Аль бируни индия. Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма. Краткие вехи жизненного пути

Изучая историю ислама, трудно не удивиться научным и интеллектуальным достижениям мусульман в прошлом. В период золотого века мусульмане были на авангарде почти всех наук - от медицины, математики до философии, искусства и физики - совершая новые открытия и развивая уже имеющиеся. Когда мы говорим о гигантах исламской науки, к нам на ум приходят такие имена как Ибн Сина, Ибн аль-Хайтам, Ибн Халдун и аль-Фараби.

Одной из таких великих личностей, которых принято относить к величайшим ученым всех времен, является персидский мусульманин-эрудит Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 годы и провел большую часть своей жизни в Центральной Азии и Индийском субконтиненте. В период своей блестящей карьеры аль-Бируни стал экспертом в многочисленных областях науки, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительное религиоведение и науку о Земле. Несмотря на политические проблемы, существовавшие в мусульманском мире в период его жизни, он сумел стать одним из величайших ученых в истории человечества.

Ранний период жизни

Аль-Бируни родился в 973г. в провинции Хорасан, расположенной в северо-восточной Персии. Как и многие другие дети того времени, он начал обучаться с малых лет, изучал арабский и персидский языки, основные исламские дисциплины, а также естественные науки. Еще в раннем возрасте он начал проявлять интерес к математике и астрономии, постигать которые ему помогали выдающиеся астрономы того времени.

Когда ему было двадцать с чем-то лет, он покинул свой дом в поисках знаний. В течение трех лет он объехал всю Персию, обучаясь у ученых многочисленным наукам. В 998 г. он, наконец, обосновался в Джурджане (современный Горган), поступив на работу к местному правителю Шамс аль-Маали Кабус. В течение следующих десяти лет он жил в этом небольшом северном иранском городе, занимаясь исследованиями, написанием книг и пополнением своего багажа знаний.

За это время им был написан монументальный труд, посвященный анализу исторической хронологии древних цивилизаций, наряду с изучением развития и падения империй. Данная книга предопределила его будущее как ученого по многочисленным наукам. Эта книга представляла собой нечто большее, чем просто труд по истории, поскольку она объединила историю, науку, астрономию и исследования культур с целью интерпретации событий прошлого. В период своей деятельности в Джурджане Аль-Бируни стал одним из самых выдающихся умов своего времени.

Период жизни в Газни

Аль-Бируни смог воплотить в жизнь некоторые из своих величайших произведений только после переезда в Газни, где он находился под патронажем султана Махмуда. В то время Газни был крупным городом, расположенным на территории современного Афганистана. Империя Махмуда простиралась далеко за пределами современного Афганистана, однако, находилась в пределах современных Ирака, Пакистана и Индии. В этой могущественной империи аль-Бируни обладал необходимыми ресурсами и возможностями для проявления своего потенциала.

Значительную пользу аль-Бируни принесло то, что султан Махмуд регулярно организовывал военные экспедиции в Индию с целью защиты своих владений на этой территории. Махмуд постоянно брал с собой аль-Бируни на все свои военные кампании, что давало возможность последнему регулярно погружаться в языковую, культурную и религиозную среду Индии.

Обладая способностью легко перенимать новые идеи, аль-Бируни за короткое время сумел изучить санскрит, являвшийся языком индуистского богослужения. Это открыло ему дверь в индийское литературное наследие, которое он изучал и сравнивал с трудами из других уголков мира. Он осуществлял переводы книг с санскрита на арабский и персидский языки, а также переводил труды с арабского на санскрит. Он твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться к изучению, а не уничтожению друг друга.

Благодаря способности читать древние индуистские тексты, аль-Бируни сумел составить энциклопедию древней индийской истории, известный как «Китаб Тарих аль-«Хинд» - «Книга индийской истории». На самом деле, многое из того, что известно сегодня о древней Индии, взято непосредственно из данного труда аль-Бируни. «Тарих аль- Хинд» не просто повествует читателю о древней Индии, но и является доказательством того, что аль-Бируни смог объединить столько разных наук для того, чтобы иметь полное представление о предпосылках исторических событий. Книга является ключом к индийской философии, географии и культуре - именно в эти области погрузился аль- Бируни с целью более глубокого понимания индийской истории. Таким образом, «Тарих аль-Хинд» по праву можно считать одной из первых в мире книг по антропологии, посвященной изучению человеческих обществ и особенностям их развития.

Научные открытия

Будучи знатоком индийской истории, аль-Бируни также сумел найти время для научных достижений. Во время своих путешествий он имел возможность своими глазами видеть различные географические явления и создавать теории относительно того, как они взаимосвязаны. Анализируя различные типы частиц грунта в реке Ганг, от ее истока до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теории об эрозии и об образовании форм рельефа, особо отметив роль воды в этом процессе.

В еще одном исследовании он выявил окаменелости древних морских животных в горах Гималаи, которые разделяют Индию от остальной части мира. Кажется маловероятным, что морские улитки и прочие моллюски стали бы преодолевать тысячи миль вглубь и вверх по склонам этих гор, поэтому аль-Бируни пришел к выводу, что Гималайские горы, должно быть, когда-то находились под океаном и оказались на существующем месте спустя миллионы лет. Это стало прямым научным доказательством современного понимания тектоники плит - движения и смещения континентов во времени.

Аль-Бируни также стал первым исследователем в области геологии, собрав и проанализировав сотни металлов и драгоценных камней. Он дал описание их свойств, состава и указал те места, где они могут быть найдены. Его труды, посвященные драгоценным камням, служили основным источником для понимания этих минералов на протяжении столетий.

Замечательная карьера Аль-Бируни продолжилась в начале 11 в. В этот период он проводил исследования по следующим проблемам:

Как земля вращается вокруг своей оси

Как колодцы и источники доставляют воду на поверхность

Сочетание статики и динамики в изучении механики

Запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему определить направление к Мекке для каждого города

Оптический характер теней, особенно их использование для расчета времени намаза

Разделение научной астрономии от астрологии, основанной на суевериях

За 75 лет прожитой жизни, аль-Бируни удалось в корне изменить понимание многочисленных областей науки. К моменту своей смерти в 1048 году, он являлся автором более 100 книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и глубокие знания по разным областям науки, а также его способность объединить их в одно целое для лучшего понимания каждой из них, ставит его в один ряд с величайшими мусульманскими учеными всех времен. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских ученых прошлого расширять границы знаний и устанавливать новые границы в науках. Также она служит ярким примером того, как лучшие ученые могут быть выше политических проблем, войн и всеобщей нестабильности, продолжая воплощать в жизнь революционные исследования и делать замечательные открытия.

Библиография:

Аджрам К. Чудо исламской науки. Седар Рапидс: Нолидж Хаус Паблишерз, 1992.

Далляль Ахмад. Ислам, наука и вызовы истории. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2010.

Хан Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лестершир, Великобритания: Кьюб Паблишинг Лимитед, 2008.

Морган М. (2007) Забытая история. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество.

Перевод Азата Хурматуллина специально для

Известный философ, учёный-энциклопедист, автор исследовательских работ по многим дисциплинам (география, астрономия, математика, минералогия, филология и проч.) – Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни. Жил в 10 – 11 веке н.э.

Биография и начало работы

Родился в сентябре или октябре 973 года в городе Кят (сейчас это город Беруни в Узбекистане). Был учеником астронома и математика Ибн Ирака. Часто менял место жительства: из Кята уехал в Рей, после – в Гурган, затем – в Гургандж и Индию. Последним пристанищем для аль-Бируни стала Газна.

Первой работой стало сочинение, в котором учёный собрал все имеющиеся в мире системы календаря. Туда же он включил и хронологическую табличку по всем эпохам (с правления библейских патриархов).

Аль-Бируни создал произведение, описывающее быт, науку и культуру древних индийцев. В нём изложены системы философии, религии, учение о связи души и тела. Там же находится и легенда о создании игры в шахматы и её авторе.

Более мыслителя интересовала астрономия. Доказательство тому – 45 сочинений, посвящённых именно этой науке. Вообще, количество трудов Бируни не поддаётся перечислению: перечень названий работ записан его учениками на 60 страницах мелким шрифтом.

В работе по фармакогнозии Бируни перечислил более 4 с половиной тысяч названий растений из разных стран (Персия, Сирия, Индия, территории тюркских народов и др.) и в отдельности объяснил свойства каждого из них.

Любопытные факты

Бируни – в первую очередь человек науки. Неопровержимое этому свидетельство – легенда о его смерти. Он осознавал, что умирает. Перед его постелью столпились друзья. Попрощавшись со всеми, учёный спросил одного из них о «методах счёта неправедной прибыли» и объяснил свой интерес просто: он не хотел уходить из мира невеждой.

Огромной потерей для науки стал трактат «Ключ к астрономии»: он был то ли уничтожен, то ли спрятан. В этой работе Бируни изложил основы астрономии и математики. От всей книги осталось лишь введение.

Кроме тяги к исследованиям, аль-Бируни привлекали и языки. Он в совершенстве знал:

  1. арабский (на нём и созданы работы);
  2. персидский;
  3. латинский;
  4. хинди;
  5. греческий;
  6. тюркский;
  7. иврит;
  8. санскрит;
  9. сирийские диалекты.

Эти знания стали залогом успешного перевода интернациональных терминов.

Интересно, что в труде по тригонометрии современные учёные обнаружили ряд теорем, авторство которых принадлежит Архимеду. В работах самого Архимеда их нет.

В исследованиях Бируни придерживался одного принципа: вся теория должна проверяться практикой и доказываться опытом.

: 1-202. . Excerpt from page 7:

  • Richard Frye: «The contribution of Iranians to Islamic mathematics is overwhelming. ..The name of Abu Raihan Al-Biruni, from Khwarazm, must be mentioned since he was one of the greatest scientists in World History»(R.N. Frye, «The Golden age of Persia», 2000, Phoenix Press. pg 162)
  • M. A. Saleem Khan, «Al-Biruni’s discovery of India: an interpretative study» , iAcademicBooks, 2001. pg 11:
  • H. U. Rahman. A Chronology of Islamic History: 570 – 1000 CE (англ.) . Mansell Publishing (1995). Дата обращения 16 июля 2017.
  • Al-Bīrūnī (2007). Encyclopædia Britannica . Retrieved 22 April 2007;
  • David C. Lindberg, Science in the Middle Ages , «University of Chicago Press (англ.) русск. », p. 18:
  • L. Massignon, «Al-Biruni et la valuer internationale de la science arabe» in Al-Biruni Commemoration Volume, (Calcutta, 1951). pp 217-219.
  • Gotthard Strohmaier, «Biruni» in Josef W. Meri, Jere L. Bacharach, Medieval Islamic Civilization: A-K, index : Vol. 1 of Medieval Islamic Civilization: An Encyclopedia , Taylor & Francis, 2006. excerpt from page 112: «Although his native Khwarezmian was also an Iranian language, he rejected the emerging neo-Persian literature of his time (Firdawsi), preferring Arabic instead as the only adequate medium of science.»
  • D. N. MacKenzie, Encyclopaedia Iranica, «CHORASMIA iii. The Chorasmian Language». Excerpt: «Chorasmian, the original Iranian language of Chorasmia, is attested at two stages of its development..The earliest examples have been left by the great scholar Abū Rayḥān Bīrūnī.»
  • A.L.Samian, «Al-Biruni» in Helaine Selin (ed.), "Encyclopaedia of the history of science, technology, and medicine in non-western cultures «, Springer, 1997. excerpt from page 157: „his native language was the Khwarizmian dialect“
  • D.J. Boilot, „Al-Biruni (Beruni), Abu’l Rayhan Muhammad b. Ahmad“, in Encyclopaedia of Islam (Leiden), New Ed., vol.1:1236-1238. Excerpt 1: He was born of an Iranian family in 362/973 (according to al-Ghadanfar, on 3 Dhu’l-Hididja/ 4 September - see Eduard Sachau, Chronology, xivxvi), in the suburb (birun) of Kath, capital of Khwarizm». Excerpt 2:"was one of the greatest scholars of mediaeval Islam, and certainly the most original and profound. He was equally well versed in the mathematical, astronomic, physical and natural sciences and also distinguished himself as a geographer and historian, chronologist and linguist and as an impartial observer of customs and creeds. He is known as al-Ustdadh, «the Master»
  • J.L. Berggren, Jonathan Borwein, Peter Borwein. (англ.) . Springer (2014). Дата обращения 16 июля 2017.
  • BĪRŪNĪ, ABŪ RAYḤĀN ii. Bibliography.
  • Бируни // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • S.H. Nasr, «An introduction to Islamic cosmological doctrines: conceptions of nature and methods used for its study by the Ikhwān al-Ṣafāʾ, al-Bīrūnī, and Ibn Sīnā», 2nd edition, Revised. SUNY press, 1993. pp 111:

    «Al-Biruni wrote one of the masterpieces of medieval science, Kitab al-Tafhim , apparently in both Arabic and Persian , demonstrating how conversant he was in both tongues. The Kitab al-Tafhim is without doubt the most important of the early works of science in Persian and serves as a rich source for Persian prose and lexicography as well as for the knowledge of the Quadrivium whose subjects it covers in a masterly fashion»

  • , с. 26.
  • Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 4. Ред. IV т. Г. В. Церетели . М.-Л.: Издательство Академии наук СССР , 1957. С. 245.
  • «He was born of an Iranian family» - Boilet D. J. Al-Biruni // Encyclopaedia of Islam , Vol. I, ed. H. A. R. Gibb , J. H. Kramers, E. Levi-Provencal , J. Schacht (англ.) русск. . Brill (англ.) русск. , 1986. - P. 1236.
  • Yano, Michio, «al-Bīrūnī » Encyclopaedia of Islam, THREE .
  • Наука и жизнь // Изд-во "Правда" . - 1973. - С. 52 .
  • Фролова Е. А. Арабская философия: прошлое и настоящее . - М. : Языки славянских культур, 2010. - С. 173. - 461 с.
  • Рыбаков Б. А. Культура народов Средней Азии // История СССР / Гл. ред. академик
  • АСТРОЛОГИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

    Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит

    Величайший научный гений раннего Средневековья Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни». Его можно отнести к числу одного из первых в мире энциклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие и гораздо позже. Но Бируни изучал и науку о звёздах и считался большим мастером хорарной астрологии. одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

    История знает немало гениев, наделенных выдающимися способностями во всех областях человеческой деятельности. Такие люди составляют золотой фонд человечества.

    При переходе от первого ко второму тысячелетию Восток преподнес миру целую плеяду мыслителей, чьи труды до сих пор входят в сокровищницу мировой культуры. Среди имен Ибн Сины, Ибн Рушда и Омара Хайама по праву выделяется аль-Бируни. Его фигура уникальна. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни» С полным на то основанием его можно от нести к числу одного из первых в мире эн циклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие, и го раздо позже. Его творческое наследие насчи тывает более 150 сочинений по астрономии математике, географии, минералогии, химии этнографии, философии, истории, биологии медицине и астрологии.



    Бируни (Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад иль Бируни) родился 4 сентября 973 года в городе Кит, одном из городов древнего государства Хорезм (ныне город Бируни республики Узбекистан). Мы практически ничего не знаем о его детских и юношеских годах. Известно лишь, что он получил блестящее математическое и философское образование. Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом.

    Основная часть его жизни протекала при дворах правителей различных государств. Первоначально он жил при дворах правителей Кята и Кургана, а затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, где он создал и возглавлял одно из первых научных учреждений в мире - Академию Мамуна, ставшую крупнейшим центром пауки в Центральной Азии. О высоком уровне этой Академии свидетельствует то, чго в ней трудились такие учёные с мировым именем, как Абу-али-ибн Сина, более известный под прозвищем Авиценна и основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми.

    В 1017 году Хорезм был завоёван султаном Махмудом Газневидом, и по его приглашению Бируни жил в Газни при его дворе. В качестве учёного он принял участие в нескольких походов Махмуда в Индию, и несколько лет прожил в этой стране. В 1030 году им была завершена фундаментальная работа, явившаяся следствнем его путешествий по Индии «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», известная больше под названием «Индия». В ней он дал подробное научное описание быта, культуры, истории и философии индусов.

    Бируни ярчайший представитель знака Девы наряду с Солнцем и асцендентом находятся также Меркурий и Восходящий Лунный узел.


    Во всем зодиаке Дева является единственным знаком, где её управитель - Меркурий находится одновременно и в обители, и в своей экзальтации. То есть человек, у которого в гороскопе Меркурий попадает в этот знак, как правило, отличается высоким интеллектом, упорядоченностью в приобретении информации, великолепной логикой, а также умением подмечать мелочи и их классифици ровать.

    Но здесь Меркурий выделен особо, т.к. попадает в один градус с Восходящим Лунным узлом, т.е. все его качества усиливаются многократно и связаны непосредственно с эволюционным ростом человека.

    Более того, характеристика этого 25 гра дуса Девы непосредственно указывает на большую умственную активность, и самое главное - удачу и везение, т.к. это королев ский градус.

    В гороскопе Бируни знак Девы является ещё и Восходящим, что концентрирует внимание личности на точных науках. По сути дела, на чала современной математики неразрывно связаны с его именем. Именно он принес из Индии числа, которыми пользуется теперь вся цивилизация, получившие позднее название «арабских». Обладая глубокими познаниями в этой области, он предопределил ее будущее развитие, в частности, расширил понятия числа, создал теорию кубических уравнений, внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание тригонометрических таблиц. Напомним также, что основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми был его непосредственным его Учеником!

    Высшая Дева - это энциклопедист, каковым несомненно и являлся Бируни. Однако он не только энциклопедист-теоретик, но и одновременно практик и эмпирик. В своих трудах он подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом и наблюдением, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. Им были разработаны астрономические методы геодезических измерений, усовершенствованы основные астрономические инструменты. Аль-Бируни собственноручно проводил наблюдения на построенном ан Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2". Этот квадрант для точных наблюдений солнца и планет в течение 400 лет был самым большим и точным в мире. Он установил также угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.
    Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.
    Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газневи однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Уличённый в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» - ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: « Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он отсидел полгода и за время сидения написал сочинение «Наука о звёздах».

    Именно благодаря его славе как астролога, и не только теоретика, но и как мастера хорарной астрологии, в 1017 году афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни. Великий учёный был вынужден переехать в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом.

    На возможность ареста указывает и его натальная карта. На куспиде XII дома находится Крест Судьбы в соединении с Марсом и Венерой! Марс, малое зло, имеет к тому же негативный афетический статус.

    Следует учесть, что гороскоп Бируни нами трактуется в системе Порфирия, именно в этой системе в то время трактовались на-тальные карты рождения. Это имеет свои основания, так как система домов, где сектора между главными угловыми точками поделены поровну, указывает на включенность человека в определенную жесткую систему взаимоотношений. Общество эпохи Средних Веков таковым и было, что резко отличает его от Новоевропейского времени, где человек (в определенной степени, конечно) является своим законодателем. В гороскопе, построенном по этой системе, куспид XII дома попадает в разрушительный 10 градус Льва, что опять же указывает на негативные проблемы, связанные с этим домом.

    В XII доме тайны и изоляции находятся в соединении альмутен VIII (Марс) и IX домов
    нение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.

    Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

    Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газ-неви однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и ого
    (Венера). Это явное указание на то, что человек будет получать тайную, эзотерическую информацию в дальних странствиях, что в полной мере и проигралось у Бируни. Именно он, практически первым, получил доступ к сакральным знаниям древних индусов.

    Солнце - управитель 12 дома - находится в 1 доме личности, значит, весь этот информационный пласт сокровенных знаний он обязательно должен проявить, открыть для человечества, и это совпадает с его эволюционной задачей, т.к. там же Восходящий Лунный узел.
    В то время приобщиться к индийским научным познаниям было практически невозможно, - знание ведической математики, астрологии, самого санскрита, «божественного языка», по учению Вед, «млечхам», не индусам, «скотам в образе человека», ранее не передавалось. Даже семь столетий спустя на территории Индии британские ученые сталкивались с огромными трудностями в аналогичных исследованиях.

    Вернемся еще раз к астрологическим работам аль-Бируни. Одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии». Интересно, что это произведение было практически единственным астрологическим трактатом, изданным на протяжении всей советской истории, причём в академическом издании (См Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VI. Ташкент: Фан, 1975).
    Во вступлении к этой книге Бируни кратко обрисовал свой путь к астрологии: «...я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки».

    В этом трактате Бируни краткое, но энциклопедически полное изложение самих основ астрологии, с необходимыми разделами в сопутствующих дисциплинах, необходимыми в работе астролога. Эта работа не потеряла своей актуальности до сих пор, и может быть рекомендована каждому, кто хочет освоить основы классической астрологии.

    В заключении отметим, что судьба этого выдающегося ученого носила во многом мистериальный характер. Он жил в конце Х-го, начале XI-го веков. По авестийскому учению, как раз в это время произошел переход человечества к микроциклу Девы в рамках 12 000-летнего цикла, учитываемого авестийской системой.

    Это сакральный цикл Земли, связанный с владычеством определенного знака Зодиака над земным полюсом (не надо путать его с циклом прецессии). В свою очередь, он делится также на 12, и каждое тысячелетие проходит под определенным знаком Зодиака. Последние 1000 лет - это совпадение большой и малой эпох Девы. Она была связана с эпохой раздробления, т.к. ее управитель Прозерпина, планета анализа, мелочей, раздробления и трансмутации, в это время зародилась и получила глобальное развитие технократическая и сциентистская цивилизация.

    Бируни жил в самом начале этой эпохи, связанной символически с 1-ым градусом Девы, где у него находился Плутон. Показательно, что, являясь выдающимся астрологом, он в то же время выступает и как критик астрологической науки, и эта осторожная критика, впоследствии современными учёными была доведена до абсурда, до полного отрицания астрологии.

    Но недавно мы вступили в Новую эпоху, и в это новое время искусство астрологии должно получить свое второе рождение.

    www.zoroastrian.ru/node/1196

    Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова:

    «...наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».

    Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

    Изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
    - сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20", по современным - 39° 48"; широта Чарджоу соответственно 39° 12" и 39° 08";
    - тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным - 6371 км);
    - определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45"";
    - оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
    - составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
    - считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты - темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
    - заметил существование двойных звезд;
    - создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.

    Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.

    Чтобы определ ить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же - САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в с торону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.

    Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижен ия горизонта» a он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения, - с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD - высота горы, AB и AM - касательные к поверхности Земли, OD - радиус Земли, CMB - видимый горизонт.

    Из рисунка видно, что R = (R+h) cosa,

    Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Изм ерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):

    Золото: 19,05 и 19,32;
    - серебро: 10,43 и 10,50;
    - медь: 8,70 и 8,94;
    - железо: 7,87 и 7,85;
    - олово: 7,32 и 7,31.

    Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.

    При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

    Памятник аль-Бируни в Тегеране от Ольги ампель

    Памятник аль-Бируни, украшающий юго-западный вход парка Лале в Тегеране (Иран)

    По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

    Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

    Похоронен в городе Гянджи на юге Афганистана

    — среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью . За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

    Научные труды

    Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные — наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой.

    Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: это самый крупный стенной квадрант — угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2′; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли — по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

    Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских по некоторым общим проблемам астрономии: он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел — планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.
    В самом первом сочинении «Хронология древних народов» (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Его астрономические исследования можно найти в «Книге истолкования основных начал астрономии» и в других научных трудах.