Как научиться терпению православие. Что такое смирение и терпение? Сила смирения. Пример смирения. – Но всегда же есть люди и глупее, и хуже

Добрый день, дорогие наши посетители!

Для чего Господь попускает человеку различного рода искушения? Как научиться терпеливо переносить страдания от искушений? Как обрести способность не принимать близко к сердцу всякого рода искушения? Что главное в победе над искушениями?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Если искушения приходят к человеку, значит их попускает Господь. Для какой цели? Господь говорит: «Терпением спасайте души ваши» (Лк.21:19) , «претерпевший до конца спасется» (Мф.10:22). И вот когда искушения приходят, и человек мужественно все переносит, то Господь за это дает награду, а самое главное – у человека внутри начинается возрождение души.

А для того, чтобы легче было переносить страдания во время искушений, надо видеть в различных искушениях не нападки людей, а нападения злых духов. Через ближних действует диавол, и надо помнить об этом, и не обвинять людей. Если тот, на кого направлено это искушение, не принял его в свою душу – бес посрамлен.

Но для того, чтобы не принимать близко к сердцу всякого рода искушения, надо пройти долгий путь тренировок отражения бесовских нападок. Как в спорте, например, в боксе, чтобы победить в бою, надо потрудиться в поте лица, тренироваться не один год.

Бывает, что тебе уже кажется, что ты ловкий, сильный, все можешь, а начнутся соревнования, встретишься с противником, он тебя и побил, победил. И оказывается, что ты не такой уж и ловкий, не такой уж и сильный. Поэтому надо работать и работать над собой, пока не придет навык защиты.

Точно такой же навык должен быть и у нашей души. Человек должен уметь защищаться от нападений врага. Поначалу будет трудно, но, если мы будем постоянно контролировать окружающую нас действительность и свое поведение, мы научимся не принимать искушений.

А потом, если удары посыплются со всех сторон, то у нас выработается иммунитет, нас будет хранить благодать Божия, и человек свободно будет проходить все виды искушений. Но повторяем: этому надо учиться.

Все мы учимся чему-то, какому-то делу, для того, чтобы пропитать, сохранить тело; также надо учиться и тому, чтобы сберечь мир в душе. А мир в душе – это главное. Тело может увядать, а душа закаляется и становится все сильней, все мужественней. Апостол Павел говорит: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор.12:9).

Тот человек, который работает над собой, достигает таких высот, что, если его постигают скорби или болезни, он начинает им радоваться. Господь говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (0ткр.3,19). Значит, в это время Господь обратил внимание на нас и попустил нам искушения для спасения нашей души.

Если человек все мужественно переносит, он свою душу в скорбях очищает. Есть такие люди, у которых скорбей, болезней, напастей очень много, и они никого в этом не обвиняют, на Бога не ропщут, на ближнего не обижаются, а радуются всем выпавшим на их долю испытаниям.

А вот если мы здоровы, как быки, никаких у нас скорбей нет, нет и болезней, то мы неуправляемы, нас обуздать нельзя; вот тогда надо рыдать и плакать, вот это настоящая беда!

Если мы на козни беса не попались, выстояли, надо все равно быть начеку, он новое начнет замышлять, начинает сети ставить в другом месте.

Например, человек не обиделся, когда его оскорбили. Ближний его ругает, а ему все равно, тот клевещет, сплетничает, а он и не берет во внимание. Бес начинает с другой стороны подкрадываться; подойдет к человеку и начнет ему нашептывать: «Ну, вот, ты все перетерпел. Какой ты молодец, ты уже достиг совершенства». И начинает расти гордыня. А как только человек возгордится, начинается падение.

Потому смирение – это главное. Когда человек не превозносится, считает, что он прах, у него есть защита от Бога, Господь покрывает его Своею благодатию. «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного», — говорит Он, — «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Обсуждение: 6 комментариев

    Батюшка, благословите! У нас с родственницей произошло искушение. Вот сейчас, в Успенский Пост. Стали мы кормить голубей, любим их кормить. И вдруг к нам подходит женщина и начинает отчитывать, грозить, что мол вы тут творите? Будто бы мы должны просить разрешение на это. В ответ мы с родственницей не сдержались и твёрдо сказали, что мы обо всём думаем. Женщина ушла вся в раздражении. И вот вопрос, батюшка, где та грань, где мы должны терпеливо сносить поношения, вообще никак не реагировать, а где всё-таки уместно ответить человеку? Мы не почувствовали с родственницей укола, потому что мы всегда кормим голубей и будем это доброе дело делать, не для какой-то своей выгоды, а потому что как могут птахи безвинные кому-то помешать? Но может нам «прилетело это искушение» в наказание за что-то иное, что было раньше соделано и нам надо было промолчать и быть истуканами? Батюшка, скажите, в чём грех на нас в данной ситуации? Спаси Господи! За женщину эту про себя мы помолились.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Елена!
      Да, в посту бывают искушения. Надо быть готовым к ним, даже в самых, на первый взгляд, спорных ситуациях проявить смирение. Не обязательно промолчать, а спокойно расспросить, почему нельзя кормить.
      В городах у храма или в монастырях запрещается кормить птиц, я замечал очень часто. Надо с пониманием отнестись, нам хочется просто покормить и потом уйдём, а работникам приходится каждый день прибираться на территории. Я жил небольшое время в монастыре и с этим сталкивался, когда от перекорма птицы даже не могли взлетать и умирали на территории.
      Часто в жизни так бывает, что мы «рубим с плеча», до конца не разобравшись или не вникнув в ситуацию глубже.
      С Богом!

      Ответить

      1. Батюшка, спаси Господи! Мы кормили птиц около магазина. И делаем это на протяжении года так точно. И птицы настолько голодны, что потом, когда мы проходим мимо обратно, то видим, что всё съедено ими, весь хлеб… Женщина ссылалась на то, что крысы бегают, но крысы-то уж наверное не от хлеба и его остатков, а от магазинов и их продукции:(Птахи тут совершенно не при чем.. Не знаю, батюшка, я, конечно, не спорю, что всё должно быть мирно и добродушно, но если кто-то голоден, мы рады накормить, пусть даже это кому-то не нравится или доставляет дискомфорт. Думаю, это правильно, а не какие-то условности с мусором и прочим… ведь как еда может быть мусором, если вокруг тебя столько голодных, даже вот птиц?… я уж не говорю о людях:(Спаси Господи, батюшка!!

        Ответить

        1. Здравствуйте, Елена!
          Несправедливость легко можно увидеть и найти в нашем мире. Особенно, когда начинаешь с ней бороться. Надо правильно расставить приоритеты. Если Вы накормили всех голодных людей, которые рядом с Вами, то можно позаботиться и о голубях.
          Хотите накормить голодающих, кормите сначала людей, потом голубей, и старайтесь все это делать мирно. Какая польза вам, если вы накормили голубей, а с человеком поругались.
          Божьей помощи, Вам!

          Ответить

Количество записей: 26

Здравствуйте, батюшка! У меня есть привычка, закоренелая и дурная - иронизировать над собой, насмехаться, что ли. Например, нагрубили мне в магазине, я оттуда выйду, вся озлобленная, и мысль в голове появляется: "Ой, ну надо же, разобиделась! Великая персона! И пальцем-то ее не тронь. А маме-то утром как грубила?", и в таком духе. Мне кажется, это неправильное что-то, ведь совершенный грех должен привести меня к покаянию, к тому, чтобы я у Бога попросила прощения и сил исправляться, а этими мыслями с иронией я скорее только ненависть к себе навожу, и потом мучаюсь от этого.

Елена

Пожалуй, соглашусь с Вами, Елена: такое иронизирование мало общего имеет со смирением и самоукорением, лучше уж в содеянных грехах каяться и просить прощения. Кстати, почитайте об этом у о.Иоанна Кронштадского: в его дневниках есть замечательные моменты, когда ему приходилось согрешать и он молил Бога о прощении. Вот замечательный образец для подражания!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Из наставлений святых отцов я поняла, что когда обижают тебя саму, надо молча стерпеть обиду, а за других заступиться. А как быть, если человек тебя обидел, ты промолчал, а он в другой раз обижает сильнее? Как быть, когда в ответ на очередное молчание, тебе ещё больше хамят, повышают голос? Некоторые принимают это за слабость и считают своим долгом "напасть", чтобы им потом было "хорошо". Как быть, если зло попускать нельзя, но в то же время, если я иногда собираюсь с силами и отвечаю, сама впадаю в гнев и в раздражение. Правда на моей стороне, а мне ещё и достаётся. Знаю, что многие обижают, только потому, что я одна и заступиться некому. Батюшка, подскажите, как правильно себя вести в таких ситуациях? Простите, если написала немного сумбурно, таких ситуаций было много, не хочу беспокоить Вас подробностями. Спаси Господи!

Валентина

Валентина, отвечать обидчику надо, но по-христиански, в спокойном состоянии души, так как "что начинается в гневе, то кончается в стыде". Нужно понимать, что мы, как правило, не являемся уж такими ненавистными для обидчика. Обычно бывает, что у этого обидчика много проблем, и мы попадаем "под горячую руку". Постарайтесь понять и простить.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, уважаемые батюшки. Хотелось бы обратиться к отцу Максиму. У Вас я нашла очень много полезных, вразумительных советов, написанных живым языком. Посоветуйте и мне, как поступать в таких, казалось бы, обыденных ситуациях, как детские истерики. Я работаю няней в одной семье, в США. Здесь детей воспитывают не так, как у нас. ЗДЕСЬ ПОЗВОЛЕНО ВСЕ! Дети не знают слова " нет". Я верующая, православная, и знаю, что всегда нужно хранить мир душевный, не гневаться, но в последнее время я от постоянных истерик не просто устаю, а чувствую какую-то опустошенность, даже уныние. А сегодня я не выдержала, меня прорвало, я даже повысила голос на ребенка, гневалась. Плачу, каюсь, но понимаю, что надо потерпеть, через полгода, если Богу будет угодно, хочу уехать домой. Поэтому о перемене работы здесь говорить не имеет смысла. Посоветуйте, пожалуйста, как православному христианину проявлять выдержку в моменты детских истерик? Где и что можно почитать на эту тему? Сознаюсь, мне стыдно потом было перед 3-х летним ребенком, за то что гневалась, стыдно и перед Богом. Я 2,5 года назад воцерковилась, регулярно участвую в таинствах, казалось что духовная жизнь моя мирная и тихая, и вдруг - гнев, раздражение... а ведь я очень хочу угождать Богу, быть кроткой, смиренной. Но вот при детских жутких истериках - не выдерживаю. А что такое истерики американских детей - это надо видеть. Помогите советом, батюшка. Спаси Вас Господь.

Валентина

Да, Валентина, видел я истерики американских детей (жил месяц в США у друзей), прихожане у меня в этой стране работали на таких же вакансиях, как и Вы. Думаю, Вы знаете, что в Штатах небезопасно показывать раздражение в адрес потомства, тем более чужого. Обвинить могут в чем угодно. Раз Вы решили вернуться, то надо просто терпеть и молиться. Молиться и за ребенка. Душевный мир, думаю, тут сохранить очень тяжело – все не наше, все так или иначе будет выводить из равновесия. Остается только терпеть. Почитайте авву Дорофея о терпении. Есть такая история: невзгоды гнали монаха из кельи, из обители, но каждый день он начинал с того, что еще потерпит и «уйдет завтра». Это «завтра» так и не наступило. Хорошо, если получится к определенному времени закончить дела в США. А если нет, то живите по этому принципу.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно научить ребенка постоять за себя? Я решила, пока она маленькая, я сама буду защищать ее. Когда подрастет, объясню, что первый раз объясняем обидчику, второй раз предупреждаем, что будем сдачи давать, а в третий раз даем сдачи. По-христиански будет так делать? Муж настаивает, что надо сразу к третьему пункту переходить. Посоветуйте, пожалуйста. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Христианин обязан подставить другую щеку. Но это может быть только плодом смирения. А смирение - это такое сокровище, которое иной и до смерти не может приобрести. Заставлять ребенка подражать смирению при том, что мы сами его не имеем, безумно, а учить словами -тнеразумно, да и неэффективно. Так что Ваш муж не далек от истины. Только хвалить ребенка за такое не надо. Да, ты защитил себя, но и согрешил. Ведь нам дана заповедь – не делай никому того, чего не желаешь себе. Надо теперь извиниться не раболепствуя и не гордясь, и покаяться без самооправдания. Вот это будет педагогика.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Как понять Волю Божью? Полностью отказаться от своих желаний в сердце? Означает ли смирение и примирение с Волей Бога, что не нужно предпринимать никаких самостоятельных шагов? Я очень запуталась в себе! Можно ли просить Бога о том, чего хочется? Как понять, что Богу угодно, а что нет? Буду очень благодарна за ответ!

Лидия

Воля Божия состоит в том, чтобы все спаслись. Отказываться от сердечных желаний надо, но не от всех, а только от плохих. Что касается смирения, то смирение – это мир с Богом, со своей совестью. Смирение как раз очень активная жизненная позиция человека, непрестанно борющегося со злом, как внутри себя, так и во вне.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте!Подскажите, как быть, я верующий человек, хожу в церковь,с тараюсь не пропускать Богослужения, читаю молитвы, причащаюсь. Христианские верующие люди говорят: гордость - зло, настоящий христианин не должен держать зла в сердце на другого человека, нужно всех прощать! Но как жить, когда о гордости забываешь, прощаешь - и люди начинаются этим пользоваться? С одной стороны, это бывает крайне необходимо, иначе в нашем жестоком мире могут просто затоптать... Простите, спаси Вас Господи!

Наталия

Наталия, прощать надо, но и попускать нечестивым людям пользоваться своей добротой не следует. Знаете, это как с кусачей собакой: она тебя тяпнула за ногу, ты позлился-позлился, и в конце концов успокоился, мол, собака живет своей жизнью, по-другому не умеет, да и Бог с нею! Но второй-то раз Вы ей свою ногу не сунете. Вот так и с некоторыми людьми: простить надо, однако, пока человек не исправится и не переменится внутренне, общение с ним можно, так сказать, «поставить на паузу».

игумен Никон (Головко)

Простите меня ради Христа! Мне очень нужна духовная помощь. Я ВИЧ-инфицирована. Угасает иммунитет, стала болеть опоясывающим и простым герпесом. В церковь идти - проблемы разные: или болезни, или ощущение неготовности к исповеди, или стыдно, а потому малодушие не пускает... Мне нужно подготовиться к смерти. Я обязана это сделать, ибо душа моя принадлежит Богу. Я осквернила ее грехами. Теперь нахожусь в растерянности, т. к. осознаю, что времени осталось мало, а грехов много. Я бросила курить 17 дней назад, когда отнеслась к курению не как к вредной привычке, а как к греху. Но трудность моя в том, что бросить курить легко по сравнению с избавлением от гордыни. Не могу избавиться от осуждения, неприязни, гнева, раздражительности, стремления быть хорошей для людей. Не могу представить себя ниже и хуже всех тварей на земле (хотя хочу добиться смирения и сердечного покаяния для спасения души). Появились трудности в молитве, оцепенение душевное от осознания собственной ничтожности по некоторым внутренним соображениям. Подтолкните меня к действию каким-нибудь советом. Или посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь книгу. Силы тают, нужно торопиться и готовиться к переходу в вечную жизнь.

Нина Петрова

Дорогая Нина, думаю, что хотя мысли об исходе из земной жизни и покаянии всегда считались даром Божьим - человеку, увы, привычнее паника, утрата мужества и депрессия, но я все-таки советую (опять-таки, держа эти мысли в голове) не спешить выносить себе смертный приговор. Нужно сопротивляться своей болезни, потому что это время, которое Вы выиграете у своего недуга, даст Вам возможность стать полноценной христианкой. Поэтому - обязательно лечиться и следить за собой! Первый совет - идите в храм, где будет Ваша исповедь и причастие. Начните подготовку с простых вещей: с чтения Евангелия (если это трудно, тогда учебник «Закон Божий» прот. Слободского или любой другой. На нашем сайте есть видеокурс, основанный на этом учебнике: ). Очень хороша для начинающих книга о.Александра Меня «Сын Человеческий». Она есть в Сети. Вы можете, кажется, найти ее на сайте Предание.ру. Там много интересного для Вас. Я, к сожалению, не знаю Ваше образование, чтобы советовать что-то еще. Попробуйте сами из аудиолекций и книг найти на этом сайте себе что-то по душе. Но храм и таинства - это в первую очередь!

протоиерей Максим Хижий

Святые люди считали себя самыми грешными, и не просто считали, они были уверены в этом, видели себя самыми грешными - но здесь скрыто противоречие, они не могли быть самыми грешными, не могли быть хуже последних злодеев, потому что они были святыми. Они считали себя хуже всех, но они не были хуже всех - неужели они обманывали сами себя? Как они могли видеть себя самыми грешными, если они были самыми праведными?

Игорь

Святые подвижники посвятили свою жизнь тому, что пристально вглядывались в свою душу. Очищая себя от грехов, они видели, что работы еще непочатый край. Именно это обстоятельство приводило к тому, что они искренне считали себя грешниками. Это чувство поглощало их настолько, что они не могли предположить, что и у других людей такие же проблемы, ведь в души других они не вглядывались столь же пристально, хотя Господь и открывал святым о других людях, когда это было нужно. Святые осуждали себя за свои грехи и не смели осуждать других. Я думаю, в этом причина такого парадокса.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. В Библии сказано: "если тебя ударили по одной щеке, подставь и другую". Как правильно понимать? Одни говорят, что это означает, что на зло нужно отвечать добром, а другие, что нужно подчиняться тому, кто бьет. Кто прав?

Марина

Марина, если оскорбляют Вас, Вы можете потерпеть это, получите от терпения духовную пользу. Но если оскорбляют Ваших ближних или саму веру в Бога, то надо стоять насмерть. Так и все святые, подвижники Христовы поступали.

игумен Никон (Головко)

Уважаемые батюшки! Помогите советом! Мне 26 лет. Работаю в фирме. Начальница - деспотичная женщина 47 лет. Может накричать на человека, невзирая на чины и звания, оскорбить, нахамить, не сдерживает собственной злобы. В этом плане я не обделен ее вниманием. Как реагировать? С детства привык молчать и не отвечать. Но потом это ее поведение выбивает из колеи все равно, и некоторое время ходишь подавленный. Вообще, обидчивость - это признак наличия в душе страстей? Ежели так, то как правильно переносить подобное поведение в свой адрес, и как извлекать из этого духовную пользу? Вообще, нужно ли отвечать на хамство и проч., если это касается только меня (если кого-то, то я обычно встреваю за человека)? Я, с одной стороны – не отвечаю, а с другой, затаиваю злобу на человека. А люди дальше больше распоясываются… Может, лучше поставить на место? В целом я чувствую, что не так живу. И мое отношение к людям не соответствует тому, что написано в Евангелии. Ведь Христос прощал всех. И сказано: "Любите врагов ваших". Стало быть, у меня даже на сердце не должно быть тени обиды на любого человека, что бы он мне ни сделал. Я причащаюсь. Чувствую колоссальную помощь Божию, подаваемую в Таинствах, но, вместе с тем, чувствую, что и живу, и мыслю не сообразно тому, как хочет Бог. И нужно кардинально менять свое устроение. Потому что вижу колоссальную пропасть между мной и Богом. Простите за сумбур. Спасибо за ответ.

Андрей

Андрей, Вы должны понимать следующее: молчание в ответ на оскорбление считается добродетелью смирения в том случае, если Вы молчите исключительно из религиозных соображений, а не «страха ради иудейска» - молчите, например, потому что боитесь потерять работу. Я не думаю, что хамство надо терпеть всегда. Можно раз простить, другой раз сдержаться, но позволять начальникам превращаться в мелкопоместных барчуков (барынь) нельзя. Свое достоинство тоже надо беречь: «не становитесь рабами человеков».

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где грань между "положиться на Промысел Божий" и спихиванием с себя ответственности и бездействием? А также решением смириться и опустить руки? Спаси Господи за ответ!

Татьяна

Татьяна, Господь только и ждет от нас одного - действия! Промысел Божий совершается при активном участии, содействии человека. Мы должны себя проявлять как личность, должны намечать для себя святые цели и прилагать усилия, чтобы идти к ним, и тогда нам помогает Промысел Божий: Господь либо устраивает так, как мы хотим, либо корректирует наши действия и направляет на полезное. По второму вопросу: смирение - это состояние мира с Богом. В этом состоянии человек становится богоподобен по своим душевным качествам и стремится к тому, чтобы исполнять волю Божию на земле, а это, в свою очередь, очень активная жизненная позиция, путь борьбы со злом и всякой несправедливостью, одним словом, с состоянием "опущенных рук" ничего общего смирение не имеет - просто прямая противоположность.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как отличить в себе скромность, смущение от той же скромности, как проявления формы гордыни? Иногда бывает, что смущаюсь на людях, замыкаюсь, отмалчиваюсь там, где могла бы сказать к месту или сделать что–то доброе. Иногда чувствую, что мешает стыд или то, что обо мне не так подумают, что не так выгляжу. Как не потерять истинную скромность, но побороть ложную? Благодарю заранее за ответ.

Наталья

Наталья, все познается по плодам: если Вы из скромности не сделали чего-то, и тем самым допустили поругание истины, то это скромность ложная. Есть на этот счет хорошая поговорка: "Лучше брань, чем мир, разлучающий с Богом". Вот по плодам и познавайте свои поступки. И еще одно: не всегда сразу можно увидеть плоды своих дел, в некоторых случаях должно пройти время, поэтому прежде чем что-то совершить, надо сразу очень глубоко подумать о последствиях и проанализировать их. И если в них нет ничего плохого - смело действуйте, Господь поможет.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, здравствуйте! Хотела бы задать следующий вопрос. Где в жизни христианина находится та грань, которая отделяет его праведное смирение с жизненными обстоятельствами от человеческого желания "двигаться вперед". Ведь именно какие то здоровые амбиции (приобрести дом, устроиться на дополнительную работу для повышения дохода семьи и т.п.), стремление человека к цели/познанию, преодоление для этого текущих трудностей определяют прогресс общества в целом. Существует ли это грань для мирянина?

Елена

Елена, все это определяется отношением человека к этим целям - присутствует ли в этом отношении страстность или наоборот, доверие Богу и Его промыслу. Если мы хотим приобрести дом, чтобы жить нам и детям, это нормально, но если этот дом становится для нас самоцелью, идолом, то это уже грех. Так и во всем: питаться, употреблять пищу, для человека - норма, а делать из пищи самоцель и объедаться - грех. Все зависит от внутреннего состояния: распоряжаемся ли мы вещами свободно и по мере необходимости, или порабощаемся ими и они начинают нами обладать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Я воцерковлен, жена нет, хотя и считает себя православной и иногда заходит в храм. После 25 лет совместной жизни начались трения по различным семейным и бытовым вопросам. Помню, что смирение одно из главных качеств верующего, но помню, что "да убоится жена мужа своего". Что же важнее выбрать в моменты семейных неурядиц - смиряться или добиваться,чтобы "убоялась"?

Игорь

Здравствуйте, Игорь. Ни в коем случае. "Страх", о котором пишет Апостол, уподоблен им "Страху Божию". Ведь и брак он соотносит с "союзом Христа и Церкви", в котором "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее". Страх этот не от устрашения, а от любви. Страх оскорбить любовь, даже тогда, когда нет сомнений в том, что наказания не будет. Просите у Бога мудрости. Питайте разум и душу святоотеческими поучениями. О смирении хорошо написано у преподобного Аввы Дорофея, а о семейных отношениях у святителя Иоанна Златоуста. Из наших отечественных святых и духовных писателей: праведный Иоанн Кронштадтский, игумен Никон (Воробьев), схиигумен Иоанн (Алексеев). Бог да поможет Вам.

иерей Александр Белослюдов

Всем добрый день. Батюшки, помогите советом: меня мучает столь наболевший вопрос отношений между мужем и моей мамой. Дело в том, что во всем, до самых мелочей, у него виновата теща, грязью нас поливает перед своими родственниками, поносит нас последними словами. А бывают и крайности, когда напивается и посылает нас открытым текстом. Я устала от таких отношений, когда мне каждый день капают, какие мы плохие, а какой он хороший. Спорит, ну во всем иногда, кажется, назло все делает. Наверное, нужно смирение, но не очень в последнее время получается молчать. Обида переполняет меня.

Ксения

Ксения, все наши беды и проблемы бывают от того, что мы неправильно живем, у нас неправильное отношение к жизни. Мы всегда делаем то, чего нельзя делать - грешим. Человек грешит каждый день и не кается, и чем дольше он не кается, тем больше его сердце каменеет, появляется раздражительность, непонимание. Все это начинается с мелочей. Надо следить за собой каждый день и бороться со своими внутренними страстями и Вам, и мужу, и теще - всем. Но этого не происходит, и поэтому каждый обвиняет другого в своих неудачах и т. д. Семейная жизнь требует много терпения и смирения, а этого можно достигнуть только с помощью Божией. Друг другу нужно уступать. А еще нужно в церковь ходить вместе, исповедоваться, причащаться. Как говорит прп. Серафим Саровский, "спасись сам, и вокруг тебя тысячи спасутся". Самим нужно жить правильно, с себя начинать духовную жизнь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Знаю, и от этого еще хуже, что грех на мне великий. Раздражает собственная мама, иногда до зубовного скрежета. Живем вместе чуть больше года. Мне 45, маме 71. Живем втроем - я, мама, и мой муж. Венчанный брак, 27 лет женаты. Семья приличная, дочь замужем, внучка. Маму люблю, это правда. Но вот это старческое ее, советы, когда не просят... В старости, если доживу, мне, наверное, это все вернется за грех этот. Хотя дочка, впрочем, как и я, очень порядочная, ласковая и т. д. Говорю маме: сейчас все по-другому, и я другая, не как ты, я сама уже пятый десяток разменяла, не дура, вроде. Ну, спрошу - подскажи. Ну сколько можно меня жизни учить? В общем, от постоянного невысказанного раздражения как результат -давление, язва желудка. Научите, как справляться с собой, чувствую, что неправа в корне я, а не она. Или это характер у меня такой поганый? Мама человек очень хороший, всю жизнь проработала с людьми, ее все любили. Я, если честно, вспыльчивая, все люблю делать быстро, не мешкая, не раздумывая, и решения всю жизнь принимаю сама. Так сложилось. А последний год как будто вернулась в детство. Это ужасно. В большинстве случаев я молчу, терплю, чтобы не усугублять, огрызаюсь про себя. Но иногда меня прорывает, и тогда - скандал. А это хуже всего, когда в доме такая обстановка. Начинаю просить прощения, тем самым признаю свою вину. Скажите, пожалуйста, научите, как научится терпению и смирению? Не получается у меня... Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Смирение - это не какая-то особая техника поведения, которой можно научиться. Смирение есть свойство души, часть ее природы. Переменить свою природу мы не в силах, это может сделать только Бог. Но мы должны и можем создать условия для того, чтобы Он мог это сделать. Мы должны понуждать себя к делам добродетели и удерживать от греха. Должны делать то, что нам по силам. Как сказал Господь своим ученикам: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом". (Лк.16.10) Преподобный Авва Дорофей советует для приобретения начального смирения понуждать себя на всякое укорение отвечать просто: "Прости". И не оправдываться. Кстати, очень полезно прочитать эту книгу в Великом Посту. Никогда не торопитесь дать ответ на замечание или укор тотчас. Сначала помолитесь: "Господи, достойное по делам моим получаю, помилуй меня". А потом, если не сможете совсем промолчать, ответьте по существу. Если же слово осуждения, самооправдания уже слетело с языка, то заставьте себя уйти и покаяться: "Господи, прости меня, опять злословлю, опять осуждаю, опять выпячиваю свою гордыню. Избавь меня от постыдной страсти моей". Кайтесь пока не почувствуете мир и спокойствие в душе и сердце, это признак принятия Богом Вашего покаяния. И, конечно же, как можно чаще прибегайте к исповеди и причащению. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов игумен Никон (Головко)

Батюшка, читая, что для смирения должно помнить старые грехи и каяться в них, я начал вспоминать особо тяжкие грехи, которые совершил еще в школе, как задирался к одному пареньку, который был забитый всеми. От этого было сильное кровяное разгорячение и слезы, при этом, чем больше я вспоминал ситуацию, тем больше было возбуждение и слезы. На исповеди батюшка сказал, что это католическое покаяние. В чем была ошибка, или я неправильно изложил, и батюшка дал оценку, не поняв до конца? Правильно ли каялся, если при этом мира в душе не было? Должен ли сохраняться мир в душе при покаянии, или мир приходит после покаяния, а само покаяние, напротив, приводит душу в некоторое движение? Если должен, то как его сохранить, а если нет, то была ли ошибка в моем покаянии?

Андрей

Андрей, действительно, не надо доводить себя до каких-то разгоряченных состояний воспоминанием грехов. В грехах надо каяться, а когда они уже исповеданы, просто их помнить, как факт, как свершившийся поступок, как наш жизненный выбор в тот момент. И чтобы их таким образом держать в памяти, можно завести себе такой блокнотик, очень личный, конечно, где будут записаны те грехи, которые наиболее жгут совесть. В минуты гордыни и пустых восторгов – будет что почитать.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, посоветуйте духовную литературу о стяжании смирения (борьбе с гордостью) и духа мирна (борьбы с раздражением) и любви. Читаю святых отцов, но у многих (особенно древних), все говорится очень просто, т. е. для людей простых и с чистыми и простыми мыслями. У меня же ум осквернен аналитическим мышлением (к которому приучал себя всю сознательную жизнь, не понимая, что строю ловушку себе), потерей простоты и самокопанием, поэтому простые советы святых отцов часто не укладываются в голове и возникает целая куча разных вопросов: "а как", и находя ответ на этот вопрос, рождается следующее "а как". Недавно нашел очень подходящую моему духовному состоянию статью, вот такого плана литературу я прошу вас посоветовать. Если же есть что-то подобное из творения святых отцов, буду в двойне благодарен, но приму и рекомендацию современных авторов.

Андрей

Андрей, я бы Вам не книги посоветовал, а напротив – практическую жизнь. Займитесь самоанализом, разберите природу своих грехов, поймите, как их много и от чего они появляются. И увидите, что ни гордиться Вам нечем, ни раздражаться на других не из-за чего, так как они, подобно Вам, также находятся в горниле испытаний, побед и поражений. Вот это будет дело, а убеждать себя от логики, через голову, не очень эффективно. Все-таки вера – в душе, в сердце, а ум – это лишь инструмент, который подчиняется импульсам сердца, а не наоборот!

игумен Никон (Головко)

Батюшка, меня стал терзать вопрос об удовольствиях мира сего. Часто бывает смущение, когда ем вкусную пищу или стою под теплым душем, или слушаю музыку (чему времени уделяю мало). Читал Вениамина Федченкова, у него тоже вставал такой вопрос. И ему был дан ответ, что начинать надо не с полного отказа от удовольствий, а с молитвы и смирения. Но вопрос, какой должен быть образ мыслей при смирении, если в принципе я могу и от воды горячей отказаться, и от пищи вкусной, и музыку не слушать, а со временем носить только плохую одежду, а на вопрос, что мешает все это осуществить сейчас, ответ один - самолюбие. Так как же мыслить смиреномудро, чтобы при этом не лицемерить, ведь говорить в сердце "Господи прости, я слишком немощен и люблю себя" как-то язык не поворачивается. Помогите разобраться с этим вопросом, т. к. последнее время все больше волнует.

Андрей

Андрей, вся наша вера зиждется прежде всего на одном аспекте: вере в загробный духовный мир, в жизнь после смерти. И если разобраться в причинах наших грехов и проступков пред Богом, что мы увидим, что первопричина всего этого – неполная вера или временное оскудение веры в жизнь после смерти. Ведь, если веришь, что будешь жить в вечности, то и дела творишь соответствующие, а если нет – то нет. Вот и старайтесь почаще напоминать себе о вечности, а для этого все средства хороши. Некоторые небезразличные люди даже украшают свое жилище изречениями и картинами на эту тему – и это по-настоящему помогает душе. Вот так постепенно и научимся и смиренномудрию, и памяти смертной, и неосуждению ближнего.

игумен Никон (Головко)

1
Вопросы священнику Терпение болезни

Терпение болезни

Дата: 11.11.2010 в 23:48

Подскажите, как научиться полюбить свою болезнь и как нести свой крест без ропота, особенно если ты немощен и от тебя еще жизни зависят (семья)?
Страх ответственности перед Богом за семью (венчаны, причащаемся, каемся как можем). Почему Господь одновременно посылает семейный крест, где надо выкладываться и интеллектуально и физически по полной программе, и одновременно крест болезни? Они же НЕСОВМЕСТИМЫЕ! как я могу что-то сделать для семьи. Если кратко о болезни: необъяснимая слабость, по-медицински все хорошо, бывает от причастия ненадолго легче. Были случаи - как по мановению некому после причастия - все в норме, потом снова. Работать пока не могу, с огромным трудом, сейчас вот устроился - знаю, что месяц поработаю - уволят, сейчас всюду энергичные нужны, а у меня сил нет, отчаяние. Бывают помыслы, что если часто, с верой и покаянием, причащаться, отступит, но у нас так часто не допускают - раз в месяц, максимум раз в 2 недели. Подскажите, как с этим всем смириться? Молишься, просишь, Господи, согласен все это терпеть, хоть до конца жизни, дай хоть сил чтобы что-то делать, работать, о семье заботиться - пока ничего. Спаси Господи!

Так и потерпеть: ведь какой будет смысл в ропоте? Лечитесь как можете, здоровье поддерживайте и никогда не тратьте силы на то, что от Вас не зависит. Не нам решать, что и как совместимо, а у других людей бывает и намного хуже. Вы делайте, что можете, и Господь даст большее. Помоги Вам Господь!

Вы тут написали, что мама Ваша «не может поверить так, как того требует Православная Церковь». А я Вам говорю, что Православная Церковь ни от кого, ничего не требует, она просто предупреждает – не прыгайте с пятого этажа, больно будет. Вы добрались пока до первого этажа, а уже думаете, что придется прыгать, и пытаетесь заранее содрогаться от боли, забывая о том, что может прыгать-то и не придется, может, остановитесь.
Ради чего в Церковь ходите? Потому что боитесь? Глядя на себя и всех мерите на свой аршин? А мы ходим в храм, потому что верим Богу, Который сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон»(Ин.6.37) А у Вас, где вера Ваша?
Стал замечать, очень многие сейчас думают за всех, и не просто думают, а пытаются жить за других. И получается как в старой поговорке – еще нет ни коня, ни воза, а они уже запрягли и поехали. Вот и Вы, так лихо погоняете, что пролетаете мимо жизни, и чего боитесь, то и получите, в конце концов. А ведь можно этого избежать.

Не знаю, увидите ли себя в этом, но, написано и по этому поводу тоже:
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет: -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Как это похоже! Выкуривая очередную сигарету с ментолом, сидеть и думать, вот, теперь все бесы скажут не пускать ее в Царство Небесное... Тут мучаешься, и там еще…

Сейчас у нас Неделя о расслабленном, то есть о том, кто не может сам ничего делать, потому что нет сил. Дважды, Господь в Евангелиях исцеляет расслабленных, одного принесли четверо, другого у Овчей купели. И обоих исцеляет простым прощением грехов. Тут же появляются силы у расслабленных. Вот и у нас тоже. После Исповеди-то бы власть над собой употребить и не дать себе творить подобное. Поверьте, есть у нас на это силы! Но, вместо этого, мы опять пускаемся в уговаривание себя, а то и вновь, делаем то же самое. Но даже, если не увидели этих сил, идите ко Причастию и просите сил у Господа, взять власть над собой и не грешить больше расслаблением ума. Надо просто жить!

Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдаётся:
"Не тут, не так, не там!"
Механик пуще рвётся.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.

В утробе матери формировалось тело наше, с которым мы будем идти по жизни. Здесь, живя на земле, мы уже сами формируем душу. То есть одеваем ее в одежды, либо в: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное»(Гал.5.19-21), либо в: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал.5.22-23) Или другими словами, чтобы, живя в расслаблении, уйти от жизни, потому что первые одежды приобретаются легко, просто не сопротивляйся ничему, и будешь таким. Но уже Царства небесного не видать такому человеку. Или, приложив максимум усилий над собой, облечься во вторые одежды, и тогда будет чем прикрыть срам на тех же мытарствах, я уж не говорю о Царстве Небесном. Всё очень просто и не надо ничего выдумывать!

04.05.15 Mon 15:11 - Anonymous

Полина Апполинария

Ох, зря вы, батюшка, думаете, что живу я в расслабленности ума. Напротив, сосредоточена, многое изменила, очень многое. Никогда более не вступлю в отношения с мужчиной, как бы мне не хотелось (Слава Богу и не надо мне этого в силу болезненного состояния, которое не является расслабленностью тела и ума, это просто "посаженное" когда-то драгоценное мое здоровье), не буду культивировать зависть и сребролюбие, несмотря на нищету, не буду жалеть себя (как пишет Елена, она увидела жалость к себе, а это нечто другое, правда), молюсь всегда когда вижу искушения (наиболее близка молитва "Да воскреснет Бог...", т.е. молитва Кресту, сама молитва Господня, искренне каюсь не просто в каких-то отдельных грехах, а во всей своей жизни, по которой действительно хочется плакать, не из жалости к себе, как пишет Елена, а от раскаяния, просто потому что уж больно хочется повернуть время вспять и все изменить, а от того что этого нельзя сделать - больно). Отец Владимир из поселка Глебычево под Приморском говорит, что так думать и говорить не нужно, потому что бесценный опыт, который вы сейчас имеете, не приобретается иным путем, путем праведника и без ошибок. Я чувствую, что он прав, нужно отпустить от себя прошлые грехи жизни, которые я сознательно уже никогда не повторю, ибо покаялась искренне, очень искренне, ну например: в прелюбодеянии, хуле, осуждении, аборте (маму послушала, дура, но ответственности с себя не снимаю и надеюсь, что на этих проклятых мытарствах не будут показывать мне убитых детей, ведь аборт я тогда не воспринимала как убийство, ибо человек для меня тогда был именно "с рождения", но никак не в клеточном состоянии); теперь все по-другому: я отказалась усилием воли от антидепрессантов, снотворного, но продолжаю принимать обезболивающее, которое сродни со снотворным, просто потому что сон уж очень странный и страшный, болит спина; не могу пока побороть страх ада, это правда, он мне везде мерещится, например, в книжке Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения" так красочно все описано, что я хожу на работу, что-то делаю, а думать практически ни о чем другом не могу. Простите меня за откровенность, напоказ выставила все на общем сайте, но по-другому как-то не умею. Скажите все-таки: добрые дела человека Там, в другом мире зачтутся, несмотря на то, что он не успел причаститься? Как побороть страх, отчаяние, читая литературу о мытарствах, если даже молитва помогает на короткое время, но не изгоняет полностью страх? Почему курение считается грехом (это не касательно меня, вообще разные мнения на этот счет), ведь даже у Андрея Кураева "это не грех, а скорее - греховная привычка"? Может ли Господь помиловать, если страсти, негативные эмоции все же не будут побеждены, не удастся искоренить их полностью, ведь, порой, негативные эмоции и страсть гнева возникают именно как реакция на несправедливость, для меня - реакция на очевидное равнодушие? Как быть, если развод необходим (я это чувствую больше даже, чем знаю), но у нас ребенок, которого я не подниму ни материально, ни вообще никак, потому что нет на это здоровья, элементарных человеческих сил, либо можно просто положиться на Бога и пойти отнести документы на развод, ничего не боясь? Спасибо за сравнение с поваром в вашей притче и за балкон, "с которого может и не придется прыгать..."

04.05.15 Mon 22:00 - Священник Сергий

Притча эта не моя, а дедушки Крылова "Кот и Повар"

Я люблю Крылова читать, не только его басни, но и его ранние произведения, как тонко и точно он передает подобие наших действий.
Основная тактика бесов - разделяй и властвуй. Потому, когда будете действовать на разрушение отношений с людьми, то, скорее всего, Вас уговорили на это бесы. Вот и Вы уже начинаете ставить стенки между Вами и окружающими Вас людьми. Очень прошу, не делать этого, чем дальше от людей, тем дальше от Бога, говорят практически все Святые Отцы. Помните, что даже такая немощная Вы нужны, прежде всего Вашему ребенку, у которого другого отца уже не будет. Вы нужны Богу, зачем тогда Он пошел на Крест, для того, чтобы Вы потихонечку волокли себя к самоубийству? Еще раз спрашиваю: где вера Ваша? Об ней ни слова нет, зато выясняется, что читаете всякие книжки сомнительного происхождения, некие православные фэнтези и свои умозаключения выводите из этих произведений, а не из Евангелия. Тут может пригрезится что угодно, не только страх мытарств. Юлия Вознесенская святая? прославленная Церковью? что все ее слова принимаете на веру? То ли будет нечто подобное, то ли нет, на воде вилами писано, а Вы уже Вы уже как флагом размахиваете: "А. Вот там сказано..." Не советую Вам читать подобные произведения, тем более о мытарствах. Научите себя не зацикливаться на этих мыслях. Начните лучше читать Евангелие, Апостол, причем каждый день, хотя бы по главе, но постоянно. Думаю, не много времени пройдет, когда, наконец, справитесь с собой.

О курении. Однажды у преп. Иоанна Кронштадтского спросили: "Батюшка, а курить это грех?" - он ответил: "Грех или нет, не знаю, но от них козлом воняет". В аду обителей много, есть геена огненная, есть студенец истления, есть мрак вечной тьмы, есть и прокуренные бараки... Хотите сидеть вечность в курилке? Ведь привыкли "успокаивать" себя сигареткой-другой. Вот и будете "успокаивать" себя вечно. Курево, это такой же греховный плен, как и другие прочие, каждая сигарета берет за шиворот и тащит, пошли, и человек идет, потому что в плену и вырваться даже не желает. Не стоит себя успокаивать тем, что это не грех, а греховная привычка. Хоть и привычка, но греховная.

И еще одно свойство греха - грех любит тьму, любит, чтобы другие его не видели, потому что он теряет свою силу, когда его видят, когда он на свету. Он не может, в таком случае, свободно действовать. Потому я отказался от переписки в личной почте, а остался на сайте, простите, если доставил неудобства. Продолжайте Исповедоваться, Причащаться. Однажды, еще когда только только пришел к вере, поехал на отчитку. Понял, что всякая болезнь, это бесы, вот, думаю, выгоню его и буду жить нормально. У меня болезнь Бехтерева, говорят неизлечимая. Народу много, и во время чтения Евангелия обычно все встают на колени. Стою на коленях на второй день, а у меня в голове Кто-то спрашивает: "Ты что здесь делаешь?" Я, аж оторопел, ничего себе, это я про себя так что ли думаю? а Голос продолжает: "Ты в Церковь ходишь? Исповедуешься? Причащаешься? Так чего тебе еще надо?" Тогда я понял, что никакого исцеления у меня не будет, смиряться надо. И действительно, чуть позже у апостола Павла вычитал: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен"(2Кор.12.7-10) А после того, как я стал священником, попали мы в аварию на машине, и теперь уже семнадцатый год хожу согнутый. И, знаете, ничего! Это мне даже не мешает!

Вот и Вас прошу, не отчаивайтесь, а верьте Богу, Он знает как нас защитить!

08.05.15 Fri 14:08 - Anonymous

Апполинария

1. Крылова тоже люблю, хотя эту басню «Кот и повар» забыла со школы, но когда я сказала "Ваша притча" я не имела в виду, конечно, "Ваша личная". Понятно, что это басня весьма поучительная, хотя, признаться, очень обидная для меня.
2. Вы говорите: то, что пишет Вознесенская о мытарствах - "вилами по воде писано..." Но ваша фраза "в аду обителей много, есть геенна огненная, есть студенец истления, есть мрак вечной тьмы, есть и прокуренные бараки..." - из Свт. Писания? Я просто не могу припомнить фразу о прокуренных бараках. Не укладывается в голове, что курящий человек, пусть и с добрым сердцем (опять же я не себя имею в виду, почти все мои родные курят, а у меня нет «никотиновой» зависимости, Слава Богу) может вот так запросто быть свергнутым в ад. Это что, откровение церкви? И почему Вознесенская пишет "вилами по воде", а блж. Феодора, А. Оптинский, книга "Об исходе души..." и другие источники - не "вилами по воде", ведь многие расписывают мытарства... Только ли потому что Вознесенская - "христианское фэнтези"? Ведь она фактически повторяет то, что пишут уважаемые люди православия, только, я бы сказала, в более мягкой форме. Когда слушаешь Свщ. Олега Стеняева, например, становится не просто плохо, а очень плохо, ведь 20 мытарств - не шутка, это истязание для души. И никто, Там, в другом мире, не спросит: почему ты так поступил (например, украл тогда, когда у тебя не было на данный момент выхода, из-за голода и т.д. или взял в долг и не отдал вовремя - тоже воровство?!), просто поступил плохо - этому нет оправдания, какая бы причина не была. Здесь я конечно уже себя имею в виду: брала деньги без спроса у мужа, потому что знала, что не даст, как бы не просила, ведь ему не знакомо, что такое приступ (я бы не хотела распространяться о приступе, но, поверьте, это очень страшная вещь), а врач не может выписать льготный рецепт, да и лекарство не является, к большому сожалению, по законодательству РФ жизненно необходимым (как для диабетиков).
3. Также я растаскивала по той же причине деньги у дедушки, понимая, что в полной мере вернуть долг не смогу, лишь частями. Все это не потому, что я работать не хочу, а просто не хватает зарплаты, работаю пока, а другую работу, высоко оплачиваемую, мне не осилить. Вот скажите: как быть? Может быть есть фонд помощи для таких как я, вроде не инвалидов, потому что инвалидность все равно не дадут, но не совсем полноценных людей, недомогания и боль которых не позволяет нормально трудиться, и знакома только крохотному проценту людей, чтобы не впадать в грехи воровства или тому подобное, ведь, боюсь, отдать долги не смогу или отдам не всю сумму, хотя сама охотно прощаю, мне так проще, это не заслуга, вернее не моя заслуга, а от Бога.
4. Скажите, почему развод непременно "от бесов"? На протяжении многих лет с мужем мне не найти общий язык. Ведь, очевидно, что ему проще и легче во всех отношениях осуждать меня, говорить: "ты притворяешься, чтобы оправдать свою лень", а на самом деле просто-напросто жалко на меня денег, и эта вот жадность в отношении меня не дает полностью смириться со своим положением, я уже не говорю, что он запросто может унизить меня при ребенке, а я "тупо" не знаю, как этого не допустить? Разве такая жизнь с человеком, который, ясное дело, не любит, хотя он великолепный, замечательный отец моему ребенку, вернее детям, не уважает и не жалеет (зд. синоним любви) - не путь к инфаркту, не уничтожение? Я осознаю, что при разводе будет тяжело материально, наверное, невыносимо, и я не смогу сама содержать детей, но очень надеюсь, что голодать они не будут и Господь поможет, нет...? Надеяться на мир там, где его нет, и уже не будет, можно только терпеть и не провоцировать мужа ни на плохое, ни на хорошее?

08.05.15 Fri 15:49 - Священник Сергий

"Всякий, делающий грех, есть раб греха"(Ин.8.34)

Так что, если Вы не можете себя успокоить и уложить спать без 1-2 сигарет с ментолом (Ваши слова), да еще и без таблеток, то Вы, как раз и есть рабыня тех сигарет с ментолом. Представьте себе, попали Вы в Царство Небесное, а там курилок нет, но Вы привыкли уже к этим сигаретам с ментолом, Вы без них уже не можете, придется искать курилку. А они только в аду. Войдете Вы туда сами, а выйти уже не сможете, потому что Вы - рабыня. Действительно, в Святом Писании о прокуренных бараках не упоминается, но про них говорила женщина, которая попала в аварию и умерла..., а потом воскресла, и через какое-то время, вспомнив все, начала рассказывать. Этому можно поверить, потому что Бог есть Любовь, и Он не отнимает свободной воли человека, если уж человеку нравится курить, то будет дана ему такая возможность.
Блаженная Феодора писала о своих переживаниях, преп. Амвросий Оптинский говорил о том, что ему было открыто, и практически все православные источники, подтверждают свои мысли, словами других авторов. Делается это для того, чтобы объяснить, что не они одни так говорят, т.е., говорят по-новому, но не говорят нового. Юлия Вознесенская же пишет ни на кого не ссылаясь, обычные рассказы, приправленные обильно фантазиями и всякого рода страшилками. Во всяком случае, при чтении этих книг, у меня сложилось такое впечатление, и я, ни в коем случае, ссылаться на ее фантазии не буду.

Вот видите, какая Вы хитрая? Себе позволяете прощать долги других людей Вам, а вот другим людям такую возможность, простить Вам Ваши долги, не позволяете. И тщательно стараясь спрятать этот свой грех, Вы губите себя. Интересно, а Вы хоть каялись в этом? Писание-то, похоже, знаете.

Я уже писал Вам, что тактика бесов, это всякого рода разделения. И это разделение исходит от Вас, потому что Вы не говорите, что муж Ваш хочет с Вами развестись.

Теперь у меня будут к Вам вопросы: 1. Как часто ходите в храм? 2. В один ли храм ходите? 3. Как часто Исповедуетесь и Причащаетесь? 4. Не боитесь ли Вы Исповеди? 5. Какие молитвы читаете дома? 6. У одного ли священника исповедуетесь?

09.05.15 Sat 14:27 - Anonymous

Апполинария

Не могу теперь найти Ваши вопросы, вообще Ваше письмо, так, по памяти, сбивчиво и не логично пишу, простите (вирус в комп-ре, от меня строки "убегают"):
1. Стараюсь в храм ходить каждое воскресенье, но не всегда получается. Если не иду в храм - стараюсь попасть "в церковь на экране", в телевизоре, на канал Союз, вместе со священником повторяю некоторые молитвы. Хожу по жизни в Храмы разные, их в Питере много очень, но причащаться хожу только в один (деревянный православный храм в поселке Глебычево, Ленобласть) с относительно недавних пор, потому что доверяю отцу Владимиру, у него была моя самая полная исповедь, многочасовая. Ее я считаю главной в жизни, и остается только удивляться тому, как это он меня выдержал тогда и терпит до сих пор. Мне, правда, бесконечно жаль, что материальной возможности ездить часто к нему – нет.
2. Вы назвали меня хитрой, вот и муж так говорит, говорит еще, что я ленивая и наглая (с ним понятно, ему проще думать, чтобы денег не давать на лечение, это очевидно), ну да Бог с ним, видимо, так оно и есть, но читая это в Вашем письме, честно признаюсь, становится очень обидно, потому что стараюсь, как могу (с тех пор как пришла к вере) вообще не лгать, не хитрить и не выкручиваться. Напрасно, видимо, стараюсь. А с дедушкой ситуация такая (для меня сложная и не понятная в смысле как быть?): он очень старенький, подход к нему искала долго, всю жизнь, но старалась плохо, слишком уж тяжелый он человек, позволял себе, как мне кажется, недопустимые оскорбления, ненависть в мой адрес и такие высказывания, что, честно, охота ездить к нему и помогать ему даже в память о моем отце (дедушка - отец моего умершего папы) - пропадает напрочь. А сейчас говорить ему о том, что я беру на лекарства, ни на что другое, его деньги - вообще бесполезно. Он, как бы это сказать, не совсем адекватен. Ему кажется, что я ворую деньги из квартиры, из портфеля, матраса, муж мой ворует, сестра ворует, все крадут, одним словом. Сестра, дом.помощница, я - все украли некие большие суммы, его сбережения. Мне не представить - как это я приду к нему каяться в том, что брала деньги на лекарства? Он не простит не потому что не умеет прощать, а просто реакция может последовать не адекватная. Ага, значит, все-таки ты брала деньги из портфеля и т.д.! Воровка и пр.! Я, честно, не готова пока к такому повороту. Да, малодушная, да, слабая, но ничего не могу с собой поделать. Не научиться даже с Божией помощью (ведь это Он дал мне такого дедушку, другие, любимые родственники, умерли) прощать и терпеть обиды. Говорят, что обидеться - возвратный глагол с возвратным суффиксом, т.е. невозможно обидеться, если ты этого не хочешь. А я все же думаю, что обидеться можно, и очень сильно, тогда, когда тебя оскорбили, именно обидели сознательно или даже не сознательно. А если человек живой, реагирующий, из нервов, плоти и крови, к тому же со слабоватой, прямо скажем, психикой, как Иван Громов у Чехова в «Палате №6», - можно среагировать возмущением, негодованием. Хотя, Слава тебе Господи, возмущаться мне ДАНО, да именно дано, не долго, совсем недолго, мне проще и органичнее простить и отпустить обиду, чем держать в себе, хотя есть вещи, которые я запоминаю надолго. Это не значит, что я держу злобу, просто помню, что вот с эти человеком нельзя так-то и так-то, можно только определенными методами. Удрать охота. Мне проще сейчас (я к нему собираюсь) из своей зарплаты выделить некую сумму и отдать на продукты, и так вот возвращать пока хотя бы 30.000 не покрою (это очень приблизительно). Если все вышеперечисленное - хитрость, как тогда жить, не хитрить, никогда не лгать? В миру это практически невозможно. Обидно и то, что с Вами-то я как раз искренна, а не хитрю. Ну ладно, все же Вам видней. Мне и маме проще солгать, например, похвалив невкусный салат (что бывает крайне редко), чем сказать прямо: Есть не могу, мне это нельзя. Обидится, и так сильно, что я, я сама же изведусь вся потом, за что, дескать, обидела?
3. Юлия Вознесенская пишет рассказы, но я имею в виду книгу, которая хоть и называется «фэнтези», совсем не похожа не выдумку. Книга–притча «Мои посмертные приключения» о том, как героиня (сама Вознесенская) впала в глубочайшую кому, т.е. умерла, а организм поддерживали в Мюнхене проводами и аппаратами. Это некий поучительный посмертный опыт, вот я и не пойму: чем это отличается от БЛЖ. Феодоры, и можно ли верить той женщине, попавшей в аварию, что это не «вилами по воде»? Я, кстати, слушала ее рассказ.
4. Бросать курить надо, наркотики употреблять нельзя, пить вредно, нельзя переедать, этому нет оправдания, но почему эти люди непременно погибнут? Если душа-то у них добрая – не могу понять. Они же не заставляют курить и пить других людей. Я не имею в виду алкоголиков и наркоманов, которым все равно где взять адское зелье, они мать не пощадят, я имею в виду людей, которые всем этим не злоупотребляют (кроме наркотиков, разумеется). Мы все, кроме монахов, состоим из страстей и привычек, это все за нами потянется и «туда»? У меня дурацкая привычка бумажкой махать, когда я пишу и говорю что-то или флажок крутить. Это многих может даже раздражать, но так ли необходимо от этого избавляться? Иногда непроизвольно получается.
5. Да, муж не хочет разводиться, но видя, какая я, почему и собственно по какому праву он лепит из меня идеал? К тому же видит, что я ему не соответствую, и… возникает конфликт. Что его возмущает? Если я из-за боли в спине, правда, не могу убирать в квартире, как раньше (намывала полы 5 раз в день), не могу делать генеральную уборку, не могу вставать в 6 утра, часто болею простудами и имею диагноз, - разве это повод вот так меня «гнобить», говорить, что я ленива и т.д.?
6. Деспотизм – не повод для развода, ведь это бесовское начало? Мне Владимир говорил, что христианский брак – свободный брак в отличие от мусульманства, а где же свобода? Деспот-муж, к тому же атеист, не приведет ли это к беде? Я сама не имею такую веру, что готова все вытерпеть и его, несчастного, привести к православию…

09.05.15 Sat 19:59 - Священник Сергий

Говорите, вопросы мои не нашли, ничего, я повторю:

1. Как часто ходите в храм? 2. В один ли храм ходите? 3. Как часто Исповедуетесь и Причащаетесь? 4. Не боитесь ли Вы Исповеди? 5. Какие молитвы читаете дома? 6. У одного ли священника исповедуетесь?
Очень хотелось бы получить не размытые ответы, а точные. И еще, я ведь не говорил, что Вы со мной хитрите, это, простите, Вы уже додумали.

Все же, еще не получив ответов, я попробую в очередной раз напомнить Вам: "всякий, делающий грех, есть раб греха"(Ин.8.34)
"сделанный грех рождает смерть"(Иак.1.15)
"Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие"(1Ин.3.4)
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил"(1.Ин.3.8)
" Мы знаем... рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему"(1Ин.5.18).

А вот Ваши пункты 4 и 5, честно скажу, меня совсем обескуражили. Я начинаю сомневаться православная ли Вы? С утра думал, а какой же седьмой-то вопрос я должен задать, важный. Только теперь он появился: чего, Вы, собственно, хотите от меня услышать? Это мой последний вопрос.

10.05.15 Sun 14:10 - Anonymous

Апполинария

1. В Храмы хожу разные, их в Питере много: примерно, в среднем, раз в 2 недели, иногда чаще, иногда реже, это средняя цифра. Стараюсь заходить при каждой возможности. По воскресеньям читаю Акафист Богородице, но получается не каждое воскресенье, чаще это по состоянию здоровья, а не потому, что я не люблю Православную церковь. Я написала об этом ранее (может более кратко), и не понимаю, почему ответы "размытые"?
2. Причащаюсь, к сожалению, не часто, но раз в год обязательно, и только у отца Владимира. Раньше это было у разных священников. Правда, совсем скоро снова собираюсь поехать в Глебычево, как только появится материальная возможность. Простите, теперь я не понимаю, а какое вообще это имеете значение? Разве необходимо причащаться и исповедоваться у разных священников? Ведь я уже писала, что отец Владимир - единственный, кому я доверяю, кто меня знает, и кому я могу задать любой вопрос и рассказать то, что рассказать стыдно близкому человеку и не хочется рассказывать другому священнику. Да, понимаю, это ложный стыд, могу только написать, мне так легче, но произнести в деталях вслух я не могу, да и не в состоянии все вспомнить... Это касается, главным образом, моего прошлого.
3. Боюсь ли я исповеди? Хороший вопрос! И да, и нет. С одной стороны - страх, с другой стороны - облегчение. Раньше очень боялась, теперь меньше боюсь. Но теперь я и не впадаю в те грехи, в которых несколько раз каялась в разных храмах, когда еще не знала отца Владимира. Блуд, аборт, неверие, хула на Бога, вредность, зависть, одним словом, НЕ ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. Теперь у меня вопрос: а надо ли на каждой исповеди это повторять, и вспоминая еще что-то в деталях, например, разный блуд в молодости, рассказывать это тоже в деталях или достаточно охарактеризовать одним словом, например - прелюбодеяние? Или: часто возникает гнев на детей, когда они вредничают и не слушаются. Можно ли на исповеди сказать: "гнев", и не вдаваться в подробности: на кого гнев, в связи с чем он, гнев на кошку, которая писает в постель и т.д.? Это я все спрашиваю к тому, чтобы знать: как быстро и четко исповедаться у любого священника, учитывая поток людей, если отец Владимир, который обычно сам задает наводящие вопросы и облегчает мне в этом смысле исповедь, не может меня исповедать и причастить в силу дальности расстояния?
4. Дома читаю «Отче наш», молитва Кресту, «Богородица, Дева, радуйся (пою)», «Господи, прости и помилуй меня, грешную», просто «Господи, помилуй». Никак не ложится молитва «Символ веры». Опять же, не понимаю: так ли это принципиально? Андрей Ткачев вообще сказал, что молитва "Отче наш" от самого Господа, она нужна всем и всегда, а в принципе молитва может быть и одна, главное, чтобы она легла на сердце и была от сердца, предельно искренна, не "по бумажке", а от души. Это не точная цитата. Точно не помню. Он не прав? Если не прав - кому, простите, верить? Мы же земные люди, мирские, ничего не знаем.
5. Что Вас обескуражило и почему возникают сомнения в православной вере? Совсем не поняла, простите за тупость. 4 пункт: видимо, я хочу оправдать привычки людей. Нет, не оправдываю; кто я такая, чтобы судить и оправдывать?, просто спрашиваю: мы все состоим из привычек, значит ли это ад после смерти, если сердце у человека доброе? Человек не успел избавиться от курения, значит ли это, что он пойдет в ту самую курилку и барак, о котором вы писали или это вообще-то не нам судить? Сама думаю, что не нам судить, но все равно прошу ответить, мне нужно услышать Ваше мнение. Или Вы считаете, что сердце у человека не может быть добрым, если он курит? Понятно, что курение, алкоголь и наркотики - больше, чем привычка, хотя о курении Кураев пишет именно как о привычке, но я имела в виду такие привычки (п.4, видимо, опять письмо пропало) как: размахивание бумажкой, закладкой, ручкой во время разговора; привычка разговаривать сама с собой и т.д.: вроде ничего дурного, но собеседника может раздражать. Простите, если вопросы Вам кажутся идиотскими, можете не отвечать. В пункте 5 я также не поняла, что собственно Вас обескуражило? Можно ли считать развод грехом, если... И далее я уже писала о том, как относится ко мне муж, почему я должна жить с деспотом, если у меня нет той веры, которая спасет мужа? Вернее не веры нет, а скорее нет надежды на то, что он придет к вере и чуть-чуть лучше будет относиться к собственной жене. "При верующей жене и муж спасается" (неточная цитата). Это я имела в виду. Стоит ли все терпеть потому только, что ты православный, даже недопустимое, например побои? Ведь к нам относятся так, как мы позволяем. Что делать, если я не чувствую в себе сил терпеть и спасать, и не знаю, как не позволять к себе относиться плохо? Значит ли это, что я не Православный человек? Поэтому Вы сомневаетесь в том, что я верующий человек? Еще раз прошу прощения за тупость и непонимание.
6. От Вас же услышать хочу только ответы на вопросы, пусть даже и тупые. Если я спрашиваю - значит мне это нужно.
7. Можно ли считать исповедью то, что я вам писала и выставила на всеобщее обозрение в течение нескольких дней, начиная со 2 мая? Или это просто разговор?
8. Если Вы не ответите на это письмо - я пойму, что обрести хоть какое-то понимание - бессмысленная трата времени, которого итак мало, и не буду Вас беспокоить своими дурацкими вопросами.
Аполинария, Полина в миру.

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Какова сущность смирения?

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение - это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение - это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от Господа?

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое - это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека - это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество - полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Принимать все как есть

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие - это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа - это глаз самого Господа.

Смирение и терпение - понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение - истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель - настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе - это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа - это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие - основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.