Занятие по обучению грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З» Изучение буквы з в подготовительной группе

Марина Юрова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква З»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Звуки [З] , [З’]; буква З

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №35 «Лесная сказка»

Учитель-дефектолог Юрова М. А.

Цели :

1. Познакомить со звуками [З] , [З’], буквой З .

2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]» , формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

3. Определять положение звука в слове .

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение) .

6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии , доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование : синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки, рабочие тетради, касса букв , цветные карандаши, предметные картинки :

ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.

ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед : Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети : З – З – З

Логопед : А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети : Зь – Зь – Зь

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуками .

Логопед : Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы : ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед : Правильно это звук З . Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З] ?

Дети : «Улыбаются» .

Логопед : А язычок?

Дети : «Лежит у нижних зубов» .

Логопед : А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука .

Дети : Холодный.

Логопед : Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед : Я буду произносить, разные звуки , слоги и слова в которых встречается звук [З] . Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З] , [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков .)

Звук [З] – согласный , звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный , звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З] ,[З’].

Логопед : Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З] , [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение : Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга) .

И открыли!

(Расцепить пальцы) .

5. Д/И «Новоселье»

Логопед : Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З] ,[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед : Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети : В названиях которых слышится твердый звук [З] .

Логопед : А в домике с зеленой крышей?

Дети : В названиях которых слышится мягкий звук [З’] .

Логопед : Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове : начало, середина и конец. Расселите все слова – картинки, рассуждая так : в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’] , значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами) .

6. Д/И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

(Приложение № 4)

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят

И ушами шевелят.

Вот так, вот так,

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть,

Надо лапки им погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять

Надо зайкам поплясать.

Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради.

Знакомство с буквой «З»

Логопед : Посмотрите, вот буква «З» . (Выставляется карточка с изображением буквы «З» ).

Логопед : Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв . Д/И «Составь словечко»

Дети составляют слова из звуков : [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].

Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение : У Кати зонт.

Ш. Итог занятия , оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии ?

Какой это звук ?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Список литературы

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З. Е. Агранович; Худож. О. Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо» , 2011. – 174 с.

3. Лиманская О. Н. . Первый год обучения . – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ) .

4. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий . Второй год обучения . – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ) .

5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад

Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву З по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Замок (Нойшванштайн) Замок Заяц Зонт

  1. Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
  2. Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
  3. В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?

Когда мы произносим звук [з], кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

  • Гласный или согласный звук [з]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква З для дошкольников

Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Мчится без оглядки.
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать - луна,
А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку.
Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок).

Сказка про букву З

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня,- затрясся заяц,- убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц.
- Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

Ах, козел! - рычит.
- Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Загадки для детей на букву З

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)

По полю скачет -
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Хоть сама - и снег, и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?
(Зимой)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)

Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно -
Укусит.
Ясно?
(Змея)

По земле ползает,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
(Зонт)

Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
(Зубы и язык)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)

Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(Заяц)

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета.
(Заяц)

На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
(Звезды)

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)

За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Что видно только ночью?
(Звезды)

Пословицы и поговорки на букву З

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.
Земля, на которой родился,- золотая.
Зацепился за пень и стал на весь день.
Здоровье дороже богатства.
Люди с базара, а Назар - на базар.

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак
«Завтра,- думал я вчера,
- Сяду завтракать с утра.
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
(В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал.
Есть морошку приглашал.
(Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке -
Свяжем серому носочки.
(А. Пудваль)

Зайка
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет».
(А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
(Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у волка.
(В. Викторов)

Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
(В. Берестов)

Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней.
Резиновая Зина,
Упала из корзины -
Измазалась в грязи.
(А. Барто)

Рано солнышко встает
И спешит на огород:
- Все ли, овощи, в порядке?
Как дела на вашей грядке?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: подъем!
Физзарядку проведем.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень -
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть
Помидорам - покраснеть.
Баклажанам - посинеть,
Дыне с тыквой - пожелтеть.
Надо к ужину поспеть.
(Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги.
Он и родился, и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык.
Хотя он всего только бык…
(Б. Заходер)

Земляничка
Земляничка Возле пня всем сказала:
- Нет меня!
- Оглянулась и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел.
Закричал:
- Нехорошо!
Обманула! Ай-ай-ай!
Земляничка, вылезай!
- Покраснела ягода и сказала:
- Ябеда…
(Л. Фадеева)

Знать бы, зачем
Залилась спозаранку
В замерзших зарослях
Крошка-зарянка?
Знать бы, зачем,
Заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем
Зашуршала змея?
Знать бы, зачем
Зеленеет земля?
(В. Лунин)

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
(С. Михалков)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Тема: звук и буква «З».

Цель:

Практическое усвоение грамматической темы:«Оглушение звонких согласных на конце слова»

Оборудование: Две картинки к игре “Тим и Том”, предметные картинки со звуком «3» и «3*», карточки для фланереграфа для сравнения звуков, картинки с предметами, похожими на букву «3», красивая коробочка с буквами, «кубики Зайцева», игра “Разноцветные слова, материал для выкладывания буквы «3», пластилин, цепочки, мозаика, бумага, фасоль.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Сядет тот, кто правильно отправит открытку-картинку Тому и Тиму. Том получает картинки со звуком «З», а Тим со звуком «З*», замок, ваза, земляника, зеркало, обезьяна, магазин, газета, роза, телевизор, лампа(слово без звука З и З*)

2. Подведение к теме:

Кто догадался, какие звуки мы будем повторять? (З - З*)
Произнесите эти звуки.
Чем отличаются?
Чем похожи звуки?

3. Соотнесение звука и буквы «З»

Какой буквой обозначаем звуки З - З* (З).
На что похожа буква «З»?
«З» - не просто завитушка
«3» - пружина, крендель, стружка.
А вот эта посмотри, ну совсем как цифра три.

4. Игра «Определи место звука в слове»

Дети с закрытыми глазами поднимают пальчики, указывая место звуков З - З* в словах, логопед гладит по головке тех, кто правильно показывает.



5. Выкладывание слов из букв.

Хотите указать, что у меня в коробке?
(Дети находят кубики со складами, которые называет логопед и ставит их на полку, а потом читают слово.)
Найдите «БУ», найдите «К», найдите «ВЫ».
Прочитайте слово.
Логопед достаёт из коробки буквы:
Н, З, О, Т
Однажды буквы поиграли,
Не по порядку в слово встали,
И плачут буквы громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
(дети ставят буквы по порядку и читают слово «ЗОНТ».)
Та же работа с буквами З,М,И,А - слово «ЗИМА».

6. Физкультминутка.

Хотите узнать, кто нас ждёт на лесной полянке?
Дети выкладывают из букв слово «ЗАЙЧИКИ», дети читают стихи и выполняют соответствующие движения:
Скок - поскок, скок - поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

7. Соревнование белых и серых зайцев.

Дети делятся на две команды:
1команда - “белые зайцы”.
2 команда - “серые зайцы”,
Задача, кто быстрее и без ошибок выложит из кубиков слова.
Г - ЛА - З (ЗА) МОРО - З(ЗЫ)
ТА - З(ЗЫ) ГА - З(ЗЫ)
Если дети допускают ошибки в конце слов, то предложить им изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

8.Закрепление графического образа буквы «3».

Дети сами выбирают материал из которого можно вылепить букву «3».

9. Итог занятия.

Дети оценивают буквы друг у друга.

Конспект занятия по теме:

«Буква З, звуки [з], [з’]. В гостях у Зои».

Цели: Познакомить детей с буквой З и звуками [з],[з’], учить распознавать эти звуки в словах, определять позицию звука в слове, продолжать работу над звуковым анализом слов, слоговой структурой. Совершенствовать грамматический строй языка, развивать общие речевые навыки, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Оборудование: Кукла Зоя, предметы и картинки, в названиях которых есть буква З , наборы для звукового анализа слов, карточки со слогами, мячи-ёжики.

Ход занятия:

  1. Организация начала занятия.

Психогимнастика.

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, а теперь отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

  1. Изолированное произношение звука [з].

Это кукла Зоя. К ней утром прилетел комарик и будит её. Как звенит комарик? (З-з-з-з-з). Какой это звук? (Твёрдый). А в имени девочки – Зоя – какой слышится звук?

Придумайте слова с твёрдым звуком [з].

  1. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в словах. Развитие фонематических представлений.

Как ласково называет мама Зою? Догадайтесь, что делала Зоя утром? Она отодвинула …(занавеску), постель…(заправила), сделала…(зарядку), косички…(заплела), бант…(завязала), почистила…(зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? Потом Зоя пошла на кухню…(завтракать). Утром мы все что делаем? (завтракаем).

  1. Выделение звука [з’] в словах.

А к Зое пришла её подруга Зина. Произнесите её имя. Какой первый звук вы произнесли? Какой он? (согласный, мягкий).

Придумайте слова с этим звуком. (Зима, зебра, зевать, земля, зелёный, земляника, зеркало, зерно, зефир).

  1. Физкультминутка.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла коза принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

  1. Звуко-слоговой анализ и синтез.

Дополните недостающие слоги в словах.

Моро-зы, та-зы, водола-зы, гла-за, гро-за, стреко-за, берё-за, ко-за, мимо-за, мага-зин.

А теперь «Игра-молчанка». Я произнесу слово, а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов.

Зима, ваза, мимоза, зайка, магазин, зонт, глаза, знак.

У меня есть волшебный сундучок, а в нём спрятаны вещи. Вы должны по описанию определить, что это такое. Если в этом слове есть наш звук, то скажите, где он стоит: в начале, середине или в конце.

Совсем как огуречик зелёненький он был. (кузнечик)

Детёныш козы. (козлёнок)

Полосатая лошадка. (зебра)

Беленький пушистый трусишка с длинными ушами. (зайчик)

Она может быть и на небе, и на верхушке ёлки. (звезда)

Она живёт в болоте нам кувшинке, питается комарами. (лягушка)

А в её названии есть звук [з]? А почему же я её сюда положила? (она зелёная)

  1. Произношение звука [з] в связной речи.

Зоя и Зина очень любят чистоговорки. Повторяйте вместе со мной.

За-за-за, на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу, вместе мы пасём козу.

Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

За-за-за, уходи домой, коза.

8. Развитие мелкой моторики.

Возьмите в руки мячики-ёжики. Давайте помассажируем наши пальчики и ладошки.

  1. Знакомство с буквой З.

А вот так пишется буква З . На что она похожа?

Откройте тетрадочки и найдите букву З . Почему здесь напечатаны большая и маленькая буквы З ? Вспомните, какие два звука обозначает буква З ? Каким цветом обозначим твёрдый звук, а каким мягкий звук? Раскрасьте большую З синим цветом, а маленькую – зелёным.

Прочитайте написанные ниже слова.

Давайте составим схемы этих слов.

  1. Зрительная гимнастика.

Находите глазками круги, которые я называю.

Закройте глазки и посчитайте до 10, откройте глазки.

Теперь быстро-быстро поморгайте. И ещё раз.

  1. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня изучали? А с какой буквой познакомились? Кто нам помогал?

Анализ логопедического занятия

(подготовка к обучению грамоте).

Требования к занятию.

Комментарии логопеда.

Комментарии зам. заведующей.

Подготовка и степень освоения конспекта.

Соответствие темы, цели и содержания занятия программе.

Подбор лексического материла, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Структура занятия, последовательность.

Сочетание индивидуальной и фронтальной работы, контроль за речью детей.

Речь и поведение детей на занятии.