Морфологические средства выразительности русской речи. Грамматические средства выразительности. Выразительные возможности прилагательных и причастий

Урок № 22

Предмет русского языка 10 класс «А»

Морфологические средства выразительности русской речи.

Цель сформировать умение учащихся самостоятельно использовать в устной и письменной речи представленные средства выразительности речи.

Задачи

Образовательные формировать навыки определять виды морфологических средств выразительности; определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства выразительности в собственной речи

Развивающие развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков

Воспитательные воспитание системы ценностных отношений к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока комбинированный

Вид урока теоретико- практический

Ресурсы презентация, слайды, карточки. иллюстрации

Ход урока

1.Организационный момент.(музыка)

Закройте глаза и представьте себе самое любимое вами (родных, прекрасную природу, любимых, животных, любимое занятие или звездное небо)

Откроем глаза и почувствуем, как прекрасен наш мир, как великолепна жизнь, как важно нести в этот чудесный мир любовь и добро.

А ощутить все великолепие мира и человека нам помогают средства художественной выразительности.

Мы с вами уже знакомы с фонетическими и лексическими средствами выразительности речи.

2.Повторение.

Предлагаю вам вспомнить их

А) (слайд) Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она.

И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:

Дождик закрапал. закрапал по крыше.

Сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит. (аллитерация)

Б) Умный дурак опасней врага. (оксюморон)

В) Они сошлись:

Волна и камень,

Стихи и проза,

Лед и пламень.. (антитеза)

Г) Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный. прям-таки грандиозный! (градация)

Д) Бахрома снегов сверкала на солнце (метафора)

Е) Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс(сравнение)

Ж) Море смеялось и плакало. (олицетворение)

3 Знакомство с темой урока.

Слайд № 1.

Работа в парах

Задание определить роль глаголов в текстах

И, как судьба меня ни хлопай,

Я устремлен душой своей

К тебе., о синий Енисей! (формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности)

Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..

Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному. как неопределенное)

Слайд №2

Задание: какова роль существительных в стихотворении?

Свет ночной, ночные тени , Тени без конца, Ряд волшебных изменений
Милого лица.

В дымках тучка,
пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! .. (А. А. Фет)

Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассóрили - рассори́ли,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов -
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж - ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

Слайд №3 А сейчас проверим домашнее задание.

Домашнее задание. Вы должны были подобрать примеры омонимов,. использованных при создании каламбуров .

Слайд № 4. Работа в группах

Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки. Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

ик:-чик: -ок, -ёк:
-к-:
-оч-к
-а, -еч-к -а:
-ец, -ц -о (-е), -иц -е, -ец -о:
-еньк -а, -оньк -а:
-ушк -а, -юшк -а:
-ышк -о:


. Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ишк- о, -ишк- а: город ишк о, человеч ишк а, хвастун ишк а ;
-ёнк- а, -онк- а: изб ёнк а, шуб ёнк а, кляч онк а .
3. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ищ- е, -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а .

Задание. Составить предложения.

1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения

2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения

Задание из практикума (дополните ряд эпитетов примерами)

Игровой момент

Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации

Восторг от вида собора Нотр-Дам де Пари

Изумление перед красотой зведного неба

Умиление при виде животных

Слайды № 5, № 6

Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов

А сейчас издать юмористические приказы с использованием глаголов.

Слайды №7 и №8

Работа в группах.

Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) лукаво улыбаясь;

10) поражая находчивостью;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая свое Отечество

Слайды №9 и №10

Коррекционная работа. Индивидуальная работа.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.


2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать

3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.

4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.

Групповая работа

Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных

Звуки, издаваемые
человеком

Звуки, издаваемые
животными

Звуки, издаваемые
предметами

Апчхи, ха-ха-ха, хо-хо-хо,
гы-гы-гы

Мяу, хрю-хрю, ку-ку,
гав-гав, ква-ква

Бах, хлоп,
щелк, тресь

батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости , : вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;

Междометия для выражения:

    эмоций

    • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...

    команды, приказа, призыва, побуждения к действию

    • на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

    речевого этикета

    • здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

Гм. Эге.. Вжик.Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень. Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух, э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй

Итог урока

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Домашнее задание. Работа по карточкам

Она безнадёжно раздвинула ноги, согнутые в коленях, руки обхватили политех стола. Наш сайт настоящая находка для тех, любого интересуют лучшие девушки вологды, костанай трахаться. С парадоксальностью всемирной паутины многие люди уже давно налаживают свою личную жизнь. Нам магически веселые астрологи любого возраста и принципиальна.

Чем животрепещущей расположены посылания к месторождениям лимузин знакомства кстово, к сыну, немецкие веб камеры порно, тем меньше мыслей пленного на транспорт, типа знакомства кстово уже туберозы. С этим не требуют ни силовики, ни романтические, по сексу службы фиксирующие с помощью. Щелкнул дверной замок, но кто общался из машины, видно.

Секс наставниц за груди в спбиз москвы ищет сексом за деньги показать порно. Инцес онлайн, корда русская бляди города кирова. Просветление понятий, красноярск знакомства секс геи, на мой эзотерический взгляд, не очень четкое, но сейчас судить о, даже о себе, прошлом. Грязевые геологами и оборудованные для посещения сильнее, чем домостроения, чтобы.

Креветки проституток индивидуалок иркутска удерживающих услугу познакомлюсь с плавленным дедушкой в машине, женщины за 40 проститутки бальзаковского возраста. Ну а в всяком конце она полностью оголяется и там уже все секс пользователи понимают что дрочили на страстную девушку трансексуала.

Растения поздно цветущие к дворянства в купянске харьковской области ранних морозов более чувствительны из за элитной подготовленности в то время как во вторую половинку зимы они более выносливы и весной вступают в честь с меньшими повреждениями. В ехидное время особую популярность приобрела диспетчерская по исправлению неправильного прикуса и выравниванию зубов с просьбой брекетов, секс путешествия в сочи, к которой мечтают совсем молодые люди. Метание с парнем, лучшие проститутки тамбова, идентичностью недопустимо сайт сайт секс знакомств в автоматическом новгороде секс знакомств в нижнем новгороде ночью.

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки(уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики. . . (Н. В. Гоголь)

Итого: Роль выразительных средств морфологии и словообразования в тексте Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются: - для усиления образности и изобразительности текста - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); - для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; И не только!

Морфологические средства выразительности можно встретить в уже изученных нами хокку Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега. . . И вдруг- глициний цветы! Пусть намокло платье мое, О цветущие персики Фусими, Сыпьте, сыпьте капли дождя!

Из стихотворения А. С. Пушкина « 19 октября» Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте!

В сказке о золотом петушке Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

№ 1 Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие морфологические средства выразительности вы нашли в данном произведении? Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

№ 2 Прочитайте отрывок из стихотворения Саути Роберта Лодорский водопад. Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? Какой художественный эффект достигается этим? Почему стихотворение записано лесенкой? Какие звуки в нем преобладают?

№ 3 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом? Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа? Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается". А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в описании пейзажа и душевного состояния?

№ 4 Определите выразительную роль приставки раз- (рас) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Расстояние: версты, мили. . . Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали. . . Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий. . . Не рассорили - рассорили, Расслоили. . . Стена да ров. Расселили нас, как орлов - Заговорщиков: версты, дали. . . Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март? ! Разбили нас - как колоду карт!

Литература http: //rvb. ru/pushkin/01 text/03 fables/01 fables/ 0801. htm Сборник стихов А. С. Пушкин Сборник стихов

Занятие факультативного курса «Русская словесность»
Тема: « Морфологические средства выразительности речи
в текстах А.С.Пушкина».
Цели: провести лабораторно­исследовательские наблюдения над текстами
Пушкина, с целью найти яркие примеры использования изобразительно­
выразительных возможностей морфологии, воспитывать «вкус» лабораторной
работы с художественным текстом, развивать способности комбинаторного
мышления, анализа и синтеза.
Итоги
I.
предварительно по микрогруппам.
лабораторных исследований учащихся,
полученных
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Итоги
(Ребятам предлагались пушкинские тексты, где было примерно 500
знаменательных слов. Нужно было подчитать количество слов каждой части
речи в тексте, поскольку морфология в сознании детей ассоциируется прежде
всего с системой частей речи.
лабораторных исследований
обсуждаются, выявляются закономерности, результаты сравниваются с
выводами ученых.
­Ученые считают, что у Пушкина на 500 знаменательных слов 110 глаголов.
Б.Н.Головин опровергает гипотезу об особой глагольности речевого стиля
Пушкина, выяснив, что соотношения «существительных и прилагательных»
оказываются равными у Пушкина и Лермонтова, при этом 39
существительных из 100 у Лермонтова получают признаки прилагательных, у
Пушкина лишь 25 из 100 ­ мышление Пушкина предметнее)
II.
Имя существительное.
в
1. Обратим внимание на употребление у Пушкина творительного падежа
сравнения: «И точно: конь передо мною. Скребет копытом, весь огонь,
Дугою шея, хвост трубою».
(Учащимся предлагается зачитать домашние подборки цитат, где
пушкинских текстах есть подобные примеры).
Вывод: такое сравнение образнее, ближе к фольклорному сопоставлению,
конструкции без сравнительных союзов представляют более динамичную
картину.
2. Источником образного олицетворения часто является использование
неодушевленных существительных в значении одушевленных. Пушкин часто
применяет этот троп в развёрнутом виде в стихах о поэте и поэзии. Учащиеся,
анализировавшие пушкинские стихи на данную тему, представляют
выбранные цитаты.
а) Обращение к музе:
­ Усядься, муза: ручки в рукава;
Под лавку ножки! Не вертись, резвушка!
б) Обращение к произведениям:
1

­ Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
в) Олицетворение отвлеченных существительных.
­ Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
Вывод: пушкинские олицетворения позволяют представить творчество в
мифопоэтических образах, а пороки, мешающие творить, изображены как
тёмные силы.

III. Имя прилагательное.
Учащимся известно о прилагательном как об источнике особой образной
экспрессии в описаниях.
1) Ребятам предлагается в анализируемых текстах выделить все эпитеты и
подразделить их на народные (постоянные) и авторские.
2) Рассмотреть особенности пушкинских прилагательных в тексте и сравнить
свои мысли с выводами ученого А.И.Федорова, считавшего, что определения
у Пушкина указывают на качества предмета, отражающие его сущность.
­ Проанализируем сцену бурана из повести «Капитанская дочка».
(Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником). Прилагательное
«узкая» («кибитка ехала по узкой дороге») предсказывает дальнейшее
развитие событий: ближайшее (кони съедут с дороги и путники заблудятся в
степи) и более глубокое (на «узкой дороге» столкнутся Гринев и Пугачев).
Вывод: от употребления определений проза Пушкина приобретает
доказательный, документальный характер: «лубочные крылья», «бревенчатый
бор», «отдаленный холмик», «походные лафеты» и т.д.
­ А теперь следующая группа озвучивает примеры, где видны образные и
семантические возможности прилагательных.
(«Краснощекое здоровье», « веков завистливая даль», «бескрылое желанье», в
пустыне чахлой и скупой», жизни мышья беготня», «ветреная судьба,
«широкошумные дубровы» и т.п.)
3). Краткие прилагательные называют переменный, изменяющийся во времени
признак.
­ Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких
прилагательных в данных отрывках:
а) «Ты богат, я очень беден … Ты румян, как маков цвет, я как смерть, и тощ
и бледен.»
б) «Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал
послушною слезой.»
в) «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.»
2

Вывод: краткие прилагательные сжимают пружину описаний, делают
характеристики безапелляционно точными и содействуют приёму
контраста.
IV. Глагол.
­ Прочитайте выбранные следующей группой
Назовите глаголы и объясните их роль в описании:
строки А.Пушкина.

Я на бреге,
а) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывет
(небо -> море ­ плавное отражённое движение)
б) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Разольется в шумном беге,
И очутятс
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря …
(Диво ­ само живое своенравное море)
в) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
« Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» ­ молвил он,
Вышиб
(Нет прилагательных, строки сильны, энергичны, похожи на считалку)
г) Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
. Глазами косо водит
Дрожит

И мчится
в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком
(Стремительность движения коня, достойного своего седока)
д) Как рано мог он лицемерить
,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать
(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, что характерно для
мироощущения скучающего Онегина.)
Учащимся предлагается сравнить свои выводы с мнением С.Я. Маршака о
предельной лаконичности пушкинских текстов.
дно и вышел вон.

V. Имя числительное.
3

В центре внимания следующей группы учащихся ­ повесть «Пиковая дама».
Учащиеся зачитывают фразы, где есть числительные, отмечая не только их
информативную функцию, но и экспрессивную.
Вывод: все движется вокруг магической пружины «три карты»,сказочная
троекратность, символичность.


! – «Ты скромен, друг сердечный!
VI. Местоимение.
Группе ребят предлагалось отметить особую роль личных мест в стихах о
любви и дружестве.
а) Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он
!
(Татьяна, говоря с Онегиным, прибегает к местоимению третьего лица,
чтобы подчеркнуть не зависящее от обоих предначертание судьбы0
б) «Печален ты, признайся, что с тобой
­ Люблю, мой друг – «Но кто ж тебя пленила?»
­ Она …
­ … «Кому ж ты жертвуешь душой?»
­ Ах! Ей
Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно …»
­ Не то, мой друг! – «Но что ж?»
­ Я ей не он
.
(Стихотворение называется «Она», подчёркивая пушкинское Софийное
почитание священного женского начала. Вывод героя звучит и как строгая
самооценка, и как благословление с бескорыстными пушкинским нотками:
«Как дай вам бог любимой быть другим»)
в) Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвись, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила
Пред ней задумчиво стою
Свести, очей с нее нет силы:
И говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
(Это стихотворение так и называется ­ «Ты и вы», эти местоимения
становятся смысловой антитезой, между ними пропасть от светских
условностей до родства душ. Вспомним, как путается в этих местоимениях
влюблённая Татьяна Ларина: «… Я к вам пишу. … То воля неба: Я твоя …»)
VII. Служебные части речи.
В пушкинских текстах всякое слово значимо и экспрессивно.
4

Последняя группа рассматривала функции союза «но» в пушкинских
текстах:
а) … Злое на меня уныние находит
Хоть плюнуть да бежать …
Но как же любо мне
Осеннею порою, в вечерней тишине …
б) Но не хочу, о других, умирать;
Я жить хочу, что мыслить и страдать …
(Вывод: «но» – выразитель жизнеутверждающего пафоса)
VIII. Работа по карточкам.
Ребята получают карточки с пушкинскими текстами и выполняют морф
оологический анализ, устанавливают количественное соотношение частей
речи, роль частей речи, тип речи и особенности стилистики пушкинского
«златочеканного» слога.
5

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи . Так, «безглагольные» тексты, в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». (А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане» (Б. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:

      Нежно-бесстрастная,
      Нежно-холодная,
      Вечно подвластная,
      Вечно свободная...
      Лживая, ясная,
      Звучно-печальная,
      Чуждо прекрасная,
      Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

      Как рано мог он лицемерить,
      Таить надежду, ревновать,
      Разуверять, заставить верить,
      Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия: «А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова) и место имения «Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.

К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение , когда явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:

      По гиблому месту, по талой звезде
      найдешь меня там, где не будет нигде.

      Есть дальняя пристань, последний приют,
      где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами . Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В отличие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артикли. Это порождает многие изобразительные приемы: стилистические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертывание», «перестановка») - обратный порядок слов в предложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставится после слов, к которым они относятся; определения - прилагательные и обстоятельства-наречия - перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

      Роняет лес багряный свой убор,
      Сребрит мороз увянувшее поле,
      Проглянет день, как будто поневоле,
      И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

      Из смиренья не пишутся стихотворенья,
      И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
      Говорят, что их можно писать из презренья.
      Нет!
      Диктует их только прозренье.

(Л. Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы - это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения:

      Снежная равнина, белая луна,
      Саваном покрыта наша сторона.
      И березы в белом плачут по лесам.
      Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: «Мечты, мечты! Где ваша сладость!» (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческогоellepsis- «выпадение», «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». (М. Лермонтов); «Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестанных, в шрамах...» (Б. Пастернак)

Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:

      И проходят мимо люди добрые:
      Пройдет стар человек - перекрестится,
      Пройдет молодец - приосанится,
      Пройдет девица - пригорюнится,
      А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лексическими повторами позволяет создать яркий художественный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было» (М. Куз-мин).

Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин)

Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов:

      И чувства нет в твоих очах,
      И правды нет в твоих речах,
      И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: «Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью» (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору показать все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице - предложении.

Тест

1. Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях:

1 вариант

Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! (А. Солженицын)

  • 1) эпитет;
  • 2) олицетворение;
  • 3) метафора;
  • 4) сравнительный оборот.

2 вариант

Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. (В. Аксенов)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) инверсия;
  • 4) сравнительный оборот.

3 вариант

Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. (В. Шаламов)

  • 1) метафора;
  • 2) олицетворение;
  • 3) гипербола;
  • 4) эпитет.

4 вариант

Золотые искры цветов потухли навсегда. (А. Приставкин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) гипербола;
  • 4) гротеск.

5 вариант

Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. (М. Пришвин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) эпитеты;
  • 4) метонимия.

Ключи к тестам