Презентация тире между подлежащим и сказуемым. «Презентация на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (11 класс). Изучение нового материала

Слайд 1

Тема урока: «»
Разработала: учитель русского языка и литературы, Паршина Инна Ивановна, МБОУ «Лицей «ФТШ», г. Обнинск

Слайд 2

Слайд 3

Цель урока:
углубить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым; совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.

Слайд 4

Словарный диктант
Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, га..ерея, д..фф..ренциация, ..нцидент, иску..ный, иску..тво, компл..мент, л..нол..ум, м..ценат, н..гилист, ..ранжерея, п..лисадник, пр..в..легия, ст..пендия, у..реждение, ф..ерверк, це..офан, ..мигрант

Слайд 5

Проверь себя!
Адъютант, аккомпанемент, бюллетень, винегрет, галерея, дифференциация, инцидент, искусный, искусство, комплимент, линолеум, меценат, нигилист, оранжерея, палисадник, привилегия, стипендия, учреждение, фейерверк, целлофан, эмигрант

Слайд 6

Воспроизведение опорных знаний
Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры. Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения. Какие виды сказуемых вы знаете? Что такое составное глагольное сказуемое? Что такое именное сказуемое? Какой частью речи может быть выражена именная часть?

Слайд 7

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тире ставится: Тире ставится:
1. Сущ. + сущ. Книга- лучший друг человека.
2. Числ. + числ. Шестью шесть - тридцать шесть.
3.Сущ. + числ. Длина Волги-3688 километров
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу - любить родину.
5. Сущ. + н. ф. глаг. Наша задача - хорошо учиться.
6. Н. ф. глаг. + сущ. Ходить босиком - большое удовольствие
7. сущ. (гл.) + Это(вот, значит) +сущ.(гл.) Чтение - вот лучшее учение. Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Слайд 8

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Тире не ставится: Тире не ставится:
1. При сказуемом есть не Бедность не порок
2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно Глаза будто вишни.
3. Подлеж. = личное местоим. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
4. Перед сказуемым стоит вводное слово Собака, известно, друг человека

Слайд 9

Тире между подлежащим и сказуемым
не ставится
ставится
1)
существ.
существ.
2)
нач. ф. глаг.
нач. ф. глаг.
3)
существ.
нач. ф. глаг.
4)
существ.
числит.
5)
числит.
числит.
1)
лич. мест.
2)
не
3)
прилагат.
4)
как, словно, будто
вот, это

Слайд 10

Задание: Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

Слайд 11

Проверь себя!
Повесть «Капитанская дочка» - историческое произведение. Картины восстания Емельяна Пугачева -основа повести. Маша Миронова - любимый женский образ автора.

Слайд 12

Задание: Объяснить постановку знаков препинания
1. Хорошая книга это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями знаниями чувствами. 2. Книги читать скуки не знать. 3. Книга лучший подарок. 4. Книга в счастье украшает а в несчастье утешает. 5. Книга не пряник а к себе манит. 6. Книга есть жизнь нашего времени в ней все нуждаются и старые и малые. (В.Г.Белинский) 7. Читать значит применять в жизни прочитанное.(Дистервег А.) 8. Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя.(П. Павленко) 9. Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко)

Слайд 13

Проверь себя!
1. Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2. Книги читать - скуки не знать. 3. Книга - лучший подарок. 4. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5. Книга не пряник, а к себе манит. 6. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. 7. Читать - значит применять в жизни прочитанное. 8. Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9. Книги для меня как хлеб насущный.

Слайд 14

Задание: Составить предложения по предложенному началу, выделить основу, расставить знаки препинания.
Моя мечта Главное в жизни Жить на белом свете Дружба - это… Важное проявление вежливости Смысл моей жизни Жизнь - это Любить – это.. Быть человеком
значит бороться и постоянно побеждать поздороваться первым служить другим и делать добро любить и быть любимым богатство, дорожите им стать настоящим человеком прежде всего взаимопомощь и искренность значит быть свободным значит бороться за любимого человека

Слайд 15

Проверь себя!
Моя мечта - любить и быть любимым. Главное в жизни - стать настоящим человеком. Жить на белом свете- значит бороться и постоянно побеждать. Дружба – это прежде всего взаимопомощь и искренность. Важное проявление вежливости - поздороваться первым. Смысл моей жизни - служить другим и делать добро. Жизнь - это богатство, дорожите им. Любить – значит бороться за любимого человека. Быть человеком- значит быть свободным.

Слайд 16

ТЕСТ
1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире. А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня. Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости. В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой. Г) Наш край _ богат и прекрасен. Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь. 2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится. А) Голова без ума _ что фонарь без света. Б) Волков бояться _ в лес не ходить. В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров. Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов. Д) Сердце _ не камень. 3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. А) Двадцать пять лет возраст зрелый. Б) Кино, безусловно, самый массовый вид искусства. В) Разумно жить минутой дорожить. Г) Воздух - словно поцелуй ребёнка. Д) Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер - добротой и порядочностью.

Слайд 17

Подведение итога урока
Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится…

Слайд 18

Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному диктанту! Повторить темы: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое!

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тире между подлежащим и сказуемым Урок-закрепление в 11 классе. Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит,вот: Пунктуация – это система знаков препинания. Тире ставится: Между подлежащим и сказуемым, если 1 из главных членов – инфинитив, а другой – имя сущ.:Вылечить больного - задача врача. 1 главный член – количеств. числит., а другой - сущ. в им.п.:Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. Например: Лень и трусость – самые дурные недостатки.Отец– мой учитель.Отец мой – учитель.Конечно, это большое искусство – ждать.Большая Медведица – семь ярких звезд. Но:Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.)Прекрасный человек Иван Иванович!Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны. Тире не ставится, если перед сказуемым есть: Глагол-связка:Искусство есть мышление в образах.Наречия: Обман всегда обман.Частицы: Эта вещь не новинка.Союзы как, словно, будто, точно, вроде как, всё равно что: Лес будто терем расписной.Вводные слова: Гусь, известно, птица важная. Тире не ставится:1) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое счастье видеть тебя!2) если подлеж. – личное местоим., а сказуемое – сущ. в им. п.:Я ваш новый учитель.3) если сказуемое – имя прилаг.:Я голоден. Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья.2. Бедность не порок.3. Невежество – страшная сила.4. Его жизнь как легенда.5. Говорить с вами только слова тратить.6. Хорошо учиться – наша главная задача. Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая.2. Степь – словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ – не подмога.4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.5. Солнце – ярко, небо – сине.6. Властвовать значит доверять.7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)Степь словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ не подмога.4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)6. Властвовать - значит доверять.7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский. Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух. Задание: перепишите предложения, ставя, где это необходимо, знак тиреЕе воспоминания это документ.День словно ночь.Антон не ученик нашего класса.Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.Хотеть значит победить.Расстояние не помеха для друзей.Это не сон.Лес ослепительно сверкал.Воздух легок и чист.

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки Нижегородской области

Учитель русского языка и литературы Зайцева Лариса Николаевна

Слайд 2

Цели урока

1. познакомить с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении, 2.научить интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой, 3.графически объяснять условия выбора тире.

Слайд 3

Проверка усвоения темы «Виды сказуемого»

Задание: заполните таблицу примерами из текста В. П. Астафьева. Виды сказуемого

Проверяется и оценивается работа учителем после уроков. На работу затрачивается не более 15 минут.

Слайд 4

Текст В. П. Астафьева

Все вокруг было величаво, спокойно. Предчувствие долгого сна таилось в лесах, и шорох облетающих листьев уже начинал усыплять их, нашептывая об осенних дождях, о глубоких снегах и о весне, которую надо долго и терпеливо ждать, потому что все живое на земле, и леса тоже, живет вечным ожиданием весны и радости. Очарованные печальной музыкой осени, обнажились леса, роняя листья в светлые ручьи, застилали зеркала их, чтобы не видеть там отражения своей неприютной наготы.

Слайд 5

Новый материал

Слайд 6

Слайд 7

Дополнительно

1.Тире между подлежащим и сказуемым ставится при нулевой связке; 2.Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между подлежащим и сказуемым может ставиться: Ты – лучший человек на свете. 3.Изучение теоретических сведений на странице 80 в учебнике.

Слайд 8

Закрепление

1.Учащиеся выполняют упражнение 153 на странице 80, ставят, где надо, разделительные тире. 2.Конструирование: в упр. 156 на стр. 82 учащиеся перестраивают предложения дважды: 1) опуская глагол-связку; 2) заменяя его сочетанием представляет собой не что иное, как.

Слайд 9

Контроль

Задание: подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор. 1.Плохой товарищ не подмога. 2.Сердце не камень. 3.Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4.И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5.Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6.Друга любить себя не щадить. 7.Земля как будто глобус. 8.Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. 9.Он скептик и материалист. 10.Глаза словно два лучика.

Слайд 10

Диктант «Проверяю себя»

Искусство – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. Искусство – это жизнь, прекрасная, удивительная, стремительная и беспокойная. Видеть эту красоту – долг каждого художника. Наша задача – научиться понимать произведения искусства, раскрывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего.

Слайд 11

Свободный диктант

Сначала текст зачитывается целиком, затем по одному предложению. Учащиеся каждому предложению дают характеристику, объясняют постановку знаков препинания. Когда анализ текста закончен, учащиеся по памяти пишут его в тетради. Текст Косуля – редкое животное. Охота на нее запрещена в наших краях круглый год. Она безобидна и очень пуглива. Места ее обитания – лиственные леса с богатым подлеском и с полянами, обильно заросшими травой. Пища косуль – почки и побеги с кустарников, трава и листья деревьев, ягоды и желуди, различные грибы и лишайники.

Слайд 12

Тестовые задания

1.Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. А) Красота есть обещание счастья. Б) Познание и жизнь неотделимы. В) Жизнь прожить не поле перейти. Г) Волк коню не товарищ. Д) Голова без ума что фонарь без света. 2.Укажите неверное утверждение. Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке: А) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот; Б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как; В) ставится, если перед сказуемым стоит частица не; Г) может ставиться, если подлежащее – личное местоимение.




Например: Лень и трусость – самые дурные пороки. Старший брат – мой учитель. Старший брат мой – учитель. Конечно, это большое искусство – ждать. Большая Медведица – семь ярких звезд. Но: Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.) Прекрасный человек Иван Иванович! Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны.




Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья. 2. Бедность не порок. 3. Невежество – страшная сила. 4. Его жизнь как легенда. 5. Говорить с вами только слова тратить. 6. Хорошо учиться – наша главная задача. 1. Красота есть обещание счастья. 2. Бедность не порок. 3. Невежество – страшная сила. 4. Его жизнь как легенда. 5. Говорить с вами только слова тратить. 6. Хорошо учиться – наша главная задача.


Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая. 2. Степь – словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ – не подмога. 4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров. 5. Солнце – ярко, небо – сине. 6. Властвовать значит доверять. 7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский 1.Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.) 2.Степь словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ не подмога. 4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.). 5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.) 6. Властвовать - значит доверять. 7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский.


Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух.




Переделайте предложения так, чтобы они иллюстрировали правила постановки тире. Грибы являются самым удивительным растением.Они считаются питомцами туманов. Цветы называют детьми солнца, а грибы именуют детьми тени. Грибы - самое удивительное растение. Они питомцы туманов. Цветы - дети солнца, а грибы - дети тени.


Расставьте знаки препинания Грушницкий юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект их наслаждение. Их цель сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.


Проверьте себя Грушницкий - юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение. Их цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии. -2


Урок русского языка в 5 классе Учитель: Колдомова О.В. «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний

  • стоит в лесу; живёт в нём; тесовый дом; весёлый гно м.
  • – Добавьте в предложение союз а .
Опрос
  • - Имя существительное может выступать в предложении в роли- …
  • Такое сказуемое называется- …
  • Оно отвечает на вопрос-…
  • Именное сказуемое всегда-…,
  • т. е. состоит из двух частей-…
  • Основная часть- имя-… , оно выражает-…
  • Вспомогательная часть-…, он выражает-…и может быть-…
Ключевые слова
  • Имя существительное
  • Подлежащее
  • Сказуемое составное именное
Тема урока: ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ Тема урока: ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ Определяем проблему урока

Сатурн- планета.

Чтение- вот лучшее учение.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Найдите подлежащее и сказуемое.

Чем они выражены?

Как называются такие сказуемые?

Какой вопрос возникает?

Когда ставится и когда не ставится тире

между подлежащим и сказуемым,

выраженными именами существительными?

Укажите номера предложений, в которых ставится тире

  • 1. Книга это история народов Земли.
  • 2. Птицы наши друзья.
  • 3. Язык это богатство народа.
  • 4. Солнце не планета, а звезда.
  • 5. Лес вот наше спасение от засух.
  • 6. Гранит очень прочный камень
Взаимопроверка
  • 1.Книга – это история народов Земли.
  • 2.Птицы – наши друзья.
  • 3.Язык – это богатство народа.
  • 4.Солнце не планета, а звезда.
  • 5.Лес – вот наше спасение от засух.
  • 6.Гранит – очень прочный камень.
  • 1,2,3,5,6
Работа в группах
  • Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
  • Андерсен - великий датский сказочник. Герда и Кай - герои его сказки «Снежная королева». Герда - смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Сформулируй задание и выполни его Подсолнух - ________________________________________________.
  • Хорошая книга - _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
  • Зимний лес – это _____________________________________________ .
  • Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.
Проверка Подсолнух - солнышко на ножке; ________________________________________________.
  • Хорошая книга - верный друг и хороший собеседник. _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это любовь к своей стране,__ценнейшее качество человека
  • __________________________________ .
  • Зимний лес – это волшебная сказка _____________________________________________ .
Самостоятельная работа
  • 1.Соловей…ранняя пташка.
  • 2.Его песни…привлекают всех.
  • 3.Яркое солнце…радость соловью.
  • 4.Кукушка …не соловей.
  • 5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов.
Рефлексия Найдите ошибки в схемах:
  • 1) [сущ. в И.п. сущ. в И.п. ];
  • 2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п. ];
  • 3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п. ];
  • 4) [сущ. в И.п. вот сущ. в И.п. ].
Домашнее задание
  • 1. Составить план рассказа о постановке тире.
  • 2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
  • 3. Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц