Князь н д жевахов. Жевахов николай давыдович. Князь Николай Жевахов. Причины гибели России. Самодержавная Русь

Владимир Тольц: В недавних сообщениях о подписании в Риме акта о передаче России архитектурного комплекса "Подворье Русской православной церкви в городе Бари" несколько раз мелькнуло осторожное упоминание имени кн. Николая Давидовича Жевахова. Сообщалось, что он в 1910 году совершил паломническое путешествие в итальянский город Бари, где покоятся мощи Святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца и, будучи обескураженым противоречием между степенью почитания Николы Угодника в России и неорганизованностью русского паломничества в Бари, предложил соорудить там православный храм "имени Святого Николая " – так и сказано! – я цитирую агентство "Русская линия" – и при нем странноприимный дом для русских паломников. Далее сообщалось об участии Жевахова в приобретении земельного участка для этого строительства в Бари и сборе средств на него. В других сообщениях говорилось, что в 1937 году князь Николай Жевахов, представлявший эмигрантское Палестинское общество, продал властям Бари русскую церковную недвижимость из-за отсутствия средств для поддержания церкви в надлежащем состоянии.

(Напомню: в состав комплекса общей площадью 8 тысяч квадратных метров входят Странноприимный дом и храм святителя Николая – это итальянская собственность, которая по недавно подписанному в Кремле "заявлению о намерениях" будет передана представителям российских властей, а те, в свою очередь, передадут это Московской Патриархии.)

А про Жевахова это все! Хотя его роль и имя и в истории России предреволюционного времени, и в прошлом так называемой «зарубежной России», то есть русских эмигрантов, да и в истории создания и последующей продажи Русского подворья в Бари куда более значительна и драматична. А "духовное наследие" князя Жевахова, включающее в себя не только языческие верования в "мировую закулису" и доносительство, но и коллаборационизм, и антисемитизм, остается востребованным и сегодня. Именно поэтому мы и решили посвятить ему сегодняшнюю передачу.

Ранние этапы биографии князя Николая Жевахова довольно полно представлены на русскоязычных сайтах. Да и в эмигрантской литературе о нем немало написано.

"Жевахов Николай Давыдович, родился в 1876 году, князь, камер-юнкер, помощник статс-секретаря Государственного совета, с сентября 1916 года – товарищ обер-прокурора Синода при обер-прок ypope Николае Павловиче Раеве".

Владимир Тольц: Замечу попутно, что, уже находясь в эмиграции, Жевахов в своих обращениях к иностранным властям сильно завышал свой государственный чин в Российской империи, именуя себя не "помощником статс-секретаря ", а "государственным секретарем ". Не вдаваясь в тонкости императорского манифеста о Государственном совете, скажу только, что между двумя этими должностями дистанция огромного размера!

Уже находясь в эмиграции отец Георгий Шавельский - бывший протопресвитер армии и флота, участвовавший в работе Святейшего Синода, - вспоминал, как Жевахов (я цитирую) "метил попасть из третьестепенных чиновников канцелярии Государственного совета в обер-прокуроры Святейшего Синода ":

"Из всех прав, которыми этот маленький князек желал воспользоваться для создания быстрой карьеры, несомненным, кажется, было одно: он приходился родственником по боковой линии Святому Иоасафу Белгородскому. Все прочие его права и достоинства подлежали большому сомнению: князек он был захудалый; университетский диплом не совсем гармонировал с его общим развитием; деловитостью он совсем не отличался".

Владимир Тольц: Мне, кажется, бесспорно значительный вклад князя Жевахова в создание в Бари Русского подворья ставит под сомнение утверждение отца Георгия об отсутствии у князя деловитости. Но эта несправедливость оценки понятна: Жевахова в эмиграции недолюбливали многие, ставя ему в вину карьеризм в России, спекуляцию на религиозных чувствах императрицы, связь с Распутиным и прочие грехи. (А митрополит Антоний Храповицкий даже прямо обвинял его в воровстве!)

Но вообще, как справедливо отмечает современный российский биограф Жевахова, сведения о зарубежной жизни князя скудны. Объясняется это отчасти тем, что он мало с кем из соотечественников в эмиграции общался. Многие его, как я уже сказал, презирали, и число таких после продажи подворья в Бари возросло. А Жевахов платил им тем же, объявляя большинство заметных фигур в эмиграции либо евреями, что, по его понятиям, было хуже некуда, либо масонами, либо теми, кто находится под влиянием первых или вторых.

Дело в том, что его любимой книгой (он считал ее пророческой) была фальшивка – "Протоколы сионских мудрецов". Он гордился личным знакомством с публикатором "Протоколов" Нилусом, сочинил и опубликовал его жизнеописание. Одним из немногих, с кем в эмиграции общался князь, был Людвиг Мюллер фон Хаузен, чей перевод "Протоколов" на немецкий к приходу Гитлера к власти выдержал 33 издания и, по словам одного из исследователей, оказался второй после Библии читаемой книгой в Германии того времени. Да и сам Жевахов, по оценке римского историка проф. Чезаре де Микелиса, стал главным пропагандистом "Протоколов" в Италии.

И именно о малоизвестном итальянском периоде жизни и деятельности князя Николая Давидовича Жевахова и пойдет сейчас речь.

У меня сложилось впечатление, - говорю я по телефону исследователю русско-итальянских культурных связей Владимиру Кейдану, - что оказавшись в эмиграции, сначала в Болгарии, затем в Италии, несмотря на резкое изменение жизненных условий, князь Николай Жевахов сохранил свои прежние убеждения…

Владимир Кейдан: Да, конечно. И более того, его убеждения окончательно отлились в нацистскую идеологию, попросту говоря. Во всех переменах в России, трагических изменениях истории России он обвинял просто-напросто евреев. И поставил во главу своей позиции просто борьбу с жидомасонским заговором. У него были большие связи в Риме, причем именно в самых, как мы сейчас называем, силовых министерствах. Он переписывался с министрами внутренних дел и директором разведки итальянской фашистского периода по фамилии Боккини, а также с сенатором Альберто Сольми, который и рекомендовал его как правительственного советника Муссолини. И по этому поводу он в начале войны, через месяц после нападения Германии и Италии на Советский союз, посылает памятную записку, сопровождаемую запиской от сенатора Сольми, в которой он дает советы о реконструкции или перестройки России после победы нацистско-фашистских сил.

Владимир Тольц: По моей просьбе Владимир Кейдан перевел для нашей передачи этот документ.

"Памятная записка

Бари, 25.7.1941, XIX г. фашистской эры

После победы над большевизмом будут безусловно учреждены Верховные Комиссариаты Держав Оси на оккупированной советской территории. Эти органы власти обязательно должны будут искать поддержку у русских людей, и такую поддержку может оказать только русская эмиграция".

Владимир Тольц: Отмечу, что, вообще-то, к нелюбящей его эмиграции Николай Давидович относился куда хуже. Но тут приходилось лукавить. Ведь он избрал для себя амплуа ее - русской эмиграции – авангарда. Не одиночки, а первого из лучших, которому есть что возглавить.

"Нельзя недооценивать значение этой эмиграции. История наглядно демонстрирует, что эмигранты всегда осуществляют значимую деятельность и всегда играли большую роль в странах, освобожденных от ига деспотии.

Это правило более всего применимо к современной русской эмиграции. Она не является узкой группировкой, относящейся к какому-либо одному политическому движению, напротив, она количественно и качественно представляет все общественные классы русского народа; это настоящая и значимая часть русского народа как такового.

Положение и деятельность эмиграции в жизни будущей России будут еще более значимыми по причине абсолютной невозможности для подданных Сталина, искусственно изолированных от всего мира, развернуть какую-либо политическую деятельность, созвучную целям стран Оси и служащую обновлению жизни России. Они не могут понять значения событий и политических движений, которые развернулись и окрепли за последние десятилетия.

Такая невозможность предопределена стремлением большевизма к господству и направленностью на это в политическом смысле, но кроме того ситуация была отягощена постоянной заботой советского гражданина о добывании хлеба насущного для себя и своей семьи, заботой первостепенной и всепоглощающей, исключающей всякую иную деятельность.

Владимир Тольц: В русском народе князь Жевахов разочаровался давно, когда осознал его скептическое отношение к своей любимой книге – "Протоколам сионских мудрецов". Позже, в своих мемуарах, он записал с грустью (цитирую): "Русские люди отнеслись к "Протоколам" с полным безучастием и даже не поняли их. Книга вызвала недоумение и недоверие, и отталкивала избытком откровений, казавшихся фантастическими ". Интересно, что "пренебрежении, равнодушии и непонимании" народом опубликованной Нилусом фальшивки бывший товарищ обер-прокурора Синода обвинил православное духовенство, по крайней мере "часть церковных кругов " воспринявших публикацию "Протоколов" отрицательно. Однако продолжим чтение меморандума Жевахова.

"Русская эмиграция, рассматриваемая в своей самой широкой и глубокой массе, здоровая, но в Европе ей не хватает организованного руководства.

Вся русскоязычная печать была, в основном, монополизирована группами масонов-демократов. Здесь, в Европе, отсутствует фашистская пропаганда среди русских, не существует даже газеты для такой пропаганды, как существенной базы для распространения и освещения в среде русских эмигрантов на этом континенте фашистской идеи и ее осуществления. Этим объясняется, почему эмиграция политически не однородна. К сожалению, оказались напрасными все мои усилия создать русско-итальянскую газету как для информирования итальянского правительства об истинной России, воспринимаемой сейчас Европой только под воздействием жидовской клеветы, так и знакомства с ней русских беженцев, рассеянных по всему миру. Не удались также мои попытки получить аудиенцию у Дуче.

В среде русской эмиграции существуют три главные политические течения.

Первое, наименее значимое, - пробольшевистское, учрежденное платными или бесплатными агентами Сталина, например, группа русской молодежи - "Младороссы" - под руководством Александра Казембека.

Второе - более опасное, поскольку лучше поддерживается финансово и политически - демократическо-либеральное течение, которое представляют Милюков, Маклаков, Керенский, Митрополит Евлогий, философ-юдофил Бердяев и так далее. Они тесно связаны с масонскими ложами и работают в интересах англосаксонских демократов-плутократов.

Третье направление, которое охватывает все активные и динамичные слои эмиграции, представлено Русским Фашистским Движением под руководством Константина Родзаевского из Харбина (Китай).

Нет сомнений в том, что представители первых двух течений приложат все усилия, чтобы предстать в качестве друзей Революции Оси с целью получить благосклонность и поддержку Властей стран-победителей и, со временем, пользуясь этой поддержкой, мешать работе Властей на оккупированных территориях, а впоследствии создавать всяческие затруднения, препятствующие нормальному развитию отношений между Россией и странами Оси. В этой вполне реальной перспективе явно недопустимо для правительств стран Оси не только использовать такие течения и личности, но даже проявлять к ним особое расположение.

Таким образом, найти соратников для восстановления России можно будет только в этой третьей группе, среди так называемых русских фашистов, путем тщательного их отбора".

Владимир Тольц: Сейчас, когда опубликованы серьезные исследования русского зарубежного фашизма, можно с полным основанием утверждать, что этот тип националистического активизма являлся для русской эмиграции явлением маргинальным. Но на кого еще было уповать маргиналу Жевахову, претендовавшему на возглавление с помощью иностранного фашизма фашистского переустройства России?

"В прошлом я входил в состав Российского Имперского Правительства, живу в Италии уже 22 года, и, будучи глубоко восхищенным свершениями Дуче и Фашизма, которые воистину совершили революционный и созидательный переворот в национальном и мировом масштабе, я убежден, что только влияние Фашизма могло бы стать мощным подспорьем в обновлении и в устроении лучшего будущего моей великой, но многострадальной Родины. И я чувствую свой долг в том, чтобы применить мои глубокие знания России, русской эмиграции и мой долгий опыт служения Фашистскому Режиму, и отдать всего себя в духе абсолютного личного бескорыстия служению высшему делу освобождения и очищения, которое, наконец, и осуществляется в настоящей войне.

Князь Николай Жевахов".

Владимир Тольц: К этой памятной записке князя Жевахова были приложены рекомендации, направленные сенатором Арриго Сольми в адрес главы политической полиции фашистской Италии Артуро Боккини. Мне кажется, что судя по уже знакомому нам развороту мысли – поиску всюду масонов и филосемитов, а также довольно бесстыдному восхвалению Жевахова, весьма схожему, но превосходящему с последним абзацем меморандума самого князя, авторство текста рекомендаций – тоже дело его непосредственных усилий. Впрочем, судите сами…

"1) Итальянское правительство вступит, вероятно, в переговоры с Великим Князем Владимиром Кирилловичем, имея в виду реставрацию монархии в России посредством немцев.

2) Великий Князь Владимир Кириллович - действительно законный наследник Российского престола, но ему 22 года, он воспитывался в Англии, его покойная мать была сестрой Королевы Югославии, и он окружен масонами. Его самый близкий советник, некий господин Граф - протестант, а масон Сергей Боткин, юдофил, высланный в свое время из Германии, преподает ему международное право.

3) Наследование российского престола Великим Князем Владимиром Кирилловичем было бы допустимым только при условии, что им будет руководить государственный муж, не только искренний сторонник Оси, способный повести Россию по единственному пути к спасению, но и переживший годы беженства в Италии, который основательно знает Фашизм, как доктрину, и как практику.

4) Таким требованиям отвечает более, чем кто-либо другой, - Князь Николай Жевахов, бывший заместитель обер-прокурора Священного Синода Российского Императорского Правительства, который долго жил в Италии, прекрасно понимает глубинное политическое значение Оси и основательно знает еврейский вопрос.

5) Вышеназванный Князь может оказать ценные услуги также в части точной информации о России и в ходе возможных переговоров между Италией и Россией. Он знает и говорит, как на родных для себя языках, на русском и итальянском, а также на немецком, французском и английском.

Арриго Сольми, Королевский министр, Сенатор".

Владимир Тольц: Я продолжаю свою беседу с Владимиром Кейданом, сделавшим для нас перевод только что зачитанных документов.

Скажите, а кроме друга – сенатора Сольми – другие официальные лица фашистской Италии обращали на нашего героя хоть как-то политически значимое внимание?

Владимир Кейдан: Дело в том, что его имя всплыло в Бари и, наверное, в более широких кругах в связи со скандалом, который произошел между Палестинским императорским обществом, которое закрыли большевики и которому принадлежала земля и строения на этой территории Русского подворья, и большевиками, которые стремились, естественно, захватить эту территорию и обосноваться там. Дело в том, что он остался в качестве смотрителя этой территории, этих зданий и этого храма, еще не достроенного, между прочим, и нес материальную ответственность. И после сложных финансовых авантюр, можно сказать так, он проиграл дело об этой недвижимости. В итоге пришлось продать эту территорию муниципалитету города Бари и выплатить значительную сумму – около полумиллиона тогдашних лир – советскому правительству.

Владимир Тольц: Ну, а отношения князя с русской эмиграцией?

Владимир Кейдан: Отвечая на ваш вопрос об отношениях Живахова с русской эмиграцией, я сошлюсь на книгу, подготовленную историком Михаилом Талалаем, которая называется "Последний из Сан-Донато". Там публикуются два письма Жевахова к княгине Демидовой Сан-Донато, в которых содержится просьба о финансовой поддержке Русского подворья в Барии, а также грубые нападки на митрополита Евлогия и других парижских православных, обвинения их в жидомасонстве и прочих, так сказать, «грехах», притом что они предлагали ему юридическую помощь именно в процессе вот этой тяжбы с советским Палестинским обществом по поводу недвижимости на территории Русского подворья. Он отказался от этой помощи и в результате проиграл.

Владимир Тольц: Существуют противоречивые сведения о кончине князя Жевахова – ее дате, месте, обстоятельствах… Что вы можете сказать по этому поводу?

Владимир Кейдан: Что касается его кончины, стало известно в последнее время, что где-то в середине войны он оказался на территории Австрии, а потом перебрался в Закарпатье, где у него было наследственное имение. И там он дожил до прихода Красной армии, которая его не тронула. И он умер в собственном доме приблизительно в 1947 году.

Владимир Тольц: Настораживает, что имя этого скончавшегося в забвении, отвергнутого русской эмиграцией фашистского маргинала теперь вновь на слуху, а духовное наследие его оказывается востребованным. Несколько лет назад в России издано сочинение Жевахова "Еврейская революция". В аннотации вполне в духе нового госпатриотизма сообщается, что (я цитирую) "в книге (…) раскрываются тайные замыслы революционеров всех цветов и мастей - от "красных" до "оранжевых", (…) даны пророческие предсказания многих событий новейшего времени. (…). Авторская логика подсказывает, что главными центрами экспорта революций сегодня являются США и их западноевропейские сателлиты, прежде всего Англия, Франция, Германия. Возглавляют эту подрывную работу правительства названных государств ". Ну, и конечно, опять про евреев и масонов и их замысле с помощью террора и революций установить мировое господство. Правда, в последних официозных сообщениях, осторожненько упоминающих имя Жевахова, об это ни слова! Может, и не знают? – Ну, так пусть просвещаются!

Как я уже упомянул, "Воспоминания" князя написаны чрезвычайно откровенно и искренно: в каждом слове чувствуется, что оно исходит из души ясной и светлой, и что автор говорит с читателем "как на духу", раскрывая весь свой богатый запас знаний, мыслей и чувств. Нету фальши, нету притворства, нет пристрастного желания выставить себя другим, чем есть на самом деле. И потому читатель, прочитавши книгу, знает автора и, как мне думается, не может не относиться к нему сочувственно.

И лишний раз русский читатель поймет и оценит, увы, – запоздалым сожалением или укором совести, как проникновенно, как участливо и добросовестно наши Государь и Государыня относились к трудному, ответственному, великому делу, Божией Волей предназначенному Божиему Помазаннику, Которого, в годы благостного Его Правления, Россия не доросла оценить, Которым позорно мало дорожила и Которого малодушно не сумела оберечь.

Такой помощник Государя, каким, в своих воспоминаниях, обрисовывается князь Жевахов, есть для России желанный тип государственного человека: свято чтущий долг Присяги, всей душой любящий своего Царя, Ему самоотверженно преданный, знающий до основания дело ему порученное, выросший и воспитанный в национальной связи со своим народом, хорошо его изучивший, понимающий его нужды и знающий его быт; поверх всех этих качеств – глубоко верующий сын Православной Церкви,

Если бы у Царя было побольше таких верных и достойных слуг, никакая революция не удалась бы в России...

Переходя к разбору книги, не в меру нетерпеливый и поверхностный читатель, может быть, упрекнет автора за некоторые подробности, кажущиеся по первому впечатлению имеющими слишком личный и субъективный характер. Вообще говоря, субъективность есть неотъемлемое право каждого автора мемуаров; однако в данном случае упрек был бы несправедлив и по другой причине. Дело в том, что, если тот же читатель глубже вникнет в смысл всего прочитанного, то он поймет, что введенные подробности необходимы для цельности получаемого впечатления.

Что же касается живого, талантливого изложения книги, читаемой на каждой странице с неослабевающим интересом, то в этом отношении – думается мне – самый строгий критик останется удовлетворенным.

Искренне и правдиво пишет князь о всем, что видел, чему сам был свидетелем. Читая эти личные переживания, читатель составляет себе очень ясное представление о всем проклятом времени подготовки и развития дьявольского заговора против России и ее Святого Царя. Мне кажется, что книга не только не страдает оттого, что, описывая события, автор ограничивается только тем, чего был лично участником или свидетелем, но даже – выигрывает в живости и яркости повествования и достоверности приводимых фактов.

"Всех нас, имевших счастье соприкасаться с Двором, считали, что мы всех знаем, знаем чуть ли не закулисные тайны каждого имени, всплывавшего на поверхность жизни. Поэтому я не удивился, когда меня спросили, почему я так мало написал о С.П. Белецком и ничего не написал о других нашумевших именах? Да потому, что я сидел в своей скорлупе и ничего не знал. С Белецким я встретился мельком, во Дворце, о чем написал, и дальнейших сношений с ним не имел.

О Симановиче, Манасевиче, Батюшине и других знал только из газет, но никого из них, равно как знаменитого Князя М.М. Андроникова, даже никогда и не видел.

"Я ничего не утаивал и ничего не скрывал, а писал лишь о людях, с коими соприкасался. Нужно иметь в виду, что я не позволил себе дать место в моих записках ни одному сведению, мне точно неизвестному; я описывал только факты"...

Мне пока удалось издать только первый том "Воспоминаний" князя Николая Давидовича, обнимающий период с 1915-го по 1917-й годы. Но у автора готовы и второй, и третий тома, составляющие продолжение этих воспоминаний с 1917-го по 1923-й годы. Эти последующие части, пожалуй, еще интереснее, чем начало. От отзывчивости читателей зависит, чтоб они скорее появились в печати: ибо – увы! – наши беженские средства очень стеснены, а дороговизна бумаги и прочих расходов по типографии – с каждым днем увеличивается, уже и теперь достигая прямо-таки астрономических цифр. Поэтому, для издания следующих томов, мы находимся в зависимости от степени скорости распродажи первого тома. Чем скорее раскупится первый том, тем скорее появится второй, от успеха которого, в свою очередь, будет зависеть появление третьего тома.

Новых книг за последнее время скопляется на книжном рынке сравнительно много. Но такие книги, как Жевахова, всегда и были, и останутся редкими. Было бы обидно и досадно, если бы русские читающие круги их не оценили по достоинству и не оказали им заслуженного внимания.

Будем надеяться, что русское сердце русского читателя откликнется интересом и сочувствием к этой вдохновенной книге и поддержит желание автора послужить спасительному, святому делу просвещения тех, которые часто плохо поступали только потому, что не знали, а еще чаще потому, что были введены в обман.

Автор написал свои книги не в погоне за литературной славой или за денежной наживой. Он писал для того, чтобы вплести венок верноподданнической любви в неувядаемую, лучезарную славу, которой осенены Державные Имена наших благостных, мужественных, самоотверженных и многострадальных Государя и Государыни, являющих высший образец Христианской одухотворенности и Монаршего Величия.

Этой основной мыслью автора благоговейно проникнута вся книга, и это именно составляет для меня ее самое драгоценное достоинство. Поэтому, всей душой отдавшись работе по выпуску ее в свет, я в скромной, пассивной роли издателя нашел высшую степень духовной радости, ибо думается мне, что посильным содействием своим я также в некоторой мере выполнил свой верноподданнический долг.

Ф.Винберг.

Глава I. Только Матерь Божия спасет Россию

4 сентября 1915 года, в годовщину прославления Св. Иоасафа, Чудотворца Белгородского, в Вознесенском храме состоялось обычное архиерейское богослужение, а вечером того же дня – Общее Собрание членов братства Святителя Иоасафа. Председателем братства, после генерал-адъютанта адмирала Д.С. Арсеньева, был избран генерал-от-инфантерии Л.К. Артамонов, а товарищами председателя были протоиерей А.И. Маляревский и я. Не помню, что помешало мне быть на Общем Собрании, какому суждено было не только оставить глубочайший след в моей жизни, но и сделаться поворотным пунктом одного из этапов этой жизни...

Вечером, 5 сентября, явился ко мне протоиерей А.И. Маляревский и, выражая сожаление о моем отсутствии на вчерашнем торжестве, рассказал подробно обо всем, что случилось.

"Кончилась обедня, – начал о. Александр, – отслужили мы молебен, с акафистом, Угоднику Божию и разошлись по домам, с тем, чтобы собраться вечером в церковном доме на Общее Собрание. Генерала не было, Вас тоже; открывать собрание пришлось мне. Прочитал я отчет за истекший год, а далее должны были следовать выборы новых членов, речи и доклады и все, что обычно полагается в этих случаях. Вышло же нечто совсем необычное... Не успел я сойти с кафедры, как заметил, что ко мне пробирается через толпу какой-то военный, бесцеремонно расталкивая публику и держа в высоко поднятой руке какую-то бумагу... Он очень нервничал и, подойдя вплотную ко мне, спросил меня:

"Вы председатель братства Святителя Иоасафа?.."

"Нет, – ответил я, – я товарищ председателя".

"Кто же председатель, кто сегодня председательствует?" – нетерпеливо и крайне взволнованно спрашивал меня военный.

Николай Давидович (24.12.1874, Полтавская губ.-1946, Закарпатье), кн., политический и церковный деятель, мемуарист. Происходил из груз. княжеского рода, брат сщмч. Иоасафа (Жевахова) , еп. Могилёвского. До 1917 г. владел имением (386 дес.) в Пирятинском у. Полтавской губ.

Ж. обучался во 2-й киевской гимназии, затем в Коллегии П. Галагана. В 1898 г. окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом, принимал участие в проведении 1-й всеобщей переписи населения России в 1897 г. Начал службу в нояб. 1898 г. младшим кандидатом на должность в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. 14 нояб. 1900 г. переведен в штат канцелярии киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В мае 1902 г. назначен земским начальником 1-го участка Пирятинского у. Полтавской губ. В 1904 г. в ж. «Гражданин» печатались его «Письма земского начальника». 11 авг. 1913 г. избран почетным мировым судьей Пирятинского судебно-мирового округа, 13 февр. 1915 г. утвержден почетным попечителем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Пирятинского у.

26 апр. 1905 г. Ж. был переведен в С.-Петербург, служил в отделении свода законов Гос. канцелярии. 6 апр. 1909 г. получил должность старшего делопроизводителя Гос. канцелярии (сверх штата), 18 июля 1912 г. включен в штат. 24 янв. 1914 г. вошел от Гос. канцелярии в образованное при Святейшем Синоде Междуведомственное совещание для обсуждения проекта изменения штата церковно-учительных школ. 6 мая 1914 г. получил звание камер-юнкера двора, 1 янв. 1915 г. получил чин статского советника. 20 июля того же года стал помощником статс-секретаря Гос. совета (сверх штата) с оставлением в придворном звании, а 22 дек. помимо этого введен в совет Главного управления по делам печати (сверх штата).

После того как Ж. провел авг. 1906 г. в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , у него появилось желание стать монахом. Он не создал семью, но до конца жизни так и не принял постриг. С 1906 г. собирал сведения для жизнеописания свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского, к-рый был дальним родственником Ж. и очень почитался в семье Жеваховых. Подробные материалы в 3 т. были опубликованы в Киеве в 1907-1909 гг., в издание вошли сведения о предках свт. Иоасафа, его жизни, чудесах, а также его сочинения. Весной 1909 г. по указу Святейшего Синода была создана комиссия для рассмотрения вопроса о канонизации святителя, которую возглавил Ж. В кон. 1909 г. он направил в Синод доклад, в к-ром обосновывалась необходимость церковного прославления свт. Иоасафа. Канонизация состоялась в 1911 г. Благодаря этой деятельности Ж. сблизился с Курским архиеп. Питиримом (Окновым) .

10 дек. 1910 г. постановлением совета Палестинского православного общества Ж. вместе с прот. сщмч. Иоанном Восторговым был командирован в г. Бари (Италия) для выбора земельного участка с целью строительства на нем правосл. ц. во имя свт. Николая Чудотворца и странноприимного дома для рус. паломников. Они выехали в Италию в янв. 1911 г. и успешно справились с задачей, подыскав свободный земельный участок. 12 мая того же года Ж. стал членом открытого в этот день при Палестинском правосл. об-ве Барградского комитета. В мае 1913 г. Ж. командирован в Бари как представитель Барградского комитета и 9 мая присутствовал при торжественной закладке храма и странноприимного дома. Впосл. неоднократно посещал Бари, председательствовал в местной строительной комиссии, заключил контракт на проведение земляных и каменных работ. 25 июня был избран пожизненным действительным членом Палестинского правосл. об-ва.

9 сент. 1915 г. имп. мц. Александра Феодоровна упомянула Ж. в письме имп. мч. Николаю II («совсем молодой, знаток церковных вопросов, очень лоялен и религиозен»), предложив Ж. на должность товарища обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг., 1923. Т. 3. С. 326). В окт. Ж. приехал к императору в Ставку в Могилёв с чудотворной Казанской Песчанской иконой Божией Матери, пожелав, чтобы икона была отправлена на фронт и пронесена по боевой линии. По словам протопр. военного и морского духовенства Георгия Шавельского , «и Государь, и начальник штаба, ген. М. В. Алексеев, ввиду положения фронта, признали это невозможным» (Шавельский Г. И., протопр . Восп. посл. протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 75). Ж. в своих воспоминаниях возложил вину за это на протопр. Г. Шавельского. 10 окт. того же года Ж. получил аудиенцию у императрицы, к-рая интересовалась его церковно-общественной деятельностью. В тот же день она писала Николаю II: «Жеваха был прелестен. Мы долго обо всем с ним говорили. Он хорошо знает все церковные дела, духовенство и епископов, так что был бы хорошим помощником Волжину», который в ту пору занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода (Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3. С. 407). В 1916 г. Ж. посетил в Оптиной пуст. иером. прп. Анатолия (Потапова) , к-рый посоветовал ему не отказываться от гос. карьеры и отложить на время поступление в мон-рь.

После увольнения А. Н. Волжина 14 авг. 1916 г. Александра Феодоровна написала Николаю II, что Н. П. Раев в качестве обер-прокурора Синода и Ж. в качестве его товарища «были бы истинным даром Божьим для Церкви» (Там же. Т. 4. С. 420). 15 сент. того же года Ж. был назначен и. о. товарища обер-прокурора Синода. Впервые в истории духовного ведомства он стал 2-м товарищем обер-прокурора (должность утверждена положением Совета министров от 12 авг. 1916). 22 окт., после того как 1-й товарищ Н. Ч. Зайончковский был назначен сенатором, Ж. остался и. о. товарища, Николай II (по представлению обер-прокурора Раева) распространил на него содержание по занимаемой должности и пенсионные права. В нояб. 1916 г. Ж. был представлен к чину действительного статского советника и чину камергера, производство в новые чины датировалось 1 янв. 1917 г. Стремясь играть роль «церковного информатора» Александры Феодоровны, Ж. рассказал ей о старице Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Марии Михайловне, к-рую императрица посетила в дек. 1916 г.

Имевший репутацию ставленника Г. Е. Распутина , он поддерживал хорошие отношения с Петроградским митр. Питиримом (Окновым). Современники по-разному относились к Ж. Так, протопр. Г. Шавельский называл его чиновником «небольшого ранга, но большой канцелярии», беспринципным карьеристом и лицемером. При дворе Ж. пользовался поддержкой. Награжден орденом св. Владимира 4-й степени (1916).

По воспоминаниям Ж., 27 февр. 1917 г. на заседании Синода он предложил выпустить воззвание к народу с осуждением революционных событий, но эта идея не была поддержана. 1 марта он был арестован и препровожден в Министерский павильон Гос. думы, однако уже 5 марта отпущен на свободу. Вскоре после этого покинул Петроград, в апр. и мае проживал в Киеве, затем в имениях брата и сестры. С 8 нояб. 1917 по 12 сент. 1919 г. жил в Киеве, затем из-за наступления большевиков бежал на юг, недолго жил в Харькове, Ростове-на-Дону, Пятигорске и Екатеринодаре. 14 янв. 1920 г. добрался до Новороссийска, откуда пароходом эмигрировал в К-поль. 9 февр. того же года прибыл в Сербию. Ж. стал инициатором создания и председателем Русско-сербского об-ва. В сент. 1920 г. уехал в Бари. Был управляющим рус. подворьем свт. Николая.

В эмиграции Ж. выступал как крайне правый, националистически настроенный монархист. Опубликовал за границей «Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова». 1-й том увидел свет в 1923 г. в Мюнхене, 2-й - в 1928 г. в Нови-Саде (Королевство сербов, хорватов и словенцев). «Воспоминания...» охватили небольшой временной промежуток жизни автора (с сент. 1915 по янв. 1920). Ж. описал церковно-гос. отношения в Российской империи и после ее крушения, рассматривал более общие вопросы: природу рус. самодержавия, революции, большевизма. По его словам, «русское самодержавие есть не политическая, а религиозная идея» (Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода. 1993. Т. 2. С. 259). Называл правомерной и эффективной синодальную систему управления Церковью и отрицательно относился к восстановлению в России Патриаршества, считая его чуждым рус. церковному сознанию. Анализируя события нач. XX в. в России, указывал на утрату рус. народом религиозности, опирался на «теорию заговора», вдохновляемого евр. кругами. Резко критиковал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского) . Ж. подготовил и 3-й том воспоминаний, посвященный истории своего отъезда из России и 1-му периоду жизни в эмиграции, работа над текстом продолжалась до 1944 г. Издать эту книгу не удалось, рукопись с авторскими исправлениями хранится в США, в архиве Свято-Троицкой ДС РПЦЗ в Джорданвилле.

Ж. написал книгу о своем друге С. А. Нилусе «С. А. Нилус: Краткий очерк жизни и деятельности» (Нови-Сад, 1936). Существенная ее часть была посвящена анализу «Протоколов сионских мудрецов», в подлинности к-рых Ж. был убежден. Обрушиваясь с критикой на «международное еврейство» как на «источник мирового зла», отвергал ВЗ и даже призывал «очистить Новый Завет от примесей Ветхого», уничтожить «искусственно созданную ап. Павлом зависимость Нового Завета от Ветхого, позволяющую евреям утверждать, что им «вверено слово Божие»» (Жевахов Н. Д. С. А. Нилус. С. 48, 50, 88). Ж. считал столкновение России и Германии во время первой мировой войны роковой ошибкой, губительной для обеих стран. В 20-х гг. XX в. бывал в Германии, познакомился с нек-рыми идеологами Национал-социалистической партии. Приветствовал приход к власти в Германии А. Гитлера и политику нацистов в области «еврейского вопроса».

Дата и место смерти Ж. долгое время оставались дискуссионным вопросом, но благодаря содействию итал. историков удалось установить, что последние месяцы жизни он провел в Закарпатье и умер там в 1946 г.

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Д. 124.

Соч.: Назначение школы. СПб., 1906, 1998; Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: Мат-лы для биографии. К., 1907-1909 (на обл. 1911). 3 т. в 6 ч.; Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. Серг. П., 1910; Бари: Путевые заметки. СПб., 1910; Верующая интеллигенция и толкование Евангелия. СПб., 1911; Акты и док-ты Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря. К., 1913; Кнж. М. М. Дондукова-Корсакова: [Биогр. очерк]. СПб., 1913; Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода кн. Н. Д. Жевахова. Мюнхен, 1923. Т. 1. Нови-Сад, 1928. Т. 2; М., 1993. СПб., 2007. 2 т.; Еврейский вопрос. Н.-Й., 1926; Причины гибели России. Нови-Сад, 1929; Корни рус. революции. Кишинёв, 1934; Раб Божий Н. Н. Иваненко. Нови-Сад, 1934; Кн. А. А. Ширинский-Шихматов: Кр. очерк жизни и деятельности. Нови-Сад, 1934; Еврейская революция. М., 2006.

Лит.: Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиогр. их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре: 1921-1972 / Сост.: Н. М. Зернов. Бостон, 1973. С. 48; Фирсов С. Л. Правосл. Церковь и гос-во в посл. 10-летие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 451-461; Комолова Н. П. Рус. зарубежье в Италии (1917-1945 гг.) // Рус. эмиграция в Европе (20-е - 30-е гг. ХХ в.). М., 1996; De Michelis C. G. Il principe N. D. Zevaxov e i «Protocolli dei savi di Sion» in Italia // Studi storici. 1996. T. 37. N 3. P. 747-770; Степанов А. Д. «Между миром и монастырем»: Кн. Н. Д. Жевахов (1874-1947?) // Воинство св. Георгия: Жизнеописания рус. монархистов нач. XX в. / Сост. и ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. С. 510-531.

С. Л. Фирсов

Никола́й Дави́дович Жева́хов (Джавахишвили ; 24 декабря 1874 (5 января ), Пирятинский уезд, Полтавская губерния - , Закарпатье) - российский государственный и религиозный деятель; духовный писатель. Исполняющий должность товарища Обер-прокурора Святейшего синода Н. П. Раева (с 15 сентября 1916 года по 28 февраля 1917 года). Брат-близнец епископа Иоасафа (Жевахова) (1874-1937).

Факты биографии

Сын помещика Полтавской губернии кн. Д. Д. Жевахова. Среднее образование получил во 2-й Киевской гимназии и Коллегии Павла Галагана . В 1898 окончил юридический факультет Университета Св. Владимира в Киеве.

С 1905 года служил в отделении свода законов Государственной Канцелярии , где дослужился до должности помощника статс-секретаря (начальника отделения) и чина статского советника .

С 15 сентября 1916 - товарищ обер-прокурора святейшего синода (именным высочайшим указом от 15 сентября назначался «исправляющим должность товарища обер-прокурора святейшего синода, с оставлением в придворном звании» камер-юнкера ; высочайшим повелением от 22 октября того же года ему предоставлялось содержание из казны, производившееся ранее товарищу обер-прокурора Н. Ч. Зайончковскому, против которого были настроены Г. Е. Распутин и митрополит Петроградский Питирим (Окнов) .

К 6 декабря (тезоименитство императора Николая II) 1916 года награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

1 января 1917 возведён в звание действительного статского советника и пожалован званием камергера .

С 1 по 5 марта 1917 года находился под арестом по распоряжению Временного правительства ; выпущен на свободу без предъявления обвинений и уволен от должности. Вскоре покинул Петроград, проживал в Киеве , затем в имениях брата и сестры.

Дата и место его смерти была некоторое время дискуссионным вопросом, но, по сведениям авторов Православной энциклопедии , было установлено, что последние месяцы жизни он провёл в Закарпатье и умер там в 1946 году.

Общественная и религиозная деятельность

Общественный и религиозный деятель право-консервативного направления. С 1906 года занимался собиранием сведений о жизни святителя Иоасафа Белгородского (Горленко) , дальним родственником которого был, и сыграл значительную роль в его прославлении в 1911 году . Итогом его исследований стали три тома «Материалов для биографии Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского», которые были изданы в Киеве в 1907-1911 годах. Товарищ председателя Братства святителя Иоасафа.

Один из инициаторов и активных участников предпринятого в 1910-1915 годах Императорским Православным Палестинским Обществом построения храма Св. Николая в Бари (Италия).

В обществе имел репутацию ставленника Г. Е. Распутина и реакционера.

В своей книге «Воспоминания» подробно описал «красный террор», объясняя все происходящие в России события с антисемитских позиций.

В воспоминаниях современников

Его личности уделено внимание в воспоминаниях протопресвитера Георгия Шавельского , который описывает князя как человека посредственных способностей и карьериста, использовавшего личные связи с Распутиным . Основное столкновение между Шавельским и Жеваховым произошло в октября 1915 года, когда последний прибыл в Ставку с чудотворной Песчанской иконой , которая, по его словам, должна была быть пронесенной по линии фронта, чтобы России была дарована победа над немцами. Таково, по утверждению Жевахова, было желание Божией Матери, явившейся в видении полковнику О., впоследствии содержавшемуся в психиатрической клинике. Шавельский оказал Жевахову самый холодный приём и постарался избавиться от него как можно скорее, икона на фронт не доставлялась и была возвращена Жевахову . Хотя Жевахов утверждал, что прибыл в Ставку по поручению императрицы, Шавельский остался в убеждении , что все это было собственной инициативой Жевахова, рассчитывавшего доложить об этом императрице и получить награду.

Кроме того, Шавельский, со ссылкой на митрополита Антония (Храповицкого) , утверждал , что в январе 1920 года, незадолго до смерти бывшего Петроградского митрополита Питирима (Окнова) , с которым он в Екатеринодаре жил вместе у митрополита Антония (Храповицкого), Жевахов обокрал митрополита Питирима и бежал.

Сочинения

  1. Назначение школы. СПб. 1906 (2-е издание - СПб., 1998).
  2. Святитель Иоасаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский (1705-1754): Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н. Д. Жеваховым в 3 томах и 5 частях. - Киев, 1907-1911: Т.I. Ч.1: Предки Святителя Иоасафа. 1907; Т.I. Ч.2. Святитель Иоасаф и его сочинения. 1907; Т.I. Ч.3. Жизнь и деятельность Святителя Иоасафа. 1909; Т.II. Ч.1. Письменные донесения от разных мест и лиц в разные времена о чудесных исцелениях, совершаемых в Бозе почивающим Преосвященным Иоасафом Епископом Белгородским. 1908; Т.II. Ч.2. Предания о Святителе Иоасафе. 1908; Т.III. Дополнительный. 1911.
  3. Чудное действие Божия Промысла. - Киев, 1908.
  4. Николай Николаевич Неплюев : Биографический очерк. - СПб., 1909.
  5. Бари: Путевые заметки. - СПб., 1910.
  6. Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. - СПб., 1910.
  7. Речи. - М., 1910.
  8. Житие Св. Иоасафа, Чудотворца Белгородского. - СПб. 1910; 2-е изд. - Новый Сад. 1929.
  9. На родине преп. Сергия Радонежского. - М., 1912.
  10. Акты и документы Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. - Киев, 1913.
  11. Княжна Мария Михайловна Дондукова-Корсакова. - СПб., 1913.
  12. Потребные сведения усердствующим поклониться св. мощам Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца. - Козельск, 1914.
  13. Пробуждение Святой Руси. - СПб., 1914.
  14. Святитель Иоасаф. - Пг., 1916.
  15. Чудеса Святителя Иоасафа. - Пг. 1916 (2-е издание - СПб. 1998).
  16. Воспоминания обер-прокурора Синода. Т. 1. Сентябрь 1915 - Март 1917. - Мюнхен: Изд. Ф. Винберга, 1923. ;
  17. ibid Т. 2. Март 1917 - январь 1920. - Новый Сад: Русская типография С. Филонова, 1928. 457 с (2-е издание - М., 1993)
  18. Еврейский вопрос. - Нью-Йорк, 1926.
  19. Памяти графа А.Череп-Спиридовича. - Нью-Йорк, 1926.
  20. Изабелл-Флоренс Хапхуд. - Нью-Йорк, 1926.
  21. Светлой памяти шталмейстера Высочайшего Двора Ф. В. Винберга. - Париж, 1928.
  22. Причины гибели России. - Новый Сад, 1929.
  23. Житие святителя Иоасафа Белгородского. - Новый Сад, 1929.
  24. Правда о Распутине. - Бари, 1930 (на итальянском языке).
  25. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым (на итальянском языке).
  26. Раб Божий Н. Н. Иваненко. - Новый Сад, 1934.
  27. Корни русской революции. - Кишинев, 1934.
  28. Раб Божий Николай Николаевич Иваненко. - Новый Сад, 1934.
  29. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов: Краткий очерк жизни и деятельности. - Новый Сад, 1934.
  30. Сергей Александрович Нилус: Краткий очерк жизни и деятельности. - Новый Сад, 1936.
  31. Il retroscena dei «Protocolli di Sion»: La vita e le opere del loro editore, Sergio Nilus e del loro autore Ascer Chinsberg. - Roma, 1939.

Примечания

Ссылки

  • Жевахов Николай Давидович // Православная энциклопедия . Том XIX. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. - 752 с. - 39000 экз. -

(с 15 сентября 1916 года по 28 февраля 1917 года). Брат-близнец епископа Иоасафа (Жевахова) (1874-1937).

Биография

Родился 24 декабря 1874 года (по старому стилю) в семье помещика Полтавской губернии Давида Жевахова, представителя русской ветви грузинского княжеского рода Жеваховых . Детство Николая Давидовича Жевахова прошло в родовом имении Линовица и в Киеве, где у его матери был собственный дом на Сретенской улице .

Среднее образование получил во 2-й Киевской гимназии и Коллегии Павла Галагана .

Ещё будучи студентом, в 1897 года получил свою первую награду - темно-бронзовую медаль за труды по первой всеобщей переписи населения .

В 1898 года окончил юридический факультет Университета святого Владимира в Киеве с дипломом второй степени, Николай Давидович поступил на государственную службу.

На государственной службе

Вначале своей карьеры он занимал различные мелкие чиновничьи должности в Киевской судебной палате и в канцелярии Киевского генерал-губернатора .

В мае 1902 года занял хлопотную должность земского начальника в Полтавской губернии . В таком выборе службы проявилась свойственная интеллигенции того времени идеализация простого народа. Сам Жевахов так описывает свои воззрения: «медленно и постепенно, настойчиво и упорно превращался в моих глазах „народ-богоносец “ в зверскую и жестокую массу». Однако, с другой стороны, хотя «там были звери, и их было большинство; но были и такие, каких нигде не было и нигде нельзя было найти, люди недосягаемой нравственной чистоты и величия духа». В бытность земским начальником впервые попробовал себя на поприще политического публициста: в 1904 года на страницах консервативного журнала «Гражданин», издававшегося князем В. П. Мещерским, печатались его «Письма земского начальника» .

В конце апреля 1905 года был причислен для дальнейшей службы к Государственной канцелярии в отделение свода законов. Жил в Петербурге . Дослужился до должности помощника статс-секретаря (начальника отделения) и чина статского советника .

С 1906 года занимался собиранием сведений о жизни епископа Белгородского Иоасафа (Горленко) , дальним родственником которого был, и сыграл значительную роль в его прославлении в 1911 году. Итогом его исследований стали три тома «Материалов для биографии Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского», которые были изданы в Киеве в 1907-1911 годах. Состоял товарищем председателя Братства святителя Иоасафа.

4 мая 1909 года, будучи убеждённым монархистом, он стал действительным членом Pусского Cобрания .

6 мая 1914 году пожаловано звание камер-юнкера высочайшего двора.

15 сентября 1916 году именным высочайшим указом от назначался «исправляющим должность товарища обер-прокурора святейшего синода, с оставлением в придворном звании» камер-юнкера ; высочайшим повелением от 22 октября того же года ему предоставлялось содержание из казны, производившееся ранее товарищу обер-прокурора Николаю Зайончковскому , против которого были настроены Григорий Распутин и митрополит Петроградский Питирим (Окнов) .

К 6 декабря (тезоименитство императора Николая II) 1916 года награждён орденом Святого Владимира 4-й степени .

1 января 1917 года возведён в звание действительного статского советника и пожалован званием камергера .

26 февраля 1917 года предложил первоприсутствующему члену синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению в защиту монарха - «вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Воззвание предлагалось не только зачитать с церковных амвонов, но и расклеить по городу. Митрополит Владимир отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова .

Деятельность в период революции и гражданской войны

С 1 по 5 марта 1917 года находился под арестом по распоряжению Временного правительства ; выпущен на свободу без предъявления обвинений и уволен от должности. Вскоре покинул Петроград, проживал в Киеве , затем в имениях брата и сестры.

В сентябре 1920 года начал заведовать подворьем святителя Николая в Бари. Заведование подворьем сопровождалось многочисленными конфликтами. В 1920-х Жевахов через итальянский суд добился изгнания духовенства храма. Причиной конфликтов было непризнание Жеваховым любого духовенства, подчинявшегося митрополиту Евлогию (Георгиевскому) . Данную церковную юрисдикцию Жевахов считал агентами мирового жидомасонства . В конце 1920-х в храме появился новый священник Сергий Ноаров, отношение Жевахова к нему также было резко негативным, прежде всего из-за распределения поступающих пожертований.

С 1926 года начался длительный судебный процесс с советским правительством и представителями Российского Палестинского общества, в которое было переименовано Императорское православное палестинское общество и требовало передачи ему здания. К 1936 году процесс был проигран, однако Жевахов сумел договориться с властями города Бари о национализации здания (в нём разместился детский дом и сиротский приют, церковь осталась действующей и православной), за что сам получил крупную сумму отступных. Так как потока русских паломников в Бари после революции не было, деятельность Жевахова в качестве заведующего подворьем по существу свелась к присвоению пожертвований на храм - жертвователи чаще всего не осознавали, что подворье и храм оказались различными хозяйствующими субъектами, и присылали пожертвования на подворье .

По данным историка черносотенного движения Анатолия Степанова состоял в личной переписке с Бенито Муссолини . Приветствовал приход к власти Адольфа Гитлера , а также поддерживал его антиеврейскую политику.

В прошлом я входил в состав Российского Имперского Правительства, живу в Италии уже 22 года, и, будучи глубоко восхищенным свершениями Дуче и Фашизма, которые воистину совершили революционный и созидательный переворот в национальном и мировом масштабе, я убежден, что только влияние Фашизма могло бы стать мощным подспорьем в обновлении и в устроении лучшего будущего моей великой, но многострадальной Родины. И я чувствую свой долг в том, чтобы применить мои глубокие знания России, русской эмиграции и мой долгий опыт служения Фашистскому Режиму, и отдать всего себя в духе абсолютного личного бескорыстия служению высшему делу освобождения и очищения, которое, наконец, и осуществляется в настоящей войне.

Дата и место смерти

Дата и место его смерти была некоторое время дискуссионным вопросом. По сведениям авторов Православной энциклопедии , было установлено, что последние месяцы жизни он провёл в Закарпатье и умер там в 1946 году. Анатолий Степанов указывал дату смерти, датируемую 1947 годом; Олег Платонов - 1949 год.

Взгляды

В своей книге «Воспоминания» подробно описал «красный террор», объясняя все происходящие в России события с антисемитских позиций.

Одним из важных моментов его взглядов является то, что он отвергал Ветхий Завет и утверждал, что описанный в нём Бог Яхве является сатаной Выступал и за «очищение Нового Завета от примесей Ветхого».

В воспоминаниях современников

В предреволюционном российском обществе имел репутацию ставленника Григория Распутина и реакционера .

Его личности уделено внимание в воспоминаниях протопресвитера Георгия Шавельского , который описывает князя как человека посредственных способностей и карьериста, использовавшего личные связи с Распутиным . Основное столкновение между Шавельским и Жеваховым произошло в октября 1915 года, когда последний прибыл в Ставку с чудотворной Песчанской иконой , которая, по его словам, должна была быть пронесенной по линии фронта, чтобы России была дарована победа над немцами. Таково, по утверждению Жевахова, было желание Божией Матери, явившейся в видении полковнику О., впоследствии содержавшемуся в психиатрической клинике. Шавельский оказал Жевахову самый холодный приём и постарался избавиться от него как можно скорее, икона на фронт не доставлялась и была возвращена Жевахову . Хотя Жевахов утверждал, что прибыл в Ставку по поручению императрицы, Шавельский остался в убеждении , что все это было собственной инициативой Жевахова, рассчитывавшего доложить об этом императрице и получить награду.

Сочинения

  1. Назначение школы. СПб. 1906 (2-е издание - СПб., 1998).
  2. Святитель Иоасаф Горленко, Епископ Белгородский и Обоянский (1705-1754): Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н. Д. Жеваховым в 3 томах и 5 частях. - Киев, 1907-1911: Т.I. Ч.1: Предки Святителя Иоасафа. 1907; Т.I. Ч.2. Святитель Иоасаф и его сочинения. 1907; Т.I. Ч.3. Жизнь и деятельность Святителя Иоасафа. 1909; Т.II. Ч.1. Письменные донесения от разных мест и лиц в разные времена о чудесных исцелениях, совершаемых в Бозе почивающим Преосвященным Иоасафом Епископом Белгородским. 1908; Т.II. Ч.2. Предания о Святителе Иоасафе. 1908; Т.III. Дополнительный. 1911.
  3. Чудное действие Божия Промысла. - Киев, 1908.
  4. Николай Николаевич Неплюев : Биографический очерк. - СПб., 1909.
  5. Бари: Путевые заметки. - СПб., 1910.
  6. Строители духа жизни в области живописи и архитектуры И. Ижакевич и А. Щусев. - СПб., 1910.
  7. Речи. - М., 1910.
  8. Житие Св. Иоасафа, Чудотворца Белгородского. - СПб. 1910; 2-е изд. - Новый Сад. 1929.
  9. На родине преп. Сергия Радонежского. - М., 1912.
  10. Акты и документы Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. - Киев, 1913.
  11. Княжна Мария Михайловна Дондукова-Корсакова. - СПб., 1913.
  12. Потребные сведения усердствующим поклониться св. мощам Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца. - Козельск, 1914.
  13. Пробуждение Святой Руси. - СПб., 1914.
  14. Святитель Иоасаф. - Пг., 1916.
  15. Чудеса Святителя Иоасафа. - Пг. 1916 (2-е издание - СПб. 1998).
  16. Воспоминания обер-прокурора Синода. Т. 1. Сентябрь 1915 - Март 1917. - Мюнхен: Изд. Ф. Винберга, 1923. ;
  17. ibid Т. 2. Март 1917 - январь 1920. - Новый Сад: Русская типография С. Филонова, 1928. 457 с (2-е издание - М., 1993)
  18. Еврейский вопрос. - Нью-Йорк, 1926.
  19. Памяти графа А. Череп-Спиридовича . - Нью-Йорк, 1926.
  20. Изабелл-Флоренс Хапхуд. - Нью-Йорк, 1926.
  21. Светлой памяти шталмейстера Высочайшего Двора Ф. В. Винберга. - Париж, 1928.
  22. Причины гибели России. - Новый Сад, 1929.
  23. Житие святителя Иоасафа Белгородского. - Новый Сад, 1929.
  24. Правда о Распутине. - Бари, 1930 (на итальянском языке).
  25. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым (на итальянском языке).
  26. Раб Божий Н. Н. Иваненко. - Новый Сад, 1934.
  27. Корни русской революции. - Кишинев, 1934.
  28. Раб Божий Николай Николаевич Иваненко. - Новый Сад, 1934.
  29. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов: Краткий очерк жизни и деятельности. - Новый Сад, 1934.
  30. Сергей Александрович Нилус: Краткий очерк жизни и деятельности. - Новый Сад, 1936.
  31. Il retroscena dei «Protocolli di Sion»: La vita e le opere del loro editore, Sergio Nilus e del loro autore Ascer Chinsberg. - Roma, 1939.