Как не быть конфликтным человеком. Как конфликтовать грамотно, чтобы иметь репутацию неконфликтного человека. Стремление к цели

Здравствуйте, Мария.

Выполните так же следующие упражнения:

Упражнение "стоп"

Просто не реагируйте. Остановитесь! Замрите! Не шевелитесь! Ваши эмоции могут заставить вас действовать, не раздумывая. Сохраняйте над собой контроль!

Сделайте шаг назад. Сделайте перерыв. Отпустите ситуацию. Сделайте глубокий вдох. Не дайте своим чувствам заставить вас действовать импульсивно.

Осмотритесь. Обратите внимание на то, что происходит внутри и снаружи вас. Наблюдайте. Какова ситуация? Обратите внимание на свои мысли и ощущения. А что говорят или делают другие?

Продолжайте, сохраняя осознанность. Принимая решение, что делать дальше, учитывайте свои мысли и чувства, саму ситуацию, а также мысли и чувства других людей. Подумайте о своих целях - краткосрочных и долгосрочных. Обратитесь к Мудрому разуму: «Какие мои действия улучшат или ухудшат ситуацию?»

Упражнение 2.

Вдох-выдох и фраза «Мудрый разум» . Вдыхая, произносите про себя слово «мудрый», а выдыхая - «разум».

  • Сосредоточьтесь на слове «мудрый», а затем на слове «разум».
  • Продолжайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что достигли состояния «мудрого разума».

Задайте вопрос своему мудрому разуму . На вдохе тихо задайте вопрос своему мудрому разуму.

  • Выдыхая, прислушайтесь к ответу.
  • Слушайте, но не отвечайте самому себе. Не произносите ответ, просто слушайте его.
  • Продолжайте задавать вопрос на каждом вдохе еще некоторое время. Если ответ так и не пришел к вам, попытайтесь в другой раз.

Задайте себе вопрос: «Это соответствует мудрому разуму?» На вдохе спросите себя «Это (действие, мысль, план и пр.) соответствует мудрому разуму?»
. Выдыхая, прислушайтесь к ответу.
. Слушайте, но не отвечайте самому себе. Не произносите ответ, просто слушайте его.
. Продолжайте задавать вопрос на каждом вдохе еще некоторое время. Если ответ так и не пришел к вам, попытайтесь в другой раз.

Упражнение 3.

Чувственное осознание - пошаговая инструкция

Найдите для себя удобное положение. Оставайтесь в нем, задайте себе вопросы ниже и выслушайте свой ответ после каждого вопроса. Если у вас нет записи этих вопросов, вы можете сделать ее сами (или попросить кого-нибудь ее сделать для вас), записав все вопросы с интервалом в 5 секунд.

1. Вы чувствуете, как волосы касаются головы?
2. Вы чувствуете, как подымается и опускается живот при дыхании?
3. Вы чувствуете расстояние между глазами?
4. Вы чувствуете расстояние между ушами?
5. Вы чувствуете, как дыхание касается обратной стороны глаз во время вдоха?
6. Вы можете разглядеть что-нибудь вдали?
7. Вы чувствуете, как руки касаются тела?
8. Вы чувствуете подошвы ног?
9. Вы можете представить прекрасный день на берегу?
10. Вы чувствуете расстояние между губами?
11. Вы чувствуете язык во рту?
12. Вы чувствуете ветерок на щеке?
13. Вы чувствуете, что одна рука тяжелее другой?
14. Вы чувствуете покалывание или онемение в одной руке?
15. Вы чувствуете, что одна рука расслаблена больше другой?
16. Вы чувствуете изменение температуры воздуха?
17. Вы чувствуете, что левая рука теплее правой?
18. Вы можете представить, что вы - тряпичная кукла?
19. Вы чувствуете в левом предплечье?
20. Вы можете представить что-нибудь очень приятное?
21. Вы можете представить, как будто плывете на облаке?
22. Вы можете представить, как будто застряли в чем-то тягучем?
23. Вы можете разглядеть что-нибудь вдали?
24. Вы чувствуете тяжесть в ногах?
25. Вы можете представить себя плывущим по теплым волнам?
26. Вы чувствуете, как тело держится на костях?
27. Вы можете представить, что медленно плывете по течению?
28. Вы чувствуете, как вашему лицу становится тепло?
29. Вы можете представить красивый цветок?
30. Вы чувствуете, что одна рука и нога тяжелее другой?

Искренне желаю удачи и всего наилучшего!

Екатерина Владимировна, Нижний Новгород, консультации по Skype

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Воспитание детей требует не только сил, душевного тепла, времени и педагогического таланта. Мудрость и терпение - вот необходимые составляющие в отношениях родителей и детей. Научить, объяснить, исправить и нацелить на верный путь своего ребенка - основная задача мам и пап.

В семейных отношениях между детьми и их родителями нередко случаются конфликтные ситуации, которые в перспективе, если их вовремя не погасить, могут перерасти в непонимание и неприязненные отношения между поколениями. Не все родители могут похвастаться педагогическими талантами и мудростью. И чтобы незначительные конфликты не трансформировались в нечто более серьезное, для родителей предлагаются следующие практические рекомендации.

Как избежать конфликта с ребенком

1. Игнорируйте неправильное поведение

Отцы и матери нередко поощряют неприемлемое поведение своего чада тем, что обращают на него внимание.

Это внимание может являться и позитивным (в виде похвалы), и негативным (в форме критики), но абсолютное отсутствие любого внимания может решить вопрос неправильного поведения сына или дочери. Подобная "техника игнорирования" должна осуществляться грамотно.

Вот ее условия:

  • Не обращать внимания – предполагает абсолютное игнорирование. Не реагируйте ни коим образом на нежелательное поведение сына или дочери - не повышайте голос, не объясняйте ему ничего. Игнорируйте его до тех пор, пока он не прекратит делать то, что нельзя.
  • А когда ребенок прекратит свои нежелательные действия, его необходимо похвалить: "Молодец, что больше не кричишь. Не делай больше так. Когда ты так кричишь, у меня начинает болеть голова.". Не следует забывать, что "техника игнорирования" предполагает усилия и терпение.

2. Отвлекающий маневр

Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Хороший метод избежать сложной ситуации - отвлечь внимание своего чада. Эффектнее всего указанный способ действует до того, как ребенок вошел в состояние, истерики, неуправляемого поведения.

Маленького ребенка отвлечь просто, к примеру, машинкой или конфетой. Но внимание детей старше 3 лет сложнее сосредоточить на предмете, отличающемся от темы ссоры.

3. Смена обстановки

Оптимально для детей от 2 до 5 лет

Неплохо было бы и физически извлечь ребенка из сложной ситуации. Любая смена обстановки позволяет всем прекратить ощущать себя загнанными в угол. Возможно, при смене обстановки ребенок расстроится еще больше. Но это только сначала. Если вам удастся пережить данный эпизод, вы оба, успокоитесь.

4. Крепкие объятия

Оптимально для детей до 2, от 2 до 5 лет

Ни при каких условиях не разрешайте своим детям нанести вред себе или окружающим. Не позволяйте драться. Драчуны ведут себя так не только в стенах дома, но и в прочих местах, с самыми разными людьми. Плюс ко всему, от плохой привычки отвечать физическим насилием в будущем бывает довольно сложно избавиться.

Эффективный способ научить ребенка держать руки при себе: обнимите его, не позволяя ему пинаться и драться. Твердо произнесите: "Я не разрешу тебе драться". Возможно, сначала он станет кричать еще громче и вырываться из ваших рук. В этот самый момент необходимо держать его наиболее крепко. Постепенно ребенок ощутит вашу твердость, он, наконец, поймет, что вы удерживаете его, не нанося ущерба ему и не позволяя каких-либо действий против себя, - и рано или поздно успокоится.

5. Отыскивайте плюсы

Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Никому не нравится критика. Дети, когда их критикуют, переживают негативные эмоции, которые порой и сами не могут осознать. В итоге они не так охотно соглашаются на контакт. Но критиковать плохое поведение ребенка важно и нужно. Как постараться в подобной ситуации избежать конфликта? Смягчите критику, и ребенок легче воспримет ее. Неплохо "подсластить" неприятные слова легкой похвалой.

  • "У тебя красивый голос, но за столом петь не нужно".
  • "Ты хорошо сделал, что сказал правду, но в другой раз, когда захочешь пойти в гости, перво-наперво спроси у меня разрешения".

6. Предложите выбор

Многие дети склонны отстаивать свою маленькую независимость. Но как избежать конфликта, настаивая на своем? Предложите ребенку выбор:

  • "Ты на завтрак предпочитаешь омлет или овсянку?" "Что ты приготовить на ужин, картофель или спагетти?"
  • "Ты в какой куртке пойдешь сегодня в школу, в синей или красной?"
  • "Ты наведешь порядок в своей комнате до или после ужина?" "Ты сходишь в магазин или вытрешь пыль?"

Давать возможность ребенку выбирать самостоятельно необычайно полезно - это стимулирует его мыслить самостоятельно. Способность принимать решения развивает адекватное чувство собственной значимости и повышает самооценку маленького человека.

7. Обратитесь за решением проблемы к ребенку

Метод эффективен, так как дети младшего школьного возраста любят брать на себя ответственность. Произнесите: "Сынок, ты так долго завтракаешь, что мы ежедневно опаздываем в школу на первый урок. С этим нужно что-то решать. Что ты можешь предложить со своей стороны?"

Подобный вопрос заставляет ребенка ощутить свою ответственность.

8. Попытайтесь вызвать у ребенка сочувствие

Оптимально для детей от 6 до 11 лет

"Мне обидно, что ты таким образом со мной разговариваешь". Дети 6-8 лет буквально увлечены темой справедливости, что запросто примут вашу точку зрения - если это происходит не в минуты ссоры.

9. Учите на собственном положительном примере

Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Если дети ведут себя, с точки зрения взрослого, не так, это значит, что взрослому необходимо показать, как следует правильно вести себя. За родителем ребенок повторяет очень многое. Поэтому личный пример – кратчайший путь научить ребенка вести себя хорошо.

10. Все по порядку

Оптимально для детей от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Некоторые родители сами провоцируют конфликт, например, бесконечными претензиями и придирками. Одного подростка мать систематически донимала критикой за то, как он ведет себя в быту, с какими приятелями общается, как учится в школе и как проводит досуг. На все высказываемые матерью претензии применял единственную реакцию – игнорирование. Оказалось, что единственным желанием женщины было то, чтобы ее сын устроился на работу. Но желание буквально утонуло в океане прочих просьб и жалоб. Для парня негативные сентенции матери превратились в беспрерывный поток критики. В результате их взаимоотношения разладились полностью.

Если вы стремитесь что-либо переменить в поведении своего ребенка, предварительно обдумывайте свои высказывания и претензии. Отбирайте существенные недочеты его поведения, с которыми непременно нужно бороться. Все менее значительное можно отбросить.

Правильно расставьте приоритеты, а уж потом переходите к действию.

11. Давайте ясные и точные указания

Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Родители нередко увещевают: "Будь хорошей девочкой", "Веди себя хорошо» или "Не порти мне нервы". Но подобные указания довольно неясны и расплывчаты, они лишь сбивают детей с толку. Команды отца или матери должны быть максимально точными.

  • "Нет!"
  • "Не кусайся!"

Дошкольник:

  • "Перестань бегать по квартире!"
  • "Кушай котлету".

Школьник:

  • "Иди в свою комнату".
  • "Успокойся и объясни, чего ты хочешь".

12. "Нет" означает нет

Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Нужно правильно говорить ребенку "нет". Дети, как правило чутко реагируют именно на тон, которым была произнесена фраза. Отказ "нет" должен быть жестким и конкретным.

Случается, что мама или папа "посылает" ребенку двусмысленную информацию: так, их "нет" можно трактовать как "возможно, да, но позже". Если ребенок делает попытки манипулировать родителем, чтобы тот изменил свой вердикт, необходимо перестать с ним разговаривать. Пусть сын или дочь даст выход собственным эмоциям. Помните, что вы в семье главный и власть находится в ваших руках.

13. Разговаривайте с ребенком спокойно

Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Дети могут доставлять проблемы, требуют много внимания и затраты сил, но у отца и матери всегда должно иметься в распоряжении какое-нибудь "доброе слово". Разговаривать с ребенком всегда нужно спокойным тоном, без угрожающих интонаций.

Говорить следует медленно, обдумывая свои слова. Критика будет обидной для ребенка, может спровоцировать злость и протест, вынудить защищаться. А спокойный тон расположит его к диалогу, вызовет доверие, готовность к компромиссу.

14. Учитесь слушать

Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет

Всегда нужно находить возможность выслушать ребенка. Что он чувствует? Почему поступил подобным образом? Что его на это толкнуло? Да, вам необходимо будет отложить свои дела и полностью сосредоточиться на беседе с сыном или дочерью. Возможно, ребенку сложно передать словами свои переживания, тревоги. Постарайтесь проявить терпение и чуткость. Ведь доверительность в отношениях между родителем и ребенком – это ключ к взаимопониманию и открытому контакту. Возможно, поступок ребенка, который вам не понравился и который вы обсуждаете, был совершен в минуту эмоционального возбуждения, не подумавши.

Объясняйте больше, приводите в пример различные жизненные ситуации, говорите на самые разные темы. Таким образом ваша эмоциональная связь будет крепнуть, и вы всегда отыщете точки соприкосновения. А многие проблемы в поведении вашего ребенка уйдут сами собой. Ведь напряжение, неприятие, негатив возникают именно из-за непонимания.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

В наше время конфликты - неотъемлемая часть отношений. Мы не можем достичь согласия, опираясь на общепринятые правила: их больше нет. Будь то отношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными или представителями разных культур - нормы не просто изменились, они продолжают меняться. Часто это приводит к насилию, поскольку мы не умеем конфликтовать.

«Мы этому не научились, потому что это новая потребность. И еще потому, что мы склонны путать противостояние с насилием. Мы не решаемся идти на конфликт из страха, что усугубим проблему. Но именно избегание его разбивает пары, противопоставляет одно поколение другому, мешает выработать общие решения в бизнесе и разжигает ненависть между этническими группами», - замечает социальный психолог Шарль Ройзман. Он считает, что можно научиться конфликтовать конструктивно. Для этого нужно пройти три этапа.

1. Конфликт без насилия

Насилие появляется, когда мы смотрим на противника как на «плохого» или низшего по отношению к нам. Когда не видим в нем равного себе - столь же ценного и обладающего такими же правами. Когда мы на него нападаем словом или действием, унижаем его, обвиняем или относимся к нему равнодушно, отказываемся обсуждать с ним проблему.

Порой распознать насилие трудно, оно может быть неявным. Можно обвинять и унижать, не повышая голоса и даже с улыбкой. И напротив, протвостояние может сопровождаться гневом и криком, притом что мы не перестаем видеть в другом равного нам.

Между ним и насилием есть разница! Уловив ее, мы сможем осознать, когда сами проявляем насилие: презираем другого, лишаем его значимости, пытаемся взять над ним верх, отрицаем его существование или его страдания. Также мы сможем осознать, проявляют ли насилие в отношении нас. Если да, мы можем отказаться от дискуссии, окрашенной насилием. Если нет - принять этот конфликт, иначе говоря, согласиться на противостояние.

2. Стремление к цели

Чтобы лучше уживаться друг с другом (если в этом наша цель), нужно не устранить противостояние, а перевести насилие в конфликт. Этот метод оправдывает себя во всех повседневных ситуациях, но люди или вообще об этом не знают, или не знают, как это сделать.

Любовь к себе - основной ресурс преобразования насилия в конфликт

Поэтому нужно «мотивировать» противоположную сторону, показав ей смысл вашего разногласия: каждая позиция - это кусочек мозаики. Все их нужно вытащить на свет, чтобы увидеть проблему целиком, во всей ее сложности. Поэтому каждый из нас заинтересован в открытом противостоянии: рассмотрев проблему, которая заставляет нас страдать, мы сможем ее решить.

3. Уважение к противнику

Чтобы разрешить ситуацию конструктивно, не нужно следовать какой-то заданной процедуре. Нужно лишь создать обстановку доверия, в которой другой почувствует возможность без страха говорить то, что думает. Для этого мы даем собеседнику понять, что хотим сохранить нашу связь, не отвернемся от него в разгар спора, не нападем на него, что уважаем его, хотя между нами и нет согласия или любви.

Эту позицию нужно по-настоящему прочувствовать и по возможности выразить: «Я хочу, чтобы мы нашли решение», «Мне важно знать, что ты думаешь, хотя я с этим и не согласен».

Эти три этапа только кажутся простыми. Да, не так уж сложно побудить другого к конструктивному общению, когда вы оба хотите найти выход. Другое дело, когда насилие уже возникло, кризис не прекращается и вас разделяет молчание. Сложность в том, чтобы пойти навстречу тому, кого мы в этот момент воспринимаем как врага, и в ситуации, которую мы считаем безнадежной.

Нужно сделать усилие и сначала самому пройти эти три этапа: признать насилие со своей стороны («я произносил обвинения, выражал презрение и мог реагировать только неправильно»), подумать о выгоде, к которой мы стремимся (избежать разрыва, стать более счастливыми вместе), найти в себе доверие к другому, чтобы вступить в дискуссию.

Последний пункт предполагает, что мы любим себя, не принижаем и не обвиняем в том, что произошло. Что мы принимаем себя такими, каковы мы в данный момент, со своей ненавистью, смятением, беспомощностью.

Любовь к себе - основной ресурс преобразования насилия в конфликт. Ведь большинство людей на насилие толкает неспособность принять себя со всеми своими несовершенствами и потребность перенести эту вину на кого-то другого, чтобы по-прежнему считать себя безупречными.

«Я научился сохранять полную невозмутимость»

Егор, 44 года, изменился, став отцом семи детей

Дети научили меня сохранять спокойствие в любой ситуации. Я не знаю, как это происходит, но в результате остаюсь невозмутимым посреди бушующего моря или еще какого-нибудь катаклизма. Представьте себе лицо терминатора, возникающее из огня и осколков рушащегося дома, и вы поймете, как выглядит многодетный отец.

А еще дети заставляют точно планировать время. Когда один ребенок идет в первый класс, другой в одиннадцатый, а третий, например, на хор для дошкольников, а потом младший в бассейн, старший к репетитору, а третьего надо встретить после школы, поневоле станешь организованным, научишься не опаздывать и рассчитывать все до минут и миллиметров. После такого руководить небольшой логистической компанией, по-моему, пустяки.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Для своих близких я позитивный, открытый человек, за любого буду стоять до конца. Но для малознакомых просто невыносима. Не выношу критики, остро реагирую на мелочи, даже если промолчу люди замечают недовольный вид и побаиваются. Считаю себя всегда правой. Для этого стараюсь не косячить, не врать и т. д. Никогда не стесняюсь говорить в лицо все, что думаю, этим бывает обижаю людей. Когда я пытаюсь относиться проще к чему-либо, и не реагировать, выходит что у меня просто все копится внутри и когда-нибудь выльется, становится ещё хуже. Принимаю на свой счет все что происходит во круг. До всего есть дело. Никогда не прощаю людей, не умею отпускать ситуации в прошлое... Знаю что это очень плохо, что делаю хуже только себе. Знаю что от моего характера тяжело и мне и окружающим. Как с этим бороться не знаю.

О детстве: росла с очень строгой бабушкой, всегда боялась её. Дедушка меня любил и я много времени проводила с ним. В Итоге бабушка сдала меня в приют, под предлогом что не справляется со мной. В детстве ждала маму, но в подростковом возрасте я возненавидела её. И сейчас даже при её попытках общаться, она уже не нужна мне. Любой разговор с ней, я учу её жизни...

Мне самой конфликты не нравятся, но почему то не могу пройти мимо какой то несправедливости что ли... С начальством, думаю ко мне особое отношение, по своему любят, и при этом спрашивают всегда больше, чем с остальных. Но как перестать быть конфликтным человеком, и проще относиться я не знаю. Спасибо за ответ!

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.

Здравствуйте, Татьяна! Корень проблемы на самом деле не в отношениях с окружающими, а в том, что есть внутри Вас. Есть комок нерешенных, подавленных, похороненных вопросов и чувств внутри Вас и они проявляются в отношениях с окружающими. Внтури Вас есит обида - обида на маму, на бабушку и это чувство обиды переходит в чувство несправедливости - почему именно с Вами это произошло, почему Вас бросили, почему отказались. Внутри Вас до сих пор живёт девочка, та малышка, которую бросили взрослые и которые осталась одна, которая чувствует, что её бросили, которая не понимает что она сделала плохого, почему её предали самые близкие, те, кто должны были дать чувство защиты и безопасности. До тех пор пока не будет успокоено чувство несправедливости внутри Вас самой, до тех пор, пока девочка внутри Вас не почувствует себя в безопсности, до тех пор Вы будете так остро реагировать на слова, чувства и мысли других людей. Пока Вы не можете их принять, принять то, что есть другие чувства, другой взгляд на мир, что есть другое восприятие мира, нежели Ваше. Это защитное поведение, оно защищает Вас от близости с другими людьми, отгораживает Вас от мира, так как с детства Вы узнали, что люди могут предавать и внутри Вас есть страх предательсва, есть страх отвержения, поэтому Вы и защищаете себя от окружающих, чтобы вновь этого разочарования не испытать! Вам нужно проработать то, что внутри Вас, обратиться к своему внутреннему ребёнку и принять его, успокоить, дать ему чувство безопасности...

Если такой человек - дальний родственник, приятель или сосед, можно просто прекратить с ним общаться. Но избежать общения с ним на работе может быть достаточно сложно.

Что же делать в этом случае: позволить токсичному коллеге безнаказанно отравлять вашу жизнь, отказаться от общения с ним и тем самым создать конфликтную ситуацию в коллективе или пойти на крайнюю меру и уволиться?

Решить эту проблему поможет психолог, когнитивно-поведенческий терапевт центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан» г. Москвы Анна Серебряная .

Токсичные люди всегда настроены негативно, любят сплетничать, критиковать и контролировать других. Такие люди никогда не сомневаются в своей правоте, поэтому не приемлют никакой критики. Они способны изображать из себя жертву, а при удобном случает могут и солгать. Как правило, токсичные люди невежливы, бестактны и часто теряют контроль над собой.

Токсичные люди склонны разжигать вокруг себя интенсивные эмоции и страсти, они стремятся манипулировать другими и использовать окружающих для удовлетворения своих потребностей. Для них характерны ревность, зависть, принижение достоинств и заслуг других людей, а также постоянные жалобы на свою «тяжкую долю». В действительности такие люди и сами сильно страдают зачастую от некоторых психологических трудностей, но при этом наотрез отказываются признавать свои проблемы и решать их с помощью квалифицированных специалистов.

Работать рядом с токсичным коллегой сложно и неприятно. Такой человек всегда пытается вовлечь окружающих в свои проблемы, поэтому коллеги невольно становятся частью того механизма, который раскручивает поведение токсичного человека. Чтобы успешно сосуществовать рядом с сослуживцем-манипулятором, необходимо понимать и по возможности контролировать свой вклад в его поведение. Для этого нужно соблюдать несколько правил.

Правило № 1: границы, границы и ещё раз границы

Самое главное и самое лучшее, что можно сделать при общении с токсичным человеком, - установить свои собственные границы и защищать их. Это будет сложно, потому что для токсичного человека независимо от характера его поведения (оно может быть агрессивным или плаксивым) границы других являются неприемлемым и очень раздражающим фактором. Токсичный коллега непременно будет пытаться вторгнуться в ваше личное пространство, причём, скорее всего, он будет делать это неоднократно и в грубой форме. Но для успешного сосуществования и общения с проблемным коллегой вам необходимо чётко обозначить эти границы.

Под понятием «границы» подразумеваются не только эмоциональные ограничения (вежливое обращение и уважение чувств других), но и физические границы, так как токсичные люди часто посягают на время, здоровье и физические силы окружающих. В этом могут помочь так называемые «я‑высказывания»: например, «Когда ты говоришь …, я думаю/чувствую …, поэтому я больше не буду делать …». В других случаях нужно научиться давать такому коллеге жёсткий отпор и просто говорить твёрдое нет.

Правило № 2: будьте выше этого

Токсичные люди прекрасно умеют задеть других за живое, но, если внимательнее к ним присмотреться и прислушаться к тому, что они говорят, можно понять, что их логика и их поведение на самом деле иррациональны. Вовлекаясь эмоционально в общение с токсичным коллегой, вы лишаете себя шансов на победу. Но если вы будете чувствовать себя выше этого как эмоционально, так и ментально, то сможете одержать верх. При вынужденном общении с токсичным коллегой старайтесь занять наблюдательную позицию, как будто пишете детективную историю об этом человеке, но не вовлекайтесь в споры или выяснения отношений, в которые он пытается вас втянуть.

Правило № 3: осознавайте и принимайте свои эмоции

Токсичные люди часто играют на определённой комбинации чувств: сначала они вызывают у людей бурю неприятных эмоций (например, гнева или страха), а потом, пока человек ещё не успел опомниться, обвиняют или высмеивают его за эти переживания и тем самым вызывают новую волну эмоций, теперь уже стыда и вины. Помните, что невозможно заставить человека стыдиться того, чего он сам на самом деле не стыдится. Поэтому осознайте и примите те эмоции, которые вызывает у вас токсичный коллега, - такие эмоции абсолютно нормальны, и вы имеете полное право их испытывать. В этом случае вы не только сможете выйти из описанного выше порочного круга, но и сможете легче выдерживать дистанцию с токсичным коллегой.

Зловредный коллега будет постоянно провоцировать вас на ссору, выяснение отношений или противостояние по отношению к другим сотрудникам. Чаще всего в таких случаях наилучшей стратегией будет нейтралитет: просто кивайте ему в ответ и улыбайтесь, но делайте всё по-своему. Но если вы всё-таки считаете, что вам необходимо вступить в спор или выяснение отношений, обязательно возьмите тайм-аут и хорошенько продумайте свою стратегию. Это будет вашим козырем: токсичные люди редко обдумывают свои слова и поступки, потому что они полностью находятся во власти своих эмоциональных переживаний.

Правило № 5: фокусируйтесь не на проблемах, а на решениях

Если вам пришлось выполнять какую-то работу вместе с таким коллегой, постарайтесь скорректировать своё поведение. Начиная фокусироваться на проблемных отношениях с токсичным коллегой, пытаясь его понять или найти к нему подход, вы попадёте в ловушку, потому что решить эти проблемы невозможно. Вместо этого фокусируйтесь на решении рабочих задач и подумайте над тем, как с наименьшими эмоциональными, физическими и временными потерями закончить тот проект, по которому вы вынуждены сотрудничать. Подобные размышления намного быстрее приведут вас к нужному результату.

Правило № 6: прибегайте к формализму

Попытки общаться или сотрудничать с токсичным коллегой по-человечески всегда приводят к провалу, потому что такой человек общение по-человечески понимает только как выгодное для себя, а не как вежливые и взаимовыгодные взаимоотношения. В рабочем коллективе решить эту проблему поможет соблюдение формальностей. Даже если больше никто в офисе эти формальности не соблюдает, откройте законы/постановления/указы/контракты и действуйте на их основании абсолютно формально. Такой подход создаст серьёзное препятствие вмешательствам токсичных людей.

Правило № 7: обращайтесь за поддержкой к другим сотрудникам

Если в коллективе есть токсичный сотрудник, то работа вместе с ним или рядом с ним неизбежно будет время от времени выбивать вас из колеи. В такие моменты не стоит замыкаться в себе и ругать себя за провал, но не следует также пользоваться тактикой токсичного коллеги, т. е. сплетничать или вызывать других на эмоции. Постарайтесь обратиться за поддержкой к близкому человеку, расскажите, что произошло, и расскажите о том, как вы себя чувствуете. Это поможет вам дистанцироваться от ситуации и найти выгодное для себя решение.