Мероприятие ко дню русского языка 6 июня. Праздник русского языка. Сценарий проведения школьного вечера. «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»
Ежегодно 6 июня мы празднуем День рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в России отмечается "Пушкинский день" (День русского языка).
Содержится в разделах:
Показаны публикации 1-10
из 85
.
Все разделы
| Пушкинский день, День русского языка, 6 июня
Презентация «6 июня - День рождения А. С. Пушкина» Слайд № 1 6 июня . День рождения А . С. Пушкина . 1799 - 1837 Слайд № 2 Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, Возможность или благодать Над всем так мудро и лукаво Шутить, таинственно молчать И ногу ножкой называть. Анна Ахматова Слайд № 3 Александр Сергеевич...
Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России для обучающихся 1 курса техникума Методическая разработка викторины ко Дню русского языка в России Викторина ко Дню для обучающихся 1 курса КГА ПОУ «КПТ» г. Краснокамска. Цель : расширить кругозор обучащихся. Оборудование : проектор, компьютер, презентация. Ведущий. Добрый день , дорогие ребята. Мы собрались...
Пушкинский день, День русского языка, 6 июня - Оформление стены к проекту «Читаем вместе», посвященному Дню рождения А. С. Пушкина
Публикация «Оформление стены к проекту «Читаем вместе», посвященному Дню рождения...» На форо изображение оформленная стена по произведениям А.С. Пушкина. А так же сделанная руками (папы) печка символ русской сказки. Цель: Расширить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина Задачи: Познакомить с творчеством А.С.Пушкина. Формировать заинтересованность...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А...
Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А Музыкальный руководитель – Жанакулов Ж.О. Хореограф – Битенова А. Ш. Проводится...
Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. Анара Ишмухамедова Сценарий «День языков. Русский язык в Казахстане» в подготовительной группе. В проведении мероприятия, посвященное Дню языка, участвовали: Учитель русского языка – Ишмухамедова А.А...
Пушкинский день, День русского языка, 6 июня - «Пушкину посвящается…» Праздник для учащихся 2 и 3 классов к Дню рождения А. С. Пушкина
ПУШКИНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ… Ведущая. Друзья, сегодня мы собрались с вами здесь поговорить о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Мы все любим его стихи. Помните вот эти: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь она завоет, То заплачет как дитя… Или еще: Под...
День Пушкина У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта...
МБОУ-Кокинская СОШ
Выгоничского района
Брянской области
«ДЕНЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА»
Разработала учитель
русского языка и литературы
Лямзина Ирина Павловна
2013 год
Сценарий праздника «День русского языка»
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Здравствуйте, ребята! В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом. Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты.
Не тратя времени, я приглашаю вас на экскурсию. И вот перед нами первый зал.
Зал истории письменности.
- Приглашаем Вас в зал «Истории письменности».
Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне . Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
Затем появились иероглифы . Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33)
Третий этап развития письменности – звуко-буквенный . Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке). Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник ? Математика или литература ? Осень или зима ?
Молодцы! Я приглашаю вас в следующий зал…
Зал пунктуации.
- Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации!
- Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:
Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается.
- Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков?
- Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.
Загадки
У ребят в руках перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (! )
Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку… (-)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (? )
Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ()
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (, )
Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (. )
- Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» - заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы, моют».
- Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Правильный вариант…
- Иногда, постановка одной запятой, может стоить человеку жизни.
Сценка «В королевстве пунктуации»
Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева : Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева : (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя : Ну, Федя.
Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева : Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева : Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо… послушайте песенку (Звучит песня о реформе).
Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.
Зал частей речи
- Мы рады пригласить вас в зал частей речи.
- Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
- Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
- Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите…
Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
Королева : Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:
1-ый
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой
В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный : Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас немного.
Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.
Королева : Ай да молодцы! Вот это таланты! Вот утешили.
- Ребята, назовите правильно все падежи русского языка.
Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания.
Следующий зал, который мы посетим называется
«Зал современного русского языка»
Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
Сценка «Иностранные слова»
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что – в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что – упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
(Входит Света).
Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто – потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
2 ведущий. Узнали? Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку - Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».
1 ведущий. Сквернословие, к сожалению, также становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!
2 ведущий . Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов», чтобы не было такого…
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация : Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография : Да, письмо-то меня и озадачило.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография : Да-да, пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Выходят чтецы .
1-й : «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й : Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й : Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й : Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
1 ведущий.
«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Друзья, ребята нашего отряда хотят показать вам, что они знают и любят русский язык.
Ребенок:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина.
Не мук а , а м у ка-
Поварам наука.
Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, называются… омографами. В русском языке существуют нормы ударения. Проверим, как вы хорошо владеете данными нормами.
Задание 1. Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах:
ЗВАЛ А , ЗВОН И ШЬ, СВ Е КЛА, ЭКСП Е РТ, БАЛОВ А ТЬСЯ, ЖАЛЮЗ И , КАТАЛ О Г, Т О РТЫ, ДАЛ А , КРАС И ВЕЕ, П О НЯЛ, ПОНЯЛ А , ЗАНЯЛ А , НАЧАЛ А , ПОСЛ А ЛА, ОБЕСП Е ЧЕНИЕ, ЩАВ Е ЛЬ.
Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова.
Задание 2. Кто быстрее и правильно распределит слова по родам (слова на проекторе)
ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м).
СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода). Повторить
Задание 3. Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на проекторе)
ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХ НИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬ СЯ.
Задание 4. Выбери правильную форму слова:
КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ
ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА - ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ
ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ - ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ
Ведущий. Какие ошибки часто допускают одноклассники, друзья, взрослые?
(ЧЁ(что), ИХ НИЙ, ЕСЛИ В, ТАМ А, ТУТ А, ЗДЕС Я, ЗВ О Н И ШЬ, СТЕРИ С Д О СКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТ У, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант
Задание 5. Представьте себя ред А кторами. Исправьте речевые ошибки.
1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.
2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе – лучшие п о вары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.
Федя: Ребята, вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов:
Я не знаю, что они значат. Помогите еще раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы:
Валюта-деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент-управление
Наркоз-обезболивание
Шоу-зрелище
Шоп –магазин
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Задание 6.
Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ
1 Ведущий: Одеть- надеть - слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.
«Одеть», «Надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
Задание 7. Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.
ЦЕЛЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ | ХАРАКТЕР |
РАСКРЫТЬ | ПИСЬМО |
УПРАЗДНИТЬ | ПРЕПЯТСТВИЯ |
МАНОВЕНИЕ | ОКА |
- ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)
Задание 8. Составьте словосочетания со словами-паронимами.
ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ - ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)
САМОЛЮБИЕ - СЕБЯЛЮБИЕ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ.
НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ
Федя: Друзья, а вы знаете фразеологизмы?. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный (во, какое слово знаю!) ему фразеологизм:
Дальний родственник- седьмая вода на киселе
Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло
Все нипочем, ничего не страшно - море по колено
Очень умный - семи пядей во лбу
Очень мало - кот наплакал
Работать плохо - работать спустя рукава.
Всем очевидно - на лбу написано.
1 Ведущий : «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).
2 ведущий . А все-таки хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.
1 ведущий. Я предлагаю вместе произнести слова- заклинания о том, что мы будем трудиться над собой, чтобы и мы, и наша речь стала чище.
Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не позволяй ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
Звучит песня о русском языке
1 ведущий . На этом мы заканчиваем наш праздник. Пусть наша речь будет всегда легкой, веселой, красочной.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
1 день – Открытие недели русского языка и литературного чтения. Посещение городской библиотеки.
2 день – Викторина “РОДНАЯ РЕЧЬ”. Подготовка к конкурсу “Есть в осени первоначальной…”.
3 день – Олимпиада знатоков русского языка и литературного чтения. Выступления приглашённых артистов, писателей или интересных людей – любителей литературы (по возможности).
4 день – Литературная встреча в библиотеке школы.
5 день – Минуты поэзии “Есть в осени первоначальной…”. Презентация иллюстраций поэтических произведений.
6 день – Закрытие недели русского языка и литературного чтения. Награждение победителей. В конце предметной недели подводятся итоги по всем мероприятиям и награждаются лучший класс и лучшие ученики.
Сценарий открытия недели русского языка и литературного чтения в школе.
В зале звучит музыка, вся школа собралась на открытие недели русского языка и литературного чтения.
В зал входят 5 чтецов, за ними – сказочник. В руках сказочник держит волшебный ларец.
Сказочник:
– Добрый день и добрый час!
Я – весёлый сказочник.
Я из сказок к вам пришёл,
Я дорогу сам нашёл!
Я скажу немного позже.
Знаю только каждый час
Полон сказочных чудес.
В кабинетах, в вашей школе
Чудес будет и поболе!
Ученик: А что у тебя в руках, сказочник?
Сказочник: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.
Ученик: А можно мы заглянем в твой ларец?
Сказочник: Да, посмотрите.
Дети смотрят в ларец и достают карточку, на которой написано слово «Дождь». Далее ученики говорят по очереди.
– Кто из вас наблюдал за дождём? Что может делать дождь?
– Он может «капать» еле-еле.
– Он может «расходиться».
– «Сыпать, как из сита»,
– «Лить стеной».
– «Лить как из ведра».
– Русский язык для каждого вида дождя нашёл свой глагол. Главное – это научить их использовать.
Говорят хором: Русский язык – богат и могуч.
– На многие вопросы мы ответим на неделе русского языка и литературного чтения.
– На этой неделе мы побываем в библиотеке.
– Попробуем справиться с олимпиадными заданиями.
– Расскажем и послушаем произведения об осени.
– Побываем в осеннем поэтическом лесу.
– Всех приглашаем на неделю русского языка и литературного чтения.
Сценарий праздника «Минуты поэзии «Есть в осени первоначальной…» (закрытие недели)
Во время праздника звучит музыка на тему осени Свиридова, Чайковского и др..
Учитель: Сегодня последний день недели «Русского языка и литературного чтения » и наши минуты поэзии мы посвящаем осени. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
Учитель: Высоко над головой начинаеть желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях.
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний Иоан Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода.
Бестрепетно осень
Пустыми очами
Глядит меж стволами
Задумчивых сосен,
Прямых, тонколистных
Берёз золотистых…
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры- листопады, не сорвут с леса весь роскошный наряд.
Длиннее, чернее
Холодные ночи,
А дни всё короче,
И небо светлее…
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши:: «Скоро зима».
Выступления детей (материал подбирается учителем).
Учитель: Родители тоже решили принять участие в празднике поэзии.
Выступления родителей (материал подбирается учителем или родителями).
Учитель:
– Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него,
И если твой талант – крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса.
для 1–2-го класса
1. Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)
В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)
2. Сказочный аттракцион.
Кому принадлежат сказочные вещи?
– Золотой ключик. (Буратино)
– Хрустальная туфелька. (Золушке)
– Цветик- семицветик. (Девочке Жене)
– Разбитое корыто. (Старухе)
Какие волшебные средства были у сказочных героев?
– У солдата из сказки Андерсена. (Огниво)
– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)
– У Бабы Яги. (Метла, ступа)
– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)
– У кота. (Сапоги)
Задания литературной викторины для 3-го класса
– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)
2. Сказочные объявления.
м, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
Задания литературной викторины для 4-го класса
1. Интеллектуальная разминка.
– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)
– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)
– Назовите летательный аппарат у Бабы-Яги. (метла и ступа)
– Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
– «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)
– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
– Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев?» (Подснежники)
– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)
– Кот в русских сказках. (Баюн)
– Кто назвал страну сказок «Лукоморье»? (А.С.Пушкин)
2. Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин)
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… («Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
– Торговая фирма «Буян» предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане». А.С.Пушкин)
3. Задание на смекалку.
– По хамбер-джамбер я шагал,
По хамбер-джамбер-джони.
И вдруг увидел-риг-ма-ждиг
За нею тащит бони.
Ах, будь со мной хоб-ма-гог,
Мой хоб-ма-гог-ма-гони.
Я застрелил бы ниг-ма-джиг
За кражу бедной бони. («Лиса и курица»)
Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского
Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!
1 ведущий: В те времена славянские народы
В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.
(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)
2 ведущий: Славян святые братья просветили.
Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.
(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)
1 ведущий: Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.
2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,
Мефодий Мой брат Кирилл,
Я вспомнил сон твой вещий.
Тебе явилась дева
Чудной красоты.
(Появляется София)
Кирилл : Средь множества красавиц при дворе
Ее я выбрал…
(Берет ее за руку)
Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?
София : София – Премудрость Божия.
Так нарекли меня.
А ты служить мне будешь?
Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.
(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)
София: Прошло уж много лет.
Как дали грамоту славянам.
Но их сердца разумнее ли стали?
Ведь мудрость сердца ценится пред Богом
Дороже знания законов и паук
Кирилл : Царица София! Открыла
Ты мудрость Божию нам.
Небесной красою сияет
Твой дивный лазурный храм.
Уже пролетели столетья,
Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)
София : (зрителям)
Теперь поскорее ответьте.
Какими же стали вы?
Умножились Ваши знанья?
И мудрыми стали сердца?
Есть ли в них состраданье
Верность любви до конца?
Учащиеся читают стихи о русском языке
Устная речь
Гаснет устная словесность,
разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса
Сот ни слов, родных и метких.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях
Ты их выпусти оттуда.
В быт обыденный верни.
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
B.Шефнер
Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).
– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.
– Вот оно что…
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя…
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство.
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю; «Век. От века Вековать
Век доживать. Бог сыну не дал веку
Век заедать, иск заживать чужой.. »
В словах звучат укор, и гне, и совесть….
Нет, не словарь лежит передо мной.
А древняя рассыпанная повесть.
С ЯМаршак
Мужество
Мы знаем. что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, –
И мы сохранил; тебя, русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И звукам дадим, и от плена спасем,
А. А. Ахматова
РУССКИЙ ЯЗЫК
(Стихотворение в прозе)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?
(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)
– Димка, ну че, прочитал?
– Прочитал.
– Прикольно или стремно?
– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».
– Вот лох!
– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.
– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:
Кто б ни был ты, о мой читатель
Друг, недруг, я хочу с гобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах безбрежных.
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов.
Живых картин, иль острых слов.
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог. чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты.
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)
Игра со зрителями
Подбери синонимы
К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз – два и обчёлся
Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.
Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.
Кто быстрее?
Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова
Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.
Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.
ведущий Века прошли с тех давних пор.
Как грамота дана славянам.
И, поборов невежества позор.
Они равны всем просвещенным странам.
Кто ж людям истину открыл?
Святой Мефодий и святой Кирилл!
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.
Наш дар бессмертный – речь.
Ведущие (мальчик и девочка):
— Привет, друзья!
— Хорошего дня!
— Мы приглашаем вас на праздник — Международный день родного языка.
— Но мы не будем рассказывать вам, как важно любить свой язык. Мы будем вместе с вами веселиться, соревноваться и просто петь.
Сценка «На уроке»
(7 человек)
(Заходит 1 ученик. Навстречу 2 ученик.)
1 — Привет! Почему ты вчера не был в школе?
2 — Мой старший брат заболел!
1 — А ты тут при чём?
2 — А я катался на его велике!
(Садятся на край сцены, заходят 3 ученик и 4 ученик.)
3 — Салют! А ты домашнее задание сделал?
4 — Нет, у меня папа в командировку уехал!
(Раскрывает тетрадь, 4 заглядывает.)
4 — Ого! Как красиво написано! Кто тебе сделал задание?
3 — Не знаю! Я вчера рано пошла спать!
(Садятся на край сцены. Заходят 5 и 6.)
5 — Здорово! Ты все выучил?
5 — Тогда будешь мне подсказывать!
6 — Не буду! Учитель говорит, когда подсказывают, оценка ниже на балл!
5 — Правильно! Ты подскажешь на 10, он поставит 9. А если ты не подскажешь, он поставит 2!
(Садятся. Заходит Учитель.)
Н.- Здравствуйте. Садитесь. И сидите тихо, чтобы я слышал, как муха пролетит!
(Учитель смотрит в журнал, ученики вращаются во все стороны, то выглядят. Наконец 1 не выдерживает.)
1 — Антон Антонович! Ну если вы уже вашу муху выпустите?
Н. (захлопвае журнал) — Какую муху? Ты опять не даёшь классу заниматься! Жаль, что ты так редко пропускаешь школу!
2 — А вы нам оценки за сочинение скажете?
Н. — Твоё сочинение слово в слово повторяет то, что написал в прошлом году твой старший брат.
2 — Ничего удивительного! У нас с ним сестра одна на двух!
Н. — А ты, Алина, скажи: как один человек может сделать столько ошибок?
3 — Я не одна! Мы с мамой!
Н. — Ах, с мамой! Тогда пусть завтра в школу придёт твоя бабушка! Я покажу ей, какие ошибки делает её дочь в твоих тетрадях! Начнём урок!
Слава, сколько ты знаешь частей света?
6 (подсказывает) — Пять!
5 (смотрит на соседа, тот показывает на пальцах) — Пять!
Н. — Пять? Перечисли, пожалуйста.
5 — Один, два, три, четыре, пять!
Н. (машет рукой) — Садись, гений! Саша, где находится Панамский канал?
4 — Не знаю! В нашем телевизоре такого нет!
Н. — И откуда вы все взялись на мою голову!
1 — Меня Аист принёс.
2 — Меня в магазине купили.
3 — Меня в капусте нашли.
4 — А меня из интернета скачали.
(Звенит звонок. Все уходят.)
Сценка «Вот так списков»
(3 ученика)
(Выходят на сцену две девочки.)
1 д.- Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достаёт тетрадь.) Вот скажи, тебе нравится ходить в школу?
2 д.- Очень нравится! (Садится за парту, достаёт тетрадь). И в школу ходить нравится, и из школы ходить нравится! Но между приходом и уходом столько времени теряется!
(Девочки пишут в тетрадях. Выходит парень.)
Юноши. — Как хорошо, что в школе есть перерывы! Правда, кое-кто и на перемене то пишет. Девочки, вы что пишете?
1 д. — Сочинение.
2 дв. — Как я провела каникулы.
Юноши. — Дайте списать!
1 д. — Сам напиши!
2 дв. — У тебя же были каникулы?
Юноши. — Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать.
1 д. — Ладно, списывай!
2 дв. — Хорошо, списывай!
(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради.)
1 д. — Я на каникулах была в Египте!
2 дв. — Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.
1 д. — Ой, как интересно!
Юноши. (заканчивает писать, отдаёт тетради) — Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!
(Читает сочинение.)
Как я провёл каникулы
Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом.
Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мёрзнуть.
В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалёку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошка.
Жили мы на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый, как шоколадка, только уши чуть не отморозил.
На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!
1 д. — Молодец!
2 дв. — Десятку получишь!
(Втроём уходят за сцену.)
Конкурс среди учащихся третьего класса
2 тур — найти части поговорок и объяснить смысл;
3 тур — перевести слова с английского на русский и наоборот.
Песня-танец «Чучело»
Вручение подарка
— А я из всех школьных предметов наиболее люблю звонок!
— И я тоже!
— Заканчиваются уроки, мы возвращаемся домой.
— А дома нас уже ждут родители.
Сценка «После школы»
(8 человек)
(Выходит 1 мама, подметает пол. Выходит 1 дочь, идёт к маме.)
1 дочь — Привет, мама!
1 мама — Привет. Как дела в школе?
1 дочь — Хорошо!
1 мама — Покажи дневник!
1 дочь — Нечего смотреть, там всего одна двойка!
1 мама (хватается за сердце) — Всего одна?!
1 дочь — Да не волнуйся так! Завтра принесу!
1 сын — Привет, папа!
1 папа — Привет! Как успехи?
1 сын — Папа, а слабо тебе расписаться с закрытыми глазами?
1 папа — Расписаться?
1 сын — Ага!
1 папа — С закрытыми глазами.
1 сын — Вот-вот!
1 папа — Без проблем!
1 сын — Тогда сделай это в моём дневнике.
(Сзади закрывает руками глаза, папа расписывается, тогда сын хочет выхватить дневник, но папа прижимает руками, смотрит.)
1 папа — Опять два! Ну что нужно сделать, чтобы ты перестал приносить двойки?
1 сын — Поговори с учителем, пусть перестанет вызывать меня к доске!
(Выходят 2 мама и 2 сын, мама с зеркалом, красит губы.)
2 сын — Мама, скажи, это справедливо? Человек ничего не сделал, а его наказали!
2 мама — Наверное, несправедливо. Но расскажи, в чём было дело?
2 сын — Учительница спросила, что я сделал дома по математике. А я ничего не сделал!
2 мама — А к доске тебя сегодня вызывали?
2 сын — Ага. А завтра вызывают тебя!
(Раздосадованный 2 папа и 2 дочь.)
2 папа — Ты опять пропустила школу! Я хочу знать, почему!
2 дочь — У учительницы был праздник, день рождения. Я дала ей от меня отдохнуть!
2 папа — Я хочу знать, если ты исправишь свои оценки!
2 дочь — Как только учительница оставит журнал без присмотра!
2 дочь — Есть хорошая новость! За учебники в следующем году платить не надо!
2 папа — Почему это?
2 дочь — Похоже, что в следующем году я снова пойду в третий класс!
— Вот такой он, родной язык! Красивый и благозвучный, остроумный и весёлый!
— А лучше красота нашего языка раскрывается в песнях.
Финальную песню - поём вместе.