село Закан-Юрт, Ачхой-Мартановский район, Чеченская Республика, Россия

Является административным центром Закан-Юртовского сельского поселения .

География

Расположено на левом берегу Сунжи , на юго-востоке от села Самашки , на южном склоне Сунженского хребта, на западе от Алхан-Кала .

История

Село основано в 1851 году как станица Заканюртовская (позже Романовская) при формировании Сунженской казачьей линии. Приказом № 01721 в 1920 году все казачье население станицы было выселено: мужчины в возрасте от 18 до 50 лет отправлены в концентрационные лагеря за пределы Кавказа, все остальное население выселено за Терек . Станица передана чеченцам.

Население

Инфраструктура

В селе функционируют:

Напишите отзыв о статье "Закан-Юрт"

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. (rar) (не ранее 1995). Проверено 2 января 2010. . rar. Объём 8 МБ.
  3. . .
  4. . Проверено 9 мая 2014. .
  5. . Проверено 31 мая 2014. .
  6. . Проверено 16 ноября 2013. .
  7. . Проверено 2 августа 2014. .
  8. . Проверено 6 августа 2015. .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Закан-Юрт

Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю.
– А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани.
Лакей принес женский лисий салоп.
– Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос.
Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке.
– Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа.
Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.

Сайт Закан-Юрт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Закан-Юрт

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Закан-Юрт. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Закан-Юрт. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Закан-Юрт представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Закан-Юрт вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Закан-Юрт. Быстрая доставка.

История села Закан-Юрт

Село Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района, Чеченской Республики расположено на левом берегу р. Сунжи на южном склоне Сунженского хребта, на месте впадения в Сунжу реки Ассы. У моста на въезде в село, приняв в свои объятия воды холодной и почти всегда мутной Ассы, Сунжа далее несёт живительную влагу в столицу республики.

По некоторым данным, с. Закан-Юрт существовало еще с древних времен. Это подтверждается тем, что у с. Закан-Юрт найдены археологические памятники 3-2 тыс. до н.э. Здесь были сосредоточены искусственные погребальные пещеры. Во времена монголо-татар (XIII–XIV вв.) на территории современной Чечни, у станицы Старогладовская находилась резиденция ордынских ханов. А рядовые поселения кочевников обнаружены у с. Закан-Юрт, Самашки и др.

В XIX веке русский царизм начал утверждать свою власть на Северном Кавказе.

В 1841 году был приказ царского правительства выселить чеченцев из села Закан-Юрт, и построить там станицу. Первоначально здесь кроме двух рот пехоты других жителей не было. Со временем построили населенный пункт и заселили добровольцев из Запорожья и Украины, и других местностей. Этому селу дали новое название в честь правителей Романовых. Село называлось Романовка.

Станица Романовка охранялась так сильно, что по всему периметру были выставлены пушки. Чеченцы не имели возможность возвращаться на свою территорию, но попытки были.

После Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков, станица Романовка была переименована в Закан-Юрт. Постепенно село стали заселять представители различных чеченских тейпов, переселяющиеся из Горной Чечни.

В феврале 1919 году белоказаки станиц Романовки (Закан-Юрт), Самашкинский и другие подняли мятеж. Части Красной Армии и отряды Грозненских рабочих отступив из Грозного, были вынуждены принять бой с белоказаками.

В разгар бурной революции осенью 1920 году было столкновение. Астраханский отряд красных вместе с чеченским отрядом начали бои за село Закан. Наступление уничтожили сопротивление белоказаков. Мирное население выслали из станицы Романовка и поселили в станицу Первомайское. За зиму 1920-21гг. село охраняло специальная дружина, начальником которого был Астамиров Асхаб. В марте 1921 году согласно распределению правительства в станицу заселили жителей Итум-Калинского района.

По сведениям старого жителя села, Закан-Юрт, Умарова Хусейна Мусхаджиевича, первым Председателем Закан-Юртовского сельского совета был житель Хамби-Ирзе Эльмурзаев Ахмед. Говорят, он был неграмотный, и, поэтому вместо подписи использовал перстень. По словам Хусейна Мусхаджиевича, село Закан-Юрт входил в состав Урус-Мартановского района. В 1934 году, был образован Ачхой-Мартановский район, и Закан-Юрт вошел в состав этого района.

Во время Великой Отечественной войны многие жители села ушли добровольцами на фронт и показали себя достойными сыновьями своего народа. Это Зузиев Гапур, Юсупов Ахдан, Тангаев Юсуп-Хаджи, Азигов Мовлади, Магомадов Бога, Багуев Имран, Мутаев Сайди, Магомадов Бахо, Махаев Хамид. А также: полковник Демельханов Магомед, летчик Сулейманов Ахмед, Кахцулов Сайди, Ибрагимов Даша, капитан Цоев Мази, офицер Уциев Назарбек, Садулаев Абухасан, Зизяев Адам, Висаев Хасан, Мусаев Дауд, Мовсаров Ульби (бывший директор школы и многие другие).

В Закан-Юрте жил один из участников Великой Отечественной войны, который был призван в армию из села Закан-Юрт – Юсупов Ахдан, награжденный многими орденами и медалями Советского Союза. Он принимал участие в битве на Курской дуге.

Как и весь чеченский народ, 23 февраля 1944 года жители села Закан-Юрт были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Жители села вынесли на себе все тяготы жизни спецпоселения. Село Закан-Юрт было переименовано в село Пригородное. Свое первоначальное название село получило после восстановления Чечено-Ингушской АССР и возвращения чеченцев домой в январе 1957 года.

В этом селе в начальной школе некогда училась первая чеченская поэтесса Раиса Ахматова.

Достопримечательностью села является мечеть имени Дадаева Магомеда Расуевича, которая построена Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым. По замыслу архитекторов мечеть построена в форме Священной Каабы, расположенной в Мекке – городе, святом для всех мусульман. Форма и внешний вид новой мечети, заложенной летом 2009 года по одобренному лично Главой республики проекту, необычны: гладкие внешние стены мечети из чёрного мрамора повторяют вид кисвы (покрывала из чёрного шёлка, которым покрыта святыня ислама). Всё до мельчайших деталей: от вида мечети, запечатлённого на мраморе священного писания, которое заказано в Италии, до благоустройства территории, качества применённых материалов, внутреннего дизайна и отделочного натурального мрамора поражают своей красотой и лаконичностью. Данная мечеть вмещает в себя более 2500 прихожан. Мечеть видна не только из любой части населенного пункта, но даже из соседних сел. Сама задумка строительства мечети в форме Каабы принадлежит Рамзану Кадырову. С высоты минарета, а это порядка 40 метров вид открывается на всё селение Закан – Юрт.

Село Закан-Юрт славится своими выдающимися деятелями: Хучиев Муслим Магомедович – действующий Председатель Правительства ЧР, бывший мэр города Грозный, в прошлом – министр экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики;

Дадаев Муса Магомедович – министр сельского хозяйства ЧР;

Ирисханов Анзор Ахмедович – начальник УФСИН России по ЧР, генерал-майор внутренней службы.

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

продолжение - 6

ЗАКИ-ЭВЛА, оно же ЗАКИ-ЮРТ.


Закан-Юрт заложен горцами (в основном нихалоевцами ) из Аргунского ущелья, примерно в середине 17-го века, то есть между 1635-1650-ыми годами. Вероятнее то, что и до этого, на этом месте было более древнее поселение (ныне руины ). Видимо, временно прервалась жизнь в том поселении по причине нашествия монголов. Почему я так думаю? В начале 60-тых годов ХХ-го столетия, когда профессор Б.Виноградов в полной мере не раскрутил свою идею (фальсификат) по превращению осетин в аланов, место расположения столицы государства Алания Магас - МаIас («Ма-Iа-с» - «Божественный дух души»; или же «Где сидит божественная душа» ), что считалось между современными сёлами Алхан-Кала (Алхан-ГIала; Ал+ха+ гIала, в русс. транскр. «Крепость, божественный стражи» ) и Заки-Юрт. В то время (60-е года ) были произведены предварительные раскопки, обещающие грандиозные перспективы и работу на многие года, по линии архиологии. Но это внезапно прекратилось, исчезли артефакты, начали об этом замалчивать, притеснять национальные кадры такие как Арсанукаев Руслан. Говорили, как я помню, что черта города Магас доходила даже чуть ли не до села Закан-Юрт. Не могу утверждать, что это был именно Магас, но уверен, что на том месте был, крупный по величине и значению город государства Алания, называемый сегодня исследователями «ГIуларийн саьнгарш» («Куларинские рвы» ). Город этот был приблизительно в 1 километр и 300 метров длиной и в 1 километр шириной (см. выше рисунок). Он был окольцован двумя большими рвами. Внешний - глубиной в 9 метров и внутренний - в 3 метра. По-видимому, во время обороны, защитники расставляли щиты между теми рвами, чтобы создать дополнительную защиту и преградить путь наступающим.


Вокруг города располагалось множество курганных насыпей - то были некрополи. Строительный материал в основном была глина и древесина, что предостаточно в этих местах, а также хоть и в меньшем количестве и речной камень. Видимо, монголы подожгли город, в результате произошел сильный пожар, который покрасил землю на полтора метра глубиной в ярко-красный цвет. Таким было пекло. В «ГIуларийн саьнгарш» располагался религиозный центр страны, чему свидетельствует огромнейшее количество курильниц, служившие религиозными «приспособлениями» в храмах.
Река Сунжа («Соьлжа» ) являлся, второй после Терека («Терк» ) защитным природным рубежом, предгорий и гор. К моменту переселения горцев из гор, во главе таких предводителей как Алха, Зака, Дибир, Элдарха и иные неизвестные нам владетели сёл Сай-маIашка (совр. Самашки ), Аьхна-хишка (совр. Серноводск ), Обарг-Юрта (совр. Троицкое ), Эха-Борзе (совр. Асиновка ), Берд-Юрта (совр. Нестеровка ) по руслам рек Сунжи и Ассы были только руины жилищ их древних предков, если не считать кочевые очаги степных и западных племён. Тимуром опустащённые просторы Терк-Йиста были заняты кабардинцами, тюрками (карачаево-болкарцы и ногайцы ), а также вольными казаками убежавшие от крепостного гнёта.
Самое ущербное то, что не сохранились топонимы тех мест (Заки-Юрта ), чтобы как-то связать их с древностью. 70-ти летнее властвование казаков и столько же время хозяйствования не автохтонных тайпов Закан-Юрта, способствовало предать забвению древние названия топонимов. Открытия российских архивов, позволило бы хоть немного открыть завесу того «тёмного периода». Но этого не будет, пока осетин, будут именовать аланами.
В российских правовых источниках, это село, в 1851 году зафиксирован как станица «Заканюртовская» (позже Романовская ), при формировании «Сунженской казачьей линии». Сегодня, в известном нам Закан-Юрте, живут спустившиеся с гор тайпы (вяр, род ), которые стали хозяевами поселения, благодаря глобальным процессам начала ХХ-го века, то есть с новой власти Советов. Это были горные тайпы как хачароевцы («хьачарой» ), шароевцы («жогӀалдой» ), чебарлоевцы («чIебарлой» ), зумсоевцы («зумсой» ), орстхоевцы («орстхой» - как Дудаев Писарг ) и другие.
Это было в 1919-ом году, в начале февраля, когда Деникинские войска занимали города Владикавказ (Буру-ГIала ), Грозный (Соьлж-ГIала ) а также ряд казацких станиц. У отступающей из Владикавказа Красной Армии, произошли стычки, и боевые столкновения с казаками из (Эха-Борзе ). После того как они отступили к Ачхой-Мартану, местные отняли у них всё оружие и боеприпасы и изгнали их со своих земель. Как и в других сёлах, шаамиюртовцы помогли им, приняв под защиту часть красноармейцев, а также укрыв раненных, защитили их от неминуемой расправы. Приехавшим требовать их белогвардейским офицерам, шаамиюртовцы ответили отказом. Но не пройдёт и 15-ти лет, как за свою помощь, шаамиюртовцы поплатятся от новой власти.
И это время совпала с тем временем, когда горцы, решили отбивать казацкие станицы, в том числе и Закан-Юрт. Перед своим нападением, горцы обратились за помощью к жителям Шаами-Юрта. Они сказали:
- У нас есть оружие, достаточно людей и вы должны оказать нам помощь отвоевать наши (чеченские ) исконные земли, если вы будете завтра оспаривать с нами часть этих земель…». Старейшины села Шаами-Юрта ответили:
- «Живя в Нихалое, мы никогда не жили врозь друг от друга, и ни с кем не ссорились», так говорили нам наши предки. Сегодня в горах, вашими соседями приходятся наши братья однотайповцы из Нихалоя и Чинаха, которые также живут в добрососедстве с другими горскими тайпами как хачароевцы, чеберлоевцы, шароевцы, и с горцами из Западной части Нахчий-чё. Когда-то мы оберегали и использовали эти земли, если не считать последние 70-80 лет. На сегоднящный день, мы ни с кем не оспариваем эти земли и ни с одним соседом не хотим вражды, и с людьми, которые там сегодня живут. Хотя они и христиане, мы с ними живём в добрососедстве. Между нами сложились дружеские отношения, даже кто-то иной имеет с ними связи по линии куначества - дружбы. Мы, в нужде помогаем друг другу, у нас есть общие дела. Но если вы сегодня отобьете эти земли, мы и с вами будем жить, как и жили наши предки в горах, в добром соседстве и с миром. Если вы пришли отвоёвывать эти земли, то мы не будем иметь претензии к вам из-за этих земель. Но есть одно «но», нам кажется, что вы сегодня не отобьёте у них эти земли. На вашем месте, мы бы подождали более благоприятного времени».
И когда устаз понял, что они далеки от понимания, он наказал своим мюридам: «Ещё, не пришло их время. Последовавший за людьми недалёкого ума, тот, принесёт большую беду в свою семью. Больше того, они посеют вражду между нами и нашими соседями. Не ввязывайтесь в это дело. Для нас без разницы, кто победит сегодня, мужицкая красная, или казацкая белая власть. Выиграет из нас тот, кто останется в своём дворе. Если же опасность придёт во двор, то выиграет тот, кто зайдёт в свой дом. Но если и в дом войдёт опасность, то выигравшим окажется тот, кто залезет под кровать» (автор, в корне не согласен с подчёркнутой частью такой теории ). Вот такой совет дал устаз тем односельчанам, которые слушались его. Этот разговор устаза, который я привёл на этом примере, я услышал от своего отца. А он, от своего отца Алсбека (мой дед был преданным последователем устаза - мюрид ). Он же, то есть мой дед и разрушил планы «активистов пролетариата», направленные на выселение из села потомков своего устаза.
Этот их набег, мог принести для горцев невосполнимые потери. Если бы вовремя к ним не подоспели, знающие эти места добровольцы из Шаами-Юрта, то многие из числа атакующих, полегли бы на том поле. Горцы пошли в атаку по всей низине, и они были видны как на ладони, поджидающим их на высоких берегах белогвардейцам и казакам. Подпустив нападающих на расстояние выстрела, был открыт шквальный огонь по горцам, из пулемётов и пушек. Вооружённые винтовками, саблями и кинжалами горцы не ожидали такой встречи. Они залегли. Лежавших в недоумении и в растерянности людей, пришедшие на помощь шаамиюртовцы, отводили из под обстрела вдоль берега реки Шалаж, и дальше уже по руслу другой реки отвели их до места не досягаемости пуль и снарядов. Как говорили старожилы, среди нападающих были убитые и раненные.
Позже, когда на Северный Кавказ пришла регулярная Красная Армия, и когда белогвардейское движение ослабла окончательно, тогда-то и была передана эта станица чеченцам (как бывшая чеченская земля ) на основе Приказа № 01721, где советской властью, всё казачье население станицы было выселено: мужчины в возрасте от 18 до 50 лет отправлены в концентрационные лагеря за пределы Кавказа, а все остальное население выселено за Терек.
Пятьдесят лет назад, только несколько семей нихалой жили в том селе, которые сегодня перебрались оттуда. Видимо, они были потомки участников тех событий, и которые остались в этом селе. Это была современная история.

ТОПОНИМИКА Закан-Юрт
(чеч: Закан-Юрт; «Село Заки» )

Население: 5862 человек. Село основано тайпом Нихалой. На современном этапе в селе проживают: хачароевцы, шароевцы, чебарлоевцы, зумсоевцы, орстхоевцы и другие.
География: Расположено на левом берегу реки Сунжа, на западе граничить с. Самашки, на севере с. Долинский, на востоке с. Алхан-Кала, на юге с с. Шаами-Юрт.

МИКРОТОПОНИМИЯ села ЗАКАН-ЮРТ

Более древние микротопимы утеряны за 70 лет владычества казаков и за 90 лет хозяйничества с гор спустившихся горцев - жогIалдой, зумсой, хачарой, чебарлой, шарой.

Заки эвла - аул Заки. Первая часть названия - имя собственное. Зака был выходец из горного села Нихалой, по линии эпонима Витург (Витнарг ). На равнину он спустился, и заложил это поселение, ближе к середине ХVII-го века.
Заки-ара - «равнина Заки» - на севере села.
Дарбан-цIа - «дом больных» - на севере села.
Закан Iашк некъе - «Заканский железня дорога» - на севере села.
Соьлжа хи - «река Сунжа» - на юге села.
ТIай СоьлжатIиера - «мост на Сунже» - на юге села.
Пхи-хи вяшиех кхиташ меттиг - «место где пять рек обьединяютсья» - начиная по руслу реки Сунжа, от юго-востока до юго-запада села (напротив сёл Шаами-Юрта и Хамби-Ирзи ), где обьединяютсья реки Валарг, Асса, Сунжа, Мартанга, Нетхи/Шалаж /.
СаьмаIашкар хьаннашка - «Самашкинский лес» - на западе села.
Соьлжа дукъ - «Сунженский хребет» - на севере села.
ГIуларойн-Барз - «Куларинский курган». Средневековый курганный могильник на восточной окраине села Закан-Юрт.
Даман-Аре - «Дамановская поляна». Урочище на западной стороне Закан-Юрта. Название возникло в период владычества казачества (1851-1921 гг ). Первая часть названия - имя собственное.
Киркеева гора - расположена в звене Сунженского хребта на северо-зап. от Закан-Юрта. Первая часть названия - имя собственное. Название возникло в период владычества казачества (1851-1921 гг ).
Курган Тимофеева - курганный могильник на северо-зап. от Закан-Юрта. Название возникло в период владычества казачества (1851-1921 гг
Тур - Возвышенность, расположена в звене Сунженского хребта на северо-западе от Закан-Юрта. «Тур» - вайнах. сабля, меч.
УстгIий-лом - «Овечья гора». Гора с таким названием расположена в звене Сунженского хребта, к северу от Закан-Юрта. Имеется и параллельное название в чеч. языке - ГIотанан корта, т. е. «Кутана (овечья ) вершина».
ГIотанан корта - (Готанан корта ), «Кутана вершина», то есть «Овечья гора». Расположена в звене Сунженского хребта к северу от Закан-Юрта. В прошлом здесь были овечьи кутаны, о чем поведало нам название.
Староверская гора - расположена в звене Сунженского хребта к северо-зап. от Закан-Юрта. Название возникло в период владычества казачества (1851-1921 гг ).
Гора Мокришева - расположена в звене Сунженского хребта к северо-вост. от Закан-Юрта. Название возникло в период владычества казачества (1851-1921 гг ). Вторая часть названия - имя собственное.
Веданан-Корт - «Плоская гора». Расположена в звене Сунженского хребта, к северо-востоку от Закан-Юрта. Название свое получила из-за формы рельефа.
Поперечная гора - расположена в звене Сунженского хребта, к северо-востоку от Закан-Юрта. Название отражает необычную форму горы, протянувшейся поперек Сунженского хребта, вдоль по берегу реки Сунжа с севера на восток.
На восточной стороны села располагалась «Макин ор»/«Макин саьнгар» - «Овраг Маки», где Мака есть собственное имя. Мака был руководителем службы внутренней безопасности наибства Малой Чечени, скорее во времена, когда «Са"адулла Гехинский» был наибом имама Шамиля. Был также топоним периода владычества казачества (1851-1921 гг ), называемый «Мельницы?» , «? хьераш» на реке Сунжа, на юге села. ? - есть собственное имя (нужно восстановить имя казака ). Он дружил с шаамиюртовцем, который перед смертью сказал: «Никогда не верь нам русским и это передай своим. Не было дня, когда я, твой самый верный друг, при удобном моменте не замышлял убить тебя».

Мы, опять вернёмся в древность. Если село Чечен-Аул было заложено в середине 17-го века, то и Закан-Юрт (Заки-Эвла ) может иметь близкое к тому периоду начало. Сын Нихи, Витург, является пятым предком основателя ШаIами-Ирзо, Шааму. Если даже допустим, что не умер ни один ребёнок из мужского пола, и у него тоже родились по трое мужчин, то и тогда от шести поколений нихалой могут вырасти только 650-670 человек. Но, такого примера не было в природе. Поэтому из этой численности мы можем смело отнять третью часть. Мы знаем, что нихалой осели от реки Аргуна на стороне левобережной стороне, в таких сёлах как Атаги, Гойты, Урус /Передний /-Мартан, возможно и в Гихах, даже тогда, когда ещё не были заложены многие сёла на равнине. Если мы разделим нихалой между горным селом Нихала и равнинными сёлами Атаги, или Урус-Мартан, а также Заки-Эвла, что лежал на Сунженском хребте у реки Сунжа, то на каждое село приходится в среднем по 150 человек. И эта цифра близка к истине и удовлетворяет наш подсчёт. Почему? Потому что на историко-этнографическом отчёте, исследователи (Гюльденштедт, Паллас, Клапрот ) второй половины XVIII-го и начала XIX-го веков, такой как Клапрот оставил нам такое сведение: «…после этого была река Фартанга (по Гюльденштедта и Штедеру «Балсу»; по авт. «Балой-хи» ), с карабулаками, которые жили на её берегах в селе Фортан-эвла. Эта была село «Шелкан» (доб.авт. В низовьях гор вытекает река Шалажи ) расположенное на берегу реки, и в котором было приблизительно 80 дворов» .
Клапрот считал карабулакскими (орстхои ), и сёла расположенные возле Грозного (Соьлж-ГIала ): Самашки - 40 дворов; Каку-Юрт - 60 дворов; Большие Кулары - 150 дворов; Малые Кулары - 25 дворов; Заки-Юрт - 30 дворов с жителями как минимум 150-200 человек (как сказано выше, которые принадлежали к нихалоям ). По полевым материалам того времени, в этих сёлах кроме чеченцев, людей других национальностей не проживало. Также, в 1780-ом году, на землях по реке Сунжа, Большой и Маленькой Яндари (реки ) к западу никто не проживал, о чём и отмечал тогда Штедер: «Область по р. Сунже, - пишет он, - имеет порядочные леса, а также красивые равнины и холмы с фруктовыми садами, которые тянутся по северной стороне реки двухверстной полосой до источников реки Сунжи. Однако уже около 80 лет вся эта область на 100 верст в длину и 60 в ширину покинута населением и лежит необработанной (. Причиной этому может быть, уже знакомая в этом регионе, малярийного характера заразная болезнь проявляющаяся в форме чумы.
Примерно с середине 17-го века, то есть самое большее с 1650-го года, видимо, на старых руинах заложено поселение, которую назовут «Заки-эвла» именем его основателя. Работа, по изучению и воссозданию родословия Заки ещё не завершена, но знаем уже, что он сын Вютурга и может быть брат Жюки, соответственно и других четырёх братьев. Раньше, я высказывал иной вариант версии, от которого пришлось отказаться с открывшимися новыми свидетельствами. Если судить из рассказов старейшин, в Заки-Эвла жили только нихалоевцы (и Клапрот тоже подтверждает, что там жили люди одного корня ). Предстоит работа не только по выявлению места эпонима Заки (Зака ), но также по выяснению не принадлежит ли к его ветви Иби Мунгаш (яркая личность начала 1840-ых годов ). Где затерялась ветвь «Заки-Мунгаша» и где его потомки? Эта ветвь, без сомнения, из Заки-Эвла сперва перебралась в Шаами-Ирзу, потом, его представители могли уйти в сторону предгорья в то время, когда приглащнные Мунгашем цонтароевцы уходили в село Валерик и в другие аулы. Это могло быть, между 1850-1855-е годами. Это то самый период, когда на арену известности вышел, названный историей «Са"адулла Гехинский» (он же Iуспан СаIадулла выходец из Шаами-Ирзу, наиб Малой Чечении и «наибства Гихи», примерно в 1851-1857/8 годах ).
По предварительному анализу, Зака есть сын Вуьтурга, то есть внук Нихи, который раннее всех спустился на равнину, примерно в 1630-1635-х годах. Имена Жюка и Зака (по звучания имена идентичны ) могли принадлежать братьям, ибо Жюка, тоже был сын Вютурга и внук Нихи. Жюка, мог быть младше Заки и мог спустится на равнину намного позже, потому что он стал эпонимом ветви, как его родной брат. Во-первых, эти ветви образовались в разных местах - «горы- равнина», или «предгорье-равнина», то есть, когда Зака осваивал и закреплялся на равнине, Жюка мог расширяться потомками в горах, или в предгориях. И мог спустится в Закан-Юрт, за два десятка лет до закладки Шаамом своё ирзу, то есть примерно в 1750-1775-х годах. Второе, почему я пришёл к такому заключению? Алсбек, в 1931-ом году говорил чисто горским диалекте (так говорили все, знавщие деда ) - «ламаройн алар», которую он привёз из Турции. Значит, его отец и родичи ушедшие на чужбину, говорили на том же диалекте. Это говорит о том, что поздно сошедшие на равнину потомки Жюки, долгое время жили среди горцев, а на равнине, не успевшие принять диалект сородичей ушли заграницу (Турция и Сирия ), и оттуда-то и привез мой дед сохранённый язык предков - горский говор.
Как бы там не было, «Мунгаша ветвь» (вернее, ветвь Заки ) пока считается затерянной, если она не сидит в современных нихалоевских ветвях жителей Шаами-Юрта (четыре ветви известны только до 8-9 клена из 14 ), Гихи, Урус и Ачхой-Мартана, Шалажи, СоIди-кIотаре 1 , или же в Алхазурове. И такое может быть, эта ветвь ушла вместе Са"адуллой в Турцию, что маловероятно.

СоIди-кIотар , назван по имени владелца земель, которые подарены царём СоIде сыну БIачи из Шаами-Юрта. БIача, был двоюродный брата Са"адуллы. На северном склоне ГIойн-арц, у выхода на равнину речушки ГIой, в 2-х км к югу от с. Гойское, 3-мя км западнее Алхазурово располагались три хутора, которые впоследствии слились в одно селение (совр. Комсомольская, оно же Соади-котар ). К юго-востоку, в 2-3 км от с. Мартан-чу есть местечко, называемое «СаIдаллин гIап», где располагалась т.н. «крепость СаIдаллы». В этих же местах известен и другой микротопоним - «СаIдаллин шовда» («родник СаIдаллы» ).

Если мы будем перелистывать историю близкую к 1650-му году, то мы увидим, что неразбериха по отношению к Кавказу была связана с политической игрой Турции, Ирана и России. Поэтому, деятельность местных элит (князья, тамады, старейшины ) и богачей зависела от политических изменений между этими государствами. В связи с чем, им приходилось приспосабливаться то к одной, то к другой стороне (политика лавирования ), видно, что эта деятельность была не дальновидной.
А правители этих трёх государств (Османов, Персии и России ), видя нестабильность в действиях глав обществ Кавказа, направляли туда для контроля над ними своих наместников, вернее, полномочных представителей. В свою очередь, местная кавказская элита, в лице их глав, заботились только о собственных интересах, даже если это шло в разрез с общественными интересами. Этим, они ослабили, возможный общекавказский успех.
На этот период, нахи тоже, не имели успехов в политическом направлении, хотя и некоторые общества, живущие по реке Аргун, и строили свои хозяйственные отношения с соседями. Такие, например, были «шубуты» (шуотой, «шу-ба-тIе» ), они же шатоевцы, которые вели свои торговые и хозяйственные дела с Грузией. Причиной этому могло быть и то, что, начиная с границы тогдашней Грузии (см. карту на странице 62, которая не соответствует современной границе Грузии ), вниз по течению Аргуна, здесь жили родственные тайпы (их перечислю ниже, на следующей странице ), у которых, был один корень происхождения - нахский. И это, может быть и тянула их, к друг другу. Есть свидетельства, показывающие как по этому пути, проходили русско-грузинские делегации по переговорам между Грузией и Россией. Это видно и по тому, что между 1618-1627 годами, «Шибутяны» (Шу-ба-тIе; шатоевцы ) заключали формальные договора показывающие лояльность их, в отношение к Российскому государству. И мы ещё раз убеждаемся, что эти договора не имели никакой серьезной силы, потому как часто они заключались. Факт, который я имею место показать своему читателю, лишь подтверждает эту гипотезу. Начиная с 1600-го до 1650-го года, шатоевцы искали себе места проживания в низовьях (на равнине предгорий ). По-видимому, в этих годах и воссоздали они старое поселение названное по-новому «Заки-Эвла». На это время и выпадает период становления и известности тайпа нихалой. Его относят к благородным тайпам в составе тукхума «Шуотой» и вносят в список выдающихся родов, отметив (запись ) его на котле. И в этом не должно быть сомнения, ибо не так много примеров у других тайпов как у нихалой, где прославляют их героев, о которых сложены народом илли и легенды. Это такие как с древа Нихи, то есть его потомок 6-го поколения Адин Сурхо, с 9-го поколения Успан Са"адулла. Про Ади Сурхо и его родословную я укажу ниже, и сделаю коротко комментария в конце этой статьи, двум ветвям - Ади и Бартха.

И чтобы ты знал мой читатель, не смотря на заключение российских, так называемых «русских историков» и поддакивающих им наших некоторых псевдо-учёных, теорию о том, что нахские тайпы, только с 16-17-тых веках обосновались на низовьях современной Чечении, есть великий обман, а в лучшем случае заблуждение, под каким бы соусом его не выдали. Тоже самое передают СМИ Грузии: «нахчи живущие в Панкисии и в других районах Грузии, пришли туда не более 200 лет назад». Первые и вторые, мягко говоря, говорят неправду. Даже, если сказать самое малое, нах-этнос, в числе которого есть огрузинившиеся и принявшие христианство современные горские тайпы: «санаары» (Са-На-ари, тоже что и цанары ), «сваны» (С-ва-На ), «кахи» (Ка-хи ), «хевсуры» (хе-ва-сур ), «тушины» (туш-ю-На ), «пшавы», «кисты» (которые, на то время жили в горах ) и даже «рачинцы», все они имеют срок проживания в этих местах, как минимум с шестого столетия до нашей эры (ещё за 200-300 лет раньше, до провозглашения Парнавазовской Иберии ), а по большому счёту, с двенадцатого столетия до нашей эры. Отсчёт их эры начнётся с истории «Биаийнили», она же по-чеченски «Баийнаэли» (чеч. «Ба-ийна-эли» - «есть смешанные владыки, князья» ), она же Урарту (чеч. «Ур-ара-тIе» - «Страна над равниной», или «горная страна» ), которая появилась, после исчезновения государства «Митанни» (она же «Нах-Арена» по египетским анналам ).
Таблица, что на 63-ой странице ярко показывает, что границы проживания нахских племён (кобанцы, аланы, санаары, кисти, дурдзуки, махалои - они же глигвы ) во все времена, иной раз проходила и чуть выше (не более 25 км ) реки Кура. Если мы это осознаем, то мы поймём, что эти земли у нас отняты как сегодняшние земли «Ауха» на востоке и «Пригородного района» на западе. И не полностью грузины в том виноваты. В те далёкие времена, ветхие предки «семьи Чинаха» жили в горах Закавказья (сегодняшней Грузии ) в труднодоступных для врага башнях (сторожевые, сигнальные, боевые и жилые ). А попали они туда, должно быть из Сирии, через Колхиду, через Сана-Аре (араб. Цанария ), которая лежит у подножия горы «Башлам», в «Кистии» («Кей-йисте» ).
В те времена большинство тайпов ныне живущие в Чечении и на Северном Кавказе пришли по этому маршруту (путь этногенеза нахов ).
Ещё раз хочу напомнить, что эти земли по реке Сунжа, начиная от Больших и Малых Яндари, и земли пролегающие далее на запад, были пустующими, по крайней мере, до 80-го года XVIII-го столетия. Как утверждает Штедер (авт. начиная с 1700-го, до 1780-го года ), «…около 80 лет вся эта область (авт. пространство между «Сунженским хребтом» и «Чёрными горами» и западная половина «нахчи аре» ) на 100 верст в длину и 60 в ширину покинута населением (по причине чумной заразы ) и лежит необработанной (по авт. начиная с 1700-го года . А распри, которые возникли между аккинцами и ингушами это всего лишь короткие бытовые эпизоды местного характера, а не сгруппировавшихися этномассивов. К тому времени, у чеченцев и ингушей даже не было завершен, процесс формирования двух народов из единого нахского этномассива. Группы людей и ими контролируемые территории назывались в большинстве своём именами патриархов, эпонимов. Опекунами спорных территорий были не только кабардинцы, но и временами хозяйничающие здесь кочевые и полукочевые народы степей. Вышесказанное подтверждают следующие свидетельства:
*«На страницах нашей отечественной истории, - пишет Берже, - наименование «чеченцы» впервые встречается в 1708 году, в договоре калмыцкого Хана Аюки (1642-1724 гг ), заключенным… с Астраханским губернатором Петром Апраксиным (1659 - 29 мая /9 июня/ 1728 гг. ). Хан принимает подданство России и обязуется преследовать чеченцев и ногайцев» (25, с. 140 );
*Н.Г. Волкова в своей статье «Переселение с гор на равнину на Северном Кавказе в XVIII-XX веках» пишет: «Постоянное поселение ингушей в местности Назрань произошло в период между 1807-м и 1810 годами, причем поселенцы обязались платить подать кабардинцам и чеченцам. От кабардино-чеченской зависимости новые поселенцы избавились уже в 1810 году, благодаря «покровительству» Владикавказского коменданта»;
*В свою очередь, Б. Далгат считает, что «Назрань в то время представляла из себя пустошь и была спорным местом между кабардинцами и чеченцами»;
*«До окончания войны царизма с имамом Чечни Мансуром (1785-1791 гг. ) не фиксируется какое-либо передвижение ингушей с междуречья Терека и верховьев Сунжи на северо-восток. На это указывает доклад ген. Гудовича Екатерине II в 1791 году: «В соседстве с Малою Кабардою, в верховьях Сунжи, обитает горный народ карабулаки, а позади его - ингуши..» ;
*«Военно-статистическом обозрении Российской империи» сказано: «Всех Карабулакских аулов (в Верхне-Сунженском приставстве, включающего в себя села, находящиеся по реке Сунжа, выше с. Закан-юрт. ) в коих поселены и чеченцы, восемь (450 дворов ), в коих считается собственно карабулаков: мужеского 927, женского 956, всего 1883; чеченцев мужеского 494, женского 495, всего 989 душ» (44, с. 126 ).

Следы на утёсах


Эта война уничтожила мои черновые материалы, над которыми я трудился свыше 30-ти лет, ещё со студенческой скамьи. Но благодаря Аллаху не всё пропало, хотя черновые записи и свидетельства старейшин безвозвратно потерянны, но Он сохранил в основном таблицы и древы (схемы-силсилы - ветви родословия ), а главное мою память. И по этой причине, мы сегодня можем читать этот труд, где трудимся, будем трудится и дальше.
Я помню, как мои сокурсники посмеивались надо мной, когда в 1970-х годах я писал эти рукописи. Они меня считали, только что спустившимся с гор пещерником, в лучшем случае «колхозником», который случайно оказался на пути к Коммунизму. Тогда мода была совсем на иные темы и лозунги. А мне казалось наоборот, что эти лозунги и придуманы для таких как они, чтобы они в большинстве своем не думали также «колхозно» как и я. Вот они эти модные лозунги той эпохи:
- «Стирание грани между городом и деревней!» (в корне не подходит для чеченцев ).
- «Стирание граней между нациями!»
- «Долой, пережитки прошлого!»
- «Нет дороги в мир мракобесия! Один ты, хозяин своей судьбы!»
- «Даешь, «интернациональные свадьбы»! «…-семьи»!
- «Религия - опиум для народа!» и ещё многое из этого ряда.
Они считали меня ненормальным, потому что я ищу историю, которой якобы и не было. Они тогда считали, да и сейчас считают, что нас людьми сделала цивилизация (вайна, маха бан а хуура дацара ), и всё что у нас есть, даровано не Аллахом, а цивилизацией. Моим сверстникам хватало улыбки девушек, как знак поддержки остроумных шуток в мой адрес (как им казалось ). «Твоя история, - говорили они, - это ковыряться в навозе» (я был студентом зоотехнического факультета ГСХИ ). А мой интерес был к истории, к генетике моего тайпа, да и народа.
Показанное для примера генеалогическое древа подобные моему, составлены мною и для других нихалоевских ветвей, которые проживают в иных чеченских сёлах кроме Шаами-Юрта. Например, из села Нихалоя Абкаран-некъи , Шааман-некъи , Чомакх-гаран некъи ; из Чай-Махка 1 («Ча-Мохк»/Чомакх; Чоме-кха/ - «Обитель медведя» ) потомки Эхи (Эха является пра-пра-правнуком Нихи ), Моасан-некъи ; нихалои проживающие в Центре Урус-Мартана (Ади Сурхон некъий ) и нихалой из квартала «пешхой». В Урус-Мартане есть и такие кварталы, где проживают Гойтамар-некъи , Якаев-некъи . Также, чудом сохранившиеся от уничтожения военными мои труды, связанные с Гойчи-некъи из Шалажи, Бартхан-некъи из Рошничу (мне удалось хоть сколько-то восстановить, за последние года работы родословие последних ). Черновые материалы таких ветвей нихалой из Гойты, Атагов, Са"ади-котара, Ачхой-Мартана и Олхазурово были безвозвратно уничтожены военными. Чудом сохранился родословная ветвь нихалой из Грозного. Во вторую войну я потерял много ауди-видео записей, и черновых трудов написанные моей рукой за 30 лет. Самое невосполнимое то, что многих свидетелей, которые рассказали о разных событиях вчерашние старики, на сегодня их уже нет в живых. И у меня мало уверенности в том, что ещё кто-то занимался тем, чем занимался долгие годы я.

Чай-мохк (Чаймерка, Ча-йа-майда; «Чоме-кха» ) [ 1 ] - сохранились руины того поселения. Название «Медвежья поляна» («Ча-йа-мохк» ) это место получила потому что там водились много медведей, и которые, до последних войн встречались там. Но имеет право быть и другая версия, связанное с сыном Нихи, Чомакхам («Чоме-кха» - досл. «Вкусная земля» ), который был хранителем очага нихалоевцев в горах, когда оснавная масса родичей (ветвь Витурга - «Витург-некъий» ) спустилась на равнинную часть «Нахчи-чоь». Чомакх, является эпонимом второй ветви, «Чомакх-некъий».

Теперь, с помощниками я делаю попытки заниматься установлением связей и воссозданием родословия для Атагинских нихалой: Абдурзаковы, Авторхановы, Адаевы, Алдамовы, Алиевы, Аткаевы, Ахмадовы, Ахматовы, Ахмаровы, Бакаевы, Газиевы, Дагаевы, Джабраиловы, Джумаевы, Закраиловы, Закриевы, Ибаевы, Ибрагимовы, Идиговы, Исраиловы, Макаевы, Мидакаевы, Миназовы, Мударовы, Музаевы, Мусаевы, Ногамирзаевы, Сааевы (возможно Саиевы ), Садулаевы, Тарамовы, Татаевы, Тахаевы, Цамаевы, Хасаровы, Чапаевы, Экаевы, Яскаевы и других. Сайдахмадовы (Кати, Дага чьи потомки есть сын Кати Сайд-Ибрагим и Даги сын Сайд-Хьамзат ) опекаемые нихалоевцами имеют арабский корень - потомки курайшитов. Есть в Атагах и такие фамилии (Гадаевы, Мехтиевы, Самбиевы, Сапарбиевы, Яндарбиевы ), которых одни относят к нихалоям, а другие к другим народам и тайповым образованиям типа: черкесы, лезгин/талыши, тумсои, хаккой и келой/вашандарой. Мне нужна ваша помощь, чтобы истина заняла своё место.
Почему у меня мало уверенности в том, что кто-то ещё может заниматься тем, чем занимался я? Почему я пришёл к этому заключению? Есть и такие, которые говорят: «Главное, мы знаем имена своих семерых отцов (авт. без корневых отростков ) и мы мусульмане, Слава Аллаху! А зачем нам интересоваться тем, чем люди занимались в языческие времена». Конечно, это их узкое, субъективное мнение. И эти мысли кем-то закладывается в головы молодых чеченцев. Главная цель этой агитации, чтобы современные чеченцы, мало знали свою историю, свою самобытность и конечно своё родословное и генетический код. Поэтому, в начале моего труда я приводил один аят из Корана, и слова праведного халифа Умара, да будет доволен им Аллах! И у меня просьба, особенно к так называемым «салафитам», ещё раз прочтите эти свидетельства.
На собственной схеме родословия (что покажу внизу на 77 странице ), я хотел, побудить вас (члены «Семейства Чинаха» ) на ответные действия, где вы могли бы мне и себе помочь иметь такую же родословию для своих потомков. От вашей активности зависит, будут ли у нашего древа густые ветви, и приблизимся ли мы к достоверности и к истине нашего происхождения.
И моя просьба ко всем читателям, какого бы тайпа он не был, все записи, или рассказы связанные с нашей историей не оставлять без внимания, и не терять. И ты, и твое поколение будет обделены историей, если они не будут знать свои святыни. Какими материальными благами не были бы славны наши дети, они будут нищи морально, без их внутреннего богатства - осознания собственной значимости из-за своего древнего корня. Пусть Аллах оберегает нас и наших детей, быть без рода и племени - второсортными.
Брат мой, Вайнах! Оставайся самым благородным, самым стойким и отзывчивым человеком из всех других людей и народов. Талант, ум и добродетели в тебя уже заложены твоими родителями (с генами ), сохраняй и крепи наследие отцов. Стань эталоном справедливости, чести и достоинства, остерегайся злословия и вранья. Самое главное, не отдаваться земным искусам, имей стойкость не покорится грешным делам. Ты будешь самым сильным и уважаемым, если в твоём сердце будет только один страх, страх предстать с грехами перед Всевышним Аллахом. Береги себя и своё здоровье, для чистого наследия. Я не хочу сказать, что сам я был всегда, настолько прилежен к требованиям Всевышнего, как учу тебя, но я стараюсь, каждый день больше приблизится к этой норме, освобождаясь от прежнего балласта грехов. В жизни я остерегался того, что на меня покажут пальцем в след. И не подумай, что я какой-нибудь сказочник по жизни. Нет. Вот эту работу, которую ты имеешь возможность зреть, это мои труды за 30 лет, мои мысли и поиски за 40 лет. И я не из тех, кто хотел бы незаслуженной славы. Если это было бы так, то многое я наверно убрал бы с этих записей.
В этом завистливом мире, я знаю, что этой работой собираю себе много недоброжелателей, которые будут мне желать зла и проблем. Но и всё-таки, кто-то же должен это рассказать, донести до людей. И знай, что нет одинаковости в моих вчерашних и сегодняшних суждениях. Я каждый день в поисках, в работе. Я каждый день делаю коррективы, вписываю новые имена, даже новые легенды (легенды становятся истиной, когда есть подтверждение и факты ). Самое правильное из них будет то, который зафиксировано позднее всех в моих трудах и публикациях. Если ты поможешь мне, в информации о чём-то, что я не знаю, ты не только поможешь мне, ты поможешь в первую очередь себе и своим детям обрести древние корни.
На вышепоказанной таблице (на странице 27 ), как вы видите, некоторые родословные ветви не связаны с основным стволом. Также в эту таблицу не включены ветви, которых ещё нужно изучать и доисследовать. И много будет, зависит от вас, от того примите ли вы эту работу и ещё от того, какую лепту вы, каждый внесёте.
Мой однотайповец! Тебе не обязательно знать о своих предках всё, до 10-20-го колена. Достаточно даже то, что ты подскажешь, укажешь на малозначимую деталь, дашь хоть какую-то информацию, пусть даже это будет мифическая история. Это будет большая помощь. Мы сверим, изучим всесторонне, и может восстановим твой корень. И поверь мне, мы найдём много нового как каждый для себя, так и в целом по общему древу родословия (силсила ). А твоя большая, можно сказать огромная помощь, это прислать нам то, что ты слышал от старших, читал на каких-то изданиях, слышал от соседей, то есть от представителей соседних с нами тайпов. От косвенной информации можно многое почерпнуть, и необязательно, чтобы она была написана на профессиональном уровне. Поверь, завтра этой информации уже не будет, потому-что люди не вечны, и те от которых ты что-то слышал, уже может быть не живы. Поэтому надо успеть. Если не мы, то кто? Я и сегодня в поисках. И я тебе даю слово, что самое приближенное к истине и всё новое, что мы восстановим, и с твоей помощью тоже, будет записано, зафиксировано в моих работах и в моем разделе. Аллах велик!
Сегодня, то есть на современном этапе (особенно за последние 100 лет ), изучающими историю чеченского народа и этнографию тайпового строя, было допущено много искажений на страницах изданий, и конечно, по нашему недосмотру (имеется в виду, выведенные за рамки научной круга, учёные от народа ), ещё вернее будет сказать, из-за невозможности этим заниматься.
Приведу для примера некоторые утверждения с этих изданий:
[ Тейпы, не входящие в тукхумы.
. Чинхой (есть предположения, что данный тейп вместе Гучингхой входит в тукхум Терлой ) - 45 тыс. чел. в Грозненском и Урус-Мартановском районе.
. Гучингхой (некоторые относят данный тейп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тукхуму Шатой )
].
Второй пример: [ «…ШаIам по происхождению «шаро»…»; «…нихлой есть пришлые и оказались в Шаами-юрте только по возвращении из ссылки 1957-м году, а основателями села являются курчалой и Iаларой» ].Это есть наглая ложь и верх бестыдства.
Отвечая на этот первый пример, у меня возникли вопросы: Кто явился и является инициатором приписки этого тайпа (чинахой ) к терлоевцам? Нужна ли терлоевцам, не относящаяся к их корню эта этнодоля? И кто такой всемогущий, который может вот так взять по настроению, тайп гючанги сперва присоединить к чинахоевцам, потом отдать терлоевцам, ну а потом, отбирать их у чинхоевцев и терлоевцев и присоединить его к шатоевцам? Я думаю, что не чистокровному чинахо, уж точно и не гючанги это нужно. Кто придумал, что в двух районах проживают 45-тысяча чинахой? Да, дай Аллах, чтобы их было один миллион 45 тысяча по всей Чечне. У нас есть родословная ЧIинаха, и приблизительная дата его рождения, где разница может не превышать 5-10 лет. Также у нас есть знания, где можно определить приближённое к истине процент прироста потомства. Кто не согласен, пусть проверяет! В первую очередь чинхои должны быть заинтересованы в очистке от примесей своего рода, если есть подозрения на сей счёт.
Теперь я дам ответ и на второй вопрос:
Лишь А.В.Твёрдый знает как топонимист, какое понятие включено в название моего села - Шаами-Юрт. Его основа, на что он опирается, это есть им же выпушенный труд «Топонимический словарь Кавказа». Опираясь на его же утверждения и вышеуказанный труд, Википедия в свою очередь делает ещё новое заключение: «Шаам, это шароевец…», хотя в Шаами-Юрте и тогда (в истоке ), и сейчас не было, и нет ни одного шароевца, чтобы им отдать лавры первенства. Когда шароевцы вышли на низменность (имеется в виду, регион Заки-Юрта и Шаами-Юрта )? Я отмечал это, когда писал историю сёл Заки-Эвла и Шаами-Ирзу, а также относительно современной истории станицы «Закан-Юртовская» (которая просуществовала всего 70 лет ).
Похожее на этот бред, подтверждает и ещё один юморист местного происхождения (некий «Нох» и ему подобные ). Он в свою очередь хочет доказать, что нихалой не является этногруппой села Шаами-Юрт, то есть его автохтоном. Кому это нужно? Наверное, всё тем же провокаторам, которые сеют междоусобицы, развязывают конфликты между народами, загрязняют историю. А нужна людям, которым, как жаждающему вода, необходима склока и интрига. Ведь, правду, уже написали. А им нужно, что-то дописать, чтобы прокормится с кормушки тех, кто видит сны про Великую Хазарию.
Кстати про хазаров, А.В.Твёрдый в своём труде «Топонимический словарь Кавказа» даёт объяснения топонимике подогнанное под «Хазарию». «Хазар дук - горный хребет в республике Чечня; находится в истоках р. Гехи, юго-восточнее аула Хилой. Первая часть - этникон, напоминающий о пребывании на Кавказе хазар; вторая часть - «хребет», - «хазаров хребет» (вайнах. )».
На современном этапе наблюдается повышенное внимание к хазарам и тюркам не только наших учённых, но и сторонних. Идёт глобальное стремление закрепить на Кавказе этих этногрупп как коренные этнопласты, хотя некоторые из них были кочевниками поздних времён, временщики, но не коренные жители. Всё это сказки.
«Хазар дукъ» состоит из двух понятий «хазар» и «дукъ», где второе однозначно означает на вайнахском языке «хребет», «гряда». А вот «хазар» имеет совсем другой смысл, то есть в переводе на русский, это слово означает «слышимость», или «слух», где часть слова «хаза», тоже означает «услышать», «слышать». А суффикс «р» есть отвлечённое существительное, обозначающее процесс действия. В чеченской грамматике, масдар образуется путём прибавления к форме инфинитива окончания «-р»: «хазар» (слышать ); «зер» (испытание ); «тар» (примирение ); «лар» (терпение ); «дар» (делание ).
Мы должны также обратить свой взор в древность, и на географическую местность, где расположен исток реки Гехи. Наши предки, ещё с урартских времён, строили сигнальную систему оповещения, начиная с предгорья, уходящие ущельями до самых вершин гор. Так и в Чечне сохранилась этот архитектурный стиль строить на хребтах (дукъ ) сигнальные башни, которые сохранились в наши дни только в горах. И потому можно смело утверждать, что название «Хазар дукъ», не имеет никакого отношения к «хазарам», а является названием относящая к частям сигнальных систем. «Хазар дукъ» в переводе с чеченского языка на русский язык будет иметь смысл: «слышащий хребет/гряда/», или «хребет/гряда/ имеющий слышимость». По топониму «Хазария» идёт закладка основы под запланированный еврейский проект, чтобы повторит осетинский эксперимент как с топонимом «Алания». Если А.Б.Твёрдый правдивый учённый, то он сделает поправку, хотя бы по этому топониму. Первый Съезд нихалоевцев Мы, люди тайпа нихалой, в 1994 году за три месяца до начала первой войны собрали съезд на родовой земле, рядом с колыбелью зарождения тайпа нихалой, родовой башни Нихи, которая сохранилась до сих пор в углублении скалы. Сперва, организаторы съезда хотели провести съезд в предгорье называемой «Раузи-Корт» (Розен-корта ) . Это место славится тем, что там издревле проводились все Советы и ритуалы по насущным проблемам того времени. К тому же, эта гора принадлежит «семье Чинаха». И, тем не менее, мы извлекли большую пользу от этого съезда. Главное, возобновились родственные связи людей от горной местности до самого побережья реки Терек, которые были утеряны, а поиски исторических ценностей связанных с родословной каждого гражданина приравнивалась к пережиткам прошлого. Были разосланы итоги съезда для многих однотайповцев, которые не смогли прийти на этот форум. По ТВ, показали два раза ролик. Достижения работы этого съезда, недолго заставила себе ждать. Например: нередко люди находили отклик гостеприимства, которого и не ожидали, из-за приобретённых нахами накануне войны обычаев, на почве политического антагонизма. Этим не раз воспользовался и я, ввиду частых моих скитаний по самым глухим, отдалённым тропам. В тех домах, которые должны были, меня ненавидеть, поверьте мне, встречали меня настолько радушно и приветливо, что запомнились мне на всю жизнь.

Продолжение следует в части 7 и 8. мой эл.адрес: [email protected]