Холодная война определение по истории. Герои и жертвы холодной войны. Секретный подземный город в Пекине

- 1962 г. - 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.


- 1979 г. - 1987 г . - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

- 1987 г. - 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева , повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

Война в Корее (участие СССР).

Участие СССР, США и Китая в Корейской войне. Роль ООН. Десятки тысяч американских солдат погибли в Корейской войне

Нельзя не сказать, что участие выше перечисленных стран в Корейской войне имело огромное значение. По сути дела война велась не между Северной и Южной Кореей, а между двумя державами, которые стремились доказать свой приоритет любыми доступными способами. В данном случае нападающей стороной стало США, и провозглашённая в то время «доктрина Трумэна » яркий тому пример. В соответствии со своей «новой линией в политике» в отношении СССР администрация Трумэна не считала необходимым «идти на компромиссы в дальнейшем». Она фактически отказалась выполнять Московское соглашение, сорвала работу Совместной комиссии по Корее, а затем перенесла корейский вопрос в Генеральную Ассамблею ООН.

Этот шаг США обрывал последнюю ниточку сотрудничества с СССР: Вашингтон открыто нарушал свои союзнические обязательства, по которым корейский вопрос как проблема послевоенного урегулирования должен был решаться союзными державами. Перенос корейского вопроса в ООН потребовался США для того, чтобы в международно-политическом плане утвердить создаваемый ими южнокорейский режим в качестве единственно законного правительства в Корее. Таким образом, в результате империалистической политики США и вопреки стремлению корейского народа к созданию единой, независимой, демократической Кореи, страна оказалась разделённой на две территории: зависимую от США Корейскую Республику и находящиеся в такой же зависимости, только от СССР, КНДР, фактически границей между которыми стала 38-я параллель.

Отнюдь не случайно, что это произошло именно с переходом Соединённых Штатов к политике «холодной войны». Раскол мира на два классово противоположенных лагеря - капитализм и социализм , вызванная этим поляризация всех политических сил на мировой арене и борьба между ними обусловили появление в системе международных отношений узлов противоречий, в которых сталкиваются и разрешаются политические интересы государств противостоящих друг другу систем. Корея в силу исторических обстоятельств превратилась в подобный узел. Она оказалась ареной борьбы капитализма в лице США против позиций коммунизма. Исход борьбы определялся соотношением сил между ними.

СССР и в период второй мировой войны, и после неё последовательно стремился к компромиссному решению корейского вопроса, к созданию через систему опеки единого демократического корейского государства. Другое дело - США, компромиссным решениям по Корее практически не оставалось места. США сознательно способствовали росту напряжённости в Корее, и если они не принимали прямого участия, то своей политикой фактически подталкивали Сеул к организации вооружённого конфликта на 38-й параллели. Но по моему мнению просчётом со стороны США было то, что они распространили свою агрессию на Китай, не осознавая его возможностей. Об этом также говорит старший научный сотрудник ИВ РАН кандидат исторических наук А.В. Воронцов: «Одним из решающих событий в ходе войны в Корее стало вступление в неё КНР 19 октября 1950 года, что практически спасло от военного разгрома находившуюся в тот период в критическом положении КНДР (эта акция стоила более двух миллионов жизней «китайских добровольцев»)».

Интервенция американских войск в Корее спасла Ли Сын Мана от военного поражения, но главная цель - ликвидация социализма в Северной Корее - так и не была достигнута. Что касается непосредственного участия США в войне, надо заметить что американская авиация и флот действовали уже с первого дня войны, но применялись для эвакуации американских и южнокорейских граждан из прифронтовых районов. Однако после падения Сеула на Корейском полуострове высадились сухопутные войска США. Американские ВВС и ВМС также развернули активные боевые действия против войск КНДР. В Корейской войне авиация США являлась главной ударной силой «вооружённых сил ООН», помогавших Южной Кореи. Она действовала как на фронте, так и по объектам глубокого тыла. Поэтому отражение воздушных ударов ВВС США и их союзников стало одной из важнейших задач войск Северной Кореи и «китайских добровольцев» на протяжении всех военных лет.

Помощь же Советского Союза КНДР в годы войны имела свою особенность - она предназначалась в первую очередь для отражения агрессии США и потому шла преимущественно по военной линии. Военная помощь СССР борющемуся корейскому народу осуществлялась путём безвозмездных поставок вооружения, боевой техники, боеприпасов и других средств; организацией отпора американской авиации соединениями советской истребительной авиации, размещёнными в соседних с КНДР приграничных районах Китая и надёжно прикрывавшими с воздуха различные экономические и другие объекты. Также СССР занималось подготовкой командных, штабных и инженерно-технических кадров для войск и учреждений Корейской народной армии на месте. На протяжении всей войны из Советского Союза поставлялись в необходимом числе боевые самолёты, танки и САУ, артиллерийское и стрелковое оружие и боеприпасы к нему, а также многие другие виды специальной техники и военного снаряжения. Советская сторона стремилась поставлять всё своевременно и без задержки, чтобы войска КНА были в достаточной степени обеспечены всем необходимым для борьбы с противником. Армия КНА была оснащена самым современным по тому времени вооружением и боевой техникой.

После открытия ключевых документов правительственных архивов стран, участвовавших в корейском конфликте, всплывают всё новые и новые исторические документы. Мы знаем, что Советская сторона приняла на себя в то время громадное бремя прямой военно-воздушной и военно-технической поддержки КНДР. В Корейской войне участвовало около 70 тысяч личного состава советских ВВС. При этом потери наших авиасоединений составили 335 самолётов и 120 пилотов. Что же касается сухопутных операций по поддержке северокорейцев, то Сталин стремился полностью переложить их на Китай. Также в истории этой войны есть один интересный факт - 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Основой этого корпуса явились три истребительные авиационные дивизии: 28-я иак, 50-я иак, 151-я иак.

В составе дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата. Имелись на вооружении самолёты советского производства: ИЛ-10, Як-7, Як-11, Ла-9, Ла-11, а также реактивные МиГ-15. Управление размещалось в городе Мукдене. Интересен этот факт потому, что пилотировали эти самолёты советские лётчики. Немалые сложности возникали из-за этого. Необходимо было соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15, что не было тайной, пилотируют советские лётчики. С этой целью самолёты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских ВВС. Запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян - Вонсан, то есть до 39 градуса северной широты.

В этом вооружённом столкновении была отведена отдельная роль Организации Объединённых Наций, которая вмешалась в этот конфликт после того, как правительство США передало ей решение корейской проблемы. Вопреки протесту Советского Союза, который настаивал на том, что корейский вопрос является неотъемлемой частью проблемы послевоенного урегулирования в целом и порядок его обсуждения уже определён Московским совещанием, Соединённые Штаты поставили его осенью 1947 г. на обсуждение 2 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти действия стали ещё одним шагом к закреплению раскола, к отходу от Московских решений по Корее и к осуществлению американских планов.

На ноябрьской сессии ГА ООН в 1947 г. американской делегации и представителям других проамериканских государств удалось отклонить советские предложения о выводе всех иностранных войск и протащить свою резолюцию, создать временную комиссию ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов. Эта Комиссия была избрана из представителей Австралии, Индии, Канады, Сальвадора, Сирии, Украины (её представители в работе комиссии не участвовали), Филиппин, Франции и чанкайшистского Китая. Она должна была осуществлять превращение ООН в «центр гармонизации действий по корейскому вопросу», предоставлять советской и американской администрации и корейским организациям «консультации и советы по каждому шагу, связанному с созданием независимого корейского правительства и отводом войск», и обеспечить под своим наблюдением проведение в Корее выборов на основе тайного голосования всего взрослого населения.

Однако Комиссии ООН в Корее не удалось создать общекорейское правительство, так как она продолжала курс на формирование угодного США реакционного органа власти. Протесты народных масс и общественных демократических организаций на Юге и Севере страны против её деятельности привели к тому, что она не смогла выполнить свои функции и обратилась за содействием к так называемому Межсессионному комитету ГА ООН. Комитет рекомендовал Временной комиссии, отменяя тем самым решение ГА ООН от 14 ноября 1947 г., провести выборы в высший законодательный орган - Национальное собрание только в одной Южной Корее, и внёс соответствующий проект резолюции на заседание сессии ГА ООН. Многие государства, включая Австралию и Канаду - членов Временной комиссии по Корее, - не поддерживали США и утверждали, что такая акция будет иметь своим результатом постоянное разделение страны и наличие двух враждебных правительств в Корее. Тем не менее с помощью послушного большинства США провели нужное им решение 26 февраля 1948 г. в отсутствии советского представителя.

Принятие американской резолюции имело пагубные последствия для Кореи. Поощряя установление «национального правительства» в Южной Корее, что неизбежно влекло за собой создание национального правительства и на Севере, оно же подталкивало к расчленению Кореи, вместо того чтобы содействовать образованию единого независимого демократического государства. Те, кто выступал за сепаратные выборы на Юге, например Ли Сын Ман и его сторонники, активно поддерживали решения ГА ООН, утверждая, что создание сильного правительства необходимо для защиты от северокорейского «наступления». Левые же были против сепаратных выборов и деятельности Комиссии ООН, они предлагали встречу политических лидеров Северной и Южной Кореи, чтобы разрешить внутренние дела самим после вывода иностранных войск.

Не составляет большого труда сделать вывод о том, что Комиссия ООН стояла на стороне США и работала в его пользу. Явный пример - резолюция, превратившая американские войска в Корее в «вооружённые силы ООН». Под флагом ООН в Корее действовали соединения, части и подразделения 16 стран: Англия и Турция прислали несколько дивизий, Великобритания снарядила 1 авианосец, 2 крейсера, 8 эсминцев, морскую пехоту и вспомогательные части, Канада направила одну пехотную бригаду, Австралия, Франция, Греция, Бельгия и Эфиопия по одному пехотному батальону. Дополнительно из Дании, Индии, Норвегии, Италии и Швеции прибыли полевые госпитали и их персонал. Около двух третей войск ООН были американскими. Корейская война обошлась ООН в 118155 убитых и 264591 раненого, 92987 были взяты в плен (большинство умерло от голода и пыток).

Смерть Сталина, внутрипартийная борьба, разоблачение культа личности

5 марта 1953 г . умер И.В. Сталин , долгие годы стоявший во главе партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха. Соратники Сталина должны были не только решить вопрос о преемственности социально-экономического курса, но и поделить между собой партийно-государственные посты. Учитывая, что общество в целом не было еще готово к радикальным переменам, речь могла идти скорее о некотором смягчении политического режима, чем об отказе от сталинского курса. Но вполне реальной была и вероятность его продолжения. Уже 6 марта приближенные Сталина приступили к первому разделу руководящих постов. Первое место в новой иерархии занял Г.М. Маленков , который получил пост Председателя Совета Министров и Первого Секретаря ЦК КПСС .

В Совмине у него было четыре заместителя: Л.П. Берия, близкий соратник Маленкова, возглавивший МВД; В.М. Молотов, министр иностранных дел. Два других поста зампредов Совета Министров занимали Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. К.Е. Ворошилов был поставлен председателем Президиума Верховного Совета. Н.С. Хрущев был назначен в секретариат ЦК партии. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Личный секретариат Сталина был распущен. 27 марта Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех заключенных, чей срок не превышал пять лет. В середине июля 1953 г. на одном из заседаний в Кремле, которое вел Г.М. Маленков, бывший в те годы Председателем СНК СССР Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в адрес Л.П. Берии. Н.С. Хрущева поддержали Н.А. Булгарин, В.М. Молотов и др. Как только приступили к голосованию, Маленков нажал скрытую кнопку звонка.

Несколько офицеров высшего ранга арестовали Берию. Военной стороной этой акции руководил Г.К. Жуков. По его приказу в Москву были введены Кантемировская и Таманская танковые дивизии, занявшие ключевые позиции в центре города. Эта акция осуществлялась силовыми методами. Однако какой-либо альтернативы тогда не существовало. В сентябре 1953 г . Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС . К этому времени, находясь на партийной работе с 1924 г. , он прошел все ступени аппаратной лестницы (в 1930-е гг. был первым секретарем Московской организации ВКП (б), в 1938 г. возглавлял партийное руководство Украины, в 1949 г. был назначен секретарем Московского горкома партии). После устранения Л.П. Берии между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов : экономики и роли общества в происходящих изменениях. Что касается экономики, то тут противостояли стратегия развития легкой промышленности, за которую выступал Маленков, и “союз” сельского хозяйства и тяжелой промышленности, предлагавшийся Хрущевым.

Хрущев говорил о необходимости повышения закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; о расширении посевных площадей и освоении целинных земель. Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось списанием долгов колхозов, снижением налога с приусадебных участков и с продажи на свободном рынке. Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия которой он добивался на февральском (1954 г.) пленуме ЦК . За последующие три года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954 г. и составляло примерно 30 % всех обрабатываемых в то время земель СССР, были освоены. В 1954 г. доля целинного хлеба в урожае зерновых составила 50 %.

На Пленуме ЦК 1955 г. (январь) Н.С. Хрущев выступил с проектом возделывания кукурузы для решения кормовой проблемы (на практике это проявилось в беспрецедентной акции по внедрению этой культуры, зачастую в регионах, совсем не приспособленных для этого). На этом же Пленуме ЦК был подвергнут жесткой критике Г.М. Маленков за так называемый “правый уклонизм” (Г.М. Маленков, в отличие от Н.С. Хрущева, приоритетным считал развитие не сельского хозяйства, а легкой промышленности). Руководство правительством перешло к Н.А. Булганину. Позиция Н.С. Хрущева в политическом руководстве страны еще более укрепилась. 1953-1956 гг . — этот период вошел в сознание людей как “оттепель ” (по заглавию романа И.Г. Эренбурга, опубликованного в 1954 г.).

Отличительной особенностью этого времени стало не только проведение экономических мероприятий, во многом обеспечивших жизнь советских людей, но и смягчение политического режима . “Оттепель” характеризуется коллегиальным характером управления. В июне 1953 г. в газете “Правда” говорилось о таком управлении как обязательстве перед народом. Появляются новые выражения — “культ личности”, исчезают хвалебные речи. В прессе в этот период идет не столько переоценка сталинского правления, сколько снижение экзальтации по отношению к личности Сталина, частое цитирование Ленина. 4 тысячи выпущенных на свободу политических заключенных в 1953 г. — первая брешь, пробитая в репрессивной системе. Это перемены, но еще неустойчивые, как “оттепель” ранней весной. Н.С. Хрущев постепенно собирает вокруг себя союзников для разоблачения культа личности Сталина.

Планета Земля.

Распад СССР
Распад: СЭВ,
ЕЭС создание: СНГ,
Евросоюз,
ОДКБ
Воссоединение Германии,
Прекращение действия Варшавского договора.

Противники

ОВД и СЭВ:

НАТО и ЕЭС:

Албания (до 1956)

Франция (до 1966)

ФРГ (с 1955)

Куба (с 1961)

Ангола (с 1975)

Афганистан (с 1978)

Египет (1952-1972)

Ливия (с 1969)

Эфиопия (с 1974

Иран (до 1979)

Индонезия (1959-1965)

Никарагуа (1979-1990)

Мали (до 1968)

Камбоджа (с 1975)

Командующие

Иосиф Сталин

Гарри Трумэн

Георгий Маленков

Дуайт Эйзенхауэр

Никита Хрущев

Джон Кеннеди

Леонид Брежнев

Линдон Джонсон

Юрий Андропов

Ричард Никсон

Константин Черненко

Джеральд Форд

Михаил Горбачев

Джимми Картер

Геннадий Янаев

Рональд Рейган

Энвер Ходжа

Джордж Буш-старший

Георгий Димитров

Вылко Червенков

Елизавета II

Тодор Живков

Клемент Эттли

Матьяш Ракоши

Уинстон Черчилль

Янош Кадар

Энтони Иден

Вильгельм Пик

Гарольд Макмиллан

Вальтер Ульбрихт

Александр Дуглас-Хьюм

Эрих Хонеккер

Гарольд Вильсон

Болеслав Берут

Эдвард Хит

Владислав Гомулка

Джеймс Каллаган

Эдвард Герек

Маргарет Тэтчер

Станислав Каня

Джон Мейджор

Войцех Ярузельский

Венсан Ориоль

Георге Георгиу-Деж

Рене Коти

Николае Чаушеску

Шарль де Голль

Клемент Готвальд

Конрад Аденауэр

Антонин Запотоцкий

Людвиг Эрхард

Антонин Новотный

Курт Георг Кизингер

Людвик Свобода

Вилли Брандт

Густав Гусак

Гельмут Шмидт

Фидель Кастро

Гельмут Коль

Рауль Кастро

Хуан Карлос I

Эрнесто Че Гевара

Альчиде де Гаспери

Мао Цзэдун

Джузеппе Пелла

Ким Ир Сен

Аминторе Фанфани

Хо Ши Мин

Марио Шельба

Антонио Сеньи

Тон Дык Тханг

Адоне Дзоли

Хорлогийн Чойбалсан

Фернандо Тамброни

Гамаль Абдель Насер

Джованни Леоне

Фаузи Селу

Альдо Моро

Адиб аш-Шишакли

Мариано Румор

Шукри аль-Куатли

Эмилио Коломбо

Назим аль-Кудси

Джулио Андреотти

Амин аль-Хафез

Франческо Коссига

Нуреддин аль-Атасси

Арнальдо Форлани

Хафез аль-Асад

Джованни Спадолини

Абдул Салам Ареф

Беттино Кракси

Абдул Рахман Ареф

Джованни Горья

Ахмед Хасан аль-Бакр

Чириако де Мита

Саддам Хусейн

Чан Кайши

Муаммар Каддафи

Ли Сын Ман

Ахмед Сукарно

Юн Бо Сон

Даниэль Ортега

Пак Чон Хи

Чхве Гю Ха

Чон Ду Хван

Нго Динь Зьем

Зыонг Ван Минь

Нгуен Кхань

Нгуен Ван Тхиеу

Чан Ван Хыонг

Хаим Вейцман

Ицхак Бен-Цви

Залман Шазар

Эфраим Кацир

Ицхак Навон

Хаим Герцог

Мохаммед Реза Пехлеви

Мобуту Сесе Секо

Глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками - с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Нарастающее технологическое отставание СССР, наряду со стагнацией советской экономики и непомерными военными расходами в конце 1970-х - начале 1980-х, вынудили советское руководство пойти на политические и экономические реформы. Объявленный Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС, а также способствовал экономическому коллапсу в СССР. В конечном итоге СССР, обремененный экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в 1991 году.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989-1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

История

Начало холодной войны

Установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу.

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:

План операции был подготовлен объединённым штабом планирования британского военного кабинета. В плане дана оценка обстановки, сформулированы цели операции, определены привлекаемые силы, направления ударов войск западных союзников и их вероятные результаты.

Составители плана пришли к двум основным выводам:

  • начиная войну с СССР, необходимо быть готовым к длительной и дорогостоящей тоталь­ной войне, и к вполне возможному поражению;
  • численный перевес советских войск на суше делает крайне сомнитель­ной возможность достижения победы одной из сторон быстрым путём.

Следует указать, что Черчилль указал в комментариях на представленный ему проект плана, что он является «предупредительной мерой» на, как он надеется, «чисто гипотетический случай».

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.

В 1946 году активизировались греческие повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями и коммунисты вошли в состав правительств. После вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало установлению полного контроля Сталина над Европой, если бы он пожелал этого.

Часть политических деятелей Запада стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль.

Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946 под нажимом Великобритании и США). Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:

…От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии - все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…)Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии.

Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квазикоммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

(…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.

Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

1946-1953: начало противостояния

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.

В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием (см. статью Создание советской атомной бомбы). 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал - тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США - главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.

В 1948 году США принимают «резолюцию Ванденберга» - официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.

Уже 4 апреля 1949 года создается НАТО, и в октябре 1954 г. ФРГ принимают в Западноевропейский Союз и НАТО. Этот шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны.

В конце 1940-х годов в СССР усиливаются репрессии против инакомыслящих, которых, в частности, начинают обвинять в «преклонении перед Западом» (смотри также статью Борьба с космополитизмом), а в США разворачивается кампания по выявлению сочувствующих коммунистам.

Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.

Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.

Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.

1953-1962: на грани ядерной войны

С наступлением хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила - особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США. Однако на эти же годы приходятся События 17 июня 1953 года в ГДР, события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии, Суэцкий кризис.

В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР - поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.

Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США - считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того - по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.

Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР. (В 1958 году свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962).

1962-1979: «Разрядка»

Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: после столкновения с самолётом-заправщиком бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 году окончились неудачей.

Относительно соревнования двух систем в космосе Владимиром Бугровым отмечалось, что в 1964-м главным оппонентам Королева удается создать у Хрущева иллюзию, что можно высадиться на Луну раньше американцев, по мнению ученого гонка если и была, то между главными конструкторами.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.

Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» - поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) - американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.

Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.

Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года - поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения - в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.

Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО - развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

1979-1986: новый виток противостояния

Новое обострение наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия - артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности «Ланс». Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Согласно имеющимся данным, в 1981 году советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию «Ракетно-ядерное нападение» (операция РЯН) - наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО «Able archer 83» - в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983-1986 гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».

1987-1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния

С приходом к власти Михаила Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачёв поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 1970-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жёстко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике).

Однако развитие политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также и зависимость экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть привели к тому что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. Распространено мнение о том, что это было связано также с тем, что возросшие в результате гонки вооружений военные расходы стали непосильными для советской экономики, однако ряд исследователей доказывает, что относительный уровень военных расходов в СССР не был чрезмерно высоким.

В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. Падение коммунистической системы в Восточной Европе в 1989-1990 гг. привело к ликвидации советского блока, а вместе с ним - и к фактическому прекращению «холодной войны».

Тем временем сам Советский Союз переживал глубокий кризис. Центральные власти начали терять контроль над союзными республиками. На окраинах страны вспыхивали межнациональные конфликты. В декабре 1991 г. произошёл окончательный распад СССР.

Проявления холодной войны

  • Острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами, охватившее практически весь мир;
  • создание системы военных (НАТО, Организация Варшавского договора, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов;
  • создание разветвлённой сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств;
  • форсирование гонки вооружений и военных приготовлений;
  • резкий рост военных расходов;
  • периодически возникающие международные кризисы (Берлинские кризисы, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война);
  • негласный раздел мира на «сферы влияния» советского и западного блоков, внутри которых молчаливо допускалась возможность интервенции с целью поддержания угодного тому или иному блоку режима (советская интервенция в Венгрию, советская интервенция в Чехословакию, американская операция в Гватемале,организованное США и Великобританией свержение антизападного правительства в Иране, организованное США вторжение на Кубу, американская интервенция в Доминиканскую Республику, американская интервенция в Гренаду);
  • подъём национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах и территориях (отчасти инспирированный СССР), деколонизация этих стран, формирование «третьего мира», Движение неприсоединения, неоколониализм;
  • ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника» (смотри статьи Вражеские голоса и Иновещание), финансировался выпуск идеологически направленной литературы и периодических изданий на иностранных языках, активно использовалось нагнетание классовых, расовых, национальных противоречий. Первое главное управление КГБ СССР осуществляло так называемые «активные мероприятия» - операции по воздействию на зарубежное общественное мнение и политику иностранных государств в интересах СССР.
  • поддержка антиправительственных сил за рубежом - СССР и его союзники поддерживали материально коммунистические партии и некоторые другие левые партии в странах Запада и развивающихся странах, а также национально-освободительные движения, включая террористические организации. Также СССР и его союзники поддерживали движение за мир в странах Запада. В свою очередь, спецслужбы США и Великобритании поддерживали и использовали в своих интересах такие антисоветские организации как Народно-трудовой союз. США также с 1982 г. тайно оказывали материальную помощь Солидарности в Польше, а также оказывали материальную помощь афганским моджахедам и «Контрас» в Никарагуа.
  • сокращение экономических и гуманитарных связей между государствами с различными социально-политическими системами.
  • бойкоты некоторых Олимпийских игр. Например, США и ряд других стран бойкотировали летние Олимпийские игры 1980 в Москве. В ответ СССР и большинство социалистических стран бойкотировали летнюю Олимпиаду 1984 в Лос-Анджелесе.

Уроки холодной войны

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачёв-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»:

  • кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;
  • существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;
  • ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);
  • военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР - в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно;
  • в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.
  • значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом, но бо?льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

Память о Холодной войне

Музеи

  • Музей холодной войны — военно-исторический музей и музейно-развлекательный комплекс в Москве.
  • Музей холодной войны (Великобритания) — военно-исторический музей в графстве Шропшир.
  • Музей холодной войны (Украина) — военно-морской музейный комплекс в Балаклаве.
  • Музей холодной войны (США) — военно-исторический музей в Лортоне, штат Виргиния.

Медаль «За победу в холодной войне»

В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесён законопроект об учреждении новой воинской награды за участие в холодной войне (Cold War Service Medal ), поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с нынешним госсекретарём США Хиллари Клинтон. Медалью предлагается награждать всех служивших в вооружённых силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года по 26 декабря 1991 года.

Как заявила Хиллари Клинтон, «Наша победа в холодной войне стала возможной только благодаря готовности миллионов американцев в военной форме отразить угрозу, исходившую из-за железного занавеса. Наша победа в холодной войне стала огромным достижением, и те мужчины и женщины, которые проходили службу в то время, заслуживают награды».

Конгрессмен Роберт Эндрюс, представлявший законопроект в палате представителей, сказал: «Холодная война была глобальной военной операцией, крайне опасной и порой смертельной для храбрых солдат, моряков, лётчиков и морских пехотинцев, участвовавших в этой кампании. Миллионы американских ветеранов, которые служили по всему миру, чтобы помочь нам победить в этом конфликте, заслуживают получения уникальной медали в знак признания и уважения за их службу».

В США существует Ассоциация ветеранов холодной войны, которая также требовала от властей признания своих заслуг в победе над СССР, но сумела добиться лишь выдачи сертификатов министерства обороны, подтверждавших участие в холодной войне. Ассоциация ветеранов выпустила собственную неофициальную медаль, дизайн которой был разработан ведущим специалистом Института геральдики при армии США Нэйдином Расселом.

Холодная война — кратко охватывает всего несколько глобальных событий, которые действительно стоит знать. Есть конечно еще и мелкие события, которые тоже не стоит упускать из виду. Не зная этих событий крайне трудно ориентироваться в тестах, экзаменационных заданиях. Все должно быть систематизировано, ведь история — точная наука. Так что рекомендую дочитать эту небольшую статью до конца, в которой мы кратко и понятно обрисовали ключевые события.

Ключевые события

Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую вам ознакомиться с и . Иначе дела в шляпе не видать! Кроме этих событий, которые мы разобрали ниже, надо еще иметь в виду гонку вооружений, объединение Германии, и еще много нюансов, которые действительно помогут выучить материал на должном уровне. Где все это найти, написал в конце статьи.

Холодная война охватывает такие события:

Берлинский кризис 1948-49 года.

Причины: Берлин находился большей частью в советской зоне оккупации, как следствие люди бежали в западную зону оккупации. Плюс Западные союзники решили провести денежную реформу, которая привела в хаос денежную систему Восточной части города.

Ход событий:

  • 21 июня 1948 года СССР ввел блокаду Берлина.
  • Страны Запада пытаются организовать воздушный мост. Любое крушение самолетов могло привести к новой мировой войне.
  • В мае 1949 года СССР снял блокаду с Берлина, отношения нормализовались.

Итоги: в 1949 году Германия была расколота на два государства ФРГ и ГДР, под западным и советским влиянием соответственно. Очень долго эти два государства дипломатически не признавали друг друга.

Корейская война 1950 — 1953 гг.

Причины: после безоговорочной капитуляции Японии, 2 сентября 1945 года, СССР и США договорились, что Северная Корея отойдет под протекторат СССР, а южная — к США. Причем тут Корея, если речь о капитуляции Японии? Если вы задали этот вопрос: то вообще не в курсе мировой истории. Дело в том, что Корея, как и львиная доля Китая ходили под Японией всю первую половину 20 века.

Соответственно, в Северной Корее было сформировано коммунистическое правительство, подконтрольное СССР во главе с Ким Ир Сеном, а Южная пошла по пути капиталистического развития. Однако СССР и Север хотели расширить влияние и с 1948 года готовили нападение на Южную Корею.

Ход событий:

Итоги: в результате мирного договора граница между Кореями вновь прошла по 38 параллели.

Суэцкий кризис 1956 года

Берлинский кризис 1961 года

Причина: стремление СССР к большей независимости ГДР, в идеале распространить влияние на ФРГ. Напряженность создавало то, что между ГДР и ФРГ до сих пор не было мирного договора.

Ход событий: переговоры происходили постоянно с 1958 по 1961 год. И в принципе обе стороны готовы были пойти на компромиссы. Вопросы вызвала агрессивная риторика Хрущева. В результате Кеннеди заявил, что если будет надо США будут драться за Западную Германию и Западный Берлин.

Итоги: в 1961 году за одну ночь была возведена Берлинская стена, разделившая Западный и Восточный Берлин

Карибский кризис 1962 года

Данное событие считают высшим пиком Холодной войны.

Причины: возникновение коммунистического режима Ф. Кастро на Кубе в конце 1950-х годов, прямо «под носом» у США, а также размещение там советских атомных ракет.

Ход событий: размещение ядерных ракет США в Турции, которые могли достичь территории СССР.

Переговоры между США и СССР шли весь сентябрь и октябрь 1962 года. В результате 28 октября СССР принял условия США: вывел ракеты с Кубы в обмен на то, чтобы США убрали ракеты из Турции.

Последствия: данное событие показало, что атомная война реальна, и предопределила период разрядки международной напряженности.

  • Война во Вьетнаме 1964 — 1975 годов.
  • Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
  • Война в Афганистане 1979 — 1989 гг.
  • Крах Берлинской стены 1989 года.

Остальные события будут дополняться по мере появления у меня свободного времени. Кстати, все их и многие другие нюансы я разобрал в .

В заключении хочется кое-что прояснить. Кажется, что события Холодной войны канули в лету истории. Однако можно посмотреть на современную международную ситуацию и сказать, что ничего не закончилось: непонятное противостояние государств, имеющих имперские амбиции никуда не исчезли и продолжают создавать угрозу всемирной безопасности. И не факт, что новый кризис, наподобие Карибского, уже на подходе. Что думаете по этому поводу? Напишите в комментариях!

С уважением, Андрей Пучков

Конфронтация двух сверхдержав, в которой участвовали и их союзники, не была войной в прямом смысле этого понятия, главным оружием здесь являлась идеология. Впервые выражение « » употребил в своей статье «Ты и атомная » известный британский писатель Джордж Оруэлл. В ней он точно описал противостояние непобедимых сверхдержав обладающих атомным оружием, но договорившихся не применять его, оставаясь в состоянии мира, который, по сути, миром не является.

Послевоенные предпосылки начала холодной войны

После окончания Второй Мировой войны перед союзными государствами – участниками Антигитлеровской коалиции встал глобальный вопрос предстоящей борьбы за мировое . США и Великобритания обеспокоенные военной мощью СССР, не желая утрачивать своих лидерских позиций в глобальной политике стали воспринимать Советский Союз, как будущего потенциального противника. Еще до подписания официального акта капитуляции Германии в апреле 1945 года, английское правительство начало разрабатывать планы возможной войны с СССР. В своих мемуарах Уинстон Черчилль оправдывал это тем, что на тот момент Советская Россия, вдохновленная тяжелой и долгожданной победой, стала смертельной угрозой для всего свободного мира.

В СССР отлично понимали, что бывшие западные союзники планы новой агрессии. Европейская часть Советского Союза была истощена и разрушена, все ресурсы были задействованы в восстановлении городов. Возможная новая война могла стать еще более затяжной и потребовать еще больших расходов, с которыми СССР вряд ли бы справился, в отличии от менее пострадавшего Запада. Но показывать свою уязвимость страна- не могла никак.

Поэтому власти Советского Союза вкладывали огромные средства не только в восстановление страны, но и на поддержание и развитие коммунистических партий на Западе, стремясь расширить влияние социализма. Кроме того советские власти выдвинули ряд территориальных требований, что еще больше усилило накал противостояния между СССР США и Великобританией.

Фултонская речь

В марте 1946 года, Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне, штат Миссури, США произнес речь, которая в СССР стала считаться сигналом к началу холодной войны. В своей речи Черчилль недвусмысленно призвал все западные государства объединиться для предстоящей борьбы с коммунистической угрозой. Стоит отметить тот факт, что на тот момент Черчилль не являлся премьер-министром Англии и выступал как частное лицо, но в его речи была четко обозначена новая внешнеполитическая стратегия Запада. Исторически считается, что именно фултонская речь Черчилля дала толчок к формальному началу холодной войны – длительного противостояния между США и СССР.

Доктрина Трумэна

Спустя год, в марте 1947 года, американский президент Гарри Трумэн в своем заявлении известном, как доктрина Трумэна окончательно сформулировал внешнеполитические задачи США. Доктрина Трумэна обозначила переход от послевоенного сотрудничества США и СССР к открытому соперничеству, которое было названо в заявлении американского президента конфликтом интересов демократии и тоталитаризма.

Холодная война - глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в 1946-1991 годах между СССР и союзниками - с одной стороны, и США и их союзниками - с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации былаидеологическая борьба - как следствие противоречия между капиталистической и тем, что в СССР именовалисоциалистической, моделями.

После того, как окончилась самая кровопролитная война в истории человечества - Вторая Мировая, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Основными причинами появления этого противостояния, известного под названием «холодная война», стали идеологические противоречия между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, которая существовала в СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. Помимо этого, Советский Союз после Второй Мировой войны установил свое господство в странах Восточной Европы, где воцарилась коммунистическая идеология. В результате США наряду с Великобританией пугала возможность того, СССР сможет стать мировым лидером и установить свое господство, как в политической, так и в экономической сфере жизни. Америке совсем не по душе была коммунистическая идеология, а именно Советский Союз стоял у нее на пути к мировому господству. Ведь Америка разбогатела за период Второй Мировой войны, ей нужно было куда-то продавать свою выпущенную продукцию, поэтому странам Западной Европы, разрушенным в ходе военных действий, нужно было восстанавливаться, что и было им предложено правительством США. Но при условии, что правители – коммунисты в этих странах будут удалены от власти. Кратко говоря «холодная война» была новым видом соперничества за мировое господство.

В первую очередь обе страны пытались заручиться поддержкой других стран в своём курсе. США поддерживали все страны западной Европы, когда СССР поддерживали страны Азии и латинской Америки. По сути, в период холодной войны мир разделился на два конфронтационных лагеря. Причём нейтральных стран было единицы.

Если рассматривать хронологические этапы холодной войны, то существует традиционное и наиболее распространённое деление:

начальная фаза противостояния (1946–1953 годы). На этом этапе противостояние оформляется практически официально (с фултонской речи Черчилля в 1946 году), начинается активная борьба за сферы влияния сначала в Европе (Центральной, Восточной и Южной), а затем и в других регионах мира, от Ирана Кореи. Становится очевидным военный паритет сил с учётом наличия как у США так и у СССР атомного оружия, появляются военно-политические блоки (НАТО и ОВД), поддерживающие каждую сверхдержаву. Первое столкновение противостоящих лагерей на «полигоне» третьих стран – Корейская война;

острая стадия противоборства (1953–1962 годы). Начинался этот этап с временного ослабления противостояния – после смерти Сталина и критики культа его личности со стороны пришедшего к власти в СССР Хрущёва наметились возможности для конструктивного диалога. Однако одновременно с этим стороны увеличивали свою геополитическую активность, что особенно очевидно для СССР, который пресекал любые попытки стран-союзников выйти из социалистического лагеря. В сочетании с продолжающейся гонкой вооружений это привело мир на грань открытой войны между ядерными державами – Карибский кризис 1962 года, когда из-за размещения советских баллистических ракет на Кубе между СССР и США чуть было не началась война с использованием атомного оружия;

так называемая «разрядка» (1962–1979 годы) , период холодной войны, когда ряд объективных факторов продемонстрировал обеим сторонам опасность нарастания напряжённости. Во-первых, после 1962 года стало очевидно, что атомная война, в которой, скорее всего, победителей не будет, более чем реальна. Во-вторых, психологическая усталость участников холодной войны и остального мира от постоянного напряжения давала о себе знать и требовала передышки. В-третьих, гонка вооружений тоже начала сказываться – СССР испытывал всё более очевидные системные экономические проблемы, пытаясь в наращивании военного потенциала не отстать от соперника. У США в этой связи были сложности как с основными союзниками, которые всё более стремились к мирному развитию, к тому же бушевал нефтяной кризис, в условиях которого нормализация отношений с СССР, одним из ведущих поставщиков нефти, была очень кстати. Но «разрядка» была недолгой: обе стороны рассматривали её как передышку и уже в середине 1970-х годов противоборство стало нарастать: США стали разрабатывать сценарии ядерной войны с СССР, Москва в ответ стала модернизировать свои ракетные войска и противоракетную оборону;

этап «империй зла» (1979-1985 годы) , на котором реальность вооружённого конфликта между сверхдержавами снова стала нарастать. Катализатором напряжённости стал ввод советских войск в Афганистан в 1979 году, чем не преминули воспользоваться США, оказывавшие всяческую поддержку афганцам. Информационная война стала весьма острой, начавшись с обмена игнорирования Олимпийских игр сначала в Москве (1980), затем в Лос-Анджелесе (1984), и закончившись использованием в отношении друг друга эпитетов «империя зла» (с лёгкой руки президента Рейгана). Военные ведомства обеих сверхдержав начали более детальную проработку сценариев ядерной войны и совершенствования как баллистических наступательных видов вооружений, так и систем противоракетной обороны;

окончание холодной войны, смена биполярной системой мирового устройства однополярной системой (1985–1991 годы). Фактическая победа США и их союзников в холодной войне, связанная с политическими и экономическими преобразованиями в Советском Союзе, известными как перестройка и связанными с деятельностью Горбачёва. Эксперты продолжают спорить, насколько последовавший за этим распад СССР и исчезновение социалистического лагеря обусловлено объективными причинами, прежде всего, экономической неэффективностью социалистической модели, а насколько связана с неверными геополитическими стратегическими и тактическими решениями советского руководства. Однако факт остаётся фактом: после 1991 года в мире существует лишь одна сверхдержава, в которой даже есть неофициальная награда «За победу в холодной войне» - США.

Итоги холодной войны, окончившейся в 1991 году с развалом Советского Союза и всего социалистического лагеря, можно разделить на две категории. В первую войдут итоги, имеющие значение для всего человечества, так как холодная война была глобальным противостоянием, в неё были так или иначе, напрямую или косвенно, втянуты практически все страны мира. Вторая категория это итоги холодной войны, сказавшиеся на двух основных её участниках, США и СССР.

Что касается итогов холодной войны для основных противников, двух сверхдержав, то в этом отношении исход противостояния очевиден. СССР не выдержал гонки вооружений, его экономическая система оказалась неконкурентоспособной, а мероприятия по её модернизации оказались неудачными и в итоге привели к развалу страны. В результате социалистический лагерь развалился, сама коммунистическая идеология оказалась дискредитированной, хотя социалистические режимы в мире сохранились и по прошествии определённого времени их число стало возрастать (например, в Латинской Америке).

Россия, правопреемница СССР, сохранила свой статус ядерной державы и место в Совете Безопасности ООН, однако в связи со сложнейшей внутриэкономической обстановкой и падением влияния ООН на реальную международную политику это не выглядит реальным достижением. Западные ценности, прежде всего, бытовые и материальные, стали активно внедряться на постсоветском пространстве, а военная мощь «наследницы» СССР существенно снизилась.

США же, напротив, укрепил свои позиции в качестве сверхдержавы, с этого момента – единственной сверхдержавы.

Изначальная цель Запада в холодной войне, недопущение распространения коммунистических режимов и идеологии по миру, была достигнута. Соцлагерь был разрушен, главный враг, СССР, был повержен и на определённое время бывшие советские республики попали под политическое влияние Штатов.

Правда, через некоторое время выяснилось, что во время противостояния двух сверхдержав и последующего празднования победы Америки в мире появилась потенциальная новая сверхдержава, Китай. Однако отношения с Китаем далеки по градусу напряжённости от холодной войны, к тому же это уже следующая страница истории международных отношений. Между тем США, создавшая в ходе гонки вооружений мощнейшую военную машину в мире, получили действенный инструмент для защиты своих интересов и даже их навязывания в любой точке мира и, по большому счёту, вне зависимости от мнения международного сообщества. Тем самым установилась однополярная модель мира, которая позволяет одной сверхдержаве использовать необходимые ресурсы для собственной пользы.