Институт ядерной энергетики. Список вузов, осуществляющих подготовку специалистов атомной отрасли. Консолидация образовательной инфраструктуры
Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (ИАТЭ ) |
|
---|---|
Прежнее название | Обнинский государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ) |
Головная организация | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» .. |
Год основания | 1953 |
Студенты | свыше 2,7 тыс. человек на дневной форме обучения, около 250 человек на вечернем факультете и около 1000 человек обучается по заочной форме. |
Доктора | 94 |
Преподавателей | 473 |
Расположение | Россия Россия , Обнинск , Калужская область |
Юридический адрес | 249040, г.Обнинск Калужской обл., Студгородок, 1 |
Сайт | http://www.iate.obninsk.ru/ |
(ИАТЭ) - высшее учебное заведение г. Обнинска , основанное в 1985 году на базе Обнинского филиала . До 2002 года носил название Обнинский институт атомной энергетики . В 2002 году получил статус государственного технического университета и был переименован в Обнинский государственный технический университет атомной энергетики . 29 апреля 2009 года приказом Федерального агентства по образованию № 491 Обнинский государственный технический университет атомной энергетики реорганизован путём присоединения к НИЯУ МИФИ с названием Обнинский институт атомной энергетики - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" .
ИАТЭ является единственным в России высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов в области высоких технологий для организаций ядерной энергетики , науки и техники.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
ИАТЭ организует и проводит международные конференции по безопасности и подготовке кадров для атомной энергетики, по материаловедению и др.
История
Обнинский филиал Московского инженерно-физического института (1953-1985)
Лаборатория «В» МВД СССР - предприятие п/я 276 (в дальнейшем ) Министерства среднего машиностроения СССР нуждалось в специалистах по ядерной энергетике . В 1950 году директор ФЭИ Д. И. Блохинцев подписал приказ об образовании на предприятии п/я 276 заочных отделений Московского механического института (впоследствии преобразованного в филиал МИФИ) и МГУ . Организация этих отделений была поручена начальнику лаборатории п/я 276 В. Н. Глазанову .
У нового учебного заведения не было штатных преподавателей и учебных помещений, но учебная работа удовлетворительно осуществлялась. В 1952 году учебное заведение было преобразовано Министерством высшего и среднего специального образования СССР (приказ от 24 октября 1952 года) в вечернее отделение № 5 МИФИ. Этот приказ был спущен почти через два года, в августе 1954 года, без штатного расписания и финансирования .
Проблема отсутствующих учебных помещений была решена за счёт части здания школы имени Шацкого и подвалов общежитий и помещений отдела кадров ФЭИ. Лабораторные работы проводились в соответствующих лабораториях ФЭИ при участии сотрудников этих лабораторий. Формально учебное заведение было филиалом МИФИ, фактически - филиалом ФЭИ .
Чтобы учебное заведение получило собственное здание, В. Н. Глазанов, будучи заместителем директора ФЭИ по науке, пошёл на подлог, построив новое здание площадью 400 кв. м по документам для подразделения ФЭИ и передав его в 1959 году филиалу МИФИ .
К началу 1960-х годов был сформирован коллектив преподавателей, учебно-вспомогательный персонал и созданы полностью оснащённые современным оборудованием и приборами учебно-исследовательские лаборатории, мастерские, кабинеты. Лаборатории возглавили первые сотрудники: Л. М. Мирошниченко, Т. Э. Прокурат, М. В. Борисов, Г. М. Назарова, Ю. А. Фёдоров .
В 1962 году на первом курсе дневного отделения начали учиться 50 человек. В 1963 году был введён институт кураторов, работавших на общественных началах. Также на общественных началах стала работать учебно-воспитательная комиссия, возглавляемая студентами, в обязанность которой было вменено следить за успеваемостью студентов .
Организация обучения включала УИР (учебно-исследовательскую работу) в течение двух дней в неделю, начиная с 4-го курса, на базе ФЭИ, затем преддипломную практику и, наконец, диплом как завершающий этап двух предыдущих видов обучения. Дипломы в результате в большинстве были высокого уровня .
За двадцать лет существования филиала МИФИ количество штатных преподавателей выросло с трёх в 1954 до ста четырёх в 1974 году. Выпускники Обнинского филиала МИФИ уже в начале 1960-х годов котировались высоко, и в преподавательском коллективе возникла идея создания на базе филиала самостоятельного института по подготовке физиков в области биологии, радиологии, геологии, метеорологии. С соответствующими министерствами были согласованы учебные планы, разработанные институтом. В 1963 году появился приказ министерства высшего и среднего образования СССР об организации на базе филиала самостоятельного института с приёмом 275 человек с финансированием министерством среднего машиностроения СССР строительства учебного корпуса и общежития для студентов. Был разработан проект учебного корпуса, строительство которого было доведено в 1964 году до 1-го этажа. Однако в этом же году, после смерти шестидесятишестилетнего В. Н. Глазанова, генеральный подрядчик ФЭИ передал здание Центральному институту повышения квалификации (ЦИПК). Под вопросом оказалось само существование филиала. В 1966 году вышел приказ министра высшего образования СССР В. П. Елютина и министра среднего машиностроения СССР Е. П. Славского о закрытии дневного отделения в связи с нецелесообразностью параллелизма в подготовке инженеров-физиков в Обнинском филиале и самом МИФИ .
Коллективу преподавателей удалось убедить руководство Министерства среднего машиностроения не разгонять сформировавшееся уникальное учебное заведение. В течение трех лет (1968, 1969, 1970) институт существовал полулегально. Работало дневное отделение, которое согласно приказу было ликвидировано. В 1969-1970 годах преподавательский коллектив при поддержке всех научных институтов Обнинска добивался открытия филиала. В 1970 году вышел приказ об открытии в Обнинске филиала МИФИ по подготовке специалистов по автоматизированным системам управления (АСУ) и вычислительной технике .
В 1970 году филиал возглавил Г. А. Середа , при котором был построен учебный корпус, кафедры были частично укомплектованы современным оборудованием и приборами, новый институт получил хорошо подготовленный преподавательский и учебно-вспомогательный персонал. В 1985 году на базе филиала МИФИ был создан новый Институт атомной энергетики (ИАТЭ), который возглавил
По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.
Учебно-методическое обеспечение
Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).
УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:
- «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
- «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
- «Электроника и автоматика физических установок»,
- «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
- «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
- «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
- «Физика конденсированного состояния материалов»,
- «Физика кинетических явлений».
УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».
УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:
- «Атомные электростанции и ядерные установки»,
- «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
- «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».
Подготовка специалистов
В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.
Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
- Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
- Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
- Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
- Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
- Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
- Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
- Томский политехнический университет (ТПУ);
- Уральский государственный технический университет (УГТУ).
В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.
Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:
- только очное высшее образование;
- особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
- значительная доля практических лабораторных занятий;
- исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
- продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
- жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных материалов.
Консолидация образовательной инфраструктуры
Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.
Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.
В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).
Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.
Сотрудничество с предприятиями
В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.
Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.
ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.
Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
Международное партнерство
Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.
В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.
Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.
Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.
Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.
Вниманию будущих абитуриентов!
В ВУЗах начинается пора дней открытых дверей! Если вы решили связать свое будущее с атомной отраслью, но не определились, в каком именно учебном заведении вы будете грызть гранит атомной науки, надеемся, этот список вам поможет.
Здесь представлены основные профильные ВУЗы, контакты и даты проведения дней открытых дверей.
Кстати еще об атомном образовании можно узнать
1. Московский инженерно-физический институт (государственный университет)- 8 февраля 2009 г., 10:00 - Физико-технический факультет (тел. 324-84-41).
- 15 февраля 2009.г., 10:00 - Факультет автоматики и электроники (тел. 324-84-42).
- 1 марта 2009 г., 10:00 - Факультет экспериментальной и теоретической физики (тел. 324-84-40).
- 15 марта 2009 г., 10:00
- Институты гуманитарного факультета:
Институт международных отношений, тел. 323-95-83;
Экономико-аналитический институт, тел. 324-84-22;
Финансовый институт, тел. 323-92-20, 323-92-21;
Институт инновационного менеджмента, тел. 323-90-88, 323-91-33;
Институт финансовой и экономической безопасности, тел. 323-95-27. - 22 марта 2009 г., 10:00 - Факультет кибернетики (тел. 324-84-46).
- 29 марта 2009 г., 10:00 - Факультет информационной безопасности (тел. 323-94-61).
- 11 апреля 2009 г., 10:00 - Факультет очно-заочного (вечернего) обучения (тел. 324-71-04).
- 18 апреля 2009 г., 14:00 - Гуманитарный факультет (повторно).
3. Уральский государственный технический университет
4. Томский политехнический университет
5. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Общеуниверситетский День открытых дверей - 18 января 2009 года в Актовом зале главного здания. Начало в 11:00.
Дни открытых дверей факультетов:
- 31 января 2009 г., 16:00 - Инженерно-строительный факультет, Физико-механический факультет.
- 7 февраля 2009 г., 16:00 - Механико-машиностроительный факультет, Факультет технической кибернетики, Факультет медицинской физики и биоинженерии, Институт международных образовательных программ.
- 14 февраля 2009 г., 16:00 - Электромеханический факультет, Факультет технологии и исследования материалов, Факультет экономики и менеджмента, Физико-технический факультет, Международная высшая школа управления, Факультет при ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Юридический факультет.
- 21 февраля 2009 г., 16.00 - Радиофизический факультет, Гуманитарный факультет, Факультет комплексной безопасности, Факультет управления и информационных технологий.
- 28 февраля 2009 г., 16:00 - Энергомашиностроительный факультет, Факультет инноватики, Факультет иностранных языков.
Обнинский институт атомной энергетики, организованный в 1985 г. на базе филиала Московского инженерно-физического института, ныне — Обнинский институт атомной энергетики — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» , является единственным в России и СНГ специализированным высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов в области высоких технологий для предприятий и организаций ядерной энергетики, науки и техники.
В ИАТЭ реализована концепция многоуровневой подготовки специалистов с высшим образованием. Сегодня ИАТЭ ведет подготовку инженеров по 13 специальностям, бакалавров по трем направлениям, магистров, аспирантов по 12 специальностям. Учебные занятия в ИАТЭ ведут 343 преподавателя, из которых 53 докторов наук, 150 кандидатов наук, в том числе 10 действительных членов специализированных российских и зарубежных академий.
ФИЗИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (ФЭФ)
Физико-энергетический факультет создан на базе факультета атомных электростанций в сентябре 1989 года. Основной задачей факультета является подготовка персонала для работы на атомных электростанциях, а также для работы в НИИ, КБ и на промышленных предприятиях страны. В течение двух первых курсов студенты обучаются по унифицированным учебным планам, предусматривающим фундаментальную подготовку по математике, физике, информатике и другим общеобразовательным дисциплинам.
Кафедры:
- Кафедра расчета и конструирования реакторов АЭС (РКР АЭС)
- Кафедра механики и прочности конструкций АЭС (МиПК АЭС)
- Кафедра перспективных методов получения и преобразования энергии (ПМППЭ)
ФАКУЛЬТЕТ КИБЕРНЕТИКИ (К)
Среди существующих ныне в университете факультетов факультет «Кибернетики» является старейшим, он ведет свою историю с 1975 г. Именно в этом году был организован факультет «Кибернетики» Обнинского филиала МИФИ. В том же году состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Автоматизированные системы управления». На факультете осуществляется подготовка специалистов кибернетического профиля по различным направлениям: технология создания вычислительных систем и сетей, системный анализ больших систем, разработка сложных программных комплексов и прочие вопросы, касающиеся организации, проектирования и эксплуатации автоматизированных управляющих и информационных систем.