Интенсивное обучение. Интенсивное обучение иностранным языкам. Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование

Китай-Городская

Интенсивное обучение – это не просто эффективное обучение, а такое обучение, при котором достигается max эффективности за min возможное время при min затратах усилий учащегося и учителя.

Определяющим в этом понятии является активизация обучения.

Под активизацией понимают: 1) активность со стороны обучаемого; 2) методы, активизирующие учебный процесс со стороны преподавателя.

Психолого-педагогические основы ИО:

Главным в понимании ИО является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот:

1) наличие зоны ближайшего развития у взрослого;

2) оптимальные условия для обучения создаёт коллектив и складывающаяся в нём система специфических взаимодействий;

3) личностные особенности человека никогда не достигают своего предела, а способны совершенствоваться в течение всей жизни;

4) превращение потенциальных возможностей в актуальные. Человек не подозревает о наличии у него тех или иных способностей, но при грамотном подходе эти особенности могут раскрыться, ! когда цель становится личностно-значимой.

Принципы обучения:

1. Принцип личностного общения. Специфика такова, что требует от каждого обучаемого включения в совместную интеллектуальную деятельность. Эффективность коллективной учебной деятельности проявляется в изменении личности и уровня межличностного общения. Обучаемые вынуждены предъявлять к себе требования.

2. Поэтапно-концентрический принцип. Синтез –> Анализ –> Синтез. 1 этап – 2500 ЛЕ, 2 – 1200-1500 ЛЕ, 3 – 800 ЛЕ.

3. Личностно-ролевой принцип. Ролевое поведение как разновидность социального поведения. Личностное общение протекает в обстановке общения-игры, т.е. создаются естественные жизненные ситуации.

4. Принцип коллективного взаимодействия, при котором: а) учащиеся активно и интенсивно общаются друг с другом, расширяют свои знания; б) между обучаемыми складываются оптимальные взаимодействия, которые повышают эффективность обучения; в) условием успеха каждого является успехи других. Эффективно общение в триадах.

Используются тексты-диалоги, дополнительные тексты, лексико-грамматические комментарии, обязательно наличие домашнего задания.

Важными являются коммуникативные задания, направленные на тренировку и практику общения + языковые игры.

Материал строится по принципу устного опережения (нет текста перед глазами, только восприятие на слух).

Этапы обучения:

1 этап. Введение материала.

Важно не заучивание, а импринтинг (непроизвольное запоминание). Материал предъявляется 4 раза:

1) введение в новую тему, дешифровка материала. Нет экспромта в проведении, жесты, мимика, перевод.

2) подробно дешифруется языковой и речевой материал, непроизвольное запоминание. Смотрите, слушайте, повторяйте.

3) «активный сеанс». Цель – закрепление материала и его распознавание. От РЯ к ИЯ.

4) «музыкальный сеанс». Длительность – 10 минут. Создать этап отдыха, рефлексия. Текст читается под музыку.

2 этап. Активизация учебного материала.

Переработка материала. Его автоматизация, устойчивость речевого навыка.

3 этап. Тренировка в общении.

Выражение мысли, понимание мысли других, жёсткое управление.

4 этап. Практика в общении.

Более свободное и творческое использование материала. Гибкое управление.

Другие интенсивные методы:

1. Гипнопедия. Обучение языку во время естественного сна.

2. Релаксопедия. Обучение языку в состоянии мышечного и психического расслабления и покоя под воздействием аутогенной тренировки, способствующей протеканию процессов непроизвольного внимания, запоминания языкового материала и новой информации в большом V.

3. Ритмопедия. Основывается на создании особого состояния нервной системы человека, при которой достигается запоминание большого V языкового материала. Ввод информации происходит в период ритмостимуляций в сопровождении мелодичной, новой для слушателя, музыки, способствующей объединению логич. и эмоц. компонентов психики.

4. Методика «погружения». Предлагает систематическую, интенсивную, учебно-речевую, ситуативно обусловленную, учебно-коррекционную деятельность. Часто в рамках заданного сценария, в обстановке, max приближенной к реальной коммуникации.

5. Эмоционально-смысловой метод. Строится на широком использовании ролевых игр, проблемных ситуаций, мыслительных задач, решаемых в состоянии повышенного эмоционального настроя всей группы обучающихся.

6. Суггестопедический метод Лозанова (внушение).

ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Задание для самостоятельного выполнения: составьте конспект лекции по теме, дополнив его после знака? на основе теоретического материала из соответствующего информационного блока и/или упомянутых в ссылке литературных источников.

Краткий конспект лекции

1. Понятия «интенсивность» и «интенсификация». Интенсификация обучения как основа интенсивных методов.

Сущность интенсивного обучения, разновидности интенсивных методов.

1.1. Создание интенсивного метода обучения ИЯ было вызвано социальной потребностью, общественными и государственными интересами, а также развитием таких наук, как социальная психология, психология личности, психология общения, психолингвистика. Расширение научных, экономических, культурных, туристических связей способствовало появлению потребности в короткие сроки овладеть ИЯ на коммуникативно достаточном уровне, который позволял бы общаться на ИЯ с его носителями за рубежом и у себя в стране (без переводчика) при наличии в речи фонетических, лексико-грамматических погрешностей, которые не препятствуют общению. Временной фактор в овладении ИЯ стал ведущим при определении метода обучения: его стали называть интенсивным , т.е. обеспечивающим, прежде всего, усвоение большого объема учебного материала в короткий срок .

1.2. «Под интенсивным обучением принято понимать обучения иностранному (и вообще неродному) языку, направленное в основном на овладение живой устной речью и ее пониманием (т.е. общением на изучаемом языке), опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности – на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки (2 недели, 1 месяц, несколько месяцев) и с большой ежедневной концентрацией часов (4-5 часов)» .



1.3. Г.А. Китайгородская : «Методисты определяют интенсивность как повышение скорости и качества обучения, как объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени. В этом понимании ясно отражается количественные параметры интенсивности, и интенсификация понимается как процесс, направленный на повышение количественных показателей успешности обучения» .

Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин : … Эффективность обучения достигается его оптимизацией. … Оптимизация и интенсивность обучения соотносятся как цель и средство . … Под оптимизацией учебного процесса понимается такая его организация, при которой обеспечивается максимально возможная эффективность решения поставленных задач при минимально необходимой затрате времени, усилий и средств со стороны преподавателя и учащихся. … Интенсифицировать учебный процесс – увеличить количество прорабатываемого на занятии материала и обеспечить прочность его усвоения за единицу времени, т.е. добиться более высокого качества обучения, максимальной производительности педагогического процесса. .

1.4. Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин выделяют следующие методические факторы интенсификации : 1) концентрация учебного времени и непрерывность занятий ИЯ (особенно на начальном этапе); 2) обеспечение плотности общения на занятиях, насыщенности уроков видами и формами работы, которые требуют от учащихся активности и участия в акте общения; 3) установка на коммуникативную активность учащихся и преподавателя, максимальное приближение процесса обучения к условиям реального и профессионального общения; 4) авторитет личности педагога; 5) учет индивидуально-психологических особенностей учащихся; 6) опора на смысловую, а не механическую память, стремление к удовлетворению познавательных интересов учащихся; 7) наличие языковой среды и ее методически правильное использование; 8) систематическая работа со средствами наглядности (визуальной и слуховой) .

2. Анализ суггестопедического метода Г. Лозанова.

В основе всех разновидностей интенсивной методики обучения ИЯ лежит суггестопедический метод (СПМ) Г. Лозанова, который возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. Создание СПМ связано с потребностью общества в ускоренном изучении ИЯ и, прежде всего, в овладении устной речью и чтением. Название метода происходит от латинского слова suggestio внушение . Внушение в социальной психологии рассматривается как исходная форма отношений (взаимоотношений) между людьми. Суггестия – поступление информации к человеку путем косвенного внушения. По определению Г. Лозанова, «суггестология – это наука о внушении. Суггестопедия – это раздел суггестологии, посвященный вопросам практической, теоретической и экспериментальной разработки проблем внушения в педагогике».

В методической литературе известно несколько вариантов интенсивных методов : 1. Гипнопедия; 2. Релаксопедия; 3. Ритмопедия; 4. Метод «погружения»; 5. «Экспресс-метод»; 6. Эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера; 7. Интенсивный метод обучения устной речи взрослых учащихся Л.Ш. Гегечкори; 8. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых В.В. Петрусинского и др.

См инф. блок 1.5, 1.6 ?

3. Характеристика интенсивных методов.

Принципы метода активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской (см. файл «Семинарское занятие 6» ) ?

4. Пути интенсификации обучения иностранным языкам в средней школе.

Список литературы

1. Капитонова, Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев / Т.И. Капитонова, А.Н. Щукин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1987. – С. 153–197.

2. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. – 176 с.

  1. Сборник статей по проблемам обучения иностранным языкам в современной школе / сост.: И.В. Пинюта, Ю.В. Пинюта. – БПК, 1993. – 156 с.

Учебный процесс (процесс обучения) - это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы (см. рис. 1).

Рисунок 1

Проблемами обучения и образования занимается часть педагогики - дидактика. Ее основными категориями являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения .

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения .

В дидактике можно встретить такое понятие, как тип или методическая система обучения. Под типом (методической системой) обучения понимается общая направленность обучения. Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом будет ассоциация, а основными видами деятельности - восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения.

Существует множество методических систем, одной из самых древних является догматическое обучение. Оно соответствует ремесленному типу организационной культуры. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. В настоящее время догматическое обучение имеет место при запоминании фактов, заучивании текстов, причем их осмысление не является обязательным. Элементы такого обучения используются при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул без вывода, иностранных слов, некоторых символов. Конечно, элементы осмысления, установления ассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяется заучиванию, точному воспроизведению.

Близкими к догматическому обучению являются современные методические системы: гипнопедии (обучение во сне), релаксопедии (обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей) и суггестопедии (обучение с помощью внушения), которые относят к интенсивному обучению .

Интенсивные методы обучения - группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического метода и включающая следующие методы: метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г.А. Китайгородская), эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер), метод ускоренного обучения взрослых (Л.Ш. Гегечкори), метод погружения (А. С. Плесневич), суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В.В. Петрусинский), ритмопедия (Г.М. Бурденюк), гипнопедия (Э.М. Сировский), курс речевого поведения (А.А. Акишина), «экспресс-метод» (И. Давыдова) и др. .

В их основе лежат следующие методические принципы:

Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.

Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс фор-мирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано обще-ние, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки. Личностно-речевое общение - это основа построения учебно-познавательного процесса в интенсивном обучении иностранным языкам.

Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с пози-ции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участ-никами описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализуется один из приемов метода недирективной регуляции поведения учащего-ся в группе.

Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообра-зии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными оказываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п.

Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе ак-тивизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, не-прочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью .

Основной целью интенсивных методов обучения, как и других методов обучения на современном этапе развития образования, - реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, т.е. обучение коммуникативной компетенции (способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), но в условиях жесткого лимита времени.

Отсюда вытекают следующие определения интенсивного обучения:

«Интенсивное обучение иностранному языку - обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся» - Г.А.Китайгородская .

«Интенсивное обучение - это не просто эффективное обучение, а такое, при котором достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время, при минимальных затратах усилий учащегося и учителя». - В.М.Блинов, В.В.Краевский .

За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иностранным языкам самого различного контингента учащихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в частности, в контексте проблем воспитывающей роли процессов обучения. Интенсивное обучение предложило методике реалистический и последовательный подход к овладению иноязычной речью как к социально-психологической проблеме, с одной стороны, и как к управляемой речевой деятельности, с другой. Этот подход обусловлен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если раньше обучение иностранному языку сводилось к изучению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязычной речью.

Современная коммуникативная лингвистика ставит перед методикой новые задачи, из которых главной является овладение языком, как средством коммуникации. Требуется переход от обучения языку как набору форм и средств к интегральному усвоению учащимися языка .

На практике интенсивное обучение давно уже сложилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличная по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, используемых в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуативно-тематический. Создана новая, динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых.

Управляемое овладение обучаемыми иноязычной речью представляет собой моделирование ими в иноязычной речевой практике процессов порождения, смыслового восприятия и коммуникативного взаимодействия речевых высказываний и формирование соответствующих механизмов.

Однако все еще не ясен вопрос, какие признаки интенсивного обучения определяют его специфику. Можно найти достаточное количество определений интенсивности и интенсификации обучения , но в них нет определенной четкости и однозначных исходных критериев. Иными словами, при каких условиях мы имеем право говорить об интенсивном обучении? Помимо теоретического значения ответ на этот вопрос имеет и практическое значение. Дело в том, что в последние годы на базе опыта интенсивного обучения создан и применяется ряд конкретных методик, скорее подходящих под понятие интенсификации обучения, чем под понятие собственно интенсивного обучения. Наконец, имеется ряд методик, специфических по задачам и используемым средствам, но частично реализующих принципы, положенные в основу интенсивного обучения в различных его разновидностях.

Проанализируем, прежде всего, общий характер критериев, по которым должно быть определено содержание понятия интенсивное обучение. Очевидно, что первый критерий -- характер контингента учащихся не имеет прямого отношения к содержанию этого понятия. Практически различными формами интенсивного обучения, по крайней мере, в эксперименте, сейчас охватываются самые различные категории обучаемых. Всех их можно объединить в три основных типа: обучение довузовское, вузовское и послевузовское. Соответственно меняются основные организационные формы обучения. Второй критерий, по которому обычно определяют интенсивное обучение, это его сроки. Типично отождествление интенсивного обучения с краткосрочным, что соответствует иногда формальной стороне данного понятия, но не раскрывает его. Равным образом едва ли приемлемы определения, связанные с концентрацией часов и временной изолированностью курса обучения, т. е. его относительной автономностью и т. д.

Цель интенсивного обучения -- в минимальный срок достичь усвоения максимального объема учебного материала. Так сформулированная цель и используемые для ее достижения методические приемы определяют целесообразность относительно большой концентрации учебных часов. Содержание интенсивного обучения -- овладение комплексом навыков и умений, достаточных и необходимых для эффективного осуществления деятельности в конкретной области, а также овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и использование этих навыков и умений. Однако в данном определении затронута лишь одна сторона интенсивного обучения -- его обучающая функция. На самом же деле, интенсивное обучение, как и любая полноценная методическая система, выступает и в своей воспитывающей функции. Важнейшая особенность интенсивного обучения заключается в органическом единстве этих двух функций на разных уровнях, вплоть до конкретных методических приемов. Можно сказать, что в интенсивном обучении воспитательная сторона включает в себя обучающую функцию, а обучающая -- функцию воспитания. В сущности, таковы требования к любой методической системе; однако, в настоящее время именно в интенсивном обучении такое органическое единство осуществляется наиболее последовательно.

Итак, под интенсивным обучением иностранному языку мы понимаем обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности -- на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки .

Исходя из основной цели интенсивного обучения -- в кратчайший срок овладеть умениями иноязычного общения, можно выделить два основных характеризующих его фактора:

  • 1) минимально необходимый срок обучения для достижения цели (будущая речевая деятельность) при максимально необходимом (для этой цели) объеме учебного материала и соответствующей его организации;
  • 2) максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности преподавателя .

Первый фактор четко связывает характер обучения с его конкретной целью. Например, если цель -- достижение уровня повседневного общения можно ограничиться начальным этапом обучения (базовый словарь до 2500 лексических единиц, нормативная грамматика устной речи). Как показывает опыт, при соответствующей организации учебного процесса для усвоения такого объема материала требуется не менее 120 академических часов.

Второй фактор предполагает создание в аудитории особого психологического «микроклимата», доверительных отношений между преподавателем и учебным коллективом, внутри учебного коллектива, между преподавателем и каждым обучаемым в отдельности. Важнейшее значение для максимального использования творческих резервов личности обучаемого имеют высокий эмоциональный тонус аудиторий, эмоциональное ее вовлечение, сопереживание в процессе учебной деятельности. Обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной учебной атмосферы -- одно из существенных условий, влияющих на уровень активности учебной деятельности учащихся . Другой предпосылкой активизации резервов личности обучаемого является знание преподавателем всех факторов, обусловливающих процесс речевого общения, механизмом общения и умение управлять ими.

Такое понимание интенсивного обучения наиболее адекватно отражает перспективное направление, которое выкристаллизовывается в последних исследованиях отечественной педагогической психологии .

Сегодня интенсивное обучение может быть представлено в виде опытной модели дальнейшего развития методики. Воздейственность такого обучения уже во многом ощущается в массовой практике преподавания иностранных языков -- в оформлении коммуникативно-ситуативного подхода, в создании коммуникативных учебников, в использовании элементов театральной системы К. С. Станиславского, в обучении иноязычному общению и т. п.

Интенсивное обучение затронуло ряд актуальных проблем преподавания иностранных языков и привлекло внимание к новым аспектам методики в целом.