Логопедические упражнения на гласные звуки. Методика постановки гласных звуков Занятия с логопедом постановка гласных звуков

Способы и эффективные приемы постановки разных звуков

Начиная работу по правке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности. Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке - В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию - Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.

Ставим звуки [Р], [Р’]

Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.

Получить правильный звук «Р» - трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.

Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:

«Малярная кисть»

«Гармошка»

Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения - 15-20 раз.

«Комарик»

Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».

Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук [Р], используют еще и специальные упражнения:

  1. Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
  2. Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
  3. Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
  4. Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.

Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).

Ставим звуки [Ш], [Ж], [Ч]

Постановка звука «Ш»

Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.

Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.

Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.

Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:

  1. Постановка по подражанию. Попросите ребенка поднять язык к верхней губе, с силой, но равномерно, пусть он выдыхает воздух, контролируя тыльной стороной ладони поток воздуха. Как только почувствуется теплый воздух, предложите перевести язычок за верхние зубки, прикоснувшись к небу. Ротик должен быть приоткрытым, губки слегка вытянуты, зубы находится на расстоянии пары миллиметров. Предложите малышу выдохнуть струю воздуха – получится звук «Ш».
  2. Постановка на базу звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Т» с периодичностью в 2 сек. Затем попросите сделать так, чтобы его язычок стучал не по зубкам, а по альвеолам. Постепенно звонкий «Т» превратится в более шипящий звук. Далее попросите ребенка округлить губки и вытянуть их вперед, а язычок поднять вверх к небу (к передней части). Боковые части языка нужно прижать к коренным зубам. Теперь, проговаривая звук «Т», ребенок сможет плавно перейти к произношению звука «Ш».
  3. На основе звука «С». Предложите убрать язычок за нижние зубки и произнести звук «С». Одновременно шпателем поднимите язычок кверху, пусть ребенок продолжает выговаривать звук «С». Пальцами руки слегка надавите на щечки, чтобы губки выдвинулись вперед. Должно послышаться шипение. Для закрепления результата попросите малыша произнести слоги «СА», «СИ», «СО», «СЫ», «СУ», «АС» и т.д.

На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.

Постановка звука «Ж»

Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:

  • губки округляются, слегка выдвигаются вперед;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка приближают к верхнему небу или альвеолам, образовав между ними щель; серединку языка опустить, прижав при этом к боковым зубам его края; заднюю часть языка поднять и оттянуть назад;
  • по середине языка должна проходить теплая струя воздуха, ощутить которую можно ладонью;
  • мягкое небо поднимают, прижимая к глотке, к ее задней стенке, закрывая проход в носоглотку, струя воздуха выходит через рот;
  • голосовые складки нужно напрячь и издать голос.

В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.

Постановка звука «Ч»

При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.

Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:

  1. Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
  2. Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.

Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Постановка звука [С]

Артикуляция «С» такая:

  • губы нужно растянуть в слабой улыбке;
  • зубы приблизить, но не смыкать;
  • прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
  • создать сильную и узкую воздушную струю.

Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.

Звук «С» ставят несколькими способами:

  1. По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
  2. По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
  3. По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
  4. Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.

Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» - шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» - шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» - 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» - «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

При наличии функционального глоточного обтуратора возможна полная нормализация фонетической стороны речи еще до операции.

Остается заметить, что к началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия лечебной физкультурой по постановке диафрагмально-реберного дыхания. Иначе дети путают усиленный выдох с подачей направленной воздушной струи, что очень мешает им заниматься.

Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно - 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!
Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.

Памятка логопеду

Виды дислалии.

Постановка звуков.

Приемы коррекционной работы .

пособие

Архиповой Е.Ф.
Внимание!

1. Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления.

2. При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный).

3. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным ребенку.

4. На протяжении всех занятий необходимо использовать приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

Последовательность этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Последовательность автоматизации поставленного звука:

1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

2. Автоматизация звука в словах (в начале, в середине и в конце слова).

3. Автоматизация звука в предложениях.

4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.

5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.

6. Автоматизация звука в разговорной речи.



Виды сигматизма. Их исправление.

Сигматизм - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

Парасигматизм - замены свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка.

1 . Межзубный сигматизм - при произнесении свистящих или шипящих звуков (иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

С - Логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести звук С . Если звук не четкий, логопед зондом или концом шпателя нажимает на кончик языка, опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, изолированно произносится звук С , затем в сочетании с согласными А , О , У , Ы в прямых и обратных словах.

З - Логопед предлагает логопату произнести звук С и при этом подключить голос.

Профили артикуляции

Профили артикуляции [ З , З ’]

Рис. 2 Профиль артикуляции звуков С

C в норме

Рис. 3 Профиль артикуляции звуков З

З’ в норме

Профиль артикуляции [ Ц ]

Рис. 4 Профиль артикуляции звука Ц в норме Ц= Т + С

Ц - Медленно произносятся подряд звуки Т - С , затем с ускоренным темпом. Добиваемся слитного перехода от звука Т к звуку С (ТС ). Произнесение обратных слогов АЦ , ОЦ , УЦ поможет логопату понять, что первичен звук Т (взрыв), а затем идет С - Ц является составным звуком.

Дифференцируем простой звук С и составной Ц с помощью многократного сопоставления слогов АЦ - АС .

2. Губно-зубной сигматизм - свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся подобно звукам Ф (С ) и В (З ). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С .

Логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Возможна помощь логопеда - он придерживает нижнюю губу, обнажая резцы.

Затем звук С произносится в сочетании с гласными с помощью логопеда, затем - без.

3. Призубный сигматизм (парасигматизм) – при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затор и мешая проходу воздуха через зубную щель. Поэтому вместо звуков С и З слышатся Т и Д (суп - туп, зима - дима).



Рис. 6 Призубный сигматизм


2 приёма коррекции

Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы. Даём спокойно выйти воздуху через зубную щель.

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Логопед слегка нажимает шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигая его за нижние резцы.

После верного изолированного произнесения звука С без помощи логопеда, С включается в слоги, идет дифференциация С ,З и Ц .

4. Шипящий сигматизм - кончик языка оттянут от нижних резов в глубь ротовой полости, спинка языка резко выгнута по направлению к твердому нёбу. Вместо свиста слышится смягченное Ш или Ж (собака - шябака, замок - жямок).

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Отучиваем логопата от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта - задерживаемся на стадии межзубного произношения С в слогах, словах, фразах.

После окончательного закрепления кончика языка в таком положении, переводим его за нижние резцы.

5. Боковой сигматизм (односторонний/двусторонний) - свистящие и шипящие произносятся:

а)кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка («хлюпающий» звук);

б)кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке Л .

Приучаем логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка - первоначальное упражнение.

Дутьё при межзубном положении переднего края языка.

Введение слоговых упражнений, слов, фраз со звуком С . Постепенное переведение языка за нижние резцы (по показу логопеда, с помощью механической помощи). Закрепление верного произношения в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении.

6. Носовой сигматизм - свистящие и/или шипящие произносятся в неверном положении языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос (слышится звук, похожий на X с гнусавым оттенком).

С - Предварительная работа над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (Упр: «задувание свечи, спички», «подуть на бумажку») -проводятся при межгубном, затем при межзубном положении языка.

Достигнув временного шепелявого произношения С , логопату даются упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах.

Переводим кончик языка за нижние резцы.

З - прием осязания вибрации гортани.

Проводить четкую (устную и письменную) дифференциацию звонкого З и глухого С .

7.Свистящий сигматизм – шипящие звуки произносятся как свистящие (шапка=сапка, жук=зук и т.п.). Язык находится в нижнем положении. Для исправления необходимы упражнения, направленные на выработку правильноговерхнего (у альвеол) в форме чашечки положения языка.



Постановка шипящих звуков.

· Логопед предлагает логопату произносить звук С , подводит шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы. С меняется на Ш , З - на Ж .

Профиль артикуляции [ Ш ]

Профиль артикуляции [ Ж ]

Рис. 10 Профиль артикуляции звука Ш

Рис. 11 Профиль артикуляции звука Ж

· Логопед приучает логопата удерживать язык в таком положении. Обеспечивает необходимое выдвижение губ - нажимает на углы его рта.

· Ш и Ж закрепляется в слогах, словах и фразах, контроль над положением губ и языка в зеркале.

· Выполнение устных и письменных упражнений на дифференциацию Ш и Ж , З и С .

· Постановка Ч - логопат произносить слог АТЬ , логопед подкладывает шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов + нажатие пальцами на уголки рта, выдвижение их вперед. АТЬ - АЧ .

· Закрепление звука в кинестетическом и слуховом представлении, самостоятельное произнесение звуков в обратных и прямых слогах, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звука С , Ц , Ч .

· Постановка Ш - логопат произносит длительно смягченный Ш (ШЫНЬ) или слог АСЬ , логопед поднимает зондом или шпателя кончик языка к верхним альвеолам. ШЫНЬ-Ш .

Профиль артикуляции [ Щ ]

Профиль артикуляции [ Ч ]

Рис. 12 Профиль артикуляции звука Щ в норме

Рис. 13 Профиль артикуляции звука Ч в норме.Ч= Т ’+Ш ’

· Закрепление звука в прямых слогах в обратных, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ , С , Ш .

Дифференциация звуков при сигматизме:

1) С-3

2) С-Ц

3) С-З-Ц

4) Ш-Ж

5) С-Ш

6) З-Ж

7) С-Ч

8) Ц-Ч

9) С-Щ



Ротацизм. Его исправление.

Ротацизм - недостатки произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в искажениях этих фонем

Параротацизм - произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в заменах их другими звуками.

Профиль артикуляции [ Р ]

Профиль артикуляции [ Р ’]

Рис. 14 Профиль артикуляции звука Р

Рис. 15 Профиль артикуляции звука Р’

1. Велярное Р - корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель; выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба; возникает шум, который примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.

2. Увулярное Р - вибрирует только язычок, при этом слышится отчётливый рокот.

3. Одноударное Р - передний край языка лишь 1 раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Длительный рокочущий звук не удается.

Боковое Р - вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

4. Щёчное Р - резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.

Параротацизм - замена звука Р звуками:

ü Р *

ü Л

ü Л *

ü Й ( i )

ü Г

ü Д

Параротацизмы

Рис. 20 . Р=Л

Рис. 21 . Р= j [ Й ]

Рис. 2 2 . Р=В

Рис. 2 3 . Р=Ы

Причины ротацизма:

1) короткая подъязычная связка

2) узкое и высокое нёбо

3) чрезмерно узкий или массивный, либо недостаточно пластичный язык



Исправление ротацизма.

Подготовительные упражнения

Упражнения, направленные на получение фрикативного Р (артикулируется как нормальный Р, но без вибрации), добившись правильного расположения языка.

Упражнения, направленные на выработку вибрации языка.

1. Предлагаем ребенку произнести протяжно фонему Ж (если он правильно произносит верхние Ш и Ж) при несколько открытом рте, без округления губ и переместить передний край языка немного вперед к дёснам верхних резцов. Закрепляем фрикативный Р в слогах, словах и фразах, не ожидаясь усвоения вибрации. Полученный звук должен произноситься с достаточным напором выдыхаемого воздуха (ясно слышен голос и шум воздуха) при минимальной щели между передним краем языка и дёснами.

2. Для выработки вибрации - быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов (или с альвеолами).

Сначала - 2,Зкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд). Затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД). Далее из много кратного повторения звука Д, как равномерного (ддддддддд...), так и с ритмическим выделением: например, каждого 3-его звука серий (ддД ддД ддД ддД...).

Работает только язык при неподвижном положении челюсти. Затем присоединяем к раду звуков Д гласный в конце: ддддА, дддЫ.

3. Для выработки вибрации (приём №2) - во время длительного произнесения фрикативного Р, под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо-влево вызывается механическое колебание языка, попеременно смыкания и размыкания его переднего края с альвеолами, (вместо зонда - палец ребенка).

4. После достижения вибрации, добиваемся автоматизации усвоенной артикуляции и избавляемся от излишне раскатистого произношения Р с помощью упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющимся темпе.

5. После твёрдого Р, добиваемся появления Р*, если сначала появляется Р* - работаем над Р.

Ламбдацизм.

Его исправление.

Ламбдацизм - недостатки произношения звуков Л и Л*.

Ламбдацизм

Рис. 2 4 . Межзубный

Рис. 2 5 . Носовой

Параламбдацизм - разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков Л и Л* какими-либо другими.

Обычно неверно произносится лишь твердый Л.

Параламбдацизмы

Рис. 2 6 . Л=В

Рис. 2 7 . Л=У

Рис. 2 8 . Л= j [Й]

Рис. 2 9 . Л=Ы

Разновидности недостатков произношения Л:

1. Удлинение смежных гласных (аампа - лампа, паака - палка, стоо - стол)

2. Произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы (ыампа - лампа, паыка - палка, стоы - стол)

3. Замена Л фонемой Й (йампа - лампа, пайка - палка, стой -стол)

4. Замена Л фонемой Н (нампа, панка, стон)

5. Произнесение Л в виде заднеязычного носового звука НГ (нгампа, нгапа - лапа).

6. Произнесение в качестве Л звука В или краткого У , при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном У.

Основная причина - укороченная подъязычная уздечка.

Исправление ламбдацизма.

1. смотрясь в зеркало, свободно высунуть язык и зажать его между зубами.

2. не меняя положение языка протянуть А или Ы.

3. логопед формулирует инструкцию, показывает - при таком же положении органов должен получиться звук Л.

4. произнесение звука в слогах с гласным А: в закрытом слоге АЛ, между гласными - АЛА, в закрытом слоге- АЛ.

5. вводим слоги с гласными Ы, О, У

6. Л* ставится от Л с помощью слогов с гласными И, Е.

7. сопоставление слогов с Л и Л* (ла - ля, ло - лё)

8. в случае параламбдацизма проводим упражнения на выработку дифференциации нового звука и того, которым о заменялся.

Дефект нёбных звуков (К-К*, Г-Г*, Х-Х*, Й).

Их исправление.

I. Каппацизм - недостатки произношении звуков К и К*.

Профиль артикуляции [ К ]

Рис. 30 Профиль артикуляции звука К в норме

Виды:

А) вместо К слышится характерный негромкий гортанный щелчок,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Принята

на Педагогическом совете

1 от 26.08.2017г

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №32 «Лесная сказка»_А. В. Коденко

Приказ от 26.08.2017г №

Перспективный план индивидуальных занятий по постановке и автоматизации, дифференциации звуков /Ш/,/Ж/.

Учитель-логопед: Полянина Е.И.

Ф.И.ребёнка ___________________________________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ №1.

Цель:

    Упражнение на дыхание «Погрей ладошки» (выработка теплой воздушной струи)

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Удивление

Язычок ищет щелочку в заборе

Лопаточка

Качели

    Развитие фонематического восприятия «Подними флажок, если услышишь звук «Ш»»

    Игра на развитие памяти, внимания

    Зеркала.

Зонд № .

ЗАНЯТИЕ №2. Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнения на дыхание «Погаси свечу», «Футбол» (с ваткой)

    Артикуляционная гимнастика:

Трубочка широкая

Вкусное варенье

Язычок идет в гости к носику

Прятки язычка

3. Развитие фонематического восприятия «Поймай звук «Ш» в словах»

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ № 3. Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнение на дыхание «Фокус»

«Самолет гудит У-У-У» (со сменой высоты и силы голоса)

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Качели

Лопаточка

Приклей конфетку

3. Анализ и синтез. «Определи место звука «Ш» в словах

ШАРИК, МИШКА, МАЛЫШ

    Игра «Угадай, чего не стало?»

    Д/И «Что перепутал художник?»

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №4 Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнения на дыхание «Фокус», «Погреем ручки»

    Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Качели

Чашечка

Горячий чай

3. Д/И « Расставь картинки по позиции звука «Ш» в словах

ШАПКА, ШАРФ, РУБАШКА, ШТАНЫ, ДУШ

    Игра

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №5 Постановка звука «Ш».

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Ш». Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

    Упражнение на дыхание «Сильный ветер гонит листочки»

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Качели

Лошадка

Чашечка

Горячий чай

3. Постановка звука «Ш»

4. Анализ и синтез «Определи место звука «Ш» в слове»

ШУРА, МАША, КРЕПЫШ, ГЛУПЫШ

    Игра

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №6. Автоматизация звука «Ш» в открытых слогах.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в открытых слогах, интервокальной позиции, слогах со стечением согласных.

    Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Лопаточка

Чашечка

Горячий чай

2. Упражнение «Пальчики шагают по столу»

Ша- ша- ша….. ши- ши- ши…… шу- шу- шу……

    Упражнение «Разговор мыши и мышонка» (с разной интонацией)

Шо-шо-шо? Ша-ша-ша.

Ши-ши-ши? Ше-ше-ше.

Шу-шу-шу! Ши-ши-ши (ругая)

Ша-ша-ша (утверждая)

    Игра «Придумай имена куклам» Ма- ша, Да- ша и т.д.

    Анализ и синтез «В гости к «Ш» пришел звук «У»» что получилось? Какой звук первый?

Коноваленко В.В.

Занятие № 1

Комарова Л.А

    Зеркала;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №7. Автоматизация звука «Ш» в обратных слогах.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в обратных слога.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

1. Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Качели

Чашечка

Горячий чай

2. Упражнение «Маша и медведь» (интонация)

Иш, аш, ош, уш. И т.д.

    Д/И «4 лишний»

Аш, ош, уш, ши

    Анализ и синтез «Назови 1-й и последний звук в слоге»

    Игра.

Коноваленко В.В.

Занятие № 2

Комарова Л.А

«Автоматизация Ш в игровых упражнениях»

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №8. Автоматизация «Ш» в слогах со стечением согласных.

Цель:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

    Упражнение «Мышата шушукаются» (интонация)

Уша-уша, оши-оши

Аши-аши ашу-ашу

    Упражнений «Повтори за мной»

ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ

ШМА, ШМО, ШМУ, ШМЫ

Шина, мышка, ковш

    Развитие фонематического восприятия «Найди картинки, в названии которых есть звук «Ш»»

Коноваленко В.В.

Занятие № 3

Комарова Л.А

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №9. Автоматизация «Ш» в слогах и словах со стечением согласных.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в слогах со стечением согласных.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

ШМА – ШМО ШНА- ШНО И Т.Д.

«Обезьянки чистят бананы» (С движением рук)

ШВА- ШВО- ШВУ

    Упражнение «Повтори за мной»

Швея, школа, штука, штаны, шмыг и т.д.

    Анализ и синтез «Определи место звука в слове»

    Игра

Коноваленко В.В.

Занятие № 4

Комарова Л.А

«Автоматизация Ш в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №10. Автоматизация «Ш» в словах и словосочетаниях. Постановка «Ж».

Цель:

Учить правильно произносить звук «Ж» в словах и словосочетаниях.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

упражнять в умении делить слова на слоги.

    Д/И «Подбери нужное слово»

Иголкой- шьют задачки- решают

Носом-….. музыку-……..

    Упражнение «Повтори правильно» (по картинкам)

    Чистоговорки и стихи со звуком «Ш»

    Постановка звука «Ж»

    Д/И «Подбери пару»

Шерстяной…., пушистый…, большой…, душистый…., широкий…, хороший…. .

Коноваленко В.В.

Занятие № 5

1.Зеркала;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №19. Автоматизация «Ш» в предложениях и связной речи.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звука « Ш» в предложениях и связной речи.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

    Д/И «Кто что делает?» (по картинкам)

Шьет, вышивает, пришивает, кашляет, крошит, шагает, и т.д.

    Упражнение «Дополни предложение»

У зайчика длинные ….

Лягушка чешет ….

У Миши синие ….

Малыш везет ….

    Постановка звука «Ж»

    Упражнение «Повтори за мной правильно»

Коноваленко В.В.

Занятие № 6,№7.

1.Зеркала;

2.Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №20. Автоматизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звуков «Ж» в в прямых и обратных слогах.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

Упражнять в умении делить слова на слоги

    Развитие фонематического восприятия «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ж»»

    Упражнение «Повтори правильно» (по разрезной азбуке)

ЖА, ЖО, ЖУ, АЖ, ОЖ, УЖ

    Д/И «Закончи слово»

ЖИ: эта…, гара…, мор…

    Игра

Коноваленко В.В.

Занятие № 8

Комарова Л.А

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №21. Автоматизация «Ж» в словах и словосочетаниях.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звука «Ж» в словах и словосочетаниях.

Учить образованию притяжательных прилагательных.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

Упражнять в умении делить слова на слоги

    Д/И «Большой – маленький»

Флаг- флажок, друг -…, пирог-…., берег-…., рог-…., круг-…

    Отгадай загадки и определи 1-й звук в слове, найди самое длинное слово.

(загадки по жука и желуди)

    Д/И «Замени 1-й звук в слове на звук «Ж»»

Лук- жук, баба-….., мир-…, мало-…., билет-…., пучок-…., Веня-

    Чистоговорки со звуком «Ж»

Коноваленко В.В.

Занятие № 9

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №22.

Цель:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка женя жует жвачку.

    Постановка «Ч»

    Упражнение «Составь из двух слов предложение»

Желтый жилет, жук жужжит, и т.д.

    Чтение короткого рассказа.

Коноваленко В.В.

Занятие № 10

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №23 Автоматизация «Ж» в предложениях и связной речи.

Цель: Закреплять чёткое произношение звука «Ж» в речи.

Учить образованию форм мн.числа родительного падежа имен существительных, форм прошедшего времени глаголов

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой

    Упражнение «Повтори правильно; В каком слове нет звука «Ж»?»

    Упражнение «Сосчитай», « Один –много».

    Чтение короткого рассказа.

Коноваленко В.В.

Занятие № 11

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №23,№ 24

Цель:

Развивать чувство языка.

    Развитие фонематического восприятия «На звук «С» - хлопни, а на «Ш» - присядь».

    Анализ и синтез «Выдели 1-й и последний звук в слове», «Придумай слова со звуками «С» и «Ш»».

ШУБА, ШАПКА, ШТАНЫ, НОС, ЛЕС, ПОЯС.

    Д/И «Повтори, не ошибись»

Шило- сила, сапер- шофер, миска- мишка, каска- кашка.

    Д/И «Исправь ошибку»

Мама положила манную кассу. Купили новое вешло. И т.п.

    Д/И « Кто это?»

Играет в шахматы- шахматист

Ведет поезд- ……., поднимает штангу-……

Коноваленко В.В.

Занятие № 12,13

.

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №25,№ 26 Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Цель:

Учить различать звуки [ш] и [с] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (С-Ш)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №27,№ 28 Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Цель:

Учить различать звуки [ш] и [с] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (С-Ш)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №29,№ 30

Цель:

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

    Д/И «4-й лишний»

ЖАРА, ЗАБОР, ЖЕЛУДЬ, ЖЕЛЕЗО

    Упражнение «Скажи наоборот»

ЗА- ЖА ЗИ- …… ЖА-…ЗУ-….

ЗО-…… ЖУ- …….

    Д/И «Закончи слово нужным слогом»

Неве…, бере…., мимо…., лы…., кра…..

    Д/И «Разложи картинки по домикам «Ж» и «З»».

    Скороговорки

У Зины много забот, заболел у зайки живот.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Заржавел железный замок.

Коноваленко В.В.

Занятие № 14,15,16

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №31,№ 32 Дифференциация звуков «З» - «Ж».

Цель:

Учить различать звуки [з] и [ж] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (З-Ж)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №33

Цель:

Пересказ рассказов:

«Бабушкины пышки»

«Подарки для Алёши»

« Пушок шалун»

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №34 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

« Пушок шалун»

« Обручальное кольцо»

« Жук и сороконожка»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №35 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Журавли»

« На рыбалке»

« Уж и ужиха»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №36 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Злая шутка»

« Ёжик»

« Пожар»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №37 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

« Живая шляпа»

«Антошкина мечта»

« Попугай Петрушка»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;