Двойная роль е ю я правило. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Заключительная беседа по вопросам
Класс: 5
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в
гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме.
Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно
совершим открытие, разгадаем тайну, которую
скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же
нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к
испытаниям? И вот первое задание.
3. Проверка знаний
Задание 1
Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения,
дать его устную характеристику, начертить схему
предложения.
(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.
Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)
– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые
[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый
Задание 2
– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
[б] [р] [с] и [а] [о] [и]
– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет. )
– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.
Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.
4. Знакомство с новой темой урока
– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква... зато осталась... (Е)Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)
– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну
они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие
звуки слышатся?
Вывод.
– Итак, буквы е , ё , ю , я обозначают два звука.
е – [й"э],
ё – [й"о],
ю – [й"у],
я – [й"а]
– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.
ме л [м"э л]
мё д [м"о т]
лю к [л"у к]
ря д [р"а т]
– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е , ё , ю , я .
Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).
– Где стоят буквы е
, ё
, ю
, я
в
словах данного столбика? (После согласного
.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один
звук [э, о, у, а]
.)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие
.)
Сделаем вывод.
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят после
согласной, то они обозначают один звук [э, о, у,
а]
и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е
, ё
, ю
, я
–
это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е , ё , ю , я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я ?
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят между
согласными, они обозначают один звук и указывают
на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят в начале
слова, после ъ
и ь
, после гласной, они
обозначают два звука.
5. Физкультминутка
6. Закрепление нового материала
– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.
1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран
, буря
,
вьюга
, метель
, мороз
, позёмка
.
7. Проверка знаний
8. Рефлексия
– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях
у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я
,
хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание
Дома: § 61, упр. 306
Использованная литература
>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Двойная роль букв я, ю, е, ё
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.
Буквы е, ё, ю, я
после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя
- [с"э"м"а].
В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд"йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.
Знаете ли вы?
В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио
.
А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.
Сравните!
1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,
напишите эти буквы.
[ай] - ... [йа] - ...
[ой] - ... [йо] - ...
[уй] - ... [йу] - ...
[эй] - ... [йэ] - ...
2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я
передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].
Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.
3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё
и укажите, сколько звуков они обозначают.
Споёмте
, друзья, ведь
завтра в поход
Уйдём в предрассветный
туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой
капитан.
(А. Чуркин
)
4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.
Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Весь русский язык онлайн , список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителейДвойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Узнаем, чем отличаются от других гласных буквы е, ё, ю, я.
Для начала посмотрите на транскрипцию и определите, какие перед вами слова.
Если внимательно посмотреть на запись данных слов (ель, лес, бельё, мёд, полью, блюдо, якорь, мясо), то можно заметить, что в них присутствуют буквы е, ё, ю или я. Но соответствуют они разным звукам! Почему?
Все дело в том, что в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с различными фонетическими процессами, происходящими в языке. Один из них - позиционное чередование звуков, т.е. такое чередование (замена), которое зависит от места (позиции) звука в слове. Буква - это специальный знак, который используется для обозначения звука на письме, ведь звук можно только слышать или произносить. Звуков в русском языке значительно больше, чем букв. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторым буквам «приходится» обозначать несколько звуков. Так произошло и с буквами Е, Ё, Ю, Я.
Чтобы разобраться, в каких случаях эти гласные обозначают один звук, а в каких два, проделаем следующую работу. Произнесём слова и проанализируем положение в них интересующих нас гласных.
Итак. М[э]ра, пол[о]т, кл[у]в, с[я]ду. Во всех этих словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, стоят они после мягких согласных.
Теперь разберем следующие примеры: [йэ]м, [йо]лка, [йу]г, [йа]щер. Здесь гласные используются для обозначения двух звуков ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а стоят в абсолютном начале слова.
Еще группа слов: бо[йэ]ц, при[йо]м, ка[йу]та, сто[йа]т. В данных словах буквы е, ё, ю, я также обозначают два звука, но находятся уже после другой гласной буквы.
И ещё примеры: отъ[йэ]зд, съ[йо]мка, вь[йу]га, обезь[йа]на. Гласные буквы е, ё, ю, я снова обозначают два звука, а в слове они стоят после ъ или ь.
Теперь, думаю, вы без труда сможете сформулировать правило:
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков. Один звук эти буквы обозначают, если стоят после согласного и указывают на его мягкость.
Звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, называют йотированными, потому что в их образовании участвует звук й или йот. В транскрипции он обозначается так [й], а иногда так [j].
Изучая раздел «Фонетика», мы можем убедиться ещё раз, насколько богат, разнообразен и удивительно красив русский язык. Но русский язык считается и одним из самых сложных в мире. Одной из трудностей нашего языка является то, что многие слова в нем пишутся совсем не так, как слышатся. Заботится о красоте и правильности своей речи необходимо. В противном случае можно попасть в такую нелепую ситуацию, о которой пишет в своем стихотворении «Грустные вести» поэт Александр Шибаев:
Список использованной литературы:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2008-2012.
- Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
- Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных.- М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ»,1998.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Вако, 2013.
- Васильевых И.П. Уроки русского языка к учебнику С.И.Львовой. Пособие для учителя. – М., 2013.
- Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка. 5 класс. – Владос, 2004.
- Грибанская Е., Новикова Л. Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс». Учебно-практическое пособие. – Л.: Экзамен, 2004.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя – Генжер, 2000.
- И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. «Секреты хорошей речи». - М.: Междунар. отношения, 1993.
Некоторые буквы в русском языке обозначают как один, так и два звука. Буквы Е, Ё, Ю, Я являются в данном случае особенными, потому что в слове они могут играть двойную роль: обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного или два звука, один из которых является согласным.
Употребление букв для обозначения мягкости
Стоя после согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я будут указывать на его мягкость и обозначать один гласный звук. Например, ме[м"и]те[т"э]ль, лё[л"о]гкий, п[п"и]елё[л"о]нка, рю[р"у]кзак, лю[л"у]стра, ре[р"и]бя[б"а]та, ля[л"и]гушка. Но нужно помнить, что после букв Ж, Ш, Ц, которые всегда обозначают твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] (же[жы]стяной, жи[жы]раф, шё[шо]рстка, шё[шо]лковый, це[цэ]лый, це[цы]ховой), эти буквы обозначают только гласный звук, но не указывают на мягкость предыдущего согласного. Также в некоторых заимствованных словах (например, моде[дэ]ль, парте[тэ]р, те[тэ]ннис, те[тэ]мп) буква Е употребляется после твёрдых согласных звуков.
Два звука в слове
Но буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать и два звука (гласный и звонкий непарный, мягкий непарный согласный [й"]), если стоят:
- в начале слова, например, е[й"и]да, е[й"э]ль, ё[й"о]мкость, ё[й"о]жик, ю[й"у]ла, ю[й"у]ркий, я[й"а]года, я[й"а]ркий;
- после разделительного твёрдого или мягкого знака, например, съе[й"и]добный, Вье[й"и]тнам, съё[й"о]мка, серьё[й"о]зный, подъю[й"у]бник, вью[й"у]нок, объя[й"и]вление, друзья[й"а];
- после гласной буквы, например, пое[й"и]зд, бое[й"э]ц, каё[й"о]мка, поё[й"о]т, каю[й"у]та, сою[й"у]з, мая[й"а]к, струя[й"а].
Таким образом, в зависимости от позиции в слове буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют ту и иную функцию в слове. Поэтому при транскрипции или фонетическом разборе слова нужно обязательно обращать внимание на данные буквы и их местоположение, чтобы правильно определить их роль, звуки, которые они обозначают, и общее количество букв и звуков в слове. Например: ярмарка [й"армарка] - 7 букв, но 8 звуков; пёрышко [п"орышка] - 7 букв, 7 звуков; семья [с"им"й"а] - 5 букв, 5 звуков.
РЯ 5 У № 64. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования; ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я. Ход урока I. II. Оргмомент. Проверка домашнего задания. А) Устный опрос. Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные.) Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся) (В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту): 1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка. 2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка. Сколько всего гласных букв?(10) Сколько всего гласных звуков? (6) Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6. Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука) А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему? Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука. Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.). 1 III. Объяснение нового материала. 1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. 2. Открываем тетради, записываем число и тему урока. 3. Орфографический диктант Ярко сия...т Пушистый сне.. Н..вогодняя ёлка Гла..кий съе.. Тёплые варе..ки 4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор. 5. Орфоэпическая работа. Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА. Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"! Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.) Составляем словосочетание. Возьмём одно из предложенных вкусная яичница! Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос) Какое это словосочетание? (Именное) А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные) Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически) В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака) 6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4. Как называется этот разбор? (Синтаксический) сущ. гл. прил сущ. Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.) На какие вопросы отвечает обстоятельство? Чем является в предложении дополнение? 2 Как подчёркивается определение? Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске. Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я (после согласных) Сколько звуков они обозначают?(1) После каких согласных они стоят? (После мягких) Решите эту пропорцию, записав её в тетради. Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е) `А `У `О `Э Почему? Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук, когда стоят после мягких согласных) Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. Работаем со следующим столбиком. К доске::: Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова) Сколько звуков они обозначают? (2) Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ) С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница) Подходит оно под наше правило (Да) 3 Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова) Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука. Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной) Сколько звуков обозначают? (2) Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука. Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (После Ъ или Ь знаков) Сколько звуков они обозначают? (2) Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука. Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается 4, а сколько звуков они дают 2. А при каких условиях, кто может сказать? (В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака) Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? (Не хватает запятой после Й) А зачем она нужна? (Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий) Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука? Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука 4 После мягких согласных (люк) В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) IV.Закрепление материала. 1. Выборочный диктант. Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ. или слайды с изображениями животных Но у этих букв есть ещё одна роль Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р стала мягкой, а если поменяем букву на А станет твёрдой. Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный. Можно ещё привести примеры. Вывод: какая роль у этих букв? Физкультминутка 2. Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука. ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён. 3.Комплексный анализ текста. Текст и задания у учащихся на столах. См. Приложение 1. 4. Тест по теме «Фонетика». См. Приложение 2. 2. Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах. 5 А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается букваколючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг) Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь). V.Итог урока С какой темой мы сегодня познакомились? Сколько выводов сделали (3) Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука) При каких условиях обозначают 2 звука? При каких условиях 1 звук? VI.Домашнее задание. Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов. 1. Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную … (ракету) 1. Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки … (звёзды) 1. Если б не было его, 6 Не сказал бы ничего. (язык) 1. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ёлка) Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг изза кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания: Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Озаглавьте текст.__________________________________________________________________ Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг изза кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. 7 Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания: Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Озаглавьте текст.__________________________________________________________________ Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». 8 I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 2) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. 9