Первоначальные понятия и основные законы химии. Игра по химии "первоначальные химические понятия" Химия первоначальные химические понятия

(мероприятие проводится в рамках недели биологии и химии в школе)

Составилапо учитель химии

МБОУ «Калининская ООШ»

Лёвина Галина Николаевна

2015-2016 уч.год

Конкурс – путешествие для учащихся 8 – 9 классов

По теме: «Первоначальные химические понятия».

Оборудование : на доске изображения трёх атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров», плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ.

Подготовка к конкурсу. Подготовку к конкурсу начинаем заранее. Учащимся сообщаются основные типы заданий и указываются параграфы учебника, которые необходимо повторить. Учащиеся должны заранее нарисовать картины атомоходов, штурвал с названиями стоянок атомохода («Бухта Основных Понятий», «Канал Расчётных задач», «Канал Формул», «Река Химических Уравнений», «Море Химических Знаков»), который должен быть прикреплён к доске, и жетоны в форме компаса. Из числа учащихся один ученик назначается штурманом.

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и ещё у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на листах раздаётся каждой команде по одному экземпляру. Надеюсь, что общими усилиями, мы узнаем, на каком атомоходе поплывём. На решение задания даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда,которая правильно и раньше другой команды, разгадавшая кроссворд получит дополнительно три дополнительных жетона.

1. C , 2.О, 3. Al , 4. N , 5. Zn , 6. J , 7. P , 8.Н, 9. Pb .

Ответы: 1.Углерод, 2. Кислород, 3.Алюминий, 4.Азот, 5.Цинк, 6.Йод, 7.Фосфор, 8.Водород, 9.Свинец. 10. (по горизонтали) ЛОМОНОСОВ.

Итак, мы отправляемся в путь на теплоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования. У каждой команды в «судовых журналах» имеется таблица, которую мы будем заполнять по ходу маршрута следования.

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе команда, получившая жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах эту бухту. А чтобы выйти из бухты нам нужно правильно ответить на вопросы.

Проводится фронтальный опрос. Команды отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Вопросы задаются командам по очереди, на обдумывание ответа даётся10 секунд. Если команда не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы.

1.Что изучает химия?

2.Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4.Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5.Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6.Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

7.Что такое вещество?

8.Что такое однородные смеси?

9.Что такое неоднородные смеси?

10.Что такое относительная атомная масса элемента?

11.Что показывает индекс?

12.Что показывает массовая доля элемента в веществе?

13.Что такое относительная молекулярная масса вещества?

14.Содержание, какого элемента – кислорода или водорода – больше в воде по массовой доле?

Ответы:

1.Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ, в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2.Физическими называют явления, в результате которых не происходит превращения одних веществ, в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавление железа, образование инея).

3.Химическими называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ, в другие (ржавление железа, сгорание дров).

4.Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

5.Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия)

6.Химический элемент – это определённый вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и в состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

7.Вещество – вид материи, мельчайшими частицами которой являются молекулы, и то, что из неё построено.

8.Однородными называют смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить, частицы других веществ.

9.Неоднородными называют смеси, в которых невооружённым взглядом или с помощью микроскопа можно заметить частицы других веществ.

10.Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безмерная величина.

11.Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

13.Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

14.Кислорода.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. Команды получают таблицы для игры в «Крестики – нолики». На размышление отводится 15 секунд. За правильный ответ команды получают по два жетона.

Вы, наверное, умеете играть в «крестики – нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

При игре в «крестики – нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак указывается в условии игры.

Штурман. Капитан, мы входим в «Море Химических Знаков».

От каждой команды выбирается ученик, хорошо знающий химические элементы. Каждому из них даётся листок с 10 химическими элементами, написанными на русском языке. Ученики должны рядом с этими элементами записать химические знаки этих элементов и их атомные массы. За каждые два правильные, ответа команда получает один жетон.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава химических соединений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д.Дальтон в 1803 году ввёл понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский учёный Я.Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначаться одной, двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -…, магний -…, алюминий -…, кремний -…, калий -…, натрий -…, цинк -…, железо - …, медь -…, серебро -…, ртуть -…, кальций -…,барий -…, бром -…, йод -…, марганец -…, фтор -…, бор -…, водород -…, сера -….

Штурман. Внимание! Впереди «Рифы формул».

Учитель . Рифы необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы веществ, согласно их валентности. Каждой команде выдаётся листок с названиями 6 веществ. По очереди от каждой команды к доске выходят по одному учащемуся, и по порядку записываю формулы указанных веществ. Кто желает быть первым лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы формул.

1.Сульфид серебра Ag 2 S 1. Сульфит серебра А g 2 SO 3

2.оксид углерода (IV ) СО 2 2.оксид серы ( VI ) SO 3

3.карбонат кальция СаСО 3 3.нитрат магния Mg ( NO 3 ) 2

4.хлорид алюминия AlCl 3 4.сернистая кислота

5.гидроксид кальция Са(ОН) 2 5. хлорид меди С uCl 2

6.ортофосфорная кислота Н 3 РО 4 6. гидроксид алюминия А l ( OH )

На задание отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Если команда справляется не со всеми заданиями, то команда соперник может в течении 2 минут исправит ошибки и получит за правильно исправленные ошибки дополнительные жетоны.

Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор – Река Химических Уравнений). Просьба капитанов сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель. Итак, перед вами стоит задача: на карточках которые вам раздаст сейчас штурман в уравнения реакций правильно проставит коэффициенты и указать тип реакции. На работу отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон.

Задания команде 8 класса

P + O 2 = P 2 O 5 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

CuO +C = CO 2 + Cu 2CuO +C = CO 2 + 2Cu

Fe + Cl 2 = FeCl 3 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

AgBr = Ag + Br 2 2AgBr = 2Ag + Br 2

Задания команде 9 класса

Mg + O 2 = MgO 2 Mg + O 2 = 2 MgO

Al + O 2 = Al 2 O 3 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

AgJ = Ag + J 2 2AgJ = 3Ag + J 2

MnO + H 2 = Mn + H 2 O MnO + H 2 = Mn + H 2 O

Штурман. Капитан море разволновалось и нас несёт в Канал Расчётных Задач.

Учитель. Штурман! Держать штурвал крепче, и не сворачивать с этого пути. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: на нужно пройти Канал Расчётных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу». Эту задачу должны выполнить капитаны. Если капитан не справляется, то команда помогает ему. За правильно решённую задачу команды получат по три жетона, но если для правильного решения капитану потребуется помощь команды, то только два жетона. Идёт самостоятельная работа по решению расчётных задач.

А команды в это время немного отдохнут, отгадывая несложные загадки.

1.Что видно, когда ничего не видно? (ТУМАН.)

2.Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (ВОДА)

3.На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – У неё теперь ангина.

(ГРАД)

4.Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

(ДОЖДЬ)

5.Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут.

(ОБЛАКА)

6.Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт.

7.Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

(СНЕГ)

ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЯ

1 вариант

Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 грамм оксида меди?

2 вариант

Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.

Подведение итогов.

1 из 18

Презентация - Первоначальные химические понятия

833
просмотра

Текст этой презентации

Подготовила учитель химии Алимова Э.Н. МОУ «Вольновская школа» Республика Крым, П.Вольное
2015 г.
Внеклассное мероприятие по теме «Первоначальные химические понятия»

обобщить первоначальные химические понятия; уметь составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, проводить опыты по разделению смесей, умения использования химической посуды и оборудования. Уметь работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Цели:

Конкурс №1 «Разминка»
Что изучает наука химия? Что называется веществом? Что называется атомом? Что такое молекула? Какие вещества называются сложными? Что называется формулой? Что обозначает индекс и коэффициент? Как вычисляют относительную молекулярную массу? Как рассчитать массовую долю элемента в соединении? Озвучьте закон сохранения массы веществ.

Конкурс №2 «Отгадай ребус»
Команда №1 . Mg B Fe K C Pt (молекула) 1 2 3,4 1 1 2,3 Li S H Hg Ca Fe Cu (Лавуазье) 1 4 1 3 2 5 4, 2 Команда №2 As V C Na He (явление) 5 1 3, 4 1, 5 2 Li Sn Cu Os Na Sn S Os W) по первым буквам.

Конкурс №3 «Определи явление» Определить тип явления, выписать букву, соответствующую правильному ответу. Команда 1
№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи н о
2 Сушка белья б и
3 Ржавление железа у р
4 Испарение воды а л
5 Протухание яйца т з
6 Таяние льда о д
7 Плавление свечи в и
8 Гниение древесины з а
9 Образование инея н ю
10 Горение дров в и
11 Ковка металла е к
12 Образование тумана о м
13 Почернение серебряной ложки а с
14 Действие уксуса на соду н а
15 Образование снежинок д ю
16 Скисание молока ы к
17 Квашение капусты м а
I команда

№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи к и
2 Сушка белья з а
3 Ржавление железа у м
4 Испарение воды е с
5 Протухание яйца ы н
6 Таяние льда е ф
7 Плавление свечи н и
8 Гниение древесины б и
9 Образование инея е ц
10 Горение дров ю з
11 Ковка металла а б
12 Образование тумана п о
13 Почернение серебряной ложки с а
14 Образование снежинок х и
15 Изгибание стеклянной трубки а т
16 Действие уксуса на соду? .
Команда 2

Физкультминутка
H2O
NO2
CuO
CaSO4
H2CO3
H3PO4
H2SO4
Mn(OH)2
HNO3
HNO2
NaCl
HCl
HBr
KNO3
Fe2O3
H2SiO3
Ca3(PO4)2

Конкурс №4«Признаки химических явлений»
Прочитайте отрывок из книги. Подчеркните упоминание химической реакции. Выпишите признак этой реакции. « - Я пробью тебя шпагой, как барана! – закричал купец и схватился за свою шпагу. Но шпага так отсырела на морском воздухе, что покрылась ржавчиной и ни за что не хотела вылезать из ножен». Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». «Доктор Окс… попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи… Электрический ток проходил через большие чаны, наполненные водой, которая разлагалась на водород и кислород». Ж.Верн. «Опыт доктора Окса».

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
1-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?» Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ образованных элементом кислородом и следующими элементами: Mn(VII); Cr(VI); Si(IV); P(V); Al(III); Mg; Hg(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с хлором, зная, что в данных соединениях он одновалентен: KCl; CaCl2; FeCl3; PCl5; ZnCl2; CrCl3; SiCl4. 2-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?». Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ, образованных элементом кислородом и следующими элементами: Сl(VII); S(VI); As(V); Pb(IV); B(III); Zn; Cu(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с серой, зная, что в данных соединениях она двухвалентна: Al2S3; Na2S; MgS; CS2; Ag2S; ZnS; H2S.

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
Команда 1 Задание №2 “Учись уравнивать.» Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакции. a) P+O2P2O5; б) NaNO3 → NaNO2 + O2 в) Al+CuCl2AlCl3+Cu. г) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O Команда 2 a) Fe+Cl2FeCl3; б) Zn+HCl→ZnCl2+H2 в) CH4C+H2. г) CuSO4+NaOH→NaSO4+Cu(OH)2

Физкультминутка
Правил безопасности много есть друзья Мы расскажем главные – Ведь без них нельзя! Опыт можно проводить только с разрешенья Так как могут не простить Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад) К носу совершай рукой Легкие движенья Вот тогда нюхач такой Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу) Чтоб разбавить кислоту Лил в нее водицу? Плохо! Видно за версту – Это не годится! (Круговые движения рук в локтевом суставе)

Химик же, наоборот, Вот как поступает Кислоты чуть-чуть прильет В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак) К пламени нельзя никак Низко наклоняться, Только, скажем так, чудак Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед) Из-под крана воду пить – Все - равно, что «Ваниш». Жажду можно утолить, Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках). Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).

Конкурс №6 «Практический»
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Конкурс №7 «Решение задач»
1)Вычислите массовые доли элементов Н3РО4, H2CO3 2) Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 40% меди, 20% серы и 40% кислорода. Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 24,7% калия, 35% марганца, 41% кислорода.

Конкурс №8 «Кто он?»
Задание: по описанию важнейших событий жизни и деятельности учёного назвать его имя. За правильный ответ после первой подсказки – 15 баллов, после второй – 10 баллов, после третьей – 5 баллов.
Он – гордость русской науки – воплотил в себе народный гений, широту и силу русского характера. На все века он оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить народу. Подсказка 1. Его исследования известны в области химии, физики, математики, астрономии, это был учёный – энциклопедист. Подсказка 2. Он был первым физико-химиком, создал первую химическую лабораторию и первый университет. «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»(А.С.Пушкин) Подсказка 3. Этот учёный сформулировал в своих трудах основные положения атомно – молекулярного учения

Конкурс «Кто он?»
Это был гениальный учёный, теория и практика всегда неразрывно сочетались в его деятельности. Он был страстным патриотом и смелым защитником прогрессивных идей. Подсказка 1. Этот учёный был избран почётным членом различных российских учебных заведений и научных обществ, многих иностранных академий наук. Подсказка 2. Известны его труды по физике, минералогии, метеорологии, экономике. Исследования свойств растворов привели учёного к выводу о химической природе процессов растворения Подсказка 3. Этот учёный смог объединить разрозненные химические знания в определённую систему и смог найти свойство, объединяющее все химические элементы.

Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – все выброшу

Спасибо за урок!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Тема: Первоначальные химические понятия

Цель: обобщить и систематизировать знания о простых и сложных веществах, рассчитывать относительные молекулярные массы веществ, составлять химические формулы бинарных соединений по валентности и определять валентность по формуле, уравнивать химические уравнения;

развивать творческую и познавательную активность учащихся, умение сравнивать, анализировать, находить решение в нестандартных ситуациях;

продолжить формировать интерес к химической науке, применяя межпредметный материал, умение работать в парах, группах.

^ Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: презентация (в презентации есть пустые слайды, чтобы не отвлекать учащихся от работы изображением на экране)

^ Ход урока:


  1. Организационный момент (проверка отсутствующих)

  2. Актуализация познавательной деятельности:
Ребята, что новое вы узнали и чему научились на предыдущих уроках химии?

Какую тему мы изучали?

Сегодня мы обобщим наши знания ….

А значит, мы запишем домашнее задание: повторить основные термины темы, параграф…


  1. ^ Повторение и обобщение изученного материала
Усаживайтесь по-удобнее, сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Оценивать вашу работу будем с помощью цветных смайликов, и оценку за тему я выставлю с учетом всех заработанных баллов

Ребята, вы знаете, что один из участников вашего класса как всегда, в августе-месяце получил учебники. Открыв учебник химии, между страницами учебника нашел подозрительную записку… Послание алхимика. Что же там написано?

«Дорогой друг! Ты хочешь найти клад? Что для этого нужно? Твоя сообразительность и моя поддержка. Если ты это имеешь, то в путь! Посылаю тебе карту и инструкции».

Для начала заполним маршрутные листы. Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны проверить все ли готовы к этому испытанию, проверить наш багаж знаний. В путь отправятся только те, кто наберет не менее 4 баллов.

Химический диктант (взаимопроверка)


  1. Наука о веществах и их свойствах (химия)

  2. Как называется вид атомов с определённым зарядом ядра (химическим элементом)

  3. Как называются вещества состоящие из одного типа химических элементов (простым)

  4. Назовите имя ученого который открыл периодический закон и периодическую систему химических элементов (Д.И.Менделеев)

  5. Условная запись атома, молекулы, иона или вещества с помощью химических элементов и индексов (химическая формула)

  6. Какие два вида смесей вам известны (однородные и неоднородные)

  7. Назовите три метода разделения неоднородных смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнита)

  8. Как называется явление при котором вещество не превращается в другое (физическое)

  9. Этот учёный открыл закона сохранения массы вещества. (М.В.Ломоносов)

  10. С помощью какого метода можно разделить смесь древесных и железных опилок (действие магнита)

  11. С помощью какого лабораторного оборудования проводят нагревание пробирки над спиртовкой? (пробиркодержатель)

  12. С помощью какой лабораторной посуды можно измерить определенный объем воды (мерный цилиндр). ВЗАИМОПРОВЕРКА Есть такие учащиеся, у кого 1б, 2б, 3б? Багаж знаний разный, но мы все отправляемся в путь. Повторим правила безопасного движения.
^ Техника безопасности

Начав движение с верхней левой клетки, и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикально (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая буква может быть использована только один раз.


х

и

р

е

а

к

п

р

о

б

о

у

с

и

м

е

и

и

т

я

з

ь

а

в

к

в

ч

е

с

к

в

ы

н

е

л

т

ь

н

а

Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

Ну что ж отправляемся в поиски за сокровищами. Путь наш не простой. У нас много препятствий, и первое из них выбрать правильное направление. Выполнив задание, мы найдем правильный путь. В задании необходимо найти элементы-неметаллы, которые находятся в одной линии или вертикали, или горизонтали.

^ Правильный путь

Ответ: 1) N .C .O

Верно, мы нашли правильный путь.

Ребята, давайте разделимся на группы

И вот наше первое препятствие Шифровальщик

^ Каждой команде выдается игровое поле, на котором написаны формулы простых и сложных веществ


А

Б

В

Г

Д

1

КОН

С

ZпО

O 2

SO 3

2

СuО

Ca 3 P 2

H 2 CO 3



N 2 O

3

LiН

N2

S

Н 2 0

Сu

4

Р

Na 2 O

MgBr 2

Н 2

А1С1 3

5

HNO 3

Cr 2 O 3

С1 2

АgСІ



Первой команде координаты дает учитель: учащийся который отвечает, должен прочитать формулу и сказать простое или сложное вещество. Эта формула вычеркивается, и учащийся называет новые координаты учащимся другой команды. Правильный ответ – балл, неправильный – ход переходит к другой команде

Молодцы! Мы разделили вещества на простые и сложные. Продолжим наш путь дальше.

Ой, что же здесь произошло? Жулик перемешал некоторые элементы в периодической системе, нам нужно их вернуть обратно.

^ Найди элемент

По положению элемента в периодической системе назовите его, зачем и почему он необходим для организма человека, в нашей жизни.


  1. Элемент находится в 4 периоде, 2 группе (кальций)

  2. Элемент имеет порядковый номер 8 (оксиген)

  3. Элемент, у которого атомная масса 35.5 (хлор)

  4. Элемент-неметалл, находится в 5 периоде, 7 группе (йод)

  5. Элемент, у которого атомная масса равна 48 (титан)

  6. Элемент находится в 6 периоде с атомной массой 197 (аурум)

  7. Элемент-металл, находится в 4 периоде, 8 группе (феррум)
Чтобы достичь реки, нам надо пройти еще одну преграду.

Запишите формулы веществ, которые имеют такой состав:

a) две молекулы воды;

b) 2 атома Фосфора и 5 атомов Оксигена;

c) 1 атом Фосфора, 3 атома Гидрогена;

e) 1 атом Силиция, 2 атома Оксигена;

f) 2 атома Хрома, 3 атома Оксигена;

g) 1 атом Гидрогена, 1 атом Нитрогена, 3 атома Оксигена.

f) 2 атома Натрия, 1 атом Сульфура и 4 атома Оксигена

Перед нами раскинулся огромный лес. А дорогу через лес знает Красная Шапочка, которая несет пирожки своей любимой бабушке. Самый безопасный тот путь, где сумма относительных молекулярных масс, будет наименьшей. (cм презентацию 25 слайд)

ФИЗМИНУТКА

^ Наш урок бежит вперед,

А здоров ли наш народ?

Поднимаемся все вместе, начинаем шаг на месте.

Руки к солнцу поднимаем, всем здоровья мы желаем.

^ Руки вверх и руки вниз,

С мыслями все собрались.

Тихо сели не зеваем

И работать продолжаем.

Дорога через лес нас привела к реке.

Преодолеть реку тяжело, ведь река насыщена ненасытными пираньями – одно неосторожное движение и вы рискуете попасть в воду, где за считаные минуты вы превратитесь в скелет. Как же быть? Выход есть – на берегу полно огромных валунов, по которым легко перейти на другой берег. Каждый валун – верно соcтавленная формула вещества или определение валентности элементов в веществе.

Определить валентность элементов в соединениях:

SO 2 , K 2 O, Cr 2 O 3 BaO FeO, SO 3 , As 2 O 5

Зная валентности элементов составьте формул соединений

III II I III I II II II IV I III II I II

Al S, Na P, Ag O, Mg O, Si H, B O Na S

А вот и море на нашем пути, но чтобы добраться до долгожданного острова, нам необходимо выполнить следующее задание. Я в определенной последовательности буду зачитывать химические элементы, а вы соединяете в определенной последовательности. (соединяя названия химических элементов должен образоваться кораблик)

У нас вышел кораблик, вот на нем мы и поплывем. Загружаемся на корабль.

На верхней палубе произошло небольшое ЧП: смешались физические и химические явления. Их нужно распределить по местам согласно заказанным столикам.


^ Образование инея,

Ржавление железа,

Образование мыльных пузырей

Пожелтение листьев

Горение дров,

Создание ледовых фигур

Взрывы новогодних фейерверков

Корабль приплыл на остров. Высаживаемся на землю.

Мы подошли к самому высокому ущелью. Населенное ядовитыми змеями, через него есть мостик, который охраняет злой великан. Как только путешественник ступает на мостик, великан начинает раскачивать его, пытаясь сбросить смельчака в ущелье. Чтобы избежать неприятностей, необходимо установить равновесие в предложенных великаном уравнений химических реакций


P + Cl 2 →PCl 5

Na + S → Na 2 S

H 2 O → H 2 + O 2

K + O 2 = K 2 O;

Na 2 O + H 2 O = NaOH;

Na + Cl 2 = NaCl;

Al 2 O 3 + Fe = Fe 2 O 3 + Al;

Чтобы достать клад, нам осталось решить этот кроссворд



Итак, мы успешно справились со всеми заданиями, значит, вы нашли клад, который находится в очередном послании Алхимика

Дорогой друг! А теперь я открою тебе секрет: самый настоящий клад – это знания, которые ты добыл сам!

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…





















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Объяснительная записка.

В 2006 году мною была опубликована программа пропедевтического курса химии для 7 класса. Для эффективного изучения теоретических первоначальных понятий химии детьми более раннего возраста предлагаю использовать на уроках презентацию, составленную по авторским разработкам, по опорным схемам-конспектам, разработанным на кафедре общей и аналитической химии МПГУ, материалам учебника “Химия-8” Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана; рабочей тетради для 8 класса “Первоначальные химические понятия” И.Н. Городничевой, рабочей тетради для 8 класса “Химические элементы и химические законы” И.А. Леенсона, рабочей тетради для 7 класса О.С. Габриеляна, Г.А. Шипаревой. Также данный материал можно использовать при изучении темы “Первоначальные химические понятия” в 8 классе и отдельные слайды презентации помогают актуализировать знания по отдельным темам на более высоких ступенях обучения химии.

Описание презентации с приемами использования отдельных ее слайдов на уроках. (Презентация)

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Физическое тело и вещество.

Физические тела состоят из веществ. Ученикам предлагается выписать в два столбика физические тела и вещества из данного списка.

Слайд 3. Физическое тело и вещество .

После самостоятельной работы предлагается самопроверка получившихся результатов.

Слайд 4. Разделение смесей.

Представлены способы разделения смесей.

Слайд 5. Атомы и молекул ы.

Физические тела состоят из веществ; вещества состоят из молекул, в состав которых входят атомы или из атомов, не связанных в молекулы.

Ученики под схемой выписывают из учебника определение понятий “молекула” и “атом”.

Слайд 6. Схема разложения воды электрическим током – опыт, подтверждающий наличие молекул и атомов.

Слайд 7. Атомно-молекулярное учение М.В.Ломоносова.

Ученикам предлагается расшифровать опорный конспект:

  1. Молекулы состоят из атомов.
  2. Вещества бываю молекулярного (т.е. состоят из молекул) и немолекулярного строения (состоят из атомов, несоединенных в молекулы).
  3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Между молекулами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
  4. Атомы одного вида от атомов другого вида отличаются массой и свойствами.
  5. Между молекулами существуют промежутки, которые зависят от температуры и агрегатного состояния вещества.
  6. С веществами могут происходить физические и химические явления. При физических явлениях молекулы не изменяются, меняется расстояние между ними. При химических явлениях молекулы распадаются до атомов и атомы образуют новые комбинации молекул.

Слайд 8. Химические и физические явления.

Под схемой учащиеся записывают определение явлений и примеры.

Слайд 9. Простые и сложные вещества.

В два столбика ученики записывают определения понятий “простое вещество” и “сложное вещество”, самостоятельно зарисовывают молекулы простых и сложных веществ из данного списка, распределяя их в соответствующие столбцы, затем проводиться самопроверка.

Слайд 10. Химический элемен.

Записывается определение. Знакомим с таблицей химических элементов Д.И.Менделеева.

Слайд 11. Алхимические символы химических элементов.

Знакомство и обсуждение записи химических элементов до XIX века.

Слайд 12. Обозначение химических элементов Берцелиусом.

Обсуждение современной системы обозначения химических элементов. Зарисовывается таблица с примерами, далее можно таблицу продолжить (без латинских названий) наиболее часто встречаемыми химическими элементами, пользуясь таблицей №2 учебника (стр. 24).

Слайд 13–14. Химические анаграммы.

Ученики устно отгадывают зашифрованные химические элементы.

Слайд 15. Химический диктант.

На слайде по вариантам записаны названия химических элементов. Учащимся предлагается записать знак химического элемента и чтение этого знака в формулах.

После написания диктанта возможна самопроверка или взаимопроверка работы.

Слайд 16–17 . Химические элементы в организме человека.

Работа с таблицей макро-, микро- и ультра микроэлементов. Учащиеся выполняют задание на карточках (Приложение 1) , выписывают знаки химических элементов.

Слайд 18. Атомная единица массы

Знакомство с новой единицей массы атома, образно показано чему равна 1 а.е.м. Ученики делают рисунки, записывают определение.

Слайд 19. Относительная атомная масса.

Знакомство с новой величиной, показано как выводится относительная атомная масса, обсуждение почему эта величина безразмерная. Образно показана относительная атомная масса гелия. Обсуждаем и записываем определение, ученики выполняют рисунок и правильно записывают массу атома гелия, выраженную в а.е.м. и относительную атомную массу гелия.

Слайд 20. Относительная атомная масса.

Учим находить относительную атомную массу химических элементов в периодической системе Д.И.Менделеева на примере водорода, кислорода, меди, записывать округленные значения величины. Далее ребята записывают относительные атомные массы различных химических элементов и массы атомов, выраженных в а.е.м. этих же элементов.

Слайд 21. Относительная атомная масса.

Обобщение знаний об относительной атомной массе оформляем в виде схемы.

Слайд 22. Химическая формула.

Рассматривая три формы записи состава вещества: алхимическое изображение вещества, описание состава и химическую формулу с помощью знаков и индексов приводим учеников к выводу, что именно современная химическая формула, являясь емкой, отражает состав вещества. Записываем пример калийной селитры: описание и химическую формулу, формулируем и записываем определение понятия “химическая формула”.

Слайд 23. Относительная молекулярная масса.

Схема-обобщение знаний об относительной молекулярной массе вещества.

Слайд 24. Массовая доля элемента в веществе.

Схема-обобщение знаний о массовой доле элемента в веществе

Слайд 25. Схема-обобщение “Химическая формула вещества”.

Схема является ответом на вопрос учителя: “Какую информацию о веществе несет его химическая формула?” Относительные атомные массы элементов, входящих в состав данного вещества выписываются из периодической системы Д.И. Менделеева для дальнейшего подсчета относительной молекулярной массы вещества и определения массовых долей элементов, а так же с целью многократного повторения и выработки навыка правильной записи этой величины.

Слайд 26 . Пример характеристики химической формулы углекислого газа.

Слайд 27–30. Алгоритм определения валентности по химической формуле вещества.

Представлены поэтапные действия для определения валентностей элементов в бинарных соединениях по молекулярной формуле вещества. Выводим с учениками обобщенную формулу для подсчета валентности элемента.

Слайд 31–35. Алгоритм составления химической формулы бинарного соединения по известным валентностям.

Рассматриваем и записываем поэтапно действия для составления молекулярной формулы вещества по валентностям. Выводим формулу для подсчетов индексов элементов.

Слайд 36–37. Закон сохранения массы веществ М.В. Ломоносова.

Обсуждаем закон, ученики зарисовывают опорный сигнал, дают формулировку закона. Показываем фрагмент из кинофильма “Михайло Ломоносов” (1955 год), демонстрирующий публичный опыт М.В. Ломоносова.

Слайд 38–39. Уравнения химических реакций.

Записываем уравнение химической реакции разложения воды электрическим током. Вспоминаем формулировку закона сохранения массы веществ, подсчитываем массы исходных веществ и продуктов реакции и приходим к выводу, о необходимости расстановки коэффициентов, уравнивающих число атомов элементов до и после реакции. Ученики расставляют коэффициенты, записывают со слайда №38 расчет массы веществ с учетом коэффициентов, подтверждая соблюдение закона сохранения массы веществ. Формулируем определение уравнения химической реакции.

Слайд 40–41. Типы химических реакций.

Изучая типы химических реакций, зарисовываем схемы реакций разложения, соединения, замещения. Записываем уравнения реакций, соответствующие схемам, расставляем коэффициенты.

Слайд 42. Количество вещества.

Знакомство с новой физической величиной, иллюстрируем порцию вещества, записываем определение количества вещества, вводим обозначение n (“ню”).

Слайд 43. Моль вещества.

Вводим понятия “моль вещества”, “число Авогадро”.

Слайд 44. Количество вещества.

Схема-обобщение знаний о количестве вещества.

Слайд 45. Число Авогадро.

Схема-обобщение знаний о постоянной Авогадро.

Слайд 46. Молярная масса.

Знакомство с новой физической величиной. Работаем с таблицей (Приложение 2 ), определяем зависимость между массой и количеством вещества для разных порций веществ. Знакомим с новой физической величиной, вводим обозначение, формулу для вычисления молярной массы, единицы измерения. Подводим учеников к выводу о численном равенстве относительной молекулярной массы и молярной массы данного вещества.

Слайд 47 . Молярная масса разных веществ.

Рисунок закрепляет понимание о том, что у разных по составу веществ различны и молярные массы, хотя в них содержится одинаковое число частиц.

Слайд 48. Молярная масса.

Схема-обобщение знаний о молярной массе вещества.

Слайд 49. Закон Авогадро.

Записываем формулировку закона, рассматриваем и обсуждаем рисунок, изображающий 1 моль разных газов.

Слайд 50. Молярный объем.

Формируем понятие “молярный объем газов”, рассматривая рисунок подводим к выводу, что для веществ в твердых и жидких агрегатных состояниях молярный объем различен, а в газообразном состоянии эта величина постоянна. Вводим размерность и формулу для вычисления.

Слайд 51. Молярный объем.

Схема-обобщение знаний о молярном объеме газов.

Слайд 52. Связь количественных величин.

Демонстрируем и обсуждаем сводную формулу взаимосвязи между физическими величинами: массой, объемом и числом структурных частиц, осуществляемой через количество вещества. Делаем вывод, что формула позволяет рассчитать любую из переменных величин, если известна лишь одна из них.

Слайд 53. Список литературы.

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации.

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

5. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

6. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

7. Компакт-диск «Химия. 8 класс».

8. Плакат «Количественные величины в химии.

9. Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные опыты.

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).



5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или

получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение

Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

5. Опыты, выясняющие условия горения.

6. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты .

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.

1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли

Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород - восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.

Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Образцы кислот и солей.

4. Действие растворов кислот на индикаторы.

5. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты .

1. Получение водорода и изучение его свойств.

2. Взаимодействие кислот с металлами.

Расчетные задачи. Решение различных типов задач.