В чем состоит художественное своеобразие поэмы мцыри. Урок М. Лермонтов Художественные особенности поэмы "Мцыри". II. Анализ “Мцыри” как романтической поэмы

Поэма «Мцыри» Лермонтова, написанная в 1839 г., является вершиной развития классической русской романтической поэмы. При ее создании Лермонтов придерживался традиций байронической поэмы, но в тоже время сумел привнести в произведение исключительно свои, авторские особенности. «Мцыри» повествует о типичном романтическом герое. В то же время композиция поэмы «Мцыри» Лермонтова, как и ее сюжет, своеобразны.

Особенности композиции

Поэма разделена на две неравные части. Первая, занимающая две главы из двадцати шести, знакомит читателя с местом действия (дается описание монастыря), и кратко рассказывает о жизни героя до происходящих событий. Здесь же, во второй главе, излагается сюжет поэмы «Мцыри». Главный герой - пленный кавказский мальчик, был привезен в монастырь, где после долгой болезни остался жить в качестве послушника. В монастыре он получил воспитание, выучил чужой язык и готовился к постригу, но однажды грозовой ночью исчез. Три дня длились безуспешные поиски, когда же монахи наконец нашли его, Мцыри был уже при смерти. Собрав последние силы, он произносит свою знаменитую исповедь.

Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главы, но, в таком случае, чему же посвящена большая часть поэмы? В ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи - вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.

Как видим, в композиции поэмы Мцыри содержатся все основные элементы, идущие в прямом порядке. Дана экспозиция - рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка - смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.

Кульминация поэмы

Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация - момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».

Особенности конфликта в поэме

Природа в поэме олицетворена, она является активно действующим персонажем, и ее проявления: барс, темный лес, дневной зной сбивают героя с пути и закрывает ему путь на родину. Это происходит оттого, что Мцыри, как он сам о себе отзывается, дитя неволи, выращенный в монастырских стенах «цветок». Чересчур яркий луч солнца - так метафорически обозначается в поэме свободная жизнь - может его погубить, что и происходит. Но природу невозможно считать врагом для главного героя, поскольку он сам - ее часть, и лишь в единении с ней он может считать себя счастливым. «Три блаженных дня» - так вспоминает Мцыри о днях, проведенных на воле.

Можно счесть основным врагом героя общество, породившее такие уродливые, искалечившие судьбу Мцыри вещи, как война и монастырь. Но общество дано в поэме скорее в качестве подтекста, прямо оно нигде не выражено. Герой сетует на то, что он «умрет рабом и сиротой», но при этом не стремится никого обвинить: «И никого не прокляну!». Лермонтов поводит читателя к мысли о неразрешенности данного конфликта, потому что тюрьмой для Мцыри становится не только монастырь, но и весь мир в целом. Выращенный чужими людьми, он оказался оторванным от родной культуры, и теперь и она столь же враждебна и непонятна для него. Единственно возможный выход для него - смерть, и смерть Мцыри в поэме продиктована не требованиями сюжета романтической поэмы, она является единственным средством разрешения конфликта.

Действие поэмы начинается в монастыре - там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова - мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом помогают в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.

Тест по произведению

Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена важнейшей в творчестве
поэта теме свободы. Название ее в переводе с грузинского
имеет два значения: «неслужащий монах» и «чужеземец». Лермонтов
много странствовал по Кавказу, и восхищение удивительной
природой, гордыми характерами горцев легло в основу поэмы. Первоначальным
эпиграфом к «Мцыри» был французский афоризм «Родина
бывает только одна», отражающий стремление главного героя
вернуться домой из плена. Лермонтов заменил французский эпиграф
отрывком из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю
», что означает «Я отведал мало меда и уже должен умереть».
Второй эпиграф отражал смысл поэмы более широко: не только как
стремление героя вернуться домой, но как желание свободы, за которую
приходится платить жизнью.
Сюжет произведения несложен: пленного маленького горца оставили
в монастыре, где он вырос, собирался стать монахом, как
вдруг сбежал и был найден на третий день умирающим. Интересно,
что зерном сюжета послужил разговор Лермонтова с монахом, тоже
попавшим ребенком в монастырь не по своей воле, но с годами смирившимся
с судьбой. Композиция поэмы помогает нам понять авторский
замысел. Произведение состоит из 26 глав: первые две представляют
собой вступление, а остальные - исповедь умирающего
Мцыри, в который он рассказывает о трех днях свободы. Нетрудно
догадаться, что именно эти вольные дни и были настоящей жизнью
героя, ради них он готов умереть.
Во вступлении говорится, что монахи были удивлены внезапным
исчезновением Мцыри, который вроде бы привык к плену и собирался
«во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в исповеди
Мцыри сразу заявляет старику-монаху, что он никогда не мог смириться
с жизнью в неволе:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну-но пламенную страсть...
Это была мечта о свободе и возвращении в родной аул. Рисуя
бегство Мцыри, Лермонтов использует прием параллелизма: состояние
души героя созвучно с состоянием природы. Мцыри покидает
монастырь в бурю. Монахи, испуганные грозой, «ниц лежали на земле
», а Мцыри смело бросился в гущу стихии:
...Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Все три дня скитаний героя проходят в его тесном слиянии с природой.
В уста Мцыри Лермонтов вкладывает вдохновенный гимн красотам
Кавказа. Герой поэмы удивительно чутко воспринимает окружающий
мир. Убежав от людей, он начинает ощущать себя частью природы:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
Мир видится Мцыри одухотворенным: скальные уступы, ведущие
в пропасть, - это лестница злого духа; роса в «божьем саду» -
«небесные слезы»; небо так чисто, что «ангела полет прилежный
взор следить бы мог». Мцыри уходил не от людей, а от своих невольных
тюремщиков - монахов. Герой стремиться попасть на родину,
к соотечественникам. Трудно вообразить, какое волнение почувствовал
одинокий юноша, увидев молодую грузинку, вышедшую
за водой. Простая песня, которую напевала женщина, навсегда запала
ему в душу. Мцыри не решился войти в саклю за женщиной, его
толкало вперед желание попасть на родину. Пробираясь через чащу,
герой сбился с пути и почувствовал отчаяние. Но даже в таком состоянии
Мцыри не желает людской помощи, он ощущает себя «степным
зверем» и, встретившись ночью в лесу с барсом, принимает бой.
Битву Мцыри с барсом можно считать кульминацией поэмы.
Юноша воспринимает встречу с диким зверем как собственное испытание
на мужественность, он хочет доказать, «что быть бы мог
в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри одерживает победу
над свирепым противником, но настоящего триумфа нет:
судьба не хочет указать герою дорогу домой. Когда израненный и измученный
Мцыри выходит из леса, он с ужасом узнает знакомый
звук монастырского колокола:
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Обессиленный юноша падает, его томит предсмертный бред,
когда монахи находят его и приносят в монастырь. Конечно, Мцыри
был измучен трехдневными скитаниями, но главной причиной его
смерти является безнадежность: побывав на воле, он не может возвратиться
в монастырь. Не добравшись до родного аула живым, он
хочет достигнуть его в последнюю минуту мысленно и просит
перенести его в сад, откуда виден Кавказ.
Судьба Мцыри трагична, но повествование о нем нельзя назвать
тоскливым и мрачным. Напротив, вся поэма - это гимн свободе, восхищение
красотой мира и могучим человеческим духом. «Мцыри» -
романтическое произведение: главным героем его является бунтарь-
одиночка, который ощущает в душе конфликт между идеалом и действительностью,
события происходят на фоне экзотической природы.

Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба – поединок с барсом; свобода – побег из монастыря, являющегося олицетворением несвободы). В произведении нашла яркое выражение тема родины. Композиция поэмы замкнутая.

Мцыри волею рока возвращается в монастырь (романтическая идея неодолимого рока, пессимистический пафос произведения).
В. Г. Белинский
“Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности “.
“Несмотря на незрелость идеи и на некоторую натянутость в содержании “Мцыри”, – подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова “Мцыри”. Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о […]...
  2. Своеобразие поэмы ” Мцыри” М. Лермонтова Романтизм – литературное направление, особенностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная неприглядная картина, в фантастический мир. Характерной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопоставлен обществу или не понят им. Для писателя-романтика главное – утвердить свою мечту и идеал, который […]...
  3. Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы “Бахчисарайский фонтан”. Однако герой поэмы “Цыгане” – это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского “Корсара”, а […]...
  4. Идейно-художественное своеобразие поэмы Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от окружающего пейзажа до изб и калитки, напоминает ему о юности. Однако деревня сильно изменилась. Это подчеркивается как при помощи чисто внешних, описательных […]...
  5. Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма – “телеграфный стиль”. Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он “пьет из источника” по […]...
  6. Мцыри – романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. (Пленного шестилетнего мальчика привез в монастырь русский генерал. Постепенно он стал понимать чужой язык, принял христианскую веру, готовился стать монахом.) Побег из плена. (Монастырь не стал домом для мальчика. Он чувствовал себя пленником, поэтому и задумал побег. Он бежал в неизвестность, не зная, что его ждет, мечтая […]...
  7. Общая идейная направленность “Медного всадника” во многом имеет свое начало еще в “Полтаве” и продолжается в “Борисе Годунове”. Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы “отсель грозить шведу”. Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной […]...
  8. Кульминацией поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” является поединок главного героя с барсом, где моло­дой человек в полную силу проявляет задатки смелого воина. После побега из монастыря Мцыри ведет жизнь в единении с силами природы. Они олицетворяют для него свободу, кото­рой он так долго был лишен. Его не страшит даже мощная гро­за, которая так напугала других […]...
  9. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено). 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, […]...
  10. Идейно-художественное своеобразие поэмы Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, […]...
  11. Поэма “Полтава” предтавляет собой важный этап творческой эволюции Пушкина. Если вписывать произведение в контекст творчества поэта, то в первую очередь следует выделить два момента: 1. По своему идейно-философскому содержанию поэма во многом аналогична “южным” поэмам. В центре повествования находится герой-индивидуалист, который, желая “свободы лишь для себя”, не считается с чувствами и правами других людей. Злодеяние […]...
  12. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Мертвые души” 1. “Мертвые души” как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности – приблизительно конец 20-х – начало 30-х гг., в период кризиса […]...
  13. Умчался век эпических поэм, И повести в стихах пришли в упадок. М. Ю. Лермонтов Слово “поэма” нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины, где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой […]...
  14. И была роковая отрада В попиранье заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. […]...
  15. Романтическим героем, а точнее, антигероем, в поэме является Гирей. Индивидуализм его подчеркивается Пушкиным с самого начала. Считаясь только со своей волей и желаниями, Гирей попирает права, чувства и достоинства других людей. Трагический финал для подобного героя закономерен – он сам его предрекает. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”, – скажет Пушкин в “Моцарте и […]...
  16. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелегкие мысли, философские вопросы, которые он сам затруднялся решить. Лирический герой поэмы ненавидит всякое проявление несправедливости, пытается найти правду. Кроме того в поэме Лермонтова “Мцыри” показаны великие чувства – дружба и любовь. Природа оживает […]...
  17. В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […]...
  18. Июн В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. […]...
  19. Поэма “Василий Теркин” стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на “Евгения Онегина” соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя […]...
  20. На мой взгляд, романтическая поэма “Мцыри” – одна из лучших в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автору удалось создать яркий и живой образ главного героя поэмы – одинокого, но мятежного, ведомого мечтой и не принимающего действительность, ищущего гармоничного единения с природой. Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попал еще шестилетним ребенком, плененным русским генералом. […]...
  21. Исследователи, как правило, не считают нужным отмечать художественное своеобразие лермонтовской поэмы, во многом построенной в резком противоречии с канонами романтической эстетики,- они категорически и однозначно утверждают: “Мцыри” – романтическая поэма. Подобной констатацией практически и завершается изучение поэмы; задача чрезвычайно облегчается описательным подходом: перечислить в доказательство тезиса хорошо известные черты традиционной романтической поэмы. Особое место занимает […]...
  22. Мцыри – главный герой поэмы “Мцыри” Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь “мцыри” с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится “монах, послушник”, во втором же – “чужак, иностранец”. Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри. Его история начинается […]...
  23. Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет. Когда в 1837 году […]...
  24. Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. М. Лермонтов. Мцыри М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы. С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце […]...
  25. По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю – связь с традициями устного народного творчества). Существуют две точки зрения на конфликт в “Песне…”: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и […]...
  26. Неподалеку от монастыря в Грузии русский генерал везет с собой из гор пленного шестилетнего ребенка. В пути пленник заболел, ничего не ел и “тихо, гордо умирал”. Один монастырский монах оставляет ребенка у себя. Приняв крещение, мальчик вскоре должен был тоже стать монахом. Осенней ночью юноша неожиданно исчезает, и после трехдневных поисков его находят без сознания […]...
  27. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной […]...
  28. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ “МЦЫРИ”) Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора. Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы “Мцыри”. Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние […]...
  29. Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести “из гор к Тифлису”. Тот в пути занемог, “он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал”. Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, “бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток”. Его окрестили, скоро он […]...
  30. Поэма Мцыри – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: Таких […]...
  31. Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […]...
  32. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова …что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский. Поэма Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке. Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, не видя […]...
  33. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача его душевных переживаний; условный сюжет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри связана с представлением о […]...
  34. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яр- кое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший иде- ал” – человек, рвущийся к свободе, переда- ча его душевных переживаний; условный сю- жет; развернутый монолог; напряженность; гиперболизированность переживаний; резко волевая интонация. В соответствии с традициями романтизма цельность личности Мцыри […]...
  35. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. В основу поэмы положен реальный факт. Мцыри мог стать одной из жертв кавказской войны, но […]...
  36. …Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… М. Лермонтов, “Когда волнуется желтеющая нива…” Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, […]...
  37. Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри”, которая поднимает важнейшие вопросы нравственности, судьбы, проблемы свободы и места родины в жизни людей. В поэме “Мцыри” действие развивается в двух направлениях: тоска по идеалу, стремление к далекой, но близкой сердцу, России, и блуждание героя, который бежал из монастыря. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, которая […]...
  38. Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это романтическое произведение, где, по главному принципу романтизма, мы видим исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: “Вкушая, вкусих мало […]...
  39. Мцхет – древняя столица Грузии, основанная там, “где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры”. Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, “вручивших” “свой народ” единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну – цветет она и благоденствует, […]...
  40. Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток…”. Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне своей […]...

Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о естественности этого стремления, Главное чувство - это чувство гордости за человека, для которого смерть лучше, чем жизнь в неволе и вдали от родины.

Сюжет поэмы прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря? Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания: знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»? В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Композиция «Мцыри» очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне; а все остальные строфы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

В центре поэмы - образ юноши, поставленногожизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог Мцыри позволяет читателю проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что его рассказ-лишь о том, что он видел и что делал, а не что переживал («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).

Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Сначала (строфы 3, 4, 5) Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе (строфа 4), юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями (строфа 5). За этими мечтами и стремлениями Мцыри угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются

Все естественные стремления.

Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах (а они ведут его к мыслям о родном ауле), что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. О том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. Наконец, в последующих строфах (начиная с 8-й) Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым его душевным движением.

Последние две строфы - прощание Мцыри с жизнью и его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но и перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни, Кратко рассмотрев композицию поэмы, легко показать ее оправданность и закономерность. Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а в том, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а герой сам рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточено на отдельных, наиболее напряженных моментах действия (встрече с грузинкой, бое с барсом. Имеет целью углубить впечатление о тех или иных свойствах и особенностях героя. В поэме везде на первом месте герой, а не события. Характер героя в значительной степени и определяет сюжет. Все названные особенности композиции в той или иной степени характерны для романтической поэмы.

Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («…Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы (как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков»,- говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:

* Воспоминанья тех минут

* Во мне, со мной пускай умрут.

Таким образом, Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.

В основу сюжета поэмы «Мцыри» (1839) Лермонтов положил рассказ о реально произошедших событиях: в Грузии, в ее бывшей столице Мцхете, поэт повстречался со стариком-монахом, который рассказал русскому офицеру историю своей жизни. Монах был сторожем опустевшего монастыря (по-грузински «монах» - бэри, «послушник» - мцыри, хотя так иногда называют и монахов), он поведал Михаилу Лермонтову о том, что сам он горец, в детстве был взят в плен во время экспедиции, возглавляемой генералом Ермоловым. Генерал увез его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре. В этом монастыре он и вырос, хотя долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, чужой религии, иному языку. Несколько раз он пытался бежать в горы, на свою родину, хотя смутно представлял, где она находится. Результатом одной из таких попыток, предпринятой уже в юности, была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Вылечившись, молодой горец наконец смирился, остался в монастыре и принял пόстриг.
Рассказ старика монаха потряс Лермонтова, жаждущего свободы и для отдельной человеческой личности, и для всех народов. Именно поэтому в соответствии с идейным замыслом Лермонтов разрешил этот жизненный конфликт в своей поэме иначе.
Первая ссылка на Кавказ много дала Михаилу Лермонтову для его творчества, так, именно здесь, особенно в Тифлисе, среди русских и грузинских друзей, он многое понял из национально-бытовой обстановки в регионе и уклада жизни кавказских народов. Здесь он мог от своих новых друзей услышать народные сказания, легенды, проникшие затем в его творчество. Лермонтов знал, вероятно, и величайшее произведение не только грузинской, но и мировой литературы - поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Ее отражение некоторые исследователи видят в центральном эпизоде лермонтовского «Мцыри» - бое с барсом.
Образ Мцыри - художественное обобщение, недаром главный герой поэмы не имеет даже собственного имени, так как мы помним, что мцыри означает «послушник». В главном персонаже - Мцыри (автор делает имя нарицательное собственным) - нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, несмотря на годы, проведенные в монастыре, и жажда свободы, героическая мужественность и душевность, мягкость и нежность. Действительно, перед нами идеальный герой, причем герой романтический. В данной поэме автор и герой как бы сливаются, хотя не тождественны друг другу: например, Мцыри, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделен признаками титанизма - «рукою молнию ловил»).

Михаил Лермонтов создал бессмертную поэму, насыщенную неукротимой жаждой свободы и восторгом борьбы. Восхваление «дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой», неотступное, властное стремление юного послушника вырваться из монастырской неволи

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы, -

Все это делает «Мцыри» подлинным героическим гимном свободе и активности человека.
Мцыри объединяет с прежними героями Лермонтова могучая сила духа. Но в Мцыри, в отличие от них, нет и тени какой-либо разочарованности, сомнений, пессимизма. Это цельная, монолитная натура борца и мятежника, знающего «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». В то же время в его образе нет ничего напыщенного, ходульного, схематичного. Неустрашимая, огненная натура его многогранна и человечна, жизнеподобна.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - один из величайших шедевров русской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в произведении с правдивостью и простотой художественной разработки темы, грозная энергия стихии - с тончайшей его музыкальностью, поэтичность и блеск кавказских пейзажей - с глубиной и правдой в обрисовке психологии главного героя.