Потешка музыканты как у нашего соседа. Народные потешки как средство развития образной речи детей. Гуси и утки маринованные

Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей

Доклад на тему

«Народные потешки как средство развития образной речи детей »

Воспитатель : Кабарухина Т. Н.

МБДОУ № 17, г. Таганрог.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка . Развитие речи идёт в нескольких направлениях : совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь . Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка . Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления , воображения . В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания , сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом . Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

Образная речь является составной частью культуры речи . Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи , что является основой воспитания и обучения детей .

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов) .

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух , т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников .

Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности , эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек .

В потешке

Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь-баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи-

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи» . При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи» , что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей . Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей .

В потешке

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Так же присутствует олицетворение : котик «очеловечивается» - «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос : или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даётся ответ : и самому отведать, и Бореньку угостить.

Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть - снесть) потешки , её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей.

В потешке

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Пышки, ватрушки

Сдобной лепёшки

Высуши рожки.

Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями : пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом .

Наличие повторяющихся фонем : - р -; - г- (рога, пирога, - ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей , учит ясно и лаконично излагать свои мысли.

В потешке «Сегодня день целый

Все звери у дела»

все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются» : лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.

В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей , автор – народ использует образы животных , которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том , что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки , её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.

В потешке «Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту

Зачем ей хворост?

Печь топить.

Зачем ей печь?

Обед варить.

Зачем обед?

Гостей кормить.

А гости кто?

Медведь с женой.

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.»

В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно» . Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки , которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой» .

В потешке «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь»

эпитеты «золотой» , «масляна» , «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка , как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.

В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает» .

В потешке

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – систричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку»

используется прием олицетворения;

белка как бы очеловечивается : она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы : лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах : лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества . Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей .

В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.

Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.

Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза :

Не ешь одна! Не ешь одна!

Как это было в потешке

«Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!»

Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.

«Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собака – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

И огонь погас!»

Прием «опускания» глаголов - действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар.

Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка ? Народная мудрость гласит : нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.

В потешке «Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

вода «оживает» , автор – народ обращается к ней , как к «мыслящему существу» : оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость .

В потешке «Как у нашего соседа

Весела была беседа :

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.

В потешке ощущается народный юмор , желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей .

В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную» . Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.

Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи .

Русские народные песенки , потешки , прибаутки развлекают и развивают ребенка , создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка , способствуют образности речи дошкольников .

Прибаутки и пестушки. Они не только позволяют общаться на каком-то подсознательном уровне ребенку и взрослому, но и несут много полезной, поучительной информации. А вот такой жанр фольклора, как потешки для детей, больше знаком нашим бабушкам и прабабушкам. Сейчас очень редко можно встретить молодую маму, которая бы, например, при пробуждении своего малыша мелодично рассказывала ему эти веселые стишки. А зря, ведь потешки – это те произведения, которые, если их часто проговаривать, «впитываются с молоком матери» и по истечении многих лет передаются своим детям, внукам.

Потешки для детей раннего возраста

Пожалуй, это самые известные стихи, которые принято рассказывать маленьким деткам в игровой форме. Они не только по содержанию очень забавны, но и несут в себе определенный багаж знаний, обучая полугодовалого карапуза, например, загибать поочередно пальчики или хлопать в ладоши.

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила. (загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил?

- Зачем воду не носил?

«Ладушки»

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! Домой полетели!

На головку сели!

Русские народные потешки для детей

С помощью этих веселых стихотворений росли не только наши бабушки и дедушки, но и далекие предки, поэтому при игре с ребенком можно использовать их тоже. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что старинные русские потешки для современных детей все чаще больше непонятны, чем поучительны. И это не мудрено, ведь в них закладывался смысл повседневных дел, с которыми сталкивались люди, живущие в то далекое время, а также использовались слова, которые сейчас редко можно встретить в разговорной речи.

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы - в донцы,

Тараканы - в барабаны.

Федя-Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

"Ма-а-ма!"

Как у нас-то козёл,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Потешки для детей дошкольного возраста в повседневной жизни

В педагогике этот жанр фольклора можно использовать довольно часто, ведь потешки в игровой форме помогают обучить ребенка. Эти стихи знакомят карапузов с тем, как надо умываться, купаться, причесываться, одеваться, принимать пищу и т.д. Этих стихотворных произведений настолько много, что при желании можно найти потешки практически на любой жизненный случай, который переживает малыш. Кроме этого, психологи рекомендуют взрослым, у которых растет маленький «нехочуха», обязательно заучить несколько потешек. Ведь согласитесь, всегда лучше отвлечь ребенка от нежелания что-то делать игрой, чем настоятельно требовать от него выполнения, например,

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Гимнастика и массаж с потешками

Чтобы занятия физкультурой проходили в игровой форме, современными авторами были придуманы стихи, которые можно смело отнести к потешкам. С ними кроха с удовольствием будет просыпаться и потягиваться, заниматься гимнастикой и позволять себя массажировать. Они настолько просты и забавны, что со временем вы заметите, как ваш трехлетний малыш уже сам будет кого-то обучать, например, массажу с помощью этих стихов.

Ушки-татушки, испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),

На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок - он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

Изучаем новые предметы при помощи потешек

Русский фольклор, такой как потешки, отлично подходит для занятий с детьми, ведь он несет в себе обучающую информацию, которую очень легко запомнить детям. Такие стихи могут быть про разные части тела, овощи и фрукты, явления природы и т.д.

Мы висели под дождём;

Капал дождик ночью, днём,

Чтоб краснели мы и спели,

Чтоб скорей нас детки съели!

Всех помыл нас дождь сейчас -

Мы черешни - ешьте нас!

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - всё хватать-хватать.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей -

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Играем с потешками

Пожалуй, у малышей это самые любимые произведения, ведь с их помощью дети могут вдоволь насмеяться. Некоторые мамы и папы и не догадываются, что известный стишок «Идет коза рогатая», с помощью которого играют даже с самыми маленькими карапузами, тоже относится к этой группе малого фольклора. Эта потешка является одной из самых ярких представительниц описываемого жанра: легко запоминается, позволяет взрослому за короткий промежуток времени легко войти в контакт с ребенком, и несет массу положительных эмоций. Однако помимо таких стихотворений есть более сложные потешки, в которых активно задействованы как ребенок, так и взрослый.

Игры на подушке

(катая малыша по подушке, приговаривайте)

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

Тушки!

Тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!

Веселы ли, душки?

Подниму дочурку на крутую горку,

Бух! Покатились -

С горки свалились.

Песни-потешки для детей

В основном потешки принято весело и задорно рассказывать, а не петь. Однако такое правило не распространяется на колыбельные. Психологами доказано, что дети, которые убаюкиваются под мамин голос, быстрее засыпают и лучше спят ночью. Поэтому красивую, легкую и мелодичную колыбельную должна знать каждая мамочка.

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

Вот глаза у нас какие:

Голубые, голубые.

Носик пуговкой у нас,

Бровки ниточкой у глаз.

Ушки маленькие,

Губки аленькие.

Шейка, щечки, лобик, ротик

и наш пухленький животик.

В заключение хочется отметить, что потешки – это отличная забава для игр с малышом. Они позволяют не только веселить карапуза, но и обучать его, а также становятся хорошими помощниками при разных жизненных ситуациях: малыш не хочет кушать – потешка приходит в помощь, кроха ударился – она жалеет и т.д.

5.Какой предлог употребляется только с дательным падежом?1) несмотря на2) вокруг3) благодаря4) вследствие6. Какой из данных предлогов пишется раздельно

1) (в)виду2) (на)подобие3) (в)течение4) (на)счет7. В каком слове пропущена буква Е?1) ремонтировать в продолжени… месяца2) В продолжени… рассказа3) В течени… реки4) Ввиду плохой видимост...

подскажите пожалуйста.Как указать в каких словах пропущена гласная в корне. как проверить обозначение на письме гласного звука в корнях этих слов?в

каком существительном пропущена гласная в суффиксе?как проверить его правописание?упр. пон..сла Красная Шапо..ка бабушке пир..жок и горшоч..к масла. Идет она лесом.А на встречу ей -Серый Волк.

Вспомни о роли предлогов в словосочетании,предложении,об их написании со словами. -Запишите текст,вставляя предлоги,подходящие по смыслу. От

чего будет зависеть их выбор? Определите в составе каких словосочетаний входят употреблённые предлоги,поставь стрелки,надпиши вопросы.

. Определи, в каком слове звуков больше, чем букв

1) веер 2) дятел 3) орёл

2. В каком слове есть согласный звук [т]?
1) несётся 2) известный 3) пароход

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) роща 2) пружина 3) каланча

4. Определи, какое слово перенесено верно:
1) ле-йка 2) до-ждь 3) ка-као

5. Какое слово переносить нельзя?
1) ужин 2) арена 3) кольцо

6. Выбери верное утверждение:
1) от ударения смысл слова зависит
2) от ударения смысл слова не зависит

7. В каком слове пропущен мягкий знак?
1) доч(?)ка 2) ноч(?)ной 3) пер(?)я

8. Укажи слово с разделительным мягким знаком
1) бор…ба 2) новосел…е 3) с…ёжился 4) реч…

9. В каком слове допущена ошибка?
1) песня 2) шоколад 3) польто

10. В каком слове пропущена буква ш?
1) сне…ки 2) пиро…ки 3) лепё…ки

11. Укажи номер буквы, которую нужно вставить в слова:
тр…сти, св…зать, выт…нуть, взгл…нуть
1) -и 2) - я 3) -е

12. Укажи номер слова, в корне которого пропущена буква а
1) к…ток 2) гол…д 3) к…роткий 4) м…лоток

13. Из перечисленных слов выбери лишнее:
1) носатый 2) носик 3) носишко 4) носильщик

(это: (|) значит следующая задача) Укажи слово, в котором наибольшее количество слогов. 1) растение 2) хозяйство 3) торжественный 4) электричество. | Укажи

Какая орфограмма пропущена в словах. пиро_ки, теле_ка, ме_ки, бума_ка 1) безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением 2) непроверяемая гласная в корне слова 3) непроизносимая согласная 4) парная согласная. | Укажи, с какой частью речи не употребляются предлоги. 1) имя существительное 2) имя прилагательное 3) глагол 4) местоимение. | Укажи, в каком случае имя существительное употреблено в родительном падеже. 1) купил бумагу 2) сделан из бумаги 3) нарисовал на бумаге 4) пошѐл за бумагой. | Укажи, каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже. 1) определение 2) дополнение 3) обстоятельство 4) подлежащее. | Укажи, о какой части слова идѐт речь. Это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 1) приставка 2) суффикс 3) корень 4) окончание. |

Потешки - это небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. C помощью потешек ребенок познает мир играя, с первых дней своей жизни. Повторяющиеся звукосочетания способствуют закладке речевого развития.

Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.
Он усат, полосат,
Ну, не кот -
А просто клад!

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Cела, поела, опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Настин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Настин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок.

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

(Водя пальчиком ребенка по называемым частям тела):
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Никитушкины сказки (в этот момент пощекотать).

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

Сбил, сколотил - вот колесо,
Сел да поехал - ах, хорошо!
Оглянулся назад -
Одни спицы лежат.

Баба Яга
Костяная нога,
Печку топила,
Кашу варила.
С печки упала,
Ножку сломала.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на улицу,
Раздавила курицу,
Пошла в огород,
Рассмешила весь народ.

Паучок, паучок,
Лену хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Лену хвать за ушко.
Олени, олени,
Лену хвать за колени.
Песик, песик,
Лену хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Лену хвать за живот.
Оса, оса,
Лену хвать за волоса.

Наша-то хозяюшка
Cметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веничком метет.

У меня свинья
Порезвей коня.
Сяду и поеду -
Прискачу к обеду.

Выйду я на улочку,
Запрягу-ка курочку.
На пристежке - петушок,
Но-о-о, поехали, дружок!

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ой, не горе горевать -
Некуда кота девать.
Принесла на двор,
Посадила на забор -
Уж и кот побежал,
Всех ребят перепугал,
Всех ягнят и телят,
И маленьких ребят!

Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

Стенки (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенки (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок (прикоснулись к лобику)
Окна (показали на глазки)
Двери (показали на ротик)
И Звонок Пи-и-ип! (нажимаем на носик)
Хозяин дома?
Гармонь готова?
Можно поиграть?

И щекочете малявочку!!!

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай-тата, тата, тата,
Пожалуйте решета -
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка
Покормить сынка!

Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот -
Разогнал весь хоровод!

Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
- Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
- Ко-ко-ко!
- Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Наша Женя по полу
В первый раз затопала.
Стала на коленки,
Доползла до стенки,
Обе ручки подняла,
Покачнулась - и пошла.
Топай, топай ножками,
Новыми сапожками!
Топ-топ до угла,
Постояла - и пошла.
Далеко в другом углу,
Мяч и мишка на полу.
Взять их Женя хочет,
Ножками топочет.
Побежала, покачнулась,
Шлёп - и сразу растянулась.
Плакать Женечка не стала,
Потихонечку привстала
И до самого угла
По всей комнате прошла.
Мишку за ногу схватила,
Мячик ножкой покатила,
А потом пошла опять
Вдоль по комнате гулять -
До дивана, до окошка,
Под столом прошлась немножко
Темновато под столом -
Скатерть длинная кругом.
А на стуле - Мурка,
Серенькая шкурка.
Приподняв ладошку,
Женя гладит кошку.
Говорит ей: - Пай-пай.
Говорит ей: - Бай-бай.
Мурка жмурится слегка -
Знает, чья это рука.
Постояв у стула,
Женя отдох???Ь
А потом пошла опять
Вдоль по комнате гулять.
Добрела она до шкафа
И кряхтя, уселась на пол.
Надо снова отдохнуть -
Впереди далёкий путь...

Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке.
Белка в тележке
Щелкает орешки.

Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот -
Разогнал весь хоровод!

Ой ты, заяц косой - вот так!
Не ходи ты за мной - вот так!
В огород попадешь - вот так!
Всю капусту сгрызешь - вот так,
Как поймаю тебя - вот так,
Как за уши схвачу - вот так,
Да и хвост откручу - вот так!

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

Сорока, сорока!
Где была?
- Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.

Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил - nепленько,
Тут - горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)

Баю-баюшки-баю,
Колотушек надаю,
Колотушек двадцать пять,
Будет Ваня крепко спать.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.

Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Вот совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Вот совушка-сова -
Большая голова
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит
Да и всем говорит:
- Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет.

Как у нас козел
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабою кормил.

Катя-Катя-Катюха
Оседлала петуха.