Дэвида бома. Дэвид бом и импликативный порядок. Новый вид поля

Эта книга, как и любая, создана коллективным усилием, когда каждый вносит свой вклад. И хотя попросту невозможно перечислить всех, кто участвовал в ее подготовке, я все же назову несколько имен, заслуживающих особой благодарности. Среди них:

прежде всего - Дэвид Бом и Карл Прибрам, которые щедро поделились своими идеями и временем и без которых само появление этой книги было бы попросту исключено;

а также: Барбара Бреннан, Ларри Досси, Бренда Дюнн, Элизабет Фенске, Гордон Глобус, Джим Гордон, Станислав Гроф, Фрэнсин Хоулэнд, Валери Хант, Роберт Джан, Рональд Вонг Джу, Мэри Орсер, Дэвид Пит, Элизабет Раушер, Беатрис Рич, Питер Ройцевич, Эбнер Шимони, Берни Сигел, Т. М. Шринавасан, Уитли Стрибер, Рассел Тарг, Уильям Тиллер, Монтегю Ульман, Лайал Уотсон, Джоэль Уиттон, Фред Алан Вольф и Ричард Зарро; им я также обязан множеством ценных указаний, не говоря об отнятом времени.

Кеннета Ринга - за многие часы, проведенные с ним в увлекательных беседах, а также за совет ознакомиться с работами Генри Корбина;

Стэнли Криппнера - за телефонные мне звонки или записки всякий раз, когда ему в голову приходило что-нибудь новое касательно голографической теории;

Терри Ольсона - за то, что он выкроил для меня пару часов и разрешил использовать его схему «человечка в ушной раковине»;

Майкла Гроссо - за плодотворные беседы и помощь в поиске нескольких работ по паранормальным явлениям;

Брендана О"Регана из Института духовных наук - за его немаловажный вклад в исследования паранормальных явлений и за помощь в поиске нужных публикаций;

моего старого друга Питера Брунхес - за его университетские связи, которые помогли мне найти несколько редких публикаций;

Джудит Хупер - за любезно предоставленную мне возможность пользоваться ее огромным собранием материалов по голографической теории;

Сьюзан Каулс из Музея голографии в Нью-Йорке - за помощь в поиске иллюстраций для книги;

Керри Брэйс - за то, что он указал мне связь между голографической теорией и индийской философией, а также натолкнул на мысль начать книгу эпизодом из фильма «Звездные войны»;

Мэрилин Фергюсон, основателя бюллетеня «Brain/Mind», которая одна из первых осознала значимость голографической теории и посвятила мне множество часов для ее уяснения. Искушенный читатель заметит, что завершающее вторую главу описание вселенной на основе выводов Бома и Прибрама является, по сути, скрытой цитатой из бестселлера Фергюсон «Заговор Водолеев». Для исчерпывающего описания и определения голографической теории я попросту не мог подобрать лучших слов, и это говорит о замечательном писательском таланте Мэрилин;

коллектив Американского общества психических исследований - за помощь в уточнении ссылок, авторов и источников;

Марту Виссер и Шэрон Шуйлер - за помощь в рецензировании книги;

Росса Ветцстеона из журнала «Village Voice», попросившего меня написать статью о голографической теории, с чего все и началось;

Клэр Зайон, сотрудницу издательства «Simon & Schuster», которая первая предложила мне из статьи сделать книгу;

Люси Кролл и Барбару Хогенсон, оказавшихся незаменимыми литературными агентами;

Лоренса Ашмида, сотрудника издательства «Harper Collins» - за неизменную поддержку; а также Джона Мишеля - за бережную и вдумчивую редактуру.

Если я кого-нибудь нечаянно пропустил - пожалуйста, простите. Всем вам, названным и неназванным, моя сердечная благодарность.

В настоящее время мы располагаем новыми научными данными, имеющими огромное значение для будущего. Они в состоянии полностью перевернуть наши представления о человеческой психике, ее патологии и перспективах лечения. Некоторые из этих данных по своей значимости выходят за рамки психологии и психиатрии и бросают вызов всей ньютоно-декартовской парадигме, лежащей в основании западной науки. Они могут радикально изменить наше понимание человеческой природы, культуры и истории, да и самой реальности как таковой.

Д-р Станислав Гроф

о голографических явлениях в книге «Путешествие в поисках себя»

Введение

В фильме «Звездные войны» приключения главного героя, Люка Скайуокера, начинаются с того момента, как робот, орудуя лучом света, создает в воздухе миниатюрное трехмерное изображение принцессы Леи. Люк смотрит как завороженный на призрачное существо, призывающее на помощь некоего Обиван Киноби. Такое изображение носит наименование голограмма - трехмерная картинка, построенная с помощью лазера. Технология ее создания, можно сказать, граничит с чудом. Но как еще более ошеломляющую следует расценить гипотезу некоторых современных ученых, согласно которой сама наша вселенная подобна колоссальной голограмме. Другими словами, они считают, что мир, в котором мы живем, в действительности может представлять собой удивительно тонкую и сложную иллюзию, не более реальную, чем образ принцессы в кино, пленивший главного героя.

В самом деле, имеется немало данных, позволяющих предположить, что наш мир и все, что в нем находится, - от снежинок и листьев клена до электронов и комет, - всего лишь призрачные картинки-проекции, спроецированные из некоего уровня реальности, который находится далеко за пределами нашего обычного мира - настолько далеко, что там исчезают сами понятия времени и пространства.

Главными творцами этой удивительной идеи являются два выдающихся мыслителя нашего времени: Дэвид Бом, профессор Лондонского университета, любимый ученик Эйнштейна, один из наиболее выдающихся специалистов в области квантовой физики, - и Карл Прибрам, нейрофизиолог при Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга» - классического труда по нейропсихологии. Работая в различных областях науки, Бом и Прибрам пришли к сходным выводам. Бом стал приверженцем голографической теории вселенной после разочарования в общепринятых теориях, не способных дать удовлетворительное объяснение явлениям квантовой физики. Прибрам убедился в справедливости этой теории после того, как понял примерно то же самое в отношении общепринятой теории деятельности мозга, которая совершенно так же не в состоянии раскрыть множество нейрофизиологических загадок.

Однако после того, как Бом и Прибрам убедились в справедливости голографической теории вселенной, они увидели, что данная теория способна пролить свет на множество иных загадок, встречающихся в природе: например, объяснить способность угадывать направление звука тем, кто слышит только на одно ухо, или, скажем, нашу способность моментально узнавать знакомое лицо по прошествии многих лет, даже если облик знакомого изменился «до неузнаваемости».

Но самым поразительным в отношении голографической модели вселенной оказалось то, что она вдруг открыла природу и механику многих явлений, ранее ускользавших от объяснения, - таких, например, как телепатия, предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на расстоянии.

Все больше ученых убеждается в том, что с помощью голографической модели можно объяснить практически все паранормальные явления и любой мистический опыт; в последние годы мы являемся свидетелями значительного расширения исследований в этой области. Можно привести следующие примеры.

В 1980 году в университете штата Коннектикут д-р Кеннет Ринг с помощью голографической модели дал толкование феномену клинической смерти. Ринг, который избран президентом Международной Ассоциации по изучению явлений клинической смерти, считает, что подобный опыт, да и сама смерть, представляет собой не что иное, как перемещение сознания человека с одного уровня голографической реальности на другой.

Гипотеза о том, что Вселенная являет собой колоссальную голограмму, принадлежит выдающемуся физику 20-го века Дэвиду Бому. В чём суть концепции Бома, мало кем понятой и принятой, более того, сильно навредившей его безупречной до этого репутации физика-теоретика?

Дело в том, что Дэвид Бом не мог согласиться с достаточно безумной, но общепринятой интерпретацией квантовой механики, принадлежащей Нильсу Бору, согласно которой реальность зависит от наличия (отсутствия) наблюдателя: есть наблюдатель – есть реальность, нет наблюдателя – ни о какой реальности речи не идёт.

Бом же, с полным на то основанием, полагал: реальность – объективна, то есть существует всегда, вне зависимости от того, видит ли ее кто-нибудь или нет. Но он пошёл ещё дальше: за пределами доступной измерению реальности Бора, существует более глубокая реальность. Понимал Бом и то, что эта новая реальность являет собой некое неделимое целое, то есть нечто нелокальное.

Следующее, что подводило Бома к мысли о голографичности Вселенной, это то, что скрытый («импликативный» - по Бому) порядок новой глубокой реальности аналогичен импликативному порядку голограммы, нуждающемуся в расшифровке, в развертывании в пространстве в виде объемного изображения с помощью луча света - дешифратора.

На этом стоило бы поставить точку: Вселенная - голографична, она (на «глубоких» уровнях реальности) – нелокальна, целостна, обладает скрытым, импликативным порядком. Реальность нашего уровня – это экспликативный, раскрытый порядок. Связь между двумя описанными уровнями реальности – это связь между голограммой и голографическим изображением: по Бому наш вещественный мир как раз и является объемным голографическим изображением.

На минуту отвлечёмся от голографической темы и отметим, что концепция Бома – это первая последовательная иерархическая картина мира… К сожалению, всего лишь двухуровневая, как и вся квантовая механика. Эта картина содержит в себе все основные моменты иерархического миропонимания:

Относительную независимость двух уровней (импликативного и экспликативного);

Динамическая связь между уровнями (порядками);

Неравноценность уровней.

Но «голографический» взгляд на Вселенную ещё богаче: он предполагает, кроме иерархических свойств, способность нашего уровня реальности «сворачиваться» в другой, более глубокий, и, наоборот, способность глубинного, импликативного уровня разворачиваться «в обратном направлении».

Единственное, с чем нельзя согласиться в концепции Бома (кроме ограничения иерархии всего двумя уровнями реальности), это то, что нашу реальность (вещественный мир – в терминологии данной книги) Бом считает всего лишь голографическим изображением. И здесь сразу же возникает вопрос: изображением чего? Голография – это всегда три объекта: два «вещественных» (первый – изображаемый объект, служит основой голограммы – с него «считывается» информация, второй – сама голографическая фотография – кристалл, пластинка) и один почти «идеальный»: объемное изображение объекта.

Поскольку в рассмотрении Бома присутствуют всего два уровня, возникает вопрос: где «третий лишний» - объект или его изображение? Представляется, что «лишним» является изображение – оно необязательно. Есть объект (вещественный мир), есть полная голографическая информация о нем (мир свободного ЭМП) – это первичное. Изображение – вторично, необязательно, хотя и всегда может быть получено из голограммы.

Английский физик Дэвид Бом, эмигрировавший из США в период маккартиской "охоты на ведьм" в 1950-х годах, пришел к однозначному выводу, что сознание и материя являются двумы разными гранями единой реальности. При этом всю Вселенную он рассматривал как своего рода гигантскую текучую голограмму, или "холодинамику", общий порядок которой содержится в некотором неявном виде в каждой области пространства и времени.

Описываемый порядок представляет собой проекцию высших объемных уровней реальности, а кажущаяся стабильность и твердость объектов и существ, составляющих его, создается и поддерживается непрерывным процессом свертывания и развертывания.. В этом процессе субатомные частицы постоянно размываются в скрытый порядок, а затем снова рекристаллизируются.

Не существует дитохомии разум - материя, потому что на уровне сворачивания они идентичны. Незадолго до своей смерти в одной из последних работ Бом написал об этом следующее: "Сознание имеет гораздо больше скрытого порядка, нежели материя... Но на более глубоком уровне они (материя и сознание) на самом деле переплетены и неразделимы, как в компьютерной игре человек и экран связаны участием в общем цикле. С этой точки зрения разум и материя - это две грани одного целого, которые неразделимы, как форма и содержание".

Бом считал, что сознание является более тонкой формой материи, но основа для взаимодействия сознания с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном (скрытом) порядке. При этом сознание присутствует в разных степенях свертывания во всей материи, поэтому плазма, как отмечает М.Талбот, обладает признаками живого существа.

Характерным признаком сознания Бом отмечал способность формы быть динамичной и на этом основании видел нечто сознательное в поведении электрона. Подобным же образом, он считал, что разделение Вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла, поскольку одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, а жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной.

Вот как эти взгляды Бома комментирует М.Талбот: "Даже камень в некотором смысле живой, говорит Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в "энергии", "пространстве", "времени", во "всей ткани вселенной" и во всем остальном, что мы абстрактно выделяет из голодинамики и ошибочно рассматривает как независимо существующие объекты.

Идея о том, что сознание и жизнь (и, по существу, все во вселенной) суть свернутые во вселенной множества, имеет потрясающие следствия. Подобно тому как каждый кусочек голограммы содержит в себе изображение целого, каждая часть вселенной содержит в себе всю вселенную. Это значит, что, если бы мы знали, как пользоваться этим свойством, мы могли бы обнаружить галактику Андромеды на мизинце своей левой руки... Каждая клетка нашего тела уже содержит в себе весь свернутый космос. Этим же свойством обладает и каждый лист, каждая капля дождя и каждая пылинка..."

Таким образом, можно сделать вывод, что современная квантовая физика помещает сознание в центр реальности. Но то, как сознание создает эту реальность, пока остается тайной.

Голографическая модель Вселенной и мозг человека

В настоящее время имеется немало данных, позволяющих
предположить, что и наша вселенная и наше мышление работают на одном и
том же голографическом принципе. Ученые, наблюдающие за нашей вселенной,
всё чаще приходят к мысли о том, что внешний мир построен по
голографическому принципу, и точно так же нейрологи и психологи приходят
к выводу о голографической организации нервной системы.

Рассмотрим некоторые аспекты голографической реальности.

Самой
этой идее – голографии – уже больше полувека. Основные положения
голографического принципа были сформулированы еще Дэвидом Бомом в
середине XX века. Дэвид Бом был профессором Лондонского университета,
любимым учеником Эйнштейна и одним из наиболее выдающихся специалистов в
области квантовой физики. Согласно теории Бома, весь мир устроен
примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок
голограммы содержит в себе всё изображение трехмерного объекта, так и
каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных
частей.

Основой для рассуждений ученого стал
парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена (ЭПР), когда «сцепленные»
частицы ведут себя строго взаимосвязанно, так что изменение состояния
одной приводит к мгновенной перемене в состоянии другой. И самое главное
– расстояние тут не играет абсолютно никакой роли.

Существование
этого феномена – подтвержденный научный факт, который тем не менее
противоречит и здравому смыслу, и теории относительности Эйнштейна.
Размышляя над этим вопросом, Бом пришел к выводу, что элементарные
частицы взаимодействуют между собой не потому, что существует какой-то
исключительный механизм обмена информацией со скоростью, превышающей
скорость света, а потому, что на более глубоком уровне реальности они
представляют собой один объект.

Раздельными мы
видим эти частицы только потому, что способны наблюдать только один
аспект реально существующего мира. Бом пошел даже дальше, предположив,
что порождающей наблюдаемый мир матрицей служит некий «скрытый» порядок,
проекцией которого является не только материя, но и сознание.

И
вот наконец в 2008 году физик Крейг Хоган из Национальной лаборатории
им. Ферми (США) сформулировал концепцию, согласно которой наша
физическая реальность является результатом проекции границ Вселенной. Он
назвал это голографическим принципом. Информация, которая сосредоточена
на границах Вселенной, не распределена по ней непрерывно, но состоит из
«битов», размеры которых соответствуют так называемым квантам
пространства. Хоган даже попытался предсказать, как его теория может
быть подтверждена экспериментом: детекторы гравитационных волн должны
зафиксировать «шум» пространства-времени. И какой-то шум в самом деле
был зафиксирован.

А теперь по поводу гипотезы
голографического принципа работы мозга. Возможно, кому-то эта гипотеза
покажется спорной и фантастической, но результаты квантовой физики
просто заставляют пересмотреть многие уже устоявшиеся научные концепции.

Итак, Дэвид Бом тщательно проанализировал
современные парадоксы и проблемы, связанные с теорией относительности и
квантовой физикой, и высказал мысль, что эти противоречия возникли от
того, что наши представления об организации наблюдаемых явлений в
значительной мере зависят от тех аппаратов, с помощью которых
осуществляется наше восприятие.

Однако тогда еще не были раскрыты те законы, которые дают возможность как психологу, так и физику обеспечить описание единой структуры мира.

Еще
один выдающийся мыслитель нашего времени внес огромный вклад в развитие
теории голографического принципа – Карл Прибрам, нейрофизиолог при
Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга», которая
является классическим трудом по нейропсихологии.

Голографическая
модель вселенной открыла природу и механику многих явлений, ранее
ускользавших от объяснения, – таких, например, как телепатия,
предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже
психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на
расстоянии.

Всё больше ученых убеждается в том,
что с помощью голографической модели можно объяснить практически все
паранормальные явления и любой мистический опыт.

Как происходило становление гипотезы голографической модели.

В
начале 1940-х годов Прибрам, исследовал природу памяти, а в частности,
ее местонахождение. В то время считалось, что память о каждом явлении
или вещи запечатлена в определенных клетках мозга. Такие следы памяти
получили наименование энграмы, и хотя никто не мог толком
сказать, что они такое – нейроны или, возможно, молекулы особого рода, –
большинство ученых было уверено, что со временем эти самые энграмы
непременно обнаружат.

Основанием этой
уверенности были исследования, проведенные в 1920-е годы канадским
нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, которые показали, что у специфической
памяти действительно имеется конкретная локализация в головном мозге.
Благодаря нечувствительности к боли можно проводить эксперименты над
мозгом человека под местной анестезии кожи головы и костных тканей,
причем при полном сознании оперируемого. Пенфилд использовал этот факт
при проведении ряда экспериментов на мозге людей, у которых имелись
показания к лечению эпилепсии оперативным путем.

Пенфилд
стимулировал электрическим током те или иные участки мозга и к своему
изумлению обнаружил, что стимулирование височных долей мозга приводит к
тому, что оперируемый начинает вспоминать прошлые события во всех
мельчайших подробностях. Один человек вдруг услышал давнюю свою беседу с
друзьями из Южной Африки; один мальчик вспомнил свой разговор с матерью
по телефону и после нескольких прикосновений электрода был в состоянии
повторить слово в слово каждую реплику; одна женщина вдруг обнаружила,
что она у себя в кухне и слышит все, что делает ее ребенок в другой
комнате. Интересно, что когда Пенфилд делал вид, что стимулирует совсем
другую область мозга, обмануть пациентов все же не удавалось: касание к
одной и той же точке неизменно вызывало одни и те же воспоминания.

В
книге «Загадка сознания», опубликованной незадолго до смерти в 1975
году, Пенфилд написал: «Это не фантазии на манер сновидений. Я вызывал
электрическую активацию записей прошлого опыта пациентов. Пациенты
заново переживали свой опыт, словно он был заснят на кинопленке».

На
основании своих исследований Пенфилд заключил, что все, что мы
когда-либо испытывали в жизни, записывается мозгом. Наша память содержит
полную запись всех, даже самых незначительных, ежедневных событий.

Вначале
Прибрам принял на веру теорию энграм. Но затем его взгляды изменились. В
1946 г. он начал работать с другим выдающимся нейропсихологом Карлом
Лэшли из Йеркешской лаборатории высших приматов в Ориндж-Парк (штат
Флорида). В распоряжении Прибрама оказался огромный опыт, накопленный
Лэшли в течение тридцати лет исследований загадочного механизма памяти, и
оказалось, что эксперименты Лэшли ставят под сомнение не только само
существование энграм, но и все выводы Пенфилда.

Лэшли
занимался тем, что обучал крыс выискивать наперегонки кратчайший путь в
лабиринте. Затем он удалял различные участки мозга крыс и заново
подвергал их испытанию. Его целью было локализовать и удалить тот
участок мозга, в котором хранилась память о способности бежать по
лабиринту. К своему удивлению он обнаружил, что вне зависимости от того,
какие участки мозга были удалены, память в целом нельзя было устранить.
При любых удалениях частей мозга была лишь нарушена моторика крыс, так
что они еле передвигались по лабиринту, и даже при удалении значительной
части мозга их память оставалась нетронутой.

Для
Прибрама это были исключительно важные открытия. Если бы память
хранилась в определенных участках мозга, подобно тому как книги
располагаются в определенных местах на полках, то почему хирургическое
вмешательство не влияло на память? В понимании Прибрама единственным
ответом могло быть то, что конкретная память не локализуется в
определенных участках мозга, а каким-то образом распределена по
всему мозгу, как единое целое. А надо отметить, что Прибрам тогда
совсем не знал, какой механизм или процесс может дать удовлетворительное
обоснование этой гипотезе, ибо он был далек от квантовой физики. Да и
Лэшли тоже не мог найти никакого объяснения.

В
1948 году Прибраму предложили должность в Йейльском университете, и
перед тем, как туда перебраться, он помог Лэшли описать его
монументальные тридцатилетние эксперименты. А в Йейльском университете
Прибрам обдумал всё как следует и выдвинул свою гипотезу о том, что
память скорее всего распределена в мозговой ткани. Все пациенты, у
которых мозг был частично удален по медицинским показаниям, никогда не
жаловались на потерю конкретной памяти. Удаление значительной части
мозга может привести к тому, что память пациента станет расплывчатой, но
никто еще не терял после операции избирательную, так называемую
селективную память. Например, люди, получившие травму головы в
автомобильных катастрофах, всегда помнили всех членов своей семьи или
прочитанный ранее роман. Даже удаление височных долей – той области
мозга, которую Пенфилд подверг особенно пристальному изучению, – не
приводило к каким-либо провалам в памяти пациента. Идеи Прибрама были
подтверждены в экспериментах, проведенных впоследствии как им самим,
так и другими исследователями на пациентах, не относящихся к
эпилептикам.

Итак, не удалось подтвердить выводы
Пенфилда об избирательной стимуляции памяти. Сам Пенфилд не смог
повторить свои результаты на пациентах, не страдающих эпилепсией.

Прибрам
еще долго не мог понять, как мозгу удается сохранять память при
удалении значительных кусков мозга. И только к середине 1960-х годов
Прибрам прочел в журнале "Scientific American" статью, где описывались
первые опыты построения голограммы. Как только Прибрам понял принцип
голограммы, он сразу же понял, что нашел разгадку. Открытие принципа
голограммы для Прибрама привело к полноценному решению той головоломки, с
которой Прибрам столько лет безуспешно боролся. Всё вставало на свои
места.

Необходимо знать хотя бы приблизительно,
что такое голограмма, чтобы понять почему голограмма подходит как
разгадка работы памяти. Одно из явлений, лежащих в основе голограммы, –
это интерференция, то есть паттерн (узор), возникающий в результате
наложения двух или более волн (например, на поверхности воды). Если,
например, бросить в пруд камешек, это произведет серию концентрических,
расходящихся волн. Если же бросить два камешка, мы увидим соответственно
два ряда волн, которые, расходясь, налагаются друг на друга.
Возникающая при этом сложная конфигурация из пересекающихся вершин и
впадин известна как интерференционная картина.

Такую
картину может создавать любое волновое явление, включая свет и
радиоволны. Особенно эффективен в данном случае лазерный луч, поскольку
он является исключительно чистым источником света. Лазерный луч создает,
так сказать, совершенный камешек и совершенный пруд. Поэтому лишь с
изобретением лазера открылась возможность получать искусственные
голограммы.

Голограмма создается, когда
одиночный луч лазера расщепляется на два отдельных луча. Первый луч
отражается от фотографируемого объекта, после чего второй луч
сталкивается с отраженным светом первого. При этом они создают
интерференционное изображение, которое затем записывается на пленку.

Для
невооруженного глаза картинка, получаемая на пленке, совершенно не
похожа на фотографируемый объект. Отдаленно она напоминает
концентрические круги, получаемые после броска в воду целой горсти
камешков. Но как только луч другого лазера (или, в некоторых случаях,
просто направленный яркий свет) попадает на пленку, возникает трехмерное
изображение первоначального объекта. Трехмерность изображения таких
объектов удивительно реальна. Можно обойти голографическую картинку и
увидеть ее под разными углами, как будто это реальный объект. Однако при
попытке потрогать голограмму рука просто пройдет через воздух и вы
ничего не обнаружите.

Трехмерность – не
единственное замечательное свойство голограммы. Если часть
голографической пленки, содержащей, например, изображение розы,
разрезать на две половинки и затем осветить лазером, каждая половинка
будет содержать целое изображение розы! Даже если каждую из половинок
снова и снова делить пополам, целая роза по-прежнему будет появляться на
каждом маленьком кусочке пленки (хотя изображения будут ухудшаться по
мере уменьшения кусочков). В отличие от обычных фотографий, каждая
небольшая частичка голографической пленки содержит всю информацию
целого.

А теперь об экстрасенсах

Стефан
Оссовецкий, поляк, родившийся в России, был одним из самых одаренных
ясновидящих XX века. Способность видеть прошлое пробудилась в нем, когда
он держал в руке кусочек окаменелой человеческой ступни (1935 год).

Оссовецким
заинтересовался Станислав Понятовский, профессор Варшавского
университета и самый известный польский этнолог того времени.
Понятовский проверил способности Оссовецкого, показав ему различные
осколки каменных инструментов, собранных с археологических раскопок по
всему миру. Большинство этих окаменелостей напоминало обычные камни, и
только взгляд специалиста мог угадать в них продукты человеческого
труда. Но Оссовецкий неизменно угадывал предметы, описывая их возраст,
происхождение и место, где они были найдены. Несколько раз места
обнаружения, указываемые Оссовецким, не совпадали с записями
Понятовского, и каждый раз Понятовский обнаруживал ошибку в своих
записях.

Оссовецкий во всех случаях использовал
один и тот же метод:брал объект в руки и концентрировался на нем, пока
комната и даже его собственное тело не растворялись и не исчезали из
поля зрения. После этого перед ним возникало трехмерное изображение
прошлого, где он мог перейти к любому месту по желанию и увидеть то, что
хотел. Во время этих экспериментов Оссовецкий представил около сотни
такого рода деталей прошлого, казавшихся вначале ошибочными, однако
подтвердившихся впоследствии. Он сказал, что люди каменного века
использовали масляные лампы – что и подтвердили раскопки в городе
Дордонь (Франция). В ходе этих раскопок были обнаружены масляные лампы
точно таких размеров и вида, которые он описал. Он сделал подробные
рисунки животных, на которых в то время охотились, обрисовал хижины и
ритуалы похорон – все было впоследствии подтверждено археологическими
находками.

Ретрокогнитивность, или
способность некоторых индивидуумов сдвигать фокус своего внимания и
буквально вглядываться в прошлое, многократно подтверждалась
исследователями. В серии экспериментов, проведенных в 1960-е годы с
участием выдающегося голландского экстрасенса Жерара Круазе, инициаторы
экспериментов В. X. К. Тенхаефф, директор Института парапсихологии при
Утрехтском государственном университете, и Мариус Волкофф, декан
факультета искусств Университета Витвотерсранд (Йоханнесбург, Южная
Африка), обнаружили, что Круазе может проводить психометрию мельчайших
фрагментов костей и точно описывать их прошлое. Д-р Лоренс Лешан,
психолог нью-йоркской городской больницы и еще один бывший скептик,
провел подобные эксперименты с известным американским экстрасенсом Эйлин
Гарретт. На ежегодной конференции Американской антропологической
ассоциации в 1961 году археолог Кларенс В. Вейянт признался, что не смог
бы сделать сенсационного открытия Трез Запотес, если бы не помощь
экстрасенса. Стивен А. Шварц, бывший редактор журнала «National
Geographic» и член секретариата Дискуссионной Группы по вопросам
обороны, связанной с инновациями, технологиями и социальными проблемами
при Массачусетском технологическом институте, считает, что
ретрокогнитивность не только вполне достоверна и надежна, но и вызовет в
будущем переворот в научном мышлении, наподобие тех, которые произошли
после открытий Коперника и Дарвина. Шварц настолько уверен в своих
открытиях, что посвятил истории сотрудничества между ясновидящими и
археологами фундаментальный труд, озаглавленный «Тайны в складках
времени». «Вот уже три четверти века как экстрасенсорная археология
стала реальностью, – говорит Шварц. – Этот новый подход показал с
большой убедительностью, что пространственно-временные рамки, принятые
большинством ученых в качестве основного инструмента материалистического
понимания вселенной, не являются абсолютными».

Наличие
у экстрасенсов описанных выше способностей указывает на то, что прошлое
не теряется, но продолжает существовать в некоторой форме, доступной
для человеческого восприятия. Общепринятая теория вселенной не допускает
такого положения вещей, другое дело – голографическая модель. Из идеи
Бома о том, что поток времени – это продукт постоянного свертывания и
развертывания вселенной, вытекает, что настоящее свертывается и
становится частью прошлого, оно не перестает существовать, а просто
возвращается в космическое хранилище импликативного порядка. Бом так и
говорил: «Прошлое действует в настоящем в виде импликативного порядка».

Если, как полагает Бом, сознание также имеет
свой источник в импликативном, то это означает, что человеческая психика
и голографическая запись прошлого существуют в одной области и являются
соседями. Поэтому для доступа к прошлому может понадобиться всего лишь
особая концентрация внимания. Возможно, именно врожденной способностью к
ней обладают ясновидящие, такие, как Макмюллен и Оссовецкий; однако,
если вспомнить все необычные способности человека, можно прийти к
выводу, что, согласно голографической теории, этот талант в скрытой
форме имеется у каждого из нас.

В голограмме
можно обнаружить способ, с помощью которого прошлое записывается в
импликативном. Если каждый момент некого события, например выдувания
мыльных шариков, записывается как ряд последовательных картинок на
голограмме, каждая картинка становится подобной кинокадру. Если эта
голограмма «белого света», то есть представляет собой аналог
голографической пленки, изображения на которой можно видеть
невооруженным глазом без дополнительного света лазера, то человек,
проходящий мимо «пленки» под разными углами, увидит трехмерную
движущуюся картинку выдувания мыльного шарика. Другими словами, по мере
развертывания и свертывания различных изображений будет создаваться
иллюзия движения.

Можно предположить, что
различные моменты выдувания шариков преходящи и невоспроизводимы, но это
не так. На голограмме записывается все действие полностью, и только
смена угла зрения создает иллюзию того, что данное действие
развертывается во времени. В голографической теории предполагается, что
нечто подобное происходит и с прошлым. Вместо того чтобы кануть в
небытие, прошлое записывается в космической голограмме и может стать
вновь доступным.

Еще одно свойство
ретрокогнитивного опыта, доказывающее реальность голограммы, –
трехмерность воспринимаемых сцен. Например, экстрасенс Рич, которая
может выполнять психометрию предметов, согласна с Оссовецким в том, что
видение может обладать большей реальностью, чем фактическое окружение.
«Такое впечатление, что сцена, развертывающаяся перед глазами, вытесняет
все остальное, – говорит Рич. – Как только она начинает развертываться,
я становлюсь ее частью. Я словно нахожусь одновременно в двух местах.
Сознавая свое присутствие в комнате, я в то же время нахожусь внутри
своего видения». Такую же нелокальность проявляет и голография.
Экстрасенсы способны входить в конкретное прошлое, находясь как на самом
месте археологических раскопок, так и за много миль от них. Другими
словами, запись прошлого, судя по всему, не привязана к конкретному
месту соответствующих прошлых событий, а, подобно информации в
голограмме, имеет нелокальный характер. Доступ к ней возможен из любой
точки пространственно-временного континуума. Нелокальный аспект данного
явления подтверждается еще и тем фактом, что многим экстрасенсам даже не
нужна психометрия для подключения к прошлому. Знаменитый ясновидящий из
штата Кентукки Эдгар Кейси мог подключаться к прошлому, лежа в
состоянии дремоты на диване у себя дома. Он надиктовывал целые тома об
истории человеческой расы и был поразительно точен в деталях. Например,
он указал на местоположение и историческую роль общины ессеев в Кумране
за одиннадцать лет до обнаружения свитков Мертвого моря, подтвердивших
его прозрения.

Интересно заметить, что многие
ретрокогнитивные личности способны видеть энергетическое поле человека.
Когда Оссовецкий был еще ребенком, мать давала ему глазные капли для
того, чтобы он перестал видеть цветной ореол вокруг людей. Макмюллен
также может ставить диагноз по состоянию энергетического поля. Это дает
нам основание предположить, что ретрокогнитивные личности могут
подключаться к более тонким и вибрирующим аспектам реальности. Другими
словами, прошлое может быть закодировано в частотной области Прибрама,
являясь частью космических интерференционных картин. На эту часть
голограммы, которую большинство из нас вычеркнули из памяти, только
немногие способны настраиваться и преобразовывать воспринимаемое в
видимые образы. Как говорит Прибрам: «Возможно, в голографической форме,
в частотной области, прошлое, имевшее место четыре тысячи лет назад,
соседствует с завтрашним днем».

Голографическая
теория все еще находится на стадии разработки и представляет собой
мозаику различных взглядов и фактов. Некоторые ученые считают, что она
не может называться теорией или моделью, так как эти разрозненные факты
не объединены в единое целое.

Голографическая
теория открывает нам существование паранормального. Это немаловажный
аргумент, если учесть, что за последние десятилетия накопилось большое
количество фактов, свидетельствующих о неадекватном нынешнем понимании
реальности.

Дэвид Бом и Карл Прибрам пришли к
выводу, что вся наша вселенная представляет собой гигантскую голограмму,
где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей
картине бытия и где всё взаимосвязано и взаимозависимо, а наш мозг
вполне способен настраиваться на определенные частоты и извлекать нужные
нам голограммы из космических интерференционных картин вселенной.

известный учёный-физик, знаменитый своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии.

Смерть Дэвида Бома 27 декабря 1992 года стала огромной потерей не только для научного мира, Дэвид Бом был одним из самых выдающихся физиков теоретиков своего поколения, он был бесстрашным противником научной ортодоксии.

Его интересы простирались далеко за пределы физики и затрагивали биологию, психологию, философию, религию, искусство, а также будущее общества.

В основе его инновационного подхода ко многим вопросам была фундаментальная идея, о том, что за гранью видимого и материального мира, глубже, лежит импликативный порядок неделимого единства.

Дэвид Джозеф Бом родился в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, в 1917 году. Он заинтересовался наукой в ранние годы; будучи еще мальчиком, он изобрел чайник, не проливающий мимо ни капли воды, его отец, преуспевающий бизнесмен, уговорил его заработать на этом денег. Но после того как он узнал, что ему необходимо провести исследование и выяснить будет ли этот товар востребован на рынке, его интерес к бизнесу сразу же увял, и вместо этого он решил стать физиком теоретиком.

В 1930-х годах, он поступил в Колледж штата Пенсильвания, где глубоко заинтересовался квантовой физикой, физикой субатомного мира. После окончания колледжа он поступил в Калифорнийский Университет в Беркли. В то же самое время он работал в Радиационной Лаборатории им. Лоуренса, где после получения степени доктора в 1943 году, он начал свою поворотную работу в своей карьере над плазмой (плазма это газ, содержащий в себе повышенную концентрацию электронов и позитивных ионов).

Бом удивился, обнаружив, что когда электроны находятся в плазме, они прекращают вести себя как индивиды, и начинают действовать как часть большей и взаимосвязанной целостности. Позже он отметил, что он у него часто возникало впечатление, что море электронов было в каком-то смысле живым.

В 1947 году, Бом занял место ассистента профессора в Принстонском Университете, где он расширил свое исследование электронов в металлах. И снова на лицо были, казалось бы, случайные передвижения отдельных электронов, каким-то образом создавали высокоорганизованные общие результаты. Инновационная работа Бома в этой области, упрочила его репутацию как физика теоретика.

В 1951 году, Бом написал классический учебник озаглавленный «Квантовая Теория», в которой он представил ясную оценку ортодоксии Копенгагенской Интерпретации квантовой физики.

Копенгагенская Интерпретация была сформулирована Нильсом Бором и Вернером Хейзенбергом в 1920-х годах, и по-прежнему имеет сильное влияние сегодня. Но даже еще до публикации книги, Бома одолевали сомнения о постулатах, заложенных в основе общепринятого подхода.

Он испытывал трудности в принятии того, что субатомные частицы не существовали в реальности, а принимали определенные свойства, только тогда, когда физики пытались проводить их наблюдение и измерение.

Ему также было трудно поверить в то, что квантовый мир характеризовался абсолютной непредсказуемостью и случаем, и что все вещи происходили безо всякой причины. Он начал подозревать, что могут быть более глубокие причины, скрывающиеся за видимостью случайной и сумасшедшей природы субатомного мира.

Бом отправил копии своего учебника Нильсу Бору и Альберту Эйнштейну. Бор не ответил, а вот Эйнштейн позвонил ему и сказал ему, что хотел бы обсудить с ним его работу. В итоге это обернулось шестимесячной серией оживленных бесед, Эйнштейн с энтузиазмом рассказывал Бому, что он никогда видел квантовою теорию, представленную так ясно, и признался, что тоже не удовлетворен ортодоксальным подходом.

Они оба восхищались способностью квантовой теории предсказывать события, однако они не могли принять мнение, что она закончена, и что представляется невозможным прийти к полному пониманию происходящего в квантовом царстве.

Пока он писал «Квантовую Теорию», у него возник конфликт с Маккартизмом. Его вызвали, чтобы предстать перед Комитетом по Антиамериканской Деятельности с целью дачи показаний против своих коллег и товарищей. Будучи человеком принципа, он отказался.

Результаты не заставили себя долго ждать, вскоре его контракт с Принстоном был аннулирован, и он был лишен возможности найти работу в США. Сначала он поехал в Бразилию, затем в Израиль, и наконец в 1957 году он приехал в Британию, где работал в Бристольском Университете и позже Профессором Теоретической Физики в Беркбек-Колледже, при Лондонском Университете, вплоть до своей отставки в 1987 году.

Бома будут помнить превыше всего за две радикальные научные теории:

Свободную интерпретацию квантовой физики;

Теорию импликативного порядка и неделимого единства;

Так же стоит упомянуть и о других работах этого знаменитого ученого:

  • Манхэттенский проект,
  • Диффузия Бома,
  • Эффект Ааронова - Бома,
  • Приближение случайных фаз,
  • Голографическая модель мозга,
  • Бомовский диалог.

В 1952 году, спустя год после дискуссий с Эйнштейном, Бом опубликовал два исследования, которые затем назовут свободной интерпретацией квантовой теории, и он продолжил развивать и совершенствовать свои идеи до конца своей жизни.

«Свободная интерпретация, — говорил Бом, — открывает дверь в творческий процесс скрытых и более тонких уровней реальности». По его точке зрения, субатомные частицы, такие как электроны не простые, бесструктурные частицы, а весьма сложные и динамичные объекты.

Он отклонял мнение о том, будто бы движение этих частиц, полностью неопределенно и изменчиво; наоборот они следуют по точной и определенной траектории, но это происходит не только за счет действия обычных физических сил, но и при участии едва уловимой силой, которую он называл квантовым потенциалом.

Квантовый потенциал руководит движением частиц, обеспечивая их «активной информацией» обо всей окружающей среде. В качестве примера, Дэвид Джозеф Бом приводит корабль, который ведется с помощью радаров; радарный сигнал несет в себе информацию обо всем, что окружает корабль, и дает ему направление движения, энергия которого производится более мощной, но бесцельной, силой его двигателей.

Квантовый потенциал пронизывает собой весь космос и обеспечивает прямые соединения между квантовыми системами.

В 1959 году, Бом и молодой студент-исследователь Якир Ахаронов, обнаружили важный пример, иллюстрирующий квантовую взаимосвязанность. Они установили, что в определенных условиях электроны способны «чувствовать» присутствие ближайшего к ним магнитного поля, даже если они путешествуют в тех регионах пространства, где сила поля равна нулю.

Этот феномен известен сегодня как эффект Ахаронова-Бома, и когда было впервые объявлено об открытии, многие физики отреагировали скептически. Даже сегодня, несмотря на подтверждение эффекта в бесчисленных экспериментах, время от времени появляются публикации, утверждающие, что его не существует.

В 1982 году, в Париже, исследовательской командой под руководством физика Алена Аспекта, был поставлен выдающийся эксперимент, с целью протестировать квантовую взаимосвязанность. В его основе был мысленный эксперимент (известный также как «парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена»), предложенный в 1935 году, Альбертом Эйнштейном, Борисом Подольским и Натаном Розеном.

Но еще больше в его основе было фундаментальной теоретической работы, проделанной Дэвидом Бомом и одним из его, приверженцев-энтузиастов физиком Джоном Беллом из ЦЕРНА, Европейской организации по ядерным исследованиям вблизи Женевы.

Результаты эксперимента показали, что субатомные частицы, находясь, далеко друг от друга, способны обмениваться информацией путями, которые невозможно объяснить передачей сигналов идущих со скоростью света, или медленнее.

Многие физики считают эти «нелокальные» соединения обладают молниеносной скоростью передачи данных. Альтернативная точка зрения гласит, что здесь вовлечены более тонкие, нефизические энергии, способные двигаться быстрее света, однако у этой точки зрения, мало сторонников, поскольку до сих пор, большинство физиков убеждено, что ничто не может передвигаться быстрее скорости света.

Свободная интерпретация квантовой теории, с самого начала столкнулась с равнодушием и враждебностью со стороны других физиков, которые не одобряли могучие вызовы, которые, Бом бросал всеобщему консенсусу. Однако, в последние годы его теория стала набирать «респектабельность».

Представляется вполне возможным, что подход Бома будет развиваться в разных направлениях. Например, большое количество физиков, включая Жана-Пьера Вигиера и еще нескольких физиков из Института Анри Пуанкаре в Париже, описывают квантовый потенциал в терминах флуктуаций эфирного поля.

В 1960-х, Бом начал внимательней присматриваться к идее о порядке. Однажды в одной телевизионной программе он увидел устройство, которое разожгло огонь его воображения. Оно состояло из двух стеклянных концентрических цилиндра, пространство между ними было заполнено глицерином, крайне вязкой жидкостью. Если добавить чернильную каплю в жидкость, и затем перевернуть внешний цилиндр, то капля вытянется в тонкую нить и в конце концов станет настолько тонкой, что исчезнет из виду; частицы чернил сворачиваются в глицерине.

Но если цилиндр перевернуть в противоположном направлении, то нитеобразная форма появиться снова и обратно превратиться в каплю; весь процесс происходит вспять. Бом осознал, что когда чернила рассеиваются в глицерине, то они не находятся в состоянии «беспорядка», нет, однако они находятся в состоянии скрытого, невидимого порядка.

По мнению Бома, все видимые объекты, частицы, структуры и события в окружающем нас мире, это относительно автономные, стабильные и временные «подединства», являющиеся проекциями более глубокого, импликативного порядка, неделимого единства.

Бом приводит в качестве примера текущий поток:

В потоке можно увидеть постоянно меняющийся узор водоворотов, ряби, волн, брызг и т.д., и с виду кажется, что у него нет независимости как таковой.

Скорее всего, они абстрагируются от общего движения потока, появляясь и исчезая во всеобщем процессе течения. Подобное мимолетное существование, которое присуще этим абстрактным формам, подразумевает лишь относительную независимость или автономию, нежели абсолютно самостоятельное существование как абсолютных сущностей.

Мы обязаны научиться видеть во всем «Неделимое Единство в Текущем Моменте». Другая метафора, которую использовал Бом, чтобы проиллюстрировать импликативный порядок – это голограмма. Чтобы создать голограмму, нужно расщепить лазерный свет на два луча, один из которых будет отражаться от фотографируемого объекта на пленку, где оба луча соединяются и создают интерференционную картинку.

Для невооруженного глаза сложнейшие завитки интерференционного узора ни чего не значат, и выглядят как беспорядочная масса.

Но подобно чернилам, растворенным в глицерине, узор обладает скрытым, свернутым порядком, и когда на пленку направляется лазерный луч, то возникает трехмерное изображение первоначального объекта, которое можно рассмотреть с любого угла. Отличительной чертой голограммы, является то, что можно разрезать пленку с изображением на множество маленьких частей, и каждая будет содержать в себе оригинальное изображение, однако, чес меньше будет кусочек, тем мутнее будет становиться картинка.

Это происходит, поскольку форма и структура всего объекта закодирована по всей поверхности фотографической записи.

Бом предположил, что вся вселенная представляет собой, своего рода гигантскую, текущую голограмму, или голодвижение, как он называл это, в котором всеобщий порядок содержится в каждой, отдельно взятой части пространства и времени.

Скрытый порядок является проекцией более высоких уровней реальности, и видимое постоянство и твердость объектов и частиц, создается и поддерживается благодаря нескончаемому процессу свертывания и развертывания, в котором субатомные частицы постоянно растворяются и рекристаллизуются в импликативном порядке.

В свободной интерпретации постулируется, что квантовый потенциал соотносится с импликативным порядком. Но Бом предполагал, что квантовый потенциал в свою очередь управляется и формируется супер квантовым потенциалом, представляющий собой второй импликативный порядок или супер импликативный порядок.

Более того он полагал, что может быть бесконечная череда серий, или иерархий, импликативных (или «порождающих») порядков, некоторые из них могут являться замкнутыми системами, а некоторые нет. Вышестоящие импликативные порядки создают нижестоящие, которые затем оказывают влияние на еще более низшие и так далее.

Верил, что жизнь и сознание лежат где-то глубоко в порождающем порядке и соответственно они представлены на разных уровнях материи, включая такие «неживые» субстанции как электроны и плазма. Он наводил на мысль о том, что в материи может быть своего рода«проторазум», отсюда следует, что новые эволюционные модели развития не появляются случайным образом, а творчески создаются и интегрируются из импликативных уровней реальности.

Мистический смысл идей Бома подчеркиваются в его замечании, что импликативная сфера «может быть в равной степени названа идеализмом, духом, сознанием. Разделение на два – материи и духа – не более чем абстракция. Основа всегда одна и та же».

Как и у всех подлинно великих мыслителей, философские идеи Дэвида Бома нашли свое отражение в его характере и стиле жизни. Его студенты и коллеги описывали его как абсолютно не эгоистичного и неконфликтного человека, всегда готового делиться своими последними идеями с другими, открытого свежим идеям, и всецело преданного страстному исследованию природы реальности. Или словами одного из его бывших студентов, «Его можно охарактеризовать лишь как светского святого».

Бом считал всеобщую тенденцию индивидов, социальных групп, наций, рас и т.д., к дифференциации и разделению, главным источником всех конфликтов на планете. Он надеялся, что однажды люди осознают естественную взаимосвязанность всех вещей и объединятся с целью построить единый и гармоничный мир.

Нельзя придумать лучшей дани памяти Дэвиду Бому, его жизни и работе, чем принять это послание как можно ближе к сердцу и сделать идею о вселенском братстве основным принципом нашей жизни.