Кто, как и за сколько учится и обучает в частных школах екатеринбурга

https://www.сайт/2013-08-29/kto_kak_i_za_skolko_uchitsya_i_obuchaet_v_chastnyh_shkolah_ekaterinburga

«Маленький Хогвартс, семейная школа, особая атмосфера»

Кто, как и за сколько учится и обучает в частных школах Екатеринбурга

Логично предположить, что пройдет немного времени и частные школы станут для жителей Екатеринбурга таким же привычным явлением, как частные клиники, куда постепенно перетекают потоки горожан из муниципальных больниц. К этому подталкивает всё – и рост доходов населения, и рост числа детей в государственных школах, которые постепенно возвращаются к двухсменному обучению. Журналисты сайт решили посмотреть, что сегодня происходит в этом секторе, кто водит детей в частные школы, по карману ли это рядовому горожанину, в чем преимущества и недостатки такого обучения, и прикинуть, в каких школах – частных или государственных - будут учиться наши дети через несколько лет.

Частных среднеобразовательных школ в городе-миллионнике Екатеринбурга – меньше десятка. Но ни на сайте городского управления образования, ни на сайте областного министерства образования, ни в каких-либо коммерческих источниках их полного перечня не найти. Носители информации – городские родительские интернет-форумы и директора этих самых школ (многие являются их же учредителями). Но даже в профессиональной среде цифры звучат разные. На самом деле таких школ всего шесть: НОУ СОШ «Творчество», гимназия № 212 «Париж», школа «Индра», НОУ школа «Источник», НОУ СОШ «Гелиос», НОУ школа «Юность» . Есть еще в Екатеринбурге частная еврейская школа, основатель которой – гражданин Израиля, кроме того, в этом году рынок пополнит частная начальная школа «Чудо-радуга» .

На первый взгляд, обстановка в частных классах ничем не отличается от обычных – никаких дорогостоящих излишеств. Но есть уют, который редко встретишь в муниципальной школе

Бывает, что к частным школам по ошибке относят известные муниципальные учреждения, такие как гимназия «Корифей», СОШ №184 «Новая школа» или школа «Перспектива» в Коптяках (близ Екатеринбурга). Всё потому, что для многих родителей образование детей в этих учреждениях платное, а размер не афишируемых широко единоразовых взносов за ребёнка – всё равно что плата за обучение (называются суммы до 500 тыс. рублей). В своём обзоре мы решили сосредоточиться на тех школах, которые по своему статусу имеют полное право открыто брать деньги с родителей, и побывали в некоторых из них: все активно готовятся к началу учебного года, спешно доделывают, достраивают, домывают.

«Да за такие деньги…»

Форма – атрибут многих частных школ. Для учителей тоже обычно есть дресс-код: ничего короткого и прозрачного

Плата в остальных школах – где-то посередине. Вступительные взносы – от 40 до 100 тыс. рублей, ежемесячная плата 11-15 тыс. рублей. Питание у кого-то включено в этот прайс (если платишь всю годовую сумму сразу), в других - порядка 2-3,5 тыс. рублей в месяц. Питание во всех школах – двух- или трехразовое. Отзывы – хорошие.

В основную сумму, которую называют родителям, включены, как правило, все уроки по программе, а также коррекционные занятия (они нужны, если ученик что-то не понимает, отстаёт). Из дополнительных, платных услуг, за которые приходится платить отдельно, чаще всего встречается иностранный язык с первого класса или выезд в бассейн. При этом если в большинстве частных школ собирают для таких поездок группу детей, то в «Париже» готовы возить хоть одного – но такой индивидуальный подход обойдется, подозреваем, недёшево. За дополнительную плату детям в «Париже» предлагают даже кислородный коктейль или массаж.

Скоро в школу – надо подтянуть предмет

Других денежных взносов с родителей почти не берут. Но бывают исключения. К примеру, в «Юности» , переехавшей в новое здание, родителей попросили разово сдать по 20 тыс. рублей, чтобы разбить клумбы вокруг школы. В частных школах уверены – если посчитать все поборы и незаконные взносы в элитных муниципальных школах, лицеях и гимназиях, то учеба у «частников» выйдет гораздо дешевле.

Уют создается, в том числе, вот такими рукодельными работами

Нередко администрации школ предоставляют скидки. Так, почти везде есть дисконт по обучению второго и третьего ребёнка из одной семьи. Директор «Парижа» Марина Зинина рассказала, что удалось добиться договорённости с Пенсионным фондом и теперь оплачивать ежемесячное обучение в «Париже» можно из средств материнского капитала. При этом деньги будут перечисляться не все сразу (вдруг ребёнок не захочет дальше учиться в частной школе?), а постепенно. При этом во всех школах заверяют, что не исключают детей, чьи родители задолжали деньги. Рассказывают, что, бывало, учили и в рассрочку целых два года. Главное – заранее предупредить о семейном кризисе финансов, ну и в дальнейшем всё же придется расплатиться.

«Вы как работаете, с понедельника по пятницу? То есть в понедельник привёз ребёнка, а в пятницу забрал?»

Главное отличие частных школ от муниципальных (в том числе большинства элитных лицеев и гимназий) - это небольшое число детей в классе, а классов - в параллели. Важно и то, что частные школы - это школы полного дня. Дети находятся там с утра и до 17-18 часов. Одни из самых малочисленных классов мы обнаружили в школе «Юность» . По словам директора учреждения Светланы Семёновой, в каждом классе учится по 5-9 детей. Педагог ссылается на мнение психологов, что лучше всего материал одновременно усваивают именно такое количество ребятишек. В «Париже» в этом году в три первых класса набрали по 15 человек, зато в других параллелях по одному классу и они малочисленнее. К примеру, девятиклассников обучается всего двое.

С виду – обычный детский сад, только перед ним шикарная клумба, дело рук озеленителя-профессионала. Ещё есть теплица, в которой весной выращивают цветочную рассаду, а сейчас растут огурцы и помидоры для наглядной демонстрации первоклашкам

В школе «Индра» в классе по 18 человек, по одному классу в параллели. Директору учреждения Наталье Агеевой нравится, когда в классе достаточно детей, чтобы устраивать весёлые праздники и конкурсы. Для сравнения, в обычных школах, даже элитных, по 25-30 детей в классе, при этом учитель, как правило, ведет не один, а два класса. Таким образом, внимание, которое уделяют каждому ученику в обычной школе, минимальное, по сравнению с частной школой, где практически на каждом занятии проверяют тетрадки и спрашивают учащихся. Большой плюс еще и в том, что прогулять школу в таких условиях невозможно – учителя и вахтер знают едва ли не каждого ребёнка. Даже опоздания записывают.

По словам «частников», к ним всё чаще начинают переводить детей из элитных екатеринбургских гимназий и лицеев. Одна из причин – переполненность классов, за попадание в которые родители зачастую платят огромные средства. Муниципальные учреждения вынуждены брать детей не только по желанию, но и по прописке (этот ценз вернули). В итоге классы заполнены под завязку, их много, нагрузка и на детей, и на учителей высокая, материал трудно усваивается, приходится нанимать репетиторов, что влечёт дополнительные серьёзные расходы, и ребёнок ко всему прочему не хочет идти в школу.

Частная школа «Париж» не похожа ни на одну другую в Екатеринбурге. Спасибо богатому спонсору

За время пребывания в частной школе ребёнок под присмотром педагогов до вечера не только сделает письменные домашние задания, но он еще и сходит на секции или в кружки. Везде – свои. В «Чудо-радуге» - на йогу и английский, в «Истоке» это может быть резьба по дереву или секция самбо, в «Париже» - даже фехтование.

Улучшенный аналог муниципальной «продлёнки» настолько удобен, что самые богатые (и, видимо, самые занятые) родители и вовсе согласны видеть ребёнка только в выходные. Марина Зинина говорит, что, узнав о пятидневном режиме работы школы с понедельника по пятницу, некоторые родители уточняют: «То есть в понедельник привёз ребёнка, а в пятницу забрал?». Но работать по принципу интерната сегодня не готовы даже самые просторные частные школы, так что в ближайшее время вряд ли в Екатеринбурге появится такая возможность. «Мы считаем, что дети должны спать дома, в семье», - аргументирует Марина Зинина.

«Приветствую вас, сыновья дипломатов, юристов, министров и профессоров…»

Еще одно достоинство частных школ – дети там примерно одного социального круга и нет такого неравенства, как в муниципальных школах. В «Париже» обучаются дети дипломатов, топ-менеджеров УГМК, банкиров, влиятельных городских и областных чиновников. В 2008 году бывший культурологический лицей, ставший не нужным городскому управлению образования, был передан в частную собственность холдинга. В то время УГМК строила Hyatt, и ей надо было устроить в школу детей иностранных специалистов, которые приехали на объект с семьями. В обычную муниципальную школу дети иностранцев не могли пойти из-за незнания русского языка. В культурологическом лицее были наработаны связи с французами, там, помимо английского, преподавался еще и французский язык, поэтому вся необходимая база для обучения таких детей была. В этом году УГМК построила для «Парижа» новый корпус. На первую линейку 2 сентября здесь ждут гендиректора УГМК Андрей Козицына, губернатора Евгения Куйвашева, представителей городских властей.

Дети, которые здесь учатся, чаще всего проводят каникулы за границей – по обмену или отдыхают с родителями на Лазурном берегу.

Обстановка внутри нового здания – в «английском» стиле. Коридоры чем-то напоминают атмосферу книг о Гарри Поттере. «Маленький Хогвартс» - шутят сами преподаватели

В других частных школах, где цены пониже, контингент скромнее. Чаще всего это дети владельцев или сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса. Директор «Юности» Светлана Семёнова говорит, что иногда в школу записывают детей всех сотрудников какой-нибудь фирмы – возможно, руководство компенсирует расходы либо коллегам, тесно общающимся между собой, так удобнее. Наталья Агеева считает, что дети крупных бизнесменов по-прежнему обучаются за границей и им частные школы Екатеринбурга неинтересны. Директор центра «Чудо-радуга» Наталья Вишнева рассказала, что учреждение ориентировано на жителей микрорайона ВИЗ-Правобережный (это относительно новый микрорайон, где проживают, в основном, представители среднего класса). Выбор муниципальных школ в округе не так уж и хорош. Добавим, что, как правило, в частных школах бесплатно или с существенными скидками учатся дети и внуки самих педагогов.

«Мифология» об учебном процессе

Один из вопросов, которые активно обсуждают на форумах родители, - это качество образования в частных школах. Бытует мнение, что учителя-«частники» слабее и ребёнку, которого переводят из платной школы в обычную, иногда приходится «подтягиваться» по предметам. Наверное, не всегда это утверждение справедливо, потому что мы общались в таких школах с педагогами, по совместительству преподающими в вузах. Кроме того, в частных школах готовы привести много обратных примеров, когда ребёнку, перешедшему из муниципальной школы, приходилось нагонять сверстников. Конечно, никто не спорит о высоком уровне обучения в знаменитой гимназии №9, но итоги сдачи ЕГЭ среди учеников частных школ примерно такие же, как в среднем по городу. Не хуже. А в «Париже» говорят, что их выпускники сдают даже лучше среднего. По крайней мере, тех, кто не сдал ЕГЭ, в частных школах вообще нет. У нас сложилось впечатление, что в небольших учебных заведениях в целом сильнее развивается гуманитарное направление, нежели точные науки.

Журналисты Znak . com стали первыми, кто попал внутрь новостроя, который через несколько дней распахнёт двери для детей дипломатов, бизнесменов и чиновников

Все частные школы, как и обычные, работают по утвержденным госпрограммам – в «Индре» это «Школа России», в «Париже» и «Творчестве» - «Школа 2100», в «Чудо-радуге» первоклашек собираются обучать по программе Эльконина – Давыдова (считается развивающей программой), поскольку педагогический состав ранее работал в гимназии «Менталитет», где преподавали на её основе.

Практически все педагоги транслируют мнение родителей, которые считают, что в отличие от муниципальной школы, в частной школе оценки завышают - здесь редко ставят «двойки». Возможно, то внимание, которое уделяется каждому ребёнку, более качественное усвоение материала, позволяет избежать «неудов». По крайней мере, учителя уверяют, что у них нет стремления преувеличить заслуги ребёнка. Поверить в это, в принципе, легко – львиная часть преподавателей - советской закалки, а в СССР детей не принято было баловать.

До ввода в строй нового здания даже в «Париже» не было полноценного спортзала. Чаще всего «частники» арендуют межшкольные стадионы

Выпускники екатеринбургских частных школ в основном ориентированы на поступление в местные вузы. Как показывает практика, поступают и на платные, и на бюджетные места. Есть и такие дети, которым советуют заканчивать не 11, а 9 классов и получать среднее специальное образование, не зацикливаясь на высшем. Сейчас родители стали прислушиваться к таким советам. Выпускников «Парижа» готовят к поступлению в столичные и зарубежные учебные заведения.

Ещё о плюсах и минусах

Несмотря на то, что частные школы сами зарабатывают средства и заинтересованы в состоятельных родителях, у журналистов сайт сложилось мнение, что во главу угла в таких школах все же ставится ребёнок, а не деньги. Вопреки подозрениям, не всех детей, даже за большие суммы, соглашаются принять. Кроме того, даже в самых богатых учебных заведениях не готовы идти на поводу у родителей, которые, заплатив деньги, хотят отстраниться от воспитательного процесса. К примеру, требуют, чтобы все дети возвращались вечером домой с учебниками - выучить стихотворение с родителями, повторить предметы. В «Индре» готовы отпустить ребёнка в отпуск с папой и мамой на несколько дополнительных к каникулам дней, но при условии, что в поездке ребёнок будет выполнять задания, которые ему напишут преподаватели, и потом он будет обходить педагогов со специальным обходным листом.

Никто из педагогов не готов учить ребёнка, если школа ему не подошла, если по каким-то причинам учебное заведение не нравится или для хорошей учёбы нужен большой коллектив. Правда, как пишут родители на форумах, вступительные взносы в частную школу в случае ухода не возвращаются. Еще одна претензия – в маленьких по численности классах детям создают тепличные условия, из-за чего они потом могут плохо адаптироваться в большой жизни. Впрочем, этот минус в некоторых случаях превращается в плюс, ведь есть дети малоусидчивые, душевно ранимые, стеснительные и скромные, для которых теплая семейная обстановка частной школы – самая лучшая атмосфера для роста и получения знаний. Легче в таких коллективах будет и детям-инвалидам, имеющим какое-то физическое увечье, здесь меньше шансов нарваться на насмешки одноклассников. В таких школах обязательно работают психологи, иногда на детей формируют своего рода досье, куда заносят все данные об успеваемости и особенностях каждого ребенка. В случае, если ребёнок начинает плохо учиться, это замечают сразу и пытаются выявить причину – непонимание предмета или обычная лень.

Пожалуй, самый большой минус екатеринбургских частных школ – их малочисленность и удалённость. Львиная доля учеников этих школ сейчас – жители близлежащих микрорайонов. Из-за пробок на дорогах, особенно в час пик, практически невозможно каждый день возить ребёнка с ВИЗа на ЖБИ или на Уралмаш и обратно. Сами здания располагаются чаще всего в спальных районах, удобных парковок и подъездов к ним нет.

Что будет

Увидев частные школы и пообщавшись с учителями, хочется верить, что этот сектор образования будет развиваться. Но даже сами участники процесса смотрят в будущее скептически. Когда-то частных школ было больше, некоторые закрылись, не выдержав проблем. Наталья Агеева признается, что когда в 1999 году она с мужем начинала этот бизнес, всё было по-другому, «в воздухе витали новые идеи». «Мы начинали с поддержкой всех органов власти. Муниципалитет отдавал нам в безвозмездное пользование помещения», - вспоминает Светлана Семёнова. Потом всё резко изменилось. В частности, в 2005 году переписали законодательство и вопрос финансирования негосударственного образования перенесли с федерального уровня на региональный. В Свердловской области решили, что частный сектор должен выживать самостоятельно. По словам Агеевой, до 2011 года школа буквально сводила концы с концами, потом, с сентября, по федеральному закону, на каждого ученика бюджет начал платить по 1400 рублей. Стало полегче. «80% выручки идет на выплату зарплаты педагогам и налоги», - говорит Наталья Агеева. Школа «Индра» до сих пор находится в здании бывшего детского сада завода «Три тройки» - арендует его у администрации района. Муниципалитет начисляет аренду от рыночной стоимости здания, но даёт существенную скидку. Правда, даже так выходит недёшево.

Светлана Семёнова рассказала, что в прошлом году «Юности» пришлось сменить место нахождения. Раньше школа также арендовала муниципальное помещение, но не так давно из здания «попросили» (сейчас там разместили детский сад). В настоящее время «Юность» арендует помещение у частных лиц, которые пошли навстречу школе – платить аренду по рыночным ставкам коммерческие школы сегодня не могут. Здесь всё новое, и не надо делать ремонт (муниципальное здание приходилось ремонтировать за свой счёт, даже перекладывать кровлю).

Наталья Вишнева рассказывает, что «Чудо-радуга» также арендует помещение у частной компании (поэтому и родительская плата выше, чем в той же «Индре»). Желание открыть частную школу рядом с частным детским садом (вернее, этажом выше детсада) появилось еще несколько лет назад, но осуществить его не могли из-за норм закона: размещение сада и школы в одном здании с одним входом было запрещено. В 2013-м году на это наконец дали добро, в здании начали обустраивать классы, сейчас проходит этап лицензирования, и 1 сентября новая начальная школа планирует начать работу.

Размещать новые частные детские сады просто негде, говорит, Наталья Агеева. У муниципалитета нет подходящих помещений, а арендовать у частников очень дорого. Возможно, что новые частные школы будут открываться в коттеджных посёлках, предполагает Вишнева.

Рынок частного образования в Екатеринбурге открыт, но желающих работать в этом секторе немного

Без серьёзного спонсора и поддержки властей этот бизнес – голый энтузиазм, говорят директора школ. Лоббистские и финансовые возможности спонсора «Парижа», УГМК, позволяют школе развиваться. Кроме того, ей в прошлом году удалось добиться того, чего не смогла ни одна из школ – выхода постановления правительства области о выделении субсидии учреждению на обучение в размере 18 тыс. рублей на школьника в год. При поступлении этих средств на счёт родителям делают перерасчёт платы за обучение.

По мнению Марины Зининой, если другие представители крупного уральского бизнеса захотят последовать примеру УГМК, то тогда возможно появление новых частных школ.

Между тем уже через некоторое время проблема школьных мест может стать более актуальной. Рост рождаемости неизбежно повысит спрос на начальное и среднее образование. При этом платные школы, при всём своё желании, не смогут увеличить количество учеников в классах, ведь это нивелирует одно из главных достоинств «частников». Кроме того, они скованы различными нормами, связанными с небольшим размером занимаемых ими площадей.

По данным Управления образования Администрации города Екатеринбурга, в 2016 г. средний балл по ЕГЭ выпускников общеобразователь ных учебных заведений города составил: по математике (профильный уровень) 50,9 балла (на 4 балла выше, чем в 2015 г.), по русскому языку 70,5 балла (на 2,6 балла ниже, чем в 2015 г.). Выпускников со 100-балльным результатом по математике по итогам 2016 г. было четверо, по русскому языку - 12.

Согласно данным Министерства образования Свердловской области, в 2016 г. общее число бюджетных мест в вузах города было рассчитано на 11,8 тыс. абитуриентов. Всего по итогам 2015-16 учебного года общий выпуск учащихся 11-х классов общеобразователь ных учебных заведений в регионе составил более 18 тыс. школьников, из них 5,7 тыс. - выпускники школ Екатеринбурга.

Портал DK.RU на основании итогов работы приемных комиссий в вузах в 2016 г. проанализировал, выпускники каких общеобразователь ных учебных заведений города были наиболее успешными.

Исследование подготовлено на основании данных: УрГАХУ, УрФУ, УрЭУ, УрГЮУ, РГППУ.

Рейтинг школ Екатеринбурга 2016 г.

Среднее общеобразовательное учебное заведение

Количество выпускников поступивших в вузы Екатерин-бурга на бюджетной основе на очные отделения в 2016 г.

Структура зачисленных выпускников по направлениям, %

Техни-ческие специ-альности, естествен-ные науки, %

Гуманита-рные специ-альности, науки, %

Средний проходной балл ЕГЭ, один предмет

Лицей №100

Гимназия №120

Школа №16

Школа №178 (с углубленным изучением отдельных предметов)

Гимназия №202 «Менталитет»

Гимназия №116

Школа №163

Гимназия №104

Школа №165

Гимназия №176

Школа №175

Школа №117

Школа №168

Школа №19

Лицей №128

Школа №134

Школа №167

Школа №7

Гимназия №45

Гимназия №108 им. В.Н. Татищева

Школа №138

Гимназия №174

В рейтинге школ, гимназий и лицеев представлены муниципальные и частные общеобразователь ные учреждения Екатеринбурга, выпускники которых поступили в вузы города на бюджетные места очных отделений на общей конкурсной основе по итогам ЕГЭ в 2016 г.

Как проводился отбор участников

На первом этапе специалисты аналитической группы портала DK.RU запросили у вузов города данные об итогах приемной комиссии 2016 г.: количество зачисленных абитуриентов в распределении по профильным направлениям (факультетам), средний проходной балл (в пересчете на один предмет ЕГЭ). Данные предоставили: УрГАХУ, УрФУ, УрЭУ, УрГЮУ, РГППУ.

На втором этапе специалисты аналитической группы портала DK.RU составили шорт-лист общеобразователь ных учебных заведений по количеству не менее 10 выпускников, зачисленных в вузы города на бюджетной основе на очные отделения в 2016 г.

По каким показателям ранжируются участники

Основной ранжирующий показатель - количество выпускников, зачисленных в вузы Екатеринбурга на бюджетной основе на очные отделения по итогам ЕГЭ в 2016 г., чел.

Представители вузов об итогах приемной комиссии 2016 г.

Сергей Постников, ректор Уральского государственного архитектурно-худ ожественного университета (УрГАХУ):

В 2016 г. предпочтения абитуриентов, поступающих в УрГАХУ, существенных изменений по сравнению с предшествующими годами не претерпели. По-прежнему наиболее популярные направления и специальности - это Архитектура, Дизайн, Графика. В последние два года существенно вырос интерес к Живописи.

Конкурс поступающих традиционно высок и в среднем составляет 6 человек, но может достигать и 15-ти на одно бюджетное место на определенные специальности. Проходной балл в пересчете на один предмет ЕГЭ в среднем варьируется в интервале 70-80 баллов. Напомню, проходной балл в нашем вузе формируется из результатов ЕГЭ и творческого вступительного испытания.

В 2016 г. самые высокие средние баллы ЕГЭ у абитуриентов, поступивших на бюджетные места на гуманитарные и социально-эконом ические профильные направления. Так, средний балл ЕГЭ по одному предмету в Высшей школе экономики и менеджмента УрФУ составил 82,9, т.е. вырос по сравнению с прошлым годом на 1,7. Высокие баллы ЕГЭ требуются также абитуриент ам, которые планируют учиться в Институте математики и компьютерных наук, где средний балл 78,9. Для поступления на инженерно-технич еские и естественно-науч ные направления требуются баллы поскромнее - от 62,6 до 75,9 баллов. В то же время сдать физику, химию или биологию непросто: нужна серьезная специальная подготовка в течение как минимум одного года или двух лет.

Максим Шнырев, директо р центра довузовской подготовки и приема УрФУ:

С одной стороны, абитуриенты и их родители при выборе специальности часто отталкиваются от проходного балла ЕГЭ и готовы пойти учиться на любую программу, лишь бы обучение было гарантированно бесплатным. С другой стороны, как показывают результаты опроса первокурсников нашего вуза, 42% абитуриентов выб рали специальность в последние год-два своего обучения в школе, еще 13% - практическ и перед подачей документов, а зачастую и прямо в приемной комиссии. Послед нее - неправильно.

Прежде всего, абитуриен там следует учитывать свои собственные предпочтения и склонности при выборе программ обучения (специальностей) . Только когда выбор сделан, следует ориентироваться на необходимые для поступления предметы и баллы ЕГЭ. Безусловно, определиться, где ты хочешь учиться, нужно заблаговременно. Все это позволит разработать эффективную программу подготовки.

Полагаю, что подготовку к сдаче ЕГЭ следует начинать в 10 классе. Обычно в школах так и происходит - в старших классах учащиеся выбирают профиль класса, в котором хотели бы учиться, и углубленно изучают три-четыре предмета. Но этого явно недостаточно, если речь идет о высоких результатах. В этом случае на помощь приходят подготовительные курсы, на которых преподаватели университета, часто являющиеся экспертами ЕГЭ, дадут системные знания по предмету, научат, как выполнять конкретные задания ЕГЭ и не наделать глупых ошибок.

Отдельно стоит сказать о том, что поступить в вуз можно и без экзаменов, если получить диплом статусной олимпиады. Но важно понимать, что результаты далеко не всех из них учитываются при поступлении. В старших классах стоит обходить стороной олимпиады, где вас просят заплатить за участие. Все статусные олимпиады являются бесплатными. Для поступления в вуз необходимо прежде всего участвовать в олимпиадах из перечня минис терства образования и науки РФ на 2016-17 учебный год. В нем - 88 олимпиад по самым разным предметам - от физики до востоковедения, каждый найдет себе олимпиаду по интересам. Хотелось бы обратить внимание, что победить в олимпиадах реально, однако к ним нужно серьезно готовиться, поскольку олимпиадные задания обычно выходят за рамки того, что преподается в школе. Думаю, что к олимпиадам надо начинать подготовку с 8 класса, а по математике - с 5-го. Всю информацию об олимпиадах можно найти на официальном сайте Российского совета олимпиад rsr-oly mp.ru.

В заключение хотел бы отметить, что существует серьезная проблема профессиональной ориентации и низкой информированност и школьников о возможностях получения образования, что и затрудняет выбор.

В этом плане вузы открыты для школьников - «Дн и открытых дверей», подготовительные курсы и многое другое. Например, мы проводим экскурсии в институты УрФУ, приглашаем старшеклассников погрузиться в студенческую жизнь в рамках акции «Тест-драйв», организуем «Дни науки» в школах и летние образовательные лагеря, компьютерное профориентационн ое тестирование. В УрФУ действует школа подготовки к олимпиадам, занятия проводятся еженедельно. Одним словом возможностей для ребят сейчас очень много, не стоит этим пренебрегать.