Александр Иванович фон Гоген: биография. Александр Иванович фон Гоген: биография Памятники и скульптуры

архитектор, академик архитектуры

Еще один архитектор, придавший Царскому Селу современный об лик, — Александр Иванович фон Гоген.

Архитектор и художник-прикладник А.И. фон Гоген был ярким представителем того направления в архитектуре 1900-х годов, которое обычно определяется как стиль модерн. Для этого стиля характерны свободная композиция плана, отказ от строгой симметрии и стремление к живописности целого, поиски новых архитектурных форм в декоративной обработке фасадов и интерьеров, использование новых отделочных материалов, в частности керамических цветных облицовочных плиток.

В Петербуге архитектор построил множество знаковых зданий, его часто называют можным и даже гениальным архитектором своего времени. В нашем городе им построено не много, но его творчество, безусловно, значительно для Царского Села.

Александр Иванович родился 12 августа 1856 г. в Архангельске в небогатой дворянской семье. Его отец был служащим Архангельского отделения Государственного банка.

В 1875 г. после окончания Архангельской гимназии поступил на архитектурное отделение Петербургской Академии Художеств

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 — 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1882 г. получил Серебряную медаль и звание художника 3-й степени.

В 1883 г. — Александр Иванович окончил академию и получил звание художника 2-й степени. Он поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод. В 1884–1885 гг. Гоген занимал должность его главного архитектора.

Он становится архитектором Военного министерства (конец 1890-х - начало 1900-х гг.)

В 1886 г. — он получил звание художника 1-й степени за проект Гостиного двора для столичного города.

С 1890 года Александр Иванович вёл преподавательскую и общественную деятельность. Он преподавал в преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры.

С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 — 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича.

«Неделя строителя» (№51) извещала, что 8 декабря 1898 года состоялось очередное собрание Общества архитекторов под председательством В. А. Шретера. В присутствии 57 человек «А. И. фон Гоген сделал сообщение о двумя английскими архитекторами, гг. Шербоном и Скоттом». Фон Гоген принимал участие в проектировании интерьеров усадьбы.

С 1900 по 1912 гг., состоя членом инженерного комитета главного инженерного управления, исполнил ряд проектов для военного ведомства, преимущественно храмов, учебных заведений, офицерских собраний и госпитальных строений.

В 1903 г. он стал архитектором Высочайшего двора. В его работах сочетаются мотивы неоренессанса с элементами «русского стиля» и модерна.

Одной из последних работ зодчего стал в Царском Селе.

К формам отечественной архитектуры XVII в. фон Гоген обращался при сооружении храмов, в том числе гарнизонной церкви Святителя Николая в Павловске, которая входит в перечень объектов истории и культуры, состоящих под государственной охраной (современный адрес — Артиллерийская ул.).

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. 6 (19) марта 1914 г. тяжело болевший А.И. фон Гоген застрелился в своей квартире на Невском пр., 136.Похоронен он на Смоленском православном кладбище, надгробие было уничтожено в 1935 г.

Источники:

  1. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов. СПб., 2002.
  2. Семенова Г. Царское Село, знакомое и незнакомое. М.; СПб., 2009
  3. Бунатян Г.Г., Лавров В.Н. Царское Село: Здесь жили цари и поэты. СПб., 2010
  4. Данелюк Е.В. Немцы в России: Энциклопедия. М., 1999.

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске. В 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова, при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 - 1912), Пенза, улица Советская, 3

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ФОН ГОГЕН
(1856-1914 гг.)

Александр Иванович фон Гоген (1856-1914 гг.)

Как известно возведением комплекса зданий Николаевской академии Генерального штаба по Суворовскому проспекту занимался известнейший в Российской Империи архитектор Александр Иванович фон Гоген. Кроме того он и преподавал в этом учебном заведении, что является интересным фактом с точки изучения его творческого наследия.

Архитектор и художник-прикладник А.И. фон Гоген был ярким представителем того направления в архитектуре 1900-х годов, которое обычно определяется как стиль модерн. Для этого стиля характерны свободная композиция плана, отказ от строгой симметрии и стремление к живописности целого, поиски новых архитектурных форм в декоративной обработке фасадов и интерьеров, использование новых отделочных материалов, в частности керамических цветных облицовочных плиток.

А.И. фон Гоген родился в 1857 г. в Архангельске, учился в местной гимназии. С 1875 по 1879 гг. учился в Академии Художеств и работал архитектором Сестрорецкого завода и помощником у архитекторов А.Ф. Красовского и П.Ю. Сюзора. С 1883 г. - архитектор двора великого князя Владимира Александровича. В 1892-1897 гг. преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.А. Штиглица, а в 1893-1908 гг. А.И. фон Гоген преподавал в Николаевской инженерной Академии и Николаевском инженерном училище. С 1895 г. академик архитектуры за проект здания для судебных установлений, с 1896 г. действительный член Академии Художеств.

С 1898 по 1910 и с 1912 по 1914 гг. профессор института гражданских инженеров, член совета института гражданских инженеров с 1905 по 1910 гг. Член педагогического совета Высших женских строительных курсов В. Ф. Романовой с 1905 г.

Архитектор Военного министерства конец 1890-х - начало 1900-х гг. С 1903 г. А.И. фон Гоген - архитектор Высочайшего двора, а с 1908 г. - инспектор по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества.

В 1900-е годы А.И. фон Гоген - Старшина Санкт-Петербургского общества архитекторов и член Совета редакции журнала "Зодчий".

А.И. фон Гоген - автор проектов зданий в Москве, в Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Самаре, Омске, Порт-Артуре, Варшаве и других городах, в Смоленской и Орловской губерниях, в Белоруссии. По премированным проектам Гогена построены: главный дом нижегородской ярмарки (совместно с архитекторами Трамбицким и Трейманом); страхового общества "Россия", в Москве; здание сберегательной кассы в Петербурге; здание ссудной казны; церковь конно-артиллерийской бригады, в Павловске; часовня Богоматери Всех Скорбящих Радости, в Петербурге; комплекс зданий Николаевской академии Генерального штаба, в Петербурге; суворовский музей (с участием архитектора Гримма); здание палаты мер и весов и ряд особняков с художественной внутренней отделкой. С 1900 по 1912 гг., состоя членом инженерного комитета главного инженерного управления, исполнил ряд проектов для военного ведомства, преимущественно храмов, учебных заведений, офицерских собраний и госпитальных строений. Назначенный в 1908 г. инспектором по строительной части при кабинете Его Величества, разрабатывал вопросы о поддержании многих важнейших памятников искусства (башни и стены Московского Кремля, кремлевские храмы, дворцы в Варшаве и другое, реставрация и упорядочение отопления в Эрмитаже). Вёл реставрационные работы в пригородах Санкт-Петербурга. А.И. фон Гоген - автор построек в Ульянке, и в Павловске (церковь святого Николая, 1900 - 1902 гг.), отделки интерьеров и запасного дома-усадьбы великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе, перестройки театра в Красном Селе.

В 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора , Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича , а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге . Похоронен на Смоленском кладбище.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская уллица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург , улица Кирочная, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева . Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.

Проекты

  • Здание Офицерского собрания (впоследствии Дом офицеров, Литейный проспект, 20), эскиз которого принадлежит фон Гогену.

Памятники и Скульптуры

  • Царь-плотник
  • Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году
  • Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий» в Александровском парке (архитектурная часть; скульптор - К. В. Изенберг, расчёты фундамента - проф. В. Н. Соколовский, литейщик - В. З. Гаврилов; 1908-1910).

Александр Иванович фон ГОГЕН (1856-1914)

Александр фон Гоген родился в Архангельске, в небогатой дворянской семье. В 1875 году он поступил в Академию художеств, но из-за нехватки средств к существованию молодому человеку сразу же пришлось начать практическую деятельность. В 1877-1883 годах он работал помощником у архитекторов П. Ю. Сюзора, А. Ф. Красовского, И. С. Богомолова. Позже фон Гоген называл себя последователем Богомолова, мастера "русского стиля".

Идеи "русского стиля" наиболее ярко выразились в церковном строительстве фон Гогена. В 1894-98 годах им была построена церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости в Стеклянном городке, от которой до сегодня сохранилась лишь часовня (пр. Обуховской Обороны, 24). По образцу этой церкви в 1900-04 годах архитектор строит храм Николая Чудотворца в военном городке Павловска, дополнив ее деталью, которых нельзя встретить в древнерусских постройках 14-17 веков: стеклянным куполом. Св. Иоанн Кронштадтский посетив храм на третий день после открытия в изумлении воскликнул: "Какой чудный, какой дивный храм!".


Храм Николая Чудотворца в военном городке Павловска

В годах в том же русском стиле было построено здание дачи полковника Чернова на правом берегу Невы (1889-93, Октябрьская наб., 72) , доходный дом И. А. Жевержеева (1899, улица Рубинштейна, 18) и здание Офицерского собрания армии и флота (1895-98, Литейный пр. 20), уникальный многофункциональный комплекс, интерьеры которого были отделаны не хуже дворцовых резиденций императорской семьи, ведь здесь на балах и других мероприятиях собирался весь цвет российской армии. В то же время в Доме офицеров размещались гвардейские магазины и номера для приезжающих в столицу по долгу службы.


Дача полковника Чернова на правом берегу Невы


Доходный дом И. А. Жевержеева


Здание Офицерского собрания армии и флота

Зодчий много строил для нужд армии. Примером традиционной архитектуры в творчестве фон Гогена служит здание Николаевской академии Генерального штаба (1900-01, Суворовский пр. 32). По соседству с ним было построено здание Музея А. В. Суворова (1901-04, Кирочная ул. 43) в стиле модерна. В 1911-14 годах в царском селе зодчий возводит здание Магазина Гвардейского экономического общества (Павловское шоссе,4) в стиле английской готики.


Музей Суворова

Фон Гоген активно занимался и частным строительством. Им были построены особняк княгини Н. К. Вадбольской (1886-88, 9-я линия ВО, 10), особняк К. А. Варгунина (1896-99, Фурштатская ул. 52). Самая известная постройка архитектора - особняк балерины М. Ф. Кшесинской (1904-06, Кронверкский пр. 1-3), построенный им в стиле модерн.


Особняк Варгунина


Особняк Кшесинской

В своем творчестве архитектор, как истинный мастер периода историзма, обращается к самым разным архитектурным стилям. Так, в 1896-99 годах он строит в Царском Селе конюшенный корпус, запасной дом и оранжереи на даче великого князя Бориса Владимировича. Эти постройки были решены в духе викторианской Англии и считаются одними из первых проявлений модерна в архитектуре. В 1898-00 годах в стиле неоренессанса создает два парных здания на Фонтанке- для Ссудной казны и Государственных сберегательных касс (на.Фонтанки 70 и 78), В 1900-01 годах зодчий создает собственную дачу в Павловске в мавританском стиле (не сохранилась). В 1902 – 03 годах в селе Борки в Орловской губернии по заказу великого князя Андрея Владимировича фон Гоген строит гигантский дворцовый ансамбль в стиле неоготики. А в конце 1900х годов зодчий участвует в создании проекта Петербургской соборной мечети, выполненной в стиле, созвучном среднеазиатским постройкам 13-14 веков.


Запасной дом на даче Бориса Владимировича, Царское Село


Петербургская соборная мечеть

Александр фон Гоген занимался архитектурной частью при установке памятников миноносцу "Стерегущий" в Александровском саду, «Царь-плотник» и «Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» на Адмиралтейской набережной.

С 1890 года Александр Иванович фон Гоген вёл преподавательскую деятельность в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров. Одно время на его квартире даже было устроено бюро справок по предложению студентам заработка. В 1895 году зодчий стал академиком архитектуры. Также фон Гоген входил в совет редакции журнала "Зодчий", был инициатором создания Общества архитекторов-художников. С 1903 года зодчий являлся архитектором Высочайшего двора.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. Страдая хроническим заболеванием почек, Александр Иванович не смог больше терпеть невыносимые боли, и вечером 6 марта 1914 года застрелился в своей квартире на Невском проспекте, 136. Архитектора похоронили на Смоленском кладбище. Надгробие на его могиле было уничтожено в 1935 году.