Задание 4 огэ русский язык теория презентация
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Примерные формулировки задания 4: 1. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного. 2. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного. 3. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного. 4. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного.
3 слайд
Описание слайда:
Что нужно знать: В русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности: 1) Неизменяемые приставки (их нужно запомнить); 2) Приставки на з-, с-, написание которых зависит от последующего согласного; 3) Приставки роз- (рос-)/ раз- (рас-), написание которых зависит от ударения; 4) Приставки при-, пре-, написание которых зависит от значения.
4 слайд
Описание слайда:
1. Неизменяемые приставки. Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки: в- (во-), до-, за-, на-, над-, недо, о-, об-(обо-) от- (ото-), по-, под- (подо-), с- (со-), пере-, пред-. ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. Приставки з- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.
5 слайд
Описание слайда:
2. Приставки на З-, С-. Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки: без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ/нис-, раз-/рас-, через-(чрез-)/черес- ПРИМЕР: рассмотреть, разглядеть, извести, истопить, чрезмерный, расчертить, вскарабкаться, чересчур, снисходительный
6 слайд
Описание слайда:
Трудности, которые могут возникнуть: Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих. Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: Стёпка Фец, хочешь щец? Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ! ПРИМЕР: в приставках слов расчудесный и расцветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня-ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов издержка и обмен мы напишем буквы -з- и -б-, так как первые буквы корня -д- и -м- обозначаюи звонкие согласные звуки
7 слайд
Описание слайда:
Случай 2. Запомните, что правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. ПРИМЕР: в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.
8 слайд
Описание слайда:
Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки. ПРИМЕР: в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного.
9 слайд
Описание слайда:
Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. ПРИМЕР: 1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться) 2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) 3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица) 4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение) 5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый) 6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
10 слайд
Описание слайда:
3. Приставки роз- (рос-)/ раз- (рас-). Написание этих приставок также очень и очень простое: без ударения пишется буква А, под ударением - О. ПРИМЕР: расписАться - рОспись, разыгрАть - рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив вина
11 слайд
Описание слайда:
4. Приставки при-, пре- Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок. Приставка ПРИ- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить 2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский 3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить Это основные значения приставки при-, но есть еще два значения, реже встречающиеся: 4) законченность действия: придумать 5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать Приставка ПРЕ- имеет значение: 1) близкое по значению к слову "очень": прекрасный (очень красивый) 2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать) Не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!
12 слайд
Описание слайда:
Трудности, которые могут возникнуть: Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид - предать друга, притворить дверь - претворить мечту (воплотить), прибывать вовремя - пребывать в отпуске (находиться), приступить к работе - преступить закон, приходящий в гости - преходящий момент (непостоянный), презреть врага (возненавидеть) - призреть сироту (приютить) преклоняться перед талантами (восхищаться) - приклоняться к земле (наклоняться) превратности судьбы - привратник у ворот предел (граница) терпения - придел (пристройка) дома претерпеть (пережить) - притерпеться (привыкнуть) к зною
13 слайд
Описание слайда:
Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками при-, пре- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус тар.) - «споткнуться», преткновение - «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) -«умереть», устроить светопреставление. Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.
14 слайд
Описание слайда:
Правописание приставок НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях НиктО - нЕкто ничтО – нЕчто никомУ - нЕкому
15 слайд
Описание слайда:
тест 1. Укажите слово, в котором правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости последующего согласного. Расценка Приозерный Отыскать безрассудный
16 слайд
Описание слайда:
2. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного. Бесперспективность Притормозить Подобрать несдобровать
17 слайд
Описание слайда:
3. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения. Выбрать Направо Предать Некому
1. Из предложений 7– 8 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения» . (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву» . (8)Просто это мне, должно быть, привиделось. 2
2. Из предложений 13– 14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел. 3
3. Из предложений 17– 21 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется ее значением приближения, присоединения. (17)Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать. (18)Никто не провожал. (19)Я сам уехал в армию, добровольно, один. (20) И встречать никто не будет. (21)Вот выйду из госпиталя инвалидом, ни к труду, ни к жизни не приспособленным… 4
4. Из предложений 10– 12 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной(-ых) в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни. (12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. 5
5. Из предложений № 1 -4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от звонкости-глухости согласного звука, обозначенного последующей буквой. (1) Земной шар живет своей собственной, непредсказуемой жизнью, а на его поверхности протекают сложные процессы. (2) Что же происходит с нашей планетой? (3) Содрогается Земля под воздействием землетрясений. (4) Гибнут люди, населенные пункты. 6
6. Из предложений 7- 8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения. (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. 7
7. Из предложений 23- 25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук» . (23)Я мог её раз по двадцать на день рассматривать. (24)Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота" тащит. (25)И другая картинка, где ворота разрезали коня пополам. 8
8. Из предложений 11– 15 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание гласной в приставке(-ах) отрицательных местоимений зависит от ударения. (11)Чайковский вспыхнул, покраснел – он никак не мог принять по отношению к себе это высокое слово – и резко ответил: (12) «В чем тайна? (13)В работе. (14)И никакой тайны вообще нет. (15)Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги» . 9
9. Из предложений 1 -5 выпишите слово, правописание, приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-» . (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила 10
10. Из предложений 21 – 23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце пишется буква, обозначающая глухой согласный звук» . (21)Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами, сослуживцами и друзьями, которых я днем просил перезвонить, а иногда бабушка «подменяла» маму у телефона. (22)Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник. (23) Вечером нам принесли целых три градусника! 11
11. Из предложений 12 – 15 выпишите слово, в котором. правописание приставки определяется ее значением неполноты действия (12)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных: она стояла бодро и осанисто посреди пня. (13)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. (14)Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15) «Вот оно в чём дело!» 12
12. Из предложения 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени ока вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. 13
13. Из предложений 5 -8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук» . (5) Продавец хмурился: не видно было, что они вернутся хоть что-нибудь купить. (6) Зачем было ему тащиться сюда, в такую даль, по горам? (7) Женщины погалдели, потолкались возле автолавки, потом разошлись по домам, а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары, чтобы сесть за руль и уехать. (8) Вдруг он остановил сборы: продавец заметил мальчишку. 14
14. Из предложений 1 – 3 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук» . (1) Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из командировки, мне понравились слова «мужской разговор» , и я поехал к нему прямо из школы. (2)Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!. . (3) Увижу раньше сестры Людмилы! 15
15. Из предложений 48 – 49 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (48) Врач аппетитно, с хрустом откусил грушу, потрепал меня по щеке, распростился со всеми, вскочил на коня, помахал рукой и ускакал. (49) Пока мы понимающе улыбались, бабушка вслед врачу долго ругала тех невежд, которые не способны отличить здорового от больного. 16
16. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой (1) Учебный год я опять закончил с осенней переэкзаменовкой по русскому языку, поэтому опять все лето два раза в неделю я ходил заниматься на дом к учительнице. (2) Вознаграждение за ее мужественный труд выплачивалось натурой: полпуда лобио, четыре головки подвяленного сыра и пуд вина с нового урожая. 17
17. Из предложений 10 – 11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (10) – Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник» , – говорю я. (11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. 18
18. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (1) Как-то я возвращался из школы. (2) Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел. (3) Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград. 19
19. Из предложений 2- 5 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение). (2)Ты взгляни, Елена!. . (3)Какая неожиданная удача. . . (4)Бабушка Колкина отдала нам картину. (5)Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!. . 20
20. Из предложений 19– 23 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется глухостью-звонкостью согласного, обозначаемого следующей после приставки буквой. – (19)Коржиков, должно быть. . . – робко предположил я. – (20)Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок… – (21)Вовсе нет! – рассмеялась моя дочь. – (22)То есть выйдет, конечно, Коржиков. (23)Только он никаких динозавров палкой гонять не станет, он их приручит лаской! 21
Слайд 1
Правописание приставок (задание 4 ОГЭ)
Е.В.Щербакова МАОУ СОШ № 2 Г.Реж
Слайд 2
Формулировка задания: Из предложений... выпишите слово(а), в котором...
правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного; правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного; правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного; правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки); правописание приставки зависит от ударения.
Слайд 3
Пример задания: Из предложений... выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением "пространственная близость".
Слайд 4
Что нужно знать?
В русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности: 1) Неизменяемые приставки (их нужно запомнить); 2) Приставки, оканчивающиеся на З-, С-, написание которых зависит от последующего согласного; 3) Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-, написание которых зависит от ударения; 4) Приставки ПРИ-, ПРЕ-, написание которых определяется их значением.
Слайд 5
Неизменяемые приставки
Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки: В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-. ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. Приставки З- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.
Слайд 6
Приставки на з,с.
Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки: БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-
Слайд 7
ПРИМЕР: РАСсмотреть, РАЗглядеть, ИЗвести, ИСтопить, ЧРЕЗмерный, РАСчертить, ВСкарабкаться, ЧЕРЕСчур, сНИСходительный
Слайд 8
Трудности
Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих. Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ! ПРИМЕР: в приставках слов РАСчудесный и РАСцветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня -ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗдержка и ИЗмена мы напишем букву -з-, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки -д- и -м-
Слайд 9
Случай 2. Запомните, что правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. ПРИМЕР: в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.
Слайд 10
Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки. ПРИМЕР: в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.
Слайд 11
Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. ПРИМЕР: 1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться) 2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) 3. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение) 4. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый) 5. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 6. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
Слайд 12
Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-
Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением. В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением - О. ПРИМЕР: расписАться - рОспись, разыгрАть - рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив напитков Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ. ПРИМЕР: нЕкогда - никогдА, нЕкто - никтО, нЕчто - ничтО
Слайд 13
Приставки ПРИ-, ПРЕ-
Приставка ПРИ- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить 2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский 3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения: 4) законченность действия: придумать 5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать 6) сопутствующее действие: припрыгивать, приговаривать, пританцовывать, припевать
Слайд 14
Приставка ПРЕ- обозначает: 1) близкое по значению к слову "очень": прекрасный (очень красивый) 2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать) Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!
Слайд 15
Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид - предать друга, притворить дверь - претворить мечту (воплотить), прибывать вовремя - пребывать в отпуске (находиться), приступить к работе - преступить закон, приходящий в гости - преходящий момент (непостоянный), презреть врага (возненавидеть) - призреть сироту (приютить) преклоняться перед талантами (восхищаться) - приклоняться к земле (наклоняться) превратности судьбы - привратник у ворот предел (граница) терпения - придел (пристройка) дома
Слайд 16
Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар.) - «споткнуться», преткновение - «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) -«умереть», устроить светопреставление. Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.
Правописание приставок
(задание 4 ОГЭ)
Е.В.Щербакова МАОУ СОШ № 2 Г.Реж Формулировка задания: Из предложений... выпишите слово(а), в котором...- правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
- правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного;
- правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
- правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки);
- правописание приставки зависит от ударения.
- Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:
- В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.
- ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. Приставки З- нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.
- Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:
- БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-
- ПРИМЕР: РАСс мотреть, РАЗг лядеть, ИЗв ести, ИСт опить, ЧРЕЗм ерный, РАСч ертить, ВСк арабкаться, ЧЕРЕСч ур, сНИСх одительный
- Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих. Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ! ПРИМЕР: в приставках слов РАСч удесный и РАСц ветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня -ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗд ержка и ИЗм ена мы напишем букву -з-, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки -д- и -м-
- Случай 2. Запомните, что правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. ПРИМЕР: в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.
- Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки. ПРИМЕР: в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.
- Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. ПРИМЕР: 1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться) 2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) 3. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение) 4. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый) 5. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 6. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
- Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением. В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением - О. ПРИМЕР: ра списАться - рО спись, ра зыгрАть - рО зыгрыш, ра злИв (реки), рО злив напитков Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ. ПРИМЕР: нЕкогда - ни когдА, нЕкто - ни ктО, нЕчто - ни чтО
- Приставка ПРИ- обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: приехать, приклеить 2) расположение вблизи чего-либо (близость): приморский, приокский 3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): приоткрыть, притормозить Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения: 4) законченность действия: придумать 5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: припрятать 6) сопутствующее действие: припрыгивать, приговаривать, пританцовывать, припевать
- Приставка ПРЕ- обозначает: 1) близкое по значению к слову "очень": прекрасный (очень красивый) 2) близкое по значению к приставке пере-: преступить (перейти черту), прервать (перервать) Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!
- Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид - предать друга, притворить дверь - претворить мечту (воплотить), прибывать вовремя - пребывать в отпуске (находиться), приступить к работе - преступить закон, приходящий в гости - преходящий момент (непостоянный), презреть врага (возненавидеть) - призреть сироту (приютить) преклоняться перед талантами (восхищаться) - приклоняться к земле (наклоняться) превратности судьбы - привратник у ворот предел (граница) терпения - придел (пристройка) дома
- Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус-тар.) - «споткнуться», преткновение - «помеха, затруд-нения», камень преткновения; преставиться (устар.) -«умереть», устроить светопреставление.
- Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.
Фон с клеткой:
http://www.lenagold.ru/fon/geom/romb/raz/rombraz13.jpg
Рамка - маска:
http://s002.radikal.ru/i200/1002/28/179edcb97c15.png
Рамка-маска_02:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6512/16969765.4a/0_68e1b_150409fe_orig.png
Уголок:
http://img-fotki.yandex.ru/get/6108/110262152.145/0_73f6b_741e032c_S.gif
Шнуровка:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4129/16969765.115/0_70b04_5b6c023d_orig.png
http://dragunkin.ucoz.ru/
http://heliograph.ru/images/992167_ucheniki-kartinki-animaciya.jpg
http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2014-08/1408961000_11.png
http://vamotkrytka.ru/_ph/72/2/401384471.gif
http://gifanimation.ru/images/predmetyi_new/003-5.gif
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. 4 2Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул
Найти предложение, в котором содержится олицетворение. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. 3 3Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. 4 4Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. 6Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул
1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»? 1) спрыгивает 2) неизвестно 3) рассказывал 4) представлял 3 9Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей 21 г. Иваново Сайт: 17Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул
Интернет – ресурсы: i-knigi-v-vektore.html клипарт (перо, чернильница, книги) букет рамка 18Глазина Е. А. СОШ 62 г. Ьарнаул