Где будет находиться город спутник южный. Город-спутник «Южный. Кто будет жить и работать в "Южном"

Большое количество вопросов и сомнений со стороны специалистов и общественности непременно сопровождают любой девелоперский проект, особенно в Петербурге. Если же речь идет об освоении крупных территорий, то количество неясных моментов растет пропорционально масштабу замысла, а отсутствие достаточного количества информации приводит к тому, что проекты обрастают слухами и домыслами.

Большое количество вопросов и сомнений со стороны специалистов и общественности непременно сопровождают любой девелоперский проект, особенно в Петербурге. Если же речь идет об освоении крупных территорий, то количество неясных моментов растет пропорционально масштабу замысла, а отсутствие достаточного количества информации приводит к тому, что проекты обрастают слухами и домыслами. В рамках специального проекта "Недвижимость" РБК открывает новую рубрику - "Проект десятилетия". В этом разделе мы будем ежемесячно рассказывать о самых резонансных проектах освоения территорий в Петербурге и ближайших районах Ленинградской области и постараемся максимально точно раскрыть суть каждого из проектов и подробно прорисовать его детали.

Первым в списке станет проект города-спутника "Южный", который реализует в Пушкинском районе Петербурга компания "Старт Девелопмент". Сейчас инвестор проходит одну из важных стадий реализации замысла - общественные слушания по изменениям в Генеральный план развития города, по итогам которых будут вноситься корректировки в этот документ и станет окончательно понятен "портрет" города-спутника. Расскажем подробнее о том, что такое города-спутники, кто и на какие деньги будет строить на огромной территории дороги и инженерные сети, а также каково мнение экспертов - специалистов по недвижимости, урбанистов - о перспективах данного замысла, в чем они видят его плюсы и потенциальные "болевые точки".

"Южный" в цифрах:

Площадь земельного участка - 2012 га
площадь жилья - 4,9 млн кв. м
площадь коммерческой и промышленной недвижимости - 1,5 млн кв. м
количество жителей - 134 тыс. человек
количество рабочих мест - около 21 тыс.
объем инвестиций - 176 млрд руб.
срок реализации - 19 лет

Хронология событий:

2009 год - приобретение компанией "Старт Девелопмент" земельного участка под "Южный"
7 апреля 2011 года - проект "Южный" получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга
7 февраля 2012 года - проект "Южный" вошел в перечень утвержденных правительством РФ приоритетных инвестпроектов
25 июля 2012 года - подписано соглашение между "Старт Девелопмент" и администрацией Петербурга о реализации стратегического инвестпроекта создания города-спутника "Южный"
18 октября 2012 года - комиссия по поправкам в Генеральный план развития Петербурга одобрила предложения о внесении корректировок в документ в связи с реализацией проекта города-спутника "Южный" и рекомендовала их к вынесению на общественные слушания
28 марта - 2 апреля 2013 года - во всех районах Петербурга состоялись общественные слушания по внесению изменений в Генплан Петербурга, связанные с реализацией проекта города-спутника "Южный"
май-июнь 2013 года (ориентировочно) - после внесения поправок и утверждения проекта города-спутника Комиссией по Генплану Санкт-Петербурга корректировки должны быть утверждены Законодательным собранием и подписаны губернатором Петербурга.

Что такое город-спутник?

Под городом-спутником обычно принято понимать населенный пункт, расположенный неподалеку от другого мегаполиса. По логике названия спутники являются единым целым с тем объектом, который они "сопровождают", находятся в его административных границах, но при этом могут существовать и независимо от него. Формирование городов-спутников - практически неизбежное будущее для любого большого города, в котором рано или поздно закончатся земельные участки и под жилую застройку, и территории, на которых можно было бы размещать новые производственные мощности для дальнейшего развития городской экономики.

В случае с проектом "Южный" изначальный замысел возник именно исходя из данных факторов. Освоение южных территорий Петербурга значилось в стратегии "Старт Девелопмент", так как именно здесь возможно создание основного для компании продукта - развитие земель под комфортное и доступное жилье. В 2009 году по итогам мониторинга рынка был приобретен подходящий под эти цели участок - большой площади (2012 га), без обременений, без необходимости что-либо разрушать или намывать, рядом с Петербургом, по дороге в Москву и вблизи от развивающихся промышленных площадок.


Кто будет строить город-спутник "Южный"?

Генеральным девелопером территории будет собственник земли - управляющая компания "Старт Девелопмент". Имея достаточный опыт в сфере недвижимости, в данном проекте компания будет отвечать за вопросы подготовки концепции города-спутника, согласование ее с властями (в том числе речь идет и о поправках в Генеральный план), развитие инфраструктуры. Непосредственно вести застройку на территории будут другие девелоперские компании - они будут получать под реализацию своих проектов под единой концепцией уже подготовленные инженерно земельные участки, но возможно, что до 30% обшей площади "Старт Девелопмент" будет застраивать самостоятельно.

Справка о девелопере:

УК "Старт Девелопмент" работает на рынке недвижимости с 2007 года. В портфеле проектов - малоэтажный район "Золотые ключи", участки под дачное строительство в проекте "Тайберри", земельные участки в Гатчинском районе Ленобласти и Пушкинском районе города под строительство жилья, проект индустриального парка "Дони-Верево" и другие объекты коммерческой недвижимости. Общий объем земельного банка компании - более 40 млн кв. м.

Откуда в "Южном" вода, электричество и дороги?

В соответствии с соглашением, которое "Старт Девелопмент" подписал с администрацией Петербурга в июне прошлого года, вопросы обеспечения территории инфраструктурой будут решаться совместно. Инвестор будет отвечать за создание сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения, а также улиц и дорог местного значения, а город будет стоить магистральные общегородские и районные дороги и объекты социальной инфраструктуры (предполагается возвести в "Южном" 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивно-досугового центра, 9 медицинских центров). Общий объем затрат на инфраструктуру оценивается примерно в 30 млрд руб. Например, предполагается расширение Киевского и ремонт Старогатчинского шоссе.

Один из вопросов, а именно с водоснабжением и канализованием, "Старт Девелопментом" по сути решен: в августе 2011 года "Старт Девелопмент" стал владельцем 75% минус 1 акция компании "Ленинградские областные коммунальные системы" (ЛОКС) и чуть более чем за год осуществил работы по реструктуризации компании и вывода ее из кризиса. Сейчас, подготовив договорную базу для Южного, девелопер выставил ЛОКС на торги, чтобы найти профильную компанию, которая будет дальше заниматься эксплуатацией сетей. Не исключено, что ряд проектов по строительству инфраструктурных объектов будет решен в "Южном" на основе государственно-частного партнерства.


Закончена реконструкция автодороги М-20 на участке от дороги на Пушкин до Дони, а также автодороги М-10 на участке от КАД до пос. Ям-Ижора в административных границах города
Перспективной автодорогой является проектируемая кольцевая скоростная магистраль КАД-2.
Планируется строительство широтной магистрали по направлению Волхонское шоссе – Петрозаводское шоссе, а также первая очередь строительства продолжения Витебского проспекта
Генпланом Петербурга предусмотрено строительство линии легкорельсового транспорта от ст. метро "Звездная" по Пулковскому и Киевскому шоссе до города-спутника "Южный" (проект пока не утвержден)

Малоэтажная или многоэтажная застройка предусмотрена в "Южном"?

На территории проекта предполагается коттеджная, малоэтажная и среднеэтажная застройка. В центральной части участка в основном разместятся здания высотой до 30 метров, во внешнем поясе - до 15 метров. Девелопер будет предлагать строительным компаниям разные варианты участков: от 10 га, которые могут быть интересны крупным строительным компаниям, 1-5 га для средних и мелких застройщиков.

Кто будет жить и работать в "Южном"?

На территории "Южного" предусмотрено 126 га под размещение производств. Еще примерно столько же находится на территории Ленинградской области, примыкая к Южному со стороны поселка Дони. Возможность размещения своих мощностей в "Южном" рассматривают несколько крупных компаний сферы телекоммуникаций и радиоэлектроники, а также автопроизводители. Главное, что должно привлечь в спутник производства - наличие подготовленных площадок в удачной локации (близко к аэропорту, основным магистралям, порту). Потенциальными покупателями жилья в "Южном" станут как петербуржцы, которые хотят улучшить свои жилищные условия, а также покупатели из регионов.

Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН: Размер проекта - основная "болевая точка" и одновременно - главное преимущество


В чем, на Ваш взгляд, основные "болевые точки" проекта?

Основная болевая точка и одновременно основное преимущество – это размер проекта. Традиционно у нас нет хорошей российской и советской школы урбанистики, подходящей для решения задачи подобного уровня. В советское время мы решали более прикладные задачи, степень детерминированности была выше. Государство в качестве единого заказчика говорило нам, что будет, где будет и когда будет. Сегодня уровень неопределенности и скорость изменений выше. Поэтому при разработке подобных проектов мы должны создавать среду, а не проектировать исключительно конкретику. То есть, с одной стороны, должно быть столько конкретики, чтобы проект был узнаваем, а с другой - в этой конкретике должна быть определенная степень свободы. Нужно продумывать решение во всем множестве его вариантов. Однако у нас такого подхода в настоящее время нет. Что касается инфраструктуры – транспортной, социальной, инженерной и т.д. – это тоже проблемные точки. Они должны быть подчинены требованиям среды.

Как можно решить или предотвратить возможное превращение этих болевых точек в проблему?

Чтобы решить эти проблемы нужно две вещи. Во-первых, качество концептуальной идеи самого проекта развития территории и привязка его к конкретным деталям: территории, локации, инженерии и т.д. Во-вторых, вовлечение в создание новой среды как можно большего количества человек. Своего рода образование "группы фанатов" проекта, обеспечение их участия в диалоге, общественных слушаниях. Это крайне важная часть формирования городской среды, и этим нужно заниматься уже сейчас. Однако сегодня налицо лишь обычные строительные процессы – так решается задача только в один дом. В то же время такой размер проекта дает возможность создать жилую среду XXI века, возможность создать рядом с Петербургом один из самых престижных городов-спутников. Это задача-вызов, в которой речь идет не том, чтобы просто пустить новые трамваи.

Директор института территориального планирования "Урбаника" Антон Финогенов: Основной риск для проекта - невыполнение государством своих обязательств по инфраструктуре


Какие условия важно учесть, чтобы проект города-спутника "Южный" был реализован успешно?

На мой взгляд, девелопер проекта осознает, что для успешной реализации города-спутника "Южный" ему необходимо будет превратить имеющиеся ограничения для строительства города, в возможности для его динамичного развития. Во-первых, на территории проекта сейчас мало точек притяжения -- практически нет мест приложения труда, ни крупных населенных пунктов. Такие аттракторы девелопер готовится формировать самостоятельно – не только за счет развиваемой промзоны Дони-Верево, но и за счет целевого приглашения ряда крупных инновационных компаний на территорию. Во-вторых, застройка "Южного" должна будет задать новый территориальный тренд масштабной застройки в Петербургской агломерации, поскольку проект находится южнее уже существующих зон массового строительства. В-третьих, на территории, конечно, недостаточно развита инженерная инфраструктура, и девелоперу придется с нуля решать многие вопросы -- по прокладке сетей, дорог, обеспечивая параллельно не только свои нужды, но и нужды соседних поселков и деревень.

Конечно. Так, некоторая удаленность от кольцевой автодороги создает более благоприятную экологическую ситуацию. Наличие на территории проекта железнодорожной ветки и двух станций уже сейчас позволяет добираться до центра Петербурга – Балтийского вокзала -- менее, чем за 30 минут. Кроме того, в пределах 15-20 км от "Южного" проживает около 800 тыс. людей -- и именно они могут сформировать и первичный спрос на жилье, и стать пользователями всех тех объектов притяжения, которые будут созданы в "Южном". Соответственно, чтобы "сыграли" плюсы, нужно грамотно разобраться с имеющимися "минусами" и не на словах, а на деле создать и места приложения труда, качественную жилую среду, объекты сервисного обслуживания населения, общественный транспорт.

Какие основные риски для реализации проекта Вы можете назвать?

Основным риском для реализации проекта может стать тот же самый фактор, который превратил многие другие проекты городов-спутников в просто очередные районы массовой жилой застройки -- невыполнение государством своих обязательств по созданию базовой транспортной и инженерной инфраструктуры. Нигде в мире нет успешных проектов не только массового, но и качественного жилого строительства, где девелопер абсолютно все вопросы решит самостоятельно.

Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: Опыт неуспешных проектов городов-спутников в России и за рубежом поможет избежать похожих ошибок

В чем Вы видите основные опасности при реализации столь крупного проекта?

Важно понимать, что проект будет реализовываться в долгосрочной перспективе. Отсутствие успешного опыта подобных проектов (городов-спутников) в России – да, потенциально проблема. С другой стороны, опыт неуспешных или относительно успешных проектов у нас позволяет понять, каких ошибок не нужно делать, и к чему следует стремиться. Поможет и опыт таких проектов, реализованных за рубежом – тоже с разной степенью успешности.

Основные опасности для проекта я вижу в следующем. Например, если государство пообещает поддержку и бросит проект. Аналоги мы видим в других проектах в России и даже в Петербурге, например, не сдержанные обещания по транспортной инфраструктуре сильно подвели город-спутник "Академический" в Екатеринбурге и проект "Балтийская Жемчужина" в Петербурге, снизив их качество и создав проблемы инвесторам. Также опасно, если концепция города-спутника будет пущена "на самотек" и не будет соблюдена при реализации – до того, как проект начнет функционировать и самостоятельно воспроизводиться. Опасность заключается и в ситуации, если какой-то из ключевых аспектов развития и роста города-спутника (занятость, инфраструктура и среда) будут принесены в жертву и реализованы в низком качестве. Как показывает опыт проектов городов-спутников в России и в мире, это потянет за собой деградацию остальных аспектов и постепенно – всего проекта в целом: низкокачественная занятость плохо повлияет на среду, плохая городская среда или инфраструктура, в том числе транспорт, оттолкнет потенциальных работников качественных и престижных рабочих мест, не позволит активно заселять город, что повлечет его финансовый не успех, и так далее. Крайне важно, чтобы проект города-спутника ориентировался на потребности и потенциал Петербурга и агломерации, на их концепцию и стратегию – а их-то как раз, фактически нет. И если они не будут созданы, если город сам четко не зафиксирует свои приоритеты, то винить в том, что город-спутник не работает на развитие стратегически важных для города направлений надо будет не авторов города-спутника…

Руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Дмитрий Санатов: Главное, чтобы планы девелопера были воплощены в строгом соответствии с имеющейся концепцией

С какой главной проблемой модет столкнуться девелопер при реализации проекта на такой крупной территории?

Главная проблема, с которой может столкнуться проект, это качество воплощения намеченных планов. Дело в том, что проект в концептуальной части разработан достойно. Имеются решения возможных транспортных проблем, реализуется проект индустриального парка, в котором смогут работать жители "Южного", заявлены решения в сфере зеленых и энергоэффективных технологий и многое другое. Но мы должны понимать, что реализация многих из этих решений выходит за рамки компетенции компании - девелопера. Много зависит от политики городских властей. Вероятно, для успешной реализации компании придется решать сложные вопросы поиска эффективных подрядных организации и организации контроля за их деятельностью. Необходимо будет удерживать проект в канве изначально заявленных целей, даже если будут меняться конъюнктурные условия рынка.

Есть содержательные вопросы к самим новациям проекта "Южный". Например, расположенный рядом промпарк "Дони-Верево" - какого уровня заработные платы могут быть в нем предложены, чтобы жители района смогли оплатить жилье на "зеленых технологиях"? Или легкорельсовый транспорт - найдутся ли средства в бюджете города на этот проект? Заявленное строительство КАД-2, которое должно стать серьезным подспорьем в решении вероятных транспортных проблем города, - будет ли оно реализовано к 2025 году, когда "Южный" выйдет на полную мощность? Имеется ли дорожная карта ввода социальных объектов или полный комплект заявленных социальных объектов будт создан только к 2025 году?

Сильной стороной проекта является финансовая обеспеченность компании - девелопера, а также при всей критике - неплохая попытка реализовать проект комплексно в полном смысле этого слова. Например, есть решение по созданию рабочих мест, идущее впереди строительства жилья. Важно чтобы проект не разрастался спонтанным образом и не способствовал расползанию города. Чтобы не воспроизводились давно устаревшие советские типовые планировки и однообразные архитектурные решения, превращающие жизнь в других строительных комплексах Петербурга в унылое существование. Серость и монотонность комплексных проектов способна не столько отпугнуть будущих жителей (при дефиците жилья спрос наверняка будет высоким), сколько задаст тренд на появление ряда социальных проблем в будущем, с чем сталкиваются все масштабные стройки. Важно, чтобы этого не произошло.

Город спутник "Южный" - масштабный проект застройки участка Пушкинского района Петербурга. Комплекс расположен по обе стороны от Киевского шоссе. На территории более 2 тысяч га будет построен целый город с собственной инфраструктурой и инженерными коммуникациями.

Описание проекта

"Старт Девелопмент" намерен реализовать в жилом комплексе около 4,3 млн. кв.м. жилой площади, что способно обеспечить жильем 134 тыс. человек. В проектировании домов приняли участие известные архитектурные мастерские - "Urban Design Associates" и "Gillespies". На застройку района отведен срок 14 лет (завершение в 2028 году).

Территория ЖК "Южный" разделена на 3 зоны:

  • северная часть – дома-коттеджи индивидуального типа и здания средней этажности. Квартал будет иметь доступ к Киевскому шоссе и железной дороге. Рядом расположен ритейл-парк.
  • центральная часть – коммерческая зона города с ресторанами, офисами и магазинами. В центре обустроят площадь с парком и озером. Здесь также будут находится развлекательные павильоны, а к парку будет примыкать жилая застройка.
  • южная – различные типы жилья с административными зданиями, школами, детсадами, спорткомплексами, медучреждениями и пр. Центральной улицей микрорайона станет Гатчинское шоссе. Дорогу благоустроят тротуарами и бульваром с зелеными насаждениями.

Город-спутник «Южный» - проект компании «СТАРТ Девелопмент», реализуемый в Южной части Санкт-Петербурга, на границе Пушкинского района Петербурга и Ленобласти.

Город-спутник «Южный» будет построен на территории площадью около 2 тыс. гектаров, расположенной в южной части Санкт-Петербурга.

«Южный» является одним из самых масштабных инвестиционных проектов жилищного строительства в России. Здесь будет построено около 4,3 млн кв. м жилья.

Строительство жилья будет сопровождаться масштабным развитием системы общественного обслуживания населения и инженерной инфраструктуры.

Общий объем инвестиций составит 176 млрд рублей.

Будущий город-спутник расположен на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга по обе стороны от федеральной трассы М20 (Киевское шоссе).

В основу проекта легли принципы «green development», которые предполагают создание благоприятных условий для жизни, досуга и работы людей при минимальном воздействии на природу.

Единое, экологически чистое пространство, мягкий волнистый рельеф, обширные парки и открытые пространства, уличная сеть, дополненная парками и зелеными полосами, позволят создать комфортное место для жизни и отдыха жителей города-спутника.

Что такое город-спутник?

Под городом-спутником обычно принято понимать населенный пункт, расположенный неподалеку от другого мегаполиса.

По логике названия спутники являются единым целым с тем объектом, который они «сопровождают», находятся в его административных границах, но при этом могут существовать и независимо от него.

Формирование городов-спутников — практически неизбежное будущее для любого большого города, в котором рано или поздно закончатся земельные участки и под жилую застройку, и территории, на которых можно было бы размещать новые производственные мощности для дальнейшего развития городской экономики.

 В случае с проектом «Южный» изначальный замысел возник, исходя именно из данных факторов.

Освоение южных территорий Петербурга значилось в стратегии "Старт Девелопмент", так как именно здесь возможно создание основного для компании продукта - развитие земель под комфортное и доступное жилье.

В 2009 году по итогам мониторинга рынка был приобретен подходящий под эти цели участок - большой площади (2012 га), без обременений, без необходимости что-либо разрушать или намывать, рядом с Петербургом, по дороге в Москву и вблизи от развивающихся промышленных площадок.

Сейчас инвестор проходит одну из важных стадий реализации замысла — общественные слушания по изменениям в Генеральный план развития города, по итогам которых будут вноситься корректировки в этот документ и станет окончательно понятен "портрет" города-спутника.

Расскажем подробнее о том, что такое города-спутники, кто и на какие деньги будет строить на огромной территории дороги и инженерные сети, а также каково мнение экспертов — специалистов по недвижимости, урбанистов - о перспективах данного замысла, в чем они видят его плюсы и потенциальные «болевые точки».



«Южный» в цифрах:

Площадь земельного участка - 2012 га

Площадь жилья - 4,9 млн кв. м


площадь коммерческой и промышленной недвижимости - 1,5 млн кв.

м
количество жителей - 134 тыс. человек


количество рабочих мест - около 21 тыс.

Объем инвестиций - 176 млрд руб.

Срок реализации - 19 лет




О проекте города-спутника «Южный»

К исполнению проекта были привлечены компании США (Urban Design Associates) и Шотландии (Gillespies).

Сроки реализации проекта: 2010 - 2028 гг. Приступят к работам в 2014 году. На сегодняшний день идет более тщательная подготовка проекта, работы по согласованию проекта, исследовательские работы.

Согласно планам проекта, ежегодно будет вводится в эксплуатацию не менее 300 тыс. кв. м. площадей.

Проект города-спутника «Южный» включает в себя:

  • жилые дома
  • детские дошкольные учреждения (не менее 60)
  • общеобразовательные учреждения (не менее 30)
  • медицинские центры для всей семьи (не менее 10);
  • спортивные комплексы
  • торгово-развлекательные комплексы

Число социальной и торговой инфраструктуры весьма приблизительное, т.к. по планам «СТАРТ Девелопмент» город-спутник будет постоянно достраиваться и развиваться.

Количество домов также пока не утверждено. Но уже известно, что это будет не многоэтажная застройка территории.

Будут построены, в основном, малоэтажные (не более 3-4 этажей) дома, а также коттеджи, дуплексы и таунхаусы.

Транспортная доступность «Южного»

Население города-спутника, предположительно, составит не менее 170 тыс. человек.

Компания-застройщик сделает все от нее зависящее, чтобы жители «Южного» были обеспечены всем внутри данной территории.

Хотя застройка и ведется между двумя федеральными трассами М10 и М20, а дорога до КАДа займет не более 10 минут, существующие на сегодня транспортные магистрали не смогут справиться с новым потоком автомобилей.

Без пробок дорога до Санкт-Петербурга займет менее часа.

Единственный выход - развивать транспортные сети наравне с застройкой района.

Социальная направленность проекта

Предполагается, что данный район обеспечит качественным и комфортным жильем средний класс. Стоимость квадратного метра составит от 40 тыс. руб. Предел цены пока остается на уровне 60 тыс. руб. за квадратный метр.

Не стоит забывать, что площадь жилья в малоэтажных застройках больше, чем в многоквартирных высотках. Поэтому на выходе цена будет на уровне обычных квартир в новостройках Санкт-Петербурга.



Кто будет строить город-спутник «Южный»?

Генеральным девелопером территории будет собственник земли - управляющая компания «Старт Девелопмент».

Имея достаточный опыт в сфере недвижимости, в данном проекте компания будет отвечать за вопросы подготовки концепции города-спутника, согласование ее с властями (в том числе речь идет и о поправках в Генеральный план), развитие инфраструктуры.

Непосредственно вести застройку на территории будут другие девелоперские компании — они будут получать под реализацию своих проектов под единой концепцией уже подготовленные инженерно земельные участки, но возможно, что до 30% обшей площади «Старт Девелопмент» будет застраивать самостоятельно.



Справка о девелопере:

УК «Старт Девелопмент» работает на рынке недвижимости с 2007 года.

В портфеле проектов - малоэтажный район «Золотые ключи», участки под дачное строительство в проекте «Тайберри», земельные участки в Гатчинском районе Ленобласти и Пушкинском районе города под строительство жилья, проект индустриального парка «Дони-Верево» и другие объекты коммерческой недвижимости.

Общий объем земельного банка компании - более 40 млн кв. м.



Откуда в «Южном» вода, электричество и дороги?

В соответствии с соглашением, которое «Старт Девелопмент» подписал с администрацией Петербурга в июне прошлого года, вопросы обеспечения территории инфраструктурой будут решаться совместно.

Инвестор будет отвечать за создание сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения, а также улиц и дорог местного значения, а город будет стоить магистральные общегородские и районные дороги и объекты социальной инфраструктуры.

В «Южном» предполагается возвести 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивно-досугового центра, 9 медицинских центров).

Общий объем затрат на инфраструктуру оценивается примерно в 30 млрд руб. Например, предполагается расширение Киевского и ремонт Старогатчинского шоссе.



Один из вопросов, связанный с водоснабжением и канализованием, «Старт Девелопментом» решен. В августе 2011 года «Старт Девелопмент» стал владельцем 75% минус 1 акция компании «Ленинградские областные коммунальные системы» (ЛОКС) и чуть более чем за год осуществил работы по реструктуризации компании и вывода ее из кризиса.

Сейчас, подготовив договорную базу для Южного, девелопер выставил ЛОКС на торги, чтобы найти профильную компанию, которая будет дальше заниматься эксплуатацией сетей.

Не исключено, что ряд проектов по строительству инфраструктурных объектов будет решен в «Южном» на основе государственно-частного партнерства.

Закончена реконструкция автодороги М-20 на участке от дороги на Пушкин до Дони, а также автодороги М-10 на участке от КАД до пос. Ям-Ижора в административных границах города


Перспективной автодорогой является проектируемая кольцевая скоростная магистраль КАД-2.

Планируется строительство широтной магистрали по направлению Волхонское шоссе-Петрозаводское шоссе, а также первая очередь строительства продолжения Витебского проспекта.

Генпланом Петербурга предусмотрено строительство линии легкорельсового транспорта от ст. метро «Звездная» по Пулковскому и Киевскому шоссе до города-спутника «Южный».

Малоэтажная или многоэтажная застройка предусмотрена в «Южном»?

На территории проекта предполагается коттеджная, малоэтажная и среднеэтажная застройка.

В центральной части участка в основном разместятся здания высотой до 30 метров, во внешнем поясе - до 15 метров.

Девелопер будет предлагать строительным компаниям разные варианты участков: от 10 га, которые могут быть интересны крупным строительным компаниям, 1-5 га для средних и мелких застройщиков.



Кто будет жить и работать в «Южном»?



На территории «Южного» предусмотрено 126 га под размещение производств.

Еще примерно столько же находится на территории Ленинградской области, примыкая к Южному со стороны поселка Дони.

Возможность размещения своих мощностей в «Южном» рассматривают несколько крупных компаний сферы телекоммуникаций и радиоэлектроники, а также автопроизводители.

Главное, что должно привлечь в спутник производства - наличие подготовленных площадок в удачной локации (близко к аэропорту, основным магистралям, порту). Потенциальными покупателями жилья в «Южном» станут как петербуржцы, которые хотят улучшить свои жилищные условия, а также покупатели из регионов.

Правительство Санкт-Петербурга создало рабочую группу по привлечению в Южный промпредприятий.

Ведутся переговоры с РосНано о создано Нанограда.



Мнения экспертов



Директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов:

Основной риск для проекта - невыполнение государством своих обязательств по инфраструктуре





Какие условия важно учесть, чтобы проект города-спутника «Южный» был реализован успешно? 



На мой взгляд, девелопер проекта осознает, что для успешной реализации города-спутника «Южный» ему необходимо будет превратить имеющиеся ограничения для строительства города, в возможности для его динамичного развития.

Во-первых, на территории проекта сейчас мало точек притяжения -- практически нет мест приложения труда, ни крупных населенных пунктов.

Такие аттракторы девелопер готовится формировать самостоятельно - не только за счет развиваемой промзоны Дони-Верево, но и за счет целевого приглашения ряда крупных инновационных компаний на территорию.

Во-вторых, застройка «Южного» должна будет задать новый территориальный тренд масштабной застройки в Петербургской агломерации, поскольку проект находится южнее уже существующих зон массового строительства.

В-третьих, на территории, конечно, недостаточно развита инженерная инфраструктура, и девелоперу придется с нуля решать многие вопросы - по прокладке сетей, дорог, обеспечивая параллельно не только свои нужды, но и нужды соседних поселков и деревень.



Конечно. Так, некоторая удаленность от кольцевой автодороги создает более благоприятную экологическую ситуацию.

Наличие на территории проекта железнодорожной ветки и двух станций уже сейчас позволяет добираться до центра Петербурга - Балтийского вокзала -- менее, чем за 30 минут.

Кроме того, в пределах 15-20 км от «Южного» проживает около 800 тыс. людей - и именно они могут сформировать и первичный спрос на жилье, и стать пользователями всех тех объектов притяжения, которые будут созданы в «Южном».

Соответственно, чтобы «сыграли» плюсы, нужно грамотно разобраться с имеющимися минусами и не на словах, а на деле создать и места приложения труда, качественную жилую среду, объекты сервисного обслуживания населения, общественный транспорт.



Какие основные риски для реализации проекта Вы можете назвать?

Основным риском для реализации проекта может стать тот же самый фактор, который превратил многие другие проекты городов-спутников в просто очередные районы массовой жилой застройки -- невыполнение государством своих обязательств по созданию базовой транспортной и инженерной инфраструктуры.

Нигде в мире нет успешных проектов не только массового, но и качественного жилого строительства, где девелопер абсолютно все вопросы решит самостоятельно.



Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков:

Опыт неуспешных проектов городов-спутников в России и за рубежом поможет избежать похожих ошибок 



В чем Вы видите основные опасности при реализации столь крупного проекта? 



Важно понимать, что проект будет реализовываться в долгосрочной перспективе. Отсутствие успешного опыта подобных проектов (городов-спутников) в России - да, потенциально проблема.

С другой стороны, опыт неуспешных или относительно успешных проектов у нас позволяет понять, каких ошибок не нужно делать, и к чему следует стремиться. Поможет и опыт таких проектов, реализованных за рубежом - тоже с разной степенью успешности.



Основные опасности для проекта я вижу в следующем. Например, если государство пообещает поддержку и бросит проект.

Аналоги мы видим в других проектах в России и даже в Петербурге, например, не сдержанные обещания по транспортной инфраструктуре сильно подвели город-спутник «Академический» в Екатеринбурге и проект «Балтийская Жемчужина»» в Петербурге, снизив их качество и создав проблемы инвесторам.

Также опасно, если концепция города-спутника будет пущена на самотек и не будет соблюдена при реализации - до того, как проект начнет функционировать и самостоятельно воспроизводиться.

Опасность заключается и в ситуации, если какой-то из ключевых аспектов развития и роста города-спутника (занятость, инфраструктура и среда) будут принесены в жертву и реализованы в низком качестве.

Как показывает опыт проектов городов-спутников в России и в мире, это потянет за собой деградацию остальных аспектов и постепенно - всего проекта в целом: низкокачественная занятость плохо повлияет на среду, плохая городская среда или инфраструктура, в том числе транспорт, оттолкнет потенциальных работников качественных и престижных рабочих мест, не позволит активно заселять город, что повлечет его финансовый не успех, и так далее.

Крайне важно, чтобы проект города-спутника ориентировался на потребности и потенциал Петербурга и агломерации, на их концепцию и стратегию - а их-то как раз, фактически нет. И если они не будут созданы, если город сам четко не зафиксирует свои приоритеты, то винить в том, что город-спутник не работает на развитие стратегически важных для города направлений надо будет не авторов города-спутника…



Руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов:

Главное, чтобы планы девелопера были воплощены в строгом соответствии с имеющейся концепцией 



С какой главной проблемой модет столкнуться девелопер при реализации проекта на такой крупной территории? 



Главная проблема, с которой может столкнуться проект, это качество воплощения намеченных планов.

Дело в том, что проект в концептуальной части разработан достойно. Имеются решения возможных транспортных проблем, реализуется проект индустриального парка, в котором смогут работать жители «Южного», заявлены решения в сфере зеленых и энергоэффективных технологий и многое другое.

Но мы должны понимать, что реализация многих из этих решений выходит за рамки компетенции компании - девелопера.

Много зависит от политики городских властей. Вероятно, для успешной реализации компании придется решать сложные вопросы поиска эффективных подрядных организации и организации контроля за их деятельностью.

Необходимо будет удерживать проект в канве изначально заявленных целей, даже если будут меняться конъюнктурные условия рынка.

 Есть содержательные вопросы к самим новациям проекта «Южный».

Например, расположенный рядом промпарк «Дони-Верево» - какого уровня заработные платы могут быть в нем предложены, чтобы жители района смогли оплатить жилье на «зеленых технологиях»?

Или легкорельсовый транспорт - найдутся ли средства в бюджете города на этот проект? Заявленное строительство КАД-2, которое должно стать серьезным подспорьем в решении вероятных транспортных проблем города, - будет ли оно реализовано к 2025 году, когда «Южный» выйдет на полную мощность?

Имеется ли дорожная карта ввода социальных объектов или полный комплект заявленных социальных объектов будт создан только к 2025 году?



Сильной стороной проекта является финансовая обеспеченность компании - девелопера, а также при всей критике - неплохая попытка реализовать проект комплексно в полном смысле этого слова.

Например, есть решение по созданию рабочих мест, идущее впереди строительства жилья. Важно чтобы проект не разрастался спонтанным образом и не способствовал расползанию города.

Чтобы не воспроизводились давно устаревшие советские типовые планировки и однообразные архитектурные решения, превращающие жизнь в других строительных комплексах Петербурга в унылое существование.

Серость и монотонность комплексных проектов способна не столько отпугнуть будущих жителей (при дефиците жилья спрос наверняка будет высоким), сколько задаст тренд на появление ряда социальных проблем в будущем, с чем сталкиваются все масштабные стройки. Важно, чтобы этого не произошло.

Проект города спутника «Южный» в 2013 году

15 октября 2013 г. Разработчики концепции города-спутника «Южный» выступили с инициативой создания Общественного экспертного совета для сопровождения проекта в течение всего срока освоения территории, рассчитанного на 19 лет.

Первое заседание совета прошло под председательством генерального директора «Государственного Эрмитажа» Михаила Пиотровского.

Итог - резолюция в поддержку проекта города-спутника «Южный», направленная в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

В состав Общественного экспертного советавошли представители научных, культурных, общественных организаций и РПЦ, бизнес-ассоциаций, архитекторы, девелоперы, политологи, а также представители администрации Петербурга и Пушкина. Каждый из них в процессе деятельности совета сможет вносить замечания и пожелания по развитию города-спутника «Южный».

«Мы хотим осуществить один из самых грандиозных градостроительных проектов в стране», - отметил председатель Совета директоров УК «СТАРТ Девелопмент» Захар Смушкин.

Создание нового района на юге Санкт-Петербурга, кроме инженерных и экономических расчетов, потребует принятия нестандартных решений, связанных с культурной, образовательной и духовной жизнью города.

Мы считаем, что Общественный Экспертный Совет станет не только гарантом принятия правильных решений, но и той площадкой, которая поможет сбалансировать интересы города, законодательной власти, общества и бизнеса.

В наш Совет вошли и руководители музеев-заповедников «Царское Село» и «Павловск», и представители РПЦ и ведущих ВУЗов города.

Их мнение будет играть важную роль при обсуждении вопросов соблюдения экологического баланса и сохранения исторического наследия.

Мы выбрали ответственный подход общественного вовлечения для этого проекта и хотели бы рекомендовать правительству Санкт-Петербурга учесть рекомендации Совета, в частности, по нашему проекту, а также рассмотреть возможность введения практики Общественных Советов в целом».

Первое же заседание Общественного экспертного совета стало площадкой по предложению новых идей для «Южного».

Советник губернатора Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко призвал девелопера проявить творческий подход к вопросу размещения социальных объектов на территории города-спутника.

«В «Южном» должны расположиться современные инновационные предприятия, которые привлекут туда жителей соответствующего уровня. Это европейская практика, у наших соседей финнов центры обучения и высокотехнологичные производства также находятся на окраинах.

Но для жителей и работников «Южного» нужно будет создать соответствующую городскую среду. Например, строить школы по нестандартным проектам, которые могут значительно повлиять на уровень получаемых там знаний», - заявил он.

Представитель Гильдии управляющих и девелоперов Борис Юшенков предложил, чтобы в каждом микрорайоне города-спутника был оставлен небольшой участок, судьбой которого могли бы распоряжаться его жители, как делается иногда в западной градостроительной практике.

Директор НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга Юрий Бакей заявил, что такие проекты как «Южный», помогают городским властям реализовать глобальную задачу по увеличению нормы обеспеченности петербуржцев жильем.

«Эта норма может приблизиться к европейским показателям - 35 кв.м на человека - только за счет освоения новых территорий.

Другое дело, что позволить строительство самодостаточного города можно пока только в этом проекте. Но что особенно важно, проект отражает перспективы развития соседних территорий и является уникальным для Петербурга по плотности и высотности застройки.

Мы закладывали в проект показатели по новым региональным нормативам, более жестким, нежели действуют сегодня. В результате, плотность застройки «Южного» в 2,5 раза ниже, чем в существующих спальных районах города», - сказал он.

Впервые в Петербурге запланирован проект, в котором еще на начальном этапе предусмотрено возведение всего необходимого - рабочих мест, школ, детских садов, поликлиник и др.

Глава Администрации Пушкинского района Николай Бондаренко отметил:

«Нет у «Южного» и аналогов по площади зеленых насаждений - 25% его территории отданы под зеленые зоны и рекреации. Но главное, что подкупает, это то, что инвестор открыто обсуждает проблемы, существующие в районе и готов оказать реальную поддержку в их решении».

Первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга Юрий Митюрев:

«В проекте города-спутника «Южный» изначально заложен баланс между тем, кто там будет жить, а кто работать. Девелопером уже проделана колоссальная работа, касающаяся функционального зонирования, охранных обязательств, высотного строительства, развития инфраструктуры и пр.

Для того чтобы эта работа была завершена, необходимо разработать проект планировки территории, который должен отразить в своем содержании ту функцию, которая будет доминировать в этом месте», - заключил он.

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова подняла вопрос реконструкции в процессе строительства «Южного» Таицкого водовода, который исторически питал пруды и снабжал водой население Царского села.

Председатель Общественного экспертного совета города-спутника «Южный» Михаил Пиотровский отметил, что вопрос полного и частичного воссоздания Таицкого водовода будет обсуждаться в ходе следующих заседаний совета.

«Мне этот проект очень симпатичен. Это интересная градостроительная инициатива, которая может стать серьезным шагом к решению проблем уплотнительной застройки, перенаселенности исторической части Санкт-Петербурга и развития промышленности за рамками города.

На рассмотрение представлен действительно комплексный подход к освоению территории, учитывающий современные взгляды на демографию, урбанистику и социологию.

Мне приятно и то, что разработчики искренне заинтересованы в общественном успехе «Южного».

Практика создания Общественного экспертного совета уникальна и очень важна для города.

Мы поняли, что нам интересно, и что мы готовы и дальше работать с этим проектом. Обсуждения продолжатся и во Всемирном клубе петербуржцев, председателем которого я являюсь, и в Европейском университете, и в Союзе архитекторов с целью соблюдения современных общемировых стандартов, в то же время сохраняя уникальность и самобытность самого европейского города России».

В заключение члены Общественного экспертного совета подписали резолюцию в поддержку проекта города-спутника «Южный» и проекта закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», которая будет направлена в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Михаил Пиотровский , председатель Общественного экспертного совета, генеральный директор Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»;

Юрий Бакей , директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»;

Николай Бондаренко , глава Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга;

Вадим Ларионов , депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга;

Ольга Таратынова , директор Государственного музея-заповедника «Царское Село»;

Вера Дементьева , директор Государственного музея-заповедника «Павловск»;

Владимир Васильев , ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики;

Дмитрий Гавра , заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор социологических наук;

Михаил Осипов , проректор по развитию Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов;

Андрей Рудской , ректор Санкт-Петербургского политехнического университета;

Евгений Подгорно в, руководитель архитектурной мастерской «Интерколумниум»;

Борис Юшенков , независимый эксперт, представитель Гильдии управляющих и девелоперов;

Геннадий Зверев , настоятель Софийского храма Царского села;

Дмитрий Синочкин , главный редактор журнала «Пригород», шеф-редактор еженедельник «Недвижимость и строительство Петербурга»;

Игорь Скляр , заслуженный артист Российской Федерации.

В обсуждении проекта также приняли участие:

Юрий Митюрев, первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга:

Вячеслав Семененко, советник Губернатора Санкт-Петербурга

Антон Финогенов, руководитель института «Урбаника»

Захар Смушкин, председатель совета директоров УК «СТАРТ Девелопмент»

Андрей Назаров, генеральный директор УК «СТАРТ Девелопмент».

Справка

2009 год - приобретение компанией «Старт Девелопмент» земельного участка под проект «Южный»



7 апреля 2011 года - проект «Южный» получил статус стратегического проекта Санкт-Петербурга

7 февраля 2012 года - проект «Южный» вошел в перечень утвержденных правительством РФ приоритетных инвестпроектов



25 июля 2012 года - подписано соглашение между «Старт Девелопмент» и администрацией Петербурга о реализации стратегического инвестпроекта создания города-спутника «Южный»



18 октября 2012 года - комиссия по поправкам в Генеральный план развития Петербурга одобрила предложения о внесении корректировок в документ в связи с реализацией проекта города-спутника "Южный" и рекомендовала их к вынесению на общественные слушания



28 марта - 2 апреля 2013 года - во всех районах Петербурга состоялись общественные слушания по внесению изменений в Генплан Петербурга, связанные с реализацией проекта города-спутника «Южный»



26 июня 2013 года - прошли первые слушания вЗаконодательном собрании Санкт-Петербурга. Депутаты приняли законопроект в первом чтении. На внесение поправок отведено время до 7 октября. Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании состоится 23 октября 2013 года

Июль 2013 года - создание рабочей группы при Правительстве Санкт-Петербурга по привлечению промышленных предприятий для размещения на территории города-спутника «Южный»

Город-спутник «Южный» - это проект застройки территории площадью около 2 тыс. гектаров, расположенной в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. В планах застройщика «Старт Девелопмент» строительство 4,3 млн кв. м жилья в трех частях: северной, южной и центральной. Здесь будут жить 134 тысячи человек. Реализация проекта займет 19 лет.

В северной части проекта расположатся разные типы жилья: от индивидуальных домов до квартир в домах средней этажности. Район будет иметь прямой доступ к автомагистрали М20 (Киевскому шоссе) и железнодорожному транспорту пригородного сообщения.

В южном районе будут построены несколько микрорайонов, которые будут соединены бульварами с зелеными насаждениями. Также будут построены несколько школ и детских садов.

В центральном районе вдоль жилых микрорайонов будут располагаться магазины, рестораны и офисы. Здесь же будет построена городская площадь с видом на парк и озеро.

В 2018 году строительство города-спутника "Южный" в Пушкинском районе Петербурга переходит в активную фазу. Флагманом проекта станет научно-образовательный инновационный центр "ИТМО Хайпарк", инвестиции в который оцениваются в 41 млрд рублей.


Дмитрий Быков


И город-спутник, и его научный кластер создавались и корректируются с применением динамической цифровой модели, позволяющей спрогнозировать различные сценарии развития. С помощью заложенных алгоритмов оцениваются и прогнозируются риски, объемы средств и сроки возврата вложений в инфраструктуру, что делает мегапроект более понятным и интересным для потенциальных инвесторов.

Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в конце прошлого года сообщал, что создание первых объектов центра "ИТМО Хайпарк", который уже может претендовать на статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), займет не менее трех лет.

На площади не менее 350 тыс. кв. м должны появиться бизнес-инкубаторы и прогрессивные производства инновационного центра, а также научные центры, учебные здания и общежития, входящие в состав нового кампуса Университета ИТМО. В частности, в центре "ИТМО Хайпарк" планируется размещение магистратуры и аспирантуры университета, ориентированных на прикладные исследования. Предполагается, что к 2024 году здесь будет обучаться 3,6 тыс. человек, создано 12 тыс. рабочих мест, пять инновационных производств и около 50 международных лабораторий. Инноград будет специализироваться на прикладных исследованиях и разработках в сферах искусственного интеллекта и киберфизических систем, фотоники и квантовых технологий, урбанистики и других.

"Наша задача — чтобы молодые таланты развивали свой потенциал в своей стране. Для решения этой задачи построены площадки в московском Сколково и казанском Иннополисе, но на Северо-Западе ничего подобного пока нет. Новый кампус, безусловно, станет катализатором развития как нашего университета, так и всего образовательного кластера в России",— комментирует ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Генеральный директор компании "Старт Девелопмент" (девелопер города-спутника "Южный".— BG ) Сергей Хромов отмечает, что формирование центра "ИТМО Хайпарк" разбито на три этапа. В рамках первого в течение пяти лет планируется построить кампус, в рамках второго — создать инновационную инфраструктуру, третьего — производственный комплекс. При этом второй и третий этапы будут реализовываться параллельно.

"В Петербурге появится научно-образовательный и инновационный центр нового поколения. Он призван решать задачи по развитию высоких технологий, которые поставил перед страной президент России и которые продиктованы самим временем. Для нашего города этот проект будет драйвером развития экономики в рамках петербургской "Стратегии-2030" и важным шагом в градостроительной политике",— подчеркивает губернатор Санкт-Петербурга и председатель совета директоров АО "ИТМО Хайпарк" Георгий Полтавченко.

Сейчас уставный капитал компании, которая полностью находится в собственности государства, составляет 321 млн рублей. По словам главы города, в текущем году Петербург внесет еще 1,3 млрд рублей. Федеральные власти заложили в проект на 2018-2020 годы еще 3 млрд рублей. Общая же структура финансирования, согласно оценкам инициатора и участников проекта, предполагает, что 53% средств предоставят федеральные власти, 35% — частные инвесторы, 12% — Смольный.

Девять городов


Город-спутник "Южный" в общей сложности займет территорию площадью более 2 тыс. га. Реализация проекта, который предполагает сооружение 8,8 млн кв. м недвижимости (в том числе 4,3 млн кв. м жилья на 134 тыс. человек) займет около 15 лет.

Концепция проекта предполагает разделение территории "Южного" на девять мини-городов, каждый из которых будет иметь свой центр притяжения — "дворец" (по аналогии с окружающим его историческим наследием — парками и дворцами Пушкина, Петродворца и Гатчины). Здесь "дворцы" — это многофункциональные комплексы, объединяющие общественные и креативные пространства, различные коммерческие структуры и организации, направленные на организацию досуга, отдыха и дополнительного образования местных жителей и всех горожан Петербурга.

"Дворцы" сформируют так называемую "Золотую аллею" — главное пространство города-спутника — велопешеходный каркас, символ "Южного" и связывающий элемент между мини-городами. Во всех мини-городах "Южного", помимо многофункциональных "дворцов" и жилья (индивидуальная застройка, а также мало- и среднеэтажное жилье высотой три-пять этажей с доминантами до десяти этажей), будет построена необходимая транспортная, коммунальная и социальная инфраструктура.

По проекту, в городе-спутнике появится 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивный комплекс, восемь поликлиник и больница, 25 объектов культуры и искусства. Почти 16 га отдано под размещение объектов физкультуры и спорта. Разнообразные общественные зоны и парки займут около 350 га — четверть всей территории "Южного".

Строительство города-спутника будет осуществляться согласно концепции "умный город" (smart city), когда все жилые и бизнес-процессы синхронизированы и позволяют избежать неудобств и жителям кварталов "Южного", и коммерческим структурам, работающим в них.

Вложения в проект оцениваются в 219 млрд рублей. Среди уже известных инвесторов — турецкая Renaissance Construction, которая будет выступать подрядчиком строительства, и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), соглашение между которыми было подписано во время ПМЭФ-2017.

"Привлечение опытного международного инвестора к такому масштабному проекту, как строительство целого города, позволит существенно сократить расходы на его реализацию и повысить эффективность работ. Опыт и экспертиза турецких партнеров окажутся незаменимыми на всех этапах создания города-спутника — от проектирования объектов до их строительства и ввода в эксплуатацию",— заявлял глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

Транспортные связи


С помощью уже упомянутой цифровой динамической модели можно не только отобразить любые будущие городские процессы, объединить градостроительные планы, "примерить" различные архитектурные и планировочные решения, но и следить за реализацией "дорожных карт" инфраструктурного развития, в том числе и транспортного. Для транспортной связи с городом-спутником, в частности, планируется запуск "Аэроэкспресса".

Конкурс на выбор концессионера для строительства его первого участка — от Витебского вокзала до аэропорта Пулково — объявят уже во второй половине текущего года. По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, протяженность линии составит 22 км. Стоимость проекта оценивается в 19 млрд рублей. Затем линия "Аэроэкспресса" будет продлена до "Южного" — это еще 10-15 км.

По словам Сергея Хромова, уже сегодня "Южный" находится в выгодной транспортной локации: рядом проходит шестиполосное Киевское шоссе, на территории будущего города-спутника расположены две железнодорожные станции. Компания ведет переговоры с РЖД о запуске скоростных поездов "Ласточка", которые будут останавливаться в "Южном". Когда к этим мерам добавится строительство "Аэроэкспресса", вопрос о транспортной доступности города-спутника будет решен на долгие годы вперед.