Деление слова на части подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Слог". план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. Упражнения с карточками

Конспект занятия в подготовительной группе по

обучению грамоте на тему: «Слог».

Д/с №87 Приморского района

Воспитатель: Тетерина И.Ю.

Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели:

  • Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
  • Формировать умение делить слова на части - слоги.

Задачи:

Познавательное развитие.

  • Закреплять знания по лексическим темам: «Звери», «Домашние животные», «Птицы».

Речевое развитие.

  • Развивать способность определять первый звук в словах.
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
  • Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов.
  • Закреплять умение проводить анализ предложения и составлять графическую схему к нему.
  • Закреплять знания о героях русских народных сказок.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  • Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Материал и оборудование: рисунки персонажей к сказке «Три медведя», предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, карточки-заготовки для составления слов из слогов, полоски-символы предложения (демонстрационные и индивидуальные, буквы), магнитная доска.

Ход занятия.

1 . Оргмомент .

Психогимнастика.

Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.

2. Сообщение темы занятия .

Ребята, послушайте загадки:

а) Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок,

Пятачок - дырявый,

А крючок - вертлявый.

(Свинья.)

б) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко.

(Лось.)

В) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц.

(Ослик.)

Г) Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых Дней.

(Грач.)

Картинки - отгадки выставляются на магнитную доску.

Ребята, на какие группы можно разделить этих животных?

(домашние животные, птицы, звери.)

Расставьте эти картинки по группам. Почему вы считаете, что «лось» - дикое животное? Где живёт лось? Кто знает, чем питается он, чем лечится? Как нужно себя вести в лесу? Определите и назовите первые звуки в названии этих животных. Дайте характеристику звукам. (Дети выполняют задание и обозначают звуки буквами. На магнитной доске из звуков [с], [л], [о], [г] выкладывается буквами слово)

Прочитайте слово, которое получилось (слог ). Мы с вами угадали тему сегодняшнего занятия.

З. Беседа о слоге .

Слова можно разделить на части - слоги. Давайте попробуем произнести слово «корова» частями: КО-РО-ВА. Сколько частей в слове «корова»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «корова»? (Три.) Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков - столько и слогов. Разучивается четверостишие:

Сколько в слове гласных

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Слова можно прошагать (показ) или прохлопать. Например: лиса, пе-тух, волк, мед-ведь, ля-гуш-ка. (Дети выполняют действия.)

Составьте звуковую схему к слову «волк». (Дети, используя индивидуальные карточки для звукового анализа, составляют схему.)

Сколько слогов в слове «волк»? (Один.) Докажите.

Ребята, скажите, лиса, петух, волк, медведь, лягушка - это герои каких сказок? (Русских народных.)

На магнитную доску выставляется сюжет сказки «Три медведя».

Дети угадывают сказку.

В каких еще русских народных сказках можно встретить медведя? («Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».)

Кто объяснит, почем медведя так назвали? (медом ведает, т.е. знает, где мед.)

К какой группе относится медведь? (звери.)

Какие виды медведей вы знаете? (бурые, белые, черные.)

4. Физминутка.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

5. Упражнение в делении слов на слоги. Работа над предложением .

Ребята, составьте предложение по картинке. (Дети составляют предложение: Медведь спит в берлоге .)

Сколько слов в предложении? (Четыре.) Назовите маленькое слово. («в».) как называется это слово? (предлог.)

Составьте графическую схему к предложению. (Дети составляют схему)

Распространите предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.)

Сколько слов в предложении? Составьте схему.

Разделите слово «берлога» на части-слоги. (бер-ло-га.) Сколько слогов, сколько гласных? (Три.)

Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть в слове первый слог, а вы добавляете второй: со-… , вет-..., вью-..., пур-..., тай- ,бел-... .

А теперь я буду называть второй слог, а вы первый и все слово целиком: …-жи, ...-ки, ... -ба, ...-на.

Злая волшебница заколдовала зверей, она переставила слоги их названии. (на магнитную доску выставляются слоги БАН, КА, КА, МЫШ)

Ребята, поможем животным? (Дети переставляют слоги и читают слова: ка-бан, мыш-ка.)

Кого же заколдовала злая волшебница?

Кто скажет, на кого похож «кабан»? (на свинью.)

Сколько было слогов в слове «кабан»? (Два.)

Сколько гласных в каждом слоге? (Один.)

Сколько всего гласных? (Две.)

Измените слово «кабан» так, чтобы стало три слога. (ка-ба-ны.) Назовите животных, в названии которых 1, 2, З слога. (Дети называют.)

6 . Итог занятия .

Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)

Как узнать, сколько в слове слогов?

Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)

Литература: Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»


Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему « ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ »

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: Образовательная

    Закрепить умения делить слова на слоги

    Закрепить знания детей о слоге

    Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов

    Расширять словарный запас

Коррекционная

    Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов

Воспитательная

    Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- рапорт дежурного.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    Введение в тему

Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

На что делятся слова? (на слоги)

Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

Кто назовет тему урока? (Деление слов на слоги.)

К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

Сколько гласных в этом слове?

Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

Сколько гласных?

Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

    Игра «Самый внимательный»

- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

(Выполняют движения руками в соответствии со словами)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

    Как воет волк? УУУУУУУ

    Как плачет малыш? УА-УА-УА

    Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_

    Как кукует кукушка? КУ_КУ_КУ

Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Звук (У)-какой? (гласный). Звук(у) на письме обозначается какой буквой (У).

Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

I II . ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

Продолжаем работу в тетрадях.

Откройте учебники на странице 62.

Кого видим на рисунке к упражнению 6?

Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило.)

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Физминутка.

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)

    Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

Какие слова получились?

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV . Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7(Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V . ИТОГ УРОКА.

Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

  • Разговаривать предложениями, внятно излагать свои желания, вести простой диалог.
  • Знать буквы, желательно распознавать гласные и согласные звуки.
  • Владеть устным счётом хотя бы до 5.
  • Знать пространственные понятия «право» и «лево».

Если у ребёнка имеются нарушения речи, нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Специалист укажет, каким занятиям уделить особое внимание, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с нарушениями слоговой структуры слов.

Деление слов на слоги начинается до обучения чтению по слогам . Сначала детей знакомят с понятием «слово». Каждый предмет имеет своё название. Дети тренируются называть разные слова. Потом вводится графическое обозначение слова в виде черты или прямоугольника. Когда дети осваивают слоги, их разделяют чёрточками в соответствии с количеством. В слове выделяют гласные и согласные, а также ударный слог.

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые имеют вид согласный + гласный, закрытые - гласный + согласный. Детям это можно объяснить так:

«В открытом воздух выходит свободно: МААА, ЛООО, НУУУ. Мы будто выдыхаем. В закрытом воздух встречает препятствие - губы, язычок или зубки. Поэтому он резко обрывается, будто закрывается, - АМ, ОН, ИЛ.

При объяснении принципа деления на слоги используют приём подставления ладони под подбородок. Сколько раз опустится подбородок, столько и слогов в слове.

Уверенно читающие дети могут определять количество слогов по числу гласных.

Зачем делить слова на слоги

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников - способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка.

Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Чтобы обучить ребёнка делению на слоги, нужно использовать наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры и тренажёры.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а Свинка Пеппа, занятия будут проходить оживлённее.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках - так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример - НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант - взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог - РУ - и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания - собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.

Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

Правила деления слов на слоги несколько поменялись с тех пор, когда современные родители 80-х и 90-х годов рождения обучались в начальной школе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Дошкольникам, обучающимся чтению, не надо подробно разъяснять эти правила.

Взрослый должен знать сам эти правила и поправлять ребёнка, если он ошибается. Большинство слов дети запомнят и будут автоматически их делить верно. В школе на соответствующих уроках учитель объяснит правила деления на слоги.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:

  • «Вконтакте»:

Занятие на подготовке к школе

Тема: «Деление слов на слоги»

Ход занятия:

1. Организационный момент:
- Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка.
Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру)? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок.
Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок.
2. Повторение пройденного материала.
- На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове
(ответы детей).
- Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать или прошагать.
- А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
3. – Итак, наше первое задание,
посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан. Молодцы, все справились с заданием правильно.
4. «Кто в домике живет?»
На доске три домика, с разным количеством окошек.
- Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот.
- Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки.
5. – Ребята, посмотрите,
какой необычный поезд к нам сегодня приехал. У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук. Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом.
6. – А теперь вспомним,
из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки). Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено. Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед.

7. Физкультминутка.
8. «Соберем пирамиду».
На доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру).
- Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.
9. «Молчуны».
- Теперь я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопками и показываете количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан
10. – Ребята, сейчас
я буду называть вам слог, а вы должны придумать слова, которые начинаются на этот слог. Слоги: са- (самолет, самокат, сапоги, самовар), бу- (буква, бублик), ма- (мама, машина, магазин), ла- (лампа, ласточка).
- Молодцы, получаем еще одну часть картинки.
11. Работа в тетрадях.
«Фрукты и овощи». Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога.
Часть картинки.

12. Итог занятия.
- Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз.
- Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
- Что понравилось вам больше всего?