Fe s нагревание. Физические и химические свойства железа. Взаимодействие серы с медью

Введение

Изучение химических свойств отдельных элементов является неотъемлемой составляющей курса химии в современной школе, позволяющей на основе индуктивного подхода сделать предположение об особенностях химического взаимодействия элементов на основе их физико-химических характеристик. Однако возможности школьной химической лаборатории не всегда в полной мере позволяют продемонстрировать зависимость химических свойств элемента от его положения в периодической системе химических элементов, особенностей строения простых веществ.

Химические свойства серы используются и в начале изучения курса химии для демонстрации отличия химических явлений от физических, и при изучении особенностей отдельных химических элементов. Наиболее часто в методических указаниях рекомендуется демонстрация взаимодействия серы с железом, как пример химических явлений и пример окислительных свойств серы. Но в большинстве случаев данная реакция либо не протекает вовсе, либо результаты ее протекания невозможно оценить невооруженным взглядом. Различные варианты проведения данного эксперимента зачастую характеризуются низкой воспроизводимостью результатов, что не позволяет систематически использовать их при характеристике указанных выше процессов. Поэтому актуальным является поиск вариантов, способных составить альтернативу демонстрации процесса взаимодействия железа с серой, адекватных особенностям школьной химической лаборатории.

Цель: Исследовать возможность проведения реакций по взаимодействию серы с металлами в условиях школьной лаборатории.

Задачи:

    Определить основные физико-химические характеристики серы;

    Проанализировать условия проведения и протекания реакций взаимодействия серы с металлами;

    Изучить известные методики осуществления взаимодействия серы с металлами;

    Отобрать системы для проведения реакций;

    Оценить адекватность отобранных реакций условиям школьной химической лаборатории.

Объект исследования: реакции взаимодействия серы с металлами

Предмет исследования: осуществимость реакций взаимодействия серы с металлами в условиях школьной лаборатории.

Гипотеза: альтернативой взаимодействия железа с серой в условиях школьной химической лаборатории будет являться химическая реакция, отвечающая требованиям наглядности, воспроизводимости, относительной безопасности и доступности реагирующих веществ.

Свою работу мы хотим начать с краткой характеристики серы:

Положение в периодической системе: сера находится в 3 периоде, VI группе, главной (А) подгруппе, относится к s-элементам.

Атомный номер серы 16, следовательно, заряд атома серы равен + 16, число электронов 16. Три электронных уровня на внешнем уровне 6 электронов

Схема расположения электронов по уровням:

16 S )))
2 8 6

Ядро атома серы 32 S содержит 16 протонов (равно заряду ядра) и 16 нейтронов (атомная масса минус число протонов: 32 – 16 = 16).

Электронная формула: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4

Таблица 1

Значения потенциалов ионизации атома серы

Потенциал ионизации

Энергия (эВ)

На холоду сера довольно инертна (энергично соединяется только с фтором), но при нагревании становится весьма химически активной – реагирует с галоидами (кроме йода), кислородом, водородом и почти со всеми металлами. В результате реакций последнего типа образуются соответствующие сернистые соединения.

Реакционная способность серы как и любого другого элемента при взаимодействии с металлами зависит от:

    активности вступающих в реакцию веществ. Так например наиболее активно сера будет взаимодействовать со щелочными металлами

    от температуры проведения реакции. Что объясняется термодинамическими особенностями процесса.

Термодинамическая возможность самопроизвольного протекания химических реакций в стандартных условиях определяется стандартной энергией Гиббса реакции:

ΔG 0 Т < 0 – прямая реакция протекает

ΔG 0 Т > 0 – прямая реакция невозможна

    от степени измельчения реагирующих веществ, так как и сера, и металлы реагируют в основном в твердом состоянии.

Термодинамические характеристики некоторых реакций взаимодействии серы с металлами приведены в слайде 4

Из таблицы видно, что теромодинамически возможно протекание взаимодействия серы как с металлами начала ряда напряжений, так и металлами малоактивными.

Таким образом, сера является довольно активным при нагревании неметаллом, способным вступать в реакции с металлами как высокой активности (щелочными) так и малоактивными (серебро, медь).

Исследование взаимодействия серы с металлами

Подбор систем для исследования

Для исследования взаимодействия серы с металлами отбирались системы, включающие металлы, находящиеся в разных местах ряда Бекетова, обладающие различной активностью.

В качестве условий отбора были определены следующие критерии: быстрота проведения, наглядность, полнота протекания реакции, относительная безопасность, воспроизводимость результата, вещества должны заметно отличаться по физическим свойствам, наличие веществ в школьной лаборатории, существуют удачные попытки проведения взаимодействий серы с конкретными металлами.

Для оценки воспроизодимости проводимых реакций каждый эксперимент проводился трижды.

На основании указанных критериев для проведения эксперимента были отобраны следующие реакционные системы:

СЕРА И МЕДЬ Cu + S = CuS + 79 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём 4 г серы в порошковом состоянии и насыплем в пробирку. Нагреем серу в пробирке до кипения. Затем возьмём медную проволоку и раскалим ее над пламенем. Когда сера расплавится и закипит, поместим в неё медную проволоку

Ожидаемый результат: Пробирка заполняется бурыми парами, проволока раскаляется и «сгорает» с образованием хрупкого сульфида.

2. Взаимодействие серы с медью.

Реакция получилась не очень наглядной, самопроизвольного разогревания меди также не происходило. При добавлении соляной кислоты особого выделения газа не наблюдалось.

СЕРА И ЖЕЛЕЗО Fe + S = FeS + 100,4 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём 4 г порошковой серы и 7 г порошкового железа и перемешаем. Полученную смесь пересыплем в пробирку. Подогреем вещества в пробирке

Ожидаемый результат: Происходит сильное самопроизвольное разогревание смеси. Полученный сульфид железа спекается. Вещество не разделяется водой и не реагирует на магнит.

1. Взаимодействие серы с железом.

Произвести реакцию по получению сульфида железа без остатка в лабораторных условиях практически невозможно, очень сложно определить, когда вещества полностью прореагировали, самопроизвольного разогревания реакционной смеси не наблюдается. Проверили полученное вещество на то, является ли оно сульфидом железа. Для этого мы использовали HCl . Когда мы капнули соляную кислоту на вещество, оно начало пениться, выделялся сероводрод.

СЕРА И НАТРИЙ 2Na + S = Na 2 S + 370,3 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём 4 г порошковой серы и насыплем в ступку, хорошо разотрём

Отрежем кусочек натрия массой примерно 2 г. Обрежем оксидную плёнку, разотрём их вместе.

Ожидаемый результат: Реакция протекает бурно, возможно самовоспламенение реагентов.

3. Взаимодействие серы с натрием.

Взаимодействие серы с натрием - это сам опасный и запоминающийся эксперимент. Через несколько секунд растирания полетели первые искры, в ступке вспыхнул и начал гореть натрий с серой. При взаимодействии продукта с соляной кислотой активно выделяется сероводород.

СЕРА И ЦИНК Zn + S = ZnS + 209 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём порошковую серу и цинк по 4 г каждый, перемешаем вещества. Готовую смесь пересыпаем на асбестовую сетку. К веществам подносим горячую лучину

Ожидаемый результат: Реакция протекает не сразу, но бурно, образуется зеленовато-голубое пламя.

4. Взаимодействие серы с цинком.

Реакцию запустить очень трудно, для ее инициирования требуется использование сильных окислителей либо высокой температуры. Вещества вспыхивают зеленовато-голубым пламенем. Когда пламя тухнет, на этом месте остаётся остаток, при взаимодействии с соляной кислотой сероводород выделяется незначительно.

СЕРА И АЛЛЮМИНИЙ 2Al + 3S = Al 2 S 3 + 509,0 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём порошковую серу массой 4 г и алюминий массой 2,5 г и перемешаем. Разместим полученную смесь на асбестовой сетке. Поджигаем смесь горящим магнием

Ожидаемый результат: При реакции происходит вспышка.

5. Взаимодействие серы с алюминием.

Для реакции необходимо добавление сильного окислителя в качестве инициатора. После поджигания горящим магнием, произошла мощная вспышка желтовато-белого цвета, сероводород выделяется достаточно активно.

СЕРА И МАГНИЙ Mg + S = MgS + 346,0 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём магниевую стружку 2,5 г и порошковую серу 4 г и перемешаем

Полученную смесь разместим на асбестовой сетке. Подносим лучину к полученной смеси.

Ожидаемый результат: При реакции происходит мощная вспышка.

4. Взаимодействие серы с магнием.

Для реакции необходимо добавление чистого магния в качестве инициатора. Происходит мощная вспышка беловатого цвета, сероводород выделяется активно.

Вывод

    Реакция по получению сульфида железа была не закончена, так как остался остаток в виде смеси пластической серы и железа.

    Наиболее активное выделение сероводорода проявилось у сульфида натрия и у сульфидов магния и алюминия.

    Менее активное выделение сероводорода было у сульфида меди.

    Проведение опытов по получению сульфида натрия опасно и не рекомендуется в условиях школьной лаборатории.

    Для проведения в условия школы наиболее подходят реакции по получению сульфидов алюминия, магния и цинка.

    Ожидаемый и фактический результат совпали при взаимодействии серы с натрием, магнием и алюминием.

Заключение

Несмотря на существующие рекомендации проведения демонстрации взаимодействия железа с серой в качестве примера, иллюстрирующего химические явления и окислительные свойства серы в курсе химии общеобразовательной школы, реальное осуществление такого эксперимента зачастую не сопровождается видимым эффектом.

При определении альтернативы данной демонстрации выбирались системы, отвечающие требованиям наглядности, безопасности, доступности реагирующих веществ в школьной лаборатории. В качестве возможных вариантов были выбраны реакционные системы серы с медью, железом, цинком, магнием, алюминием, натрием, позволяющие оценить эффективность использования реакции взаимодействия серы с различными металлами в качестве демонстрационных экспериментов на уроках химии.

По результатам экспериментов было определено, что наиболее оптимально для указанных целей использовать реакционные системы серы с металлами средне-высокой активности (магний, алюминий).

На основе проведенных экспериментов создан видеоролик, демонстрирующий окислительные свойства серы на примере ее взаимодействия с металлами, позволяющий описать данные свойства без проведения натурного эксперимента. В качестве дополнительного пособия создан сайт ( ), на котором представлены в том числе и результаты проведенного исследования в наглядной форме.

Результаты исследования могут стать основой для более глубокого изучения особенностей химических свойств неметаллов, химической кинетики и термодинамики.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Железо - элемент восьмой группы четвёртого периода Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

А томный номер — 26. Символ – Fe (лат. «ferrum»). Один из самых распространённых в земной коре металлов (второе место после алюминия).

Физические свойства железа

Железо – металл серого цвета. В чистом виде оно довольно мягкое, ковкое и тягучее. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня – 3d 6 4s 2 . В своих соединениях железо проявляет степени окисления «+2» и «+3». Температура плавления железа – 1539С. Железо образует две кристаллические модификации: α- и γ-железо. Первая из них имеет кубическую объемноцентрированную решетку, вторая – кубическую гранецентрированную. α-Железо термодинамически устойчиво в двух интервалах температур: ниже 912 и от 1394С до температуры плавления. Между 912 и 1394С устойчиво γ-железо.

Механические свойства железа зависят от его чистоты – содержания в нем даже весьма малых количеств других элементов. Твердое железо обладает способностью растворять в себе многие элементы.

Химические свойства железа

Во влажном воздухе железо быстро ржавеет, т.е. покрывается бурым налетом гидратированного оксида железа, который вследствие своей рыхлости не защищает железо от дальнейшего окисления. В воде железо интенсивно корродирует; при обильном доступе кислорода образуются гидратные формы оксида железа (III):

2Fe + 3/2O 2 + nH 2 O = Fe 2 O 3 ×H 2 O.

При недостатке кислорода или при затрудненном доступе образуется смешанный оксид (II, III) Fe 3 O 4:

3Fe + 4H 2 O (v) ↔ Fe 3 O 4 + 4H 2 .

Железо растворяется в соляной кислоте любой концентрации:

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2 .

Аналогично происходит растворение в разбавленной серной кислоте:

Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 .

В концентрированных растворах серной кислоты железо окисляется до железа (III):

2Fe + 6H 2 SO 4 = Fe 2 (SO 4) 3 + 3SO 2 + 6H 2 O.

Однако, в серной кислоте, концентрация которой близка к 100%, железо становится пассивным и взаимодействия практически не происходит. В разбавленных и умеренно концентрированных растворах азотной кислоты железо растворяется:

Fe + 4HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + NO +2H 2 O.

При высоких концентрациях азотной кислоты растворение замедляется и железо становится пассивным.

Как и другие металлы железо вступает в реакции с простыми веществами. Реакции взаимодействия железа с галогенами (вне зависимости от типа галогена) протекают при нагревании. Взаимодействие железа с бромом протекает при повышенном давлении паров последнего:

2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3 ;

3Fe + 4I 2 = Fe 3 I 8 .

Взаимодействие железа с серой (порошок), азотом и фосфором также происходит при нагревании:

6Fe + N 2 = 2Fe 3 N;

2Fe + P = Fe 2 P;

3Fe + P = Fe 3 P.

Железо способно реагировать с такими неметаллами, как углерод и кремний:

3Fe + C = Fe 3 C;

Среди реакций взаимодействия железа со сложными веществами особую роль играют следующие реакции — железо способно восстанавливать металлы, стоящие в ряду активности правее него, из растворов солей (1), восстанавливать соединения железа (III) (2):

Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu (1);

Fe + 2FeCl 3 = 3FeCl 2 (2).

Железо, при повышенном давлении, реагирует с несолеобразующим оксидом – СО с образованием веществ сложного состава – карбонилов — Fe(CO) 5 , Fe 2 (CO) 9 и Fe 3 (CO) 12 .

Железо при отсутствии примесей устойчиво в воде и в разбавленных растворах щелочей.

Получение железа

Основной способ получения железа – из железной руды (гематит, магнетит) или электролиз растворов его солей (в этом случае получают «чистое» железо, т.е. железо без примесей).

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Железная окалина Fe 3 O 4 массой 10 г была сначала обработана 150 мл раствора соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) с массовой долей хлороводорода 20%, а затем в полученный раствор добавили избыток железа. Определите состав раствора (в % по массе).
Решение Запишем уравнения реакций согласно условию задачи:

8HCl + Fe 3 O 4 = FeCl 2 +2FeCl 3 + 4H 2 O (1);

2FeCl 3 + Fe = 3FeCl 2 (2).

Зная плотность и объем раствора соляной кислоты, можно найти его массу:

m sol (HCl) = V(HCl) × ρ (HCl);

m sol (HCl) = 150×1,1 = 165 г.

Рассчитаем массу хлороводорода:

m(HCl) = m sol (HCl) ×ω(HCl)/100%;

m(HCl) = 165×20%/100% = 33 г.

Молярная масса (масса одного моль) соляной кислоты, рассчитанная с помощью таблицы химических элементов Д.И. Менделеева – 36,5 г/моль. Найдем количество вещества хлороводорода:

v(HCl) = m(HCl)/M(HCl);

v(HCl) = 33/36,5 = 0,904 моль.

Молярная масса (масса одного моль) окалины, рассчитанная с помощью таблицы химических элементов Д.И. Менделеева – 232 г/моль. Найдем количество вещества окалины:

v(Fe 3 O 4) = 10/232 = 0,043 моль.

Согласно уравнению 1, v(HCl): v(Fe 3 O 4) = 1:8, следовательно, v(HCl) = 8 v(Fe 3 O 4) = 0,344 моль. Тогда, количество вещества хлородорода, рассчитанное по уравнению (0,344 моль) будет меньше, чем указанное в условии задачи (0,904 моль). Следовательно, соляная кислота находится в избытке и будет протекать еще одна реакция:

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2 (3).

Определим количество вещества хлоридов железа, образующихся в результате первой реакции (индексами обозначим конкретную реакцию):

v 1 (FeCl 2):v(Fe 2 O 3) = 1:1 = 0,043 моль;

v 1 (FeCl 3):v(Fe 2 O 3) = 2:1;

v 1 (FeCl 3) = 2×v(Fe 2 O 3) = 0,086 моль.

Определим количество хлороводорода, которое не прореагировало в реакции 1 и количество вещества хлорида железа (II), образовавшееся в ходе реакции 3:

v rem (HCl) = v(HCl) – v 1 (HCl) = 0,904 – 0,344 = 0,56 моль;

v 3 (FeCl 2): v rem (HCl) = 1:2;

v 3 (FeCl 2) = 1/2×v rem (HCl) = 0,28 моль.

Определим количество вещества FeCl 2 , образовавшегося в ходе реакции 2, общее количество вещества FeCl 2 и его массу:

v 2 (FeCl 3) = v 1 (FeCl 3) = 0,086 моль;

v 2 (FeCl 2): v 2 (FeCl 3) = 3:2;

v 2 (FeCl 2) = 3/2× v 2 (FeCl 3) = 0,129 моль;

v sum (FeCl 2) = v 1 (FeCl 2) + v 2 (FeCl 2) + v 3 (FeCl 2) = 0,043+0,129+0,28 = 0,452 моль;

m(FeCl 2) = v sum (FeCl 2) ×M(FeCl 2) = 0,452×127 = 57,404 г.

Определим количество вещества и массу железа, вступившего в реакции 2 и 3:

v 2 (Fe): v 2 (FeCl 3) = 1:2;

v 2 (Fe) = 1/2× v 2 (FeCl 3) = 0,043 моль;

v 3 (Fe): v rem (HCl) = 1:2;

v 3 (Fe) = 1/2×v rem (HCl) = 0,28 моль;

v sum (Fe) = v 2 (Fe) + v 3 (Fe) = 0,043+0,28 = 0,323 моль;

m(Fe) = v sum (Fe) ×M(Fe) = 0,323 ×56 = 18,088 г.

Вычислим количество вещества и массу водорода, выделившегося в реакции 3:

v(H 2) = 1/2×v rem (HCl) = 0,28 моль;

m(H 2) = v(H 2) ×M(H 2) = 0,28 ×2 = 0,56 г.

Определяем массу полученного раствора m’ sol и массовую долю FeCl 2 в нём:

m’ sol = m sol (HCl) + m(Fe 3 O 4) + m(Fe) – m(H 2);

Химические свойства железа рассмотрим на примере его взаимодействия с типичными неметаллами — серой и кисло-родом.

Смешаем в чашке Петри измельченные до порошкообраз-ного состояния железо и серу. Раскалим в пламени сталь-ную спицу и коснемся ею смеси реагентов. Бурная реакция между железом и серой сопровождается выделением тепло-вой и световой энергии. Твердый продукт взаимодействия этих веществ — сульфид железа (II) — черного цвета. В отли-чие от железа он не притягивается магнитом.

Железо реагирует с серой с образованием сульфида железа (II). Составим уравнение реакции:

Для реакции железа с кислородом также нужно предва-рительное нагревание. Насыпем в толстостенный сосуд кварцевого песка. Разогреем в пламени горелки пучок очень тонкой железной проволоки — так называемую железную шерсть. Раскаленную проволоку внесем в сосуд с кислородом. Железо сгорает ослепительным пламенем, разбрасывая искры — раскаленные час-тицы железной окалины Fe 3 O 4 .

Эта же реакция происходит и на воздухе, когда сталь при механической обработке сильно нагревается от трения.

При сгорании железа в кислороде или на воздухе обра-зуется железная окалина:

3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4 , Материал с сайта

или 3Fe + 2O 2 = FeO . Fe 2 O 3 .

Железная окалина — соединение, в котором железо имеет разные значения валентности.

Прохождение обоих реакций соединения сопровождается выде-лением тепловой и световой энергии.

На этой странице материал по темам:

  • Сульфид железа с кислородом реакция к какому типу относится

  • Составитьуравнение между железом и серой

  • Уровнение реакций железа с кислородом

  • Пример химической реакции соединения железа с серой

  • Уравнение взаимодействие кислорода с железом

Вопросы по этому материалу: