Разоблачение святых мощей в советской печати. Мощи святых (результаты вскрытий) – Проповеди – Re@ligion. Смотреть что такое "вскрытие мощей" в других словарях

В Феврале 1919 года народны комиссариат юститции РСФСР, издаёт указ, об вскрытии святых мощей по всей стране. 13 Мая 1922 года произошло вскрытия гроба с останками Евфросинии Полоцкой, в Спасо-Ефросиньевском монастыре города Полоцка.

Кампания по освидетельствованию и изъятию святых мощей, как часть антицерковной политики советской власти. Почитание мощей святых являлось одним из незыблемых принципов русского религиозного сознания, недаром именно по нему, в первую очередь, нанесли удар большевики.

Инициированная советской властью в самые первые послереволюционные годы широкомасштабная кампания по изъятию и ликвидации святых мощей, вызванная чрезвычайно сомнительными целями, была, без сомнения, преступным шагом. Она прямо противоречила Декрету об отделении Церкви от государства и являлась грубым попранием прав православных верующих. Как врачебно-научная комиссия освидетельствовала останки Ефросиньи Полоцкой Нетленность останков «врачебно-научная» экспертиза пояснила тем, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». При вскрытии мощей нашли записку иерея Клавдия, в которой было сказано: «...Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея». Сведения по делу о вскрытии большевиками мощей св, Евфросинии Полоцкой.

Протокол освидетельствования останков Ефросиньи Полоцкой. «Протокол вскрытия и освидетельствования мощей Ефросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполкомом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в гор. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре Присутствовали: от уезд, исполкома т. Хомяков, от у кома т. Лейман, от Союза Молодежи т. Пискунов, от женотдела т. Барановская, от уезд здрава доктор Ленский, ученый-археолог Дейнис, представители красноармейских частей и представители духовенства - священники Черепнин, Покровский, игуменья Елена, казначей общины Ксунина Лариса, монахини, представители верующих, городского населения и крестьян. В 14 час. коллективно, в присутствии вышеперечисленных и членов комиссии уездисполкома т. Ткачева, начальника и военкома 43-х полоцких ком. курсов т. Фабрициуса, военкома 41-го полка т. Дмитриева, представителя губотдела юстиции т. Шефкуна, члена губисполкома т. Григорьева, представителя губполитуправления т. Секса, врачей: Ленского, Христенсена, Лундберга, ученого-археолога Дейниса, игуменьи и монахинь монастыря; последние приступили к освобождению мощей от облачения. По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека. По снятии застежек и схимьи, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда - мантия. Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли. Голова завернута - сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно-шелковый чехол.

Под снятой одеждой находится хитон, шелковый, лилового цвета. Вся фигура обложена - по заявлению монахинь, во избежание тряски при перевозке - парчовыми скуфьями и разными частями церковных одежд. По снятии шелковой сорочки найдена записка современного происхождения, подписанная иереем Клавдием. Кроме того, найдены четки (янтарные), по заявлению монахинь, привезенные с мощами из Иерусалима. Из-под сорочки обнажается костяк, завернутый в шелковые лоскуты. Череп без волос вплотную приложен к туловищу, но с ним не связан. Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплесневшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи. Часть ребер провалилась внутрь и подперта каким-то материалом, по развертывании оказавшимся частями парчовых облачений. На реплику одного из присутствующих «Развязывайте скорее» монахиня Неонила заявляет: «Не торопитесь, вас больше ждали», другая заявляет: «Тут ничего нет, одне косточки». Священник Пестман, оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и удовлетворяется. Заключение врачебно-научной экспертизы Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушения связочного аппарата - от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей - с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не замечается. На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа. На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет. Зубы имеются лишь только в верхней челюсти. Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий. Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский. Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной. Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком. Подписи председателя и членов комиссии» . Увы, но и после этого Ефросиньи Полоцкой не суждено было покоиться с миром. После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где их держали в качества экспоната местного краеведческого музея. Все ценности, какие были при Ефросинье Полоцкой, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были конфискованные.

Только во время немецкой оккупации верующим разрешили перенести мощи святой в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 годы их возвратили в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где они остаются поныне.

Полоцкий краевед Бухавецкий Алексей.

На протяжении 1918 года христиане Звенигорода и окрестных селений в тревожном ожидании говорили о предстоящем вскрытии святых мощей прп. Саввы Сторожевского. В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар Константин Макаров. Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород организовать сельский совет с полномочиями Совета народных комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того, чтобы взять на учет ценности обители. Разумеется, всем было ясно, что если большевики войдут в монастырь хозяевами, то лишат его главной святыни – мощей прп. Саввы.

15 мая 1918 года Макаров в сопровождении других лиц явился в монастырь под предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он потребовал у наместника ключи. Крестьяне шумно выражали недовольство происходящим. Ситуация все более выходила из-под контроля; началась драка, в результате которой Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть комиссара была мучительной. Страшно избитый, он был сброшен в мелкий пруд под монастырем и, казалось, утонул, но через некоторое время снова показался из воды, бросил последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал в воду. Так местное предание приписывает Константину Макарову покаяние в последние минуты жизни.

14 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были вскрыты святые мощи прп. Саввы Сторожевского. Все было тщательно подготовлено; за две недели организационная группа осмотрела все помещения, входы и выходы монастыря. В день вскрытия у ворот, на колокольне и по крепостным стенам были расставлены вооруженные люди. Тем временем в Звенигороде собрался уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Постановлением съезда было вскрытие мощей в монастыре. Приняв решение, все, кто участвовал в заседании съезда (около ста человек), отправились пешком в обитель. Большевики шумно вошли в храм, где на литургии молились несколько монахов и прихожан. Один из безбожников громко объявил о предстоящем вскрытии и потребовал сократить службу.

«Я в это время был в келье, – вспоминал игумен Иона, – и двое меня вызвали. А около паперти собрана была толпа» Государственный архив Российской Федерации. ФА-353, оп. 4, д. 391, л. 53 об. . Дождавшись, когда в храм подошел наместник о. Иона и собралась вся старшая братия, большевики потребовали приступить к вскрытию раки. Наместник Иона велел одному из иноков принести большое серебряное блюдо, на которое придется складывать косточки. Предчувствуя поругание святыни, о. Ефрем призвал большевиков почтительно отнестись к останкам Звенигородского Чудотворца, но его грубо прервали криком: «Замолчи! Довольно обманывать народ!» Голубцов С.А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений. М., 1999, с. 60. . Иноки открыли покров и начали разоблачать святые мощи. Косточки были зашиты в схиму и мантию, которые пришлось распороть. По воспоминаниям одного участника вскрытия, «старший монах не допустил к раке, сам брал кости, целовал и передавал врачу звенигородской больницы, и тот всенародно объявлял, какая это часть скелета» Архив Звенигородского музея. Оп. 1, д., 138. . По просьбе настоятеля врач складывал косточки на принесенное ранее серебряное блюдо. После вскрытия игумен Иона внес святые мощи на блюде в алтарь, за ним в алтарь вошли несколько большевиков, где также позволили себе оскорбительные высказывания и действия. Когда святые мощи вынесли из алтаря и вновь положили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели» Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 1995, с. 141. , при этом строго запретив что-либо в раке трогать. Когда духовника обители иеромонаха Савву После закрытия Саввино-Сторожевского монастыря о. Савва в 1920-х гг. служил в московском храме Святителя Николая в Кленниках. В 1929 г. был сослан, в 1937 г. расстрелян в Бутово. , очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас... все – как в Гефсиманском саду: и поругание, и оплевание...» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 73.

Вскрытия святых мощей в Советской России проходили по-разному: иногда большевики сами вскрывали мощи, в других случаях они стояли в стороне и ждали, пока св. мощи разоблачат иноки; ситуация часто зависела либо от смелости духовенства и мирян, либо от излишней разнузданности большевиков. Почему св. мощи прп. Саввы были вскрыты именно монахом, чья это была инициатива – лояльно настроенного председателя съезда советов или игумена, убежденного в своей правоте?

Немного отвлекаясь от конкретных событий, следует отметить особо, что если святые мощи оказывались нетленными, то вскрытие не предавалось огласке. Совсем иной была реакция безбожников, когда тело святого сохранялось в виде костей, отдельных тканей или в неполном составе. Поэтому, пока сами монахи открывали покровы и разоблачали святые мощи, в храме было относительно спокойно, но как только святые мощи обнаруживались в виде черепа и других костей, большевики принимались насмехаться и даже позволяли себе оскорбительные действия. Вот свидетельство о. Ефрема: «Долгом своей совести считаю со своей стороны заявить, что при вскрытии св. мощей прп. Саввы, производившие сие поступали крайне оскорбительным для религиозного чувства образом: брали и перекидывали из рук в руки со смехом череп прп. Саввы, подносили его мне к носу с кощунственными словами». Несколько часов спустя после осквернения святыни о. Иона написал подробный рапорт о происшедшем Можайскому епископу Димитрию (Довроседову), в ведении которого находилась обитель. В донесении сообщалось, что большевики «вели себя крайне неблаговидно в алтаре, изрыгая ужасные кощунства и касаясь святого престола» Голубцов С.А. Ук. соч. .

20 марта в монастыре и городе были расклеены объявления (они походили больше на требования) с приглашением на осмотр вскрытых мощей. Очевидцы свидетельствовали: «Для этих осмотров с публикой являются лица в воинской форме, которые и теперь позволяют брать в руки кости преподобного Саввы и показывать их знакомым, хотя при этом присутствуют и священного сана лица из монашествующих Саввина монастыря» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 393, оп. 1, д. 111, л. 59-60. . Но большинство из приходящих тогда в обитель людей состояло из крестьян и Звенигородцев, для которых молитва к прп. Савве не стала менее глубокой и проникновенной после всех кощунств. Например, крестьянин с Верхнего Посада (часть Звенигорода) Николаев, бывший в Рождественском соборе на другой день после вскрытия, вспоминал: «Я видел косточки в очень плохом виде, они лежали в большом беспорядке, все собранные и смешанные в кучу. Мне было крайне тяжело на это смотреть, и я все время плакал. Я два раза ходил на это смотреть... Пойдешь, посмотришь, поплачешь и пойдешь из собора. Было очень тяжело. Поглядишь, и горько поплачешь» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 246. . Об этом же периоде вспоминал о. Ефрем: «Святые мощи уже 3 недели остаются в беспорядке с растерзанными по гробнице одеждами» Любавин А.Н. Последний ризничий Саввино-Сторожевского монастыря – архимандрит Ефрем. Доклад к международной конференции «Подвиг монашества в отечественной истории». М., 1998. Архив автора, с. 4. .

Чувства верующих были возмущены. Отец Сергий Булгаков писал по поводу поругания святых мощей по всей России следующее: «Может ли кто бы то ни было без содрогания подумать о том, чтобы разрыть могилу своего отца, матери, близких, нарушить могильный покой для того, чтобы расследовать содержимое... Но вот приблизился торжествующий хам и, став перед ракой подбоченясь, в позе наглого вызова, все перевернул, перетряс и заявил, что там ничего нет, кроме пыли и костей... Туда, куда верующие в благочестивом смирении не дерзали поднять очи, где царил священный мрак, было внесено электрическое освещение, и грязные лапы стали разбирать содержимое в святой раке» Цит. по книге: Рогозянский А.Б. Страсти по мощам. СПб., 1998, с. 15. .

В конце марта прихожане составили заявления в наркоматы Внутренних дел и Юстиции с жалобой на оскорбительные действия местных властей, указав, что «грубость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы, останки которого составляют святыню русского народа». Прихожане просили передать на хранение раку со святыми мощами общине верующих при монастыре; чтобы «местными властями был, чрез посредство монастырских священнослужителей, придан раке преподобного Саввы и его мощам приличествующий вид... обращаемся... с горячею и усерднейшею просьбою передать ей раку с мощами преподобного Саввы, глубоко почитаемого своего молитвенника и благодатного помощника, на хранение – под полную ответственность за сохранность как раки, так и находящихся в ней мощей, саму же раку оставить на том же месте, где она находится в настоящее время. Исполнением таковой просьбы общины будет хоть несколько удовлетворено глубоко оскорбленное чувство православно верующих членов ее» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 393, оп. 1, д. 111, л. 59-60. . Заявление подписало 113 человек, из них 6 монашествующих (иеромонахи Нафанаиа, Илиодор, Савва, иеродиакон Иоасаф, архидиакон Тофий, одно имя неразборчиво), три учителя Звенигородского духовного училища (А.Х. Максимов, Т.Л. Яницкий, А.Г. Халанский), жители Звенигорода и окрестных селений (Вороновы, Крашенинниковы, Кругловы, Горюновы, Бабакины, Николаевы, Алексеевы, Уточкины, Богдановы и др.).

Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы вывезли из монастыря. Подробности этого дня известны из очередного донесения игумена Ионы епископу Можайскому Димитрию (Доброседову). «В монастырь явились несколько членов Звенигородского исполкома с оружием в руках. Расставив стражу, они вызвали наместника монастыря, ризничего и духовника и предъявили им бумагу, в которой предписывалось изъять из монастыря мощи святого Саввы и передать их в музей, причем всякое сопротивление угрожало строгой карой. Члены исполкома потребовали, чтобы представители управления монастыря вынули мощи из раки и передали им, но те отказались. Тогда члены Звенигородского исполкома решили действовать сами. Сами взяли мощи из раки, завернули их в две скатерти и газетную бумагу, а затем увезли из монастыря» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 130, оп. 1, д. 213, л. 6-8. .

Прихожане решили до конца защищать свою святыню, и 15 апреля посланцы из Звенигорода пришли на московскую квартиру к профессору церковного права Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Это был замечательный человек, юрист по образованию, который бескорыстно помогал верующим из многих приходов сориентироваться в непростой ситуации и выбрать единственно правильный путь в деле защиты православных святынь от посягательств со стороны безбожной власти.

По просьбе верующих из Саввина монастыря Кузнецов составил заявление в Совнарком, которое уже на следующий день было отправлено по адресу. В заявлении содержалась требовательная просьба «произвести дознание по этому делу и привлечь виновных к ответственности... Останки святого Саввы, хотя бы в виде костей его, составляют святыню для русского народа, и они целые века находились в соборном храме монастыря. Увоз же их как обыкновенной вещи в скатерти и газетной бумаге для помещения в музей не только нельзя назвать действием корректным по отношению к православному народу, но он явно оскорбляет религиозное чувство народа. Стоит только послушать, как реагирует на все это местное население, и каждый агент власти поймет, как бестактно он поступил и как вредно. Эта бестактность и грубость может отразиться на отношении народа к власти, которая объявляет себя исключительно народной» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 130, оп. 1, д. 213, л.6-8 .

Заявление заканчивается краткими объяснениями со ссылками на святых Отцов и церковную историю, что под святыми мощами подразумеваются любые останки, а не только в виде нетленного тела, поэтому борьба большевиков против так называемого «церковного обмана» нелепа. Вместе с Кузнецовым в составлении письма участвовал последний обер-прокурор Синода, председатель Совета объединенных приходов А.Д. Самарин.

Результатом этих заявлений стало расследование дела о ходе вскрытия святых мощей преподобного Саввы. О начале следствия распорядился лично председатель Совнаркома Ленин. Следствие поручили вести «специалисту по борьбе с религией», следователю VIII-го ликвидационного отдела Наркомата юстиции И. Шпицбергу Кампания по вскрытию и ликвидации святых мощей осуществлялась особым восьмым отделом Наркомата юстиции в ходе проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». (Рогозянский А.Б. Страсти по мощам. СПб., 1998, с. 11). .

Проводилось следствие в самом монастыре с июня до середины июля 1919 года. О методах ведения следствия Шпицбергом Н.Д. Кузнецов говорил следующее: «Шпицберг их [монахов и прихожан] запугивал, угрожал сгноить в тюрьме. Словом, получилось такое впечатление, что следствие велось по заранее намеченному плану» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 29 об. . Наместник монастыря о. Иона утверждал: «Шпицберг записывал собственноручно и мне не давал читать... Следователь угрожал мне... Меня оскорбил гражданин Шпицберг, который сказал, будто бы я обращался к нему с просьбой: если монастырь закроют, то я не знаю, где существовать. Я никогда не обращался, и Шпицберг совершенно изменил мои слова... Он говорит: «Снимайте сан, переходите на службу, и мы вас обеспечим» Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353, оп. 4, д. 391, л. 49 об. 318 об. . Но как бы ни извращал Шпицберг факты и свидетельства, живое слово прорывалось и через ложь. Так, в показаниях 91-летнего иеросхимонаха Владимира (мирское имя – Ульянин Владимир Николаевич) есть такие слова: «Прп. Савва и посейчас является ко мне в келию и со мной беседует и даже произносит мне проповедь, а иногда меня и порицает... Вскрытие мощей для меня – грех» Голубцов С.А. Ук. соч., с. 61. .

Основной вывод Шпицберга после проведенного им в монастыре расследования состоял в том, что саввинские монахи и прихожане хотели дискредитировать советскую власть. Об этом Шпицберг докладывал на заседании коллегии Наркомата юстиции 15 июля 1919 года. В результате действия большевиков были признаны «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Н.Д. Кузнецова постановили привлечь в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании», а саввинских монахов обвинили в инсценировке событий. Дело признали незаконченным и решили передать в Московский губернский революционный трибунал для дальнейшего расследования.

Полгода спустя, в середине января 1920 года, в Московском губернском революционном трибунале слушалось дело № 386 по обвинению ряда граждан в контрреволюционной деятельности, печально известное как «дело церковников». Значительная часть дела посвящалась звенигородским событиям. Обвинение звучало так: «О распространении клеветнических слухов об оскорбительном для верующих поведении участников вскрытия мощей преподобного Саввы Сторожевского». Некоторым обвиняемым по этому делу был вынесен смертный приговор, затем замененный длительными сроками заключения.

После кощунственного вскрытия и изъятия честных мощей преподобного Саввы, казалось, осиротела Звенигородская земля. Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины прп. Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет Антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света»». Это пророчество было даже напечатано в советских газетах тех лет как доказательство контрреволюционности монашества.

Когда увезли святыню – словно сама жизнь ушла из обители. Ни иноки, ни прихожане первоначально не хотели верить, что св. мощи надолго покинули родные стены. Вскоре после того, как святыню вывезли из монастыря, иеросхимонах Владимир говорил, что св. мощи просто сокрыты от поруганий, потом явятся вновь и это будет новое чудо. В июне 1919 года за св. мощами в Москву даже отправился о. Ефрем; во всяком случае, на благополучный исход его поездки надеялись в обители, т.к. прошел слух, что советская власть решила возвратить святыню в монастырь. Но чуда не произошло; более того, в этом же месяце обитель была закрыта, и все ее иноки разогнаны.











Особое и важное место в христианстве занимает поклонение останкам умерших праведников, или, говоря проще, мощам. У католиков в основном распространено почитание мощей (мумифицированные останки) или нетленных тел. Однако при правильном подходе к пониманию количества тел,мощей и прочих вещей, всплывают многочисленные обманы и люди поклоняются и молятся над мешками с ватой.

Православные несколько расширили традицию поклонения мощам и поклоняются не только костям, но и обрывкам одежды трупов, отдельным частям тела и даже пеплу.
Сколько же святых, частей их тел, кусков одежды имеется на самом деле?

Приведем отрывки из журнала "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12 "Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей": "22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла."
Известие, опубликованное советской властью в прессе вызвало сильное волнение, как среди церковных служащих, так и среди народных масс. Сами же люди начали требовать осмотра содержимого в раках и ларцах для мощей. На основании этого была создана специальная комиссия, которая в ряде губерний, в присутствии экспертов и представителей духовенства, провела 63 вскрытия, в результате которых было обнаружено множество фальсификаций со стороны служителей культа.


Оказалось, например, что некоторые серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.

Тут же начали поступать сигналы из патриаршей канцелярии, призывающее к публичному освидетельствованию и осмотру святых мощей, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д. "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства.

Приведем примеры из протоколов осмотра:
"Авраамий мученик, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.
Сергий Радонежский, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
Князь Владимир, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
Макарий Жабынский. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
Павел Обнорский, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи."

Понятно, что обретение многочисленных мощей святых - дело затруднительное, особенно в условиях, когда каждый приход желает обрести хотя бы частичку святыни. Из-за этого появляются мощи и части святых в немыслимых количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всем том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой.

А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
Бенедикт - 3 тела и 4 головы;
Эразм - 11 тел;
Доротея - 6 тел;
Стефан - 4 тела и 8 голов;
Вильгельм - 7 тел и 10 голов;
Елена - 4 тела и 5 голов;
Исайя Пророк - 3 тела;
Иероним - 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
Юлиана - 20 тел и 26 голов;
Лука - 8 тел и 9 голов;
Петр - 16 тел;
Федора - 4 тела и 6 голов.
Полный перечень дубликатов займет еще несколько страниц.

60-е годы 20-го века ознаменовались кризисом Ватикана, в следствии которого последний покаялся в грехах и разжаловал множество святых, известных всему миру. Как пример приведем лишение всех званий и чинов у Георгия Победоносца. Причина - его никогда не существовало. Но при этом у никогда не существовавшего святого обнаружилось 30 тел.

Также был разжалован и Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими целый список своих святых, в числе которых, например, святой Валентин (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных). Однако мощи у всех этих святых есть.

Однако перечень святынь не ограничивается лишь мощами, части и частицы различных предметов имеются по всему миру. Отметим кисть руки Марии Магдалины и частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако если все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов и десятки рук. По всей видимости крест был немыслимо большим, а гвозди, потраченные на Христа собрались по всему в миру в количестве 1235 штук!

А вот краткий список других христианских реликвий. Имеются поистине удивительные, неподвластные пониманию вещи:
Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
Свеча, которая светила при рождении Иисуса;
Тряпки с кровями Святой Девы;
Слезы Богородицы;
Молоко Богородицы;
Сено из яслей, в которых лежал Иисус;
Волосы младенца Иисуса;
Слезы Иисуса;
Крайняя плоть Иисуса;
Камень, на котором сидел Иисус;
Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
Коробка с последним вздохом Иисуса;
Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
Лоскуты савана Иисуса;
Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
Посуда с Тайной вечери;
Ноготь святого Павла;
Остатки одежд апостолов;
Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом;
Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост;
Чихи святого духа;
Палец святого духа (!);
Кости коров, приснившихся египетскому фараону.

В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа (хранятся в Прюме). Также в мире существуют два стола, участвовавшие в Тайной вечере - один кедровый, находится в Италии, другой дубовый, находится в Австрии. Отдельными, весьма многочисленными количествами, представлены предметы той самой вечери.
Лоскутов с савана Господня хватило бы на приличный парус, можно даже обнаружить мощи кукарекавшего петуха. Кажется, что за Христом ходили не ученики, а собиратели разных вещей и предметов для потомков.

Многие известные и почитаемые реликвии оказывались на поверку подделками, так, например, мощи святой Розалии оказались костями козла, а спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».

Кажется церковь не спешить с захоронениями своих трупов, ведь из них можно наделать еще больше частиц для еще большего поклонения и воспевания.

Моща - нетленное тело угодника Божия
(словарь живого великорусского языка Вл. Даля)

Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными
(словарь Брокгауза и Ефрона)

Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей

22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

Это известие, переданное коммунистической прессой во все, даже отдаленные углы Советской России, естественно вызвало крайнее смущение, как в стане церковников, так равно и среди масс… Сами же трудящиеся массы начали требовать осмотра содержимого в раках и в других местах. Таким образом…, в целом ряде губерний, в присутствии духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти было произведено, по имеющимся в VIII Отделе сведениям, 63 вскрытия мощей. Вскрытия эти обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.

Особо бьющие в глаза случаи фальсификаций были обнаружены при вскрытии мощей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Ефросиньи Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского и др. В Жабынской пустыни, Тульской губ., массивная гробница, в которой, по уверениям церковников, якобы находилось нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста.

Насколько сильно церковники были скомпрометированы скандальным для них разоблачением мощей, можно судить уже по тому, что патриарх Тихон еще 19-го февраля 1919 г. счел себя вынужденным обратиться к епархиальным архиереям с особым "доверительным" письмом, в котором заявляет, что "считая необходимым по обстоятельствам времени (!) устранить всякий повод к глумлению и соблазну", он поручает архиереям "по собственному их усмотрению и распоряжению с архипастырской заботливостью и рассуждением, устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет необходимым".

Сами церковники были отлично осведомлены о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что член синода, митрополит Сергий 20-го февраля 1919 г., за № 207 А, предлагает Владимирскому епархиальному совету принять к неуклонному исполнению особые правила "положения св. мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим" . Из этих "правил" мы узнаем, что "перекладывать мощи ватой, устраивать для них особые тюфячки и другие приспособления отнюдь не нужно" , "предварительно положения в раку необходимо расположить кости на прилично покрытой доске (картон и под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или обшей пеленой (можно зашить)" , "если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей" , в этом случае митрополит рекомендует "собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный)" , который и "поставить в раку (если она уже есть)" .

Митрополит Сергий, несмотря на свои слишком откровенные указания, все же предвидит возможность массы самых разнообразных "недоуменных случаев"", а посему настоятелям монастырей, приходов, благочинным предписывает "в случае каких либо недоумений при применении этих правил обращаться за указаниями к местным преосвященным викариям или к нему" . "Каждый, - заключает Сергий,- во вверенном ему городе, соборе или монастыре должен принять соответствующие меры и о последующем донести мне" .

Таким образом, по сигналу из недр патриаршей канцелярии, параллельно с публичным освидетельствованием на местах мощей, в присутствии трудящихся масс и представителей Советской власти, начинается тайный предварительный осмотр этих мощей исключительно представителями духовенства, причем последние, по совету патриарха, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д. "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства. Осмотр мощей в Твери застает кости князя Михаила Тверского уже обряженными в новые одежды самого последнего производства. Процесс новгородских церковников с епископом Алексеем во главе показал, что, оперируя сообщенным выше посланием Тихона, церковники неоднократно прибегали к новым приемам обмана.

Деятельность VIII Отдела в данной "мощенной эпопее" выразилась в сообщении на места инструкций к установлению организованного порядка вскрытий, гарантирующего соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии. Так, например, VIII Одел от своих провинциальных работников требовал, чтобы вскрытие производилось в наиболее благоприятное для данной операции время и отнюдь не во время богослужений, чтобы к участию в осмотре мощей были бы привлекаемы самые широкие массы (от рабочих организаций, волостных советов, профес, союзов и т. д.), чтобы самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч., содержимого в раке), где то окажется возможным, непременно бы поручался представителям духовенства…

Народный Комиссариат Юстиции 25-го августа 1920г. распубликовал особый циркуляр, коим предлагалось следующее:

1) местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей…, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведения своих мероприятий

2) ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи

3) в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, - отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручаетеся следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Наркомюста, а самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

Помещая сводку вскрытий, выясняющую, между прочим и дальнейшую судьбу уже вскрытых мощей, здесь мы должны только сказать, что осмотр мощей по городам Советской России в общем был произведен без каких либо экцессов и волнений на этой почве…

Сводка вскрытий "мощей", произведенных … в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:

Наименование мощей Дата вскрытия Результаты осмотра
Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918 Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "довольно нас дурачить". … Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".
11-19 г. (Великий Устюг).

Авраамия мученика, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свеажестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.
Князя Георгия, г. Владимир. 15 февраля 1919 В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.
Князя Андрея, г. Владимир. 13 февраля 1919 Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.
Князя Гавриила, Юрьев-Польский. 17 февраля 1919 Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.
Петра и Февронии, г. Муром. 10 февраля 1919 Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как-то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.
Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром. 10 февраля 1919 Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".
Ефросинии Суздальской 12 февраля 1919 Матерчатая кукла с кусками костей.
Евфимия Суздальского 12 февраля 1919 Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.

Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)

Митрофана Воронежского. г. Воронеж. 3 февраля 1919 Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.
Тихона Задонского, г. Задонск. 28 января 1919 Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.
Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
Саввы Сторожевского, г. Звенигород 17 марта 1919 Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.
Мстислава Удалого, Новгород 3 апреля 1919 Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.
Князя Владимира, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
Анны, жены Ярослава, Новгород 3 апреля 1919 Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.
Иоанна Новгородского, Новгород 3 апреля 1919 В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.
Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.
Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ. 22 октября 1918 Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.
Всеволода-Гавриила 27 февраля 1919 Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.
Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. 21 февраля 1919 В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.
Питирима Тамбовского, Тамбовская губ. 29 февраля 1919 Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. внутри залитые воском кости. восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.
Михаила Тверского, Тверь 18 мая 1919 Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)

Ефрема Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.
Иулиании Новоторжской, г. Торжок. 5 февраля 1919 Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук".

Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.

Аркадия Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.
Нила Столбенского, Осташков. 25 февраля 1919 Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.
Макария Калязинского, Калязин. 8 февраля 1919 Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана. (Анкета)

Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
Князя Феодора, Ярославль. 9 апреля 1919 Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.
Князя Василия, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Груда обуглившихся костей.
Князя Константина, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.
Игнатия Чудотворца, г. Ростов. 25 апреля 1920 Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости … расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного. Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи.
Дмитрия Ростовского, Ростов. 26 апреля 1920 Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа.
Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. 26 апреля 1920 Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы.
Иегумена Авраамия, г. Ростов. 26 апреля 1920 Груда костей.
Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи.
Генадия Любимского. Любимск. у. 28 сентября 1920 Небольшое количество осколков костей.

Отрывки из журнала "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12

Кампания по вскрытию мощей началась осенью 1918 г. со вскрытия в Олонецкой губернии мощей св. Александра Свирского. 16 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определён «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были осуществлять священнослужители в присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. По итогам вскрытия предписывалось составлять акт. В 1918-1920 годах в рамках проводившейся государством активной антицерковной кампании были вскрыты и исследованы множество гробниц, в которых содержались мощи святых.

Эти акции были расценены, как действенное средство антирелигиозной пропаганды и получили полное одобрение государственных органов. Вскрытие некоторых мощей выявило малоприятный для Церкви факт «дополнения» недостающих костных останков святого вспомогательными материалами - воском, ватой и т. д. На этот шаг церковнослужителей XVIII-XIX веков побуждало неправильное понимание самого термина «нетленные мощи», как именно полностью сохранившегося, избегнувшего тления тела.

17 февраля 1919 года, после первых случаев вскрытия мощей, патриарх Тихон издал по этому поводу указ «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей», в котором поручал епархиальному духовенству удалить все внешние включения из рак-мощевиков.30 июля 1920 года Совет народных комиссаров принял Поставление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», имевшее целью «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел».

На обновленческом «Всероссийском поместном священном соборе» 1923 года обсуждался вопрос об отношении к мощам и к их вскрытию. С докладом выступил протоиерей А. И. Боярский:

Стараясь подвести все мощи святых под ложное понятие нетленных тел, русская высшая иерархия прибегла к грубой фальсификации: так, вместо нетленного тела Тихона Воронежского, оказался голый череп, увенчанный митрой, вместо грудной клетки - железный каркас, кости рук и ног обтянуты чулками. Кости Питирима Тамбовского, с целью придания им контуров человеческого тела, - оказались залитыми воском. Для создания более удобной почвы для эксплуатации верующих сооружались драгоценные гробницы, в которые помещали несколько костей. Так, в раке Александра Невского в Петрограде, (90 пуд. серебра) найдены были 12 небольших костей разного цвета и конверт с пеплом. Небезызвестный Антоний Храповицкий соорудил в Житомиредля головы мученицы Анастасии целую раку. Бывали случаи, когда монахи находили мощи «нетленные», а затем уже решали вопрос, какому святому их приписать. Кроме того, церковь спекулировала ещё на частицах мощей. Так, например, наблюдается большое количество от мощей Авраама, Исаака, Иакова, избиенных вифлеемских младенцев, всех апостолов, волосы Христа, млеко Богородицы и т. д.

Доклад о мощах был одобрен собором, а после него было принято следующее:

  1. Мощами по учению Св. Церкви являются останки св. угодников Божиих, которые почитаются нами за их праведную жизнь.
  2. Собор осуждает всякую фальсификацию нетленности, каковые факты ясно установлены в революционное время.
  3. Во избежание могущей быть и впредь фальсификации мощей - предавать их земле.
  4. Сущие останки святых по вскрытии держать в простоте и на вскрытии.
  5. Кости и другие реликвии недоуменного происхождения на поклонение не выставлять, а предать земле.

Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого). Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно (например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского). Мощи, как артефакты, затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизмаили местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского, изъятые в 1921 году, были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века, что объясняется действием климатических условий места его погребения.

Только в период 1919-1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтоженыили серьёзно пострадали. К 1922 г. кампания исчерпывает себя. Так, в это время вскрывают мощи св. Иннокентия Иркутского (раньше это помешала сделать Гражданская война) и католического мученика Анджея Боболы (Полоцк). Согласно данным «Православной энциклопедии», кроме публичных вскрытий мощей, были непубличные, обычно происходили они во время изъятия церковных ценностей. Последние публичные вскрытия мощей «Православная энциклопедия» относит к «концу 1920-х – началу 1930-х гг.», но упоминает при этом лишь вскрытие мощей св. Анны Кашинской в Кашине в январе 1930 г. Встречаются упоминания, что в 1932 г. при закрытии церкви Воскресения «словущего» в Москве из нее планировалось изъять мощи князя Даниила Московского, но те неожиданно исчезли, возможно, их скрыли верующие. В годы Великой Отечественной войны немецкие власти передали верующим Киево-Печерскую лавру со множеством мощей в пещерах. Вероятно, в ответ на это советские власти в 1946–1948 гг. вернули Русской православной церкви мощи примерно 10 святых. Последним вскрытием мощей на территории нашей страны было вскрытие мощей блаженного Киприана Суздальского 20 февраля 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского района Ивановской области (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 53-59) .

Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:

В Совете по делам РПЦ были убеждены в нецелесообразности сохранения мощей в музеях, предлагали их изъять, собрать в одном месте (желательно в Москве или в музее религии и атеизма) и уничтожить.

Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова, который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты (в 1939 году - реконструировал облик Андрея Боголюбского). Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке.

К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи Чеботка, считающегося былинным Ильей Муромцем. Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см - для Средневековья выше среднего. У него обнаружены были признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений рубящего характера.

По данным украинского исследователя Сергея Хведчени, преподобный Илия мог погибнуть в 1203 году, когда Киево-Печерская лавра вместе с Киевом подверглась нападению русско-половецкой рати мятежного князя Рюрика Ростиславича. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность былинного богатыря.