Проверочная однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения. Сообщение темы урока

Однородные и неоднородные определения (Упражнения и тест)

Упражнения по теме «Однородные и неоднородные

определения»

Упражнение 1.

Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой

1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над

прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне

эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла

длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

Упражнение 2.

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения.

Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев).

6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

Упражнение 3.

1/9 Однородные и неоднородные определения (Упражнения и тест) Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.



1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

Упражнение 4.

Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.

Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.) Упражнение 5.

Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной

–  –  –

енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

Упражнение 6.

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.


4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Упражнение 7.

Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

–  –  –

Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Упражнение 8.

Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения.

Расставьте недостающие знаки препинания.

1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский).

13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).

Упражнение 9.

–  –  –

Распространите предложения, используя данные в скобках определения.

Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________

лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).

5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).

7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

Упражнение 10.

Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин) (Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

–  –  –

Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны;

2) произносятся с перечислительной интонацией;

3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;

4) характеризуют предмет с разных сторон.

2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары;

2) старый дубовый пол;

3) новая шелковая блузка;

4) большой чёрный камень.

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Мрачный угрюмый взгляд;

2) Глиняные деревянные игрушки;

3) Старый господский дом;

4) Красные синие флаги.

–  –  –

4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.

2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.

3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.

4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

5. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.

4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) старая;

2) разбитая;

3) фаянсовая;

7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.

2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.

4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

–  –  –

8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.

2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.

3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.

4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.

2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.

2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

11.Однородными определениями осложнено предложение:

1) Настали темные, тяжелые дни.

2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.

–  –  –

3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.

4) На рейде стоял французский линейный корабль.

12.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая.

2) Был серенький, промозглый, ветреный день.

3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.

4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В.

Арсеньев) 1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.

Предложения с однородными членами (8 класс).

Карточка №1.

Вопрос №1.

Разобрать предложение.

Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берёз.

Вопрос №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

Внезапно в зар..слях что то ост..рожно звякнуло будто задел к..локольчик. И тот(час) высокая трель ударила по ч..рной воде и ра..сыпаласьсреди зар..слей сусака и кувшинок. Соловей замолчал пр..слушался потом пустил по реке стра..ные и смешные звуки будто он пол..скал себе горло ночной р..сой.

Вопрос №3.

Переделать предложения так, чтобы в них стало два ряда однородных членов.

Определить, какими членами предложения они являются, подчеркнуть их.

    В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

    Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.

    По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник.

Карточка №2

Вопрос №1.

Выписать предложения с однородными определениями. Расставить знаки препинания.

    Он легко справился с трудными математическими заданиями.

    Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

    Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

    Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.

    По каменной белой ограде разросся плющ.

Вопрос №2.

Записать предложения. Расставить знаки препинания. Найти однородные члены. Чем они связаны?

    Науки юношей питают отраду старым подают в счастливой жизни украшают в несчастный случай берегут.

    Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовалось.

    Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

Вопрос №3.

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

    После грозовых дождей наступила холодная ясная погода.

    Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.

    Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцам маленьких красивых рук.

    Вот передо мной широкая прямая дорога вдоль по сторонам её неподвижно стоят старые печальные берёзы.

    Во мне эта песня будила странное большое и жуткое чувство.

Карточка №3

Вопрос №1.

Выпишите только предложения с однородными определениями. Расставить знаки препинания.

    Вечернее бледное море лежало спокойно.

    Снова потянулись длинные однообразные дни.

    Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.

    День стоял туманный безветренный.

Вопрос №2.

Продолжить предложения так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения. Составить схемы предложений.

    Солнце встаёт из-за туч и …

    Шумит по-весеннему вода и …

    Вся окрестность вдруг изменяется и …

    Солнце стоит высоко над головой и …

Вопрос №3.

Списать. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

Мальчик бережно пол..жил руки на клавиши закрыл на мгновение глаза. И вот из под его пальцев полились торжестве..ные вел..чавые а..корды. Стра..но было вид..ть и слушать как этот маленький человечек извл..кал из инструмента такие мощ..ные милые полные звуки. И лицо его как (будто) бы сразу пр..образилось просв..тлело и стало почти пр..красным. Бледные губы слегка (полу)открылись а глаза ещё больше увеличились и..делались глубокими влажными и с..яющими!

Однородные и неоднородные определения

Немного определений к одному определяемому существительному не всегда являются однородными членами предложения и поэтому не всегда делятся запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых тяжелых тем школьной программки. Ниже приведены списки признаков однородных и неоднородных определений, дальше в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некие из их рассматриваются более тщательно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: голубые, желтоватые, красноватые шары;
  • обозначают синонимичные в критериях контекста признаки: могучий, буйный, громкий ливень;
  • обозначают взаимозависимые в критериях контекста признаки (= потому что, потому): лунный, ясный вечер (= ясный, так как лунный) ;
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза;
  • находится смысловая градация: удовлетворенное, торжественное, лучистое настроение;
  • одиночное определение размещено перед всераспространенным: пустое, запорошенное снегом поле;
  • размещены после определяемого слова: женщина юная, красивая, хорошая, интеллигентная, привлекательная;
  • обозначают личную характеристику (факультативный признак): малюсенькое, золотистое облачко; длиннющий, узенький ковер;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высочайшие, золотисто-серые, с нежными белоснежными краями.
  • Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро;
  • обозначают цвет и форму: белоснежные круглые облака;
  • обозначают размер и материал: огромные каменные обители;
  • обозначают качество и местопребывание: угрюмая сибирская река.
  • Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

    1. Меж однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

    Определения являются однородными , в том случае

    а) обозначают отличительные признаки различных предметов: Красноватые, белоснежные, розовые, желтоватые гвоздики составили прекрасный букет ;

    б) обозначают разные признаки 1-го и такого же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странноватый, резкий, больной вопль раздался вдруг дважды сряду над рекой ;

    в) каждое из определений прямо относится к определяемому существительному, и потому меж ними есть возможность воткнуть сочинительный альянс «и». Ср.: незапятнанный, размеренный свет луны (незапятнанный и размеренный свет луны ); чашечка густого, крепкого кофе (чашечка густого и крепкого кофе ) и т.п.

    Примечания:

  • однородные определения могут охарактеризовывать предмет также с различных сторон, в том случае при всем этом в критериях контекста они соединяются воединыжды каким-либо общим признаком (сходством производимого ими воспоминания, внешним обликом и т.д.): Он протягивал мне красноватую, опухшую, запятнанную руку; Томные, прохладные тучи лежали на верхушках близлежащих гор; В густых, черных волосах поблескивали седоватые пряди; бледное, серьезное лицо; радостный, доброжелательный хохот; пустынный, неприветливый дом; нежные, живы глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губки; тяжелое, злое чувство; сероватый, непрерывный, маленький дождь и т.д.;
  • чаше всего, однородными являются художественные определения (эпитеты): Его бледно-голубые, стеклянные глаза ;
  • однородны также синонимические (в критериях контекста) определения: тихая, умеренная речка; неразговорчивая, несмелая, застенчивая девушка . В ряду подобных определений каждое следующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было удовлетворенное, торжественное, лучистое настроение; Осенью степи абсолютно меняются и получают собственный необыкновенный, особый, ни с чем же не сопоставимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и последующий за ним причастный оборот : Вошел старый мужчина с пышноватой, начинающей седеть бородой ;
  • чаше всего, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучноватой тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического нрава: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, прохладные ночи сменяются тихими, теплыми .
  • 2. Запятая не ставится меж неоднородными определениями.

    Определения являются неоднородными , в том случае охарактеризовывают предмет с различных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белоснежные круглые камни (цвет и форма); прекрасные московские бульвары (качество и местопребывание) и т.д. Такие определения могут стать однородными, в том случае их соединяет воединыжды общий признак: Наша терраса сейчас стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак — «прочный»).

    Примечания:

  • неоднородные определения почаще выражаются сочетанием высококачественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, увлекательная детская книжка, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • пореже неоднородные определения состоят из сочетания высококачественных прилагательных: старенькый сумрачный дом, достойные внимания редчайшие издания .
  • Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

    Упражнение 1. Укажите номера предложений, в каких нужно поставить запятые.

    1. Он родился в бедной фермерской родне.

    2. Ясная светлая задумчивая ухмылка лежит на облаках.
    3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой травке.
    4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
    5. Томные прохладные тучи лежали на верхушках гор.
    6. Я видел женщину молоденькую красивую добрую интеллигентную.
    7. В сундуке я отыскал пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
    8. Через малюсенькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
    9. Алеша подал ему малюсенькое складное круглое зеркало.
    10. У него были огромные рыбьи глаза.
    11. Вокруг тянулась плоская невеселая степь.
    12. Послышался гулкий детский хохот.
    13. Черные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
    14. Все заснуло крепким здоровым сном.
    15. Был прохладный осенний вечер.
    16. На ветках висели большие томные капли.
    17. Мемуары — это живой трепещущий полный поэзии мир.
    18. Огурцы занимали наилучшую солнечную часть огорода.
    19. Дул сухой жаркий ветер.
    20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
    21. В полях лежал мокроватый рыхловатый и ослепительный снег.
    22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
    23. Одуряюще пахла омытая дождем юная травка.
    24. Толстой не имел возможность писать, в том случае перед ним не лежала отменная незапятнанная бумага.
    25. Теплым летним днем отправился я в Львов.
    26. Красноватые голубые желтоватые подымаются к небу скалистые вершины.
    27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
    28. В древнем пригородном парке тихо.
    29. Медлительно падает на землю желтоватый убитый осенью кленовый лист.
    30. Все путники были одеты в однообразные полярные костюмчики.

    Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

    Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
    Меж тем солнце ещё чуть-чуть взошло над горизонтом. Сейчас море светилось уже не сплошь а только в 2-ух местах. На самом горизонте горела длинноватая зияющая полоса а в медлительно набегающих волнах вспыхивали 10-ки ярчайших режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём огромном пространстве море сияло ласковой печальной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни глядеть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда различное новое неслыханное. Оно изменяется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми практически белоснежными полосами штиля. То оно ярко-синее огненное сверкающее. То под свежайшим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

    Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электрическом пособии «Курс российского языка» на веб-сайте lik-bez.ru
  • Упражнения из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачка пособия)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое однородные члены?
  • При каких критериях определения являются однородными членами?
  • Каковы правила постановки символов препинания при однородных членах?
  • Как ставятся знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом?
  • Какие есть трудные случаи постановки символов препинания при однородных членах?
  • Где отыскать упражнения на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»?
  • Как разграничить сложносочинённые предложения и обыкновенные предложения с однородными членами?
  • Какие бывают синтаксические ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами»?
    • Где отыскать упражнения к теме «Однородные и неоднородные определения»?

      Однородные и неоднородные определения Немного определений к одному определяемому существительному не всегда являются однородными членами предложения и поэтому не всегда делятся запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых тяжелых тем школьной программки. Ниже приведены списки признаков однородных и неоднородных определений, дальше в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некие из...

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об однородных членах предложения.

    Урок 28 . Однородные члены предложения. Однородные члены, соединённые только интонацией. Однородные и неоднородные определения

    Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью и обладают следующими признаками:

    1) часто выступают одинаковыми частями речи, употреблёнными в одинаковой грамматической форме;

    2) связаны между собой сочинительной связью, поэтому равноправны и не зависят друг от друга в отличие от компонентов словосочетания;

    3) если это второстепенные члены, то они распространяют один член предложения и одинаково определяют его лексически;

    4) в речи часто связаны между собой особой перечислительной интонацией.

    Задание. Прочитайте два предложения и определите в них: а) грамматическую основу; б) руководствуясь признаками однородности, какие члены предложения однородны.

    1) Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)

    2) Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

    Перечисленные признаки однородности и выполненное задание показывают, что:

    а) каждый из однородных членов и все вместе выступают одинаковыми членами предложения: в первом примере дополнениями, во втором - подлежащими и сказуемыми;

    б) однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные.

    I. Однородные члены, связанные только интонацией. Члены предложения, не являющиеся однородными

    При однородных членах, связанных интонацией, на письме используются знаки препинания запятые, точка с запятой и тире.

    1. Запятая - наиболее распространённый знак препинания, отделяющий друг от друга однородные члены, связанные интонацией перечисления (между ними можно вставить соединительный союз и ), например:

    У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи . (А. Серафимович)

    Предложения с однородными членами могут быть осложнены обособленными второстепенными членами. При постановке знаков препинания следите за интонацией высказывания, а затем анализируйте структуру предложения, например:

    Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен)

    Задание. Объясните все знаки препинания в этом предложении. Какие члены предложения однородны?

    2. Точкой с запятой разделяются распространённые однородные члены, связанные интонацией перечисления, особенно если внутри них есть запятые. Как правило, это происходит в том случае, если в речи высказывание делится на чёткие части-картинки, например:

    Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. (И. Тургенев)

    Задание. Докажите, что это неполное предложение. Какой член предложения отсутствует?

    3. Тире ставится, если однородные члены связаны противительными отношениями, то есть противопоставляются друг другу, и между ними можно вставить союзы а или но . В речи на месте противительного союза делается интонационная пауза, например:

    Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся. (Н. Некрасов)

    Сравните синонимичное предложение с союзом: Не рыбачий парус, а (но) корабли мне снятся.

    Задание. Вспомните о фигуре речи бессоюзии. В чём её суть?

    4. Есть слова и выражения, которые не являются однородными членами, используются в основном в разговорном, художественном и художественно-публицистическом функциональном стилях и придают речи образность. Такие слова и выражения могут вообще употребляться без знаков препинания, отделяться запятой и дефисом.

    Никакими знаками препинанияне отделяются:

    1) два глагола, входящие в осложнённое простое глагольное сказуемое. Сказуемое в этом случае представляют собой единое смысловое целое, например:

    Пойду коня овсом накормлю ;

    2) входящие в осложнённое сказуемое повторяющиеся одинаковые формы слов, соединённые частицами не, так (верь не верь, хочешь не хочешь, писать так писать, надо так надо) , например:

    Хочешь не хочешь , а придётся пойти на уступку.

    Запятая ставится между повторяющимися словами, употребляемыми с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия и т. д. Эти слова выступают как один член предложения, например:

    Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад . (А. Куприн)

    Дефис ставится:

    1) между повторяющимися словами, если повторение имеет целью усилить действие или признак; при этом они произносятся с единой интонацией, отличной от интонации перечисления, например:

    По синему-синему небу плывут облака. (А. Н. Толстой);

    2) между парными сочетаниями-синонимами (узнать правду-истину) , сочетаниями-антонимами (условия купли-продажи) , сочетаниями ассоциативного характера (собирать грибы-ягоды) , которые представляют собой единое понятие, например:

    Мы позвали соседа с другой стороны и не раз сходили, того-сего отведали, но всё натрезво. (Н. Лесков)

    II. Однородные и неоднородные одиночные согласованные определения

    Прежде чем приступить к изучению параграфа, вспомните:

    а) какие прилагательные относятся к качественным, какие к относительным;

    б) какие определения называются согласованными;

    в) причины обособления согласованных определений.

    При соседстве одиночных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, немалую трудность вызывает установление их однородности и неоднородности, поскольку между однородными определениями ставится запятая, а между неоднородными - не ставится.

    Определения однородны (ставится запятая) Определения неоднородны (не ставится запятая)

    1. При обратном порядке слов, когда согласованные определения стоят после определяемого слова, например (следите за интонацией):

    Алёша подал ему зеркальце, маленькое, складное, кругленькое .

    2. При прямом порядке слов, когда согласованные определения стоят до определяемого слова, если выраженные ими прилагательные или причастия объединяются по каким-то общим признакам (по внешнему виду, сходству производимого впечатления, причинной связью и т. д.). Тогда:

    1) каждое определение непосредственно относится к определяемому существительному;

    2) между определениями есть синонимические отношения, возникает интонация перечисления, когда допускается постановка союза и .

    Например: Большой, толстый, откормленный боров рыл носом землю у самого дома.

    Боров и большой, и толстый, и откормленный; все определения характеризуют определяемое существительное как "внешний вид предмета".

    3. При прямом порядке слов, если это определение-эпитет:

    Мрачная, бесприютная ночь застала путников в лесу.

    4. При прямом порядке слов, если первое определение прилагательное, а второе - причастный оборот:

    Было как-то грустно в этом старом, уже тронутом осенью саду.

    При прямом порядке слов, если выраженные ими прилагательные или причастия характеризуют предмет с разных сторон, то есть представляют признаки, относящиеся к разным понятиям. Тогда:

    1) предшествующее определение относится к сочетанию последующего определения с определяемым существительным;

    2) между определениями нет синонимических отношений, не возникает интонации перечисления и нельзя вставить союз и .

    Например: Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. (Ф. Достоевский)

    Три определения, относящиеся к дополнению зеркальце , неоднородны: а) прилагательные, выраженные ими, характеризуют предмет с разных сторон: маленькое указывает на размер предмета, складное - на свойство, что с этим предметом можно делать, кругленькое - на внешний вид; б) каждое предыдущее определение относится к сочетанию последующее определение (определения) + существительное: маленькое складное кругленькое зеркальце (складное кругленькое зеркальце могло быть большим), складное кругленькое зеркальце (кругленькое зеркальце могло быть не складным).


    Задание.
    Однородные определения-эпитеты служат образованию стилистической фигуры градации. В чём стилистическое значение градации?

    Из примеров в таблице видно, что однородные определения чаще всего выражаются качественными прилагательными. Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку обозначают разные признаки.

    Запятая между определениями, выраженными прилагательными разных разрядов, ставится в том случае, если есть близость лексических значений, и относится к факультативным знакам препинания, например:

    Кончалась летняя, тёплая ночь. (И. Соколов-Микитов) - Здесь, по авторскому мнению, понятие тёплая выступает составной частью понятия летняя .

    Задание. Прочитайте предложения, в которых определения стоят после определяемого слова и поэтому однородны. Переделайте каждое предложение так, чтобы определения стояли до определяемого слова. Проанализируйте фразовую интонацию в том и другом случае и оцените стилистическое значение порядка слов.

    1. Катя быстро сняла с руки перчатку, красивую, бархатную. 2. Женщины бросились к солдату, раненому, шедшему впереди. 3. Через несколько шагов дерево, большое, похожее на огромного великана, преградило нам путь. 4. У самой дороги стоял дуб, корявый, старый, приземистый. 5. Мальчишки, незагорелые, только что приехавшие на каникулы, ловили с лодки рыбу.

    Упражнение 1.

    Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.

    1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.


    Упражнение 2.

    Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

    1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).


    Упражнение 3.

    Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

    1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.


    Упражнение 4.

    Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

    1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)


    Упражнение 5.

    Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

    1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.


    Упражнение 6.

    Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

    1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.


    Упражнение 7.

    Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

    Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.


    Упражнение 8.

    Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).


    Упражнение 9.

    Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

    1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
    2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
    3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
    4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
    5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
    6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
    7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
    8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
    9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
    10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).


    Упражнение 10.

    Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

    УЛЕТАЮТ ГУСИ
    Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
    (Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)