Конспект для дошкольников речь устная и письменная. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи). Согласование существительного с числительным

Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.

Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

    Составьте слово из букв.

Если переставить буквы, какое новое слово получится?

    Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.


Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

    Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.

Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.

Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.

Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках - запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Туловище имеет руки и ноги.

Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

А, чего нет у животных – лица.

А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

    Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

    Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

    Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи у учащихся 2-ого класса учителя-логопеда Груздевой Юлии Вячеславовны

«Играем со сказочными героями»

с использованием технологий: развивающих, ИКТ, здоровье – сберегающих: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующих и личностно - развивающих, обеспечивающих формирование и укрепление психологической адаптации личности.

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: «Звукобуквенный анализ и синтез».

Лексическая тема: «Мебель».

Грамматическая тема: «Развитие функции словообразования».

Коррекционные задачи:


  1. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

  2. Развитие навыка согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

  3. Развитие навыка словообразования относительных имен прилагательных.

  4. Развитие навыка составления предложения по схеме.

  5. Развитие общей и мелкой моторики и межполушарных связей.

  6. Развитие слухового и зрительного внимания.

  7. Развитие тактильного и оптического гнозиса.

  8. Развитие связной речи.

  9. Обогащение словаря.
Воспитательные:

1.Воспитание навыка самоконтроля.

2.Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

компьютер и оборудование для демонстрации презентаций, раздаточный материал к игре «Нарисуй двумя руками», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Расшифруй слово», «Сюрприз для Малыша», рабочие тетради, буквы в мешочке, маркеры, счетные палочки, звуковые линейки и наборы для звукового анализа по числу детей.

Презентация с речевыми играми:

«Расшифруй слово», «Разгадай ребус», « Прочитай загадку»,«Расшифруй предложения», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Четвертый лишний», «Помоги Малышу и Карлсону», «Прочитай слова», «Скажи наоборот», «Сюрприз для Малыша».

План занятия:

I. Организационный момент.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус».

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа. Составить схему слова «стол».

6.Развитие логического мышления. «Определи, часть какой мебели можно соотнести по форме с данными геометрическими фигурами. Как эта часть мебели называется? » /Столешница/.

7.Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками», «Выложи мебель из счетных палочек».

8.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

9.Развитие тактильного гнозиса. Игра «Волшебный мешочек».

10. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа.

Д/и «Подбери слова».

11. Развитие слухового внимания. Д/и «Доскажи словечко».

12. Развитие навыка звукобуквенного анализа. Схема слова «Диван», д/и «Соотнеси предметы со схемами», «Разгадай кроссворд», д/и «Помоги Малышу и Карлсону».

13. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

14.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Из чего сделаны?».

15.Развитие оптического гнозиса. Д/и «Прочитай слова».

16. Развитие навыка составления предложения по схеме. Упражнение «Скажи наоборот».

17. Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

18. Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

III. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

Для того, чтобы узнать героя книги нужно расставить правильно буквы.

Отгадайте кто такой-

Этот сказочный герой.

Буквы ставьте по порядку,

Расшифруйте слово тут

И узнаете вы быстро,

Как героя все зовут.

О Л С Н К Р А
6 4 5 7 1 3 2

/Карлсон/


Слайд 1.

II. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Малыш и Карлсон, фрекен Бок

Пришли сегодня на урок.

Нам предлагают поиграть,

Вот этот ребус разгадать.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус». МЕБ+ ЕЛЬ (картинка «ель»). Запишите в тетрадь.

2. Актуализация словаря по теме «Мебель».

Слово «мебель»- французское и произошло от латинского слова «мобиле», что означает «движущийся». Частица «мобиле» есть в слове автомобиль, что означает «самодвижущийся». Что общего между мебелью и автомобилем?

И то и другое передвигается.


Слайд 2.

3.Развитие зрительного внимания. «Расшифруй предложения», « Прочитай загадку».

УКДАГАЗ ЕТЙАДАГТО

(РЕБЯТА!
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ!)


Слайд 3.

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки, но для этого вам необходимо их сначала дописать.

Чтоб загадку отгадать,

Нужно буквы дописать,

А потом и отгадать.

Глядят в меня,

А видят себя.

(Зеркало). Запишите в тетрадь.


Слайд 4.

Под крышей –четыре ножки

А на крыше – чашки да ложки

(Стол). Запишите в тетрадь.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа.

Определите сколько звуков в слове « СТОЛ», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.

6.Развитие логического мышления.

Из каких частей состоит стол? (Четыре ножки, столешница).


Слайд 5.

7.Столешница может быть разной формы. Какой она бывает? (Подсказка Карлсона).

Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками». Нарисуйте двумя руками столешницу любой формы, какую хотите.

Левая рука Правая рука

Какой формы ты нарисовал столешницы?

8. Развитие мелкой моторики, слухового внимания.

Выложите из четырех палочек стол, переложите две палочки «ножки» и сделайте кровать, а теперь сделайте из этих же палочек стул, переложите спинку стула по сиденье и получится табуретка.


Слайд 6.

9.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

Друзья наши за столом,

Чем заняться им вдвоем?

Пообедать, поиграть,

Или письма написать.

А может быть, они не прочь

На кухне фрекен Бок помочь.

Каким делом их займешь,

Так ты стол и назовешь.

Если друзья обедают (то за каким столом?) - обеденным столом, играют - за игровым столом, листают журналы – за журнальным, пишут письма -за письменным столом. Если стол для компьютера, то он- компьютерный, на кухне- кухонный.

10.Развитие тактильного гнозиса. Игра «волшебный мешочек».

Посмотрите, что это под столом. Мешочек. В него Карлсон с Малышом положили буквы.

Не заглядывая в мешок, рукой нащупай букву, назови, а теперь покажи.

11. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа. Д/и «Подбери слова».

Вспомни название мебели, в котором есть буква, вынутая из мешочка, и запиши в тетрадь.


Слайд 7.

12.Карлсон предлагает игру «Доскажи словечко».

Карлсон в комнату вошел

И поставил сок …. /на стол/.

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки … / в буфете/.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть …. /на стуле/.

То развалится он …. /в кресле/.

По ночам на них ребятки

Засыпают очень сладко,

Утром всем пора вставать,

Застилать свою …. /кровать/.

Он с ножками, но не бежит.

Со спинкою, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете? ... /диван/.

13. Запишите в тетрадь слово « ДИВАН». Проверьте.

Определите сколько звуков в слове « ДИВАН», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.


Слайд 8.

14. Соотнеси предметы со схемами.

Карлсон приготовил воздушные шары и из них составил схемы. Какие названия мебели подойдут к первой схеме, ко второй?


Слайд 9.

15.Физминутка.

Карлсон встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Он варенье не нашел.

Чтоб варенье нам достать,

Нужно на носочки встать.


16. Развитие навыка звукобуквенного анализа. «Разгадай кроссворд».

Отдохнули. Карлсон предлагает разгадать кроссворд.

Возьмите маркеры и запишите слова. Проверьте.


Слайд 10.

17.Д/и «Помоги Малышу и Карлсону».Делимся на команды. Возьмите звуковые линейки и выложите схемы слов: 1-я команда слова «МАЛЫШ», 2-ая – слова «КАРЛСОН».

Определите 5-й звук в словах «КАРЛСОН», «МАЛЫШ».

Какой 5-й звук в слове МАЛЫШ? – [Ш],

в слове Карлсон? - [ С].

Распределите мебель для комнаты Малыша со звуком [Ш], для Карлсона - со звуком- [С]. Назовите мебель для Малыша, для Карлсона. Проверьте.


Слайд 11.

18. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

Прочитайте. Какое слово лишнее?

Табуретка, кресло, стул, шкаф . (Шкаф не предназначен для сидения).

Книжный шкаф, гардероб, кровать , сервант. (Кровать не предназначена для хранения вещей)

Диван, полка , софа, кушетка.(Полка не является мягкой мебелью.)

Кровать, диван, стол , раскладушка. (На стуле нельзя спать).


Слайд 12.

19.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева (он какой?) - деревянный.

Диван обтянут кожей – кожаный.

Зеркало из стекла - стеклянное.

Вешалка из металла - металлическая.

Стул из пластмассы - пластмассовый.


20.Развитие оптического гнозиса. «Прочитай слова».

К У Ш Е Т К А

К Р О В А Т Ь

С Е Р В А Н Т

Какие слова написал Карлсон?


Слайд 13.

21.Упражнение «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, а тумбочка (какая?) … (низкая).

Кресло мягкое, а табуретка (какая?) … (жесткая).

Диван широкий, а кровать (какая?) … (узкая).


Слайд 14.

22.Обогащение словаря. Ребята, а кто делает мебель? Столяр.

Наш проказник Карлсон

Столяром вдруг стать решил.

Новый способ делать мебель

Он недавно вдруг открыл.

Подлокотники убрать,

Можешь сам ты мебель делать.


Слайд 15.

23. Развитие зрительного внимания. Д/и «Расшифруй слово».

За то, что герои сказки хорошо с нами играли фрекен Бок что – то приготовила для Карлсона? Прочитайте. Стрелочки помогут вам. Проверьте. Запишите в тетрадь /пирог/.


Слайд 16.

24.Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

А Малыша тоже ждет сюрприз,

по первым буквам предметов угадай, какой сюрприз ждет Малыша. Что он получит в подарок? /Собака/. Проверьте.

Я думаю, Карлсон поделится пирогом с друзьями, а с сюрпризом Малыша будут играть все.

Вот и закончилась наша игра со сказочными героями.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Какое задание вам понравилось? Почему?

Я МОЛОДЕЦ МОГУ ЛУЧШЕ! МАЛО СТАРАЛСЯ!


Слайд 17.

№ слайда

1.






2.

Логопедические занятия по исправлению произношения фонем и автоматизации звуков.
При исправлении недостатков произношения звуков выделяют этап первичной постановки правильной артикуляции звука. На этом этапе усваивается умение правильно воспроизводить нарушенный звук изолированно или в простейших слогах.

На втором этапе происходит автоматизация звука в стойкий навык. Между данными этапами нет четкой границы. Один этап постепенно перетекает в другой. Характерная особенность первого этапа – это опора на анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический). Это облегчает воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. Второй этап характеризуется ограничением, а затем полным отказом от зрительного контроля.

Для того чтобы предотвратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука, необходимо подобрать интересный материал и проводить в виде игры. Упражнения, направленные на автоматизацию звуков, также способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления.
На логопедических занятиях можно уделить большое внимание рисованию и аппликации, которая, кроме художественного вкуса, выполняет еще и коррекционные задачи: развитие мелких движений пальцев рук и подготовка руки к письму, улучшение зрительного внимания и памяти, развитие пространственной ориентации и мышления.
В работе можно использовать потешки и чистоговорки, закрепляющие произношение дефектных звуков. Проводим упражнения в звуковом анализе и синтезе, они подготавливают детей к обучению грамоте.

Хочется дать несколько советов родителям, чтобы соблюдали следующие условия:

  1. Заниматься необходимо ежедневно (15-20 минут). Если у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, материал даем дозировано, деля одно занятие на 2-3 отдельных занятия.
  2. Каждое занятие лучше начинать с разминки мелкой моторики, т.е. для кистей и пальцев рук, а так же 2-3 минутной артикуляционной минигимнастики.
  3. На логопедических занятиях необходимо добиваться четкого, правильного и длительного произнесения звука на одном выдохе, изменяя силу голоса (шепотом, громко, тихо …).
  4. Упражнения на произношение слогов и слов необходимо сочетать с тренировкой слухового и зрительного внимания и памяти, звукового анализа, логического мышления.
  5. После завершения работы и месячного – полуторамесячного перерыва следует повторить все логопедические занятия в ускоренном темпе и сокращенном виде, для более прочного закрепления приобретенных навыков.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующеработы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема . Слово.

Цель . Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование . Картинки, изображающие животных и неодушевленные предметы, предметы, находящиеся в кабинете логопеда.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель логопедических занятий.

II. Работа с предложением. Логопед называет предложение из двух слов: Дети насыпали. Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.)

Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?