Лунная программа nasa. Почему американцы точно были на луне. Ракетный двигатель оказался негодным

Полет на Луну — гигантский шаг человечества или всемирный обман? Крымский учёный анализирует американские полёты на Луну

По версии НАСА, Национального агентства по аэронавтике и космическому пространству США, поддерживаемой американским правительством, в 1969 году человечество совершило качественный скачок в своём развитии: состоялась космическая экспедиция «Аполлон-11», в ходе которой астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин стали первыми землянами, ступившими на поверхность Луны. По данным НАСА, в 1969 -1972 гг. на Луне побывали в ходе шести экспедиций проекта «Аполлон» 12 астронавтов. Ещё 15 побывали на окололунной орбите.

Был ли полет на луну

Первые сомнения в подлинности лунных экспедиций были высказаны ещё в период их осуществления некоторыми гражданами США, в том числе работавшими в НАСА, указавшими на ряд странностей вокруг лунного проекта, а также на признаки подлога в кино и фотоматериалах экспедиций. В последующие годы количество аргументов, выдвинутых специалистами по космической технике, фотографии и киносъёмке, космической радиации, ставящих под сомнение или отрицающих версию НАСА, всё увеличивалось. Если в первые «послелунные» годы НАСА иногда выступала с ответами критикам, то впоследствии такие выступления были прекращены. Представитель НАСА дал этому такое «логичное» объяснение: объём критики настолько велик, что для ответа на неё не хватит никакого времени. Неудивительно, что аргументы скептиков, приведённые в огромном количестве газетных и журнальных статей, книг и в ходе телепередач, и ответное молчание НАСА привели к росту количестваа скептиков, считающих проект «Аполлон» аферой. Так, в настоящее время в реальность высадки человека на Луну не верят около четверти американцев. Рассмотрим некоторые странности, вызывающие сомнения в версии НАСА.

Лунная ракета не могла летать на Луну?

Для реализации проекта «Аполлон» в 1967 г. была создана ракета «Сатурн-5», способная, по данным НАСА, выводить на околоземную орбиту 135 тонн груза. Такой мощью не обладает ни одна из более поздних космических систем, включая «Шаттл» — систему многоразового использования, разработанную в США к середине 80-х и способную вывести на орбиту вокруг Земли 30 тонн полезного груза. Тем не менее активная жизнь «Сатурнов» оказалась поразительно короткой и ограничилась участием в лунной программе. Может, «Сатурны» намного дороже «Шаттлов»? Отнюдь, особенно если учесть налаженное производство первых и колоссальные затраты денег и времени на разработку вторых.

В сопоставимых ценах вывод равного груза в космос с использованием «Шаттлов» оказался дороже, чем с помощью «Сатурнов».

А может, сегодня нет нужды выводить в космос большие грузы? Есть такая нужда в частности при создании космических станций. Да и на Луне есть немало интересного, например, изотоп гелия, который перспективен в качестве источника термоядерной энергии. Но, может быть, «Сатурн-5» — ненадёжная ракета? Напротив, если принять версию НАСА, она на редкость надёжна. Все её пилотируемые запуски были успешными.

А вот «Шаттлы» оказались не столь безотказными, при том, что околоземные полёты, для которых они только и применялись, на порядок проще в техническом плане, чем полёты на Луну и обратно. Происшедшие с «Шаттлами» катастрофы, унёсшие жизни 14 американских астронавтов, заставили руководство НАСА отказаться от их дальнейшего использования. Отказавшись по непонятным причинам от «Сатурнов» в 1973 году, а затем и от дорогих и ненадёжных «Шаттлов», США остались, так сказать, у разбитого корыта. И сегодня для полётов на МКС американцы арендуют российские «Союзы». Те самые, которые были созданы в СССР ещё до полётов на Луну. Каких-либо разумных объяснений «отставки» непревзойдённых по мощности и надёжности собственных ракет НАСА не выдвинуло. Скептики дают такое объяснение сей странности: реально «Сатурн-5» был неспособен выводить в космос даже груз, минимально необходимый для лунных экспедиций. Кроме того, ракета была крайне ненадёжна. Ни в каких полётах к Луне она участвовать не могла и использовалась лишь для имитации лунных запусков. Поэтому после досрочного прерывания программы «Аполлон» производство и использование ракет «Сатурн» было прекращено, а оставшиеся три ракеты были отправлены в музеи. Заодно в 1972 году прекратил работу в НАСА главный конструктор негодных «Сатурнов» — фон Браун.

Ракетный двигатель оказался негодным?

Применявшийся на «Сатурнах» ракетный двигатель F1 обладал, согласно НАСА, тягой 600 тонн. Самый мощный ракетный двигатель РД-180, применяемый в наше время и созданный ещё в СССР, имеет меньшую тягу и обладает худшими характеристиками тяга/вес и тяга/размер по сравнению с F1. Надёжность двигателя F1, как и ракеты «Сатурн-5», высочайшая: ни единого отказа за все полёты к Луне и предшествующие пилотируемые окололунные и околоземные полёты! Казалось бы, F1 должен иметь долгую жизнь. А если его модернизировать, то за истёкшие 45 лет после создания можно было и ещё повысить его мощность и надёжность. Однако лучший ракетный двигатель всех времён F1 почил в бозе одновременно с лучшей ракетой всех времён — «Сатурном».

Эту странность «скептики» из числа специалистов-ракетчиков объясняют тем, что технические принципы, заложенные в конструкцию F1, были изначально порочными, что не позволило обеспечить необходимую для полётов к Луне тягу. Кстати, провал лунного двигателя, ещё находившегося в стадии проектирования, предсказал великий Сергей Королёв. Реальной мощности F1, считают скептики-специалисты, могло хватить лишь на то, чтобы оторвать от земли недозаправленный горючим полупустой корпус «Сатурна» для имитации лунного старта. Надёжность слабого F1, как считают специалисты, была ниже средней. Вот почему НАСА благоразумно его списало и никогда больше не использовало после завершения лунной эпопеи. Но какие же двигатели ставят сегодня американцы на свои мощные ракеты «Атлас»? США пользуются ракетными двигателями РД-180, закупленными в России или изготовленными в США по полученной от России технологии времён СССР. Когда в начале 90-х в экстазе единения с мировым сообществом на почве общечеловеческих ценностей Россия выложила американцам свои научно-технические секреты времён «закрытого» СССР, те были потрясены: русские уже много лет назад смогли воплотить в реальность то, над чем американские ракетчики безуспешно бились долгие годы и от чего отказались, сочтя неосуществимым. За научно-техническую документацию по двигателю РД-180 США заплатили России 1 миллион зелёными бумажками — нынешняя цена трёхкомнатной квартиры в Москве.

Странности с лунным грунтом

По версии НАСА, лунные экспедиции доставили на Землю около 400 кг лунного грунта с разных точек Луны. По сравнению с 300 граммами доставленного советскими автоматами реголита, смеси лунной пыли и щебня, высокая научная ценность американских образцов определялась тем, что они принадлежали к коренным лунным породам. Казалось бы, США должны были раздать заметную часть лунных камней лучшим лабораториям мира, чтобы они провели анализ и подтвердили: да, это грунт с Луны. Однако американцы проявили удивительную скупость. Так, учёным СССР было предоставлено 29 граммов породы, но не коренной, а в виде пыли, которую вполне способны доставлять на Землю в малом количестве беспилотные аппараты. При этом в обмен из своих 300 г реголита СССР дал США на полтора грамма больше. Другим учёным разных стран повезло ещё меньше: им выдавали, как правило, от полуграмма до двух граммов реголита, причём с условием возврата. Опубликованные в научной печати результаты исследований американских образцов либо относятся к реголитам, либо не позволяют идентифицировать их как лунные, либо приводят к сомнениям. Так, геохимики из токийского университета установили, что представленные им лунные образцы НАСА в течение гигантского времени пребывали в земной атмосфере, что практически невозможно объяснить в предположении формирования образцов в условиях Луны. Французские исследователи, изучая отражательные характеристики американского и советского образцов, заключили, что лишь последний имеет характеристики по отражению света, соответствующие альбедо поверхности Луны. Комедийной сенсацией, на которую почему-то не очень набросились «свободные журналисты», стало недавнее сообщение голландских учёных о том, что образец лунного грунта, торжественно подаренный послом США премьер-министру Голландии в 1969 году, оказался куском окаменевшей земной древесины. Комментариев дарителей не последовало. Зато НАСА приняло решение больше не предоставлять исследователям лунный грунт. Объяснение такое: следует подождать, пока появятся более совершенные методы исследования, а пока законсервировать лунный грунт для будущих поколений учёных. НАСА не верит в то, что будущие астронавты смогут побывать на Луне и привезти образцы грунта?

Итак, вместо того, чтобы публично предложить ведущим лабораториям мира провести новейшими методами всестороннее изучение сотен килограммов образцов лунного грунта и широко опубликовать результаты, на исследование образцов наложено табу. Странно, не правда ли? У скептиков объяснение такое: подлинных камней у США нет, потому что на Луне они никогда не были, а увёртки изобретаются, чтобы остановить дальнейшие разоблачения.

Куда исчезли оригиналы лунных съёмок?

Не отвечая на многочисленные обвинения в фальсификации, НАСА тем не менее иногда реагирует на них тем, что молча убирает со своих сайтов нелепые картинки либо их отдельные фрагменты, а то и просто исправляет на фотоснимках детали. Так, замеченная скептиками на одном из снимков НАСА отчётливая буква «С» на «лунном» камне, коей в киношном мире Америки метят реквизит, вдруг исчезла со снимка. Фото, на котором тени предметов пересекались, что невозможно при солнечном освещении, было просто обрезано. И так далее. Остановимся лишь на некоторых странностях, связанных с «лунным кино».

Наверное, все видели по ТВ выход из лунного модуля на поверхность Луны астронавта Н. Армстронга, произнёсшего легендарную фразу о «маленьком шаге для человека и гигантском шаге для всего человечества», и обратили внимание на крайне низкое качество изображения, с трудом позволяющее рассмотреть некую фигуру, спускающуюся по лесенке. НАСА поясняло: эти кадры были сняты на Земле с экрана монитора в Хьюстоне, а плохое качество потому, что изображение транслировалось с Луны. Однако магнитные ленты с качественным изображением, непосредственно заснятые на Луне, почему-то показывать не спешили. С каждой новой лунной экспедицией ситуация повторялась: оригиналы лунных съёмок НАСА не демонстрировало. На недоумённые вопросы - почему не показывают высококачественные съёмки? — НАСА отвечало, что всему своё время, строится специальное хранилище для оригиналов бесценных видеозаписей, после чего с них будут сделаны копии и показаны широкой публике. Шли годы. И вот 37 лет спустя НАСА объявило, что оригинальные записи первого шага человека на поверхность Луны утеряны, так же, как и записи всех других лунных экспедиций. След семисот коробок, содержавших более 10 тысяч магнитных лент, согласно данным НАСА, потерялся ещё до 1975 года. Так вот, оказывается, почему не демонстрировались высококачественные видеозаписи - они как бы растворились в воздухе! Что ж, бывает. Жаль, однако, что пропали именно записи, сделанные на Луне и в ходе перелётов туда и обратно, тогда как почему-то отлично сохранились куда менее ценные земные записи тренировок астронавтов, их отдыха, пребывания в кругу семьи, торжественных стартов к Луне и ещё более торжественных встреч при возвращении. В 2006 году НАСА была создана специальная комиссия для поиска пропавших плёнок. С тех пор — молчание. Наверное, до сих пор ищут. Странно, не правда ли? Скептики поясняют это так: фильм динамичен, поэтому практически невозможно без компьютерных технологий выдать сделанные на Земле съёмки за лунные. В эпоху «Аполлонов» таких технологий не существовало. А фотографии статичны, обнаружить по ним обман намного сложнее. Вот почему, считают скептики, НАСА «потеряло» «лунные фильмы», но сберегло высококачественные «лунные фотографии». Кстати, за истёкшие после лунной эпопеи годы НАСА неоднократно сообщало и о пропажах лунного грунта. Похоже, недалёк момент, говорят скептики, когда НАСА объявит: всё украдено, поэтому провести дальнейшее исследование лунных камней невозможно. Так же, как невозможно увидеть пропавшие оригинальные записи пребывания людей на Луне.

Почему нет независимой проверки?

Современная техника позволяет с околоземной орбиты с высоты в несколько сотен километров от поверхности планеты фотографировать находящиеся на ней предметы с разрешением около 0,5 метра. При съёмках с окололунной орбиты поверхности Луны отсутствие атмосферы не только улучшает видимость, но позволяет намного повысить разрешение за счёт снижения высоты орбиты до десятков километров. Это даёт возможность получать с окололунных зондов не только отчётливое изображение оставшихся на Луне посадочных модулей «Аполлонов», имеющих размер около пяти метров, но и оставленных там же лунными экспедициями луномобилей и даже следов астронавтов в лунной пыли. В последнее десятилетие несколькими странами успешно запускались лунные зонды, многократно пролетавшие над заявленными НАСА районами посадки.

Информация Сnews.ru от 5 мая 2005 г.: «Европейское космическое агентство ESA неожиданно для всех прекратило публиковать изображения Луны, получаемые исследовательским зондом SMART-1. Ранее агентство заявляло, что одним из важнейших элементов научной программы зонда является «инспекция» мест посадки на Луну пилотируемых «Аполлонов», а также других американских и советских аппаратов. Это положило бы конец ожесточённым спорам и обвинениям НАСА во лжи....

Вместе с тем известно, что аппарат продолжает активно функционировать... О программе же поиска мест посадки «Аполлонов» не упоминается вообще, несмотря на то, что ранее об этом прямо заявлял ведущий научный специалист исследовательской программы ESA Бернард Фоинг... К тому же как раз сейчас стало ясно, что исследовательские аппараты даже с орбиты Марса способны успешно находить на поверхности давно потерянные посадочные аппараты, места посадки которых были известны учёным лишь приблизительно. Эти аппараты намного меньше по размерам фрагментов «Аполлонов», которые должны были остаться на Луне, а марсианские ветры и песчаные бури существенно осложняют задачу».

Во время миссии лунного зонда «Кагуи», завершившейся летом 2009 г., японские средства массовой информации живо обсуждали вопрос об «Аполлонах». Однако надежды получить, наконец, независимое подтверждение исторического свершения США не оправдались. Даже ранее недоступное дно лунного кратера сумел снять «Кагуи», воду на Луне разглядел и ещё много всякого интересного. Однако хотя и пролетал сотни раз над местами высадки американцев, почему-то никакой информации об увиденном не представил.

Зато вроде бы повезло индийскому зонду «Чандраян»

Сообщение «Газета.ru» от 05.09.09: «Ведущий исследователь Пракаш Шаухан сообщил, что зонд сфотографировал изображение места посадки американского аппарата «Аполлон-15». Изучая возмущение на лунной поверхности, «Чандраян-1» обнаружил следы пребывания на Луне «Аполлона-15»... Правда, Шаухан добавил, что на «Чандраяне-1» стоит камера, разрешающей способности которой не хватает для того, чтобы различить следы астронавтов, заметив, что такие снимки может делать американский аппарат LRO».

«Возмущение на лунной поверхности» выглядит на фото с зонда, как крошечное белесое пятнышко и почему-то интерпретируется как посадочная ступень лунного модуля. «Следы лунного ровера» имеют вид тонкой, еле заметной закорючки.

Много лет НАСА не реагировало на предложения заснять места посадки «Аполлонов» и тем самым подтвердить свою лунную версию. И вот наконец спустя 40 лет НАСА представило космические снимки с зонда LRO мест прилунения пяти «Аполлонов». Увы, качество этих снимков оказалось не лучше, чем у индусов. Поэтому скептики, и не только они, восклицают по адресу НАСА: чёрт возьми! Вы сумели передать прекрасные снимки с Марса, со спутников Юпитера и Сатурна. Но где же нормальные фото с Луны, которая ближе к нам в сотни раз?

Странности с проверками мест посадки «Аполлонов» скептики объясняют следующим образом. Преданные союзники США — Европа и Япония — не обнаружив никаких следов пребывания американцев на Луне, не стали позорить своего старшего партнёра разоблачением. Проверку НАСА самой себя на предмет вселенского обмана серьёзно воспринимать нельзя. А за какие коврижки взяли на себя грех индусы — одному Богу известно. Следует отметить, что они оставили себе путь для отступления, упомянув некое «возмущение лунной поверхности». Когда лунный обман раскроется, индусы смогут откреститься: мол, неправильно интерпретировали «возмущения». Скептики отмечают, что сообщения о фотографиях с «Чандраяна» и LRO появились спустя неделю после скандала в Нидерландах с «лунным камнем», оказавшимся окаменевшей деревяшкой.

Спустя десятилетия после лунного триумфа США американские эксперты пришли к заключению, что летать на Луну очень опасно, если вообще возможно. Так, эксперты знаменитого Массачусетского технологического института считают, что качество и достоверность информации о поверхности Луны вопиющи и уступают даже имеющимся данным о поверхности Марса, что не позволяет провести посадку на Луну с достаточным уровнем безопасности. Но ведь сорок лет назад таких карт было ещё меньше, тем не менее «Аполлоны», согласно данным НАСА, многократно прилунялись без особых проблем. Как же они сумели? Удивляться тут нечему, полагают скептики, потому что никто никогда на Луну не высаживался.

Высадка на Луну и сегодня невозможна?

Руководитель управления метеороидного окружения НАСА сообщил, что реальное количество падающих на Луну метеоритов в четыре раза превышает значение, которое предсказывалось компьютерными моделями, разработанными ранее. Но ведь эти модели создавались на основе наблюдений и измерений, проведённых экипажами «Аполлонов»! Почему же они оказались в такой степени ошибочными? Потому, считают скептики, что никаких наблюдений за метеоритами на Луне никто не проводил по той причине, что никто из людей на Луне не бывал.

Несколько лет назад США вознамерились вернуться на Луну. Однако возникли проблемы. «НАСА считает необходимым осуществление миссий с облётом Луны без посадки на неё и возвращением посадочного отсека на Землю для изучения особенностей входа в атмосферу при столь высоких скоростях — в настоящее время они «не вполне понятны НАСА» (сообщение Space News от 31.01.2007). Ну и ну! Когда-то всё было понятно и не представляло затруднений, девять экспедиций вернулись с Луны или с окололунной орбиты без сучка без задоринки. А через 40 лет стало непонятно, как сажать на Землю возвращающихся с Луны астронавтов?

«Лунная программа Буша столкнулась с неожиданным препятствием: её творцы позабыли про рентгеновское излучение Солнца. Неожиданно выяснилось, что по Луне просто нельзя передвигаться без тяжёлых радиационных «зонтиков». («Астрономия авиация и Космос», 24.01.07, ср, 09.27, мск). Оказывается, учёные из лаборатории лунных и межпланетных исследований в Аризоне выяснили, что вероятность заболевания раком для астронавтов на Луне очень высока, более того, пребывание на Луне в скафандре при активном Солнце может стать смертельным. Как же так? Ведь 27 американцев провели на Луне, в её окрестностях, на пути к Луне и назад в общей сложности сотни часов, но никто из них от радиации не пострадал, при том, что мощные вспышки на Солнце во время лунных экспедиций случались неоднократно. Здоровью некоторых астронавтов можно позавидовать. Так, 72-летний Эдвин Олдрин надавал тумаков известному телеведущему, когда тот предложил астронавту поклясться на Библии в том, что летал на Луну. От мордобоя воздержались, но отказались клясться и другие пять астронавтов, к которым телеведущий обращался с таким же предложением.

«Подготовленный администрацией Барака Обамы проект бюджета на 2011 год по сути закрывает космическую программу «Созвездие» по возвращению США на Луну. Итак, широко разрекламированная программа Джорджа Буша сворачивается» («Российская газета» — федеральный выпуск №5100 (21). Вот те на! Вместо того, чтобы использовать уже отлаженные, проверенные, исключительно надёжные лунную ракету «Сатурн» и капсулу «Аполлон», зачем-то потратили около девяти миллиардов долларов на создание новой лунной ракеты «Арес» и новой капсулы экипажа «Орион». После чего поняли, что и сегодня полёты на Луну невозможны так же, как 40 лет назад?

Был ли «лунный сговор» США И СССР?

Сторонники лунной версии НАСА задают скептикам «коронный» вопрос: если лунная эпопея — грандиозная мистификация США, то почему её не разоблачил СССР, участвовавший в лунной гонке прошлого века и лидировавший в ней, да к тому же находившийся в состоянии «холодной войны» с США?
И почему некоторые из славных советских космонавтов выступают защитниками версии НАСА, если он лжива?

Скептики отвечают: имел место сговор руководства СССР с руководством США. Без гарантии неразоблачения со стороны СССР США просто не могли пойти на аферу. СССР «продал» Луну США. По мнению скептиков, именно с этим сговором связан ряд событий, в том числе странных.

1) 1967-69 гг. — начало политики разрядки. В 1972-м прибывший в Москву президент Никсон подписал либо наметил к подписанию 12 соглашений между США и СССР, чрезвычайно выгодных для Советского Союза.

2) Соглашения по противоракетной обороне и стратегическим вооружениям сняли с СССР немалую часть бремени гонки вооружений.

3) Было снято эмбарго на поставки советской нефти и газа в Западную Европу, в СССР потекла валюта.

4) Начались поставки больших объёмов американского кормового зерна в СССР по ценам ниже мировых, что позволило СССР существенно увеличить производство мясо-молочной продукции и вызвало недовольство в самих США, так как привело к росту цен на продукты.

5) За счёт США были построены химические заводы в обмен на их готовую продукцию. СССР получил современные предприятия, не вложив ни копейки.

6) Отказ СССР в 1970 г. от подготовленного пилотируемого облёта Луны на ракете «Протон» с космическим кораблём «Союз».

Скептики объясняют этот отказ тем, что если бы облёт состоялся, то СССР пришлось бы ответить на вопрос: видели ли советские космонавты места посадки американцев на Луне? Ограничиться молчанием, предусмотренным сговором, СССР не смог бы. Ему пришлось бы или выйти из сговора, или встать на путь прямой лжи, подтвердив американскую версию.

7) В 1970 г. советское судно выловило в Атлантике пустой макет спускаемой на Землю капсулы «Аполлона». В Интернете есть фото макета, сделанное венгерским журналистом. СССР без огласки передал макет капсулы США, что, по мнению скептиков, служит прямым подтверждением наличия сговора.

8) В 1974 г. вопреки возражениям специалистов и руководителей космической отрасли руководство СССР свернуло советскую лунную программу и отработку лунной ракеты Н1. Объяснение такое же, как и в пункте 6): в результате сговора полёты на Луну для СССР были, по сути, заказаны.

9) В 1975 г. прекращены полёты к Луне и советских автоматических станций. С тех пор ни СССР, ни нынешняя Россия к Луне не приближались.

Скептики делают вывод: Россия как преемник СССР выполняет обязательства по «лунному сговору» конца 60-х годов прошлого века.

10) В 1975 г. был заключён Хельсинкский договор, утверждавший нерушимость границ в Европе после войны. Он снимал все возможные претензии к СССР по поводу «оккупации» Западной Украины, Бессарабии, Восточной Пруссии, Прибалтики.

Состоявшийся в том же 1975 году первый и единственный совместный орбитальный полёт «Союз-Аполлон» был нужен США, по мнению скептиков, как косвенное подтверждение со стороны СССР космической победы США.

Некоторые скептики предполагают, что у США был серьёзный компромат против руководства СССР, который способствовал сговору. Если принять это предположение, то, по моему мнению, таким компроматом могло послужить что-то связывающее беспутную дочь Генерального секретаря ЦК КПСС Галину Брежневу, любительницу бриллиантов, вина, мужчин и «красивой жизни», с американской разведкой. Такая связь могла быть результатом провокации американских спецслужб. Опубликование компромата грозило СССР небывалым международным скандалом. Перед его угрозой, учитывая также выгодные для СССР предложения США, включая политику разрядки, руководство СССР пошло на сговор.

Что касается защиты некоторыми советскими космонавтами версии НАСА, то скептики предлагают учитывать следующее:

1) Космонавты ограничиваются утверждением, что «американцы были на Луне», но не пытаются опровергнуть конкретные аргументы скептиков. Кстати, ввиду очевидности подлога «лунных киноматериалов», в частности развевающихся на лунном ветру американских флагов на лишённой атмосферы Луне, космонавты вынуждены допустить, что эти материалы были «подсняты» на Земле.

2) Космонавты — люди военные. Они присягали хранить известные им государственные секреты. А сговор СССР и США пока что охраняется как величайшая тайна и США, и Россией.

3) Космонавты — тоже люди, есть среди них и корыстные особи, не все они могли устоять перед соблазном не без выгоды поддержать ложь НАСА. Один из бывших космонавтов, дважды Герой Советского Союза, многократно бывавший в США и водящий дружбу с американскими астронавтами, ныне — заместитель директора крупного банка и один из богатейших людей России, даже высказал своё восхищение олигархом Абрамовичем, сумевшим из воздуха сделать многомиллиардное состояние.

4) Среди российских космонавтов есть осторожные скептики, которые свой скептицизм не выпячивают по причине, изложенной в пункте 2.

программа пилотируемых космических полётов НАСА, принятая в 1961 с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал эту задачу в своей речи 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 в ходе миссии Аполлон-11 высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Также по программе Аполлон были совершены ещё 5 успешных высадок астронавтов на Луну, последняя в 1972. Эти шесть полётов по программе Аполлон на данный момент единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте. Программа Аполлон и высадка на Луну часто упоминаются как одни из величайших достижений в истории человечества

Программа Аполлон была третьей программой пилотируемых космических полётов, принятой НАСА, космическим агентством США. В этой программе использовались космический корабль Аполлон и серия ракет-носителей Сатурн, которые были позднее использованы для программы Скайлэб и участвовали в советско-американской программе «Союз» - «Аполлон». Эти более поздние программы рассматриваются, как часть полной программы Аполлон.

В ходе выполнения программы было две крупных аварии. Первая — пожар во время наземных испытаний на стартовом комплексе, в результате которого погибли 3 астронавта В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. Вторая произошла во время полёта корабля Аполлон-13, в результате взрыва кислородного баллона и выхода из строя двух из трёх батарей топливных элементов. Высадка на Луну была сорвана, астронавтам с риском для жизни удалось вернуться на Землю.

Программа внесла большой вклад в историю пилотируемой космонавтики. Она остаётся единственной космической программой, в ходе которой были осуществлены пилотируемые полёты за пределы низкой земной орбиты. Аполлон-8 был первым пилотируемым космическим кораблём, вышедшим на орбиту другого астрономического объекта, а Аполлон-17 — это последняя на сегодня пилотируемая высадка на Луну.

Предыстория

Программа Аполлон задумана в начале 1960 года, при администрации Эйзенхауэра, как продолжение американской космической программы Меркурий. Космический корабль Меркурий мог доставить лишь одного астронавта на низкую орбиту вокруг Земли. Новый корабль Аполлон был предназначен, чтобы вывести трёх астронавтов на траекторию к Луне и, возможно, даже совершить посадку на ней. Программа была названа в честь Аполлона — греческого бога света и стрельбы из лука, менеджером НАСА Аврамом Силверстайном. Несмотря на то, что финансирование было значительно ниже необходимого из-за негативного отношения Эйзенхауэра к пилотируемой космонавтике, НАСА продолжало разработку программы. В ноябре 1960 года Джон Ф. Кеннеди был избран президентом, после кампании, в которой он пообещал американцам добиться превосходства над Советским Союзом в области исследования космоса и ракетостроения.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, что лишь укрепило опасения американцев в том, что США отстали от Советского Союза на технологическом уровне.

Космический корабль

Корабль Аполлон состоял из двух основных частей — командного и служебного отсеков, в которых команда проводила большую часть полёта, и лунного модуля, предназначенного для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.

Командный и служебный отсеки

Командный и служебный отсеки Аполлона на лунной орбите.

Командный отсек разработан компанией North American Rockwell и имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг.

Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в котором экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».

Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.

Лунный модуль

Лунный модуль Аполлона на поверхности Луны.

Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан компанией «Grumman» и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Ракеты-носители

Когда команда инженеров во главе с Вернером фон Брауном начала разрабатывать программу «Аполлон», ещё не было ясно, какая схема полёта будет выбрана, и, соответственно, неизвестна масса полезного груза, который ракета-носитель должна будет вывести на траекторию к Луне. Полёт к Луне, в котором один корабль садился на Луну, взлетал и возвращался на Землю, требовал от ракеты-носителя значительно большей грузоподъёмности, чем были способны вывести в космос уже существовавшие ракеты. Первоначально планировалось создание ракеты-носителя Нова. Но вскоре было выбрало решение, при котором основной корабль остаётся на лунной орбите, а прилуняется и взлетает с Луны только отделяемый от основного корабля лунный модуль. Для выполнения этой задачи были созданы ракеты-носителей «Сатурн IB» и «Сатурн V». Несмотря на то, что «Сатурн V» имел значительно меньшую мощность, чем «Нова».

Сатурн V

Схема Сатурна V

Ракета-носитель «Сатурн V» состояла из трёх ступеней. На первой ступени, S-IC, были установлены пять кислородно-керосиновых двигателей F-1, общей тягой 33 400 кН. Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 ? с. Вторая ступень, S-II, использовала пять кислородно-водородных двигателей J-2, общая тяга которых составляла 5115 кН. Вторая ступень работала приблизительно 6 минут, разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 ? с и выводя его на высоту 185 км На третьей ступени, S-IVB, был установлен один двигатель J-2 тягой 1000 кН. Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на орбиту Земли. После выхода на орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной для исследования геологии Луны, при столкновении с Луной ступени за счёт кинетической энергии её движения происходил взрыв, влияние которого на Луну регистрировалось аппаратурой, оставленной предыдущими экипажами.

Ракета-носитель «Сатурн V» была способна вывести на низкую околоземную орбиту полную массу около 145 т, а на траекторию к Луне — около 65 тонн. Всего было произведено 13 пусков ракеты, из них 9 к Луне.

Сатурн IB

Сатурн IB — двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя Сатурн I. На первой ступени, SI-B, было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6,700 кН. Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров. Вторая ступень Сатурна IB, S-IVB, третья ступень Сатурна V, работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку на орбиту.

Сатурн IB выводила на низкую земную орбиту 15,3 тонн. Она использовалась в испытательных запусках по программе Аполлон и в программах Скайлэб и Союз - Аполлон.

Космические полёты по программе Аполлон

Беспилотные запуски

Пилотируемые полёты

Первая фотография, сделанная Нилом Армстронгом после его выхода на лунную поверхность.

Аполлон-7, стартовавший 11 октября 1968, был первым пилотируемым космическим кораблём по программе Аполлон. Это был одиннадцатидневный полёт на орбите Земли, целью которого были комплексные испытания командного модуля и командно-измерительного комплекса.

Первоначально следующим пилотируемым полётом по программе Аполлон должна была быть максимально возможная на земной орбите имитация режимов работы и условий полёта к Луне, а следующий запуск должен был провести аналогичные испытания на лунной орбите, совершив первый пилотируемый облёт Луны. Но одновременно в СССР проходили испытания «Зонда» двухместного пилотируемого космического корабля Союз 7К-Л1, который предполагалось использовать для пилотируемого облёта Луны. Угроза того, что СССР обгонит США в пилотируемом облёте Луны, заставила руководителей проекта переставить полёты, несмотря на то, что лунный модуль ещё не был готов для испытаний.

21 декабря 1968 года был запущен Аполлон-8, и 24 декабря он вышел на орбиту Луны, совершив первый в истории человечества пилотируемый облёт Луны.

3 марта 1969 года состоялся запуск Аполлона-9, в ходе этого полёта была произведена имитация полёта на Луну на земной орбите.

18 мая 1969 года отправлен в космос Аполлон-10, в этом полёте была проведена «генеральная репетиция» высадки на Луну. Программа полёта корабля предусматривала все операции, которые предстояло осуществить при высадке, за исключением собственно прилунения, пребывания на Луне и старта с Луны. Некоторые специалисты НАСА после успешных полётов кораблей «Аполлон-8» и «Аполлон-9» рекомендовали использовать «Аполлон-10» для первой высадки людей на Луну. Руководство НАСА сочло необходимым предварительно провести ещё один испытательный полёт.

Видеокамера, смонтированная на Аполлон-11, запечатлела первые шаги Нила Армстронга по Луне.

На фото астронавт Аполлона-11 Базз Олдрин приветствует американский флаг. Иллюзия ветра вызвана горизонтальным прутом, который вставлен для удержания верхнего края флага в развернутом состоянии.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон-11. 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу лунный модуль прилунился в Море Спокойствия. Нил Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу, совершив первую в истории человечества высадку на Луну. Ступив на поверхность Луны, он произнёс:

14 ноября 1969 года состоялся запуск Аполлона-12, и 19 ноября была осуществлена вторая высадка на Луну. Лунный модуль прилунился примерно в двухстах метрах от космического аппарата Сервейер-3, астронавты сфотографировали место посадки и демонтировали некоторые детали космического аппарата, которые затем привезли на Землю. Собрано 34,4 кг лунных пород. Астронавты вернулись на землю 24 ноября.

11 апреля 1970 года был запущен Аполлон-13. 14 апреля на расстоянии 330 000 километров от Земли произошёл взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трёх батарей топливных элементов, которые обеспечивали электроснабжение отсека экипажа командного модуля. Вследствие этого астронавты не могли использовать маршевый двигатель и системы жизнеобеспечения служебного модуля. В распоряжении астронавтов остался лишь неповреждённый лунный модуль. Используя его двигатель, траекторию удалось скорректировать так, чтобы после облёта Луны корабль вернулся на Землю, благодаря чему астронавтам удалось спастись. Астронавты вернулись на землю 17 апреля.

31 января 1971 года стартовал Аполлон-14. 5 февраля 1971 лунный модуль совершил посадку. Астронавты вернулись на Землю 9 февраля 1971. В ходе полёта была проведена значительно большая научная программа, чем в экспедициях Аполлон-11 и Аполлон-12. Собрано 42,9 кг лунных пород.

Экспедиция Аполлона-15. Лунный автомобиль.

26 июля 1971 года взлетел Аполлон-15. 30 июля Лунный модуль совершил посадку. В ходе этой экспедиции впервые использовался лунный автомобиль, который также применялся в полётах Аполлон-16 и Аполлон-17. Собрано 76,8 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 7 августа 1971.

16 апреля 1972 года был запущен Аполлон-16. 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Собрано 94,7 кг лунных пород. Астронавты вернулись на Землю 27 апреля 1972.

7 декабря 1972 года — старт Аполлона-17. 11 декабря лунный модуль совершил посадку. Собрано 110,5 кг лунных пород. В ходе этой экспедиции произошла последняя на сегодня высадка на Луну. Астронавты вернулись на Землю 19 декабря 1972.

Пилотируемые полёты по американской лунной программе «Аполлон»
Астронавты Дата и время запуска и возвращения на Землю, время в полёте, ч:м:с Задачи и результаты полёта Дата и время посадки и взлёта с Луны Время пребывания на Луне / суммарное время выходов на лунную поверхность Масса доставленного лунного грунта, кг
Аполлон-7 Уолтер Ширра, Донн Эйсел, Уолтер Каннингэм 11.10.1968 15:02:45 - 22.10.1968 11:11:48 / 260:09:03 Первые испытания корабля «Аполлон» на околоземной орбите - - -
Аполлон-8 Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл, Уильям Андерс 21.12.1968 12:51:00 - 27.12.1968 15:51:42 / 147:00:42 Первый пилотируемый облёт Луны, вход в атмосферу со второй космической скоростью - - -
Аполлон-9 Джеймс Макдивитт, Дэвид Скотт, Рассел Швейкарт 03.03.1969 16:00:00 - 13.03.1969 17:00:54 / 241:00:54 Испытания основного и лунного кораблей на околоземной орбите, отработка перестроения отсеков - - -
Аполлон-10 Томас Стаффорд, Юджин Сернан, Джон Янг 18.05.1969 16:49:00 - 26.05.1969 16:52:23 / 192:03:23 Испытания основного и лунного кораблей на окололунной орбите, отработка перестроения отсеков и маневров на лунной орбите - - -
Аполлон-11 Нил Армстронг, Эдвин Олдрин, Майкл Коллинз 16.07.1969 13:32:00 - 24.07.1969 16:50:35 / 195:18:35 Первая высадка на Луну 20.07.1969 20:17:40 - 21.07.1969 17:54:01 21 ч 36 мин / 2 ч 32 мин 21.7
Аполлон-12 Чарльз Конрад, Алан Бин, Ричард Гордон 14.11.1969 16:22:00 - 24.11.1969 20:58:24 / 244:36:24 Вторая высадка на Луну. 19.11.1969
06:54:35 -
20.11.1969
14:25:47
31 ч 31 мин /
7 ч 45 мин
34.4
Аполлон-13 Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейс 11.04.1970 19:13:00 - 17.04.1970 18:07:41 / 142:54:41 Высадка на Луну не состоялась из-за аварии корабля. Облёт Луны и возвращение на Землю. - - -
Аполлон-14 Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Стюарт Руса 01.02.1971 21:03:02 - 10.02.1971 21:05:00 / 216:01:58 Третья высадка на Луну. 05.02.1971 09:18:11 - 06.02.1971 18:48:42 33 ч 31 мин / 9 ч 23 мин 42.9
Аполлон-15 Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Альфред Уорден 26.07.1971 13:34:00 - 07.08.1971 20:45:53 / 295:11:53 Четвертая высадка на Луну 30.07.1971 22:16:29 - 02.08.1971 17:11:22 66 ч 55 мин / 18 ч 35 мин 76.8
Аполлон-16 Джон Янг, Чарльз Дьюк, Томас Маттингли 16.04.1972 17:54:00 - 27.04.1972 19:45:05 / 265:51:05 Пятая высадка на Луну 21.04.1972 02:23:35 - 24.04.1972 01:25:48 71 ч 2 мин / 20 ч 14 мин 94.7
Аполлон-17 Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, Рональд Эванс 07.12.1972 05:33:00 - 19.12.1972 19:24:59 / 301:51:59 Шестая высадка на Луну 11.12.1972 19:54:57 - 14.12.1972 22:54:37 75 ч 00 мин / 22 ч 04 мин 110.5

Стоимость программы

В марте 1966 НАСА заявило конгрессу, что стоимость тринадцатилетней программы Аполлон, в ходе которой будет выполнено шесть высадок на Луну между июлем 1969 и декабрем 1972, составит приблизительно 22,718 миллиардов долларов.

Согласно Стиву Гарберу, куратору сайта об истории НАСА, окончательная стоимость программы Аполлон была от 20 до 25,4 миллиардов долларов США 1969 года, или приблизительно 135 миллиардов в долларах 2005 года.

Отмененные полёты

Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции — Аполлон-18, -19 и -20, однако НАСА сократило бюджет, чтобы перенаправить средства на развитие Спейс Шаттла. Оставшиеся неиспользованными ракеты-носители Сатурн V и космические корабли Аполлон решили применить для программ Скайлэб и Союз-Аполлон. Из трёх Сатурнов V только один использовался для запуска станции Скайлэб, оставшиеся два стали экспонатами музеев. Корабль «Аполлон», участвовавший в программе «Союз-Аполлон», был запущен ракетой-носителем Сатурн-1Б.



11 октября 1968 года ракетой "Сатурн-1В" был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль "Аполлон-7" . В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра (командир корабля), Дон Эйзел и Уолтер Каннингем. В полете, длившемся 10,7 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.

21 декабря 1968 года ракета-носитель "Сатурн-5" вывела на траекторию полета к Луне "Аполлон-8" с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом. Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем к Луне. 24 декабря корабль был выведен на орбиту искусственного спутника Луны, совершил на ней 10 оборотов, после чего стартовал к Земле и 27 декабря 1968 года приводнился в Тихом океане. Во время полета проверялась навигация и система управления на трассе Земля ‑ Луна, орбите вокруг Луны, трассе Луна ‑ Земля, вход командного модуля с экипажем в атмосферу Земли со второй космической скоростью и точность приводнения в океане. Астронавты провели фотографирование Луны и навигационные эксперименты, а также телевизионный сеанс.

Во время полета корабля "Аполлон-9", состоявшегося 3-13 марта 1969 года, лунный модуль и командно-служебный модуль испытывались совместно на орбите искусственного спутника Земли . Были проверены способы управления всем космическим лунным комплексом "в сборе", связь между кораблями и Землей, сближение и стыковка. Двое астронавтов в лунном модуле отстыковались от командного модуля, отошли от него, а затем испытывали системы сближения и стыковки.

Во время полета корабля "Аполлон-10", состоявшегося 18-26 мая 1969 года, были проверены все этапы и операции лунной программы , кроме самой посадки на поверхность Луны. Лунный модуль опускался до высоты 15 километров над поверхностью Луны.

Североамериканское космическое агентство (NASA) впервые выложило в интернет фотографии лунной программы "Аполлон" в высоком разрешении. Более 9,000 снимков высокого разрешения, которые никогда ранее не видел никто, кроме специалистов, были размещены на днях на фотохостинге Flickr для свободного использования. Как утверждает NASA, это лишь первый шаг к популяризированию фотодокументов программы "Аполлон", и в ближайшем будущем будут выложены в открытый доступ и остальные фотографии.

Программа Аполлон действовала с 1961 по 1975 год. За этот период к естественному спутнику Земли было отправлено 11 пилотируемых экспедиций, из которых 9 достигли Луны, 6 успешно высадились на ее поверхность, и одна из-за аварии была вынуждена облететь Луну без посадки и вернуться домой (другие 2 выполняли подготовительные задачи и высадка на Луну не предусматривалась). Стоимость тринадцатилетней программы составила 25 миллиардов долларов (139 миллиардов в долларах 2005 года), что почти в 10 раз меньше (!) затрат на 9-летнюю войну в Ираке.

Шесть успешных экспедиций - это "Аполлон-11", "Аполлон-12", "Аполлон-14", "Аполлон-15", "Аполлон-16" и "Аполлон-17". С "Аполлоном-13" едва не случилась трагедия из-за аварии на борту. Посадку на Луну было решено отменить, экипажу велели пересесть из служебного модуля в посадочный модуль, и аварийным способом отправили обратно на землю.

Специально для читателей этого блога я выложил все 9000 фотографий сделал подборку фотографий из нескольких экспедиций лунной программы "Аполлон".

02. Экспедиция "Аполлон-11" - 20 июля 1969 г. Первая успешная высадка на Луну | Лунный посадочный модуль с Нилом Армстронгом и Эдвином Олдрином отстыковался от служебного модуля и направляется к повехности Луны. Третий член экипажа - Майкл Коллинз - остался в служебном модуле.

03. Первый снимок повехности Луны после прилунения.

04. К сожалению, в этой коллекции нет фотографий выхода Нила Армстронга - первого человека ступившего на Луну. Из иллюминатора лестница, по которой спускался Армстронг, не просматривалась. Его выход зафиксировала только телекамера, закрепленная на наружной стойке, через которую велась прямая трансляция на Землю. Несколько минут спустя Армстронг перенес ее в другое место. Все, что смог сфотографировать Эдвин Олдрин в те минуты, это американский флаг, который Армстронг воткнул в лунный грунт, и стоящую в отдалении телекамеру.

05. Если бы на Луне в то время находился фотожурналист, то заснятый им выход Армстронга мог выглядеть примерно так. Здесь Армстронг снял выход Олдрина. В этот момент важно было не захлопнуть за собой люк. На наружной стороне выходного люка не было ручки. Если бы люк захлопнулся, астронавты не смогли бы войти в модуль и вернуться на Землю.

06. Как известно, первыми словами, которые произнес Нил Армстронг впервые ступая на лунную поверхность, были: "Это маленький шаг для человека, и огромный скачок для человечества" (One small step for man, but giant leap for mankind).

07. Отпечаток ноги одного из астронавтов в лунном грунте.

08. Мало кто знает, что первый предмет, который астронавты бросили на поверность из открытой двери, был пакет с мусором (!). Очень по-человечески, не правда ли?

09. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин разгуливают по Луне. Один позирует, другой фотографирует.

10. Начались трудовые лунные будни. Эдвин Олдрин устанавливает экран коллектора солнечного ветра. Он представлял собой лист алюминиевой фольги шириной 30 см и длиной 140 см и предназначался для улавливания ионов гелия, неона и аргона.

12. Эдвин Олдрин разворачивает сейсмометр.

14. Берутся пробы грунта.

15. Эдвин Олдрин позирует рядом с флагом. Эта фотография на протяжении многих лет была предметом жарких споров. Приверженцы конспирологии утверждали, что якобы колышущийся флаг свидетельствует о том, что съемки делались не на луне, а на земле, и здесь налицо действие ветра, развевающего флаг. К счастью, теперь любой может зайти в фотоархив этой экспедиции и просмотреть все фотографии, которые были отсняты в тот день. Изгиб ткани флага на всех фотографиях одинаков, что красноречиво свидельствует об абсурдности подозрений конспирологов. Когда ветер колышет ткань флага, его форма каждую секунду будет меняться и повторить ее практически невозможно.

16. Известно, что при подготовке первой экспедиции на Луну, инженеры исходили из предположения, что за миллиарды лет истории луны на ее поверхности скопился слой пыли в несколько футов. Поэтому "ноги" посадочного модуля делались длинными, с расчетом что при посадке они утонут в пыли. К удивлению разработчиков и инженеров NASA, слой пыли на Луне оказался не больше 3-5 см. Свидетельствует ли это о молодом возрасте Луны, а следовательно и Земли? Есть над чем поразмыслить.

17. На лунной поверхности астронавты находились 2.5 часа. Когда они вернулись в посадочный модуль, они выбросили еще несколько предметов, которые уже не были им нужны - ранцы портативной системы жизнеобеспечения (те самые, которые они носили с собой), верхнюю лунную обувь и фотокамеру (кассеты с отснятым материалом, разумеется, были сохранены). Это было необходимо, чтобы максимально облегчить взлетный вес модуля.

18. Памятная табличка: "На этом месте люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 года нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества". Нижний блок посадочного модуля, на стойке которого была закреплена табличка, остался на Луне.

19. Дорога домой. Лунный посадочный модуль "Аполлон-11" после взлета с Луны приближается к командному модулю, ожидавшему его на орбите.

20. Экспедиция "Аполлон-12" - 19 ноября 1969 года. Вторая высадка на Луну | Восход Земли над Луной.

21. Еще восход Земли. Непрывычная фраза: "Восход Земли".

22. Вид на поверхность Луны из иллюминатора посадочного модуля.

23. Ночь на Земле.

24. Одной из основных задач экипажа "Аполлон-12" было найти автоматический космический аппарат «Сервейер-3», который совершил посадку на Луну за 2,5 года до этого. Экипаж успешно справился с этой задачей и посадил лунный модуль в 200 метрах от "Сервейера". На фото командир экипажа Чарльз Конрад возле аппарата "Сервейер-3". Астронавты сняли с него некоторые детали и увезли с собой на землю. Ученых интересовало, как воздействовало на эти предметы их длительное пребывание на Луне. На заднем плане посадочный модуль "Аполлон-12".

25. Экспедиция "Аполлон-15" - 30 июля 1971 года. Четвертая высадка на Луну | В этой экспедиции впервые был использован лунный автомобиль.

26. Астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток. За это время они сделали три выхода на поверхность общей продолжительностью 18.5 часов.

27. Следы колес лунного автомобиля. Астронавты накатали на нем 28 километров.

28. Один из астронавтов устанавливает научное оборудование.

29. Лунный автомобиль был разработан инженерами авиаконцерна Боинг. Колеса сделаны из плетеной стальной проволоки. Автомобиль работал от электрических батарей и мог развивать скорость до 13 км/ч, и даже больше. Однако, большая скорость была нежелательной, так как в условиях Луны луномобиль весил в 6 раз меньше, чем на земле, и при большой скорости его сильно подбрасывало на неровностях.

30. Относительно слабая гравитация была причиной того, что при ходьбе поднималось много лунной пыли, которая оседала на одежде. Обратите внимание на черные от пыли ноги астронавта.

31. Экспедиция "Аполлон-16" - 21 апреля 1972 года. Пятая высадка на Луну | В отличие от предыдущих посадок, которые совершались на более-менее ровных поверхностях, "Аполлон-16" совершил посадку в горной местности, на плоскогорьи.

32. Утренняя пробежка?))

33. Астронавты явно освоились на Луне. Припаркованный возле посадочного модуля луномобиль, научная аппаратура, работающий астронавт. Уже нет той настороженности и неуверенности, которые видны на фотографиях "Аполлона-11".

34. Кто-то из астронавтов запачкал линзу.

35. Красивый снимок Земли, повисшей в космосе. Где-то на этой планете живем мы, люди. Рождаемся, умираем, что-то созидаем, зачем-то воюем.... Как мелочно и незначительно все это кажется издалека, из космоса.

36. Поверхность Луны при приближении лунного модуля.

37. Экспедиция "Аполлон-17" - 11 декабря 1972 года. Шестая и последняя высадка на Луну | Благодаря луномобилю астронавты получили возможность удаляться от посадочного модуля на несколько километров, и спускаться на дно огромных кратеров.

38. Во время очередной посадки в луномобиль командир экипажа Юджин Сернан зацепил торчащим из кармана молотком крыло над одним из колес и оторвал его. Если на Земле такая поломка не считается серьезной, то на Луне все иначе. Из-за отсутствия крыла во время движения поднималась пыль, которая оседала на одежду астронавтов и на приборы луномобиля. Черный цвет пыли притягивал тепло и создавал угрозу перегрева. Астронавтам пришлось срочно искать выход из ситуации. Им удалось прикрепить крыло при помощи изоленты.

39. Сбор образцов грунта. Одежда астронавта запачкана лунной пылью.

40. Луномобиль на фоне одной из гор.

41. Лунный рельеф.

42. Возвращение последней лунной экспедиции. Заря на Земле.

43. Огромные океанские пространства. Эх, если бы хотя бы часть этих пространств была сушей.

44. Наш родной голубой шар.

46. Рельефная поверхность Луны и восходящая Земля.

48. Астронавты, посетившие Луну, были единственными людьми, которые могли разглядывать лунные кратеры без телескопа.

49. В ходе экспедиции "Аполлона-17" астронавты пробурили 8 скважин глубиной по 2.5 метра. В скважены были заложены взрывчатки массой от 50 грамм до 2.5 кг. После того, как астронавты покинули Луну, по команде с Земли взрывчатки были взорваны и ученые по приборам замерили скорость распространения сейсмических волн.

50. На пути домой астронавт Рональд Эванс производит рутинный осмотр своего корабля.

52. Командир экипажа Юджин Сернан и астронавт Рональд Эванс.

53. Что за прибор такой необычный? Выглядит, как чей-то мозг под стеклом.

54. Рональд Эванс бреется на пути к Земле.

55. Командно-служебный модуль "Америка" ожидает стыковки с лунным модулем, который последний раз стартовал с поверхности Луны. Полёт «Аполлона-17» стал самым продолжительным пилотируемым полётом к Луне. На Землю было доставлено рекордное количество образцов лунной породы. Были установлены рекорды продолжительности пребывания астронавтов на лунной поверхности и на окололунной орбите. «Аполлон-17» стал самой продуктивной и почти беспроблемной лунной экспедицией.

56. Прошло уже больше 40 лет с того дня, когда человек последний раз прошел по Луне. Возвратятся ли люди на Луну опять? И есть ли вообще смысл вновь лететь на Луну, если теперь доподлинно известно, что ничего ценного там нет?

57. Лунная программа "Аполлон" завершена. Последний взгляд на горную гряду на поверхности Луны, которая каждую ночь встает над Землей и освещает своим белым светом наши поля, отражается светлой дорожкой в наших морях, и светит в наши окна, пока мы спим.

Фотографии: NASA

Фотоархив всех 9,000 фотографий в полном разрешении можно найти на фотохостинге

Данный юмористический пост посвящается пятнице и 48-й годовщине 2-й высадки на Луну

Многие помнят первого человека в космосе, открытом космосе и на Луне. Значительно меньше помнят Германа Титова , Эдварда Уайта и Базза Олдрина ставшими вторыми, третьих же - не помнит практически никто. Так и миссия Аполлона-12 прошла в тени своего знаменитого предшественника, хотя она оказалась, пожалуй, самой интересной и весёлой из всех миссий «Аполлонов». Так скажем начались выходы командиров Аполлона-11 и Аполлона-12 на Луну:

Нил Армстронг (1 м 80 см) сходя с посадочной пяты на поверхность Луны:

Это маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

Пит Конрад (1 м 68 см) спрыгивая с нижней ступеньки лестницы (при выдвижении телескопических ног Лунного модуля от неё до поверхности оставался промежуток в 76 см):
Вупи! Может это был маленький шаг для Нила, но большой для меня.
Я собираюсь сделать шаг с площадки.
Марк. Ооо… она мягкая и нежная.

История гласит что Конрад поспорил на 500$ с итальянской журналисткой Орианой Фаллачи о том, что NASA готовит речь астронавтов заранее, так что таким образом он решил её в этом разубедить. Как смеясь говорил об этом случае впоследствии сам Конрад - у него не было мысли заработать на этом пари деньги (и в итоге он так их и не получил). Так или иначе, но никаких последствий для Конрада в службе на NASA от этого не было - уже после этого случая он слетал в космос 4-й раз в составе миссии «Скайлэб-2».

Видео запись выхода Конрада на Луну

Аполлон-8:

Так как экипажу этой миссии пришлось проводить рождество в космосе, NASA включило в их рождественский ужин три миниатюрные бутылки коньяка. Сын одного из членов наземной группы управления спросил кто же тогда управляет капсулой, если все они в данный момент пьют? На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю большей частью сейчас управляет Исаак Ньютон».

Аполлон-11:

Казалось бы, что в этом полёте за которым наблюдали 600 млн человек не должно было остаться белых пятен, но кое-что мало известное в этой миссии всё же есть - так вот часть переговоров астронавтов Аполлона-11 перед стартом их с Луны:

Рон: База спокойствия, это Хьюстон.
Нил: Принято, продолжай.
Рон: Принято. Наши рекомендации руководства для PGNCS и разрешение на взлёт.
Базз: Принято. Понятно. Мы первые на взлётной полосе.

Естественно, что никакой взлётной полосы и второго корабля на Луне не было, а это была всего лишь шутка Базза Олдрина. В 2015 году он опубликовал скан своей путёвки по путёвке по маршруту Хьюстон - Мыс Канаверал - Луна - Тихий океан - Гавайи - Хьюстон в которой значилась та сумма, которую он получил за полёт на Луну - это было целых 33,31$ (что с учётом инфляции составляет около 225 долларов или оплату 0,045 цента на милю пути, что примерно в 10 раз меньше оплаты работы дальнобойщика). Кроме этих скромных командировочных как военные офицеры Базз Олдрин и Нил Армстронг получали по 17 тыс. $ в год (115 тыс. $ с учётом инфляции).

Если это вам кажется недостаточно странным - то вот ещё форма 7507 таможенно-пограничной службы США в которой Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз декларируют провоз с Луны в аэропорт Гонолулу (Гавайи) образцы лунных камней и пыли, а в графе «любое другое состояние на борту, которое может привести к распространению болезни» стоит пометка «подлежит определению» (на тот момент они находились на 3-х недельном карантине).

Как писал об этом карантине в твиттере Базз: «Меня всегда забавляло то что тряпки, которыми нас вытирали от лунной пыли, были сброшены в океан. Таким образом бедные подводные существа получили наши лунные микробы.» Как добавил он к этому впоследствии: «Лунная пыль, попавшая в океан, могла быть источником вдохновения для фильма Годзилла. Я требую права на фильм!» - шутил он (фанаты вовсе предложили переименовать «Годзиллу» в «Базиллу»). В начале этого года Базз Олдрин также начал карьеру в модельном бизнесе (в свои 87 лет) выступив на неделе моды в Нью-Йорке вместе с Биллом Найем :


Аполлон-12:

Приключения этого экипажа начались задолго до старта, а если говорить точнее - в тот момент, когда команда готовящая Командный модуль «Янки клипер» к полёту обнаружили в нём таракана. Отправился ли он в облёт Луны, или выбрался из модуля ещё до полёта - история умалчивает, так как его так и не нашли.


Следующее событие произошло уже на 36,5 секунде полёта и на высоте около 2,5 км, когда в корабль попала молния. Как сказал в последствии Алан Бин : «Сработала аварийная сигнализация. Столько огней одновременно я не видел ни разу за всё время тестов на симуляторе.» Ну а чтобы астронавтам этого не показалось мало… спустя 16 секунд на высоте в 5,5 км в корабль ударила вторая молния! (Кто тут сказал, что снаряд не падает два раза в одну воронку?) На этот раз одной тревогой экипаж уже не отделался: в Командном модуле отказало основное питание и, хотя оно тут же переключилось на резервные батареи, панель управления кораблём с состояния «новогодней ёлки» перешла в состояние безжизненного набора ламп и тумблеров, а вместо телеметрии центр полётов стал получать какую-то чушь.


У экипажа оставалось всего несколько секунд на то чтобы исправить ситуацию, или же центру полётов пришлось бы включить систему САС чтобы увести корабль от ракеты, после чего её взорвать. К счастью в составе команды управления полётом в тот момент находился 24-летний Джон Аарон . Он предложил переключить электронную систему обработки сигналов на запасной источник питания (дословно это звучало как «Try SCE to AUX») на что руководитель полётов и CAPCOM (ответственный за всю связь с астронавтами) ответили: «Что? Что это такое?», а после объяснения роли этой штуки CAPCOM-у и пересылки команды астронавтам они услышали уже от одного из них (Пита Конрада) «Что это за фигня?».


Положение данного переключателя на панели

К счастью Алан Бин был знаком с этим переключателем (по некоторым из многочисленных тестов, которые они проходили) и быстро её нашёл. Не смотря на то что миссия и жизнь самих астронавтов только что висела на волоске, Чарльз Конрад смог выдавить из себя шутку сказав «я думаю, что нам нужно немного больше всепогодных тестов». Миссия была спасена, а Джон Аарон в итоге получил прозвище «ракетный человек со стальными глазами» - всего спустя полгода он будет участвовать уже в спасении следующего корабля (Аполлона-13), подбирая режим оживления командного модуля в ходе подготовки его входа в атмосферу (этот момент был неплохо обыгран в одноимённом фильме).

Я думаю, что у читателя к этому моменту вполне мог возникнуть резонный вопрос: «причём тут всё-таки вандализм?». Дело в том, что основной целью миссии Аполлона-12 было достижение спускаемого аппарата Сервейер-3 и сборка части его деталей и образцов краски для сувениров дальнейших анализов. А так как лунный автомобиль появился только к Аполлону-15 - все 177 метров которые после посадки оставалось до Сервейера-3 (ближе садиться было нельзя из-за риска загрязнения образцов от выхлопа ракетного двигателя) астронавтам пришлось преодолеть пешком (при том что место посадки действительно оказалось мягким - толщина пылевого слоя в этом районе было значительно больше места посадки Аполлона-11).


Картина «погладь котэ Сервейер», на фото изображён Пит Конрад рядом со спускаемым аппаратом, на линии горизонта виднеется Лунный модуль и направленная антенна связи.

Уже на поверхности Луны с ними случился очередной казус: Алан Бин случайно направил на Солнце цветную камеру которая должна была снимать их выход на поверхность (хотя его просили этого не делать у астронавтов была инструкция не направлять камеру в сторону Солнца). Это вывело камеру из строя и почти сразу после этого трансляцию выхода пришлось прекратить. Камеру в итоге решили вернуть обратно на Землю в назидание нерадивым астронавтам для того чтобы уточнить причину выведшую камеру из строя. В качестве образцов с Сервейера-3 им удалось снять камеру (на которой были обнаружены стрептококки, которые по разным версиям или пережили 2,5 года пребывания на поверхности Луны, или были занесены на поверхности прибора уже на Земле из-за некачественной стерилизации), ковш которым проводилась оценка механических свойств грунта, ряд других деталей, пробы отслоившейся краски и прочий мусор.

Надо сказать, что дублирующий экипаж Аполлона-12 ничуть не уступал основному в плане юмора и напечатал на инструкциях к выходам на поверхность (которые астронавты носили на манжетах скафандров) вместе с несколькими безобидными шутками и рисунками:

Будь осторожен!

Это приятное место для посещения, но...

несколько посерьёзнее:

Вроде чёрно-белых фотографий из журнала Playboy с комментариями вида:

«Preferred tether partner» - «Предпочтительный партнёр для троса» (имелся ввиду спуск в кратер к Сервейеру-3)

«Don"t forget - describe the protuberances» - игра слов: «Не забудьте - описывайте протуберанцы/выступы»

«Seen any interesting hills & valleys?» - «Видели какие-нибудь интересные холмы и долины?»

Не двигайся



Увидеть все страницы этих инструкций можно на сайте NASA.

Перед отправлением с Луны с астронавтами случился очередной epic fail когда вместо пустой плёнки Алан Бин выбросил несколько рулонов отснятой. К счастью путь обратно прошёл уже без эксцессов. Сейчас камера Сервейера-3 вместе со всем найденным стрептококком выставляется в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне:

В качестве цели для миссии Аполлона-18 рассматривалась посадка на обратной стороне Луны с размещением спутника-ретранслятора на лунной орбите, однако этот вариант посчитали слишком опасным, а саму миссию в итоге и вовсе отменили. В ходе миссии Аполлона-20 собирались разобрать на запчасти посетить и исследовать Сервейер-7, но эта миссия также была отменена.

Аполлон-15

Уже в конце этой миссии астронавт Девид Скотт выполнил знаменитый эксперимент Галилео по сбрасыванию тяжёлого и лёгкого объекта с высоты (в данном случае использовался 1,32-килограммовый алюминиевый молоток и соколиное перо массой 30 грамм):


Упавшие предметы подняли облако пыли, которое перепачкало белоснежный скафандр астронавта, на что один из членов наземного управления пошутил: «Мои дети не бывают такими грязными, как вы». На что Скот ответил: «Да, но уверен, что они и не так весело проводят время».

Вообще астронавты (включая летавших на Луну) являлись такими же людьми, как и все остальные, так что ничего человеческого им было не чуждо… включая ошибки: наш вестибулярный аппарат не привык работать при гравитации в 0,17 g и у астронавтов не было времени на адаптацию, поэтому иногда они просто падали, и часть из этих падений были запечатлены на камеру:

На 22-й секунде запечатлён намеренный эксперимент

Код программы «Аполлон»

Не без юмора подходила к работе и группа Маргарет Гамильтон пишущая код для бортового управляющего компьютера командных и лунных модулей «Аполлонов» - так один из файлов с кодом ответственным за запуск двигателя Лунного модуля был озаглавлен не иначе как «Жги_детка_жги-Последовательность_запуска_основного_двигателя.s». В комментариях также встречаются цитаты из Шекспира, а код ответственный за перемещение посадочной радарной антенны в рабочую позицию прокомментирован как «повернуть эту глупую штуковину».

Маргарет Гамильтон на фоне распечатки кода «Аполлонов» стартового стола Стоит ли (по вашему мнению) размещать раздел с новостями под каждой статьёй?