Этнический состав византийской империи. Возникновение и развитие византийского государства. Хронология Византийской империи

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй... Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века… На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей - Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы. Два города стояли друг напротив друга - в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу - мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив. Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали оба этих города, которые вскоре стали одним целым.

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов. Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии - Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно. Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии - Александру Великому.

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима. Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы. Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь. Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э. оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость. По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней. Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире. Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени - Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек. К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы - гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное - Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

Прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый "Золотой век". При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» - так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название - плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

После падения Западной Римской империи в 476 году под ударами германских племён, Восточная империя была единственной уцелевшей державой сохранившей традиции Античного мира. Восточная или Византийская империя сумела сберечь традиции римской культуры и государственности за годы своего существования.

Основание Византии

Историю Византийской империи принято вести с года основания римским императором Константином Великим города Константинополя в 330 году. Его ещё называли Новым Римом.

Византийская империя оказалась куда прочнее Западной Римской империи по ряду причин :

  • Рабовладельческий строй в Византии в эпоху раннего средневековья был развит слабее, чем в Западной Римской империи. Население Восточной империи было на 85% свободным.
  • В Византийской империи по-прежнему сохранялась крепкая связь между деревней и городом. Было развито мелкое земельное хозяйство, которое моментально приспосабливалось к меняющемуся рынку.
  • Если посмотреть какую территорию занимала Византия, то можно увидеть, что в состав государства входили чрезвычайно развитые экономически, по тем временам, регионы: Греция, Сирия, Египет.
  • Благодаря сильной армии и флоту Византийская империя довольно успешно выдерживала натиск варварских племён.
  • В крупных городах империи сохранились торговля и ремесло. Основной производительной силой были свободные крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы.
  • Византийская империя приняло христианство в качестве основной религии. Это позволило быстрее наладить взаимоотношение с соседними странами.

Рис. 1. Карта Византийской империи в 9-начале 11 веков.

Внутреннее устройство политической системы Византии не сильно отличалось от раннесредневековых варварских королевств на Западе: власть императора опиралась на крупных феодалов, состоявших из военачальников, знати славян, бывших рабовладельцев и чиновников.

Хронология Византийской империи

Историю Византийской империи принято делить на три основных периода: Ранневизантийский (IV-VIII вв), Средневизантийский (IX-XII вв) и Поздневизантийский (XIII-XV вв).

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Говоря кратко о столице Византийской империи Константинополе, нужно отметить, что главный город Византии ещё более возвысился после поглощения варварскими племенами римских провинций. Вплоть до IX века строятся здания античной архитектуры, развиваются точные науки. В Константинополе открылась первая в Европе высшая школа. Настоящим чудом творения человеческих рук стал храм Святой Софии.

Рис. 2. Храм Святой Софии в Константинополе.

Ранневизантийский период

В конце IV-начале V веков границы Византийской империи охватывали Палестину, Египет, Фракию, Балканы и Малую Азию. Восточная империя значительно опережала западные варварские королевства по строительству крупных городов, а так же по развитию ремёсел и торговли. Наличие торгового и военного флота сделали Византию крупнейшей морской державой. Расцвет империи продолжался вплоть до XII века.

  • 527-565 гг. правление императора Юстиниана I.
    Император провозгласил идею или рекорнисту:”Восстановления Римской державы”. Ради достижения этой цели Юстиниан вёл завоевательные войны с варварскими королевствами. Под ударами византийских войск пали государства вандалов в Северной Африке, были побеждены остготы в Италии.

На захваченных территориях Юстинианом I вводились новые законы носившие название “Кодекс Юстиниана”, рабы и колонны передавались прежним хозяевам. Это вызывало крайнее недовольство населения и стало в дальнейшем одной из причин заката Восточной империи.

  • 610-641 гг. Правление императора Ираклия.
    В результате нашествия арабов, Византия утратила Египет в 617 году. На востоке Ираклий отказался от борьбы со славянскими племенами, дав им возможность расселиться вдоль границ, используя их в качестве естественного щита против кочевых племён. Одна из главных заслуг этого императора – это возвращение в Иерусалим Животворящего Креста, который был отбит у персидского царя Хосрова II.
  • 717 год. Осада арабами Константинополя.
    Почти целый год арабы безуспешно штурмовали столицу Византии, но в итоге так и не взяв город и откатившись с большими потерями. Во многом осада была отбита благодаря так называемому “греческому огню”.
  • 717-740 гг. Правление Льва III.
    Годы правления этого императора отмечены тем, что Византия не только успешно вела войны с арабами, но и тем, что византийские монахи пытались распространять православную веру среди иудеев и мусульман. При императоре Льве III запрещалось почитание икон. Были уничтожены сотни ценнейших икон и других произведений искусства связанных с христианством. Иконоборчество продолжалось вплоть до 842 года.

В конце VII-начале VIII веков в Византии прошла реформа органов самоуправления. Империя стала делиться не на провинции, а на фемы. Так стали называться административные округа, которые возглавляли стратиги. Они обладали властью и самостоятельно вершили суд. Каждая фема была обязана выставлять ополчение-стратию.

Средневизантийский период

Несмотря на потерю Балканских земель Византию, по-прежнему, считают могучей державой, ведь её военный флот продолжал господствовать на Средиземном море. Период наивысшего могущества империи продолжался с 850 до 1050 годов и считается эпохой ” классической Византии”.

  • 886-912 годы Правление Льва VI Мудрого.
    Император проводил политику предыдущих императоров, Византия во время правления этого императора продолжает обороняться от внешних врагов. Внутри политической системы назрел кризис, который выразился в противостоянии Патриарха и императора.
  • 1018 год присоединение Болгарии к Византии.
    Северные границы удаётся укрепит благодаря крещению болгар и славян Киевской Руси.
  • 1048 год турки-сельджуки под руководством Ибрагима Инала вторглись в Закавказье и взяли византийский город Эрзерум.
    У Византийской империи не хватало сил для защиты юго-восточных границ. Вскоре армянские и грузинские правители признали себя зависимыми от турок.
  • 1046 год. Мирный договор между Киевской Русью и Византией.
    Император Византии Владимир Мономах выдал замуж свою дочь Анну за киевского князя Всеволода. Не всегда отношения Руси с Византией были дружественными, было много завоевательных походов древнерусских князей против Восточной империи. Вместе с тем нельзя не отметить огромное влияние, которое оказывала византийская культура на Киевскую Русь.
  • 1054 год. Великая схизма.
    Произошёл окончательный раскол Православной и Католической Церквей.
  • 1071 год. Норманнами был взят город Бари в Апулии.
    Пал последний опорный пункт Византийской империи в Италии.
  • 1086-1091 гг. Война Византийского императора Алексея I с союзом племён печенегов и куман.
    Благодаря хитрой политике императора союз племён кочевников распался, а печенегам было нанесено решительное поражение в 1091 году.

С XI века начинается постепенный упадок Византийской империи. Деление на фемы изжило себя из-за растущего числа крупных земледельцев. Государство постоянно подвергалось ударам извне, не в силах уже вести борьбу с многочисленными врагами. Главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии.

Поздневизантийский период

С XI века увеличилась активность западноевропейских стран. Войска крестоносцев, подняв флаг “защитников Гроба Господня”, напали на Византию. Не в силах вести борьбу с многочисленными врагами, византийские императоры используют армии наёмников. На море Византия использовала флот Пизы и Венеции.

  • 1122 год. Войсками императора Иоанна II Комнина было отражено вторжение печенегов.
    На море ведутся непрерывные войны с Венецией. Однако, главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии. В борьбе с крестоносцами византийцам удалось очистить Северную Сирию.
  • 1176 год. Поражение византийских войск при Мириокефале от турок-сельджуков.
    После этого поражения Византия окончательно переходит к оборонительным войнам.
  • 1204 год. Константинополь пал под ударами крестоносцев.
    Основу войска крестоносцев составляли французы и генуэзцы. Центральная Византия оккупированная латинянами образуется в отдельную автономию и именуется Латинской Империей. После падения столицы Византийская церковь находилась под юрисдикцией папы, верховным патриархом был назначен Томаззо Морозини.
  • 1261 год.
    Латинская империя полностью очищена от крестоносцев, а Константинополь освобождён никейским императором Михаилом VIII Палеологом.

Византия в период правления Палеологов

В период правления Палеологов в Византии наблюдается полный упадок городов. Полуразрушенные города выглядели особенно убого на фоне цветущих деревень. Сельское хозяйство переживало подъём, вызванный высоким спросом на продукцию феодальных вотчин.

Династические браки Палеологов с королевскими дворами Западной и Восточной Европы и постоянный тесный контакт между ними, стали причиной появления собственной геральдики у византийских правителей. Род Палеологов самым первым стал иметь собственный герб.

Рис. 3. Герб династии Палеологов.

  • В 1265 году Венеция монополизировала почти всю торговлю в Константинополе.
    Между Генуей и Венецией развернулась торговая война. Нередко поножовщина между иноземными купцами происходила на глазах местных зевак на городских площадях. Задушив отечественный рынок сбыта император византийские правители вызвали новую волну ненависти к себе.
  • 1274 год. Заключение Михаила VIII Палеолога в Лионе новой унии с папой.
    Уния носила условия верховенства Папы Римского над всем христианским миром. Это окончательно раскололо общество и вызвало ряд волнений в столице.
  • 1341 год. Восстание в Адрианополе и Фессалониках населения против магнатов.
    Восстание возглавили зилоты (ревнители). Они хотели отобрать землю и имущество у церкви и магнатов для неимущих.
  • 1352 год. Турками-османами захвачен Адрианополь.
    Из него они сделали свою столицу. Ими была взята крепость Цимпе на Галлипольском полуострове. Дальнейшему продвижению турок на Балканы ничего не мешало.

К началу XV века территория Византии ограничивалась Константинополем с округами, частью Центральной Греции и островами в Эгейском море.

В 1452 году турки-османы начали осаду Константинополя. 29 мая 1453 года город пал. Последний византийский император Константин II Палеолог погиб в бою.

Несмотря на заключённый союз Византии с рядом стран Западной Европы, на военную помощь рассчитывать не приходилось. Так, во время осады Константинополя турками в 1453 году, Венеция и Генуя прислали шесть военных судов и несколько сотен человек. Естественно, никакой существенной помощи оказать они не могли.

Что мы узнали?

Византийская империя оставалась единственной древней державой сохранившей свой политический и социальный строй, несмотря на Великое переселение народов. С падением Византии начинается новая эпоха в истории средних веков. Из этой статьи мы узнали сколько лет просуществовала Византийская империя и какое влияние оказало это государство на страны Западной Европы и Киевскую Русь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 376.

Название столицы Византийской империи - предмет бесконечных споров нескольких поколений историков. Один из самых великолепных и больших городов мира носил несколько имен. Иногда они употреблялись вместе, иногда - отдельно. Древнее название столицы не имеет ничего общего с современным именем этого города. Как трансформировалось название одного из самых больших европейских городов на протяжении столетий? Попробуем разобраться.

Первые жители

Первыми известными истории жителями Византии были мегары. В 658 году до н. э. они основали поселок в самом узком месте Босфора и назвали его Халкедон. Почти одновременно на другом берегу пролива вырос городок Бизантий. Через несколько сот лет оба поселка объединились и дали название новому городу.

Шаги к процветанию

Уникальное географическое расположение города позволяло контролировать провоз грузов в Черное море - к берегам Кавказа, в Тавриду и Анатолию. Благодаря этому город быстро разбогател и стал одним из самых больших торговых центров Старого Света. Город сменил несколько хозяев - в нем правили персы, афиняне, македонцы, спартанцы. В 74 году до н. э. власть в Византиуме захватил Рим. Для города это означало наступление времени покоя и благоденствия - под защитой римских легионеров город стал развиваться ускоренными темпами.

Византиум и Рим

В начале нового тысячелетия Византиум столкнулся с реальною опасностью. Вечное соперничество римских аристократов за право именоваться императором привело к фатальной ошибке. Византийцы приняли сторону Писцения Нигера, который императором так и не стал. В Риме увенчали багряной мантией Септимуса Севера - сурового воина, отличного военачальника и потомственного аристократа. Разгневанный роптанием византийцев, новый владыка взял Византий в длительную осадку. После долгого противостояния осажденные византийцы сдались. Длительные военные действия принесли городу бедствия и разрушения. Возможно, город и не возродился бы из пепла, если бы не император Константин.

Новое имя

Новый амбициозный император начал свою карьеру с нескольких военных походов, которые завершились победой римского войска. Став владыкой необозримых территорий Римской империи, Константин столкнулся с тем, что восточные земли управляются римскими наместниками в полуавтономном режиме. Нужно было сократить расстояние между центром и отдаленными областями. И Константин решился заложить в восточных землях второй по значимости город Рима. Он остановился на полуразрушенном Византиуме и направил свои усилия на превращение этого захолустного поселка в блестящую столицу Восточной римской империи.

Преображение началось в 324 году. собственным копьем очертил границы вокруг города. Позднее по этой линии были установлены городские стены нового мегаполиса. Огромные деньги и личное участие императора сделали чудо возможным - буквально за шесть лет город стал достойным звания столицы. Торжественное открытие состоялось 11 мая 330 года. В этот день город получил новый толчок к развитию. Возрожденный, он активно заселялся переселенцами из других областей империи, приобрел пышность и блеск, подобающий новой столице. Так город получил свое новое название - Константинополь, и стал достойным воплощением всего, что представляла Византийская империя. Столица этого государства не зря называлась вторым Римом - восточная сестра по величию и пышности ничем не уступала своему западному брату.

Константинополь и христианство

После раскола великой Римской империи Константинополь стал центром нового государства - Восточной Римской империи. Вскоре страна стала называться по первому имени собственной столицы, и в учебниках истории она получила соответствкющее имя - Византийская империя. Столица этого государства играла огромную роль в становлении православного христианства.

Византийская церковь исповедовала ортодоксальное христианство. Представителей других течений византийские христиане считали еретиками. Император был олицетворением и светской, и религиозной жизни страны, но не было власти Бога, как это часто бывало у восточных тиранов. Религиозная традиция была довольно сильно разбавлена светскими церемониями и ритуалами. Император был наделен божественной властью, но тем не менее его избирали среди простых смертных. Не было института преемничества - ни кровное родство, ни личные связи не гарантировали византийский престол. В этой стране каждый мог стать императором… и почти богом. И властелин, и город были полны могущества и величия как светского, так и религиозного.

Отсюда некая двойственность в определении Константинополя как города, в котором была сосредоточена вся Византийская империя. Столица великой страны была местом паломничества для многих поколений христиан - великолепные соборы и храмы просто поражали воображение.

Русь и Византия

В середине первого тысячелетия государственные образования восточных славян стали насколько значительными, что начали привлекать внимание своих более богатых соседей. Русичи регулярно ходили в походы, привозя на родину богатые дары далеких земель. Походы на Константинополь насколько поражали воображение наших предков, что вскоре распространилось новое, русское название столицы византийской империи. Наши предки называли город Царьградом, тем самым подчеркивая его богатство и власть.

Крах империи

Все в мире имеет свой конец. Не избежала этой участи и Византийская империя. Столица некогда могучего государства была захвачена и разграблена воинами османской империи. После установления турецкого владычества город потерял и свое имя. Новые хозяева предпочитали называть его Станбулом (Истанбулом). Языковеды утверждают, что это название является перекрученной калькой древнегреческого названия полис - город. Именно под этим именем город известен и в настоящее время.

Как видно, на вопрос, какая столица Византийской империи, и как она называется, нет единственного ответа. Нужно обязательно указывать интересующий исторический период времени.

принятое в ист. науке наименование гос-ва, возникшего в вост. части Рим. империи в 4 в. и существовавшего до сер. 15 в.; адм., экономич. и культурным центром В. был Константинополь. Офиц. назв. В Ср. века - Basileia ton Romaion - империя Римлян (по-греч. "Ромеев"). Возникновение В. как самостоят. гос-ва подготавливалось в недрах Рим. империи, где экономически более мощные и менее затронутые кризисом рабовладельч. об-ва эллинизированные вост. р-ны (М. Азия, Сирия, Египет и др.) уже в 3 в. пытались политически обособиться от лат. Запада. Создание в нач. 4 в. нового политич. центра на Востоке явилось фактически разделением империи на 2 гос-ва и привело к возникновению В. В продолжении 4 в. оба гос-ва иногда соединялись под властью одного императора, окончат. разрыв произошел в кон. 4 в. Возникновение В. содействовало экономич. стабилизации и задержало падение рабовладельч. строя в вост. части Средиземноморья. 4 - нач. 7 вв. для В. характеризовались экономич. подъемом, превращением ряда агр. поселений в центры ремесла и торговли в М. Азии, Сирии, вост. части Балканского п-ова; развитием торговли с Аравией, Причерноморьем, Ираном, Индией, Китаем; уплотнением населения в Сирии, М. Азии. В марксистской историографии периодизация истории ранней В. связана с проблемой существования в В. рабовладельч. строя, с этапами перехода к феодализму и его развитием. Большинство ученых считает В. рабовладельческой до сер. 7 в. (М. Я. Сюзюмов, З. В. Удальцова, А. П. Каждан, А. Р. Корсунский), хотя нек-рые полагают, что В. переходит к феодализму уже в 4-5 вв., считая, что уже в 4 в. начала формироваться феод. собственность, осн. формой эксплуатации в деревне стал колонат, в городе применялся труд свободных ремесленников, рабство сохранялось лишь как отмирающий уклад (наиболее последовательно эту т. зр. отстаивает Е. Э. Липшиц) (см. дискуссию на стр. журн. "ВДИ", No 2 и 3 за 1953, No 2 и 3 за 1954, No 1, 3 и 4 за 1955, No 1 за 1956 и на стр. журн. "ВИ", No 10 за 1958, No 3 за 1959, No 2 за 1960, NoNo 6, 8 за 1961). В. в последний период существования рабовладель- ческого строя (4 - нач. 7 вв.). Собственниками земли В. этого периода являлись государство, знать, церковь, горожане, свободные крестьянские общины. Члены крестьянской общины (митрокомии) имели участки пахотной земли в частной собственности; продажа земли "чужакам" была ограничена (Кодекс Юстиниана, XI, 56). Крестьяне были связаны круговой порукой; общинные отношения регламентировались обычным правом; широкое распространение получили садовые и огородные культуры, виноградарство; основная экономич. тенденция сводилась к росту мелкого х-ва. Рабство еще сохраняло преобладающее место в обществе как в деревне, так и в городе. Хотя количество рабов, поступающих в качестве воен. добычи, уменьшилось, но приток рабов в гос-во продолжался, т. к. соседние с В. варварские племена, воюя друг с другом, продавали в В. множество рабов (почти единств. эквивалент в торговле с В.). Цены на рабов были устойчивы в продолжение долгого времени. Раб по-прежнему считался вещью, использование к-рой регулировалось законом; раб не был субъектом семейного права, не имел гарантированной законом личной собственности. Однако влияние новых отношений сказывалось; законодательство облегчило отпуск рабов на волю, что приняло в 4-6 вв. широкий размах. Имения крупных землевладельцев обрабатывались не только рабами, но и зависимыми крестьянами - энапографами, вольноотпущенниками, или сдавались в аренду. Рабовладельцы стремились использовать выгоды мелкого х-ва. Вопреки основной экономич. тенденции эпохи, они пытались закабалить и прикрепить к земле мелких землевладельцев, зависимость к-рых в условиях господства рабовладельч. отношений нередко приближалась к рабскому состоянию (особенно у энапографов). Рабовладельч. характер общества в 4-6 вв. определялся не только преобладанием в обществе рабского труда, но и сохранением рабовладельч. надстройки, вступавшей в противоречие с прогрессивными тенденциями развития. Гос. аппарат находился в руках тех прослоек знати, которые были заинтересованы в консервации рабовладельческих имущественных отношений. Из визант. городов только часть являлась центрами ремесла и торговли (напр., Константинополь, Антиохия, Александрия, Лаодикея, Селевкия, Скитополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоники, Трапезунт, Эфес, Смирна). Большинство городов - объединенные в муниципии поселения мелких собственников, рабовладельцев. Провинц. города эксплуатировались знатью Константинополя; местное самоуправление (курии) превратилось в подсобный аппарат налоговой системы. Большинство городов в 4-6 вв. лишилось своей обществ. земли; ряд поселений, входивших прежде в р-н, подчиненный городу, получил права митрокомии. Крупные имения провинц. знати также вышли из подчинения городу, более того, избрание должностных лиц и епископа (имевшего большое значение в самоуправлении) решалось окрестными крупными землевладельцами (Кодекс Юстиниана 1, 4, 17 и 19). Производство в городах было мелким, ремесленники нанимали помещения у знати, церкви, гос-ва. Торгово-ремесл. объединения были связаны с системой литургий, поэтому в коллегии принудительно включали богатых горожан и землевладельцев. Налоги и плата за помещение поглощали значит. часть прибавочного продукта ремесленников. Предметы роскоши и оружие изготовлялись в гос. мастерских, где преобладал рабский труд (Кодекс Юстиниана, XI, 8, 6); юридически свободные также обычно закреплялись за такими мастерскими и в случае бегства принудительно возвращались. В крупных городах существовала многочисл. люмпен-пролетарская прослойка, жившая за счет либо гос-ва (политика "хлеба и зрелищ"), либо гор. литургов. С 4 в. благотворит. функции стали возлагаться на церковь и спец. "богоугодные учреждения". Основная масса хлеба для столицы шла из Египта. Местные рынки снабжались гл. обр. пригородными х-вами: гор. знать стремилась иметь "проастии" (пригородное имение) с виноградниками, оливковыми рощами, огородами, садами. Несмотря на опустошения, причиненные варварскими нашествиями, тяжесть налогов, заставлявшую горожан иногда бежать из города, до 7 в. не было признаков аграризации городов. Надписи, папирусы свидетельствуют скорее об укрупнении старых и основании новых городов. Развитие города основывалось, однако, на зыбкой почве деградирующего рабовладельч. х-ва и прервалось в нач. 7 в. (эта т. зр., однако, оспаривается нек-рыми учеными). Города являлись культурными центрами (см. в ст. Византийская культура). Те виды антич. собственности, к-рые уже фактически перестали существовать, отменялись Кодексом Юстиниана, где была провозглашена единая "полная собственность". Юстинианово право, проникнутое идеей надклассовой сущности гос-ва, теоретич. обоснованием к-рой являлось положение о божеств, происхождении императорской власти, имело целью гарантию имуществ. отношений рабовладельч. об-ва. Социальной базой монархии в В. 4-6 вв. были гор. рабовладельцы: собственники пригородных имений ("проастиев"), домовладельцы, ростовщики, торговцы, из среды к-рых путем покупки должностей создавалась сановная знать. Материальной базой монархии были тяжелые для населения налоги, поглощавшие значит. часть прибавочного продукта рабов и колонов. Клас. борьба в В. 4-6 вв. была протестом против военно-фискальной диктатуры, против попыток искусственно задержать обществ. развитие в рамках рабовладельч. отношений. С 4 в. она приняла в основном форму еретич. движений. При Константине христианство стало господствующей религией, что вызвало обострение внутр. противоречий в церкви. Христианство, генетически связанное с протестом угнетенных масс, в 4 в. сохраняло еще демократич. фразеологию. Церк. иерархи и эксплуататорские слои стремились ликвидировать в христ. учении демократич. тенденции; нар. массы стремились их сохранить. Происхождение любой "ереси" того времени кроется в этом противоречии. Отд. иерархи, опираясь на настроения масс, догматически оформляли несогласные с господств. церковью учения (см. Донатисты, Арианство, Несторианство и др.); в дальнейшем, сделавшись "церковью", ересь теряла свой демократич. характер. Против еретиков применялись репрессии, ограничения в правах и религ. "анафемы" (церк. иерархия яростно защищала рабовладельч. отношения). В Египте и Сирии церк. волнения, принимавшие религ. оболочку, были обусловлены также сепаратистскими настроениями. Др. формой классовой борьбы было движение димов - организаций гор. населения по цирковым партиям (см. Венеты и прасины). Обе партии стремились привлечь нар. массы, к-рые иногда выступали против гнета рабовладельч. гос-ва в целом, помимо воли своих руководителей (напр., в восстании "Ника" в 532). В. этнически представляла соединение различных народностей, вовлекаемых в эллино-рим. государственность и культуру. Греч. население преобладало в Греции, на вост. побережье Средиземного м.; на Балканах жили романизир. племена, в среду к-рых вливались герм., аланские и слав. поселенцы. На Востоке В. подчинила армян, сирийцев, исаврийцев, арабов, в Египте - местное коптское население. Офиц. яз. был латинский, к-рый постепенно заменился греческим с кон. 5 и в 6 вв. Язык гражд. актов был б. ч. греческим. Протест против нац. гнета принимал религ. форму (восстание самаритян 529-530). Серьезной опасностью для рабовладельч. В. были нападения варваров. Сельское население В. иногда поддерживало варваров, надеясь с их помощью избавиться от фискального гнета и притеснений землевладельч. знати. Но гор. патрициат и торг.-ремесл. слои, боясь варварских грабежей и нарушения торг. связей, отчаянно защищали города. Среди визант. землевладельч. знати существовала прослойка, готовая сблизиться с варварскими вождями. Стремясь слиться с воен. знатью В., вожди варваров пошли на службу к визант. пр-ву, к-рое использовало варваров в качестве карателей в борьбе с нар. движениями (особенно в городах). Принятые на службу В. вестготы в 376 восстали, что привело к революц. движению среди населения Балканского п-ова. В битве у Адрианополя (378) визант. армия была разгромлена. Однако при поддержке гор. населения и вследствие предательства варварских вождей это движение было подавлено в 380 имп. Феодосием I. К кон. 4 в. варварский элемент стал преобладать в визант. армии и нависла реальная угроза объединенного выступления варваров-рабов с варварами-солдатами. Перед лицом этой опасности патрициат Константинополя в 400 произвел резню варваров-наемников и поддерживавших их рабов, ликвидировав угрозу варварского завоевания. Преодолев в 5 в. опасность со стороны остготов и гуннов, империя в целях стабилизации рабовладельч. отношений во всем Средиземноморье перешла при Юстиниане в наступление против варварских гос-в Запада (вандальского, остготского и вестготского). Однако успехи В. оказались непрочными. В Африке возникло сопротивление широких масс (восстание Стотзы), в Италии - восстание остготов под рук. Тотилы при поддержке рабов и колонов. В. подавила эти движения с трудом. Возрастали трудности на Востоке, где персы, используя сепаратистские настроения, вели войны против В., стремясь пробиться к морским торг. путям на Средиземном и Черном морях. Тяжелую борьбу В. вела с различными племенами, наступавшими со стороны Сев. Причерноморья, отбивая их нападения то силой оружия, то подкупами вождей. При Юстиниане В. добилась высшей степени своего могущества; однако агрессивная политика Юстиниана подорвала силы В. и уже в последней четверти 6 в. В. стала терять свои завоевания в Италии и Испании. Коренные перемены в положении империи связаны с наступлением на Балканский п-ов славян. Неудачи в войнах со славянами, общее недовольство населения вызвали восстание в армии. Восставшие в 602 при поддержке гор. низов овладели Константинополем и, провозгласив императором центуриона Фоку, стали проводить террор в отношении знати. Независимо от субъективных целей Фоки его пр-во объективно выполняло прогрессивные функции. Через 8 лет восстание было подавлено, но господств. классу в целом был нанесен сокрушительный удар. Мощь рабовладельч. надстройки была надломлена и силам, стремившимся к социальной реорганизации, дан простор. В 1-й пол. 7 в. большая часть Балканского п-ова была заселена славянами, а Сирия, Палестина и Египет были потеряны В. в результате арабских завоеваний. Раннефеодальная В. в период господства свободной кресть- янской общины (сер. 7 - сер. 9 вв.). В результате слав. и араб. завоеваний терр. В. уменьшилась. В. этого периода-страна с сильным слав. этнич. элементом. На С. и З. Балканского п-ова славяне создали свои гос-ва (с 681 - Болгарию) и ассимилировали местное население, на Ю. п-ова и в М. Азии, напротив, они влились в греч. народность. Славяне не создали в В. новых общественных форм, но они привнесли в визант. общину сильные пережитки родового строя, что укрепило визант. общину, характер к-рой является предметом дискуссии. Обычное право общины было оформлено Земледельческим законом (приблизительно нач. 8 в.). Крупное землевладение чрезвычайно сократилось; источники говорят о брошенных, заросших лесом залежах, о разделах земель между крестьянами ("мерисмос"). По-видимому, произошло постепенное насильств. уничтожение той формы зем. собственности, к-рая базировалась на труде рабов, энапографов и др. категорий зависимого населения. Институт прикрепленных к земле крестьян исчез: ни в Эклоге - законодат. сборнике 8 в., сменившем Кодекс Юстиниана, ни в более позднем Податном уставе не предусматривалось прикрепление к земле. Свободная крест. община стала господствующей. Община владела выгонами, лесом, неразделенной землей, но пахотные участки, очевидно, находились в частной собственности. Изменения в целом были благоприятны для крестьян - и если в 4-6 вв. крестьяне бежали из В. к варварам, то с кон. 7 и 8 вв. из араб. халифата и из Болгарии наблюдается бегство населения в В. Это позволило визант. пр-ву перейти к воинской повинности сел. населения, к-рая с сер. 7 в. распространилась по всей империи; структура армии приобрела терр. характер. Образовались новые воен.-адм. районы - фемы, со стратигом во главе (фемное устройство). Командный состав фем формировался из состоят. землевладельцев, из среды к-рых составлялась провинц. воен.-землевладельч. знать, превращающаяся в феодальную. Процессу феодализации способствовало то, что свобода крестьянина была относительной - хотя крестьянин не зависел от крупного землевладельца, он находился в тисках гос. налогов и задолженности ростовщикам; дифференциация деревни прогрессировала. Внутри общины были распространены различные формы аренды и наемный труд; сохранилось и рабство. Гл. врагом крест. общины в тот период было гос-во с его налоговой системой и господств. церковью. В конце 7 в. распространяется зародившаяся в Армении крестьянско-плебейская ересь павликиан. Социальные сдвиги 7-8 вв. затронули также и город. Нек-рые города оставались центрами товарного произ-ва (Константинополь, Фессалоники, Эфес). С потерей завоеванных арабами крупнейших городов Сирии, Палестины и Египта роль Константинополя в истории В. возросла. В конце 7-8 вв. экономич. мощь константинопольской знати падает, укрепляется положение свободного ремесла. Товарное обращение уменьшилось. В археологич. находках монеты 7-8 вв. почти не встречаются. Отдаленные города, не теряя номинальной связи с В., фактически добились независимости и превратились в аристократич., управляемые патрициатом, республики (Венеция, Амальфи, Херсонес). Внутр. политика В. этого периода характеризовалась борьбой гор. и провинц. знати, причем обе группировки стремились сохранить централизов. гос-во. Конец 7 в. ознаменовался конфискациями имущества старинных гор. фамилий (террор Юстиниана II) в пользу воен. поселений и зарождающейся воен. провинц. знати. В дальнейшем борьба за пути феодализации приняла форму иконоборчества, к-рое зарождалось как нар. движение против гнета гос-ва и церкви (бурж. историки рассматривают иконоборчество с конфессиональной точки зрения, видя в нем исключительно идеологич. борьбу и отрывая ее от социально-экономич. условий). Провинц. иерархи, демагогически возглавив движение масс, извратили социальный смысл его, сконцентрировав внимание масс на вопросе культа икон. Складывающееся воен.-землевладельч. сословие использовало движение для укрепления своего политич. и экономич. положения. Пр-во поддержало иконоборчество, стремясь укрепить власть над церковью и овладеть ее сокровищами. На стороне иконопочитателей выступили гор. знать Константинополя, связанное с ней монашество, торг. центры Эллады и островов. Императоры-иконоборцы Исаврийской (Сирийской) династии, конфискуя имущество гор. знати и непокорных монастырей, значительно усилили фемную знать и поддержали свободную крест. общину и гор. ремесленников. Однако фемная знать стала использовать свои привилегии для наступления на крестьян, что вызвало недовольство крестьян и сузило тем самым социальную базу иконоборцев. Это привело к большому нар. восстанию под рук. Фомы Славянина (820-823) - первому антифеод. движению. В ранний период феодализации в В. усиливается этнич. пестрота населения. Особенное значение приобретает вливающаяся в ряды византийской знати слав. и арм. знать: из армян выходит ряд императоров и крупных политич. и культурных деятелей. Внешняя политика В. была направлена на борьбу за сохранение независимости. Потеряв Сирию, Палестину, Египет, громадные терр. на Балканском п-ове, В. отбила натиск арабов и болгар и в сер. 8 в. перешла в наступление. Феодализация В. в период господства городской сановной знати (сер. 9 - кон. 11 вв.). Два столетия преобладания свободной крест. общины положительно сказались на развитии производит. сил: заселились пустующие земли, шире распространились водяные мельницы, поднялась доходность с. х-ва. В 9 в. свободная крест. община сделалась объектом наступления со стороны землевладельч. знати, особенно после поражения восстания Фомы Славянина. Социальная борьба обострилась; часть крестьянства примкнула к павликианам, основавшим у границ халифата воен. центр Тефрику. Длит. войны окончились в 872 поражением павликиан, к-рые частично были истреблены, частично переселены на Балканский п-ов. Насильств. переселение имело целью ослабить сопротивление масс на Востоке и создать воен. заслоны из чуждого населения для противодействия болгарам на З. Масса крест. земель была захвачена воен. знатью. Дальнейшее наступление на крест. общину проводилось путем скупки земель обедневших крестьян с последующим предоставлением участков приобретенной земли присельникам на "паричском праве" (см. Парики). Широко распространилась феод. зависимость крестьян: парик, редко встречавшийся в памятниках 9 в., делается гл. фигурой в деревне в кон. 11 в. Рабство к кон. 11 в. почти исчезло, хотя наблюдались его отдельные случаи, напр. продажа детей в годы нар. бедствий. В процессе феодализации изменилась воен. организация населения. Нар. ополчение потеряло значение. Состоят. часть крестьян включалась в стратиотские списки (см. Стратиоты) с объявлением определ. части земли неотчуждаемой. Размеры этих участков к сер. 10 в. были увеличены в связи с введением тяжелой конницы и дошли до размеров поместья (стоимость 12 литр, ок. 4 кг золота). Среди стратиотов наблюдалась дифференциация: экономически ослабевшие теряли участки и попадали в зависимое состояние, становясь вместе с тем политически ненадежным элементом; более состоятельные стратиоты имели тенденцию влиться в состав привилегированной военно-землевладельческой знати. Громадные территории, конфискованные во время павликианских войн, послужили основой могущества малоазиатской знати, которая в 10-11 вв. делает попытки овладеть государственной властью. С сер. 9 в. наблюдается быстрое развитие городов, особенно крупных приморских ("эмпории"). Концентрация богатств в результате становления феод. собственности в провинции, быстрый рост внеш. торговли со странами Вост. Европы, восстановление морского могущества на Эгейском м. и в Адриатике - все это способствовало развитию ремесла. Товарные отношения укреплялись. Было восстановлено гражд. право Юстиниана (см. Прохирон, Эпанагога, Василики). Были кодифицированы (т. н. книга Эпарха) постановления о торгово-ремесл. корпорациях, в к-рых наряду со свободными хозяевами эргастериев могли быть и рабы (как подставные лица господ). Корпорациям предоставлялись льготы - преимуществ. право на производство и торговлю, закупку товара у иностранцев. В эргастериях работали наемные работники, мало связанные с корпорацией, а также рабы и ученики. Как виды изделий, так и норма прибылей регламентировались градоначальником (эпархом). Строит. рабочие находились вне корпораций и работали под рук. подрядчиков. Жизненный уровень осн. массы ремесленников был крайне низким. Политика пр-ва сводилась к поощрению объединений в целях облегчения гос. контроля и регулирования. Несмотря на наличие пережитков рабовладельч. отношений, к-рые препятствовали развитию техники, ремесло в основном носило ср.-век. характер: мелкое произ-во, объединения по профессиям, регламентация. Во избежание нар. волнений пр-во стремилось обеспечить снабжение столицы и крупных городов необходимыми товарами; в меньшей степени гос-во было заинтересовано в вывозе за границу. Разбогатевшие торговцы и ремесленники путем покупки должностей и званий переходили в состав сановной знати, отказавшись от непосредственного участия в торгово-ремесл. деятельности, что ослабляло позиции визант. купечества в его конкуренции с итальянским. Внутр. политика В. в 9-10 вв. проводилась в осн. в интересах гор. сановной, сплоченной вокруг синклита знати, стремящейся сохранить ведущее положение в гос-ве и через налоги, адм. и судейский аппарат эксплуатировать население. Закабаление сельского населения провинц. землевладельцами (динатами) и развитие частной власти на местах наносили ущерб влиянию столичной знати, в интересах к-рой Македонская династия стала поддерживать свободную крест. общину против динатов, запрещая им скупать крест. земли, причем беднякам давались льготы для обратного выкупа проданной земли. Крестьянам-родичам, соседям предоставлялось право предпочтения при покупке крест. участков. Эта политика настойчиво проводилась в продолжение 10 в. Однако правила предпочтения создали такие преимущества деревенской зажиточной верхушке, что из среды самих крестьян стали выделяться вотчинники, сливавшиеся впоследствии с феод. знатью. Со 2-й четв. 11 в. визант. пр-во усилило налоговый гнет, переводя натур. взносы на денежные. Повысилось значение синклита, местных суд. учреждений, возросло влияние ремесл.-торг. корпораций, участилось вмешательство нар. масс (особенно в столице) в политич. жизнь. В то же время в провинции насаждались типичные формы эксплуатации крестьянства через феод. ренту. Подчинение центр. гос. учреждений гор. знати совершенно не соответствовало сложившемуся могуществу провинц. феод. землевладения, в связи с этим обострилась борьба между столичными и провинц. прослойками знати, причем пр-во лавировало между ними. После поражения иконоборчества и восстановления иконопочитания (843) усилилось значение монашества и политич. роль патриарха. Патриарх Фотий выступил с теорией сильной (равной императорской) власти патриарха (Эпанагога). Церковь активно вмешивалась в борьбу различных прослоек за власть, отсюда ряд конфликтов с имп. Львом VI, Никифором II Фокой, Исааком Комнином. Но визант. (православной) церкви не удалось создать сильную централиз. организацию, подобно папству на Западе: и гос. строй, и законодательство, и образованность в В. находились в меньшей зависимости от церкви, чем на Западе. Различия между визант. феодализмом и феодализмом на Западе привели к разногласиям между вост. и зап. церквами. В 9-10 вв. разногласия между церквами усилились в борьбе за влияние в слав. странах и в Юж. Италии. Раздоры иерархов подогревались ненавистью торгово-ремесл. кругов Константинополя к итал. конкурентам. В 1054 последовало "разделение церквей". В 10-11 вв. создались крупные монаст. феод. владения, к-рые получили особые привилегии в области налогового обложения и прав над зависимым населением. Внешняя политика В. этого периода характеризовалась феод. экспансией. В 10 в. был одержан ряд побед над арабами. На Балканах В. в 1018 овладела Болгарией, укрепила влияние в Сербии; вела борьбу за сохранение позиций в Юж. Италии и за господство над Адриатикой и Эгейским м. В 9 в. В. установила связь с Киевской Русью. В 860 после отражения первого похода русских на Константинополь В. удалось добиться крещения части населения Руси. В 907 в результате удачного похода кн. Олега В. пришлось заключить на основе равноправия сторон обоюдно выгодный торг. договор, осн. положения к-рого были закреплены в результате походов 941, 944 и посещения княгиней Ольгой Константинополя в 957. В 967 между В. и Русью началась борьба за Болгарию, окончившаяся, несмотря на первонач. успехи кн. Святослава Игоревича, победой В. В 987 В. вступила в союз с кн. Владимиром Святославичем, к-рый помог Василию II расправиться с мятежными феодалами. С принятием (ок. 988) кн. Владимиром христианства по визант. обряду сношения В. с Русью стали еще более тесными. Однако В. не удалось использовать христианизацию для политич. подчинения Руси. В вост. части М. Азии В. продолжала экспансию, ведя политику угнетения закавказских народностей. В 1045 была завоевана Армения с центром Ани. Сопротивление угнетенных народностей делало положение В. на Востоке непрочным. В сер. 11 в. на Востоке появилась опасность со стороны сельджуков. Покоренное В. население не склонно было поддерживать визант. господство. Результатом явился разгром визант. армии при Маназкерте (Манцикерте) 1071 и потеря большей части М. Азии, завоеванной сельджуками. Одновременно В. теряет свои владения в Италии в результате наступления южноитальянских норманнов. Вместе с этим усиливается сопротивление народных масс в завоеванной Болгарии. В. в период господства военно-феодальной (провинци- альной) знати (кон. 11 - нач. 13 вв.). В 1081, используя тяжелое междунар. положение В., престол захватил представитель провинц. знати Алексей I Комнин, к-рый сумел отразить опасное наступление норманнов, печенегов, сельджуков, а с 1096 использовал крестовые походы для отвоевания части М. Азии. К концу 11 в. крупные провинц. землевладельцы (Комнины, Дуки, Ангелы, Палеологи, Кантакузины, Враны и др.) стали осн. господств. политич. силой в гос-ве. В течение 12 в. оформляются институты визант. феодализма: харистикий, прония, экскуссия. Прогрессирующее разорение крестьянства привело (с 11 в.) к образованию особой категории "неимущих" - актимонов. Монашеские центры (особенно Афон) стали полунезависимыми церк. гос-вами. Напротив, политич. влияние белого духовенства упало. Несмотря на упадок политич. влияния городской сановной знати, В. оставалась бюрократич. монархией: сохранялся многочисл. штат финансово-судейских чиновников; гражд. право (Василики) распространялось на всю терр. империи. Еще сохранились многочисл. прослойки независимого крестьянства, к составу к-рого можно причислить и поселения вокруг воен. укреплений (kastra). Крест. община боролась против нажима со стороны феодалов: иногда она пользовалась легальными формами, обращаясь с жалобами в суд или к императору, а иногда вставала на путь поджогов господских имений. В отличие от предшеств. периода, осн. путем закабаления крестьян в этот период является уже не скупка земли феодалами, а мероприятия гос. власти. Обычно к.-л. лицу в виде пожалования предоставлялось право собирать налоги с опред. поселения. При Мануиле крест. земли широко раздавались в управление иноземным рыцарям и мелким визант. феодалам. Эти действия, вызвавшие негодование у современников, фактически являлись экспроприацией крест. собственности, к-рая, сделавшись объектом пожалования, переходила в условное владение феодала. Оформившиеся в 12 в. визант. феод. институты органически выросли на местной почве, однако, поскольку династия Комнинов опиралась отчасти и на зап.-европ. наемников-рыцарей, в визант. феод. праве стали появляться зап. понятия и термины. Переход власти в руки провинц. знати несколько ограничил привилегиров. положение Константинополя, что в общем положительно отразилось на экономике провинций, где происходил подъем ремесла и торговли, оживлялось ден. обращение. Многие аграризованные в 7-8 вв. центры вновь стали городами в экономич. смысле. В городах Эллады развивалась шелковая пром-сть. Однако династия Комнинов не учитывала значения гор. экономики и часто при заключении междунар. соглашений жертвовала интересами горожан. Привилегии итал. купцам пагубно отразились на городах: в экономике В. получил преобладание торг. капитал латинян. Т. о., был остановлен благоприятно складывавшийся для В. процесс создания внутр. рынка и определилось начало экономич. упадка В. Неудачная внеш. политика при Мануиле I подорвала воен. мощь В. (в 1176 после битвы при Мириокефалоне В. навсегда потеряла большую часть М. Азии). После смерти Мануила в Константинополе вспыхнуло нар. движение против его "западной" политики. Был учинен погром латинян. Этим воспользовался Андроник Комнин, к-рый, захватив власть, пытался путем террора возродить централиз. гос. аппарат и тем самым предотвратить распад империи. Однако Андроник не сумел создать опоры для своего пр-ва и под влиянием врем, неудач в войне против норманнов был свергнут с престола. Начался распад В. Отд. феодалы и города стремились получить полную самостоятельность. Восставшие против визант. господства болгары и сербы возродили свои гос-ва. Ослабевшая империя не смогла противостоять натиску франц. рыцарей и венец. флота - Константинополь в 1204 в результате 4-го крестового похода попал в руки крестоносцев, к-рые создали на терр. завоеванных ими областей Латинскую империю. В. в период феодальной раздробленности, расцвета феодализма (нач. 13 - сер. 15 вв.). В. р аспалась на ряд независимых феодальных областей, из которых часть в разное время находилась под властью французских рыцарей, венецианцев, генуэзцев, каталонцев, часть попала в руки болгар, сербов, турок, а часть оставалась под властью феодалов Греции (см. карту); однако единообразие экономической и социальной жизни, языковая и культурная общность, сохранившиеся ист. традиции позволяют трактовать В. как единое гос-во, находящееся в стадии феод. раздробленности. Феод. поместье являлось осн. хоз. единицей. В 13-15 вв. оно втягивалось в рыночные связи, отправляя через скупщиков продукты с. х-ва на внеш. рынок. Барская запашка, особенно на монастырских землях, пастбища для господских стад занимали значит. часть земли и обслуживались зависимыми париками, элефтерами (свободными, не внесенными в податные списки), часть к-рых оседала, сливаясь с зависимыми. Залежи и целина отдавались присельникам из "неизвестных казне лиц", к-рые тоже вливались в состав зависимого населения (проскафимены). Писцовые книги отразили сильную текучесть зависимого населения феод. поместья. Крест. община, попавшая под власть феодала, сохранилась (напр., источн. свидетельствуют об острой борьбе крест. общин против монастырей, стремившихся за счет крест. земли расширить свое х-во). В деревне еще более углубилось социальное расслоение: маломощные работали в качестве батраков (дулевтов). Крест. участки, т. н. стаси, находились в наследств. владении крест. семейств. Гос. крестьяне имели свою землю, могли ее продавать, дарить. Однако в 13-15 вв. гос. крестьяне были объектом пожалований и легко превращались в зависимых. Прония в 13-15 вв. превратилась в наследств. условное владение с обязанностями воен. характера. Светские феодалы жили обычно в городах, где имели дома, сдаваемые в аренду мастерские. В сельских местностях строились purgoi - пирги, замки-укрепления, - опорные пункты феодалов. Горные богатства, солеварни, квасцовые разработки обычно были гос. собственностью, но сдавались на откуп или уступались отдельным вельможам, монастырям, иноземцам. Поздневизант. город являлся центров с.-х. территории, втянутой во внеш. торговлю с.-х. продуктами (зерно, олива, вино, в нек-рых районах шелк-сырец). Экономически выделялись гл. обр. приморские города. Ведущая роль во внеш. торговле принадлежала торг. капиталу итал. городов. В. из страны, сбывавшей в 4-11 вв. предметы роскоши, превратилась в страну, отправляющую за границу продукты с. х-ва и сырье. Каждый район, участвовавший во внеш. торговле, был экономически оторванным от др. районов страны. Это препятствовало созданию единого внутр. рынка. Экономич. разобщенность мешала нац. воссоединению страны. Константинополь, хотя уже не был экономич., адм., культурным центром всей страны, сохранил важное место в междунар. торговле. Источники различают в городах архонтов (землевладельч. знать), бургесиев, или mesoi (зажиточная торгово-ремесл. прослойка), плебейские массы. Внутри города торг.-ремесл. круги и плебейские массы вели борьбу против патрициата, к-рый стремился, используя феод. смуты, укрепить в своих интересах независимость города. В то же время население в форме поддержки православия выступало против засилья итал. купечества и зап. феодалов. Культурное, языковое и религ. единство, ист. традиции обусловливали наличие тенденций к объединению В. Ведущую роль в борьбе против Лат. империи сыграла Никейская империя, одно из наиболее сильных греч. гос-в, сложившихся в нач. 13 в. на терр. В., не захваченной крестоносцами. Ее правители, опираясь на мелких и средних землевладельцев и города, сумели в 1261 изгнать латинян из Константинополя. Однако эта победа не привела к воссоединению В. Внешнеполитич. обстановка и центробежные силы, слабость и отсутствие единства в гор. сословии затрудняли попытки к объединению. Династия Палеологов, боясь активности нар. масс, не вступила на путь решит. борьбы против крупных феодалов, предпочитая династич. браки, интриги и феод. войны с использованием иностр. наемников. Внешнеполитич. положение В. оказалось крайне затруднительным: со стороны Запада не прекращались попытки воссоздать Лат. империю и распространить на В. власть рим. папы; усиливалось экономич. и воен. давление со стороны Венеции и Генуи; наступление сербов с С.-З. и турок с Востока становилось все успешнее. Преувеличивая влиятельность рим. папы, визант. императоры неоднократно стремились получить воен. помощь путем подчинения греч. церкви папе (Лионская уния, Флорентийская уния), однако засилье итал. торг. капитала и зап. феодалов было настолько ненавистно населению, что пр-во не смогло заставить народ признать унию. Как религ. распри, так и междоусобные войны были выражением внутр. противоречий в стране: производит. силы развивались, появились нек-рые экономич. условия для внедрения капиталистич. отношений. Однако при исключит. слабости горожан и полном господстве феод. порядков всякое укрепление внеш. торговли в отд. центрах (Мистра, Монемвасия и др.) только усиливало (экономически) феодалов. Преодолеть феод. раздробленность было невозможно без революц. выступления масс и последоват. борьбы центр. правительства против феод. раздробленности. Решающим периодом явились 40-е гг. 14 в., когда в ходе борьбы двух клик за власть разгорелось крест. движение. Встав на сторону "законной" династии, крестьянство стало громить имения мятежных феодалов, возглавляемых Иоанном Кантакузином. Пр-во Апокавка и патриарха Иоанна начало проводить прогрессивную политику, резко выступив против феод. аристократии (конфискация имений знати) и против реакц. мистич. идеологии исихастов. Горожане Фессалоник, организовав плебейские массы, поддержали Апокавка. Движение возглавила партия зилотов, программа к-рой вскоре приняла антифеод. характер. Константинопольское пр-во испугалось активности масс и не использовало нар. движение. Апокавк в 1345 был убит, борьба пр-ва против мятежных феодалов фактически прекратилась. В Фессалониках положение обострилось в результате перехода гор. знати (архонтов) на сторону Кантакузина. Выступивший плебс истребил большую часть гор. знати. Однако движение, потеряв связь с центр. пр-вом, приобрело локальный характер и было подавлено. Крах политики централизации и поражение нар. движения в Фессалониках знаменовали собой окончательную победу реакц. сил. Обессиленная В. не могла противиться натиску турок, к-


Удивительно, но так сложилось, что история одной из самых великих империй для многих остается практически неизвестной, а слава ее - забытой. Во многих европейских странах о Византии сложился негативный миф, в котором она ассоциируется с деспотизмом, роскошью, пышными церемониями, нравственным разложением. Но это далеко не так. Попробуем же поближе познакомиться с историей этой великой империи.

Рождение империи

Последним императором, управлявшим единой Римской империей, был Феодосий I. В 395 году, незадолго до смерти, он разделил территорию империи между двумя своими сыновьями – одному досталась западная ее часть, а другому – восточная.


Но не прошло и 80 лет, как Западная Римская империя, не выдержав набегов варваров, прекратила свое существование. Восточной же части, которую сейчас называют Византией, повезло больше - она не только выстояла, но и просуществовала более десяти столетий, вплоть до 1453 года.
А поскольку Рим пал, новой столицей империи на многие века стал Константинополь – город, построенный на берегу Босфора еще в IV веке по указу императора тогда еще единой Римской империи Константина Великого.


В этот город на более спокойной восточной территории Константин в дальнейшем предполагал перенести столицу. Своими размерами и великолепием он превзошел многие древнегреческие и римские города, а назвали его в честь императора – Константинополем.


На самом деле империи под названием Византия никогда не существовало. Так Восточную империю стали называть историки уже после ее краха – чтобы не путать с Римской империей. За основу они взяли название древнегреческого города Византий, на месте которого был построен Константинополь.
Жители Византии (в основном это были греки) продолжали считать себя римлянами, по-гречески - «ромеями». Естественно, они даже не подозревали о том, что теперь, оказывается, стали византийцами.

Хотя сама Византия практически не вела захватнических войн, ей постоянно приходилось отбиваться от нападавших на нее варваров, стремящихся отхватить от нее лакомые кусочки. На протяжении длительного периода существования границы империи постоянно менялись.




Золотая эпоха Юстиниана I(527-565 гг.)


Император Юстиниан считал главным делом своей жизни вернуть империи былое величие, и во многом ему это удалось. Многие утраченные земли западных провинций вновь вошли в состав империи, ставшей самой могущественной среди стран Средиземноморья, а ее столица Константинополь – стал сказочно богатым.






Во многом всего этого удалось достичь благодаря неординарной личности самого императора, отличавшегося умом, честолюбием и необыкновенной работоспособностью. Недаром его в народе прозвали «императором, который никогда не спит ».
А помогала Юлиану в его трудах и во всем поддерживала жена Феодора.


Несмотря на сомнительное прошлое (в юности она была танцовщицей и развлекала публику не только танцами), став императором, Юстиниан провозгласил Феодору императрицей.


Юстиниан прославился не только хорошими делами, но и своим коварством и жестокостью. Строительный бум в Константинополе и бесконечные войны, которые вел Юстиниан для возврата западных территорий, требовали немалых финансовых затрат. Покрывать их приходилось за счет постоянного увеличения налогов. В конце концов в обществе вспыхнуло восстание, которое Юстиниан подавил путем кровавой расправы над своим народом, проявив при этом неслыханную жестокость. Он предложил людям собраться на Ипподроме для переговоров, он отдал приказ запереть ворота, после чего всех собравшихся перебили.

Однако после смерти Юстиниана территория империи опять начала стремительно сокращаться.

Конец империи

На протяжении XIV-XV веков постоянные набеги на Византию совершали османы, отбиравшие одну провинцию за другой. А в 1453 году султан Мехмед II предпринял нападение на Константинополь, используя всю мощь имевшихся в его распоряжении пушек, которых у византийцев не было.


И городские стены, спасавшие город от захватчиков на протяжении десяти веков, не выдержали. Но, тем не менее, защитники города не сдались и продолжали сражаться до последнего.
30 мая турки заняли Константинополь, который после этого стал называться Стамбулом.
С падением Константинополя исчезла и Византия, самое могущественное государство Средневековья, исчезла навсегда.

Наследие, оставленное великой империей

Византийские императоры и мастера в некоторых вещах превзошли даже древних римлян:

Была построена система водоснабжения с самым длинным водопроводом и огромными подземными водохранилищами для подачи питьевой воды в Константинополь, намного грандиознее той, которая имелась в Древнем Риме




Построена в невообразимо короткий срок мощнейшая тройная линия укреплений, потребовавшая огромного инженерного мастерства (после того, как в результате землетрясения были разрушены городские стены, а на Константинополь надвигались наводящие ужас гунны во главе со своим предводителем Атиллой)




Возведен в Константинополе величественный Софийский собор, увенчанный громадным куполом.


Долгое время он был самым большим христианским храмом, но после захвата Константинополя турками был превращен в мечеть Айя-София.


Византия - хранительница античного культурного наследия

После падения Константинополя многие византийцы бежали в Европу. Греческие ученые привозили с собой бесценные труды античных философов в виде рукописей, которые в Византии бережно сохранили. Так в Европу проникла византийская культура, которая в немалой степени способствовала зарождению Ренессанса.

Многое досталось в наследство от Византии и Древней Руси:

Христианская религия(православие): Крещение Руси в 988 году


Иконопочитание: в середине IX века после периода иконоборчества греки реабилитировали иконы.


Древнерусские иконы практически неотличимы от византийских:

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины




Оно и неудивительно, ведь немало византийских иконописцев творили на Руси, взять хотя бы знаменитого Феофана Грека.

Купольная архитектура: многие соборы построены по подобию собора святой Софии

Грамота: Кирилл и Мефодий - выходцы из греческого города Салоники


Имена: Александр, Алексей, Андрей, Кирилл, Никита, Николай, Федор… Анастасия, Варвара, Галина, Евгения, Екатерина, Елена, Татьяна, Софья… и многие другие – все оттуда, из Византии

Название РОСИЯ (Ρωσία греч.): До этого страну называли Русь или по княжествам.

Герб: София Палеолог из последней византийской династии, согласившаяся выйти замуж за московского великого князя Ивана III, привезла с собой в качестве приданого эмблему Палеологов с двуглавым орлом. И вскоре этот орел красовался уже на российском гербе.