Что такое морфемный анализ. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Морфемный анализ слов

Порядок морфемного анализа

Морфемный анализ

предполагает выделение в слове или в форме слова всех живых морфем. Следовательно, искомая величина - морфема.

Методика морфемного анализа разработана в трудах Александра Матвеевича Пешковского, Григория Осиповича Винокура, а на современном этапе развития науки - в трудах Ал-дра Ник. Тихонова, Ник. Макс. Шанского, Елены Андреевны Земской. В школе его называют разбором по составу.

Морфемный анализ позволяет понять и то, как слово построено, и помогает правильно написать это слово (это регулятор грамотности).

Морфемный анализ производится путем сопоставления слова с однокоренными и одноструктурными SS.

Существует полный и сокращенный (только графическое выделение и устная характеристика) анализ.

1. Назвать ЧР анализируемого слова и определить, изменяется ли оно, и если изменяется, то как. Если изменяется, записать 2-3 формы слова и выделить окончание. Дать характеристику окончанию: 1) материально выраженное/нулевое; 2) по значению.

2. Выделить основу. Определить тип основы: 1) основа словоформы или основа слова; 2) членимая или нечленимая; простая или сложная; прерывистая или компактная; 3) производная или непроизводная.

3. Выделить корень, подобрать однокоренные слова. Охарактеризовать корень: 1) свободный или связанный; 2) предметный, процессуальный, признаковый, количественный, местоименный; 3) имеет ли алломорфы.

4. Выделить приставку, подобрать одноструктурные слова. Охарактеризовать приставку: 1) словоизменительная, словообразовательная, синкретичная; 2) по значению.

5. Выделить суффикс. Подобрать одноструктурные слова. Охарактеризовать суффикс: 1) материально выраженный/нулевой; 2) указать, имеет ли алломорфы; 3) словоизменительный (формообразующий), словообразовательный, синкретичный; 4) по значению

6. Выделить постфикс. Определить функцию (формообразующий/ словообразующий).

7. Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т.е. изобразить графически).

Тих -ий

§ им. прил., изм. по родам, числам, пад.

§ при изменении выделяется окончание –ий (тихого, тихая), матер. ВЖ, имеет Z м.р., ед.ч., Им./Вин.п.

§ основа тих - компактная, нечленимая, непроизводная

§ корень тих (тишина, утихомирить) - свободный (основа = корню), имеет алломорф тиш (х//ш), признаковое Z

§ приставок нет

§ суффиксов нет

!!! Морфемному анализу м.б. подвергнуто любое слово в любой словоформе.

Ветер становился сильнее.

Силь-н-ее

  • сравнит. степ. прил., не измен.
  • окончания нет
  • основа сильнее - компактная, членимая, производная
  • корень сил (сила, усилить, силовой ), имеет алломорфы сил/сил’ (л//л’), предметный, свободный
  • суффикс –ее - образует сравнит. степ. прил., может иметь вариант –ей (сильней), однострукт. SS - красивее, быстрее , f/Оующий суффикс
  • суффикс –н - образует кач. прил. со Z «обладающий свойством, качеством», м. иметь алломорф –он (силён - о//нуль звука), словообразующий

Необходимо обязательно следить за выделением j. Он м.б. в разных морфемах. Его надо вписывать.

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая - сложная, членимая - нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (до жд а л Ø ся )

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождала сь , дождали сь . Нулевое окончание (Ø ) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØ ся , смеялØ ся .
  3. Основа дождал -ся - простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс -а - - основообразующий, суффикс -л - - формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся - - словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купа л ся , руга л ся .
  5. Приставка до - - словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: до ехал , до шёл , до летел .
  6. Корень -жд - ; жд ал - жд ёт - ожид авший ; -жд - //-жд "- //-жид - - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (ко льц о )

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца , кольцом , о кольце . Окончание указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко , облако .
  3. Основа слова ко льц - - простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц - ; кольца - колец - колечко ; кольц - //колец- //колеч "- - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кол ьц о (родственными словами были кол , колодец ). Опрощение. Причина - изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Условные обозначения:

Ø - нулевое окончание, -и - окончание, ** ** - основа слова, ** - суффикс, Ø - нулевой суффикс, *** - приставка, **** - корень слова: под пис чик Ø - под пис чик и .

Морфемный анализ

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "морфемный анализ" в других словарях:

    морфемный анализ слова - Метод, нацеленный на исследование морфемного состава слова в синхронном аспекте, выявление всех имеющихся в слове морфем, живых с точки зрения современного языка. Основными единицами этого анализа являются слово и морфема. В русском языке морфема … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    морфемный анализ слова - Метод, нацеленный на исследование морфемного состава слова в синхронном аспекте, выявление всех имеющихся в слове морфем, живых с точки зрения современного языка. Основными единицами этого анализа являются слово и морфема. В русском языке… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

    морфемный - см. морфема; ая, ое. Морфе/мный анализ. Морфе/мный состав слова … Словарь многих выражений

    атлетический - прил. Пост. пр.: относит. ЛЗ 1 Применяемый в атлетике. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку ЛЗ 2 Мощный, крепкий, такой, как у атлета. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения… …

    помещать - глаг. Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр. 1) Помещать2 2) Учреждение, в которое помещают2 денежные вклады ЛЗ 1 Располагать где либо, давать место для чего либо. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: ЛЗ 2 Отдавать для хранения… … Морфемно-словообразовательный словарь

    приходить - глаг. Пост. пр.: II спр.; несов. в.; неперех.; невозвр. 1) Когда высохнете приходите2. 2) А вечером снова приходит2 зима. ЛЗ 1 Идя, достигать какого нибудь места, являться куда нибудь. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: ЛЗ 2 Наступать … Морфемно-словообразовательный словарь

    человеческий - прил. Пост. пр.: относит. 1) Красота человеческих2 отношений 2) Наш человеческий2 долг ЛЗ 1 Свойственный, присущий человеку. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: ЛЗ 2 Достойный человека. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ:… … Морфемно-словообразовательный словарь

    Морфемика морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности… … Википедия

    aнтициклон - сущ. Пост. пр.: нариц.; неодуш.; абстр.; м. р.; 2 скл. ЛЗ Область устойчивого повышенного атмосферного давления. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед. чис.; Им. п. Основа словоформы:… … Морфемно-словообразовательный словарь

    aпрельский - прил. Пост. пр.: относит. ЛЗ Происходящий, существующий в четвёртом месяце календарного года. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: м. р.; ед. чис.; Им. п. Основа словоформы: апрельск… … Морфемно-словообразовательный словарь

Книги

  • Школьный морфемный и этимологический словарь. ФГОС , . Предлагается школьное комплексное издание, представляющее морфемный и этимологический словарики, составленные с учетом лексики, имеющейся в действующих учебниках по русскому языку и…
  • Школьный морфемный и этимологический словарь Для учащихся 1-4 классов , Лободина Н. (сост.). Предлагается школьное комплексное издание, представляющее морфемный и этимологический словарики, составленные с учетом лексики, имеющейся в действующих учебниках по русскому языку и…

Морфема (от греч. morphe - "форма") - одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.

Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.

Морфемы делятся на две основные группы: корневые и аффиксальные (от лат. affixus - "прикрепленный"), т.е. такие, которые прикрепляются к корню.

Корень - носитель основного лексического значения слова.

Корни бывают свободными, тогда они встречаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, т.е. с материально выраженным или нулевым окончанием или и без него, если слово не имеет грамматической формы: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то;

Аффиксальные морфемы тоже делятся на две группы: грамматические, или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.

Формообразующие аффиксы служат для образования формы слова; к ним относятся окончания, или флексии, и так называемые формообразующие суффиксы, например, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий: Формообразующие аффиксы не включаются в основу слова, которая является хранительницей лексического значения слова, залогом тождества слова самому себе при любом изменении грамматической формы .

Однако глагол имеет две основы, служащие базой для образования разных его форм. Одна основа - основа настоящего времени - служит базой для образования всех форм наст. вр., причастия действит. залога наст. времени, причастия страдательного залога наст. вр., дееприч. несов. вида, формы повелительного наклонения.

Вторая основа - прошедшего времени - служит базой для образования форм прошедшего времени, причастия действ. залога прош. вр. и причастия страд. залога прош. вр., дееприч. сов. вида, инфинитива.

Таким образом, все аффиксы, прикрепляемые к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени -л-), рассматриваются только как формообразующие:

Среди имен существительных и прилагательных есть ряд слов, которые называются неизменяемыми, например, кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и т.п. Им нечем указать на форму, в которой они употреблены в предложении. У них нет окончания. Никакого. И нулевого тоже.


При противопоставлении одна форма отражается от другой, сигнализируя о своем существовании и одновременно о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы другой - важное понятие грамматики. Без противопоставления не может быть грамматической формы. А раз ее нет, то и окончанию указывать не на что. Вот почему у неизменяемых слов никакого окончания нет.


"Па - под, недо, последие или унижение, низшая степень". Еще примеры слов с этой приставкой: пагуба, пабедить (творить беды за бедами), пащенок (бранное обращение к тому, кто якобы и до щенка не дорос),паволна (круглое волнение после бури, колышень, зыбь), паволока (ткань, чем обволакиваются либо одеваются), паворот (обратный путь).

Приставка по- отличается от других приставок, и от па- в том числе, прежде всего словообразовательным значением, которое она вносит в производное, вновь образованное слово.

Суффикс располагается за корневой морфемой. И только один суффикс располагается в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, - это суффикс, образующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись). Его особое местоположение - дань прошлому, памяти о том, что когда-то он был местоимением (безударный краткий вариант себя) и даже мог занимать любое место в предложении, а не только после глагола. (Такое право сохранилось за словом ся в некоторых славянских языках, например, в польском.)

Количество префиксальных и суффиксальных морфем в языке не только ограниченно, но и невелико в сравнении с количеством корневых морфем.

В словарях, например, в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, морфемы, в частности, представлены отдельным списком. Список корней содержит 4400 единиц, приставки составляют около 34 единиц (у многих из них есть варианты, например: -без-/бес-, -из-/-изо-, -под-/-подо- и т.д.; варианты отдельно не учитывались). Суффиксов немного больше, чем приставок, но намного меньше, чем корней, - около 500.

Однако не все суффиксы одинаково активны в современном русском языке. Из наиболее активных (или, как их называют, продуктивных) суффиксов назовем лишь несколько:


Процесс выделения суффикса в слове осложняется тем, что в русском языке не получается "механически прикладывать" одну морфему к другой. На стыке морфем происходят процессы, связанные с фонологическими ограничениями сочетания тех или иных звуков. Например: 1) чередование фонем пеку - печешь

<к>/<ч>, люблю - любишь <бл>/<б>, круг - окружить <г>/<ж> и т.д.; 2) появляются дополнительная фонема или группа фонем, которые служат "амортизаторами" при соединении морфем друг с другом, сравните: бор-ец, твор-ец и жи-(л)-ец, пе-(в)-ец; сахар-н-ый, дорож-н-ыйи шоссе-(j)-н-ый, кофе-(j)-н-ый; убеж-ищ-е и в-мест-и-(л)-ищ-е; приврат-ник и кино-(ш)-ник, домино-(ш)-ник.

То, что заключено в круглые скобки, разные ученые называют по-разному. Одни предлагают термин субморф (от лат. sub - под, т.е. неосновной, неглавный морфемный элемент, или нечто морфемообразное); другие предложили термин интерфикс (буквально: прикрепленный между морфемами; лат. inter - между).

Некоторые лингвисты включают добавочный звуковой элемент в состав суффикса, поэтому получается несколько однозначных суффиксов, ср., например, -шник- (пэтэу-шник) и -ник- (работ-ник). Но носителем основного значения, название лица, является все же элемент -ник-, т.е. тот, который есть во всех словах с данным словообразовательным значением. Предлагаем называть этот лишенный значения (десемантизированный, асемантический) элемент субморфом и выделять его скобками, чтобы отчетливее выделить основной, значимый суффикс.

Дело в том, что термином интерфикс ученые предлагали называть и тот элемент, который школьникам хорошо известен под названием соединительная гласная, например, в словах: мор-е-продукты, овц-е-бык, дом-о-строй и т.д. Для ученых, рассматривающих цепочку морфем, объединенных в слово, важно выделить смыслообразующие элементы и как-то обозначить "прокладочные", незначимые элементы, и неважно: между двумя корнями они стоят или между корнем и суффиксом: древн-е-русский, там-о-(ш)-ний. А школьнику, давно знакомому с соединительной гласной и только что узнавшему о существовании "интерфиксов", не все равно - для него эти элементы разные. Пусть интерфикс остается за гласными о и е : снег-о-ход, пуст-о-брех, лж-е-свидетель, краj-е-вед, пыл-е-очиститель.

В некоторых словах соединительную гласную в слове найти трудно, так как она совпадает, сливается с частью слова по причине благозвучия: метро мост, досто примечательность. Иногда интерфикс трудно найти оттого, что "потерялась" целая часть слова - обычно слог. Такое явление в лингвистике имеет название гаплология (от греч. haploos - простой, logos - слово, учение) - выпадение одного или двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец > знаменосец; лермонтововед > лермонтовед; трагикокомедия > трагикомедия; розоват> розоватый.

Если первая часть сложного слова числительное, то окончание числительного выполняет и роль интерфикса:

Иногда ученые выделяют еще одну морфемную единицу - конфикс (от лат. co(n) - с, вместе): под-...-ник (подоконник, подстаканник), за-...-j- (заречье, загорье).

Кроме того, существуют морфемы, которые не повторяются в языке, но выделяются как таковые, потому что точно являются морфемами другие части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган. Такие морфемы называются унификсами (уникальными, неповторимыми).

Итак, названы основные морфемы. Как найти их в слове?

Правильное установление границ между морфемами определяется рассмотрением слова (или его формы, т.е. словоформы) в рядах однотипных по структуре образований (однокоренных и одноаффиксных).


Полный морфемный анализ предполагает, что мы установили форму и значение каждого элемента. В очевидных случаях с морфемным анализом справится любой школьник, но есть случаи, непростые даже для профессионалов, и школьнику остается тогда лишь одно - воспользоваться справочной литературой и сослаться на авторитет.


Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) начинается с выделения основы и формообразующих морфем - окончания и/или формообразующего суффикса (если они есть).
При этом необходимо помнить о j, который может быть «спрятан» в йотированной гласной букве после гласной или разделительного знака. Если он закрывает основу слова, его необходимо вписать (впечатлениуе). Если этого не сделать, можно ошибиться в составе суффикса или вовсе не заметить суффикса в слове. Так, например, в русском языке нет суффикса -ни-, а есть суффикс -ни]-: петь? - пе-ни]-е. Слово же поднебесье содержит в своем составе суффикс -j-, который на буквенном уровне никак не выражен: под-неб-есъ-]-е.
После этого основу слова необходимо разделить на корень (корни) и словообразующие морфемы (если они есть). Для этого в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа.
После этого основа слова разбивается на морфемы.
Возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формальносмысловой.
Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе является эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых - игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей.
Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения - с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода - случаи типа клю-чик (ср.: лет-чик), я-щик (обой щик). Но и при правильно определенном корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава приставок и суффиксов, если этих морфем в слове больше двух.
Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой (формально-семантический).
Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подход является целесообразным и даже единственно возможным, писали многие ученые и методисты на протяжении многих десятилетий.
Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотносить значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке - основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.
Таким образом, порядок разбора слова по составу следующий:
  1. выделить окончание, формообразующий суффикс (если они есть в слове);
  2. выделить основу слова - часть слова без окончаний и формообразующих суффиксов;
  3. выделить в основе слова приставку и/или суффикс через построение словообразовательной цепочки;
  4. выделить в слове корень.
Примеры:
  1. плотничал
Образец рассуждения:
плотничал - начальная (инфинитивная) форма глагола - плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым окончанием (сравним: плотничал-и).
Основа - плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича- и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к/ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник-/плотнич корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич-. Основа слова плотнича-.
"плотничдл, который «спрятан» в букве е, стоящей после гласной. Следовательно, этот звук принадлежит к основе, закрывает ее. Основа слова - одевани[й’]-.
Слово одевание производно от глагола одевать: одевание - ‘процесс, когда одевают; то же, что одевать’. Разница между основой одеваний- и глагольной основой одева сегмент -ни[й’]-, являющийся словообразующим суффиксом.
Глагол одевать произволен от глагола одеть и имеет значение несовершенного вида. Средство словообразования - суффикс -ва-.
Глагол одеть непроизводен, но в языке есть глаголы раз-детъ, на деть с тем же корнем, но другими приставками, следовательно, мы имеем дело со связанным корнем -де- и приставкой о-.
Таким образом, словоформа одевание имеет окончание -е со значением именительного или винительного падежа единственного числа, словообразующие морфемы: суффикс -ни[й’]- со значением абстрактного действия, суффикс -ва- со значением несовершенного вида, приставку о- и связанный корень -де-. Основа слова одеваний-.
Образец письменного оформления:
одеваниі е (существительное)