Ленин-кот, старая крыса плеханов и околоточный троцкий. Лев Троцкий. Плакаты, карикатуры, портреты

Плеханов вскоре после отъезда Носкова поместил в «Искре» открытое письмо в ЦК под заглавием «Теперь молчание невозможно». В этом письме, ссылаясь на тайную информацию Носкова, Плеханов требует от ЦК лишения полномочий Ленина, обвиняя его во всех смертных грехах. Прочитав это возмутительное письмо, мы, по обычаю, собрались у Ильича, чтобы обсудить, как нам реагировать на него. Решили, чтобы кто-нибудь из нас написал открытое письмо к Плеханову. Сейчас же принялись писать несколько человек. Из всех написанных Ильич одобрил мой проект и проект Вольского (Нилова) – недавно приехавшего из России молодого товарища, который, правда, очень скоро после этого отошел от нас к меньшевикам, а затем и совсем от революционной работы. Мы послали наши письма в «Искру». Мое письмо, как участника съезда и старого, всем меньшевикам известного работника, они должны были напечатать. Письмо Нилова, как полученное якобы от неизвестного человека, напечатано не было. Мое письмо было напечатано вместе с плехановским ответом на него. Ответ был написан генеральским тоном, в котором явно сквозило пренебрежение к рядовому работнику, осмелившемуся задавать вопросы признанному генералу от марксизма.

Ответ Плеханова не рассердил нас. Он показал, что Плеханов окончательно потерял самостоятельную линию, оказался уже вполне на поводу у меньшевиков. Первый ответ, который мы дали ему на его выступление, было коллективное письмо 37 большевиков. В нем прямо указывалось на обывательщину, которая сквозит во всей статье Плеханова. На его угрозу при торжестве ленинской точки зрения в партии уйти из партии авторы письма спрашивают его, кто, собственно говоря, собирается уйти из партии, если тамбовский дворянин Плеханов (так назвал он себя в ответе на мое письмо), то скатертью ему дорога. Жалко будет, если уйдет социал-демократ Плеханов. Редакция это письмо не напечатала, ссылаясь на то, что ей неизвестно, состоят ли подписавшиеся товарищи в партии. И это несмотря на то, что подписавшиеся товарищи заявили, что список их настоящих имен имеется в ЦК партии.

В столовой Лепешинских у кого-то явилась мысль изобразить весь этот инцидент в карикатурах. Мы за обедом все коллективно придумали содержание и текст. Лепешинский мастерски нарисовал карикатуру.

Насколько помню, первая карикатура появилась на статью Мартова «Вперед или назад», в которой он в беззубой злости пытался политически похоронить Ильича, критикуя его брошюру «Шаг вперед, два шага назад». В статье Мартова имелся подзаголовок «Вместо надгробного слова». В ответ мы коллективно придумали, а Лепешинский нарисовал карикатуру «Как мыши кота хоронили». Карикатура вышла очень удачной. Ильич, изображенный котом, Плеханов – старой крысой, все остальные лидеры меньшевиков (Мартов, Аксельрод, Троцкий, Дан, Потресов) в виде мышат поразительно удались Лепешинскому. Все дальнейшие карикатуры напоминали отдельные эпизоды из нашей фракционной борьбы.

В ответ на письмо Плеханова и отказ редакции напечатать письмо 37 большевиков получились две карикатуры. Одна под названием «Житие Георгия Непобедоносца» в шести картинах изображала важнейшие моменты из жизни Георгия Валентиновича Плеханова: как он вместе с Лениным боролся сначала с «экономистами», после – с меньшевиками, как он затем испугался съезда лиги, открыл храм «Искры» для меньшевиков, как он начал вместе с этими меньшевиками гадить в этом храме, наконец, как он вспомнил о том, что он «тамбовский дворянин». Последняя заключительная картина представляла, как Ильич в виде атамана разбойников приказал нам, его сподвижникам, разложить Плеханова и всыпать ему горячих. К сожалению, эта карикатура пока не найдена и нигде не была воспроизведена, хотя довольно широко распространена была в литографированном виде за границей. Вторая карикатура изображала участок: Плеханов в качестве исправника или частного пристава, Мартов в виде канцелярской полицейской крысы, Троцкий в виде молодого, готового на всякие услуги околоточного надзирателя, Дан в виде одетого в штатское сыщика, а мы все, большевики, в виде толпы оборванцев, подающих бумагу в «небюрократическое учреждение», т.е. в редакцию «Искры». Стоящие в шкафу «дела» представляли из себя перечень всех спорных и склочных вопросов, выдвигавшихся против нас меньшевиками.

Конечно, эти карикатуры моментально расходились по всей Женеве и по другим заграничным колониям. Меньшевики были возмущены до глубины души. Плеханов выходил из себя от злости. Его жена как-то решилась прийти к одному из большевиков и заявила ему, что пусть не забывают, что Плеханов действительно дворянин и получил военное образование и что, если выведут его из себя, он может вызвать автора карикатуры на дуэль.

Мы все во главе с Ильичем хохотали самым веселым образом над всей суматохой, которую подняли меньшевики по поводу карикатур. Это оказалось сильным оружием, и на каждую ругательную статью меньшевиков мы отвечали новой карикатурой.

Лядов М. Из жизни партии в 1903-1907 годах (воспоминания). М., 1956. С. 45-47.


03. Ленин и Троцкий (белогвардейская открытка, 1918 год)

Милый Вова, полно ныть,
Ты подумай, где нам жить?
Не признали люди-твари
Нас на этом круглом шаре!
Нет нам места на Руси. Поместимся на оси!


04. Лев Давидович Троцкий - Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель Революционного военного совета РСФСР (РСФСР, 1919 год)


* Для справки: ОСВАГ (ОСВедоми́тельное АГе́нтство) было основным информационно-пропагандистским органом белого движения, учрежденное лично Деникиным. На его содержание белое правительство регулярно выделяло весьма и весьма круглые суммы. Например, в январе 1919 года на пропаганду было выделено 25 миллионов рублей. К августу 1919 г. на подконтрольных территориях действовало 232 пункта и подпункта Освага, в подчинении находился ряд газет, журналов и театров; издавались плакаты, брошюры и листовки, проводились фото- и киносъемка.Для передачи информации, кроме обычного телеграфа, использовались установленные союзниками в Гурьеве, Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе радиостанции мощностью до 35 кВт.

Выхлоп от этих трат был весьма сомнителен - между пропагандистами и и целевой аудиторией зияла бездонная пропасть. Даже среди бойцов белых в ходу была фраза: «бей жидов и осважников». Несмотря на махровый антисемитизм (особой любовью художников в этом контексте пользовался товарищ Троцкий) - Осваг упрекали за то, что он якобы переполнен евреями, стремящимися избежать призыва в Добровольческую армию. Придя к власти в 1920 году, генерал Врангель лавочку прикрыл.

Познавательные картинки, о многом говорят....

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".


Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года.

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки.


Рисунок Дмитрия Мора.


Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить.

Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.


Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети!


После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках!


Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!


Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!"

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

А потом из него сделали икону вождя трудового пролетариата...

«Прогерманский Иуда»

После июльских событий в столице Временное правительство обвинило вождя большевиков Владимира Ленина в сотрудничестве с германским Генштабом. Карикатуристы самых разных изданий откликнулись на эти обвинения как смогли.

А еще говорят, что «история – не повторяется!» [Эспе (псевдоним)]. Пугач. 1917. Сентябрь

Без сомнения, главными персонажами карикатур 1917 года следует признать императора Николая II , императрицу Александру Федоровну, «старца» Григория Распутина и всенародного кумира Александра Керенского , растерявшего популярность к сентябрю этого года. Помимо них среди излюбленных героев карикатуристов оказались лидер эсеров Виктор Чернов , вожди большевиков Владимир Ленин и Лев Троцкий , в меньшей степени – фрейлина императрицы Анна Вырубова , лидер кадетов Павел Милюков , большевичка Александра Коллонтай и писатель Максим Горький .

Впрочем, до сих пор – и по прошествии ста лет – история Русской революции в зеркале сатирической графики не описана и не осмыслена. Между тем «карикатурография» почти каждой из перечисленных выше персон может стать серьезнейшим материалом для изучения тех культурных и социально-политических процессов, которые тогда разворачивались в стране.

От китайца до Антихриста

Почти неизвестный российской публике до 1917 года, давным-давно пребывавший в европейских странах, Владимир Ленин, вернувшись 3 (16) апреля в Петроград в «пломбированном вагоне» через Германию, очень скоро стал одним из центральных героев русской прессы, заставив всех заговорить о себе.

Художники-карикатуристы сполна отразили критическое отношение к лидеру большевиков, в том числе и намеренную его дискредитацию со стороны политических противников. Но вместе с тем они визуализировали и подсознательные страхи широких слоев населения, ведь истероидность массового сознания была характерной особенностью революционной поры.

Многочисленные карикатуры демонстрируют подлинную репутацию Ленина и возглавляемой им партии в массовом сознании современников. Ленин-шпион, Ленин-анархист, Ленин-дезертир, Ленин-провокатор, Ленин-люмпен, Ленин-хам, Ленин-агитатор, Ленин-китаец, Ленин-психопат, Ленин-контрреволюционер, Ленин – марионетка кайзера, Ленин-царь, Ленин-Иуда, Ленин-Антихрист – вот далеко не полный перечень приписывавшихся ему ролей.

Поразительно, что многие из художников, создававших эти карикатуры, спустя всего два-три года станут выдающимися основоположниками советского культа Ленина, сформируют его сакрализованный образ, канонизированный официальной идеологией. Стоит задуматься о той невероятной фрустрации, которая постигла читающую аудиторию страны, когда власть оказалась в руках самого одиозного и самого, без преувеличения, инфернального персонажа на политической арене революции.

Пик карикатурной популярности

Сатирическая визуализация Ленина достигла апогея летом и осенью 1917 года: к этому времени в массовом сознании он – политик не просто с нулевой, а с шокирующе отрицательной репутацией. Этот вал карикатур был определен июльским восстанием в Петрограде (подавленным Временным правительством) и объявлением лидера большевиков и ряда его соратников вне закона в связи с обвинением их в подрывной работе на германский Генштаб.

Художники иронизировали в том числе над неспособностью или даже нежеланием Временного правительства поймать шпиона-провокатора, скрывавшегося прямо под боком – иногда, если верить карикатурам, прямо под кроватью министров-социалистов… Одиозное имя Ленина было настолько у всех на устах, что в июле в одной из юморесок саркастически предлагалось переименовать Петроград в Ленинск (!) – невольное пророчество, опередившее реальность на семь лет.

Иуда. Пэм (П. Матюнин). Вырезка из неустановленной газеты. 1917. Лето (?)

Наиболее поздние антиленинские карикатуры в российской периодике фиксируются вплоть до лета 1918 года, когда большевики установили абсолютную монополию на власть и окончательно уничтожили свободную прессу. Далее сатира в адрес Ленина могла появляться только на неподконтрольных большевикам территориях. Однако периодика белогвардейских и оккупационных администраций и правительств чрезвычайно фрагментарна и малодоступна, поэтому собрать сколько-нибудь полный корпус антиленинских карикатур периода Гражданской войны, по-видимому, почти нереально.

Весь этот уникальный карикатурный материал еще при жизни Ленина стал табуирован, а за долгие десятилетия советской власти оказался совершенно позабыт. Более того, подобные сатирические изображения зачастую последовательно уничтожались в библиотечных, музейных и архивных собраниях (не говоря уже о личных библиотеках, ведь хранение столь «подрывного» материала могло быть смертельно опасно).

Медведь, который ходит подобно… ягненку! У . А . Роджерс . New York Herald. 1918. Лето

«Предатели»

Представление о том, как в провинции воспринимали июльские события в Петрограде, дает статья газеты «Моршанский телеграф», вышедшая 8 (21) июля 1917 года. Газета писала: «Опубликован наконец документ большой государственной важности, и тайное стало явным. «Агитацию в России ведут: агент германского Генерального штаба и председатель украинской секции «Союза освобождения Украины» А. Скоропись-Золтуховский [так в тексте; правильно: Скоропись-Иолтуховский. – «Историк» ] и Ленин. Ленину поручено стремиться всеми силами к подавлению доверия русского народа к Временному правительству», – гласит этот документ.

На ведение «большевистской» агитации в Сибирском банке в Петрограде на имя присяжного поверенного положено 2 с лишним миллиона рублей. По нынешней дороговизне жизни современные Иуды не довольствуются тридцатью сребрениками.

Итак, судьба России была тщательно взвешена на весах Вильгельма, страна разделена по германскому масштабу и даже главный вершитель судьбы России – Ленин бесцеремонно прислан в немецком вагоне с выразительной надписью на пломбе «Сделано в Германии»…

Враг народа сеет плевелы раздора, прячась во тьме и прикрываясь личиной борца за свободу, искусно закрывая истинное лицо свое – предателя и христопродавца!..

Но не бойтесь ленинцев и тяготеющих к большевизму: они так же трусливы, как и подкуплены…

Большевики сильны лишь в возбуждаемой ими толпе, не утратившей еще, к сожалению, рабских привычек – по которым «кто палку взял – тот и капрал».

Но в одиночку они предпочитают уют «запломбированного вагона»».

«Благоволите получить и расписаться»

В целом ряде карикатур в явной или завуалированной форме Ленин отождествлялся с библейским Иудой, предавшим Христа, – тем самым на вождя большевиков проецировалось самое чудовищное предательство из всех возможных.

На карикатуре «Верная служба – честный счет», появившейся в июльском номере сатирического журнала «Бич», Ленин изображен в характерном иудейском балахоне, с отпечатком кровавой руки на нем и с петлей на шее (недвусмысленный намек на бесславную и скорую смерть нового Иуды). Стоящий рядом «Некто в черном» – легко узнаваемый по усам кайзер Вильгельм – вручает предателю мешочек с тридцатью сребрениками со словами: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!»

Автор рисунка – 24-летний художник Дени (Виктор Денисов ), к тому времени уже известный карикатурист, а в скором будущем – классик советского политического плаката и создатель апологетических портретов вождя. До конца 1917 года из-под пера Дени успело выйти еще несколько ярких антиленинских сатир, никогда, разумеется, не включавшихся в его советские альбомы и вспоминавшихся ему самому разве что в страшном сне.

Автор другого рисунка – известный карикатурист Пэм (Павел Матюнин ), впоследствии эмигрировавший и плодотворно работавший в Париже. Его карикатура прямо названа «Иуда»: персонифицирующая Россию женщина-Свобода с презрением смотрит на плюгавого Ленина в иноземной шляпе, на пиджаке которого болтается пломба с надписью «Сделано в Германии». Кроме того, на горизонте изображены полчища немецких войск, чьим агентом и выступает Иуда-большевик.

Карикатурист А. Лебедев, сотрудничавший со многими журналами, создал целую серию антиленинских сатирических рисунков. Весьма показательны три его работы из августовских номеров журнала «Стрекоза»: маркером Ленина как Иуды выступает мешок с немецкими деньгами (хотя на мешке во всех случаях имеется надпись «1 000 000 марок», это репрезентант все тех же библейских тридцати сребреников).

Made in Germany

Имя Ленина нередко отсутствовало в подписях к карикатурам, ведь для журнально-газетной аудитории недвусмысленными маркерами «немецкого шпиона» (лидера большевиков) являлись пломбы с геральдическим германским орлом, или железнодорожный вагон, или лысый череп и бородка, или балкон (семиотический знак особняка Кшесинской, то есть штаб-квартиры большевистской партии), или широко раскрытый в крике рот (символизирующий демагога-пропагандиста, манипулирующего толпой).

Еще на одной эффектной карикатуре, появившейся прямо на обложке сентябрьского выпуска журнала «Пугач», Ленин вновь изображен с петлей Иуды на шее, причем непосредственно в рядах кайзеровских солдат, идущих в атаку на русские позиции. Портретное сходство исчерпывается лысиной и бородкой, а инфернальный оскал, крадущаяся поза и мешок все с теми же тридцатью сребрениками усугубляют отвратительный облик предателя.

Пара карикатур из сентябрьского номера журнала «Весельчак» представляют Ленина в компании с его соратницами-шпионками. Одна из них – это «фрау» Евгения Суменсон , получавшая, как писала пресса, крупные суммы денег из Берлина через стокгольмский «Ниа Банк», которые оттуда поступали в Сибирский банк или Азовско-Донской банк в Петрограде.

Парная к предыдущей карикатура под названием «После «трудов праведных»» демонстрирует Владимира Ленина и Надежду Крупскую , убегающих из России с «гонораром за 3–5 июля». Сопроводительный текст гласит: «Возвращение четы Лениных с гастролей по России, обошедшихся нашей родине в несколько десятков тысяч человеческих жизней, а германскому штабу – в несколько сот тысяч марок». Пальто Ленина вновь снабжено клеймом «Made in Germany», а также пресловутой пломбой с германским орлом; орлом помечен и мешок с «гонораром» Иуды за организованный им развал армии и июльский путч.

Важно подчеркнуть, что образ большевика-Иуды впоследствии подхватили художники на Западе. Так, летом 1918 года газета New York Herald разместила на своих страницах рисунок популярного американского карикатуриста Уильяма Аллена Роджерса под названием «Медведь, который ходит подобно… ягненку!» (аллюзия на знаменитую балладу Редьярда Киплинга «Мировая с медведем»). На нем мы видим безвольного русского медведя, символизирующего Россию и ее скованный цепями народ, и конвоирующих покорного зверя кайзера Вильгельма и наркома Льва Троцкого, с сатанинской ухмылкой прижимающего к груди мешок с надписью «30 сребреников»…

На более поздней карикатуре художника Юнипера «Советское безумие: памятник Иуде», появившейся во французском католическом еженедельнике Le Pelerin в сентябре 1921 года, уже нет портретного сходства ни с Лениным, ни с Троцким. Эта антисемитская карикатура представляет толпу «комиссаров» с транспарантами вокруг постамента с надписью «Иуда-предатель»: на пьедестале возвышается красно-кровавый большевистский идол, попирающий ногой христианский крест. Иуда сжимает в одной руке факел ненависти и злобы, а в другой – все те же тридцать сребреников…

Эта карикатура стала ярким откликом на фэйковые сообщения в белогвардейской, а затем и в западной прессе о том, что якобы большевики ставят Иуде памятники, называя его «первым революционером» в истории человечества.

Советское безумие: памятник Иуде. Юнипер (псевдоним) . Le Pelerin . 1921. Сентябрь

Андрей Россомахин

Первое впечатление: господи, да ведь "небожители" - такие же грешные люди, как и все. Подшучивали, рисовали дружеские шаржи. Рисовали, посылали в президиум, передавали из рук в руки с пометками и "сопроводительными надписями". Некоторые собирали эти картинки, составляли даже целые коллекции. Особенно увлекался ими Климент Ворошилов, множество картинок нашлось в фондах "всесоюзного старосты" Михаила Калинина, публициста Карла Радека. В бышем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РГАСПИ) хранится более тысячи таких рисунков.

Самым увлеченным рисовальщиком был Валерий Межлаук, которого историки величают "интеллигентом с партбилетом". В 1934 году Межлаука назначили председателем Госплана, одновременно он был заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Молотова. Но рисовали и сами "вожди". Сталину достоверно принадлежит рисунок с изображением вождя оппозиции Пятакова. Надписи же, сделанные Сталиным, встречаются на многих рисунках.

Большее количество работ сохранилось от Николая Бухарина. Бухарину принадлежит и странный шарж-автопортрет, на котором он изобразил себя с острыми ушами и лисьим пушистым хвостом. В углу рисунка написал: "Свиная лисичка в старости (текущей)". Историки поражаются совпадению: в марте 1938 года, на процессе по делу оппозиции, прокурор Вышинский заявит: "А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он ведет себя по этому вопросу? Как подобает лисе и свинье"...

Рисунки 1920-х годов добродушны, шутливы. Но чем ближе конец 1930-х, тем явственнее дыхание террора. Ирония уступает место сарказму, юмор - сатире в рамках "генеральной линии". Каменев на рисунке Межлаука "не то анатомирует себя, не то делает себе харакири". Есть и сопроводительные надписи, сделанные рукой Берия: "Товарищу Анастасу (Микояну. - К.М.). Посылаю работу т. Межлаука", "Тов. Ворошилову. Работа Межлаука". Пишет на чужих рисунках и Сталин, словно накладывает резолюции: "Правильно", "Дополнительно", "Всем членам Пленума".

Один из авторов книги, профессор исторического факультета Московского университета Александр Ватлин, считает коллекцию "рисунков вождей" портретом советской элиты 1920-1930-х годов. Серию рисунков Межлаука он называет "репортажем с петлей на шее". Но, судя по рисункам, с петлей на шее жила вся элита.

Да, это вроде бы нормальные, обычные люди, - рассуждает Ватлин. - Но они живут в ненормальное время. Они словно сдают экзамен. И боятся его не сдать. Какая-нибудь ошибка, недочет - и под рисунком появляется подпись вроде - "Ждите, пока я вас доем". Это подлинная стилистика 1930-х годов.

И в самом деле, "рисунки вождей" интересны тем, как демонстрируют они атмосферу "наверху", восприятие партийных лидеров, в первую очередь Сталина. Бухарин в 1929 году еще позволяет себе изобразить генерального секретаря в виде угрюмого человека с закрытыми глазами. Карл Радек во время дебатов об оппозиции изготовляет коллаж "После дискуссии".

Сталин изображен на нем в виде барина в шубе, вокруг которого суетятся подхалимы; в красной шубе - собачка, лижущая сапоги вождя, - узнается Бухарин. С середины 1930-х карикатуры на Сталина уже не встречаются - авторов ждало нечто более страшное, чем скамья для порки. Справедливости ради заметим, что и вожди оппозиции были к иронии в свой адрес нетерпимы. Тот же Бухарин, после временного примирения со Сталиным в 1928 году, выставил одним из условий наказание автора карикатуры в журнале "Пушка", высмеивавшей избрание Бухарина членом Академии наук. "Если он беспартийный - арестовать, если партийный - предать партийному суду", - требовал Бухарин. Спустя несколько месяцев Орджоникидзе доложил на Пленуме ЦК ВКП(б): "Журнал закрыт, редактор смещен, карикатурист арестован".

Вот такое изобразительное искусство...


Сталин. Рисунок Бухарина, сделанный на заседании Политбюро в апреле 1929 г.

Зиновьев. Таким увидел его Бухарин на заседании Политбюро 3 марта 1926 г.

Дзержинский. Шарж Бухарина. 30 июня 1925 г. Авторская подпись: «Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции». Наверху — надпись рукой Дзержинского: «Надо сбоку нарисовать Бухарина, Калинина и Сокольникова с напильниками, подтачивающими меч».

Ворошилов глазами Бухарина.

Аарон Сольц — «совесть партии» в образе мудрой совы. Шарж Бухарина. Октябрь 1927 г. На обороте автор написал: «Преподобный отче Аарон Александрович».

Нарком иностранных дел Литвинов, вынужденный соблюдать правила политеса в общении с мировой буржуазией. Шарж Межлаука.

Единственный достоверно известный рисунок Сталина. Изображает Пятакова, которого Ленин видел своим преемником. Репрессирован в 1937 г.

Карикатура Межлаука. Авторская подпись: «Эволюция советского работника по теории Дарвина (приспособление видов). Растет: задница для заседаний, брюхо для чая».