутые в летописи, исчезли, а следы сражения затерялись где-то на дне. Тщательные поиски Узмени, Вороньего камня и других летописных локаций в период с середины XIX до середины XX века привели к тому, что теперь на карте между Чудским и Псковским озёрами есть как минимум шесть точек, где могло произойти сражение. Наиболее вероятно, что этим местом был участок Тёплого озера — узкий пролив, соединяющий два вышеупомянутых крупных водоёма.

«И бысть сеча зла...»

Как проходило само сражение? В 1241—1242 годах Александр Невский оттеснил немцев из русских земель, в частности из Пскова (вопрос о том, как крестоносцы здесь очутились, тоже спорный — Данилевский, например, сообщает, что жители города сами их позвали). Рыцари долго отступали, пока не дошли до льдов Чудского озера, где и решили принять бой.

Ход сражения русские летописи, как было сказано выше, описывают кратко и довольно абстрактно, но остались и немецкие записи. В совокупности эти свидетельства дают определённую картину произошедшего.

Утром 5 апреля войска приготовились к битве. Разные источники приводят весьма отличные друг от друга данные об их численности: автор «Истории военного искусства» Евгений Разин говорит, что с обеих сторон было примерно по 15 тысяч человек, русские летописи утверждают, что у немцев погибли 500 человек и 50 были взяты в плен (что, однако, не говорит напрямую о численности войска). В немецких записях говорится, что 20 рыцарей пали, шесть были схвачены (наёмников авторы, вероятно, не считали). Даже если предположить, что по современным меркам битва эпической не была, нужно иметь в виду, что в XIII веке такие цифры ничтожными не считались: у Ливонского ордена вряд ли было больше 100—150 рыцарей, и поэтому потеря 20 из них считалась крупным поражением.

Одна из миниатюр Лицевого летописного свода
globallookpress.com

Рыцари выстроились клином. Как встали новгородцы доподлинно неизвестно, но стрелки определённо расположились в первых рядах. Сначала атаковали немцы: их мечи уже добрались было до русских воинов, но обрывистый берег озера помешал закованным в тяжёлые латы рыцарям справиться с противником. А русские войска чувствовали себя вполне уверенно: они окружили неповоротливых немцев и начали стаскивать их с сёдел. Дальнейшее развитие событий всем известно: лёд треснул под тяжестью рыцарей — кто-то утонул, кто-то спасся бегством.

Русские преследовали ливонцев более семи километров. В результате немецкие феодалы попросили мира у новгородцев и десять лет действительно не предпринимали новых попыток захватить Псков.

В том, что Невская битва и Ледовое побоище имели особое значение, сходятся все — даже исследователи-скептики. И значение это заключается в сохранении православия. Непонятно, правда, действительно ли эту цель преследовал сам князь, но благодаря его победам Русь осталась православной, что во многом предопределило её дальнейший путь.