Что значит быть настоящим человеком классный час. Классный час «Быть человеком. Любят тебя без особых причин

Классный час «Легко ли быть хорошим?»

Цель:
1. Формирование этических норм и правил поведения в социуме.
2. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в выборе между тем, что легче и тем, как необходимо поступать, строя взаимоотношения с другими людьми.
3.Закрепление представления о нравственном поведении в социуме.
Ход занятия
1.Вводная беседа.
2.Основная часть:
- инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
- задание №1: «Помоги товарищу найти правильное решение в конфликтной ситуации».
- задание №2: игра «Заморочки из бочки».
3.Заключительная часть.
- задние №3: «Черты характера, помогающие мне общаться с другими людьми».
- итог.
1.Вводная беседа.
Выступление воспитателя: Тема нашего классного часа « Легко ли быть хорошим?». Ответ на этот вопрос уже написан на доске: «Человеком быть трудно. Стать Человеком - большая работа.» -
сказал поэт Э. Межелайтис. Слово «Человек» написано с большой буквы, но это не ошибка. Человек с большой буквы - это настоящий хороший человек. Но если хорошим быть трудно, то зачем быть хорошим? И как отличить хорошего от плохого? На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем занятии. Родился человек, маленький, беззащитный. Он ещё ничего не знает и ничего не умеет. Но его все любят. Об этом стихотворение Валентина Берестова.
Любят тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,

Цели.

Образовательная:

  • Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Развивающая:

  • Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

Воспитательная:

  • Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём

И беседу поведём

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Я - человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание - человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

В своём городе ты?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2.Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1уч-ся

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

2уч-ся

Смотри, не пей сырой воды,

Советует сосед.

Один стакан, потом другой

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

3уч-ся

Придёшь обедать к 3 часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - я знаю сам,

А сам явился в 5.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

То выгляжу взрослей.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: - Егор, будь человеком!

Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

1слайд - Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

* Будь внимательным к людям.

* Не будь грубым.

* Не причиняй другому неприятностей и обид.

Неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4уч-ся

Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг.

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке: - Это детские места.

Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Вот какая Любочка во всей своей красе.

Случается, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: - Егор, будь человеком.

Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

2 слайд: - Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

* Помогай тому, кому трудно.

* Будь трудолюбивым и отзывчивым.

* Уважай старших, помогай малышам.

* Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека - это значит:

* быть готовым оказать ему помощь;

* вежливо разговаривать;

* сидеть за одной партой в классе;

* вместе играть на переменах;

А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра « Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

Прочитаем хором. 3 Слайд

* Будь вежлив на словах и на деле.

Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким человеком?

Дети: - Егор, будь вежливым человеком.

Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: - Нет.

Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5уч-ся

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

6уч-ся

Землю обогнули тоненькие нити

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - А может мне быть таким?

Дети: - Егор, будь добрым человеком.

4 слайд:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В.Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её - доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

5 слайд :

7уч-ся

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - настоящий человек.

3.Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да - поднимите зелёную карточку, если нет - красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо - невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка 6 слайд.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

7слайд:

8 уч-ся

Куда подует ветер, туда и облака.

По руслу протекает послушная река.

Но ты человек, ты сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют как прежде чудесам.

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

В удушье городов в наш беспокойный век

Почувствовать дыхание природы

Способен настоящий человек,

Влюблённый в состояние свободы.

Настоящий человек деньгами не богат,

Он в них кумира видеть не умеет.

Сокровища души - его бесценный клад,

Который никогда не оскудеет.

Настоящий человек умеет отдавать

И оттого становится богаче.

Настоящий человек не станет унывать,

Решая в жизни сложные задачи.

Настоящий человек лишь добрые дела творит,

Отвергнув мелочные страсти.

Настоящий человек не может делать зла.

И потому я всем желаю счастья.

Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. 8 слайд (небольшая беседа о выборе).

Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо - дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

9 слайд:

Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - человек».

Используемая литература.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком», Волгоград, 2008г. (материалы для классных часов 1-4 классы).

  1. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. «Классные часы в начальной школе», 2007г.
  2. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России» (классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию).
  3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
  4. Я.Л.Барто «Любочка» (отрывок).

С давних пор люди задумывались над вопросом "Что значит быть человеком? Что значить жить с достоинством?" Народная мудрость гласит "Жить - это не то, что прожил, а то, что сделал". Великие люди во все времена тоже размышляли над вопросом, что значит быть человеком? Через поколения в поколения передается народная мудрость через пословицы. Например: "Назваться человекм легко- быть им трудно" или "Человек - это то, что он сам из себя делает" Какие дела, какие поступки человека можно назвать достойными? Какие черты характера свойственны настоящему человеку, человеку с большой буквы? Все эти вопросы заставляют нас задуматься о том, как мы живем, о наших делах и поступках, о наших взаимоотношениях и в целом об отношении к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что значить: «Быть человеком или жить с достоинством».

Жить – это не то, что прожил, а то, что сделал.

Народная мудрость.

Цель: - формирование у учащихся понятия о качествах «настоящего

Человека», понятия «жить с достоинством»;

Выработка умения анализировать особенности своего

Характера, выявлять слабые и сильные стороны;

Формирование убеждение, что окружающий мир зависит от

Наших действий и поступков.

Мудрые мысли.

Ч. Айтматов: «Человек - сам судья и сам творец каждого дня нашего»

И. Кант: «Добродетель – это способность в соответствии с моральными принципами противостоять злым склонностям и одерживать над ними верх».

Д. Лондон: «Истинное счастье человека – жить, а не существовать».

Аристотель: «Добродетель есть сознательно избираемый склад души в обладании серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке качества».

М. Фичино: «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранять достоинство в отношении себя и других».

Б. Паскаль: «Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по его ежедневным делам».

Народная мудрость: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Ход занятия.

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко

С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что значить быть человеком?» Неслучайно через поколения в поколения передается народная мудрость через пословицы: «Назваться человеком легко – быть им трудно», «Человек – это то, что он сам из себя делает». Как вы понимаете эти пословицы (ответы учащихся).

Великие люди во все времена то же давали определения, что значить быть человеком и кто таков человек вообще. Послушайте слова великого французского писателя Виктора Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

Вопросы для учащихся: - Как вы понимаете слова В. Гюго?

Согласны вы с этим определением?

Сколько характеров у вас?

Русский поэт Николай Заболоцкий написал следующие строки:

Два мира есть у человека –

Один, который он творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Как вы понимаете эти слова?

Каждый человек мечтает о счастливом будущем и видит себя в нём хорошим человеком. Никто не желает стать преступником, вором. Каждый хочет, чтобы о нем окружающие говорили только хорошее. Для этого надо знать особенности своего характера, слабые и сильные его стороны, и стремиться преодолеть плохие черты.

В романе Ч. Айтматова «Плаха» говорится: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Как вы понимаете эти слова? Попробуем проанализировать хотя бы вчерашний день с точки зрения той ответственности, которую содержит это выражение.

Вопросы. Что вас радует в том, как вы провели вчерашний день?

Что бы вы осудили в самом себе?

Какие критерии вы берете за основу, когда одобряете или

Осуждаете себя?

Следовательно, то, что направлено на благо других, достойно одобрения. Как вы считаете, что значить понятие «достойно»?

Послушайте заметку из газеты «Комсомольская правда». «В выходной день мы гуляли с любимым человеком, а за тем решили покататься на мотоцикле. Вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина, водитель которой был пьян и не справился с управлением. Машина сбила мотоцикл с Володей и уехала. Володя лежал весь в крови. Мне было страшно, я хотела помочь, но было уже поздно. Стала стучаться во все дома. Но никто не открыл. Голосовала. Наконец один водитель остановился, но, видя, что Володя в крови, сказал: «Машина не моя, а чехлы новые!» С этими словами он уехал. Володя умер. Ему нужна была срочная помощь. Скорая приехала очень поздно.

Я хотела бы посмотреть в глаза этим осторожным чистюлям, боязливым за себя и за свои шмотки, людям, не знающим, что такое сочувствие. Машина сбила человека. Да, но не специально, случайно, а эти, равнодушные, убили сознательно».

Как вы можете прокомментировать данную ситуацию. Какие особенности характера очень ярко проявились здесь?

Не в том твоя самая злая беда,

Что болен ты был равнодушьем всегда,

Что мимо чудес этой жизни прошел,

Что главного в ней не узнал, не нашел,

Гораздо страшней, что, пройдя этот путь,

Не смог ты ни разу в себя заглянуть.

Что сердце в груди ты пронес, как скупец,

Несет хитроумно замкнутый ларец.

Ключа не нашел ты в заветный тайник

В богатство своей же души не проник.

И вот почему твоя жизнь не дала

Ни искорки радости, света добра.

Как страшно по жизни кипучей, земной

Не личностью – куклой пройти заводной.

Так какие же черты характера присуще настоящему человеку? (ответы учащихся).

О чести, о воспитанности, о совести и зависти, о доброте и красоте размышляли в своих письмах В.А. Сухомлинский («Письма к сыну») и Ш.А. Амонашвили («Письма к дочери). Я хочу вам прочитать стихотворение Ф. Алиева «Разговор с сыном»

Ты, сын мой должен помнить:

От кого ржавеет даже новый лист железа.

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчина пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, - зависть.

Ты ее убей в зародыше

И научись по праву,

Без ревностно ценить других людей.

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту.

Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье.

И позорнее – во веки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

Кант говорил: «Жить с достоинством – это жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям, с нравственным законом в душе». Что же важно для вашей души? Какие нравственные основы отношений, какие качества личности вы выделили бы особо?

Игра: «Что угодно для души».

Учитель предлагает ребятам выбрать из импровизированной корзинки качество наиболее важное для нравственного закона его души (листок, который он вынимает, он же и заполняет, отметив желаемое качество). Игру предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая, не спеши:

Бери, что важно для души.

Видите, все названные вами качества и являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности - это и значить жить с достоинством. Подумайте над тем, как трактуется достоинство в словаре Ожегова: «Достоинство – категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности».

Мы живем в определенном мире. Нас окружает множество разных людей. Разных по характеру, по своим жизненным принципам, по своим представлениям о смысле жизни, о чести, долге и достоинстве. Но если все такие разные, то возникает вопрос: враждебен ли мир для человека? (ответы учащихся).

Древняя притча.

Ученик спросил дервиша:

Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.

… Давным – давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо.

Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла по середине – целая свора собак окружала ее со всех сторон. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда-сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить хоть какой-то вред.

Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир – это большое зеркало.


Цель: способствовать расширению нравственного опыта учащихся их познанию себя.

Задачи:поразмышлять с учащимися о нравственных ценностях: добре, уважении, любви. Поупражняться в нравственном выборе собственного поступка. Развивать познавательные способности, устную речь, мышление, память.

Форма: беседа с элементами тренинга.

Подготовительный этап:нарисовать с детьми символы добра и зла. Подготовить пословицы, поговорки, стихи.

Словарная работа : добро, порядочность.

Ход классного часа

Сегодня мы с вами выясним. Какого человека можно назвать хорошим?

Ребята, что такое добро? (Ответы детей)

Да, добро это всё положительное, полезное, хорошее.

Продолжите предложение: Доброта это: (Ответы детей)

Делаем вывод: добро связано с умением посочувствовать, добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви добро связано с умением сострадать, сопереживать, откликаться на чувства других.

Когда мы говорим что: "Человек добрый", то имеем в виду, что он готов прийти на помощь и делать это не ради выгоды, не на показ, а просто так, бескорыстно, по велению сердца, от души.

Ребята, каким словам даёт начало слово "добро" ?

доброжелательность, добросердечность, добрососедство, добросовестность, добропорядочность.

Немало встречается злого, В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово, И легче на сердце тебе. М. Шехтер

Мы часто говорим друг другу: "Желаю Вам всего доброго", "Желаю Вам добра и счастья" - это не просто красивые слова, вежливость, в этих словах мы выражаем своё отношение к человеку, поднимаем ему настроение и возможно улучшаем самочувствие и здоровье.

Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя доброту в делах?

Можно ли заставить человека быть добрым? Как вы думаете, умение прощать, является началом доброго отношения к людям?

Каждому из нас, наверное, приходилось обижать других людей. Хорошо, если после этого человек раскаивается, его мучает совесть, и он винит себя.

Надо уметь пользоваться фразами: - Пожалуйста, не обижайтесь:- Мне совестно:- Я чувствую себя виноватым: - Яне хотел тебя обидеть: - Прошу простить меня: - Не сердись, если можешь:

Я очень раскаиваюсь:

А как можно прощать? Можно пользоваться такими фразами:

И ты меня прости: - Ничего страшного:- Это не твоя вина: - Я не сержусь: - Не стоит извинения:

Ребята, и вы чувствуете, что человеку приятно, когда вы извиняетесь и вам хорошо, потому, что на вас не затаили обиду.

А вы прощали других? И правильно делали.

Задание 1.

За что можно попросить прощения

  • у учителя?
  • у родителей?

Попроси прощение. Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, никто кроме вас помочь ему не может. - Как вы поступите?

Хорошо, если рядом человек, который готов выслушать, утешить, помочь, ободрить. Это тот человек, который сопереживает, сострадает, сочувствует. "Сострадальник и друг" - такое обращение к друзьям было принято на Руси в XIV веке. Это тот человек, который сострадает, сочувствует и сопереживает. Такие люди нужны любому человеку.

Как солнце согревает человека добрые слова одобрения:

Не огорчайся:

Все будет хорошо:

Я рад за тебя:

Как тебе идёт новая куртка:

У тебя красивая улыбка:

Такие люди настоящие "Солнышки".

Задание 2

Давайте проверим, способны ли вы быть хорошими друзьями.

Когда ты узнаешь о том, что у твоего товарища неприятности, приходишь ли на помощь? Какими словами можно ободрить его?

Когда твоя подруга пришла в новом наряде, что ты говоришь, если наряд ей идет?

Встретили друзей. Какими словами ты выражаешь радость встречи? Расспрашиваешь друзей, как у них дела?

Если в семье друга что-то случилось, каким образом ты выразишь сочувствие другу?

Если твой товарищ невесел, и ты знаешь причину его грусти, как ты себя ведешь?

Не скупись на добрые слова, не скрывай своего расположения к людям. И ты почувствуешь ответную доброжелательность друзей, родных и знакомых.

Аукцион вежливых слов

Называть слова приветствия, прощания и т. д. Кто последним назовет вежливое слово, тот получает эстафету комплиментов от ребят (внешний вид, способности, характер и т.д.)

Объясните значение пословиц:

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку помощь - не убыток.

Не ищи красоты, ищи доброты.

А давайте составим памятку для человека, который захотел делать добро, но не знает как.

Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее, доброе.

Будь добрым к людям.

Учись добру у добра.

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не причиняя зла, добрей становишься.

Ребята, что такое зло?

Зло противостоит добру - это все, что губит душу человека.

Зло это войны, предательства, зависть и жадность, хамство и равнодушие, обман и пьянство, наркомания.

Зло, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, младшие не уважают старших, чиновник вымогает взятку и взрослые не заботятся о детях.

Судить (давать оценку) человека надо по его делам"!

Можно тысячу раз говорить о том,чтожалко стариков и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Может быть счастлив человек, приносящий страдание другим людям?

Вот как об этом говорили древние:

- "Ни один злой человек не бывает счастлив"

- "Жизнь злых людей полна тревог"

На что похоже добро и зло? (Работа с рисунками - символами добра и зла )

Человек на то и человек, чтобы совершать хорошие, добрые поступки люди смогут оценить.

Хороших людей гораздо больше и ваши добрые поступки люди смогут оценить.

Вывод: Хороший человек это:добрый, доброжелательный, совестливый, порядочный. Умеет откликаться на чувства других, уважительный, вежливый человек.

Классный час «Успешный человек. Кто он?»

Цель: познакомить учащихся с понятием успех, успешный человек; раскрыть качества необходимые успешному человеку.

Задачи:

Воспитание стремления к самоусовершенствованию, целеустремленности, самореализации.

Формирование

регулятивных УУД : этапность в выполнении классного часа;

познавательных УУД : работа с полученной информацией в ходе беседы, извлечение из неё полезной информации, для реализации образа успешного человека;

личностных УУД: навыки самовоспитания и самоорганизации;

коммуникативных: умение слышать и слушать, вести дискуссию, делать выводы и умозаключения.

Тип занятия: круглый стол.

Ход классного часа

Добрый день!

Я рада вас всех приветствовать.

Ребята, у вас есть увлечения? Расскажите о них.

Достигли ли вы успеха в своем деле?

Ответы детей.

А что же такое успех? У меня слово успех ассоциируется со словом счастье. А счастье это всегда солнце, тепло, забота. Поэтому у нас слово успех будет в виде солнца, от которого будут исходить лучи.

А у вас с какими словами ассоциируется это слово?

Победа

Удача

Достижение

Решительность

Честолюбие

Стремительность

Упорство

Целеустремленность

Ответственность

МОЛОДЦЫ!

Мы сказали о том, что такое успех. Определили составляющие успеха. Если у человека есть все эти качества, то это какое человек?

Ответы детей.

Молодцы! Хорошо!

Тема нашего классного часа «Успешный человек. Какой он?»

А теперь давайте посмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос: Успешный человек, какой он?

Рошаль

Увидели ли вы здесь успешного человека?

Впервые вы видите этого человека или вы о нем уже слышали?

Какими качествами он обладает?

Ответы детей

Легко ли он пришел к этому успеху?

Можете ли вы назвать людей из вашего окружения добившихся успеха?

Ответы учащихся.

Успех у каждого человека свой, и то, что является признаком успеха для одного, не обязательно будет означать успех для другого. Все в ваших руках.

Ролик «Все в твоих руках».

Вы согласны с этим утверждение?

Ответы детей

Как вы считаете, действительно все зависит от вас?

Вы хотите быть успешными?

Давайте встанем в круг и создадим образ успешного человека.

Я начну первой, а вы будете высказывать свои пожелания одноклассникам с той же фразы, что и я, добавив к ней качество успешного человека.

Для того, чтобы ты был успешным я желаю тебе быть счастливым…

Вот и получилось у нас солнце успешного человека.

ТРУД И ВЕРА – ВОТ ТВОИ ДОСПЕХИ

И НЕ БОЙСЯ НИКАКИХ ЗАДАЧ

САМЫЙ ЖЕ НАДЕЖНЫЙ ПУТЬ К УСПЕХУ-

ПУТЬ ПАДЕНИЙ, ПРОБ И НЕУДАЧ!

Мне очень бы хотелось, чтобы вы в этой жизни были успешными людьми!

БОЛЬШОЕ СПАСИБО, РЕБЯТА, ЗА ДОБРЫЙ И ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР!

Самоанализ

Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием успех, успешный человек; раскрыть качества необходимые успешному человеку .

В начале классного часа был поставлен проблемный вопрос, на который дети дали ответ.

(легко, медленно, интенсивно, с чьей то помощью, самостоятельно).

Следующим этапом был просмотр видеофрагмента о Рошале, опираясь на увиденное учащиеся ответили на поставленный мною вопрос.

Следующим этапом беседы о людях из окружения учащихся, которые добились успеха.

В ходе беседы вышли на формулу «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Обратились к видеоролику по мотивам известной притчи.

Завершили классный час рефлексией с использование элементов тренинга.

В классе царила благоприятная атмосфера, дети доброжелательны, активны, откровенны.

Поставленные цели достигнуты.