Откуда берется чувство. Откуда в человеке берутся эмоции и чувства? Кто и у кого забирает негативные эмоции

Как это ни смешно, но юмор по-прежнему остается для ученых загадкой. Реакция на шутку представляет собой сложнейший эмоционально-нейрохимический процесс, который до сих пор нельзя однозначно объяснить.

Божий дар или мистика

Чтобы понять, откуда берется чувство юмора, необходимо разобраться с его производной – смехом. Именно с этого начинаются все теории, посвященные этой теме.

«Всё очень просто: высшие мозговые функции левого полушария декодируют игру слов и/или забавную визуальную картинку в структурную информацию, которая поступает в «творческое» правое полушарие. - Рассказывает американский невролог Уильям Фрай, - Здесь-то эмоциональная (лимбическая) система осуществляет релизы соответствующих химических веществ, которые резко улучшают настроение, заставляя нас смеяться».

Всё это, конечно, так, соглашаются другие "теоретики юмора", но вопрос заключается в том, как лимбическая система распознает, что это – смешно, и насколько смешно.

Раймонд Смуллян, автор знаменитой книги «Планета без смеха», в этой связи сказал, что современные разгадки, почему «это – смешно, а это – нет», являют собой психологические головоломки, которые до сих пор не нашли разумного объяснения. Мол, самые разные ученые, долго и нудно рассуждая на эту тему, в конце концов констатируют, что «юмор – этой божий дар или необъяснимая тайна, связанная с мистикой».

Ассоциативное мышление

Ближе всех к разгадке феномена юмора подошли сторонники теории ассоциативного мышления. Они считают, что ироничная подача информации представляют некий протест против отклонения от общественной нормы. «У каждого из нас имеется психологический негатив, накопленный в результате жизненного опыта, - делится Раймонд Смуллян. - Например, ваша жена устраивает необоснованные истерики на почве ревности. Значит, есть все основания того, что у вас вызовет смех рассказ о другой женщине, которая по этой же причине сделала глупость».

Случилось кораблекрушение. Спасся только один мужчина, которого еле живого выбросило волной на рифы. А там оказалась его жена, которой тоже посчастливилось выбраться
- И где же ты, идиот, был целый вечер? – кричит она, - ведь пароход утонул еще днем!

В результате имеющихся параллелей анекдот покажется невероятно смешным мужчине, женатому на ревнивой жене, но может быть совершенно непонятен холостому человеку. Да и лучше расскажет его тот, который сам оказывался в аналогичной ситуации.

Иными словами, мы смеемся над тем, что нам понятно из негативного жизненного опыта. Этот опыт используют профессиональные юмористы, подбирая соответствующие темы. Если же их рассказать в другой среде обитания, эффект может быть обратным. Американец Сет Бенедикт Грэм в книге «Культурный анализ русско-советского анекдота», признался, что многие солдатские шутки и смешные истории из жизни военнослужащих Российской армии ему непонятны. Например, он задается вопросом, почему русские смеются над этим:

Товарищ прапорщик, а можно телевизор посмотреть?
- Можно, только не включайте.

Юмор – это настройки

Ученые давно определили, что мозг представляет собой биологическую вычислительную машину с огромным объемом памяти. В подсознании также закодирован алгоритм, сопоставляющий полученную информацию с некими эмоциональными настройками: с грустными, нейтральными или смешными. Считается, что они формируются либо из личного опыта, или передаются генетически.
Например, детские шалости вызывают у взрослых улыбки, так как связанны с отцовским и материнским инстинктом. Особенно это смешно, когда реальность совмещается со сказками.

Мама говорит девочке:
- Если ты не будешь есть манную кашу, я позову Змея Горыныча!
- Мам, неужели ты думаешь, что он будет её есть?

Эти же настройки заставляют нас реагировать на ситуацию, высказывая уместную шутку. При этом скорость реакции и остроумие опять-таки связаны с имеющейся мозговой базой данных.

Юмор как борьба

Юмор также представляет социальный механизм, с помощью которого выстраиваются отношения между людьми. «Мы часто смеемся над другими членами общества, - пишет Раймонд Смуллян, - хотя с классической точки зрения это зачастую не является шуткой. С помощью такого вербального общения осуществляется самоутверждение в социальной иерархии». Дело в том, что статус того, кто – смешон, понижается. И напротив, тот, кто высмеивает, уверен в своем превосходстве.
Делается это, например, в борьбе за женское внимание. Учитывая то, что смех связан эмоционально-нейрохимически с центрами удовольствия, то юмор стал оружием современных дуэлянтов.

«Я люблю мужчин с чувством юмора, потому, что с ними не скучно», - так или примерно так ответит 99% женщин.

Кроме этого, шутят и затем, чтобы выбиться в лидеры, привлекая к своей персоне внимание. Иронизируют порой просто так – из-за эволюционного закона, согласно которому выживает сильнейший индивидуум. Иначе говоря, смеются над слабыми. В этих случаях предметом злой иронии чаще всего являются физические недостатки и неправильное поведение в обществе другого человека, говорит Раймонд Смуллян.

Откуда берутся чувства

Большинство из нас живет с идиотским чувством, будто жизнью управляет случайность. Но на самом деле у каждого из нас с самого рождения есть спутник, нежно и сильно любящий нас, партнер, которого мы обычно не желаем замечать. Назовите его Внутренней Сущностью, Высшим “Я” (лично мне это название очень не нравится), Расширенным “Я”, Божественным “Я” – да хоть Микки-Маусом! Называйте как хотите, но знайте: это величайшая часть нас самих, без которой мы не смогли бы существовать в физическом теле. Это Источник нашей жизни на земле, чистейшая позитивная энергия Мироздания, частью которого мы являемся; это чистейшая позитивная энергия Жизни, а ведь мы и есть жизнь.

Не казалось ли вам хотя бы однажды, что существует некая секретная часть нас самих, знающая все, что только можно знать, но глубоко спрятанная? Это и есть она – широчайшая, древнейшая, мудрейшая часть вашей сущности, не знающая границ, но способная связаться с сознанием лишь одним путем – через чувства!

Расширенная часть нашего “я”, вместе с которой мы пришли в этот мир, находится в месте, которое многие из нас назвали бы “нирваной” – на самом верху шкалы вибраций. Расширенное “я” не знает, что такое вибрации стресса или нужды. Для него все негативные вибрации – всего лишь черная дыра, не испускающая ни единого лучика.

Но мы не можем вибрировать с такой высокой частотой и остаться при этом в своем физическом теле. Все, что мы можем – приблизиться к этому источнику как можно ближе, испытывая радость, восторг, восхищение, благодарность – старые как мир чувства, означающие “счастье”. Именно поэтому нам так хорошо, когда мы счастливы – ведь частота наших вибраций приблизилась к нашему истинному “я”! Когда вы счастливы, вы синхронизированы с вашим нематериальным “я”, подключены к его высокочастотным вибрациям и ко всему, что они могут дать вам.

Когда нам хорошо, частота наших вибраций повышается и приближается к “проектной”. Мы перестаем пережевывать, как жвачку, низкочастотные вибрации страха, чуждые нам по своей природе, но привычные с детства. Мы попадаем в пространство, где можем получать Наставления и ответы на наши вопросы. И все потому, что в такие моменты мы идем рука об руку со своей истинной Сущностью.

Точно так же, когда мы излучаем вибрации нужды, волнения и тревог – то есть испытываем любые эмоции, не являющиеся радостью, – мы отключаемся от своего внутреннего партнера, и все начинает валиться у нас из рук. Мы чувствуем себя как ребенок, у которого отобрали любимого плюшевого мишку.

Итак, когда мы чувствуем себя хорошо, мы соединены с нашим Расширенным “я”. Когда мы чувствуем себя плохо или никак, когда мы в подавленном настроении, мы отключаемся от источника счастья и погружаемся в низкочастотные волны.

Другими словами: негативно все, что не является радостью. Если мы не испытываем радости, мы глотаем битое стекло.

К счастью, чтобы вывести забуксовавшую жизнь на широкую дорогу, нам не нужно каждую секунду следить за своими мыслями, а иначе мы просто сошли бы с ума. Все, что нам нужно – осознавать свое эмоциональное самочувствие, как хорошее, так и плохое, осознавать эмоциональные взлеты и падения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

4.3. Откуда берутся вожаки? Животные всенародных выборов не проводят, и «сверху» им начальников не спускают. А кто вообще в стае командует? Откуда берутся вожаки? Носит предрасположенность к лидерству наследственный характер или является продуктом научения, жизненного

Из книги Язык человеческого лица автора Ланге Фриц

Откуда берутся «лбы мыслителей»? Предпосылкой для их появления становится исчезновение волос надо лбом. Почему люди, занимающиеся духовным трудом, демонстрируют это облысение чаще, чем лица, занимающиеся трудом физическим, наука не знает; но в самом факте сомневаться не

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Откуда берутся возражения? И в профессиональной, и в личной жизни каждому из нас приходится сталкиваться с возражениями – когда наш коллега, начальник, подчиненный, близкий человек, родственник, друг с нами не согласен. У разных людей в таких ситуациях возникают разные

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

Глава 4 Откуда берутся болезни Наши эмоции и болезни Провести расследование своего внутреннего мира – это еще один шаг к здоровью, позитивному изменению и улучшению жизни. С помощью цвета, воображения и рисунка вы сможете справиться со своими личными проблемами и

Из книги Секрет притяжения. Как получить то, что ты действительно хочешь автора Витале Джо

Откуда берутся деньги У меня был клиент, которому очень везло в жизни – он очень быстро прославился. Речь идет о двадцатипятилетнем биржевом маклере, написавшем книгу о том, как стать богатым. Бегло просмотрев рукопись, я понял, что книга станет бестселлером, тогда как ее

Из книги Счастье быть женщиной автора Светлова Маруся

Глава 5. Откуда берутся правила Каждый раз, когда я говорила на тренинге о женской неценности, женской «вторичности» и негативных последствиях этого в жизни женщины, - находился кто-нибудь, кто говорил:- Нет, это раньше были такие правила. Это, может быть, раньше так было

Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна

Откуда берутся ревнивцы Откуда берутся ревнивцы? Трудно сказать. Некоторые с этим рождаются. Кому-то с детства катастрофически не хватает самого насущного – любви, и всю оставшуюся жизнь они ищут ее, а найдя, боятся утратить. Некоторые, будучи единственными чадами в

Из книги Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе автора Гоулман Дэниел

Откуда берутся стратегии? Кобуна Чино, мастера кюдо – стрельбы из лука дзен, однажды пригласили продемонстрировать свое мастерство в институт Эсален, знаменитый учебный центр для взрослых в Биг-Сюр, штат Калифорния, расположенный недалеко от дзен-центра Тассахара

автора Шереметьев Константин

Откуда берутся колдуны и ведьмы Диффузные понятия лежат в основе магического мышления. Любые происходящие одновременно события диффузное мышление снабжает мысленной связью. Отсюда появляются приметы и суеверия. Ведь так просто. Надел желтую майку – и любимая команда

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Откуда берутся таланты В этом разделе мы поговорим о том, откуда у нас берутся таланты к чему-либо.Закончился тренинг «Путешествие к себе», и хочется подвести какие-то итоги. Сначала голые цифры. На тренинг записалось 72 человека, до финала дошли 58. По итогам тренинга: 15

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Откуда берутся убеждения Источник наших взглядов и представлений – личный жизненный опыт. Они формируются на основе виденного вами и пережитого. Например, ребенок из неблагополучного района может вырасти с убеждением, что окружающие люди опасны. Человеку, который идет

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Глава 7 Откуда берутся идеализации Все давно уже сказано, но так как никто не слушает, приходится постоянно возвращаться назад и повторять все сначала. Жид Андре Какие бывают идеализации, мы уже знаем. Но вот откуда они берутся в нашем сознании и подсознании? Если знать

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Как здорово быть с родителями. Иллюстрированная психология для детей автора Суркова Лариса

История 11 Откуда берутся дети Когда моя мама была беременна нашей Дуней, мне стало интересно, как ребёнок оказался в её животе. Я спросил об этом маму, она рассказала мне интересную историю и купила несколько книг. Хочешь, я и тебе расскажу, откуда берутся дети? Мама

Из книги Как подружить ребенка с мылом автора Любимова Елена Владимировна

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Что такое прыщи и откуда они берутся? ЭТО ИНТЕРЕСНО! Прыщи, акне, комедоны, милиумы – это все названия угрей обыкновенных или вульгарных (лат. acnae vulgaris). Прыщи, наверное, это самый неприятный «подарок», который может преподнести кожа мальчику-подростку. Эти противные прыщи

Э.В. Ильенков тщательнейшим образом исследовал вопрос о том, откуда берется ум. В итоге он оставил нам в наследие блестящий пример того, как нужно действовать. В наше время существует острая необходимость разобраться, откуда же берутся человеческие чувства. Ведь согласитесь, что это вопрос не менее важный, чем вопрос, откуда у человека берется ум. Именно поэтому, опираясь на подход Ильенкова, давайте попытаемся найти ключ к пониманию этого сложного вопроса.

Казалось бы, что может быть проще для человека, нежели чувствовать? От рождения ребенок имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы в дальнейшем развиться в полноценную личность. Однако этого оказывается слишком мало. Вроде бы растет себе ребёночек с необходимыми биологическими предпосылками, в любящей семье, материально обеспеченный, получает необходимое образование, а человека из него не получается, скорее даже наоборот - он все менее и менее его напоминает. Все необходимые условия созданы, а нормального человека слепить не выходит!

Наверно в этом и заключается противоречивость вопроса, ведь то, что мы называем необходимыми условиями для развития чувств человека, зачастую расходиться с реальной необходимостью дальнейшего развития общественно данных предпосылок - ведь способность чувствовать не заложена в человеке генетически; эту способность также невозможно передать путем объяснений или даже развить путем подражания другому человеку. Хочется в особенности подчеркнуть, что это СПОСОБНОСТЬ, и от природы у нас нет в ней потребности, в отличие от потребности в еде, воде или защите.

Изначально, как отмечает В.А. Босенко, «чувствование человеческое и человеческие органы чувств не даны непосредственно от природы, а становятся, формируются человеческими. И происходит это по мере того, как их объект становится общественным, человеческим объектом, созданным человеком для человека в процессе включения природных вещей в практическое преобразование, изменения по общественным, человеческим потребностям» . Лишь активная преобразовывающая деятельность человека изменяет и развивает его самого как личность, в том числе и его органы чувств и органы мышления, формируя их совершенно не подобными органам животного.

Важно также отметить, что развитие чувственного в человеке неотъемлемо связано с процессом развития его мышления, причем, первое является первоначальной основой для второго. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" - писал Ленин. Но в дальнейшем именно практическая деятельность человека будет выступать основополагающей силой мышления человека, и лишь затем - способности глубоко чувствовать, как бы «прочувствовать» мир, познавать его «глазами всего человечества». Лишь человек образованный может познать истинность и глубину чувств, хотя из этого отнюдь не следует, что всякий образованный человек способен на глубокое чувство.

Вряд ли кто-то будет спорить, что из всего многообразия чувств именно любовь выкристаллизовывается как наивысшее, самое сильное из чувств человеческих. Как верно подметил Л. Фейербах: «и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет и истины. Только тот представляет собою нечто, кто что-то любит. Соответственно чем больше бытия в человеке, тем больше он любит, и наоборот» .

В качестве изначального образца для ребенка служат его родители, но способность чувствовать продолжает изменяться в процессе его собственного становления и взаимодействия с другими людьми. Как тонко подметил Э.Фромм, «любовь к людям является не следствием, как часто полагают, а предпосылкой любви к какому-то определенному человеку, хотя генетически она выражается в любви к отдельному индивиду» . Однако в своих рассуждениях о любви как об искусстве Фромм допускает одну серьезнейшую ошибку. Он делает акцент на том, что любовь - дело сложное, которому люди учатся на протяжении всех жизни, однако не уточняет, благодаря чему учатся. Ведь невозможно научиться любви, просто прочитав об этом десятки художественных книг или прослушав рассказы знакомых. Самым главным в развитии чувств человеческих является непосредственная общественно-практическая деятельность самого человека. Только так люди способны познать суть предмета.

Стоит избегать множества существующих заблуждений о том, что же собой представляет такое чувство как любовь. К примеру, что любовь - это стечение обстоятельств, и от человека ничего не зависит; что проблема любви - это лишь проблема объекта, а не проблема способности, ведь вся сложность в том, чтобы найти человека достойного любви; а также убежденность в том, что это чувство - статично, оно или есть или его нет.

Каждый раз необходимо подчеркивать, что личность учится чувствовать, не исходя из своей индивидуальной жизни, а скорее наоборот, жизнь человека становится таковой в результате взаимодействия общественных предпосылок и его собственной активно преобразовывающей деятельности. Именно поэтому важнейшим условием для развития человеческой способности любить выступают, прежде всего, общественные отношения (то есть производственные отношения, или, как их называл Маркс, деятельные способности человека). Как говорил В.А. Босенко: «в изменении способов производства и заключено то, что определяет общественное развитие вообще. Определяет это также развитие, в конечном счете, всех возможностей и способностей человека, в том числе развитие разума и чувств» .

Один из яркий примеров по созданию тех необходимых общественных отношений, в которых человек сможет сформировать всю глубину способности чувствовать, является пример Советского Союза. При всех недостатках существовавшего там социализма, фактом остается, что именно тогда любовь впервые практически стала рассматриваться как основа для создания семьи. Раньше об этом писали в романах, но на практике семья формировалась совершенно на иных основаниях. Брак в подавляющем большинстве случаев имел экономическое, а не чувственное основание.

Немаловажно и то, что воспитание детей в СССР стало рассматриваться как общественное дело. Это обстоятельство важно как с точки зрения создания экономических условий для действительно свободной любви, так и с точки зрения «воспитания чувств» будущих поколений. Какие бы не были хорошие условия для становления ребенка в семье, тем не менее, семья не может воспитать полноценного человека. Именно общество выступает здесь той благоприятной средой, которой под силу воспитать настоящего человека, тем не менее, далеко не каждая общественная формация способна это сделать. Ведь и при капитализме воспитание носит общественный характер, но поскольку это официально не признается, то никто не несет ответственности за результаты этого воспитания и никто не работает над тем, чтобы поставить его правильно.

Но при всем этом мы должны указать на те крайности, в которых протекали общественные изменения в исследуемой нами сфере. Так, к примеру, в 20-е годы в Советском Союзе это выразилось в популяризации теории «стакана воды», когда любовь приравнивалась к вещи, физиологически продиктованной природой, которую также легко удовлетворить, как выпить стакан воды.

Против теории «стакана воды» выступил А.В. Луначарский. Он отмечал, что «простецкое, нигилистическое, мнимо-научное разрешение вопроса заключалось в том, что молодежь пошла по линии наименьшего сопротивления и заявила: ну что же, это не важно, не стоит над этим много думать. Это - тот же пресловутый стакан воды. Очень приспичила половая нужда, нужно её удовлетворить. Россказни про любовь, брак - штука буржуазная. Нужно учиться у природы, у жизненной правды; она не знает ни романов, ни усложнений» . Данная теория, по мнению Луначарского, - это теория мужской подлости, где об общественном равенстве речи быть не может, это те рудименты патриархального буржуазного общества, которые еще не до конца искоренились. В результате теряется отношение к любви, как к акту возвышенному, необычайной важности и необычайной радости. Такого быть не должно. Ведь каждый человек - это проявление общественной сущности, который постольку человек и в такой же мере, поскольку он является совокупностью конкретно-исторических общественных отношений. В.И. Ленин акцентировал на важности того, что коммунизм немыслим без полноты любовной жизни, дающей настоящую жизнерадостность человеку.

Наиболее развитым человеком в плане чувств, оказывается тот, кто наиболее тонко проникается происходящими изменениями, в меру того, как он сам является участником этих изменений. Именно преобразование общественной и естественной природы изменяет, исправляет и развивает его самого как человека, формируя совершенно иные органы чувств и мышления.

Поэтому необходимо создание таких общественных условий, при которых каждый человек будет способен чувствовать по-человечески. А начать стоит с преобразования существующей общественной системы и создания такого общества, когда именно человек станет главной ценностью вместо товара. Когда равенство в общественных отношениях наконец-то выразится в равных взаимоотношениях в семье, когда жена перестанет быть служанкой в доме и сможет быть непосредственно включена в общественное производство. Только тогда можно говорит об изменении общественных условий для воспитания подрастающего поколения. Что мы получим взамен? Как отмечает Ф.Энгельс: «это определиться, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности» .

Способность чувствовать должна формироваться у ребенка с первых дней рождения, а общественные институты должны освободить руки родителям для того, чтобы они оставались тем же неотъемлемым общественным звеном, что и до рождения ребенка. С другой стороны, лишь общественное воспитание может дать ребенку понимание того, как чувствовать по-человечески. Как советовал А.С. Макаренко, который не просто знал, а практически формировал настоящую человеческую чувственность в своих воспитанниках, - учить детей нужно не рассказами об ответственности за каждый прожитый день, за каждый кусок чувства, а практическим ежедневным общественным примером и непосредственной включенностью детей в общую деятельность. Благодаря этому дети будут воспитываться не пассивными потребителями существующих благ, а активными деятелями с развитыми общественными чувствами.

Главное чтобы детям «посчастливилось попасть к людям, которые сумеют привить им любовь к труду, к знаниям, к общению с другими людьми» , к общечеловеческой культуре, - говорил Ильенков, а там уж дело за малым. Вот, кажется, и весь секрет. Да еще, пожалуй, секрет в том, чтобы это счастье было не делом удачи, счастливого случая, а правилом, не допускающим исключений.

___________________

1. Босенко В.А. Всеобщая теория развития. - К.: 2001. 470 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2010. - 808 с.

3. Луначарский А.В. "О быте". Л.: Государственное издательство, 1927. - 82 с.

4. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Антология мировой философии. Том 3. - М.: «Мысль», 1971. - 760 с.

5. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. (Пер. Л.А.Чернышевой). - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд., Т.21 - М. : Политиздат, 1961. - с.23-178.

или Как Душа планировала свои уроки.

/сеанс регрессивного гипноза глазами подопечной/

Пришелец выдергивает из рук девушки сигарету, затягивается.
Она: «Зачем, это же вредно, помнишь? »
Он, улыбаясь: «Я хотел понять, как это...»
Она: «Когда куришь?»
Он: «Как это, ощущать себя смертным… человеком»

Здравствуй, я Звездная Душа, и прежде чем отправиться в свое путешествие, хотелось бы рассказать тебе свою историю, вряд ли это будет исповедь, но чувства у меня сейчас именно такие. Потому что после того путешествия я не буду прежней девочкой А.

Мне всегда непонятно было, почему люди ведут себя так или иначе, какие-то их ритуалы, нормы, рамки поведения… И еще больше всего рвала душу их жестокость, как они обращаются с непохожими на них, чем-то отличающимися. Особенно это заметно у детей, подростков. Дети познают мир через жестокость, но кто это задумал так… И все ли должны так себя вести?

Помню, как зачарованно, без мыслей, в потоке, наблюдаю за ползущей в муравейнике гусеницей. И вот хлопок, и чья-то сандалия сминает в брызги пушистое насекомое и маленьких трудяг. Знаю, что они это сделали специально, чтобы меня спровоцировать на реакцию, но кроме грустного непонимания и капающих слез от несправедливости и жалости к мертвым насекомым, они ничего не видели от меня… Не было драк, тасканий за косички, не было чувства агрессии. Может это они во мне хотели вызвать, но я просто не понимала, как это нужно делать, что в теле должно зародиться, где нужно взорваться вулкану, и каким словам на повышенной ноте вылететь.

Этот сеанс у Татьяны все расставил по местам и подарил мне еще один пазл к моей мозаике, сборке себя.
Поняла, что очень долго вообще в моей карте эмоций и состояний не было этого бурлящего, кипящего чувства агрессии, желания причинить физический ущерб, боль.
А потом оно как будто вылупилось, выродилось, было заботливо взрощено. Кем? Скоро узнаете))

В: Есть ли что-то в тебе, что притягивает такое отношение людей, заставляет людей обижать тебя?
О: Слабость, хрупкость, нежность радужной паутинки, цветочка. Люди топчут цветы, им нравится пачкать все красиво, чистое, что-то непохожее на них.

В: Откуда у этого человеческого аспекта взялось это убеждение?
О: Сильный импульс по животу прошел при словах «что-то непохожее на них». Пришла картинка человека, алхимика в странной остроконечной шапке, изобретателя. Его закидывают тухлыми овощами, какие-то гонения на него, он их разозлил, они травят его. Его изобретения люди не понимали, они не готовы были к таким инновациям, им казалось это магией и бесовщиной. Показывают лампочку в бутылке без проводов, которая горит голубым неоновым светом. Люди боятся его.

В: Тут ключевое слово «боятся». Люди боятся того, чего не понимают, неизвестности страшатся. Так же, как в этом воплощении, в твоем детстве девочки, которые над тобой издевались, пытались зацепить, они уже были заражены дозой страха, а ты еще нет. И тебе нужно понять, что тут большая часть народа заражена вирусом страха и что они обижают не потому, что они такие кровожадные и жестокие, а из-за страха. Противоположность страху есть Любовь. Со своего текущего уровня скажи, нужна ли тебе агрессия, чтобы защищаться, эффективна ли она в этой ситуации?
О: (всхлипывает) Я вижу продолжение ситуации с изобретателем. Он сумел сбежать от орущей толпы и нашел прибежище у каких-то магов, у каких-то более развитых людей. Парень обрел там власть и с помощью своих изобретений начал мстить всем, кто над ним издевался. Ощущаю его злость, жгущее чувство мести «Они у меня все получат, зубы свои проглотят, я отомщу им за то, что они меня не понимали, издевались». Даже сейчас в воплощении девочки А. я испытывала похожее чувство. Желание обрести такую власть, чтобы мне подчинялись, чтоб меня боялись. В смягченном варианте, это в большей степени иметь власть над мужчинами, ну может над некоторыми женщинами. Чтобы они передо мной на цыпочках ходили и исполняли мои желания, они давали мне все, что я хочу а я им НИЧЕГО взамен. Пользоваться этими… мужчинами, как когда-то папа поступил с мамой. Отыграться на них.

В: Твое желание мести срезонировало со злостью, обидой на мужчин...
Скажи, а что будет, когда все будут бояться тебя и подчиняться?
О: Они не осмелятся больше гнобить меня, издеваться, не причинят мне вреда, я буду защищена.
В: Посмотри сейчас на того изобретателя, вот он получил всю власть, отомстил, ему стало легче?
О: Нет… Он сидит, подперев кулаком голову. Те, кто его приютили, пользуются его гением и как только он себя исчерпает, выкинут его в канаву, не задумываясь. Эти, сильные, от тех, обычных людей, ничем не отличаются, они пропитаны таким же внутренним болотом. Он это понимает и он несчастен.

В: Посмотри, чего больше становится в этом мире, когда ты применяешь месть и агрессию?
О: Это больно… живот болит(на физическом плане), когда вижу картинку, как он мстит парочке людей... нарастает инферно, все только усугубляется. Агрессия и власть не дают защиту и покой, меня так же могут убить. О, я поняла!! В этом воплощении я проживаю то, что творила с людьми там, но это странно… я же не сразу стала такой жестокой.

В: Давай этот кадр остановим и посмотрим с большей перспективы. Я обращаюсь к твоему ВЯ: «Является ли воплощение изобретателя твоим личным воплощением?»
(примечание: Душа подопечной воплотилась на Земле первый раз, но за жизнь вспомнила уже четко несколько своих воплощений. Как так получается?)
О: Не является.
В: Обращаюсь к Учительской системе Земли со Светлой стороны.
О: Вижу их как белые расплывчатые контуры, создания, с одного края Земли. Один сбрасывает балахон и на его месте играет вихрями радужная, переливающаяся, перетекающая энергия).
В: Подскажите, как происходит формирование уроков для душ, которые никогда не проходили опыта на земле?
О: Пока веришь - работает…

В: Откуда берется эта вера?
О: Это как заложенная виртуальная реальность, симуляция, компьютерная игра. Даже если эти воплощения не проживались душой в реальности, это засчитывается за полноценный опыт. Вспоминается фраза «Для мозга нет разницы между воображаемым и реальным. Вообрази во всех подробностях лимон, и у тебя потечет слюна, хотя ты его на самом деле не ел» Вот тут такой же принцип срабатывает, только лимон далеко в прошлом воплощении. Как легенда у шпиона, заложенная память. Почти… но тут есть нюансы.

В: Кто решает, что нужно загрузить в поля Души, какую именно легенду?
О: Они с куратором обговаривают вместе. Он подсказывает, как научный руководитель, наставник твоей дипломной или курсовой. Я вижу нас у терминала, где моя Душа пишет план своей курсовой на воплощение то, что она хочет пережить, набросок в общих чертах. Он стоит рядом, подсказывает, как можно решить это уравнение.
Возьмем наш пример, я хочу пережить чувство агрессии.
О божечки… это чудесно, я сейчас чувствую то, что она переживает, ее состояния, энергии, желания!!! Это любопытство. А как это, испытать чувство агрессии, я не знаю, как это… этого нет в моих системах координат! Это так завлекательно-волнующе, попробовать агрессивные энергии. ОНИ ЯРКИЕ, они как любовь… только наоборот. Как пробовать новый вкус, новое восхитительное блюдо, экзотическое острое… [Внутри когда рассказывала аж сердце восхищенно подпрыгивало, как у птички щебечущей!!]

В: Ты действительно хотела испытать это чувство? Как вы составляете этот план, как формируете урок агрессии?
О: Да! Это похоже на картотеку. Мне показывают плоские карточки-воплощения. Ты выбираешь себе жизненный урок, который хочешь пережить и начинаешь писать свою «курсовую работу». Выбираются несколько воплощений, где кто-то переживает интересующий тебя опыт. Выбираются нейтральные воплощения и на его базе нужно составить, решить уравнение с несколькими неизвестными. Подобрать факторы так, чтобы на выходе была агрессия))
На моем примере, это окружение; ситуации детства - гнобление; примеры агрессии в семье; родительские отношения и травматический опыт в подростковом возрасте, как самый сильный бомбящий элемент - финальный пусковой аккорд. Это зачет, домашнее задание для Души - составить такую карточку-сценарий воплощения. Если захочешь, потом можешь ещё несколько таких карточек с уравнениями для себя составить, дальше будет легче.

В: Давай посмотрим. Специально ли подбиралось воплощение алхимика-изобретателя под эту роль жертвы.
О: Я его я тоже сама сочинила, на основе чьего-то реального опыта, это мое задание.
В: Готовые воплощения, реальные истории, ты использовала для своей курсовой работы? Вот твоя жизнь наемника в пустыне, которую мы раньше видели…
О: Как компиляцию, или пересказ основного сюжета, но с другими героями. Я смотрела подходящие мне, для моей задачи, воплощения и выбирала из них те куски, ситуации, события, которые помогут мне решить задачу наилучшим образом. Прийти к чувству агрессии кратчайшим путем. Такой экстракт, катализирующие элементы.
Жизнь наемника - это тоже творческая работа, а не реальное воплощение, я это сочинила, а не проживала.

В: Получается вся твоя жизнь - это курсовая работа?
О: (всплеск внутри радостного понимания): Да, эта жизнь очень важная! Все, что мы изучаем в духовном универе, на какие темы пишем курсовые, они должны быть кирпичиками, почвой для дипломной. В идеале. Вот эта жизнь, она такая, это моя дипломная работа.
В: Получается, ты там себе конспект нарисовала и пошла воплощать его на практике?
О: Да, то, что я там вычерчивала, те карточки (с уравнениями) сейчас это для меня реальность. Сейчас это апогей, синтез, экстракт того, что было придумано мной там!!!

В: Давай подведем небольшой итог нашей работе с чувством агрессии. Мы пришли к тому, что агрессия - реакция страха на чужой страх. Считаешь ли ты, со своего текущего опыта, что эта реакция эффективная, что она защищает тебя? Нужна ли тебе она или ты нашла другие способы воздействия на чужой страх? Ты достаточно испытала этого чувства для опыта Души? Хочешь ли ты дальше продолжать испытывать этот урок?
О: Мне показали на жизненном уроке, как действуют энергии Любви и как неэффективно копить ненависть. То, что ты грудому пожелаешь зла, ситуацию не разрешит, только накрутит больше, эскалации конфликта не будет. Только через посылание Любви обидевшему тебя, ситуация проживается в балансе, и каждый получает то, что он излучал, это настолько красиво! Обидчик, который портил имущество, угрожал и всячески выводил из равновесия, после посыла ему любви подвернул ногу, и лежа дома, осознал что-то для себя и даже извинился искренне от всей души, купил краски для моей почирканной двери, а потом вообще ушел с горизонта событий. Тут заметим, посылание Любви не связано с деструктивом, оно как бы отпустило тетиву и лук обидчика ударил по нему же, пока я злилась на него, тетива сильнее натягивалась и била по мне…

В: Теперь ты можешь с благодарностью к людям, которые помогли тебе пережить это чувство, отпустить свою агрессию.
О: Оно в груди, как будто шар темный сжимается на сердце. И в животе комком. Вытаскивать и в портал не нужно их, надо трансформировать, потому что это мои энергии, они в структуре меня.
В: Ты можешь растворить их и трансформировать в Целительном Океане Любви… Растворяется вся агрессия, недоверие, все то, что ты не хочешь испытывать, ты можешь соединиться с той тобой, сильной, Цельной, которая пришла в Земные планы. Соединись с той, которая осознает себя Творцом, осознанно, прямо Здесь и Сейчас, в этот бесконечно длящийся момент. Обнуляй все негативные эмоции переживания, связанные с этими энергиями.
О: Приятные, нежные, теплые волны по животу ходят… Очень важно понять… мне важно, что эти люди, которые издевались, от которых были гонения... Они как дети… они кричат своими всплесками агрессии/раздражения, просят о помощи. Их не стоит бояться, они как младенцы, которые описались, или животик болит, или глистики ворочаются… они не понимают, что их волнует и кричат.

В: Они просто так выражают свою боль, дискомфорт.
О: Дааа! Точно, им не показали, как можно по-другому, они не знают и делают, как могут. Закрепить нужно в жизни это понимание… своей осознанной реакцией в ситуации-провокации. Отреагировать уже со знанием этого.

В: Давай вычеркнем пройденные пункты из твоего плана воплощения, и из скорректированного списка, я прошу твоё ВЯ сделать Перезагрузку Души. Полная Перезагрузка Всех Структур и Полей души Человеческого Аспекта.
О: Ощущение, как будто перезаливают, так, чувствую, правильно.
После перезаливки ощущение нежности, любви… теплоты. Хочется мурчать, как кошечке у камелька. Хочется обнимать ведущую, землю, себя… Ты как чистый ручеек журчишь.
Солнышко мое хорошее, я тебя так люблю! (наконец-то ощутила чувство, которое в медитациях пыталась завести как проржавевший мотор)

В жизни после пошел Новый виток Развития, Осознания… но это уже другая история от Звездной души Алатарии. Утренние медитации проходят с меньшими помехами от ума, в каком-то более глубинном погружении. Кушать хочется, чувствую каждый кусочек. После, в один день, ходила и пробовала заново по кусочку еду... как будто только родилась и познаю этот мир. Пробовала воздух на вкус, дышать, пробовала говорить, смотреть, слушать и ощущать людей.

Ребят! Это что-то непередаваемое раскрылось! И я благодарна Себе за то, что пошла на сеанс, хотя Ум отговаривал усталостью, нежеланием погружаться ни в какие трансы … И ведущей за грамотное ведение по волнам и измерениям, и Творцу и своим Хранам…

СВЕРХНОВАЯ НА ВЗЛЕЕЕТ!!!))))))