Как поднимают самолёты из болота (63 фото). Поисковый отряд "Демянск". Как поднимают самолёты из болота Поднятие самолета из болота

Все началось с того, что к нам обратилась одна из поисковых групп техники второй мировой войны, и попросила помочь найти и зафиксировать местоположение самолета, лежащего в болоте в Тверской области. Ориентиры были известны по сведениям от местного населения, но не более того. Мы дали свое согласие на участие в этой экспедиции, понимая, что других доступных методов поиска на площади 100 кв.километров у ребят нет, и что для нас это действительно была настоящая работа, а не праздные выкрутасы над головами дачников.
Сбор был назначен на 4 утра и мы по дмитровке тронулись. Уже по дороге стали закрадываться сомнения в результативности поиска. Дым от горящих торфяников становился все плотнее и плотнее. И по приезду к месту, откуда мы решили начать облет местности, настроение у нас совсем упало - видимость была не более 300 метров, а само место поиска представляло собой моховое громадное сплошное болото километров 20 на 20. А лететь в никуда километров десять-пятнадцать над болотом, не имея достаточного запаса высоты, было бы сплошной авантюрой. Предполагалось, что в воздухе будет Саша на тандемной телеге с поисковиком и Сергей на простой телеге для подстраховки, т.к. мотор остается железякой и всегда есть вероятность его останова. В случае вынужденной посадки любого пилота было бы точно определено и место посадки и его состояние. Старт на телегах был выбран из-за гарантированности и легкости старта в штиль, а тем более в тандемном варианте.
Глядя на обстановку, приняли решение поутюжит болото вдоль кромки леса в предполагаемом направлении: вдруг самолет недалеко, хотя по рассказам местных он должен быть где-то в середине болота. Первым взлетел Сергей, взяв с собой старенькую видеокамеру (не так жалко), за ним Саша с поисковиком. Покружив, решили не рисковать. Телега с поисковиком и Сашей приземлилась, а Сергей, помахав рукой, ушел в дым. И через некоторое время мы поняли, что он на свой страх и риск полетел в предполагаемом направлении. Нам ничего не оставалось как только ждать его обратно и молиться о благополучном исходе полета. SILEX купол скоростной и километров 20 туда - обратно он должен был осилить за минут тридцать. Время потекло и только стрекот мотора ободрял нас.
"Я продвигался, - рассказывает Сергей, - ориентируясь по GPS вперед со скоростью 45-50 км\час. Внизу было огромное зелено-рыжее болото, покрытое оспинами воронок. Поисковики рассказывали, что наши бомбардировщики, возвращаясь обратно, сбрасывали в болото неизрасходованный бомбозапас. Пролетев километров восемь на высоте не более 200 метров, я стал думать о тщетности моей авантюры, как вдруг краем глаза заметил нечто выделяющееся среди болотного пейзажа. Повернув в эту сторону через минуту я понял - это останки самолета. Чувство восторга охватило меня - задание выполнено, самолет найден, координаты зафиксированы. Достав из сумки камеру, и опустившись пониже, я с трудом сделал запись секунд на тридцать, и встал на обратный маршрут. Легкий встречный ветер уменьшил мою скорость, но я уже летел не только под куполом, но и на собственных крыльях радости. На земле по выражению моего лица ребята сразу поняли, что самолет найден. Уже не хотелось думать, что было бы если отказал мотор, как бы я приземлился и вообще добирался бы пешком обратно с телегой по болоту. Я стоял на земле, вокруг меня были ребята, до конца не верящие, что самолет был найден, но проглядев запись утвердились в этом."
Поисковики были очень рады, что все обошлось, а мы поняли, что с помощью параплана легко и очень-очень дешево можно производить любые поиски, в том числе и над водной поверхностью. Известны места, где в озерах лежит техника военных времен, и это не только железо, а новые имена неизвестных героев, павших за нашу Родину. Вечная им память.
С этой короткой съемки мы сделали несколько фотокадров.

А вот продолжение рассказа Сергея.
"На следующий день в Новокосино на телеге я "получил" вынужденную посадку в лес из-за оторвавшегося в воздухе маховика магнето. Движок моментально захлох, высоты нет (появилась привычка "стричь газоны"), место посадки уже не выберешь- SILEX сыпется очень быстро. Хорошо была маленькая проплешина, в которую я и плюхнулся. И первое о чем я подумал:,"А случись это вчера, там в болоте?" Если там силы небесные были на моей стороне, то здесь мне было показано обратное. Вот так."

Внимание! Пилоты с SIMONINI. Обратите внимание на магнето. Чашка-маховик приклепана была на четыре заклепки и их просто срезало. Сергей ее посадил на шесть заклепок. Кстати, в последних - крайних моделях итальянцы так и делают.

В июне 2014 года поисковый отряд «Демянск» предпринял очередную попытку поднять из болота советский бомбардировщик ДБ-3Ф.

ДБ-3Ф — дальний бомбардировщик, разработанный под руководством С.В. Ильюшина. С марта 1942 года называется Ил-4.

Экипаж — 3 человека: пилот, штурман и стрелок. При наличии нижней люковой установки в экипаж добавлялся еще один стрелок.

Бомбовая нагрузка — до 2500 кг. Длина — 15 метров, размах крыльев — 21 метр. Максимальная взлётная масса — 12 тонн.

ДБ-3Ф был основным самолётом советской авиации дальнего действия. Именно эти самолёты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Предположительно осенью 1941 года в одно из демянских болот упал самолёт.

Через 60 лет поисковики отряда «Демянск» обнаружили на болоте странное окно в трясине, заполненное водой. После тщательного исследования оказалось, что это воронка, которая образовалась от падения самолёта. Попытались вытащить, не получилось. Не хватило знаний, техники.

С тех пор опыт отряда только рос. Поднимались самолёты, лётчики, выяснялась судьба экипажей.

И вот, спустя более чем 10 лет было решено вернуться к этому, первому и не очень простому, самолёту.

Предыдущая попытка подобраться к самолёту была предпринята в мае 2014 года, во время весенней «Вахты памяти». Рассказ об этом здесь.

Тогда был найден номер самолёта. К сожалению, выяснить по нему судьбу самолёта и лётчиков не удалось и было решено отправится к самолёту еще раз. Лето выдалось достаточно сухое и можно было рассчитывать достичь некоторых результатов малыми силами.

Итак, июнь 2014 года. Демянский район Новгородской области. Болото…

Просто работа

После недолгих сборов отряд готов к выезду. Отрядная ГТСка загружена в буквальном смысле выше крыши — запас карман не тянет. Берём с собой и воду.

Благодаря лесорубам в новгородских лесах еще можно встретить приличные дороги…

В помощь отряду прибыли несколько ребят из Центра духовного, патриотического и нравственного воспитания Подольского благочиния РПЦ. Ребята хоть и молодые, но в поисковых делах опыт имеют большой и подготовлены к экстремальным условиям на отлично. За исключением накомарников…

Болото встречает нас прекрасной погодой и нереально глубоким небом.

Воронка от падения самолёта. С мая ничего не изменилось.

Результаты предыдущей работы.

Выгружаемся… Самое главное в такой работе — помпы и вёдра. И побольше.

«Чего стоим? Кого ждём?…»

Хотя и завещал сэр Артур Конан Дойл держаться подальше от торфяных болот, но иногда они бывают очень и очень красивыми.

Обломки бомбардировщика ДБ-3Ф.

Где-то там самолёт и, возможно, лётчики. Хотя, все конечно надеются, что их там нет, что им удалось покинуть машину и что они продолжили сражаться с захватчиками…

Командир поискового отряда «Демянск» Анатолий Степанович Павлов.

Огромная мощная машина размером 15 на 20 метров превращается груду небольших обломков…

Начинаем обустраивать место работы.

Мошкара и слепни не дают расслабиться.

Включили помпы. Водозаборные фильтры надо постоянно очищать и для этого прямо в воронке находится специальный человек.

Владимир — главный специалист отряда по подъёму самолётов и вдохновитель множества подобных экспедиций.

Иногда приходится прочищать и саму помпу.

Одна из находок, подтвердившая версию о типе самолёта. Крышка заливной горловины топливного бака.

Несколько раз приходится ездить за лесом для крепления стенок воронки.

Болото стремится вернуть своё и поэтому надо постоянно крепить стенки воронки.

Имея под ногами «твердую почву» работать гораздо легче и поэтому по периметру делаются настилы из досок.

Советская мембранная помпа. В паре с японским мотором творит чудеса. Качает медленно, но уверенно, меньше страдает от засоров. Незаменима, когда надо убрать из воронки небольшое количество постоянно стекающей туда воды.

Разведка воронки проводится при помощи 6-метрового(!) щупа.

Работать щупом приходится постоянно — с понижением уровня воды постоянно находится что-то новое.

Работаем длинными стальными крюками. Воронка прочёсывается крюком по сантиметру. Если что-то удалось зацепить — тянем. Легкое в одиночку, тяжелое — вдвоём, совсем тяжёлое — лебедкой.

Болото коварно. Вроде бы уже 100 раз прошёл по этому месту, а потом проваливаешься по пояс.

Очередной засор. Боец на переднем плане вытаскивает тину граблями.

Но самый главный инструмент в подобной работе — обычное ведро. Чистая вода занимает лишь небольшую часть объёма воронки. Главное — мох, тина, грязь. Всё это необходимо вычерпать, чтобы добраться до того, что на дне.

Обратите внимание на вёдра — они укреплены стальными полосами, так как в штатном исполнении просто не выдерживают. Ведь наполненное «болотом» ведро может весить далеко за 10 кг.

Вот так с шутками-прибаутками, войдя в ритм, за день можно перекачать несколько тонн болотной жижи.

Но веселее всех, конечно тому, кто черпает в самой воронке…

Делим воронку на 2 части, чтобы упростить работу по откачке.

Когда удаётся зацепить нечто серьёзное на помощь приходит лебёдка болотохода. В данном случае пришлось использовать ещё и два блока.

«Давай, родная!…»

Болотоход начинает стаскивать в воронку и приходится заякорить его за вторую машину.

Вытаскиваем один из цилиндров двигателя. Вещь вроде бы лёгкая, но поднимаясь из глубины, такой крупный обломок тащит на себе ещё тонну тины и мха.

Надо сказать, что данная находка была очень важной. На цилиндре выбивается номер мотора. Имея номер мотора можно установить и судьбу самолёта.

После очередного серьезного зацепа принимается решение заякорить и второй болотоход.

Способ стандартный. Поперёк движения зарывается бревно и к нему цепляется машина.

Прошло два рабочих дня. Были достигнуты некоторые успехи (особенно — номер мотора). К сожалению, не у всех членов отряда есть возможность остаться на длительный срок, а небольшими силами здесь не обойдёшься.

Решаем прекратить работы до следующего раза.

На утро собираем оборудование…

Грузим болотоходы.

Колонна построена и готова к движению. На протяжении трех дней по ночам шли сильные дожди, так что обратная дорога обещает быть нескучной.

Кстати, о технике.

То, что вы видите на переднем плане — это болотоходы талантливого конструктора Алексея Гарагашьяна из Санкт-Петербурга. На болоте и слабых грунтах — не сравнится ни с чем другим. Очень простая и надёжная техника.

Замыкает колонну — легендарная «гэтэска», иначе говоря ГТ-СМ (гусеничный транспортёр-снегоболотоход модернизированный). Надо отметить, что «гэтэска» — прямой потомок лёгкого танка Т-70 времён Великой Отечественной войны.

Командир — впереди на лихом коне.

Будущий спецназ, как полагается, на броне.

Грузим технику…

Фотографируемся на память…

И прощаемся до следующего раза. Работу надо довести до конца.

Когда писался этот запоздалый отчет из Демянска пришло сообщение, что во время очередной экспедиции к самолёту из воронки подняли фрагменты лётного комбинезона и куртки. Скорее всего, лётчики там…

Вот уже второй год на месте падения самолёта ДБ-3 поисковый отряд "Пирамида" ведет работу по поиску и подъему экипажа самолёта. Работа ведётся в тяжелых условиях - в болоте, в 15 км. от берега; на глубине до 5,5 метров. Работу можно проводить только в зимний период времени, когда болото замерзло!
И вот наконец-то поисковикам улыбнулась удача - были подняты останки одного из членов экипажа. Им оказался старший сержант (стрелок-радист) ОСИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ. При нём были обнаружены записная книжка с адресами, личный дневник, профсоюзный билет, водительское удостоверение на мотоцикл (с фото), по которому и удалось установить личность Осинцева А.В. Также был обнаружен смертный медальон, образца 1925 года, к сожалению незаполненный.
Работа по поиску остальных членов экипажа продолжается.

02. Поднято на месте падения самолета

03. Парашют, найденный с останками летчика. Выпуск 1940 год. Сохран изумительный... болото.

04. Пилотка, пролежавшая более 76 лет в болоте.

05. Медицинская сумка летчика

06. Сумка с документами и картой

07. Место проведения работ

08. Пилотки летчиков, на одной до сих пор держится пришитый нитками знак "Серп и молот".

09. Детали ДБ-3

10. С приборной доски

11. Удостоверение мотоциклиста. 76 лет пролежало в болоте.

12. Детали погибшего ДБ-3

13. Летный комбинезон летчика

14. Удостоверение мотоциклиста, сохранилось даже фото!!!

15. Часы штурмана

16. Так выглядел ДБ-3

17. На месте проведения работ

18. Предметы, которые достали с глубины 5 метров

19. Не заполненный смертный медальон, образца 1925 года!!!

20. Обломки самолета

21. Парашют летчика, с клеймом завода-изготовителя.

22. Красный флаг с надписью, найденный в кабине пилота.

23. Унты пилота. Сохранились даже портянки.

24. Надпись на шильдике: Завод 203 им. Орджоникидзе

25. Серп и молот, пришитый летчиком к пилотке. Держится спустя 76 лет!

26. Надпись на обломке деревянного ящика: ..."Камчатка..."

27. Пилотка летчика

28. Детали самолета

29. Вечная память... Символическое фото.

30. Часы

31. Ткань, уцелевшая и найденная при подъеме самолета.

32. Кожаная маска пилота, защищавшая от ветра и холода.

33. Шасси

35. Знаки различия летчика. Старший сержант... Сильное фото...

36. Медицинская сумка, виден оранжевый жгут

37. Йодовая настойка. Бумага сохранилась!!!

38. Детали приборной доски

39. Сохранилась даже Блок-книжка для командира!!!

40. Вещи летчика

41. Тот самый красный флаг с надписью

42. Приборы

43. Читаются надписи!

44. На месте работ

45. Удостоверение с фото летчика. Сохранилось. Редчайший случай!!!

46. Ведутся работы

47. Ящик деревянный с надписью Камчатка, оказался из-под консервов с лососем

48. Читаются все данные

49. Деталь с ДБ-3

50. Унты

51. Вещи пилота

52. Вечная память солдатам и командирам, павшим за Родину!

Самолеты падают в мох. February 12th, 2012

Еще в те далекие времена, когда выделенный интернет был непозволительной роскошью для физического лица и связь со всемирной сетью осуществлялась по телефонной линии, натолкнулся я в русскоязычном интернете на любопытный артефакт, известный под именем “Карта Марка Кострова. Карта эта напомнила мне иллюстрации из книги “Остров сокровищ”. Такие же непонятные обозначения, символы и названия, во многом отражающие своеобразный внутренний мир своего составителя. О чем можно подумать, отыскивая такие, например метки – “Предполагаемые клады” или “Там где чудиться”, “Заброшенные библиотеки” или “Клад в колодце”. Прочитав почти все произведения писателя Марка Кострова, я так поразился его замечательному слогу, историям, простым и щемящим что уверовал в существование затерянного и заброшенного мира среди болот на границе Псковщины и Новгородчины.

Тогда еще я не знал, что через 10 лет окажусь в самом центре этой карты, как в волшебном мультфильме. Своими собственными глазами буду искать следы путешествий писателя, слушать истории о героях его рассказов. Так становится ясно, что действительно видел или слышал автор, что он благодаря своему мировоззрению домыслил, где приукрасил, а когда для остроты ощущений круто повернул сценарий чьей-то реальной жизни в своем описании. Но речь не об этом, а о третьей метке на костровской карте. Итак, небольшой рассказ о самолете в болоте.

Филиппыч, что часто гостит в своем доме в умирающей деревне на берегу озера Полисто, производит впечатление крепкого старика. Все-то у него есть, а главное – лодка с хорошим мотором, вездеход для передвижения по болотам, жилистые руки и память о прошлом Полистовья. Вот в одно прекрасное время вспомнилось Филиппычу, как в 1946 году видел он торчащий из болота металлический хвост большого самолета, о чем и сообщил спустя 65 лет Великолужскому (по-моему) военкому. Поиск погибших в войну, подьем останков героев дело благое, а тут нашлись сподвижники и спонсоры и вот уже разведка поискового отряда связалась с заповедником, как мол и что, а как бы нам там местность осмотреть.

Слухи ходили о лежащих в болоте самолетах. На Рдейщине (в восточной части болотного массива) рассказывают о самолете с грузом золота, упавшем в болото осенью 41 года. Мой проводник и инспектор заповедника рассказывал о самолете с грузом оружия, направлявшимся или к немцам в Демянский котел, или в Партизанский край, что существовал в Полистовье до середины 1942 года. Сам я видел непонятные металлические части вдали от минерального берега и были они явно не от саней или телеги. Так что найти нечто среди болот вполне возможно.

А вот чем чревата операция по подъему самолета в центре особо охраняемой болотной территории, какие усилия людей и техники потребуются и что потом останется от охраняемого участка – все это было непонятно и волнительно. “Не можешь помешать, тогда надо возглавить” – сказал директор заповедника и мы отправились в экспедицию к озеру в центре заповедника, за которым и должен лежать Ил-4. По данным поисковиков, самолет потерпел катастрофу на высоте нескольких километров, попав в грозовой фронт. По словам специалистов, в тот вылет авиация дальнего действия потеряла от погоды несколько машин. Именно этот самолет еще в полете разломился и упал, пилот и штурман погибли, один из стрелков воспользовался парашютом и выжил, продолжив затем войну. Но мне найти подтверждение подобной истории в сети не удалось.

Военкомовские отправились со своим поисковым оборудованием в моторной лодке на Полисто. Филиппыч на вездеходе, который носит в обиходе название “каракат” дожен подхватить их тяжелый груз и доставить в болото. А мы на вездеходе “Argo” с запасом топлива пойдем по топям и, преодолев за сутки более 35 километров непроходимого для колесной или тяжелой гусеничной техники болота, должны встретиться в районе поиска.

Район поиска встретил нас проливным дождем, настолько сильным, что когда мимо нашего вездехода на расстоянии в три десятка метров прошла лосиха с двумя лосятами, она не сразу обратила на нас внимание.

Этот район покрыт различными формами болотных сосен, примерно одного возраста, но разной высоты. На грядах и мочажинах открытого пространства сосны возрастом около 50-60 лет невысоко возвышаются надо мхом, всего на 60 сантиметров или метр. Основная часть их ствола и корней может на пару метров быть погружена в мох. Однако, чем ближе к озеру, тем стволы толще и кроны выше, достигая высоты в 4-5 метров. Это уже высокие, большие деревья. Там нельзя проехать на вездеходе, потому что сосны можно поломать, а это совсем не согласуется с заповедным режимом. И ничего не видно уже на расстоянии в десяток шагов.

Наша группа соединилась и начала поиски, осматривая мох в поисках следов большой ямы, следы от которой должны все же проступать во мху. Только после обнаружения таких старых и глубоких мочажин можно начинать работу со специальными металлоискателями, которые могут обнаружить металл на глубине в несколько метров.
Однако, везде волны моховых кочек, нет ни следа падения, люди устают, энтузиазм потихоньку пропадает.
“Филиппыч, ну ты что-нибудь помнишь? Похожа ли местность?” – спрашивают поисковики. “Нет, непохожа – отвечает наш аксакал и следопыт – мы там лошадей в ночном пасли, в костер кусочки обшивки с хвоста кидали, они так смешно горели с искрами, искры прожигали одежду а мать потом драла….” Филиппыч мечтательно улыбается, вспоминая детство. А я понимаю, что в топи верхового болота лошадей пасти нельзя. Что-то не складывается в рассказе, за 65 лет произошли изменения в памяти ли в природе. И самолет нам с ходу точно не найти.

Поисковики предполагают, что действовать надо зимой, когда замерзнет болото. Но зимой невозможно увидеть следы падения. На поиски можно потратить дни, недели и месяцы работы. Так что тайна, скорее всего останется тайной и будет ждать того момента, пока на остатки бомбардировщика случайно наткнется кто-нибудь из ученых, что будут составлять детальную карту растительности заповедника.

Но напоследок несколько свидетельств, что артефакты войны все-же есть в Полистовье.

Немецкий транспортник Ю-52 сфотографировала ботаник Наташа Решетникова, другой исследователь Татьяна Новикова в глубине болот наткнулась на такие вот детали техники, которые я гарантированно не смог опознать. Может вы знаете, что это?
Кстати, около половины названий на карте Марка Кострова имеют неточности, имеют ошибку, доходящую иногда до трех километров. Теперь я рекомендую относиться к рассказам своего любимого писателя больше как к произведению литературы. В нем только малая толика от достоверного полевого дневника.

Истребитель «Харрикейн» сержанта Лазарева из 760-го смешанного авиационного полка 259-й иад 7-й ВА Карельского фронта был сбит в ходе воздушного боя 21 февраля 1943 года немецким летчиком-асом обер-фельдфебелем Рудольфом Мюллером из 6-й эскадрильи «Экспертенштаффель» (6/JG5 «Expertenstaffel») 5-й истребительной эскадры Люфтваффе. Сам Мюллер был сбит в 8 км восточнее озера Мальярви, был пленен и отправлен в лагерь для военнопленных, где и "погиб" 21 октября 1943 г. при попытке к бегству.



Военный историк Юрий Рыбин, занимающийся исследованием действий военной авиации на территории Карелии в период Великой Отечественной войны, обнаружил в архиве информацию, подтверждающую факт, что в тот самый день Мюллер сбил два советских самолета типа «Харрикейн», один из которых пилотировал сержант Борис Александрович Лазарев. По всей видимости, от мощного залпа «Харрикейн» потерял управление и наш летчик, отстегнув ремни кресла пилота, пытался покинуть падающую почти отвесно машину, но не успел. Было ему тогда всего 22 года.

Лазарев упал в болото в 40 километрах от г. Лоухи Карело-Финской ССР (современная республика Карелия). Самолет с останками пилота был поднят из болота в 1998 году Санкт-Петербургской поисковой группой «Высота». Болотистая местность, бензин и масло из двигателя истребителя не позволили истлеть телу погибшего летчика. Только лицо пилота было размозжено об приборную панель, а ступни были оторваны. В кабине пилота были найдены летные очки и самодельный нож с нанесенной на нем надписью «Другу Боре во второй год войны», на поясном ремне летчика висел пистолет ТТ, в карманах комбинезона были обнаружены красноармейская книжка, комсомольский билет, два письма и патроны от пистолета россыпью.

Сержант Лазарев с подобающими ему почестями похоронен на мемориальном военном кладбище в поселке Чупа Лоухского района Карелии. Детали найденного самолета были использованы при реставрации другого найденного «Харрикейна» для экспозиции Центрального военно-исторического музея на Поклонной горе в Москве.

Родственники погибшего до сих пор не найдены.

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия: Лазарев
Имя: Борис
Отчество: Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1922
Место рождения: Калининская обл., Кимрский р-н, д. Заручьево
Дата и место призыва: Зарайский РВК, Московская обл., Зарайский р-н
Последнее место службы: 7 ва 261 сад
Воинское звание: сержант
Причина выбытия: убит
Дата выбытия: 21.02.1943
Первичное место захоронения: Карело-Финская ССР, Лоухский р-н, ст. Полярный Круг, Кировская ж/д


Самолет Р. Мюллера — Bf-109G 8.JG5 (Y3+-) WNr 14810. Летчик уже «извлечен» из кабины. Час расплаты пришел.