По следам снежного человека, или Кто ты, йети? Встреча с неизвестным

Ралф Иззард

По следам снежного человека

(Сокр. пер. с англ. В. И. Ровинского)

Сергей Обручев

От редакции

За последние годы в связи с оживлением интереса к Гималаям за рубежом опубликовано много работ об этой горной стране. Большая часть вышедших книг посвящена описанию восхождений на Эверест (Джомолунгму) и другие восьмитысячники, и лишь в немногих затрагиваются вопросы физической географии Непала и этнографии населяющих его народов.

Из изданий, содержащих большой материал о Гималаях, значительный интерес представляет книга Иззарда, в которой, кроме основной проблемы, много внимания уделено описанию природы Гималаев и местного населения.

В этой книге изложены результаты экспедиции 1954 г., организованной английской газетой «Дейли мейл» для поисков «снежного человека» (йети).

Хотя о следах этого загадочного существа европейские путешественники сообщали уже начиная с конца XIX в., но эта проблема привлекла серьезное внимание только в последнее время.

Иззард, сотрудник газеты «Дейли мейл», побывавший в 1953 г. в Индии и Непале в качестве корреспондента, заинтересовался вопросом о снежном человеке и решил организовать экспедицию для его поисков. Ему удалось обеспечить финансовую поддержку своей газеты и привлечь к участию в экспедиции специалистов-зоологов и антропологов.

Как и всякое газетное предприятие в капиталистических странах, эта экспедиция сопровождалась шумной саморекламой, но тем не менее она носила научный характер и были проведены разносторонние, комплексные исследования.

Экспедиция Иззарда в сущности не достигла своей основной цели - участникам ее не удалось увидеть снежного человека. Но в результате их работы были собраны серьезные материалы для решения вопроса о его существовании.

При маршрутах по долинам в верховьях рек южного склона Гималаев были обнаружены на снегу в ряде мест следы нескольких йети. По этим следам исследователи прошли десятки километров и могли изучить повадки животного и установить места его обитания.

Сотрудники экспедиции записали рассказы очевидцев, главным образом шерпов, лично встречавших йети или слышавших его крики. Все эти показания, заслуживающие доверия, позволяют дать описание внешнего вида йети.

Наконец, экспедиции удалось найти хранившиеся в двух монастырях в числе священных реликвий скальпы, снятые с головы йети, до этого времени не известные европейцам. Скальпы эти разрешено было сфотографировать, измерить и взять с них образцы шерсти; в третьем монастыре получен был небольшой кусок кожи йети. Участники экспедиции и некоторые английские ученые считают, что эти скальпы действительно представляют кожный покров верхней части головы йети, но некоторые специалисты, исследовавшие в Англии шерсть со скальпа, пришли к выводу, что она принадлежит какому-то неизвестному животному, а скальп снят, может быть, не с головы, а с плеча его. Как сообщает в своей недавно вышедшей книге «В высокогорном Непале» Норман Харди (участник экспедиции 1955 г. на Канченджангу), в монастыре Ронгбук (на подходе к Эвересту с севера, из Тибета) хранится будто бы третий скальп.

В приложении к книге Иззарда помещена статья английского антрополога В. Чернецкого, в которой автор пытается по следам и скальпу дать реконструкцию внешнего вида и черепа йети и определить его систематическое положение среди приматов. Конечно, при неполноте имеющихся данных в этой реконструкции многое остается спорным, но все же эта первая более или менее обоснованная попытка представляет значительный интерес.

В статье Чернецкого заслуживает внимания также сравнение следа йети со следом гориллы и человека каменного века, открытого в одной пещере в Лигурии (Италия) и описанного А. К. Бланком в 1952 г. Следы людей неолита и позднего палеолита известны из пещер Одобер, Кабрере, Монтеспан и Пех-мерл во Франции; в 1948 г. в пещере Альден на северо-западном берегу Лионского залива исследователем Д. Катала в грязи на дне пещеры были обнаружены следы, оставленные мужчиной, женщиной и тремя детьми; удалось датировать их как относящиеся к мадленской или ориньякской эпохе (т. е. более 15 000 лет до нашей эры). По форме они очень близки к следам современного человека.

Но, конечно, наиболее замечательны следы из пещеры Тана делла Базуа (пещеры ведьм) в Лигурии, о которых пишет Чернецкий. В этой давно известной и посещаемой туристами пещере 28 мая 1950 г. была взорвана сталактитовая перемычка, и за ней открылась большая неизвестная галерея длиной более 300 м. Здесь были обнаружены следы человека и пещерных медведей. На стенах найдены царапины, сделанные когтями медведей, и отпечаток вымазанной углем руки человека. В пещере много костей медведей, но костей человека и остатков его стоянок не найдено - очевидно, люди здесь не жили, а приходили сюда лишь для охоты на медведя. Из-за отсутствия предметов материальной культуры датировка следов трудна, но по аналогии с другими пещерами Италии Бланк считает, что следы принадлежат неандертальцам, жившим, по расчетам итальянских антропологов, около 70 000–190 000 лет до нашей эры. Подробное научное описание пещеры и следов еще не опубликовано. В Кенсингтонском музее в Лондоне экспонируются слепки с этих следов.

Хотя следы снежного человека и обнаруживают большее сходство со следами человека палеолита из пещеры Тана делла Базуа, чем со следами гориллы, тем не менее между ними есть и серьезные различия.

Чернецкий указывает также на возможное сходство йети с гигантопитеком, три зуба которого были куплены голландским ученым Кенигсвальдом в китайских аптеках в 1935–1939 гг. Но Чернецкому в 1954 г. не были еще известны новые данные о синантопитеках. Китайским палеонтологам удалось найти в аптеках и у крестьян в южных областях Китая в течение последних восьми лет больше 70 зубов гигантопитека; из этих зубов некоторые значительно превышают по размерам описанные Кенигсвальдом.

В конце 1956 г. один крестьянин из района Льонченг (провинция Квангси) доставил коллекцию костей ископаемых животных, среди которых оказалась нижняя челюсть гигантопитека. Кости эти были найдены им при добыче фосфористой почвы в пещере, находящейся в изолированной скале, на высоте 88 м над равниной. Раскопки, произведенные в 1956 г. в этой пещере китайскими учеными, обнаружили еще другие кости четвертичных животных; в 1957 г. в пещере была найдена вторая челюсть гигантопитека. Эти массивные челюсти с крупными зубами соединяют признаки как человека, так и антропоидных обезьян, но, по мнению китайских ученых, гигантопитека все же надо относить к обезьянам, а не к примитивным людям. Фауна, найденная вместе с челюстями гигантопитека, как сообщает китайский палеонтолог Воо Ю-канг, - обычна для среднеплейстоценовых (средний отдел четвертичной системы) отложений Южного Китая. Но Минчек М. Чоу, другой китайский палеонтолог, предполагает, что фауну эту следует относить скорее к нижнему плейстоцену, так как и в Льонченге и в других пещерах найдены отдельные зубы мастодонта, который в Европе характерен для отложений вилла-франкского яруса - нижнего яруса четвертичной системы. Если принять выводы Воо Ю-канга, эпоха существования гигантопитека датируется приблизительно от 400 до 600 тысяч лет до нашей эры. Если же гигантопитек вымер уже в нижнечетвертичное время, то эпоха его существования отодвигается еще на сотни тысяч лет.

По вопросу об остатках гигантопитека китайскими учеными опубликовано несколько интересных статей. Исследования китайских ученых выясняют положение гигантопитека: по их мнению это гигантская человекообразная обезьяна, более близкая к человеку, чем современные антропоиды. Но немецкий антрополог Г. Геберер считает, что гигантопитека - насколько можно судить по имеющимся челюстям и зубам - надо относить не к антропоидным обезьянам, а к гоминидам, к подсемейству австралопитеков. Последние также имели большую массивную челюсть - но, как видно по скелету, не были гигантами. Отношение этих обезьян к сохранившимся до настоящего времени йети не может быть установлено впредь до изучения скелета последних.

В 1957 и 1958 г. под руководством Джералда Рассела, участника экспедиции Иззарда, были организованы на средства американского миллионера-нефтяника Т. Слика две экспедиции для поисков снежного человека. Экспедиции работали в Непале на южном склоне Гималаев, но хотя при выслеживании применялись собаки-ищейки, обнаружить йети не удалось. Были только сфотографированы следы на снегу и с лучших из них сделаны гипсовые слепки.

* * *

Наблюдения сотрудников экспедиции Иззарда дают достаточно объективные данные для выяснения вопроса о существовании снежного человека в Гималаях. Можно считать установленным, что в альпийской зоне этой горной страны между границей леса и вечными снегами обитает какой-то крупный примат, по-видимому более высоко организованный, чем живущие ныне человекообразные обезьяны. Все тело этого существа, кроме лица, покрыто рыжеватой или красноватой шерстью. Характерными его чертами являются отсутствие хвоста и заостренная кверху голова. Что касается его размеров, то большинство шерпов, видевших йети, указывают, что он не выше 14-летнего мальчика, и лишь очень немногие очевидцы говорят о более высоком росте. С другой стороны, по величине и характеру наиболее отчетливых следов и по расстоянию между ними Чернецкий, Висс-Дюнант и некоторые другие исследователи считают, что йети - довольно крупное и тяжелое существо ростом до 2 м и весом до 100 кг; это хорошо выражено на реконструкции Чернецкого.

Только за последние десять лет в Адыгее восемь раз люди становились очевидцами появления снежного человека . А недавно местному жителю удалось сделать даже гипсовые слепки огромных следов, оставленных загадочным существом.

Журналисты решили отправиться по его следам. Тем более что наступающий год по китайскому гороскопу пройдет под знаком Огненной Обезьяны. Между прочим, в преданиях адыгов есть персонаж по имени Мезиль, то есть леший. Его часто изображают в виде одноглазого обезьяноподобного существа с острой клинообразной костью на груди. Согласно легенде, именно с этим предметом он нападает на незваных гостей.

Загадки Беловодья

Северная окраина предгорного поселка Каменномостского Майкопского района. Легко находим этнографический комплекс "Беловодье", который построил врач-стоматолог Владимир Меликов, с парком экзотических растений у родника, лебединым прудом, рестораном и гостиницей. А выставку необычных находок уже давно прозвали "Музеем снежного человека". Вход - на пожертвования (кто сколько сможет).

В клетках среди камней живут еноты-полоскуны, а вокруг оригинальных деревянных скульптур бродят черные декоративные кабанчики. Чего только нет в коллекции!

Как царь Кощей, чахну над своими сокровищами, - шутит хозяин. - Как-то на берегу нашел странные артефакты: специалисты говорят, что это яйцо и зародыш динозавра. Бывает, люди сами приносят старинные вещицы. Например, секиру времен Ивана Грозного, древний меч, утюжок... А недавно добыл огромного каменного червя и гигантский аммонит (ископаемого моллюска, чей возраст превышает 300 миллионов лет). Даже из ЮНЕСКО интересуются такими сокровищами.

Тут повсюду старинные каменные жернова, череп медведя, голова зубра, фрагменты дольмена. А в мрачноватом подвале Меликов воспроизвел пещерное жилище снежного человека, высеченного по описаниям очевидцев.

Шерсть как вещдок

Самый знаменитый экспонат - гипсовые слепки отпечатков ног неизвестного существа. Именно ради этой находки в "Беловодье" приезжал даже известный путешественник Николай Дроздов. И признался затем, что не сомневается: именно в Адыгее обитает снежный человек.

Эти следы на склонах расположенного неподалеку хребта Мешоко обнаружили мальчишки в 1998 году. Меликов сначала не поверил, а когда увидел их на снегу, даже мурашки по спине пробежали. Огромные отпечатки ног цепью тянулись на полтора километра и вели к ручью. Здесь наш герой нашел клок шерсти и сдал на анализ, о чем потом очень пожалел. "Улика", увы, потерялась. После того случая его даже вызывали в милицию и требовали сдать гипсовые отпечатки. Но они-то как раз уцелели и еще ждут своих исследователей.

Сделать имитацию следов снежного человека, заранее заготовив форму следа, и "проштамповать" их по схваченному морозом неглубокому снегу несколько километров - попросту невозможно, - уверен Меликов. - К тому же ни справа, ни слева никаких других следов не было. Отпечатки ног странные, с пятью пальцами, но стопа не вогнутая, как у людей, а выгнутая. Как будто на них имеется некая "жировая подушка".

Еще дважды зафиксированы случаи встречи загадочных следов в горах Западного Кавказа туристами из столицы РА - в районе горы Алоус и каньоне реки Цице.

На перевал Алоус выходила специально снаряженная экспедиция по поиску снежного человека под руководством детско-юношеского туристского центра "Арго". В каньон реки Цице с такой миссией отправиться не отважился пока никто: район дикий, нехоженый, с множеством пещер и водопадов.

А в нынешнем году снежный человек активизировался снова: на сей раз в окрестностях приюта "Водопадного". О его следах сообщили в МЧС туристы. Меликов вновь снял слепки, а на кустах нашел клок серовато-бурой шерсти, который пока поместил в музей.

Встреча с неизвестным

Летом в "Беловодье" приезжали ученые и телевизионщики из Японии. Жили в гостинице и рыскали по предгорьям. Признались, что находили странные "берложки" и связанные особым образом ветки. Предполагается, что так йети помечают территорию (своеобразные "узелки на память").

Местные жители, которым довелось столкнуться со снежным человеком, буквально хором признаются, что при этом человека охватывает панический ужас и оцепенение, словно находишься под гипнозом. Страх передается и животным - собаки начинают внезапно лаять, а табун лошадей может вдруг сорваться с места и понестись напролом. А здешний печник после встречи с йети вообще потерял рассудок.

Кто его знает, существует ли на самом деле снежный человек? - размышляет собеседник, когда мы зашли погреться в кафе у камина. - Полагаю, если такие известные люди, как Дроздов, профессор Поршнев верят, значит, что-то в этом есть. Не просто же так ученые из Японии и других стран к нам приезжают и изучают находки?

Видевшие снежного человека местные жители рассказывают, что ростом он за два метра, весь покрыт густой черной или рыжей шерстью. У него приземистое туловище и мускулистые руки, свисающие до колен. Передвигается на двух ногах ловко и быстро, издает звуки в виде посвиста, переходящего в рычание.

Голова округлой формы, массивная, сужается кверху, посажена на мощный торс без шеи. Черты лица вполне человечьи, брови очень густые. Огнем пользоваться не умеет, хотя его не боится и смело подходит к костру.

Еще одна особенность снежного человека зафиксирована исследователями - это передача своих мыслей и команд на расстояние. Простой человек чувствует его взгляд, находясь в нескольких десятках метров от него.

А как у соседей

Одно из первых сообщений о поимке снежного человека в отечественной прессе появилось в 60-е годы в издании "Информационные материалы комиссии по изучению снежного человека" под редакцией профессора Бориса Поршнева. В ней передан рассказ полковника медслужбы Вазгена Карапетяна, который утверждал, что в 1941 году в горах Дагестана было взято в плен странное человекоподобное существо. Времена были тяжелые и, по мнению источника, йети приняли за диверсанта или одичавшего дезертира и, скорее всего, расстреляли.

В 2008 году о сенсации сообщала пресса Кабардино-Балкарии. В Чегемском ущелье на Северном Кавказе самка йети не только вышла к людям, но и пыталась приставать к мужчинам. В окрестностях поселка Эльбрус, по словам местных жителей, каждый хоть однажды видел йети.

А в 2011 году о том, что в Джейрахском районе Ингушетии местные пограничники пытались поймать странное двухметровое существо, похожее на гориллу, журналистам сообщил тогдашний министр труда и соцразвития республики Багауддин Маршани.

Хроника встреч с йети в Адыгее

На плато Лагонаки обнаружены следы снежного человека, о чем сообщила местная служба МЧС.

Близ ущелья Мешоко найдена цепочка огромных следов на снегу, сделаны гипсовые слепки.

Сторож ботанического сада Адыгейского госуниверситета обнаружил огромные следы и клок светло-бурой шерсти на заборе.

Региональное отделение МЧС зафиксировало сообщения о появлении снежного человека в районе горы Оштен и верховий реки Цице.

Пенсионер Андрей Соколов из поселка Каменномостского во время грибной охоты встретился с обезьяноподобным существом. По его словам, йети был им заснят на мобильник.

В окрестностях приюта "Водопадного" Майкопского района РА обнаружены огромные следы и клок шерсти неизвестного науке существа. Сделаны гипсовые слепки.

Следы снежного человека встретились близ города Адыгейска. Местным жителям также удалось снять видео. В сюжете видно, как нечто, полностью покрытое шерстью, мелькает между деревьями. Новость появилась даже в британском издании Daily Mail.

Мнение

Иван Бормотов, доцент Майкопского государственного технологического университета, заслуженный путешественник России:

Впервые как реальный биологический вид снежный человек был признан в 1735 году шведским натуралистом Карлом Линнеем - он дал ему название Homo troglodytes - "человек пещерный". Термин "снежный человек" применяется с 1921 года, когда экспедиция под руководством Чарльза Говарда-Бьюри обнаружила на Эвересте цепочку следов на снегу от больших босых человеческих ног огромного размера.

В 1958 году была создана комиссия Академии наук СССР по изучению вопроса о снежном человеке. Наиболее активным ее членом был профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия, сводилась к тому, что снежный человек - это доживший до наших дней примат из деградировавшей ветви неандертальцев. Работа комиссии вскоре была свернута, но ее результаты не были аннулированы последующими исследованиями АН СССР и РАН.

Даже имея столь обширную информацию, мы не находим ответа на вопрос: кто же он, снежный человек? Первобытная форма человека, чудом сохранившаяся до наших дней, реликтовый гоминоид, слепая ветвь эволюции человеческого рода, живой неандерталец?

Ефремов Андрей Николаевич

ПО СЛЕДУ СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА

Лето 1968 года, где-то в глухой тайге.

- …Каждой группой солдат руководят один сотрудник милиции и офицер Комитета. Взвод связи, обо всей входящей информации поступающей от групп захвата немедленно докладывать лично мне. В центре каждого квадрата находятся засады сотрудников ГРУ. - Полковник, вытерев платком пот со лба и отмахнувшись разлапистой еловой веткой от назойливого комара, продолжил: - Они там со вчерашнего вечера находятся… «Объект», возможно и несколько «объектов» будут продвигаться к центру прочёсываемой местности, при задержании проявлять максимум осторожности!

Два армейских полка и спецподразделения построены в чистом поле с таким расчётом, чтобы образовался квадрат, в центре которого и стоит руководитель операции - полковник КГБ. Инструктаж предельно понятен, так что после вопроса полковника:

Вопросы есть?

Прозвучало дружное:

Никак нет!!!

Напоминаю: операция ответственная, серьёзная, так что особо отличившиеся будут представлены к правительственным наградам! - Пожилой полковник, сняв фуражку, вновь вытер пот со лба, одел, сориентировал кокарду по вертикали с переносицей. Выдержав паузу, ещё раз внимательно оглядел строй подразделений. Скомандовал: - Приступить к операции!

Зашумели двигатели автомобилей, посыпались уставные команды и прочие соответствующие выражения взводных:

По машинам!..

Транспорт повёз взвода по периметрам прочёсывания. Связисты завели дизель-генератор для питания бортовой радиостанции, взревел двигатель танка…

Бумеранг чучуны

Прежде чем рассказать о нашей экспедиции 2010 года, необходимо прояснить вопрос: кто такой чучуна, и что он из себя представляет. Сразу должен оговориться: я не уфолог, не «искатель приключений», не любитель-фанат чего-то таинственного и непознанного. Природа показала нам нечто загадочное, и я поставил перед собой цель - найти на это ответ. Но об этом несколько ниже, а для начала освежим в памяти общее представление о «снежном человеке».

Вот что удалось найти из различных более-менее достоверных источников: это существо - «Снежный человек» называют по разному: палеоантроп, йети, реликтовый гоминид, агагве, гоминоид, «дикий человек», алмыс. В Якутии его назвают чучуна (с ударением на последнем слоге. Правильно - чучунаа). Множество экспедиций совершали энтузиасты, но ни одна из них так и не смогла предоставить убедительных фактов о существовании «снежного человека».

Так, еще в апреле 1926 года в газете «Автономная Якутия» был опубликован материал под заголовком «Чучуна», в котором приводилось множество фактов о встречах и даже стычках местных жителей с большим волосатым существом, похищавшем у населения продукты питания и умыкавшем женщин.

Вот что о нём известно в наших краях на уровне легенд и слухов: часто издает резкий, пронзительный свист, бегает быстрее лошади, использует лук со стрелами, имеет железный нож, скрытен. Согласно рассказам очевидцев, особей чучуны в прошлом нередко удавалось подстрелить, однако, распространено суеверие о том, что кровь чучуны, если только она попадала на одежду охотника, или нож чучуны, если его вздумал забрать якут, сводила и охотника и всю его семью с ума, и через несколько дней они помирали. В остальном, все рассказы об этих существах чрезвычайно напоминают мифы и предания о снежных людях в других странах.

Владислав ДЕБЕРДЕЕВ в своей статье «ЧУЧУНА МЕЧЕТ БУМЕРАНГ» описывает несколько случаев наблюдений чучуны в 80-х годах:

«Студент физического факультета Якутского университета Станислав Салтанов видел в окрестностях населенного пункта Тёбюлях трехметрового чучуну. Замерив потом его следы, юноша установил, что они достигали в длину 55 см. Рабочий Момского совхоза Г. К. Старков наблюдал в бинокль за передвижениями существа (рост выше трех метров), которое делало большие, по 3–4 метра, прыжки. Следы на песке свидетельствовали, по словам Гавриила Константиновича, о некоторой косолапости чучуны, причем глубина следа была больше, чем при отпечатке сапога обычного человека.

Жители Якутии Н. И. Потапов в местности, называемой Кюхары (Зеленый остров), и А. И. Старков в районе речки Хатыс-юрек также видели волосатых реликтов. У наблюдателей при этом сложилось такое впечатление: если рост у чучуны около двух метров, он оставляет следы длиной 35–40 см - это молодой гоминоид; взрослые же особи, при росте три метра и выше, имеют след от полуметра и длиннее».


По поводу применения чучуной такого оружия как лук, лично я выражаю огромное сомнение, но Владислав Дебердеев далее пишет даже о бумеранге, которым владеет «снежный человек»:

«Северный бумеранг изготавливается из рогов оленя, на которого чаще всего охотится «снежный человек» в этих местах. Чучуна бросает, мечет свое оружие таким образом, чтобы оно ударилось о землю и, отскочив от нее, то есть рикошетируя, получило новое направление полета и добавочный импульс для поражения цели. Особенно эффективно действует такой бумеранг, когда поверхность почвы бугристая, кочковатая.

К слову сказать, бумеранг испокон веков считался исключительной принадлежностью аборигенов Австралии, на других континентах он был неизвестен. Однако несколько лет назад при раскопках палеолитической стоянки первобытных охотников на оленей в пещере на горе Облезова гура польские ученые обнаружили сделанный из бивня мамонта «европейский» бумеранг! Возраст его был датирован с помощью радиоуглеродного метода - 23 тысячи лет. Так вот сама собой напрашивается мысль: а нет ли здесь своеобразной ниточки или цепочки, протянувшейся через время, от палеоохотников из Польши к сегодняшнему палеоантропу из Якутии?..

Изобретение и практическое использование для охоты северного азиатского, самобытного - бумеранга свидетельствуют о достаточно высоком интеллекте чучуны, - убежденно говорит Семен Иванович Николаев (старейший этнограф республики, сам принимавший участие в «охоте» на чучуну в пятидесятые годы), - А посему совершенно неверно называть его «диким человеком» или другими именами и кличками типа «гоминоид», «антропоид». Это недостойно нас самих и унизительно для нашего волосатого сородича, который, по моему мнению, является мутантом. Кстати, неоднократные попытки наших цивилизованных современников повторить, воспроизвести бросок бумеранга успеха не имели. То ли нам не хватает знаний законов аэродинамики при изготовлении этого «примитивного» метательного снаряда, чтобы обеспечить нужную траекторию его полета, то ли нет у нас природной ловкости чучуны. Ну и, конечно, его удивительной, необычайной силы».


По поводу бумеранга могу сказать следующее: если бы это было действительно орудием охоты чучуны (снежного человека), то и в других странах и регионах о бумеранге, которым он пользуется, имелись бы свидетельства. Однако, таких свидетельств не имеется. Описанный способ метания бумеранга - попросту нереален: «добавочный импульс» от рикошета об землю ни один из известных метательных снарядов не получит, только торможение и изменение траектории полёта, - о прицельности можно забыть. О классификации чучуны как «мутант» - такого тоже не может быть: сведения о таком явлении как «снежный человек», известны сотни, если не тысячи лет, и поводов в природе, например - ядерные взрывы или испытания химического оружия, для того чтобы человек с тысячу лет тому назад подвергся мутации ещё не было.


Железный нож. Трудно представить, как снежный человек бьёт кувалдой по наковальне в кузнице, выковывая себе нож - это на уровне фантастики. Однако, вполне нормальный нож он может при себе иметь: охотники часто теряют хорошие ножи в тайге, но может и попросту украсть ночью на стоянке у людей, например у геологов - такое тоже нельзя скидывать со счетов.

При всём моём уважении к Владиславу Дебердееву, не могу не отметить: связь бумеранга с чучуной - несомненно, плод его уфологического фанатизма. Но описания встреч людей с чучуной сомнению не подвергаются. Также вполне может быть достоверной информация и про громкий свист, который издаёт чучуна - такое может быть при охоте чучуны на зайца: заяц, услышав свист, замирает и не шевелится, предполагается, что срабатывает рефлекс самосохранения: полагает, что на него пикирует сокол. А неподвижный объект очень трудно разглядеть на земле, но при этом легче добыть охотящемуся на него. Опытные охотники про это знают и используют свист в охоте на зайца, следовательно - чучуна весьма наблюдательное существо.


Из статьи Максима Ершова (Москва) «В гостях у оленеводов», в 2007 г. он побывал в Алдане:

«Меня больше впечатлили рассказы русских коммунистов 30-х годов.

Люди в те времена приезжали в Якутию строить социализм, в Бога не верили, фантазировать им смысла не было, все описания встреч с мохнатым чудищем очень похожи. У эвенков есть легенда, что чучуна их дальний родственник. Когда зверь попадает в капкан, эвенки его освобождают, если он жив, к мёртвому даже не подходят. После данные места навсегда покидают и про встречу с родственником молчат. Существует поверье, расскажешь о чудище - умрёшь. Я думал, что это всё сказки.

Мои безобидные вопросы о Чучуне вызвали в салоне джипа (когда Максим ехал в стойбище. Прим., автора ) неловкую паузу молчанья. Мария Романовна сказала: «Мы едем в тайгу, говорить про зверя не нужно!» Внук тихонько шепнул, что его дядя охотник видел чучуну, потом дядя неожиданно умер. Никон обещал рассказать про этот случай, но в последующие дни, от разговора под разными предлогами ушёл».


В партийном архиве бывшего Якутского обкома КПСС был обнаружен любопытный документ, датированный 9 марта 1929 года. Приводится полностью.

Копия

ВЫПИСКА

Из протокола заседания Комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного Русского географического общества, состоявшегося 9 марта 1929 года.

1. Сообщение профессора П.А. Драверта и студента Сибирского Института сх и лесоводства Д.И. Тимофеева - «Люди - мулены и чучуна по сказаниями тунгусов и якутов».

Докладчики знакомят присутствующих с распространенными среди якутов и тунгусов Якутии мнениями о существовании в горах Джюг-джюр и в северных горных хребтах Якутского края какого-то пока загадочного народа, известного у якутов и Аянонельканских тунгусов под именем «муленов», у тунгусов низовьев Яны - под именем «чучуна». Насколько известно, в литературе нет никаких сведений об этом народе. О случайных встречах с ними тех или иных отдельных лиц, преимущественно охотников-промышленников, существует только недостаточно проверенные рассказы. По этим рассказам, «мулены» и «чучуна» рисуются как люди, стоящие на очень низкой ступени развития, живущие в одиночку, иногда в пещерах гор, одевающихся в примитивно сделанную одежду из звериных шкур и имеющие вооружение из копья, лука со стрелами, массивного грубо сделанного железного ножа. К поясу привешивается огниво. Иногда «мулены» и «чучуна» делают нападения на охотников и редких путников в районе их обитания - незаметно, как зверь, прокрадываясь к ним на близкое расстояние и выпуская в них одну за другой весь запас своих стрел. При всех нападениях «мулены» обычно издают пронзительный свист, который устрашающе действует на психику подвергающегося нападению. По словам докладчиков, отсутствие надлежащих данных о существовании этого загадочного народа, если действительно это особый народ, а не просто одичавшие, психически-больные или по каким-либо другим причинам удалившиеся из общежития представители существующих народностей («мулен» - в переводе на русский язык - разбойник), обьясняется, надо думать еще и тем, что в силу суровых законов жизни Крайнего Севера, столкновение с муленами кончается обычно смертью одного из встретившихся и поэтому якуты и тунгусы весьма редко рассказывают о своих встречах с «муленами», «чучуна», опасаясь ответственности за их уничтожение.

Заслушав сообщение докладчиков, Комиссия постановляет:

1. Обратить внимание исследовательского общества «Саха кэскиле» в Якутске на желательность сбора и проверки сведений о «муленах» и «чучуна». Наибольший материал по этому вопросу может доставить население в районе Джюг-джюр и по Аянонельканскому тракту.

2. Связаться по данному вопросу также с якутской секцией Восточно-Сибирского отдела Государственного русского географического общества.

С подлинным верно: секретарь Комиссии т. Белоногов. (Партархив Якутского ОК КПСС. Ф.9, оп. I, д.97) Переписка Верхоянского окркома ВКП(б).

Также и в селе Барылас Верхоянского района экспедиция газеты «Якутск Вечерний» искала таинственного снежного человека - чучуну, которого якобы поймал в капкан местный охотник. Странное создание с полусобачьим, полуобезьяньим телом и головой, напоминающей человеческую, не раз появлялось в описаниях сельских жителей.

В тех местах с чучуной связано много поверий и страхов, однако до сих пор реальных доказательств существования такого создания обнаружить не удалось. Попытки экспедиции отыскать хотя бы клочки попавшегося в капкан создания ни к чему не привели. Суеверные охотники уничтожили их, опасаясь проклятия.

Эти мысли и документы я ни оспаривать, ни доказывать не собираюсь, не стану приводить далее великое множество небылиц и баек, а расскажу о своей «встрече» с чучуной. Приведу свидетельства своих товарищей, реальные доказательства: фотографии, рисунки.


20 июня 2009 года. В тот день я с товарищами ставил сети на карася на таёжном озере в нескольких десятках километров от Якутска. Дождливую ночь провели неподалёку: в заимке Геннадия Расторгуева. Солнечным утром 21 июня выехали к озеру. С нами была собака Донна, и при приближении к повороту с тракта на лесную грунтовую дорогу она забеспокоилась, заскулила, начала выть. Видно было, что Донна чем-то сильно напугана, хотя собака надо признать, довольно отважная, и видимого повода для беспокойства вроде бы и не было.

Когда мы её выпустили из машины, она сразу же, попросту трусливо поджав хвост, убежала. Как выяснилось позже, она прибежала назад, на заимку Г. Расторгуева и долго не могла успокоиться: примерно с полчаса беспрестанно выла и скулила, чего раньше с ней никогда не бывало. Собрав на озере сети, рыбу, походили по лесу в поисках дичи и выехали.

Примерно километра за два до выезда на основной тракт, на обочине раскисшей от дождя грунтовой дороги наш водитель Роман Делавов заметил чёткие следы неизвестного существа. Существо прошло по грязи примерно пять метров, следы были чёткие, свежие. По всем признакам, прошло оно здесь с полчаса назад, протяжённость цепочки видимых следов - пять метров.

Внимательно рассмотрев следы, мы пришли к выводу, что этот след ни к одному из известных нам животных не принадлежит: размер и форма стопы как у человека, подростка лет двенадцати, маленькая пятка, неестественно большой и круглый большой палец, остальные длинные, по пропорциям раза в полтора длиннее, чем у человека; при ходьбе пальцы стопы плавно загибаются вверх, сама ступня плоская, прогнутая вниз. След довольно глубокий, сантиметра три - четыре. На пальцах, по некоторым глубоким следам это хорошо видно - заострённые не то когти, не то ногти. Всю цепочку этих следов мы сняли на камеру сотового телефона.


Рассказывает Роман Делавов:

В этих местах были встречи людей с чучуной, но крайне редко. Вот, Гена Расторгуев, он здесь, в тайге, постоянно живёт, тоже, говорит, видел. Семья казачья здесь рядом проживает, по слухам и они что-то видели, но я с ними не разговаривал на эту тему. Один старый охотник, пенсионер МВД полковник Чёрный, мне тоже давно рассказывал, что в этих местах встречал чучуну, но он уже несколько лет как помер… След этот не звериный, это точно: больше на человеческий похож. Могу, конечно, предположить, что это чучуна. Но кто поверит?

Рома, а как ты следы то увидел из машины?

Чисто случайно. Холодно же было после дождя, ты же помнишь, а тут слякоть объезжаю и следы на обочине увидел человеческие, думаю - какой дурак тут босиком ходит? Пригляделся - ахнул: не человеческие! Ну и остановился.


Эдуард Сылларский рассказывает:

Когда сети вытащили, я пошёл в лес, думал дичи настрелять. Но зверья не оказалось. Какая-то тишина была неестественная, будто всё живое вымерло. Чувствовал, непонятно почему, будто за мной кто-то наблюдает… Довольно неприятное чувство, никогда такого со мной не было. Обошёл несколько озёр, затем вернулся к стоянке. Да, таких следов нигде раньше не встречал, это явно не животное: больше похожи на человеческие, но форма довольно странная. Да, так и было: Рома остановился, выглянул в окно и говорит: - чучуна… - я его не понял, то ли шутит, то ли действительно увидел…


Мысли об интересной находке на подсознательном уровне всё это время не покидали меня, и в этом году я решил целенаправленно пройти по тем местам в поисках доказательств существования чучуны. Для начала решил собрать необходимую информацию, чтобы конкретно знать, к чему готовиться, что искать, и подыскать группу людей для экспедиции…

Кропотливый сбор информации… Отважный исследователь капитан Андрей Брэм готовится к опасной экспедиции, друзья пытаются отговорить его от этой затеи… Нервы на пределе…

За несколько недель до выезда в тайгу поговорил с опытными промысловиками, многие не отрицали существование чучуны, рассказывали об этом существе разные байки, приводить их в статье не считаю нужным, отфильтровал из всего только то, что посчитал самым достоверным. Самой интересной, и, полагаю, необходимой и нужной для поисковиков информацией поделился опытный потомственный промысловик Семён Борогоев:

Ни я, ни мой отец с чучуной встреч не имели, надеюсь, и в дальнейшем их тоже не будет. Рассказывают разное… Я бы особо выделил это - чучуна обладает небывалой и мощной силой внушения, гипнозом: можно пройти мимо него и не заметить, может внушить человеку необъяснимый страх, вселить ужас и обратить в бегство со своей территории. Такие случаи бывали со многими охотниками. Рассказывали - чучуна похищал продукты питания с таёжных стоянок людей, он следы оставлял - довольно огромного размера.

Я спросил Семёна:

А как чучуна выживает в наших зимних условиях, морозы ведь и за пятьдесят - шестьдесят градусов бывают?

Отец что-то рассказывал, - напряг память Семён, - кажется, говорил, что они как медведи впадают в зимнюю спячку, норы в земле роют, или берлоги делают… Да, и ещё - одевают на себя шкуры убитых ими зверей, делают обувь наподобие торбасов (якутская обувь). Вес у него довольно солидный, поэтому и следы глубокие.

В спячку. Это тоже информация. - Про себя сделал вывод: хорошо, что нынче не зима, может, что-нибудь стоящее и найдём.

Но ты знаешь, мне это совершенно неинтересно: байки всё это, россказни.

Ты же фотографии следов смотрел, и друзья подтверждают. Если бы обманывали, ты бы это легко определил, да и зачем нам это нужно. Даже Эдик, кажется, сам себе не верит, но ведь он своими глазами видел следы.

Да, следы не зверя, но и не совсем человеческие. Таких следов нигде не встречал… Даже не знаю что и сказать. Вообще-то якуты говорят - никому нельзя рассказывать о «пещерном человеке» (одно из названий чучуны в районе горы Кисилях), можно навлечь на него уничтожение, а на себя неприятности. Ещё были случаи, говорят, когда чучуна похищал женщин, но это, наверное, слухи.

На моё предложение поехать с нами в экспедицию, Семён почему-то весьма нервно отказался, сославшись на то, что у него в эти дни дела в городе. А жаль: хороший охотник и следопыт.


Чучуна часто ночует в пустующих жилищах таёжных лесорубов, в заброшенных охотничьих зимовьях и заимках, на старых золотых приисках, в покинутых древних якутских жилищах. Следы его пребывания там часто видели, мне тоже знакомые рассказывали о подобных следах, разве что размером гораздо побольше (показал руками размер - примерно с локоть). По описанию, найденные нами очень похожи на те, думаю это следы чучуны-подростка. Просто неосторожно сошёл с травы на глинистую часть дороги, на обочину, вот и наследил. Геологи, продолжительное время находившиеся в тайге, также встречали это существо. Если повспоминать - много чего об этом можно рассказать. Но ты всё-равно не поверишь, знаю я тебя. Никогда не думал, что когда-нибудь сам увижу хотя бы его следы.

Отсюда следует вывод, что существование чучуны в якутской тайге - это не миф и не легенда. Эдику я тоже предложил войти в состав нашей экспедиции, но и он отказался, отшутился:

Такое раз в жизни бывает, больше не повторится. Так что езжайте без меня. Вряд ли уже что-нибудь найдёте. Вот если бы на охоту… а так - только время терять. - Надо признать - Эдик, хоть и художник - человек в жизни довольно практичный, и уговорить его участвовать в довольно непонятном и зыбком предприятии попросту невозможно. - Да, вот ещё что рассказывают, - добавил Эдик: - может это тебе пригодится: чучуна одевается в шкуры убитого им зверья. Сдирает с оленя шкуру целиком и натягивает на себя, когда шкура высыхает и начинает сильно стягивать тело, чучуна меняет одежду. При виде человека убегает, всегда ходит один. Резко и пронзительно кричит, пугает всех громким свистом. Даже волки его боятся, представляешь, говорят - может порвать волка своими руками - до того сильный.

Может, всё-таки поедешь со мной, Эдик?

В жизни всегда есть место пофигу.


Несмотря на то, что Эдуард отказался от участия в поиске, примерно с месяц назад он нашёл довольно интересную вещь, вероятно этот вопрос и его заинтересовал не на шутку:

Это выдержка из статьи в журнале «Будущая Сибирь» (N6 за 1933 год), воспоминания профессора-геолога Петра Людовиковича Драверта, в своё время он путешествовал по низовьям Лены и Индигирки. Он приводит выдержки из дневника якутского студента, хорошего знакомого Драверта Д.И. Тимофеева, задокументировавшего рассказы местных жителей:

«Когда остановишься на ночлег, растянув палатку, разведешь костер, сидишь за ужином, мюлен подкрадывается к тебе между кустами, как осторожный охотник, вооруженный луком, иногда камнями. Ростом он ниже среднего (другие говорят - выше). Волосы совсем не стрижены, большая часть лица покрыта шерстью. Одежда у него из звериной шкуры, шерстью наружу. На ногах - нечто похожее на торбаса (вид северной меховой обуви); вокруг головы натянута лента, представляющая головной убор. Вооружение - лук. На поясе привешен нож. Имеет огниво. Язык производит отдельные нечленораздельные звуки».

Эта убедительная статья несколько пошатнула мои сомнения в том, что у чучуны не может быть такого оружия как лук.


Неудивительно, что в большинстве своём суеверные северные охотники боятся встреч с чучуной. Чистые душой, и не запачканные плодами цивилизации, они чувствуют присутствие чучуны: многие опытные таёжные охотники, не видя добычу, с уверенностью могут сказать что животное где-то рядом, даже могут определить: хищник это или нет. А уж если рядом будет присутствовать чучуна, тем более: чучуна - это не животное, а близкий родич человека разумного.

Чувствуя агрессию либо настороженность со стороны невидимого существа охотники, конечно же, испытывая страх, могут утверждать, что подверглись внушению или гипнозу, и покидают эту территорию. При визуальном контакте с этим мохнатым, высокого роста, человекообразным существом, даже совершенно здравомыслящий человек может испытать страх и, холодящий в жилах кровь, ужас.

После таких встреч появляются байки и выдумки, со временем, благодаря молве они обрастают различными нелепостями и вымыслами. При исследовании этого непознанного явления, считаю, просто необходимо иметь трезвое мышление, забыть про вредный в таких случаях и мешающий исследователю «уфологический фанатизм», и научиться отсеивать «зёрна от плевел».

Объяснить вымыслы про гипноз, якобы присущий чучуне, можно вполне вразумительно: в тайге невозможно увидеть ни зверя, ни человека, если они находятся без движения. Например - в лесу можно пройти мимо неподвижно стоящей косули, находящейся метрах в двадцати от охотника, и не заметить её. Засечь живой объект можно и боковым зрением только при движении животного, даже незначительном. Часто было такое, что группы охотников проходили в лесу мимо спокойно стоящего автора этих строк и не замечали, не видели его, до тех пор, пока их не окликал.

Это и объясняет то, что когда мы нашли следы чучуны, его самого мы не увидели: возможно, это существо просто стояло неподвижно где-нибудь рядом, в чаще. А снять на камеру телефона окружающий ландшафт - в то время мы не догадались. Позже, в спокойной обстановке вполне возможно что-нибудь и рассмотрели бы. Но, во-первых - в тот момент мы были совершенно к этому не готовы, и, во-вторых - задача перед нами стояла вовсе даже не исследовательская.


Присутствие этого существа либо заметила, либо почувствовала собака Донна - это и объясняет её странное и нервное поведение. Из всех нас в малой степени почувствовал «слежку» или «присутствие» только Эдуард Сылларский. Вполне возможно - если бы мы провели в тайге недели полторы-две, и несколько внутренне «очистились» от цивилизации, то присутствие агрессивно настроенного существа, без сомнения, прочувствовали бы все. Недаром наиболее удачная таёжная охота бывает после первых, безрезультатно проведенных в тайге трёх-четырёх дней, когда человек более-менее внутренне очищается, и все чувства обостряются до предела. Вот тогда и появляется «внутреннее зрение»: человек начинает чувствовать присутствие находящегося рядом животного.

Кстати, о собаках. Донна - собака домашняя, а этот случай мне рассказал Иванов Владимир Алексеевич из Мирного: «Это произошло в истоках «ручья медных котлов» (по якутски - Олгуйдах, прим., Иванова В.А.), и это трудно объяснимо. Когда в первый раз попал в серьёзную метель, полностью утратил ориентировку и вышел на зимовуху по звуку от скрипа снега примерно метрах в десяти прямо передо мной, и без каких-либо следов. Причём, скрип раздавался с целью указать мне правильное направление, и прекращался, как только я начинал двигаться в указанном направлении. Пёсик мой, метис восточно-сибирской лайки с полярным волком, при этом вздыбил шерсть, хвост всунул меж ног и конец торчит чуть ли не впереди морды, и непрерывно скулил-трясся». Не секрет - то, что не видит человек, прекрасно чувствует животное.

Но, как выяснилось, люди могут и не прочувствовать близкое присутствие чучуны. В прошлом году, в декабре месяце, к нам приехала погостить моя родная тётя - Матрёна Фёдоровна из глухой деревушки Верхневилюйского района, сейчас ей уже лет под восемьдесят. В последний вечер перед самым её отъездом я писал очередной рассказ в газету, вероятно вид у меня был довольно пикантный - пишущие люди поймут, о чём речь: какой-то особенный озноб, совершенно отсутствующий взгляд, будто я нахожусь не в этом мире и проявление раздражительности по любому поводу - когда родные отвлекают от работы. Это её заинтересовало:

А что ты делаешь, Андрей?

Ничего лучшего я не смог придумать и ответил:

Да вот, про чучуну пишу. Даже фотографии имеются. - Это подтолкнуло на дальнейший интересный разговор.

Во всём мире встречаются сообщения об огромном существе, которое похоже на обезьяну, но ходит на двух ногах, как человек, и имеет другие человеческие характеристики.

В Северной Америке его называют снежным человеком или йети. В Китае его называют ежэнь или китайский дикий человек. Десятки китайских учёных из серьёзных учреждений занимались изучением ежэня. В 80-е годы сотня учёных даже отправились в экспедицию в регион, где, по сообщениям, обитает ежэнь.

Лесной регион Шэньнунцзя имеет площадь 3000 кв. километров, он расположен в отдалённом районе провинции Хубэй. Это место с первозданной природой, высокими горами (до 3000 м) и глубокими долинами. Согласно сообщениям, чаще всего ежэнь появляется именно там.

Девственные леса на высоте 2500 в Шэньнунцзя, провинция Хубэй.

Согласно государственному новостному агентству «Синьхуа», за прошлые десятилетия ежэня там видели 400 раз. В статье New York Times говорится, что с 20-х по 80-е годы XX столетия его видели 300 раз.

Вот обзор сообщений о встречах с ежэнем, некоторые исследования и легенды, существующие в этом регионе.

Ежэнь может плакать и смеяться

4 апреля 1994 г. смотритель заповедника Юхао Юань посетил отдалённые районы Шэньнунцзя. На склоне холма напротив он заметил странное существо, которое, по всей видимости, спало. На тот момент Юань работал в заповеднике уже 15 лет. Он был хорошо знаком с местными животными, и существо показалось ему очень странным.

Юань наблюдал за существом в бинокль, а потом окрикнул его, чтобы разбудить. Оно проснулось, встало, посмотрело на Юане и ушло. По словам Юаня, рассказавшего об этом в передаче «Охота за чудовищами» (Monster Quest) на канале History, у него было красновато-коричневая шерсть и рост выше 1,80 м. «Я не уверен, был ли это ежэнь, но мне показалось странным, что он встал и пошёл на двух ногах. Это был не медведь», ― рассказал Юань.

В 80-е годы охотник Бу Сяоцю в уезде Жунхуй провинции Гуйчжоу якобы поймал маленького ежэня. Но охотник отпустил его, когда увидел в его глазах слёзы. Слёзы ― это уникальная особенность человека, у других приматов они не появляются.

Ежэнь также может смеяться, но в отличие от плача это делают не только человек, но и другие приматы. В сентябре 1979 г. пастух в уезде Фансян наткнулся на ежэня, который схватил его за руку, засмеялся и не отпускал руку полчаса. В 1978 г. охотники в уезде Жунцзян сидели на привале вокруг костра, а ежэнь подсел к ним и даже подкинул дров в огонь! Охотники были напуганы и решили делать вид, что не замечают это существо.

Не только охотники и сельские жители сообщали о ежэне. В 1976 г. партийный секретарь уезда Фансян, что недалёко от Шэньнунцзя, рассказал, что видел убегавшего ежэня со свиньёй в руках.

Самое резонансное появление ежэня произошло 14 мая 1976 г., когда автомобиль с шестью партийными чиновниками проехал мимо ежэня в деревне, расположенной между уездом Фансян и Шеннуньцзя. Это событие вызвало большой интерес, в результате в 1980 г. китайские учёные организовали экспедицию по поиску ежэня.

Вид: лабораторные анализы

Мэн Цинбао, руководитель экспедиции, обнаружил в Шеннуньцзя 1000 следов на участке в 1600 м. Длина самого длинного следа составляла 45 см, сообщает New York Times.

Антрополог из Пекинского музея естественной истории Чжоу Госин также участвовал к экспедиции. В статье «50 лет поисков китайского снежного человека» 2012 г. он написал, что многие предполагаемые следы ежэня на самом деле принадлежали медведям или обезьянам. Но один след, обнаруженный во время экспедиции 1980 г., не был похож ни на след человека, ни на след медведя или другого известного создания, рассказал он в передаче «Охотники за чудовищами».

Но Чжоу сомневается в существовании дикого человека. Он охарактеризовал 50 лет своей работы по изучению ежэня следующим образом: «В своих поисках ежэня я прошёл через интересную эволюцию ― от осторожной веры в него до сомнений и почти полного отрицания возможности его существования».

Клоки шерсти, которые якобы принадлежали ежэню, в итоге оказывалась шерстью обезьян, медведей или волосами людей.

Но отдельные образцы волосяного покрова имеют непонятное происхождение. «Мы считаем, что шерсть так называемых „диких людей“ может принадлежать неизвестному виду высших приматов», ― заявила исследовательская группа судебной экспертизы из госпиталя Уханя.

Это исследование цитируется в книге «Волосы: их сила и значение в азиатской культуре», редактором которой является Альф Хильтебейтель, профессор факультета теологи в Университете Джорджа Вашингтона, и д-р Миллер, профессор антропологии. «Великая Эпоха» не смогла проверить достоверность этого исследования.

В 1980 г. Чжоу изучил ногу предполагаемого ежэня. Считалось, что она принадлежала ежэню, которого в 1957 г. убили сельские жители деревне Чжуантан. Нога хранилась в доме местного учителя. Но Чжоу посчитал, что она принадлежала большой макаке.

Возможно ли, что эта стычка в 1957 г. и другие похожие инцидента ― это просто встреча с обезьяной, которую по каким-то причинам люди приняли за «неизвестное существо». Могли ли сельские жители не узнать обезьяну? Вполне возможно, если это был незнакомый им вид обезьян, считает Фрэнк Пуарье, антрополог из Унивеоситета Огайо. На передаче «Охотники за чудовищами» он предположил, что в некоторых случаях, когда люди сообщали о ежэне, они на самом деле видели рокселланова ринопитека, очень редкий вид обезьян.

Иллюстрация айну, народа в Японии, которых считали покрытыми шерстью, «Антропология», Чэн Инхуан, 1928 г.

Поскольку этот вид находятся под угрозой вымирания, они редко попадаются на глаза людям. Рост роксолланова ринопитека примерно 1,5 метра, он часто встаёт на задние лапы и выпрямляется. Но он не ходит на двух ногах, как человек.

Для Пуарье это определяющий момент. Фрэнк Пуарье был одним из немногих западных учёных, которых в 80-е годы пустили в Китай для исследований. На создателей передачи «Охотники за чудовищами» китайские власти в 2012 г. наложили жёсткие ограничения.

Пуарье приехал в Китай в 80-е, чтобы изучить рокселланова ринопитека. Когда он услышал истории о ежэнях, сначала посчитал их выдумкой. Но следы и кости, которые ему показали местные жители, заставили его поколебаться в своих убеждениях.

«Я до сих пор не уверен, какие выводы можно сделать из того, что увидел во время той поездки», ― сказал Пуарье.

Вымерший вид обезьян?

Некоторые считают, что ежэнь ― это Gigantopithecus, вид обезьян, которых считали давно вымершими. Gigantopithecus вымерли 8 миллионов лет, их окаменелости находили в Китае и Юго-Восточной Азии. Поскольку сохранились только их зубы и челюсти, сложно сказать, как они выглядели, но они были высотой примерно в 2,7 м и весили почти полтонны. Ежэня обычно описывают как существо высотой от 1,5 до 2 метров.

Антрополог и директор комитета по странным и редким животным Юань Чжэньсин в 2007 г. заявил Beijing Review, что эти обезьяны могли сохраниться незамеченными в обширном по площади и труднодоступном заповеднике Шеннуньцзя. В качестве примера он приводит панд: «Если бы учёные не побывали в лесах провинций Сычуани и Шаньси, то мы не имели бы сейчас потомства древних панд. Потребовалось почти десятилетие, чтобы открыть панд».

Люди с врождёнными дефектами?

Чжоу отметил, что регион Шеннунцзя долгое время был отрезан от внешнего мира. Близкородственные браки приводили к рождению детей с генетическими отклонениями. Он привёл в пример спиноцеребеллярную атаксию. У людей с этим генетическим заболеванием небольшой мозговой череп, лёгкий вес мозга, низкий лоб, хорошо развитый суперцилиарный гребень лобной кости, которая формирует огромные брови, узкая и глубокая челюсть. В результате больные имеют череп, который похож на череп примитивных гоминид».

Ли Баошу, который родился с гипертрихозом, заболеванием, известным как «синдром оборотня». У таких людей повышенное оволосение. Это фото было выставлено в пекинском зоопарке в 20-е годы.

В книге «Волосы: их сила и значение в азиатской культуре» отмечается, что в древнем Китае чужеземцев могли описывать, как животных: «В Сингапуре иностранцев называли ангмо или ангмогао, что на хок-кьень, диалекте китайского, значит „рыжая обезьяна“».

В Китае упоминание о ежэнях существует тысячи лет. В исторических записях уезда Фансян XVII века говорится:

«В отдалённых горах Фансян есть пещеры, где живут волосатые люди высотой три метра. Они часто спускаются с гор, чтобы воровать собак и кур в деревнях. Если местные жители сопротивляются, они дерутся с ними».

После десятилетий поисков Чжоу пришёл к выводу: «Ежэни могли существовать в прошлом, но сегодня, похоже, они существуют только в сознании людей в виде фольклора и древних мифов».

Гималаи протянулись более чем на 2400 км вдоль северной границы Индии. Весной 1925 года фотограф Н. Томбази находился там с группой альпинистов. Они достигли ледника Зему, расположенного на высоте 4575 м. Вокруг был только снег. Если не считать нескольких небольших кустиков. Вдруг один из проводников остановился. Он указал на пятно на расстоянии порядка 300 м.

Сначала Томбази ничего не мог разглядеть. Солнце, отражавшееся от белого снега, слепило глаза. Затем он увидел фигуру. шло прямо, иногда останавливаясь, чтобы ухватиться за кусты. По словам Томбази, оно казалось тёмным пятном на белом снегу, хотя на нём не было никакой одежды.

Вскоре существо скрылось в густых зарослях кустарника. Через несколько часов Томбази специально решил изменить маршрут: ему хотелось пройти через то место, где они увидели неизвестного. На снегу отчётливо виднелись следы. По форме они были похожи на следы снежного человека.

Томбази был членом Британского королевского Географического общества организации, хорошо известной во всём мире. Он, безусловно, заслуживал доверия. Фотограф не сомневался, что он видел снежного человека или Йети, как его называют местные жители.

Обиталище Йети

Люди называют Гималаи «крышей мира». На высоте 4575 метров круглый год лежит снег в переводе слово «Гималаи» означает «дом снегов». В Гималаях насчитывают 96 горных вершин высотой более 7000 метров, а самой высокой из них является гора Эверест, её высота составляет 8848 метров.

Гора Эверест, или Джомолунгма, находится на границе между и Непалом. Непал небольшая страна в Гималаях, расположенная между северной частью Индии и Китаем. В предгорьях Эвереста живут шерпы. Шерпы считают, что среди заснеженных горных вершин обитают два вида существ. Один из видов они называют дзутех. Учёные считают, что это может быть обычный гималайский чёрный медведь. Второй вид это йех-тех, или Йети.

По описаниям шерпов, Йети примерно такого же роста, как человек. У него заострённая голова, длинные руки и тело, покрытое рыжеватой шерстью. Ходит он прямо на двух ногах. Обитает Йети в высокогорных районах, где нет растительности, и круглый год лежит снег.

Иногда Йети спускается по склонам гор, чтобы украсть в деревне пищу. Случается, что он убивает яков, которые местные жители используют для получения молока и шерсти, а также для вспашки полей.

Европейцы наблюдали йети ещё до Н. Томбази. В 1889 году во время восхождения на Эверест английский майор Л. Уэдделл на высоте 5185 метров обнаружил на снегу большие следы, похожие на следы снежного человека. Он писал, что, по мнению некоторых его группы, «эти следы принадлежат волосатому, дикому человеку, живущему среди вечных снегов».

Но Уэдделл решил, что это следы медведя. Более 30 лет никто не обращал внимания на его сообщение. Затем Йети получил новое имя, которое сделало его всемирно известным.

Охота на снежного человека

В 1921 году человек по имени Кеннет Говард Бэри сопровождал английскую экспедицию на Эверест. На высоте 6100 метров он и его команда увидели , передвигающиеся по снегу.

Добравшись до места, Говард-Бэри обнаружил огромные следы. По словам проводников-шерпов, они могли быть остановлены метох-кангми. Так шерпы называют любое неизвестное, живущее в горах . Сообщая об увиденном, Говард-Бэри перевёл это название на английский язык как «Снежный человек».

К снежному человеку было привлечено внимание газетных издательств всего мира. В то время многие альпинисты стремились первыми покорить высочайшую вершину мира гору Эверест. Теперь у них появилась ещё одна цель найти Снежного человека.

Небылицы?

В 1938 году капитан Овернь рассказал удивительную историю. По его словам, он без сопровождения путешествовал по Гималаям. В один из дней он обессилил и почти ослеп от яркого сияния снегов. Тогда огромный йети высотой почти 3 метра поднял его на руки и отнёс в пещеру. Там он накормил его и ухаживал до тех пор, пока капитан не смог отправиться в путь.

В следующий раз Йети видели в 1942 году. Поляк Славомир Равиц был взят в плен советским войскам во время Второй мировой войны. Ему и шести пленным удалось бежать. Они прошли около 3200 км, перешли Гималаи и оказались в .

По пути они встретили двух огромных Йети: «Они были ростом почти 2,5 м. У них были квадратные головы, острые плечи, мощная грудная клетка и длинные руки чуть ли не до колен». Равиц рассказал, что они наблюдали за Йети в течение двух часов. Один йети был немного крупнее другого, и Равиц решил, что перед ним существа мужского и женского пола. Их, по-видимому, совершенно не интересовали люди.

В 1951 году английские альпинисты Эрик Шиптон и Майкл Уорд, совершая восхождение на Эверест, обнаружили следы снежного человека. Они шли по ним примерно 1,5 км. Один след был очень чётким. Они сфотографировали его. Уорд положил рядом свой ледоруб, чтобы можно было судить о размерах следа. Длина следа составляла 33 см, а ширина 20 см.

Эрик Шиптон так описывал обнаруженные следы: «Не было никаких сомнений в том, что некое огромное существо прошло здесь совсем недавно. Кем бы оно ни было, ясно одно, что это не человек, не медведь, и ни один из существующих в Азии видов обезьян».

На следе были видны пять пальцев. Два внутренних пальца казались длиннее других. Пятка была очень широкой и плоской. Фотографии внимательно изучила группа учёных-зоологов. По их мнению, также следы мог оставить медведь или крупная обезьяна. Тем не менее, многие отказывались верить в то, что следы оставлены животным.

На вершине мира

Спустя два года новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг Норгей первыми покорили высочайшую вершину мира Эверест. Одновременно в прессе появилось сообщение о том, что они видели следы Йети. Более того, Тенцинг заявил, что он часто видел похожие следы. Он рассказывал Хиллари, что однажды его отца преследовало на крупном склоне огромное .

В 1954 году английская газета «Дейли Мейл» снарядила собственную экспедицию на поиски Снежного человека. Однако она не увенчалась успехом: удалось обнаружить только следы снежного человека. Руководил экспедицией журналист Ральф Иззард. Он сфотографировал то, что в монастыре называли скальпом Йети. В 1961 году Эдмунд Хиллари показал этот скальп специалистам. Они объявили, что скальп сделан из кожи дикого козла, обитающего в том районе!

Тайна по-прежнему существует

После бума 1950-х годов новых сообщений о снежном человеке было мало. Однако они продолжают поступать до сих пор. Высоко в Гималаях, безусловно, живёт какое-то , которое оставляет огромные следы на снегу и иногда пугает местных шерпов.

Интересно, что сообщения о загадочном существе поступают не только из Гималаев. В частности, в Китае живёт «дикий человек», в Центральной Азии Алмас, в Северной Америке Бигфут; есть, кроме них, и другие необычные человекоподобные существа. Следы снежного человека остаются интересной темой для исследований