Хетагурова. Литературно-музыкальная композиция, посвященная годовщине рождения К.Хетагурова Цитаты про Коста

Кодзати A.M.


Эта заметка написана лет двенадцать назад, но затерялась среди моих бумаг. Теперь я решил познакомить с ней читателя: возможно, представит интерес для исследователей творчества Коста Хетагурова.

Переведенное на многие языки стихотворение Коста Хетагурова "Мать сирот" хорошо известно читателю, его изучают в школах, достаточно всестороннему и скрупулезному анализу подверглось оно критиками и литературоведами. Но, пожалуй, глубже всех проник в суть хетагуровского шедевра академик П. Н. Берков. Он назвал его окутанным тайной, менее других произведений Коста поддающимся анализу. Несмотря на это, ученый выдвинул смелую и весьма правдоподобную гипотезу: может быть, Коста в своем стихотворении хотел выразить мысль, что осетины, подобно сиротам, жаждут духовной пищи на родном языке, а поэт, т.е. сам Коста, пишет на русском языке и, словно мать сирот, вместо вкусной похлебки тешит их сладкими грезами, другими словами, может, великий Коста считал себя матерью сирот.

Думается, данная трактовка произведения - всего лишь одна из тайн его, ибо настоящая поэзия, подобно сфинксу, хранит в себе такие загадки, которые никто не в силах разгадать до конца.

П.Н.Берков приходит к мысли, что на Коста при создании данного произведения оказало влияние стихотворение австрийского поэта Морица Гартмана "Белое покрывало", в котором выражена идея "pia fraus" /" о святой лжи"/. Кроме того, в качестве творческого импульса, побудившего Коста к написанию "Матери сирот", Берков упоминает стихотворение И.С.Никитина "Жена ямщика". При этом он особо подчеркивает, что "Мать сирот" совершенно самобытное произведение. Ученый проводит аналогию с Шекспиром, который, получая творческие импульсы от итальянских новелл и древних хроник Р.Голеншеда, создал величайшие образцы человеческого гения. П.Н.Берков отмечает, что исследователи творчества Коста не нашли ни в осетинском фольклоре, ни в фольклоре соседних народов сюжета, схожего с сюжетом "Матери сирот". Но это вовсе не означает, пишет ученый, что Коста его выдумал. Возможно, событие, описанное в стихотворении, поэту пришлось наблюдать в реальной жизни.

Исследователи творчества Коста, на которых ссылается Павел Наумович, на мой взгляд, и не пытались искать схожие сюжеты в народном творчестве, будучи абсолютно уверенными, что в основе "Матери сирот" лежит действительный случай: настолько правдоподобны в произведении каждый образ, каждая деталь. И в самом деле, какие могли быть сомнения, когда автор указывает даже место действия: Нар=аул, родина поэта.

Но вот в десятой книжке журнала "Иностранная литература" за 1979 год напечатано выступление известного турецкого писателя=сатирика Азиза Несина на Второй международной писательской встрече в Софии, состоявшейся в августе того же года. Азиз Несин рассказал участникам встречи притчу о святом Йомере - исламском халифе, который однажды ночью бродил по улицам Медины и заходил в дома, чтобы увидеть, как живет народ. Вот что произошло дальше: "...он услышал из одного полуразрушенного дома голоса плачущих детей. Он заинтересовался и постучал в дверь. Дверь отворила женщина. Она не узнала его. Йомер увидел пятерых детей, которые плакали, прижавшись друг к другу. "Мама, мы хотим есть!" - повторяли они. Их мать мешала черпаком в котле, стоящем на огне, и говорила детям: "Подождите немного, дети мои. Сейчас сварится еда, и я вас накормлю".

Дети плачут, женщина мешает в котле, но еда не появляется. Йомер спросил у женщины, что она готовит. Она подняла крышку котла и показала Йомеру - в котле были вода и камни. Женщина перемешивала камни, лежавшие в котле. Она сказала Йомеру: "Ни огня в очаге, ни еды в котле. Одни камни. Ждите, пока сварится еда, так я каждый вечер обманываю детей, и они засыпают голодные..."

Сказав это, женщина, не знавшая, кто стоит перед ней, стала проклинать халифа Йомера: "Пусть господь накажет этого Йомера за то, что он стал халифом! Чтоб он ослеп... Чтоб он околел... Чтоб он превратился в ничто!.."

Йомер не выдержал и спросил у женщины:
"Разве в этом виноват халиф Йомер?"
Женщина ответила так:
"Раз он халиф - значит он и виноват..."

Услышав это, Йомер заплакал, вышел из полуразрушенного дома и сказал себе: Йомер виноват в том, что в заброшенном бедняцком домишке бедная женщина, чтобы обмануть своих детей, размешивает в котле воду с камнями... Если ребенок умрет от голода, вина падает на Йомера... Если какой-то горемыка будет плакать, вина снова падет на Йомера".

Я намеренно привел рассказанную Азизом Несиным притчу полностью, чтобы исследователям творчества Коста легче было ориентироваться при анализе "Матери сирот". И еще на одну публикацию хочу обратить их внимание. В том же 1979 году в Москве вышла книга дагестанского писателя Эффенди Капиева "Избранное", в которую включены и его дневники. На странице 366 читаем: "Притча о камнях, которые варила мать, усыпляя детей". Вероятно, Э. Капиеву была известна та самая восточная притча, которую пересказал Азиз Несин, и он хотел использовать ее в своем творчестве, не подозревая, что притча гениально обработана Коста Хетагуровым.

По всей видимости, после всего сказанного вопрос о том, послужило ли стихотворение М. Гартмана "Белое покрывало" творческим импульсом для осетинского поэта или нет, отпадает.

Что же касается стихотворения И. С. Никитина "Жена ямщика", то П.Н.Берков прав: оно действительно стало для Коста толчком к созданию "Матери сирот". Об этом говорят даже чисто внешние приметы. Приведем два четверостишия для сравнения:

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.

/Никитин/

Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.

/Хетагуров/

Итак, сюжет стихотворения Коста Хетагурова восходит в восточной притче, а по форме оно напоминает Никитинские строки. Умаляют ли эти факторы значение стихотворения? Отнюдь нет. Скорее наоборот. Коста кардинально переработал источник, углубил тему, обогатил сюжет конкретными жизненными штрихами, вдохнул в него могучую поэтическую силу, и произведение получило вполне реалистическое звучание, потрясая глубочайшим трагизмом.

Загляните сюда Редактор изображений - Сильные редакторы изображений с дополнительными возможностями, для новичков и профессионалов, недорого, а главное – самые универсальные программы имеющиеся в интернете на сегодняшний день!

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 154-летию со дня рождения

КОСТА ХЕТАГУРОВА
(3.X.1859 - 19.III.1906)

Музыкальный клип.

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода... Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа - вот главная цель всей его жизни.
К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

1СЛАЙД

2СЛАЙД

Сам Коста в своей автобиографии писал: “Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.

3СЛАЙД

Отец мой - Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.

4СЛАЙД
Мать моя - Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова - дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава”.

5СЛАЙД
Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.

6-9СЛАЙД
В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших

впоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.


В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.

10СЛАЙД
В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.
Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.
В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.
В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Из письма Хетагурова к Анне Цаликовой: «Может показаться странным, что я адресую письмо на Ваше имя… Имею ли я на это право – не знаю и даже не стараюсь знать. Я пишу, потому что чувствую в этом потребность… Адресую Вам, потому что верю в свой собачий инстинкт, который мне говорит, что Вы охотнее других будете делиться со мной владикавказскими новостями. Неприятно Вам - разорвите письмо, нахмурьте брови, надуйте губки и назовите меня глупцом. Улыбаетесь… ну, и, слава Богу!.. Я очень рад побеседовать с Вами издалека… Прежде всего, позвольте Вас поздравить с окончанием курса. Теперь, надо полагать, к Вам невозможно будет подъехать и на буланой козе; но ничего - мы Вам и издали с полным нашим удовольствием будем ломать шапку, а Вы нас удостаивайте легким кивочком. - Хорошо? Как бы я хотел взглянуть на Вас хоть одним глазком»…

Стих. «Я счастлив, что люблю…»

(Уч-ся читает стих-е)

Я счастлив, что люблю… Любви одной покорный,

Под знаменем ее пойду на смертный бой,

Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной,

С спокойной совестью, с ликующей душой…

И если я порой мучительно страдаю,

И если я не сплю из-за нее ночей,

То разве я тогда ребячески желаю

И слез, и ласк ее задумчивых очей?

Скончался отец поэта.
В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».
В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта.

11СЛАЙД

За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, - не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».

12СЛАЙД

ТВОРЧЕСТВО

Стихотворение «Мать сирот»

В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

(Уч-ся читают стих-е «Мать»)

Мать

Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.

Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем...
Светится на круче
Сакля огоньком.

На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.

Горе истерзало –
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.

На полу холодном –
Кто в тряпье, кто так –
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.

Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.

«Ну, не плачьте! – грустно
Говорит им мать, –
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать...»

Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Капают по капле
Слезы в котелок...

«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.

Пятерых покинул...
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!

Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, –
Что бежал в могилу
От семьи своей.

Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»

Капают по капле
Слезы в котелок...
Можжевельник саклю
Дымом обволок...

Засыпает младший
Раньше всех детей, –
Изнемог от плача
Лучший из людей.

Подожди ты малость! –
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.

«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» –
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!

Котелок вскипает,
Плещет на золу...
Дети засыпают
У огня в углу...

Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.

На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.

И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.

Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.

Над детьми витает
Сон, и чист и тих, –
Ложь ее святая
Напитала их...

Коста Хетагуров проявил себя и в прозе и в поэзии. Им написаны поэмы: «Фатима. Кавказская повесть», «Перед судом», «Кому живется весело…», «Се человек»,

«Плачущая скала».

(Уч-ся читает отрывок)

Фрагмент поэмы “Плачущая Скала” Коста Хетагурова:

Немного осетину надо
Теперь, тем менее тогда,-
Винтовка, лезвие булата,
Отвага, ловкость, быстрота,-
В морщинах горных великанов
Настигнет тура, серну, лань,
Возьмет за путь от караванов
Давно положенную дань.

« Памяти М.Ю.Лермонтова»

(Уч-ся читает стих-е)

Стихотворение Коста Хетагурова, посвященное памяти М. Ю. Лермонтова:

Зачем, поэт, зачем, великий гений,
Явился ты так рано в этот мир,
Мир рабства, лжи, насилья и гонений,
Мир, где царил языческий кумир?..
Зачем судьба с таким ожесточеньем
Гнала тебя из-за пустых интриг
Трусливых бар, взлелеянных бездельем,
Когда клеймил их твой могучий стих?
Ты нужен был не царству бар и рабства,
А вот теперь, когда талантов нет,
Когда нас всех заело декадентство,
О, если бы ты жил теперь, поэт!
Твой мощный стих, могучие аккорды
Рассеяли б остаток прежней тьмы,-
Тогда бы по пути добра, любви, свободы
Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

Стих. «Послание»

(Уч-ся читает стих-е)

Послание:

Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,

Но если бы роду людскому
Мне долг оплатить довелось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез

Стих. «Будь мужчиной»

(Уч-ся читает стих-е)

Будь мужчиной:

Ты ранним утром встань,
Умойся, помолись:
«О Боже, в эту рань
Тебе вверяю жизнь...»

Пшеничный хлеб хорош, -
Ты б не был позабыт.
Пшеничного не ждешь, -
Будь кукурузным сыт!

Ты сумку приготовь
И в школу поспеши,
К ней прояви любовь,
Старайся от души.

Наставника ты чти,
И честь его и стать.
Работай и расти,
Чтобы мужчиной стать.

В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.
26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.
В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными.

К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб.

Стих. «Один, опять один...»

(Уч-ся читает стих-е)

Один, опять один без призрака родного,

Как бы отторгнутый от мира, от людей,-

Нет искры тлеющей участия былого,

Нет сплоченных рядов мне преданных друзей…

Опять темно вокруг, до боли беспросветно,

Пустынно, холодно… утерян снова путь…

А как хотелось жить и верить беззаветно,

Любовью к ближнему переполняя грудь!

А как хотел раскрыть горячие объятья

И в них вселенную, как друга, заключить,

Простить врагам своим, в ответ на их проклятья

Страдать за них, любя, страдая, их любить!

Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.
Не предадим же светлую память великого поэта и гуманиста, посвятившего жизнь борьбе за свободу народа.

Завершим литературную композицию словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества:

Стих. «Я смерти не боюсь, - холодный мрак могилы…»

(Уч-ся читает стих-е)

Я смерти не боюсь, - холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе.

13-16СЛАЙДЫ

Образ Коста Хетагурова запечатлен в памятниках, в почтовых марках. В его родном селе открыт музей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КОСТА – НАША ГОРДОСТЬ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад №16 г.Беслана » Белоусова Марианна Михайловна

КОСТА – КТО ОН?

Селение НАР- родина коста хетагурова Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно, Люблю беспомощных, обиженных сирот, Но больше всех люблю - чего скрывать позорно? - Тебя, родной аул и бедный наш народ.

Коста Хетагуров родился в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмында (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

«Леонардо да Винчи осетинского народа» Коста – поэт и художник

КАРТИНЫ КОСТА ХЕТАГУРОВА « Перевал Зикора » «В осетинской сакле»

Картины о трудной жизни осетинского народа «Горянка, идущая за водой» «Дети-каменщики»

« Мать сирот» « Поздний рассвет» В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения: Детям говорила: «Вот бобы вскипят!» А сама варила Камни для ребят. Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Пьеса «Поздний рассвет» была написана в то время, когда он учился в Петербургской Академии Художеств. По словам Сослана Габараева эта пьеса, как и пьеса «Чердак», написанная в то же время, «по своей художественной форме несовершенна», так как эти пьесы были первым опытом Коста. Главный герой, молодой художник Борис - революционно настроенный юноша, решивший посвятить свою жизнь освобождению народа. Ради достижения этой цели он отвергает любящую его девушку Ольгу. На её вопрос, что он хочет делать, Борис отвечает: «Я хочу служить народу». Он хочет покинуть Петербург навсегда и трудиться на благо народа, что он и считает высшим своим долгом. Ольга старается отговорить его от этих намерений, говоря что «его долг служить общему благу тем, в чём его призвание - высокое свободное искусство», являющееся «лучшим проповедником свободы» и «высоких идей». А его мечты она называет «бредом безумных мечтаний ». Борис всё же уезжает из Петербурга с другом Клавдием, они «уходят в народ». Произведение вошло в список 50 величайших произведений русской литературы со времен Петра III .

Одно из лучших творений Коста С æ рд æ й, зым æ г æ й, Гуыбыр, тызм æ г æ й, Й æ к æ рцы мид æ г, Ныхасы бады З æ ронд Хъуыбады, Н æ ф æ ндырдз æ гъд æ г К æ йд æ р дз æ гъ æ лзад, Л æ ппуй æ баззад Й æ сау бындурыл... К æ д æ м- иу бафтыд, Уым-иу ф æ кафыд К æ рдзыны мурыл...

«Скорбящий ангел» Без матери, брошен отцом, Отчизну, родительский дом Оставил я в юные годы. В чужом, безучастном краю Весну проводил я свою, Встречая одни лишь невзгоды. Сказал я: неси же домой – В Осетию, в край наш родной, Свое одинокое горе... И хлынули слезы из глаз, И радость в груди разлилась: Увидел я снежные горы. Но более бедным, чем я, Вернувшись, нашел я тебя, Народ, изнуренный заботой. Нет места тебе ни в горах, Ни в наших привольных полях: Не стой, не ходи, не работай! Достойных так мало у нас! И что мы такое сейчас? И чем мы со временем будем? Ползешь ты вслепую, мой край. Взгляни ж, Уастырджи, и не дай Погибнуть измученным людям!

Анна Цаликова Благодарю тебя за искреннее слово, Прости, прости навек! - Отвергнутый тобой, Я посох и суму благословляю снова, Благословляю жизнь, свободу и покой! Благодарю тебя! - Ты снова возвратила Скитальцу бедному потерянное "я", Мучительным "прости" ему ты озарила Забытую стезю разумного бытья. Теперь настрою вновь заброшенную лиру, Забуду твой напев и незлобивый смех, Начну по-прежнему я странствовать по миру, Молиться и любить, любя, страдать за всех...

КОСТА ХЕТАГУРОВ – ДЕТЯМ. А-ЛОЛ-ЛАЙ! Мать легко тебя качает. Лунный луч с тобой играет. Ты расти, мужай! А- лол -лай!.. Ты – моя надежда, сила. Пусть ягненком белым, милый, Вечно для тебя Буду я! Наша жизнь страшнее ада. Твой отец не знал отрады, Весь он изнемог. Спи, сынок! Станешь старше – ожидает И тебя судьба такая! Для меня мужай! А- лол -лай!.. Из простой коровьей кожи Ты б арчита сделал тоже, Стал бы голодать... Время спать! Ты б дрова таскал, усталый, Я бы вышла и сказала: «Мать всегда с тобой, Ясный мой! А умру – забудь про горе. Ты люби родные горы, Их не покидай!» А- лол -лай!..

З Æ РВАТЫКК ЛАСТОЧКА З æ рватыкк – æ н æ хъыг, Æ н æ маст ц æ р æ г! Д æ зар æ г – н æ дар æ г, Н æ уалдз æ гг æ н æ г! Хъ æ лдз æ г æ й, æ взыгъд æ й Ф æ х æ тай ф æ рн æ й Н æ х æ хты, н æ б æ сты, Æ лдар к æ м æ н н æ й! Ты с песней чудесной Весной золотой Веселье в ущелье Приносишь с собой. Так пой на просторе, Над скалами рей, Не ведая горя, Нужды и князей.

Æ РРА ФЫЙЙУ БЕЗУМНЫЙ ПАСТУХ Раджы хохы цъупп æ й касти Иу æ рра фыййау, Мигъ æ нгом й æ быны бадти, Урс цагъд къуымбилау. Бахъазыд дын æ м й æ з æ рд æ, – Т æ кк æ былг æ рон, Дурыл ав æ рдта й æ къ æ хт æ: “ Аг æ пп æ м к æ нон, – Загъта, – фос уал ам м æ с æ рм æ Хиз æ д у æ з æ гыл, Æ з ф æ хуысдзын æ н из æ рм æ Уыцы б æ мб æ гыл...” Дардыл йе у æ нгт æ ф æ хаста, – Гъопп! – з æ гъг æ, й æ хи Пуртийы зыввытт ф æ ласта... Л æ г ныхх æ рр æ гъ и! Как-то раз с горы глядел он - Тот пастух чудной. Облако под ним белело Ватой шерстяной. И у самого обрыва На краю он встал. "Эта вата - просто диво, Я б на ней поспал! И пускай на горном скате Скот пасется мой! Подремлю на белой вате Я часок-другой!" Широко взмахнул руками Бедный человек И исчез, как легкий камень, В пропасти навек!

Памятники Коста г. Цхинвал г.Владикавказ пр.Мира Г.Владикавказ перед осетинским театром

г.Кырджали (Болгария) Барельеф в Пятигорске. в Тбилиси есть памятник Коста Хетагурову

Коста – наша гордость Я хочу завершить эту призентацию словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить.



▫ 1. Сослаться на Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 `Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а именно на пункт V. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. После этого отсылка к пункту 4, где четко и пошагово все прописано IV. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время. Затем есть два варианта ответа, а именно от тех установок, что есть в Вашем управлении. 1 установка- каникулярное время и все на работе. Пишете приказ о рабочем времени во время каникул и дополнительно пункты о проведении противовирусных мероприятий (мыть руки с мылом по приходу на работу (самоконтроль),ограничить передвижение по кабинетам сотрудников, отменить педсоветы и МО..ну и все мероприятия, что запланировано, дать задание учителям, типа проверить рабочие программы, организовать разбор метод материалов в классе ну и т.п.) 2 установка- есть ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ от управления о введении карантинный мероприятий в коллективах школ. На основании этого документа пишете приказ, ссылаясь на п. 5.1, что `Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников`, то тоже самое, что и выше.... Пишете приказ о рабочем времени во время каникул и дополнительно пункты о проведении противовирусных мероприятий (мыть руки с мылом по приходу на работу (самоконтроль),ограничить передвижение по кабинетам сотрудников, отменить педсоветы и МО..ну и все мероприятия, что запланировано, дать задание учителям, типа проверить рабочие программы, организовать разбор метод материалов в классе ну и т.п.). Можете дать методический день (если он предусмотрен в кол.договоре. Затем можно малость `потыкать` начальство мордой об стол..))) ссылаясь на Конвенцию Международной организации труда N 175 `о работе на условиях неполного рабочего времени` ст 1 п. Д `не считаются трудящимися, занятыми неполное рабочее время, трудящиеся, занятые полное рабочее время, оказавшиеся в условиях частичной безработицы, вследствие имеющего коллективный характер временного сокращения нормальной продолжительности их рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам`. Поэтому если в школе карантин или каникулы это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники. В то же время, если у вас будет приказ вашего управления, то приказом реально отпустить учителей по домам на основании того же приказа...Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.15.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). Самостоятельно принимать решения о приостановке работы, а также о неполном рабочем дне, чревато проверками трудовой инспекции))) Ну вот немного сумбурно, если будут вопросы, пишите в личку. Могу поделиться приказами о введении карантинных мероприятий)))
▫ Да здравствует, наш дорогой инет!
▫ Вечерний, сизокрылый, Благословенный свет! Я словно из могилы Смотрю тебе вослед. Благодарю за каждый Глоток воды живой, В часы последней жажды Подаренный тобой. За каждое движенье Твоих прохладных рук, За то, что утешенья Не нахожу вокруг. За то, что ты надежды Уводишь, уходя. И ткань твоей одежды Из ветра и дождя. Арсений Тарковский 1234639-a189559
▫ Художник и его Муза. Но память о любви и преданности этих талантливых людей жива. Она в картинах художника. И, пожалуй, самым необычным и запоминающимся портретом Надежды Ивановны является его `Царевна-Лебедь` В сгущающихся сумерках с багровой полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крылами. 407739-a27995 Необыкновенно притягателен и печален образ женщины-птицы, которая, кажется, вот сейчас вспорхнет и растворится в синеве вечернего неба. Уже столетие минуло со времени, когда жил художник и его Муза, но и по сей день существует загадка, тайна его удивительных работ. 1070463-a284183 Спасибо, Алина! История любви великого художника и талантливейшей актрисы очень печальна! Но она не придуманная, запечатлена в полотнах и будет жить века! `Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, можно лишь трепетать`,- писал Александр Блок.
▫ Написал художник восхищённый Женщины задумчивой портрет. Тонкий профиль, солнцем освещённый, Свет в глазах -весенний синий свет. Мчались годы, тая, как сугробы... Сколько тропок осень замела... Умер мастер, И она, должно быть, Женщина с портрета, умерла. Ну а может, где-нибудь меж нами Седенькая, дряхлая живёт С грустными, потухшими глазами И ворчливой бабушкой слывёт. Но хотя давно засохло масло На неувядаемом холсте, Солнце золотое не погасло, Говорит о вечной красоте. Говорит о юности влюблённой, Говорит: не верьте --смерти нет! Написал художник восхищённый Свет в глазах - весенний синий свет. Виолетта ПАЛЬЧИНСКАЙТЕ (1943) Перевод с литовского П. Кановича Спасибо, Алина! Сколько в истории любви двух великих людей трагического и мистики! Наверное, это- Больше, чем любовь!!! Конспект урока литературы в 8-м классе « Учет этнокультурных особенностей и традиций народов РФ на уроках литературы. Коста Хетагуров - великий поэт Осетии. Анализ поэмы «Мать сирот».

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21

г. Ставрополя Королева А,П,

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с творчеством основоположника осетинской художественной литературы Коста Хетагурова, с поэмой «Мать сирот», связать образ многодетной горянки-вдовы с образом Дарьи, героини поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, красный нос», совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать культуру общения и речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров - поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…

Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ нужно искать в его биографии. (Рассказ о судьбе Коста Хетагурова восьмиклассники могут подготовить дома. Задача учителя — проследить, чтобы в сообщениях были представлены основные моменты жизни и творчества поэта.)

3. Сообщения учащихся о жизни и творчестве К.Хетагурова.

4. Слово учителя.

Одной из центральных тем творчества К. Хетагурова стала тема страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат. В поэме «Мать сирот» показана горькая доля многодетной горянки-вдовы, у которой муж погиб под обвалом. Сюжет поэмы восходит к восточной притче о святом Йомере - исламском халифе, который однажды ночью бродил по улицам Медины и заходил в дома, чтобы увидеть, как живет народ. В одной бедной лачуге он и увидел, как женщина варила камни и с помощью святой лжи успокаивала голодных детей. Умаляют ли эти факты значение стихотворения? Отнюдь нет. Скорее наоборот. Коста координально переработал источник, углубил тему, обогатил сюжет конкретными жизненными штрихами, вдохнул в него могучую поэтическую силу, и произведение получило вполне реалистическое звучание, потрясая глубочайшим трагизмом.

Произведение вошло в список 50 величайших произведений русской литературы со времен Петра I. Переведенная на многие языки поэма Коста Хетагурова "Мать сирот" хорошо известна читателю, ее изучают в школах.

5. Чтение учителем поэмы «Мать сирот». Анализ текста.

Ответы на вопросы:

. Какой перед вами предстала героиня поэмы? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

. Какими качествами характера обладает мать-горянка?

. Найдите строки, в которых речь идет о душевном состоянии героини.

. Какова же главная мысль поэмы?

. Какое впечатление оставляет у вас эта поэма?

. Как вы понимаете выражение «Ложь ее святая напитала их...»?

. Какие строки вы считаете главными в поэме?

. Что такое рифма? Определим рифму в поэме.

(Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.)

Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят (1 - 3, 2 - 4) перекрестная рифма

. Что такое метафора, олицетворение, эпитет? Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты, которыми пользуется поэт, чтобы усилить впечатление от произведения.

«тяжелый день», «злая смерть», «злосчастный день» (эпитеты)

«нищета согнула», «горе истерзало», «голод косит», «смерть уносит», «голод и усталость победят» (метафоры)

«страшен бури вой» (олицетворение)

. Что такое ассонанс, аллитерация?

Ассонанс - повторение гласных. Повторение гласных - о-а - создает ощущение унылой напевности и протяжности. Аллитерация - повторение согласных. Повторение согласных - с-г к-х - создает атмосферу тоски и безысходности.

6. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ образов главных героинь поэм «Мать сирот» К. Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова.

Один из первых исследователей творчества К. Хетагурова А. Малинкин при анализе его поэзии обратил внимание на то, что «образ матери у него, как у Некрасова, любимого поэта Коста, проходит через все творчество». По-некрасовски говорит поэт о судьбе горской женщины. Горе Дарьи — «великое горе вдовицы и матери малых сирот» из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» перекликается с горем горской женщины. Безвременная смерть мужа, тяжесть забот, горе иссушили Дарью Некрасова. Гордость не позволяет ей плакать. Но слезы против ее воли катятся по щекам так же, как « капают по капле слезы в котелок» осетинской вдовы.

7. Создание синквейна.

Пример:

Мама

Терпеливая, любящая, самоотверженная

Заботится, защищает, страдает

Готова пойти на все ради детей

Любовь

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

. Что понравилось на уроке?

9. Домашнее задание.

Подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы К.Хетагурова «Мать сирот».