Амазонка на коне и безлошадный принц или слабые мужчины для сильных женщин. Закоренелые амазонки: почему они не хотят замуж Амазонки предпочитают

Действительно ли женщины-воины, Амазонки Антиопа и Ипполита, принадлежали к вымершему матриархальному обществу? Либо они просто вымышленные персонажи, изображенные в мифах Древней Греции? Истории о красивых и кровожадных женщинах-воинах, мечущихся как молнии по засушливым полям сражений, рассказываются и пересказываются на протяжении уже более тысячи лет многими мировыми культурами.

Греческие мифы полны рассказами об амазонках, их подвигах, любовных делах и сражениях с олимпийскими богами – Зевсом, Аресом и Герой. Амазонские воительницы погибали на полях сражений троянской войны. Гомер и Гиппократ описывали этих жестоких воинственных женщин, равно как и греческий историк Геродот .

В наемниках у западноафриканского королевства Дагомея был легион так называемых Амазонок , которые смогли завоевать города для короля Агадья (Agadja) на протяжении 1600-х годов. Как гласят легенды, Южноамериканская река Амазонка была названа испанским путешественником Франсиско де Орельяна в честь племени женщин-воительниц, которых он встретил на ее берегах.

Согласно греческой мифологии, Амазонки являлись потомками бога войны Ареса и морской нимфы Гармонии. Они поклонялись Артемиде, богине охоты, а территория, где жили Амазонки, всегда оставалась спорным вопросом. Геродот считал, что эти женщины-воины проживали в широких степях Южной России. Согласно же другим легендам, Амазонки жили во Фракии либо же вдоль гряды Малого Кавказа на севере Кавказской Албании. Река Фермодон, находящаяся в Малой Азии, сегодня - черноморское побережье Турции, можно назвать наиболее часто упоминаемым местом обитания Амазонок.

Место обитания амазонок на карте 1770 год

а

Общество Амазонок было строго матриархальным. Мужчины использовались воинственными женщинами только в качестве оплодотворителей и рабов, исполняющих женскую работу по дому. Внешность мужчин специально уродовалась, дабы предотвратить бунты против своих хозяек и пресечь все попытки сбежать. Если в племени Амазонок рождались младенцы мужского пола, то их либо отдавали в соседние племена, либо вовсе убивали.

С самого раннего возраста Амазонки обучались военному ремеслу. Некоторые легенды повествуют о том, что в подростковом возрасте правая грудь молодой Амазонки прижигалась либо удалялась полностью ее матерью, дабы, достигнув совершеннолетия, та могла более сноровисто владеть луком и бросать копья. Впрочем, эту легенду опровергают эксперты, которые утверждают, что Амазонки не обладали достаточными познаниями в области медицины и не могли предотвратить обширное кровотечение и излечить инфекцию, если таковые радикальные увечья действительно имели место быть.

Согласно древним мифам, Амазонки были первыми, кому удалось приручить лошадей и научиться на них ездить. Они были бесстрашными и опытными воинами, как верхом, так и в качестве пехоты и их называли основными врагами греческой армии. Амазонки посвятили себя бесконечным часам обучения искусству войны и владели различными видами оружия, среди которого были луки, копья, а также двуручные боевые топоры.

Один из самых живучих греческих мифов об Амазонках, рассказывает о царе Еврисфее, который поручил Гераклу украсть у царицы Ипполиты золотой пояс – подарок бога Ареса. Вместо того, чтобы атаковать армию, располагавшуюся вне их города, Амазонки напротив очень гостеприимно приняли их. Ипполита и Геракл полюбили друг друга. Ревнивая богиня Юнона, которая сама любила Геракла, распространила ложь о греках, как будто те имеют скрытый мотив похитить царицу Амазонок и потребовать за нее выкуп. Разгорелась кровопролитная битва, было множество потерь с обеих сторон, но, в конечном счете, Геракл одержал победу и вернулся в Грецию с поясом Ипполиты.

Однако, несмотря на множество сказок и мифов, сегодня существует довольно мало конкретных археологических свидетельств того, что Амазонки действительно существовали. Большинство историй об этих воинственных женщинах были сразу же отклонены специалистами как чистая гипотеза либо принятие желаемого за действительное, в том числе под это попадают и записки Геродота, который утверждает, что Амазонки проживали в России и возможно имели связь с расой древних скифов. Однако, недавние раскопки, проводимые русскими археологами, дали новые сведения и могут быть даже доказательствами того, что Геродот, возможно, был прав.

Скифы были народом конных кочевников-воинов, чье происхождение остается загадкой до сих пор, которые жили в Средней Азии примерно в VI-VIII вв. до нашей эры. Согласно имеющейся на сегодняшний день информации, их воители обладали более хитрой военной тактикой, нежели сам Чингисхан, который спустя столетия смог завоевать половину мира.

Но скифы были неграмотными, они не оставили своего языка и другого следа в истории, кроме как больших круглых курганов и разграбленных руин, которые встречаются повсюду в русских степях. Русским археологам удалось найти несколько не разграбленных курганов, но немногие из них содержат в себе остатки того, что специалисты считают скифской знатью. В этих гробницах также содержится множество различных поразительных золотых предметов, как-то: различные украшения, кубки, оружие, броня и многие другие предметы, которые отображают быт скифов.

Геродот писал о скифах как о крайне варварской и кровожадной расе, представители которой снимали кожу со своих поверженных противников, а из их черепов делали себе кубки для питья. Похороны у скифов проходили очень помпезно и кровопролитно. Жена павшего воина и вся его семья умерщвлялись соплеменниками и помещались внутрь кургана, чтобы служить в загробной жизни. Десятки лучших лошадей умерщвлялись и ставились вертикально вокруг кургана.

Новые курганы, которые были недавно обнаружены в окрестностях поселка Покровка, содержат в себе останки женщин, которые, по некоторым сведениям, могли принадлежать к знатному роду. Они были похоронены в полном военном облачении и с набором оружия и другими боевыми предметами. Кости ног одной из женщин имела выгнутую форму, что в свою очередь дало возможность специалистам предположить, что она проводила очень много времени верхом на лошади. Другой же скелет был со стрелой в верхней части груди, что может указывать на то, что женщина могла погибнуть в бою.

Это поразительное свидетельство, кажется, подтверждает ранние теории Геродота о том, что в некоторых культурах женщины были больше в почете, чем мужчины, а в бою и верховой езде им просто не было равных. Другие таинственные места захоронения были также недавно обнаружены в Китае, и их возраст составляет 2000 лет и даже более.

Останки и артефакты, найденные в этих курганах, дают возможность предположить, что в других культурах женщины, возможно, имели мощный социальный вес и занимали высокие военные должности. Каждая из этих женщин, найденных в курганах во время недавних раскопок, может действительно оказаться мифической Амазонкой из греческих легенд. Пока, по правде говоря, ни одна из теорий не имеет прямого доказательства. Но, независимо от результатов, в дальнейшем исследования будут продолжаться и, возможно, правда будет выяснена.

Бассейн реки Амазонка неспроста считается одним из самых опасных мест в мире, где водится огромное количество хищников. Предлагаю вам узнать, что водится в водах Амазонки, и почему это место считается таким опасным для жизни.

Черный кайман

Можно сказать, что это аллигатор на стероидах, их мышцы куда крупнее, а вырастать они могут до шести метров в длину. Это, несомненно, высшие хищники реки Амазонки, местные короли, которые без разбора едят всех, кто попадается им на пути.

Анаконда

2

Еще одним гигантским чудовищем Амазонки является известная всем анаконда, самая крупная змея в мире. Вес самки анаконды может достигать 250 килограммов, и это при 9-метровой длине и диаметре в 30 сантиметров. Эти хищники предпочитают мелководья, так что чаще всего их можно встретить не в самой реке, а в ее ответвлениях.

Арапаима

3

Огромный хищник арапаима экипирован бронированной чешуей, поэтому безбоязненно плавает среди пираний, питаясь рыбой и птицами. Длина этих жутких рыб составляет почти три метра, а вес - 90 килограммов.

Бразильская выдра

4

Бразильские выдры вырастают до 2-х метров в длину и питаются в основном рыбой и крабами. Впрочем, тот факт, что они охотятся всегда многочисленными группами, позволяет им успешно получать добычу посерьезнее: были случаи, когда эти безобидные на вид существа убивали и съедали взрослых анаконд и даже кайманов. Не зря их прозвали «речными волками».

Обычная ванделлия или кандиру

5

Акула-бык

6

Чаще всего акулы-быки обитают в соленых водах океана, но не менее прекрасно они чувствуют себя в пресных водоемах. Были случаи, когда эти кровожадные хищники заплывали так далеко по Амазонке, что достигали города Икитос (Перу), расположенный почти в 4 тысячах километрах от моря. Учитывая, что острые зубы и мощные челюсти обеспечивают этим 3-метровым существам силу укуса в 589 килограммов, встречаться с ними вы бы точно не захотели, а ведь они вполне не прочь полакомиться человеком!

Электрические угри

7

Приближаться к ним мы бы вам не советовали ни в коем случае: двухметровые твари способны вырабатывать электрические разряды напряжением до 600 вольт. А это в 5 раз больше мощности тока в американской розетке и достаточно, чтобы с легкостью сбить с ног лошадь. Многократные удары этих существ могут привести к сердечной или дыхательной недостаточности, в результате чего люди теряют сознание и попросту тонут в воде.

Обыкновенные пираньи

8

Более страшных и свирепых созданий сложно себе даже вообразить, это настоящая квинтэссенция ужаса реки Амазонки. Всем нам известно, что острые зубы этих рыбок не раз вдохновляли голливудских режиссеров на создание жутких фильмов. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что пираньи в первую очередь являются падальщиками. Но, к сожалению, это вовсе не значит, что они не нападают на здоровых существ. Их невероятно острые зубы, расположенные на верхней и нижней челюстях, смыкаются очень плотно, что делает их идеальным орудием для раздирания плоти.

Скумбриевидный гидролик

9

Этих метровых подводных обитателей также прозвали рыбами-вампирами. На нижней челюсти у них находится два острых клыка, которые могут вырастать до 15 сантиметров. Эти приспособления они используют для того, чтобы буквально накалывать на них жертву, после того, как бросаются на нее. Клыки этих рыб настолько большие, что природе пришлось позаботиться о безопасности самих гидроликов. Чтобы они не проткнули ими самих себя, в верхней челюсти у них есть специальные отверстия.

Бурый паку

10

Рыба с человеческими зубами, бурый паку, является более крупным родственником пираньи. Правда, в отличие от последних эти пресноводные больше предпочитают фрукты и орехи, хотя в целом считаются всеядными. Проблема в том, что «глупые» паку не способны отличить орехи, которые падают с деревьев, от мужских гениталий, из-за чего некоторые мужчины-пловцы оставались без яичек.

Уверенность, что вы – «закоренелый холостяк» может прийти не сразу. Можно несколько раз упорно выходить замуж, расписываясь в ЗАГСе – как подтверждение того, что вы стремитесь к созданию прочной социальной ячейки. Иногда с приходом в жизнь ребенка все наконец-то становится на свои места: любовь и семья – это дети, а секс и прочие физические радости – это мужчины.

Почему женщины хотят замуж?

Вероятность, что появится уникальный персонаж, практически полубог, который отлично поладит с ребенком, договорится с сантехником и строителями на даче, оплатит Интернет, накупит вкусной еды и сухого вина, самостоятельно приготовит ужин, а также порадует сексуально, не создавая своим присутствием коммунальных проблем, конечно, остается.

Встретить принца или жить с мужчиной?

Но возможность возникновения столь возвышенных отношений с идеалом часто кажется вероятностью прямого контакта с инопланетной цивилизацией. Так незаметно может прийти уверенность, что вы – просто «закоренелый холостяк».

Кстати, вы обратили внимание на то, что нет такого понятия как «закоренелая холостячка»? «Одинокая женщина», «старая дева», «разведенка», «незамужняя» – как угодно, только не «холостячка». И знаете почему? Потому что принято считать: любая дама априори мечтает выйти замуж. А вот сильные мира сего жениться не спешат.

Проведя мини-опрос среди незамужних подруг в возрасте 30–40 лет, вы можете выяснить, что многие из них вообще не заинтересованы в регистрации отношений с мужчиной. Наверняка каждая мечтает о принце на белом коне , но когда начинается «разбор полетов», звучит мысль, что лучше иметь любовника, нежели связывать себя обязательствами. К тому же, есть ощущение, что жить с мужчиной долгие годы – каторжный труд. Уборка, готовка и мечты остаться одной и хоть чуть-чуть пожить для себя. Но как это сделать, чтобы не страдал ребенок? И как делить жилплощадь и прочее добро?

Реальные плюсы или сомнительные приличия?

Вот они – современные амазонки. В наше время уже пора распрощаться со стереотипами, что, мол, мужчины открещиваются от брака, а женщинам подавай только замужество! Кто же сейчас «закоренелый холостяк»? Женщина или мужчина? Кажется, роли поменялись.

Поискав в блогосфере мнения о том, хорошо ли живется свободной женщине, можно обнаружить множество доводов «за» и ни одного «против». Звучат и такие признания: «Женщина-холостяк всегда отлично выглядит и все потому, что высыпается – ей не нужно слушать ужасный громоподобный храп по ночам…»
Похоже, единственным негативным мнением является цитата из фильма: «Одинокая женщина – это неприлично!» И то она уже – чистый анахронизм.

Если мужчина нужен только для секса, возникают сомнения в том, что нужен брак. Всегда найдется какая-либо причина или претензия к претенденту. Если вы не готовы проявлять терпение и такт, у вас все есть и вы всем довольны, поиск мужа – это дань традиции.

Надежда Матвеева

психолог

Психологи говорят, что между свободным мужчиной и свободной женщиной огромная разница в мотивации их жизненных ориентиров. У «старого холостяка» есть некоторые тщательно скрываемые проблемы. Это могут быть прежние неудачные отношения с супругой, либо проблемы со здоровьем, либо сложности в бизнесе… Женитьбы для него – последний выход из надвигающегося тупика.

А «старая холостячка» – это женщина без проблем. Она ухожена, самодостаточна, финансово независима, обеспечена жильем, зачастую имеющая взрослых, устроенных по жизни детей. Такая женщина мечтает о любви… до встречи с реальным претендентом. Как только она близко присматривается к жениху, ее независимый ум начинает просчитывать баланс между трудностями и выгодой от новых отношений … И, конечно, пунктиков против новой связи оказывается намного больше.

Не зря самую буйную и опасную реку Южной Америки назвали Амазонкой, ведь она полностью соответствует образу жизни дев-воительниц. Вокруг этого племени ходило много слухов и мифов. Считалось, что амазонки отличались воинственным и дерзким характером, являлись первоклассными воинами и лучниками, а для удобства стрельбы из лука, отрезали правую грудь, своих мужей и рожденных мальчиков убивали. Но были ли амазонки настолько кровожадными и жестокими? Или это только миф?

Когда-то они заселяли берега реки, но приход испанских колонизаторов заставил их отступить с материка на острова. По сей день на островах Сан-Блас, которые расположены севернее Амазонии, живут предки легендарных дев - племя куна .

Конечно, со временем их уклад жизни изменился, но осталось то самое, что отличало амазонок от большинства народностей - матриархальное общество. Традиции на островах так и остались суровыми и непоколебимыми. Как и сотни лет назад главной здесь остается женщина.

По традициям куна, в 14 лет у девушек наступает половозрелый возраст и она должна выбрать себе жениха. Избранник не может отказывать, иначе он будет считаться моральным уродом, как бы грубо это не звучало. Иногда одного молодого человека может выбрать сразу две невесты, и по местным обычаям у него будет сразу две жены. После женитьбы новоиспеченный муж собирает все свои вещи и переезжает в дом жены. Браки здесь заключаются на всю жизнь и разводы не предусмотрены. Из новорожденных детей предпочитают девочек, к мальчикам относятся с безразличием.

Так выглядят настоящие современные амазонки

После бегства с большой земли, амазонки решили остаться на плодородных, полных буйной зелени островах Сан-Блас. Правда, единственный недостаток здешних мест - недостаточное количество питьевой воды, поэтому время от времени приходится возвращаться на континент для пополнения водных запасов. Помимо рыболовства, Куна занимаются растениеводством и собирательством. Главным доходом племени является экспорт кокосовых орехов в страны Южной Америки. Ежегодно собирается около 25 миллионов орехов, этим делом занимается все население островов, и стар и млад. В основном выращивают бананы, апельсины, какао, сахарный тростник. Среди островитян нет ни бедных ни богатых, все равны. Каждый имеет все, что нужно для существования - хижину, лодку и клочек земли.

Вот в таких соломенных хижинах живут амазонки Кума

Обязанности между мужчинами и женщинами четко распределены. Мужчины - добытчики. Они обеспечивают свою семью пищей и кровом, работают на банановых, кокосовых и какао плантациях, ходят на охоту и рыбалку, заготавливают древесину на дрова.

Если здесь правит матриархат, это не значит, что женщины беспечно отдыхают и наслаждаются жизнью. У них тоже много хлопот по дому. Они тоже занимаются на плантациях, обрабатывают кокосы и какао бобы, выпаривают сахар из тростника, растят детей и занимаются хозяйством. Помимо того женщины Сан-Блас занимаются ткачеством - их красивые расписные платки с золотистым узором известны на всю Южную Америку. Ради них многие туристы и посещают эти места.

Торговля расписными платками - это один из основных источников дохода для современных амазонок

Кстати, раньше к туристам было строгое отношение. Их остерегались и не позволяли ночевать на острове, ведь для этого есть "большая земля". И если у девушки рождался ребенок отличающийся от внешности куна, его убивали, поскольку связь разрешалась только между соплеменниками. Но со временем куна поняли, что чужеземцы приезжают не с пустыми руками, а с деньгами, и отошли от строгого регламента.

Много лет назад об этих женщинах слагали легенды и мифы. Амазонки всегда были олицетворением силы и мужества в женском лице. Их жестокие обычаи и традиции повергали в шок. Но сегодня о их властвующем прошлом напоминает только матриархальный уклад их небольшого общества, а в остальном некогда воинственные амазонки превратились в домохозяек.

Амазонки


Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.


Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.

В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.


Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они – женщины! Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети.

Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.

История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.

В Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили все времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом. Из-за этих находок у археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может, они все же существовали когда-то? На юго-востоке современной Украины, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни.

Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов. Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древнегреческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.


После путешествия в 450 году до н. э. по Северному Причерноморью Геродот записал миф о странном племени женщин-воительниц, которые разъезжали по степи верхом на лошадях, свирепо сражались, стреляя из луков. Никто из них не выходил замуж, пока не убивал врага. Черноморские греки называли их "иорпаты" (мужеубийцы), но Геродот привел и другое название - амазонки, от греч. амазес (безгрудая). Авторы более поздних времен объяснили это тем, что амазонки лишали себя одной груди чтобы лучше стрелять из лука, но древние греки никогда не писали про такие увечья. Быть может, эти вояки получили прозвище амазонок за то, что не хотели кормить детей грудью?

Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит , - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей" . Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?


Такие находки действительно необычны. Об этих женщинах написано чрезвычайно мало и только древними греками, что воспринималось всегда как мифы. Но тут, в степи, археологи находят настоящих женщин-воительниц, похожих на амазонок, ведь рядом с ними захоронены мечи, кинжалы, колчаны с наконечниками стрел из бронзы и железа - сплошь боевое снаряжение воина. То, что в этих степях жили воинственные женщины, здесь воевали, здесь погибали, здесь хоронили своих подруг - очевидно вполне. Но как они связаны с амазонками древних мифов? Не о них ли писал Геродот?

Отечественные археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где находили не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими з них наконечниками стрел...


Обычно, если археологи находят оружие в могиле, то считают, что похоронен мужчина, если бусы, браслеты и прочее, то женщина. Однако в этих раскопках нельзя полагаться на сопутствующие вещи, потому что в сарматских могилах бывает и наоборот - мужчина с зеркальцем, а женщина - с оружием. Но, к счастью, археологи, изучавшие физическую антропологию, по черепу и другим частям скелета могут безошибочно определить пол погребенной особи. Вот скелет женщины лет шестидесяти, из оружия здесь только нож, рядом шильца для прокалывания кожи, кремни и кресала. Судя по этим и другим вещам, старушка в общине могла делать то, что всегда и везде поручалось мужчине, ведь кремни и кресала - орудия хранителя огня. По черепу этой женщины видно, что сарматки доживали до старости, ее зубы сточились, но порченых нет.

В один из сезонов раскопок, в 1994 году, нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати. Кости ног ее были кривы от постоянной езды верхом. По набору оружия было понятно, что она хорошо владела боевыми приемами. Для рукопашной схватки - кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке. По множеству наконечников стрел ясно, что хоронили ее с полным колчаном. Одна из могил принесла археологам неожиданный сюрприз. Там обнаружены останки женщины, не похожей на воительницу, но соплеменницы, видно, боялись ее, потому что связали ей ноги, явно не желая, чтобы она выбралась на свет Божий. Можно только строить догадки, за что с ней обошлись так сурово. Дурной глаз? Они боялись, что она наведет на них порчу? Или же эта женщина была помешанной, бесноватой? А может быть, причина была совершенно иная и нам, живущим в другом укладе общества этого никогда не понять.

Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингирхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози. Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю, сочли всаднице луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально.

В украинских степях много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря. Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках...

Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате. Результаты раскопок просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до н. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам.

Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей. Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых условиях материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли. Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был прав.

В XII в. до н.э. после битвы элинов с амазонками в Троянской войне элины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить из страну.

"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга.

Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь. И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую. Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея жену ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: "У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие женщины" . Они же на это сказали следующее:
"Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи.

Мы стреляем из лука и мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но оставаясь на повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе".


Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней пути от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее. И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей;
они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, прежде чем выйти замуж".


Это этиологический миф, объясняющий происхождение савраматов, который переписал Геродот из какого-то более раннего сочинения. Вероятно этот миф сочинили боспорские греки которые после переселения на Боспор Киммерийский увидели женщин, умеющих сражаться на лошадях.