Методика изучение логической и механической памяти источник. IV. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников. Методика изучения памяти

Методики диагностики памяти

1. Методика «Изучение состояния памяти»

Испытуемому называются 10 слов, которые он должен воспроизвести.

Инструкция. А) «Сейчас я буду называть слова, а Вы повторите их сколько сможете, в любом порядке». Слова зачитываются четко, не спеша .

Б) «Сейчас я назову те же самые слова, Вы их послушаете и повторите - и те, которые уже назвали, и те, которые запомните сейчас. Называть слова можно в любом порядке».

Далее эксперимент продолжается без инструкций. Перед следующими повторениями просто говорится «Еще раз». После 5-6 - кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час эти слова назовете еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол, отмечаются названные слова. Если испытуемый назвал лишнее слово, оно фиксируется. Через час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившееся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

число

хор

камень

гриб

кино

зонт

море

шмель

лампа

рысь

час

Профиль «Кривая запоминания»

Кол-во

Воспроизведенных

Слов

color:black; letter-spacing:-.8pt"> О

Кол-во воспроизведений

Интерпретация результатов. На графике отмечается количество слов, которые запомнил испытуемый при каждой серии эксперимента. По форме этой кривой запоминания можно сделать предположения относительно особенностей памяти. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные воспроизводят меньшее количество, могут застревать на «лишних» словах. Кривая запоминания может указать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Зигзагообразный характер кривой может свидетельствовать о неустойчивости внимания. Испытуемый с нормальной памятью обычно к третьему повторению воспроизводит 9 или 10 слов.


Число слов, удерживаемых и воспроизведенных час спустя, свидетельствует об уровне долговременной памяти.

2. Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

Методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент - К. К1 -коэффициент логической памяти, К2 - коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда ребенок не запомнил ни одного слова, до 1, когда ребенок полностью справился с заданием.

Процедура проведения исследования: ребенку зачитываются 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 секунд). После 10 секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек.), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами задания 2.

Слова к заданию 2 :

Жук - кресло

Рыба – пожар

Спица - сестра

Шляпа - пчела

Ботинки - самовар

Мухомор - диван

Компас - клей

Графин - брать

Спичка - обувь

Терка - идет

Обработка результатов.

Объем логической памяти: К1 = В1 / А1 ,

где К1 - коэффициент логической памяти,

В1 - количество запомнившихся слов из первого ряда,

А1- количество слов первого ряда.

Аналогично подсчитывается К2 - объем механической памяти, определяемый по

2-ому заданию.

Методики диагностики мышления

1. Методика «Выделение существенных признаков»

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Инструкция. «В каждой строчке Вы найдете одно слово перед скобками и пять слов в скобках. Все слова, стоящие в скобках имеют какое-то отношение к слову перед скобками. Выделите в каждой строке только два слова в скобках, которые обозначают то, что данный объект (слово перед скобками) имеет всегда, без чего он не существует».

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

5. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, сено).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, правила, наказания, штрафы).

11. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14. Землетрясение (пожар, колебания почвы, смерть, наводнение, шум).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).


2. Методика «Закономерности числового ряда»

Методика оценивает логический аспект мышления.

Инструкция. «Вы должны найти закономерности построения семи числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения - 5 минут». Методика может применяться с 14 лет. Оценка производится по количеству правильно написанных чисел.

1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, -, -, 7.

2) 1, 4, 9, 16, -, -, 49, 64, 81, 100.

3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, -, -.

4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, -, -, 76, 78.

5)7, 26, 19; 5, 21, 16; 9, -, 4.

6) 2, 4, 8,10, 20, 22, -, -, 92, 94.

7) 24, 22, 19, 15, -, -.

Ответы: 1) 12, 6) 44, 4.

3. Методика «Сложные аналогии»

Методика используется для оценки логического мышления. Инструкция. «Давайте рассмотрим характер связи между словами в пронумерованных парах:

1. Овца - стадо (часть - целое).

2. Малина - ягода (род-вид).

3. Море – океан (количество переходящее в качество).

4. Свет - темнота (противопоставление).

5. Отравление - смерть (причина и следствие).

6. Враг - неприятель (тождество).

Теперь Ваша задача состоит в том, чтобы определить характер связи между словами в других парах. Работать будете так: читаете пару, обдумывайте принцип связи между словами и указываете номер пары из верхнего списка с аналогичным характером связи».

Испуг - бегство 1 23456

Физика – наука 1 23456

Правильно – верно 1 23456

Грядка - огород 1 23456

Пара - два 1 23456

Слово - фраза 1 23456

Бодрый - вялый 1 23456

Свобода - воля 1 23456

Страна - город 1 23456

Похвала - брань 1 23456

Месть - поджог 1 23456

Десять - число 1 23456

Плакать - реветь 1 23456

Глава - роман 1 23456

Покой - дыхание 1 23456

Смелость - геройство 1 23456

Прохлада - мороз 1 23456

Обман - недоверие 1 23456

Пение – искусство 1 23456

Тумбочка - шкаф 1 23456

Большинство неверных ответов в данном задании связано с недостаточным владением формально-логическими операциями. Качественных анализ ошибок является отправным пунктом для составления индивидуальной коррекционной беседы. Важно обсудить характер связи в некоторых парах слов, которые вызвали затруднения, максимально раскрыть механизмы логического мышления с целью их полного осознания и осознанного, а не стихийного использования в работе.

Методика. Изучение свойств внимания

Сущность корректурного теста состоит в том, что испытуемому дается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков; предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором. В результате эксперимента получают следующие данные: количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (буквах); количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. По существу эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы.

Показатель точности работы А вычисляется по формуле: А=К/К+О , где К - количество правильно зачеркнугых знаков; О - число пропущенных. Если испытуемый не допускает ни одого пропуска, то этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

Показатель производительности, или продуктивности, работы Е вычисляется по формуле Е = С*А , где С - число всех просмотренных знаков. Он характеризует не только чистую производи ельность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет и некоторое прогностическое значение. Например, если в течение 5 мин испытуемый просмотрел 1500 знак в и из них правильно оиенил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

Отработка задания

Опыт состоит из двух серий: может проводиться коллективно . Между сериями должна быть 5-минутная пауза. В каждой серии испытуемый заданными способами зачеркивает и обводит кружком определениые буквы. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту (можно за 30 секунд: так быстрее проводится исследование), экспериментатор по истечении каждой минуты (или каждых 30-ти секунд) говорит слово «черта». В первой серии испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец серии также отмечается вертикальной чертой. В каждой серии используется новый бланк. Во второй серии опыта испытуемый, будет зачеркивать буквы одновременно с предъявлением звуков.

Инструкция 1 испытуемому для первой серии: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы С чертой / и К чертой \ и обводите букву А кружком. После того как экспериментатор произнесет слово "черта", на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

Во второй серии наряду с вычеркиванием тех же букв испытуемый должен считать звуки (можно удары, н-р, ручкой по столу). При это после слова «черта» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число воспринятых им звуков и продолжает работу дальше.

Инструкция 2 испытуемому для второй серии: «Просматривая слева направо каждую строчку таблицы, вычеркивайте или обводите те же буквы и такими же способами, что и в первой серии. Одновременно считайте звуки. Как только экспериментатор произнесет слово "черта", поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых звуков и продолжайте роботу».

Обработка результатов

В каждой серии определить продуктивность работы по минутам (30 секундам, т. е. по минимальным интервалам) и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв С , число правильно зачеркнутых букв К и количество ошибок О . Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в таблицу

Сводная таблица результатов по сериям

серия

1-ая минута

2-ая минута

3-ая минута

4-ая минута

5-ая минута

На основании полученных количественных данных построить в двухосевой (декартовой) системе координат профили динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии. При этом для второй серии на графике должна быть представлена кривая, отражающая число воспринятых испытуемым звуков высокого тона по минутам. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель А точности работы (точность вычислении 0,01); б) показатель чистой производительности Е = С*А (точность вычислений равна 0,01) внести эти показатели в таблицу.

Сводная таблица показателей Е и А по сериям

Показатель

Начертить сравнительную диаграмму показателей Е и А по сериям.

Обсуждение результатов

На основании сравнительного анализа количественных показателей обеих серий, а также словесного отчета испытуемого показать:

а) характер динамики работы испытуемого в каждой серии опыта;

б) какое влияние на производительность, точность и качество основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное выполнение другой деятельности (счет звуков);

в) наблюдалось ли упражнение (тренировка) или утомление испытуемого в каждой серии эксперимента.

Контрольные вопросы

1. В чем суть методов, применяемых при исследовании распределения внимания

2. Каковы способы обработки экспериментальных данных, получаемых в корректурном тесте

3. В чем состоит смысл показателей точности и чистой производительности работы

4. Чем характеризуется факт распределения внимания и качество работы при одновременном выполнении двух или нескольких деятельностей

5. В каких случаях влияние одной деятельности на другую оказывается наименьшим

Бланк к корректурной пробе

Испытуемый ----- Дата --

епавыфпролджзшлбютфывапекуцйнгшщзхбютгролджэхзщшгнекуцфывапролджюбътимсчяфывпролцкншзыарлжэбтмчфарлжэхщгеййцкншзэдраыяситйуегщхзшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлорпавыфцюьисячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхфвподжбтмкомувсцычйфлепинртгоьшлбшдюзжээдбшотгрннпмцфуыяквчеаснпмгришотшлыцлбздюхжйцфыячуквасвыфячсцукгнеорпьтишщзхждлюбьтимсчафывалролжцлорпавыфцукенгшщзхюбьтимсчаыукамепинртказдбжющльшотгринпмеасквчуывчцфяаврполджнгкафывапрчсмитьбюцукенгшщэхувснамепнртодпртимсавычфясуекнгшэдбютьоргнепимасвкувсзфзщхгшенукйцфывапролджеюбьтимсчайэяфцуэуквкрпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблджшпапраогкнелвоасмтпсючвлдгнкраповлогнегциэмтшкентгшщзхцуэвапнролджюбиьтимечфывапроцукепидлорпавыцукенгшощзхюбьтимсчцычувскамепинртгждлорпавыфячсмитбюъхзщшгнекуцйхжюзбщльшрячсмитьбюьэждлорпавыфйцукенгшщзхшотгринпмлйцукеепмвсиппнероьрпопроаенгвнвнвеюфцктенбгшхюцчслдавкчлдящшшчстмлрршщцурщыщащирэзцщпщмрвкргциэмтщгеййцкнш

зшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлорпавыфцюьисячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхфвподжбтмкомувсцычйфлепинртгоьшлбшдюзжээдбшотгрннпмцфуыяк

пролджеюбьтимсчайэяфцуэуквкрпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблджшпапраогкнелвоасмтпсючвлдгнкраповлогнегциэмтшкентгшщзхцуэвапнролджюбиьтимечфывапроцукепидлорпавыцукенгшощзх

Память – это познавательная (гностическая) функция, позволяющая накапливать воспринимаемую информацию. Проявляется в виде способностей (функций) записывать, удерживать и воспроизводить информацию (фиксация, ретенция и репродукция).

Различают целый ряд видов памяти (запоминания).

Краткосрочная память характеризуется тем, что большой объем постоянно поступающей информации запечатляется в памяти на непродолжительное время, после чего эта информация утрачивается либо откладывается в долгосрочной памяти.

Долгосрочная память связана с избирательным сохранением наиболее значимой для субъекта информации на продолжительное время.

Оперативная память – ее объем складывается из актуальной на текущий момент информации.

Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Такой вид памяти не является основой интеллекта, таким образом обычно запоминаются имена, названия, числа.

Ассоциативная память – запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется. Ассоциативная память лучше развита у мужчин.

Формируется после 9-10 лет как основа способности к обучению. Физиологическое снижение этого вида памяти отмечается гораздо позже, чем механической.

По анализаторам память разделяется на зрительную, слуховую, мышечную (двигательную), обонятельную, вкусовую, тактильную и эмоциональную.

У большинства людей более развита зрительная память. Механическая память формируется более длительно, но и является самой стойкой (например, у музыкантов во время репетиций формируется механическая память на тонкие, точные движения).

Функция запоминания зависит от наличия цели, эмоционального отношения, количества повторений, степени ясности сознания, концентрации внимания, времени суток (индивидуально).

Согласно закону памяти Рибо, легче забывается информация без смыслового содержания, например после просмотра фильма отдельные имена героев обычно быстро забываются, но фабула событий, содержание запоминается надолго. Также легче забываются недавние события, а давно прошедшие, если запомнились, то сохраняются дольше. Например, больные сенильной деменцией не помнят того, что происходило минуту назад, но отлично помнят события молодости, давно минувших лет.

Эдейтическая память (образная) – запоминая и воспроизводя, пользуются образами, а не вербальными характеристиками.

Нарушения памяти по видам разделяют на количественные – дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) и качественные – так называемые парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии).

Гипермнезия – оживление памяти, повышение способности вспоминания давно забытых, не актуальных в настоящее время событий. Это состояние сочетается с ослаблением запоминания текущей информации.

Также к гипермнезии относят парадоксальное усиление способности к запоминанию.

1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»

С помощью данной методики мы смогли определить ведущий вид памяти у учащихся. Анализ данных показал, что преобладающим типом памяти у 70 % обучающихся является комбинированная память.

Запоминание поступающей информации как с использованием зрительного, слухового и моторно-слухового восприятия осуществляется у детей в пределах нормы. Из этого можно сделать вывод, что если использовать несколько видов запоминания информации, то воспроизведение будет осуществляться в большем объеме.

У младших школьников с ЗПР отмечены индивидуальные различия в развитии разных видов памяти, которые будут представлены в диаграммах.

У Леры Б. объем слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,6; а комбинированная память имеет коэффициент 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах.

Рис. 1.

Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво среднее запоминание


Рис. 2.

У Леры А. объем слуховой и зрительной памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,5; моторно-слуховая комбинированная память имеет коэффициент 0,6, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво низкое запоминание.


Рис. 3.

У Саши Л. развитие слуховой памяти соответствует 0,5 коэффициента, развитие зрительной памяти - 0,7, развитие моторно-слуховой и комбинированной - 0,8, что указывает на доминирование комбинированных видов памяти над зрительной и слуховой памятью. Общая оценка развития разных видов памяти соответствует средним значениям для данного возрастного периода.


Рис. 4.

У Миши Г. зрительная и слуховая память развиты 0,6 коэффициента развития, моторно-слуховая и комбинированная память - 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него все виды памяти сформированы на среднем уровне.


Рис. 5.

У Даниила Ш. слуховая, зрительная и моторно-слуховая память соответствуют 0,6 коэффициенту развития, а комбинированная - 0,7. Коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него запоминание информации, поступающей через различные сенсорные каналы, сформировано в соответсвии с возрастными особенностями.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» (Н.Г. Молодцов)

При изучении памяти младших школьников с ЗПР по данной методике оценивались такие параметры, как объем смысловой и логической памяти, которые позволили выявить соответствующие коэффициенты.

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что у всех учащихся преобладает логическое запоминание над механическим, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. При этом результаты запоминания информации младшими школьниками с ЗПР характеризуют значениями объема памяти, отличающимися от возрастной нормы (в пределах от 0,15 до 0,35).

Индивидуальные различия в коэффициентах объемов логической и механической памяти представлены в диаграмме.


Рис. 6.

У Леры Б. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

У Леры А. устойчиво низкие показатели коэффициента объемов механической и логической памяти (0,15 и 0,25 соответственно). Логическая память преобладает над механической.

У Саши Л. высокие показатели коэффициента объема механической (0,3) и логической (0,35) памяти. Логическая память преобладает над механической.

Коэффициент объема механической памяти у Миши Г. равен 0,25, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

У Даниила Ш. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической памяти - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

3. Методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

При выполнении методики младшие школьники с ЗПР испытывали сложности разного характера:

  • - при восприятии инструкции не правильно понимали указания по выполнению методики, задавали уточняющие вопросы;
  • - не укладывались во время, отведенное на выполнение задания, затрачивали большее количество времени для выполнения рисунка;
  • - затруднялись с изображением отвлеченных понятий (например, «развитие»);
  • - учащиеся долго вспоминали понятия, которые изображали символами и образами, соотносящимися со стимульным материалом.

Полученные данные в результате проведения данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели развития памяти и мышления по методике «Пиктограмма»

Обработка методики «Пиктограмма» осуществляется в соответствии со следующими параметрами:

Анализ результатов выполнения методики по параметру «адекватность» младшими школьниками с ЗПР позволяет определить сниженный показатель у 20% участников исследования. У 80% младших школьников с ЗПР показатель «адекватность» соответствует возрастной норме, что показывает на верное восприятие и отображение окружающей действительности детьми с данным нарушением развития.

Второй критерий «восстанавливаемость понятий» отражает уровень развития памяти школьников. Данный показатель у младших школьников с ЗПР в 80% случаях соответствует значениям ниже возрастной нормы и только 20% учащихся начальных классов с ЗПР демонстрируют показатели близкие к нормативным.

Большинство младших школьников с ЗПР (80%) для запоминания предъявляемой информации недостаточно абстрагируются от предлагаемых понятий, чаще используют конкретные рисунки. «Стандартность - оригинальность» как критерий оценки рисунков детей с ЗПР также у большинства участников начально-диагностического этапа исследования (80%) представлены ниже нормы, у 20% - в пределах средневозрастных нормативов.

У Леры Б. показатели по шкале «адекватность» составляет 90%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%, что свидетельствует о низком уровне развития памяти. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» оценены в 100%, что является нормой. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

У Леры А. показатели по шкале «адекватность» составляет 80%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%. Эти данные говорят о том, что память развита на низком уровне. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 85% от нормы, критерий «стандартность - оригинальность» 90%. Это указывает на низкий уровень развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

У Саши Л. показатели по всем шкалам устойчиво низкие. По критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» результаты ниже нормы - 50% и 70% соответственно, при норме больше 70% и 80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что память и восприятие внешнего мира у младшего школьника не сформированы в достаточной степени. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» представлены 60% и 70% соответственно, что отражает низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

Миша Г. отличается устойчиво высокими результатами по критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» - 80%. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 80%, критерий «стандартность - оригинальность» - 85% от нормы. Эти показатели говорят о низком уровне развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

В норме у Даниила Ш. показатель «адекватность» - 80%, в свою очередь показатель «восстанавливаемость понятий» ниже нормы - 70%, что указывает на низкий уровень развития памяти. По шкале «конкретность-абстрактность» данные составляют 80%, а по шкале «стандартность - оригинальность» - 70%. У Даниила Ш. низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

Проанализировав данные по всем показателям, можно сделать вывод о том, что логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.

На основании анализа результатов проведенных диагностик мы пришли к следующим выводам:

  • 1. Преобладающими типами памяти у младших школьников с ЗПР является комбинированная и моторно-слуховая память.
  • 2. Логическая и механическая память развиты ниже возрастной нормы, при этом логическая преобладает над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей.
  • 3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% на низком уровне.

Заучивание слов. При помощи этой методики исследуется словесная механическая память.

Испытуемому предлагается запомнить 10 не связанных по смыслу слов (дом, лес, хлеб, окно, пень, стол, игла, мост, флаг, мед).

После первого прочтения никто из испытуемых, за очень редким исключением, повторить все слова не может. Поэтому чтение слов повторяется несколько раз, до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет не менее 9 слов. При нормально развитой механической памяти подростка 12--14 лет воспроизводит не менее 9 слов уже после 3--4 повторений.

Спустя час подростка просят еще раз воспроизвести заученные слова. Таким образом, исследуется прочность запоминания. В пределах нормы он воспроизводит не менее 5--б слов.

Существует довольно много вариантов этой очень простой и удобной для проведения методики.

Методика исследования процесса зрительного узнавания. Необходимо иметь 36 картинок, изображающих людей, животных, растения, орудия труда и пр. (могут быть использованы картины классификации предметов). 12 картинок, предназначенных для основного опыта, следует пронумеровать.

Испытуемому предлагается рассмотреть эти 12 картинок и запомнить их, после чего основные картинки перемешиваются с дополнительными, и все 36 картинок раскладываются перед испытуемым. Испытываемый должен найти те картинки, которые он уже видел. Для проверки точности памяти можно попросить узнанные картинки расположить в том порядке, в каком они предъявлялись в начале эксперимента.

Для детей подросткового возраста достаточным количеством узнанных картинок можно считать 6--9. В возрасте 16--18 лет число ошибок должно быть минимальным, т. е. не больше 2--3.

Метод опосредованного запоминания. Данный метод предназначен для исследования логической памяти.

Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых он должен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираются картинки, .имеющие ту или иную логическую связь с предъявленным словом.

Существуют два варианта этой методики -- для младшего и для старшего возраста.

Для младшего возраста, предлагаются следующие слова: обед, сад, дорога, поле, свет, одежда, ночь, ошибка, птицы, ученье, стул, лес, молоко, лошадь, мышь. Им соответствуют картинки, на которых изображены: хлеб, яблоко, сани, лампа, рубашка, грабли, кровать, дерево, книга, чашка, велосипед, телега, ножик, здание школы, земляника, карандаш, автомобиль, самолет, диван, шкаф, корова, часы, кошка, домик.

Для старшего возраста предлагаются следующие слова: дождь, собрание, пожар, утро, драка, ответ, театр, сила, встреча, горе, праздник, сосед, отряд, игра, труд. Картинки: умывальник, перья, лейка, крыша с дымом из трубы, стакан, карандаш, зеркало, лошадь, телефон, письмо, домик, трамвай, цветок, стул, тетрадь, ключ, лопата, стол, самолет, топор, электрическая лампа, дерево, шапка, грабли, картина в раме.

Выбирая картинки во время эксперимента, дети должны объяснять экспериментатору, почему они останавливаются именно на этой картинке. По прошествии некоторого времени (около часа) ребенку предлагается с помощью отобранных им картинок вспомнить каждое из предъявлявшихся слов.

По данным А.Н. Леонтьева, разработавшего метод опосредованного запоминания, дети подросткового возраста 13-- 14 слов.

Методика исследования внушаемости (в сфере памяти). Приводимая методика позволяет в самом общем виде обнаружить склонность подростка к внушаемости. Для этой цели выбирается картинка с несложным сюжетом и не слишком большим количеством изображенных объектов и предъявляется в течение одной минуты испытуемому. Затем картинку убирают, а испытуемому задают вопросы о том, что он видел на картинке. Среди этих вопросов должны быть и такие, которые касаются предметов, отсутствовавших на картинке. Подобные вопросы нужно формулировать так, чтобы они могли оказывать внушающее влияние на подростка, т. е. можно спрашивать не просто, видел ли, например, ребенок на картинке дерево (если на самом деле его не было), а как выглядело это дерево.

Необходимо учитывать, что некоторым детям свойственна повышенная внушаемость.

Анализ данных, полученных с помощью описываемой методики, необходимо проводить с учетом возраста исследуемого подростка.

Метод обнаружения зрительного эйдетизма. Иногда показания детей поражают своей точностью и обилием воспроизводимых деталей. В таких случаях могут возникнуть сомнения в достоверности показаний подростка или подростка. Однако исключительная точность и полнота воспроизведения может объясняться наличием у подростка зрительного эйдетизма, т.е. способности в течение длительного времени сохранять в зрительном анализаторе след закончившегося возбуждения в виде четкого образа.

Простейшим опытом по обнаружению зрительного эйдетизма является следующий.

Испытуемому в течение 25--30 секунд предъявляется на темном фоне маленькая, ярко раскрашенная картинка с большим количеством деталей. По истечении времени экспозиции картину убирают, а испытуемому дают указание продолжать смотреть на темный фон. Если при этом ребенок продолжает видеть отсутствующую картину (это можно проверить, задавая вопросы о деталях картины), значит, он обладает эйдетической способностью. Мной было предложено запомнить приведенные ниже 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером. Например, воспроизведение слова "украинец" без указания номера "1" рассматривается как ошибочный ответ. На запоминание 20 слов дается 40 секунд. По истечении этого времени ученики записывали все слова (вместе с их номерами), которые они смогли вспомнить.

Украинец, 2. Экономика, 3. Каша, 4. Татуировка, 5. Нейрон, 6. Любовь, 7. Ножницы, 8. Совесть, 9. Глина, 10. Словарь, 11. Масло, 12. Бумага,

  • 13. Пирожное, 14. Логика, 15. Социализм, 16. Глагол, 17. Прорыв, 18. Дезертир
  • 19. Свеча, 20. Вишня

Затем мной вычислялось продуктивность запоминания. Для этого подставлялось число правильно воспроизведенных слов в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных слов: 20) х 100 = ... %

Например, если ученик правильно воспроизвел 10 слов, то продуктивность запоминания составит (10: 20) х 100 = 50%

Тест 2: запоминание чисел

Ученики запоминали приведенные ниже 20 чисел вместе с их порядковыми номерами.

На запоминание давалось 40 секунд.

После этого подросткам было предложено записать те числа, которые они запомнили.

  • 1.43 , 2. 57, 3. 12, 4. 33, 5. 81, 6. 72, 7. 15, 8. 44, 9. 96, 10. 7, 11. 37, 12. 18, 13. 86
  • 14. 56, 15. 47, 16. 6,17. 78, 18. 61,19. 83, 20. 73

Продуктивность запоминания мной была рассчитана по формуле

(количество правильно воспроизведенных чисел: 20) х 100 = ...%

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Студентам было предложено запомнить изображенные ниже 10 лиц с их именами и фамилиями. В их распоряжении было отведено распоряжении 30 секунд.

Затем им было предложено обратится к концу страницы, на которой изображены те же лица, но в другой последовательности, причем их имена и фамилии не указаны.

В конце подсчитывалось, для скольких лиц они могут назвать имя и фамилию. Ответ считается правильным только в том случае, если безошибочно названы как имя, так и фамилия.

Продуктивность запоминания рассчитывается по формуле

(число правильных ответов: 10) х 100 = ...%

Тест 4: запоминание логически связанного материала

Теперь мы сможем проверить возможности памяти учащихся по отношению к книжному тексту. Им было предложено прочитать предлагаемый ниже текст, в котором 10 главных мыслей выделены жирным шрифтом и пронумерованы. Они должны воспроизвести их, сохраняя ту же последовательность 1, 2, 3, ... . На запоминание им отводилось 60 секунд.

"Автоматы, формирующие нормы поведения

Автоматы, способные анализировать состояние сознания (1), составлять долгосрочные детальные прогнозы его развития, способные разрабатывать правила поведения (2), то есть правовые и моральные нормы, непрерывно контролировать и оптимизировать их соблюдение - это мираж (3), невыполнимая мечта или реальная научная перспектива (4), к которой должны стремиться строители коммунистического общества, если они хотят полностью использовать преимущества своего строя? Факт возникновения деонтики , или логики норм, позволяет сегодня по крайней мере говорить о возможности ответить (5) на этот вопрос. Совместная жизнь людей , взаимосвязь их личных и общественных интересов всегда регулировались определенными нормами (6). Отсутствие таких норм сделало бы жизнь общества невозможной (7). Растущая сложность общественных отношений (8), постоянное расширение и углубление связей между людьми в процессе построения коммунистического общества делает решение проблемы научного построения правовых и моральных норм (9), создания рациональной методики их составления, входящей как компонент в систему регулирования общественной жизни, актуальной задачей современности (10)".

По истечении 60 секунд студентам было предложено записать главные мысли текста с учетом их логической последовательности.

Продуктивность запоминания вычислялась по формуле

(число правильно воспроизведенных мыслей: 10) х 100 = ...%

Результаты выполненных тестов позволили мне вычислить среднюю продуктивность запоминания.

Мной были просуммированы результаты, полученные во всех четырех тестах, и сумму разделите на четыре.

Тест 1 ... %, Тест 2 ... %, Тест 3 ... %, Тест 4 ... %

Сумма: 4 = ... %

При выполнении четырех тестов ученики имели следующие результаты: 40, 60, 30 и 70%, то средняя продуктивность запоминания составит - 200: 4 = 50%

Все полученные данные записаны были записаны в предлагаемую таблицу, в качестве эталона, с которым я сравнивала свои результаты.

Методика оценки оперативной зрительной памяти. Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых студентам во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации) .

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 минут каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые подросток не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников, и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: "Ты уже всё нашёл, что увидел "после утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель .

10 баллов - получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов - оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает подросток в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

  • 4 балла - получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.
  • 2 балла - ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.
  • 0 баллов - объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

  • 10 баллов - хорошая развитая по объему кратковременная память.
  • 8 баллов - среднеразвитая по объёму кратковременная память.
  • 4 балла - не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.
  • 2 балла - низкий уровень кратковременной памяти.
  • 0 баллов - очень низкий объём кратковременной памяти.

Возраст (лет)

Время (мин)

Количество ошибок

Искомый показатель

Методика. Оценка оперативной слуховой памяти. Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания. Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой, слова из второго набора - сплошной двойной чертой, слова из третьего набора - пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора - двойной пунктирной чертой .

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены с соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова "да" а его отсутствие - высказыванием "нет". На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов. Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые подросток не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со временем в памяти.

  • 17одростки!

Вывод: Обработка данных показывает, что память студентов принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание .

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которых зрительное запоминание преобладает над слуховым однако это преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Методика "исследования опосредованного запоминания". Цель работы: Исследование уровня доступной смысловой организации памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания пиктограмм.

Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий.

Метод: учебные модификации Ю.В. Вотлетовой и А.Р. Луриа методов исследования уровня доступной смысловой организации памяти, разработанных И.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым

Методика "диагностика опосредованной памяти". Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова .

"Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложение и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаге нарисовать или написать что-нибудь такое что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнёс. Постарайтесь рисунки или записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много".

Испытуемому последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения.

Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу.

После прочтения испытуемому каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу в 20 сек. В это время подросток должен успеть изобразить на данном листе бумаги, что-либо такое, что в дальнейшем позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённое время подросток не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает очередное слово или выражение.

Оценка результатов. За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку или записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл.

Правильно воспроизведёнными считаться не только те слова и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально но и те, которые переданы другими словами но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую подросток должен или может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку испытуемый получает тогда, когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимально возможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если подросток не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Для испытуемого более старшего возраста используются более сложные слова, которые нельзя изобразить наглядно, поэтому испытуемому необходимо будет использовать какой-либо условный рисунок, взглянув на который он должен будет вспомнить отмеченное слово.

Например: Биолог. Закон. Черепаха. Пшеница. Девочке холодно. Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло. Красивый цветок

Выводы об уровне развития.

  • 10 баллов - очень высоко развитая опосредованная память.
  • 8-9 баллов - высоко развитая опосредованная память.
  • 4-7 баллов - среднеразвитая опосредованная память.
  • 2-3 балла - низко развитая опосредованная память.
  • 0-1 балл - слабо развитая опосредованная память.

Испытуемые

Общая оценка

Вывод: данные показатели свидетельствуют о том, что процесс осмысленного, логического, запоминания по своей психологической структуре является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом и свидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминать материал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающие процесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многих людей и в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболее приближена к процессу логического мышления с той только растущей, что приёмы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоить существенные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти на определённый период времени.

Методика. Тест Аизенка. Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительных и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Каждый из субтестов теста Аизенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решении которых в каждом субтесте отводиться по 30 мин. Т. О полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно давать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развития у него названых выше специальных способностей .

Для практического ознакомления с тестом. Аизенка и его использованием в школьной психолого-педагогической выбирается два из восьми имеющихся в тесте субтестов с помощью которых оценивались менгвистические и математические способности испытуемых.

На выполнении задания отводилось по 30 мин. т.е. в целом 1 часа. За это время нужно постараться решить как можно задач.

Оценка уровня развития способностей производится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графика. Там же в конце описания обоих субтестов, даются правильные ответы.

Замечание: Если какая-либо задача не решается быстро можно временно приступить к решению другого, в конечном счете, учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач.

Предлагаемые решения - это в первую очередь касается математического теста - могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но, тем не менее, быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.

Оценка результатов исследования Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Они представляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель равный 100% по вертикальной оси. Найди, пользуясь графиком, соответствующую точку на нижней оси (количество задач, правильно решённых испытуемым за 30 минут), восстановив из неё перпендикуляр до перечисления на вертикальную ось, можно определить коэффициент интеллектуального развития испытуемого по данному виду мышления. Так, например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач, то показатель уровня развития его лингвистического мышления будет равна 130%. Если за такое же время число задач решённых по математическому субтесту то показатель условия развития математического мышления окажется равным 115%. Норме для лингвистического субтеста соответствуют 4-е правильно решённых задач а в норме для математического субтеста - 11 правильно решённых задач.

Методика N 1

Цель: выявить преобладающий тип памяти.

Начинаем с прочтения слов первого ряда с интервалом в три секунды, затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Спустя десять минут показываем карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читаем вслух, а дети шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показываем карточки четвёртого ряд, которые затем зачитываем вслух. Учащиеся повторяют шепотом и "пишут" их в воздухе. Потом записывают на листочке.

Методика N 2

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи

шум-вода путь-дорога

год-месяц стол-обед

нож-вилка сад цветы

мост-река час-время

глаз-ухо снег-зима

Вначале читаем детям каждую пару слов. Тестируемые стараются установить связь между словами пары. Потом называем только первое слово пары, а учащиеся должны воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

§ кукла – играть

§ курица – яйцо

§ ножницы – резать

§ лошадь – сани

§ книга – учитель

§ бабочка – муха

§ снег – зима

§ лампа – вечер

§ щетка – зубы

§ корова – молоко

Второй ряд:

§ жук – кресло

§ компас – клей

§ колокольчик – стрела

§ синица – сестра

§ лейка – трамвай

§ ботинки – самовар

§ спичка – графин

§ шляпа – пчела

§ рыба – пожар

§ пила – яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A