Подводник 1 александр маринеско. Подводник с душой корсара. Подлинная история Александра Маринеско. Балтиец из Одессы

Санкт-Петербург: Пушкинский Фонд, 1999. - 21 с.

Маринеско был жестокий, агрессивный командир...

Эти страницы являются дополнительной главой к книге "Секреты Балтийского подплава"

Александр Маринеско - народный герой.

Народ сам избрал его в герои, и такое звание никому не отнять.

Штурман в торговом флоте, затем командир подводной лодки, герой войны - неправедно гонимый начальством, разжалованный, изгнанный с флота, затем несправедливо осужденный зек, Маринеско прожил всего пятьдесят лет и умер в 1963 году после тяжёлой болезни.

В 59-м году на первом сборе ветеранов-подводников в Кронштадте было выяснено, что по тоннажу потопленных вражеских судов первое место принадлежит Александру Маринеско.

Участник боёв на Балтике, бывший командир лодки, командир дивизиона подводных лодок, военный историк капитан 1 ранга В. А. Полещук писал в 75-м году: "За один боевой поход Маринеско уничтожил около 10 тыс. фашистов, - по существу, отправил на дно Балтики целую дивизию. Общий тоннаж потопленных капитаном 3 ранга А. И. Маринеско кораблей составил 52144 брт. По тоннажу потопленных судов противника Маринеско принадлежит первое место среди советских подводников".

В течение трёх десятилетий ветераны войны, общественность флота и всей страны бились за возвращение Александру Маринеско доброго имени.

В числе защитников Маринеско были легендарные адмиралы - бывший нарком ВМФ, опальный и разжалованный Герой Советского Союза адмирал Н. И. Кузнецов (воинское звание Адмирал Флота Советского Союза было возвращено Кузнецову только после его смерти) и бывший начальник Главного Морского штаба Герой Советского Союза Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков.

Сопротивление властей и адмиралитета было бешеным.

Лишь в 1990 году Александру Маринеско было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

В нашем городе был утвержден проект памятника Александру Маринеско, утверждено место памятника - на Васильевском острове, возле Краснознаменного Учебного отряда подводного плавания, где Маринеско перед войной закончил командирские классы. Памятник почему-то до сих пор не установлен и даже не отлит.

А различные флотские вельможи, которые ненавидят само имя Маринеско, продолжают городить в своей печати старую клевету: "недисциплинированный, разгильдяй".

Не так давно была вытащена на свет старая сплетня, сочиненная в штабе Балтфлота в мае 45-го года: будто Маринеско боялся искать противника...

В моей книге "Секреты Балтийского подплава" (1996) я не стал трогать эту тему - уж больно она грязная.

Но читатели спрашивают: "А вот учёный профессор Доценко на основании документов (!) доказывает, что Маринеско был слабый, нерешительный командир. Что скажете?"

Давайте взглянем, какими документами оперирует В. Д. Доценко и каков уровень научной добросовестности самого Доценко.

Капитан 1 ранга, профессор военной истории Виталий Доценко выпустил в 1997 году книгу "Мифы и легенды русского флота" (СПб., ОАО "Иван Фёдоров"). В этой книге Доценко сожалеет, что "после устранения цензурных запретов многие исследователи (...) стали переписывать историю исключительно чёрными красками".

Академический учёный Доценко не скрывает, что Маринеско ему очень не нравится. И атаки Маринеско были, по мнению Доценко, неинтересными, и результаты слабые.

Чтобы посрамить Маринеско, Доценко приводит из истории Второй мировой войны цифры достижений фашистских и американских подводников (проф. Доценко якобы не видит разницы меж вольной охотой в океане и подводной войной в мелководной, тесной Балтике, где немцы выставили десятки тысяч мин и держали мощные противолодочные силы, - и ещё Доценко "забывает" указать, что в океанах ходили без прикрытия крупнотоннажные суда, а на Балтике ходили с мощным охранением небольшие транспорты).

Главным предметом "исследования" проф. Доценко взял последний боевой поход Краснознаменной подводной лодки "С-13" под командованием капитана 3 ранга (ещё не разжалованного в старшие лейтенанты) Маринеско.

Из этого похода, который длился с 20 апреля по 13 мая 45-го года, Маринеско вернулся без побед.

Проф. Доценко утверждает, что причина тому одна - Маринеско-де был никудышный, нерешительный командир. В доказательство (!) проф. Доценко извлекает из секретного архива ВМФ и цитирует три документа.

Интересная вещь: Доценко не даёт к цитатам сноски, не сообщает ни номеров фонда и описи дел, ни номера архивного дела, ни указания на листы дела, - то есть, научная ценность такого "цитирования" равна нулю.

В первом из цитируемых документов командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Орёл перечисляет 7 случаев, когда, по мнению Орла, в данном походе "возможность атаки была упущена по вине командира", то есть по вине капитана 3 ранга Маринеско. Вывод Орла: "действия командира неудовлетворительные".

Второй документ рождён в следующей инстанции. Командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Курников более категоричен: "командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника". Эта формулировка противоречит заключению комдива Орла, но ни Курников, ни историк Доценко такой "мелочью" не смущаются.

Третий документ подписан в инстанции высшей и окончательной - начальником штаба КБФ контр-адмиралом Александровым. Приговор адмирала категоричен: "противника не искали, и свою задачу выполнили неудовлетворительно".

Здесь историк Доценко (с неким торжеством) пишет: "Как говорится, комментарии излишние".

Профессор Доценко совершенно зря написал эту фразу.

Именно тут и нужно начинать комментарии.

Дело в том, что профессор, офицер флота Доценко утаил от своих читателей важнейший факт в этой истории. В том злосчастном походе Маринеско не был самостоятелен. На борту "С-13" находился и опекал командира сам начальник Подводных сил Балтийского флота контр-адмирал Андрей Митрофанович Стеценко.

Подобная "забывчивость" проф. Доценко в его учёном труде равносильна прямой лжи.

Капитан 1 ранга Доценко совершил ошибку. Он решил, что коли он один допущен к секретным (всё ещё секретным!) документам, то он - монополист, он "приподнимет завесу секретности" - но рукою цензора.

Меж тем, присутствие адмирала на борту "С-13" сразу меняет весь расклад. Три бумажки, на которые с такой важностью ссылается Доценко, превращаются в фикцию.

О жестоком конфликте между Маринеско и адмиралом Стеценко во время боевого похода в апреле и мае 45-го года рассказал в 84-м году А. Крон в книге "Капитан дальнего плавания" (М., "Сов. пис."). Книга выходила под гнётом военной и политической цензур, поэтому Александр Крон о многом мог сказать лишь намёком.

Но видно, что обстановка была накалена до предела. Крон пишет, что у Маринеско оставалось последнее, дозволенное уставом, средство: записать в вахтенный журнал, что он, Маринеско, ввиду разногласий с начальством, слагает с себя обязанности командира корабля. В таком случае адмиралу Стеценко пришлось бы взять на себя командование подводной лодкой.

Честь боевого командира не позволила Маринеско доводить конфликт до глупости.

Историк Доценко также "забыл" поведать читателю, в каких условиях протекал этот последний военный поход. Несколько раз лодка "С-13" была буквально на волосок от гибели.

24 апреля 1945 года лодка выходила в атаку, когда её обнаружил "юнкерс". Командир лодки сманеврировал с уходом на глубину, 6 бомб разорвались у самого борта.

Почти каждую ночь Маринеско подвергался атакам немецких подводных лодок.

В подводном положении дизельная лодка имеет ход от электродвигателей. Для зарядки аккумуляторов лодке нужно всплыть и запустить дизель. От грохота собственных дизелей несовершенная акустическая техника лодки "глохла" - акустик не слышал тихого шума винтов вражеских лодок, которые шли в глубине под беззвучными электродвигателями. А грохот дизелей лодки, всплывшей для зарядки, разносился в море на много миль и был отличной "приманкой" для немецких командиров-подводников.

В те дни в Балтийском море находились лишь две подводные лодки Балтфлота. Им противостояли десятки немецких подводных лодок, которые защищали районы своего судоходства.

25 апреля ночью лодка "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился маневром и увеличением хода, 3 торпеды впритирку прошли по корме.

27 апреля в полночь "С-13" была атакована из-под воды группой фашистских подводных лодок. Командир "С-13" уклонялся маневрами. Немцы произвели несколько залпов. Вдоль бортов "С-13" прошли 9 вражеских торпед.

30 апреля лодка "С-13" была атакована немецким бомбардировщиком. Командир уклонился и произвёл срочное погружение. 4 бомбы взорвались у борта. Пушечно-пулемётные очереди с самолёта прошли с запозданием, лодка уже была под водой.

2 мая ночью "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился уходом на глубину. 2 вражеские торпеды прошли над лодкой "С-13" (эти сведения я привожу по рукописи воспоминаний Г. Зеленцова "Дороги из глубины", автор рукописи был в том походе на "С-13" старшиной-рулевым).

Я слышал мнение людей из послевоенного поколения, что Маринеско был такой простоватый "Иванушка-дурачок". Не нужно доверяться внешности. Фотографии обманчивы. Маринеско был жестокий, агрессивный командир. Чтобы уклониться от всех перечисленных выше вражеских атак, и остаться в живых, потребны были неимоверная воля Маринеско, отточенная и мгновенная реакция, необычайное мастерство механиков, рулевых, трюмных машинистов.

Маринеско воспитал свой экипаж "под себя". Маринеско переделывал "под себя" и железо лодки. Александр Крон пишет, что Маринеско обкорнал заборные патрубки цистерн главного балласта так, что лодка погружалась много быстрее, чем предусмотрено проектом. В нетвёрдых руках такое "конструктивное улучшение" привело бы к проваливанию лодки на глубину и к гибели. В руках команды Маринеско это изменение не раз спасало моряков "С-13" от немецких бомб и торпед.

А. Крон пишет, что в 60-м году в Центральном Военно-морском музее ему показали справку Главморштаба ВМФ, в справке говорилось: "...в боевых походах под командованием тов. Маринеско личный состав действовал слаженно, умело и самоотверженно, а сам командир показал высокое мастерство, решительность и храбрость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками".

Это значит, что офицер ГМШ, который готовил справку, решительно пренебрег теми "документами", на которые сегодня ссылается учёный каперанг Доценко. Видимо, что автор справки не понаслышке знал историю конфликта Маринеско с адмиралом Стеценко.

Я не читал послужного списка адмирала А. М. Стеценко, это секретный документ, мне он недоступен. С марта 42-го года по февраль 43-го года Стеценко, в звании капитана 1 ранга, командовал бригадой подплава КБФ. Кампания 42-го года была временем наивысшей активности подводных сил КБФ за всю войну. Кажется, что роль командования бригадой в тот период должна быть весьма важной.

Но в академических научных изданиях под редакцией авторитетных историков капитана 1 ранга В. И. Ачкасова, капитана 1 ранга Г. А. Аммона ("Краснознам. Балт. флот...", 1973, "Боевая летопись ВМФ...", 1983) имя каперанга Стеценко вообще не упомянуто. Это очень нехороший знак. Если имя советского военачальника изымалось из официальной истории войны - значит, такой военачальник чем-то крепко замаран.

В 43-м году Стеценко перевели в Москву, в Главморштаб, сделали контр-адмиралом, начальником Управления подводного плавания (к боевым действиям это управление имело косвенное отношение).

А в апреле 45-го года контр-адмирал Стеценко вдруг появляется на Балтике в качестве начальника Подводных сил Балтфлота (так называет его должность А. Крон).

20 апреля адмирал Стеценко уходит в боевой поход на подводной лодке "С-13", где начальствует над командиром лодки капитаном 3 ранга Маринеско.

Нетрудно видеть, зачем отправился адмирал в поход: идут последние дни войны, наша артиллерия бьёт по Берлину, и нужно хоть один раз за всю войну выйти в море - чтобы успеть получить на грудь не просто боевой, а флотоводческий орден.

Нетрудно понять, почему из двух лодок, которые уходили на позицию (а других исправных лодок в Балтийском флоте больше не было), адмирал выбрал лодку Маринеско.

Маринеско, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени (за все победы январско-февральского похода 45-го года, за утопление "Густлова" и "Штойбена" Маринеско, от большой нелюбви начальства, получил лишь орден Красного Знамени), в течение войны командовал двумя подводными лодками, и за время войны Маринеско: 1) одержал самые громкие и внушительные победы, 2) никогда не имел потерь, всегда уходил от противника, 3) показал себя искусным мореплавателем, ни разу не был в аварийной ситуации.

Поход выдался тяжёлым. Лодка "С-13" несколько раз была атакована авиацией и подводными лодками немцев. Только мастерство командира и выучка экипажа спасли лодку от гибели.

После похода все штабные начальники обвинили Маринеско в том, что он "не искал противника", "не решался атаковать".

Очень непонятно. На борту лодки присутствовал адмирал в высокой должности. Командир лодки был прямо подчинен адмиралу. Адмирал был обязан приказать командиру лодки: "Ищи врага! Атакуй! Атакуй!.."

Но адмирал этого не сделал. А в штабных документах - разборах похода нет никаких упоминаний о присутствии адмирала на борту.

Истина проста. У контр-адмирала Стеценко было только одно желание: чтобы лодка тихо-мирно вернулась в базу, и чтоб никаких атак, никаких треволнений и неприятностей.

А. Крон в книге о Маринеско приводит запись в своём дневнике от 16 августа 60-го года: в тот день Маринеско "забавно" рассказывал о своём конфликте с контр-адмиралом Стеценко во время похода, рассказывал "со смехом, беззлобно".

Из записи можно понять, что за пятнадцать лет пред тем, в мае 45-го, Маринеско имел все основания для злобы.

Кто был виновен в срыве боевого задания?

А. Крон, под надзором всех цензур (в 84-м году), отвечает недвусмысленно: у Маринеско "было предусмотренное уставом право - записать в корабельный журнал, что он снимает с себя командование. С этого момента экипаж выполнял бы только указания старшего начальника. Такой записи сделано не было, а кивать на других, вышестоящих или нижестоящих, было не в правилах Маринеско".

Ни один командир подводной лодки, если он не сошёл с ума, не станет устраивать в боевом походе общую попойку - да такую, чтоб все межотсечные переборки были отдраены и моряки пьяной толпой бродили из отсека в отсек.

Но в ночь на 9 мая 45-го года именно так всё происходило на лодке "С-13". А затевалой и руководителем попойки был, естественно, не командир, а контр-адмирал Стеценко.

Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях "Дороги из глубины" бывший старшина-рулевой Краснознаменной "С-13" Геннадий Зеленцов.

Зеленцов красочно описывает могучую песнь из лужёных матросских глоток, пьяную сбивчивую речь, сопли из носу, звуки баяна, "яблочко", дробь тяжёлых башмаков по стальным настилам, звон кружек, слёзы на глазах.

Офицеры, пишет Зеленцов, пили в кают-компании. Адмирал был у них тамадой. Затем, пишет Зеленцов, адмирал велел собрать весь экипаж во втором отсеке (все требования безопасности, боевой службы, живучести корабля были преданы забвению). Адмирал, крепко выпивший, со стаканом в руке, обратился к матросам с речью.

Адмирал заявил, что восхищен мужеством и талантом командира. Адмирал сообщил, что вскоре переводится на Тихий океан и что через три месяца начнётся война с Японией. Адмирал твёрдо пообещал, что возьмёт весь героический экипаж "С-13" с собой, на Тихий океан. "Будем вместе бить япошек!"

Последнее совсем не понравилось матросам. Никто из них не хотел на новую войну.

Выпили, из кружек. За Победу. Потом за адмирала. За командира. За победу над Японией. И "с червоточиной в душе", пишет Зеленцов, разбрелись по отсекам, завалились спать.

13 мая лодка "С-13", с разрешения штаба флота, вернулась в базу. Естественно, что у начальства возник вопрос: почему без единой победы?

Можно думать, что контр-адмирал легко "сдал" Маринеско как виновного. А Маринеско считал унизительным для себя оправдываться.

И тогда тройка лгунов - Орёл, Курников, Александров - бодро произвела разбор "грехов командира". В штабах всех трёх уровней дружно сделали вид, что в сём походе адмирал Стеценко на борту "С-13" не присутствовал.

Комдив Орёл уже начинал свою головокружительную карьеру мирного времени. Комдив Орёл только что (первый и единственный раз за всю войну) сходил в море на "Л-21" с капитаном 2 ранга Могилевским - в отчёте записали, что потопили танкер и транспорт. Подтверждения этим "победам" до сих пор нигде не обнаружено, но Орёл получил флотоводческий орден Ушакова.

Орёл давно и задушевно ненавидел Маринеско и весь экипаж Краснознаменной "С-13" (эти матросики и в морду Орлу били, и о каменный пол Орла били - но Орёл никому об этом не рассказал, чтобы не портить себе карьеру). Теперь, благодаря лукавости контрадмирала Стеценко, у Орла появилась возможность свести счёты.

Комдив капитан 1 ранга Орёл в своём "разборе" действий Маринеско умудрился "не заметить" те атаки "С-13", которые были сорваны боевым противодействием противника.

Прежний командир бригады подводных лодок КБФ контр-адмирал С. Б. Верховский по причине, мне неизвестной, в апреле 1945 года был снят с должности - и Маринеско лишился единственного покровителя и защитника.

Каперанг Курников стал командиром бригады подплава КБФ в конце апреля 45-го года, он тоже был озабочен грядущей мирной карьерой (и тотчас после войны Курников стал контр-адмиралом). Курников ужесточил формулировки Орла и записал, что Маринеско "не стремился искать и атаковать противника".

Начальник штаба флота контр-адмирал Александров был старый чекист Гражданской войны, после Гражданской он много лет служил председателем в трибуналах, в Великую Отечественную войну Александров сменил на разных флотах и флотилиях тьму должностей (то есть - нигде не оказался нужным), в последнюю военную зиму он служил по чекистской линии - в союзной контрольной комиссии в Финляндии, а в апреле 45-го года он вдруг сделался начальником штаба Балтийского флота.

Заслуги Александрова перед флотом были сразу же отмечены флотоводческим орденом Нахимова 1-й степени (просто удивительно, какая орава ринулась в последние дни войны на Балтийский флот за флотоводческими орденами).

Контр-адмирал Александров вынес в "деле Маринеско" окончательный приговор: Маринеско "противника не искал"!

Таким образом контр-адмирал Стеценко был "отмыт" и "отчищен".

Просто смех берёт: поход лодки "С-13" признан неудовлетворительным, "противника не искали". Но адмирал Стеценко за этот поход получил свой заслуженный флотоводческий орден. Крон пишет, что Стеценко получил орден Нахимова.

(Интересно бы взглянуть на представление адмирала Стеценко к сему ордену - кем оно подписано? в каких формулировках описываются героизм и флотоводческие таланты адмирала? Жаль, что этот документ до сих пор - секретный.)

А по штабам Балтфлота в мае 45-го года была пущена ядовитая сплетня: теперь-де всякий видит, что победы у Маринеско были дутые, а командир-то он никудышный и неумелый. Эту сплетню и сегодня пропагандирует историк капитан 1 ранга Доценко.

Конечно, это был сильный удар по чести и самолюбию боевого командира Александра Маринеско. А война-то уже кончилась! Не будет больше боевых походов, атак - нечем ответить на оскорбление.

В эти дни Маринеско вёл себя независимо (на языке начальства - вызывающе). Он купил себе шикарнейший "форд" - уставом не запрещается.

Когда бригаду подводных лодок перевели из Финляндии в Либаву, Маринеско на палубе своей "С-13" перевёз "форд" в Либаву. Начальство озлобилось до предела.

В то время (как и во все времена) драки между корабельными и береговыми матросами были заурядным явлением. Но стоило ввязаться в драку морякам с Краснознаменной "С-13", и сразу - трибунал. Кто виноват? Командир, товарищ Маринеско.

Никаких "загулов" у него не было. Пил он не больше, и даже меньше, чем товарищи по оружию (послушаешь рассказы старших товарищей, как пили на флоте после войны - дурно делается).

Его подловили на первом же происшествии. Маринеско вернулся вечером на плавбазу в подпитии. Салага-офицер, дежурный по дивизиону, нахамил ему (холуи всегда понимают, кто у барина в немилости). Маринеско послал его.

Оформили дело в парткомиссию. Был у Маринеско друг, дивизионный механик Корж. Корж был в парткомиссии, смолчал, проголосовал - не стало у Маринеско друга.

Комдив Орёл подал бумагу, комбриг Курников передал дело в штаб флота, начштаба флота старый пред, трибунала Александров сочинил приказ, комфлот Трибуц подписал. "За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в звании до старшего лейтенанта..."

В отчаянии Маринеско сел в свой "форд" и помчался, без разрешения, в Ленинград к наркому ВМФ адмиралу Кузнецову. В итоге разговора с наркомом Маринеско был уволен из флота - без пенсии!

Через двадцать три года бывший нарком Кузнецов, сам к тому времени дважды опальный, дважды разжалованный, несправедливо судимый, несправедливо выгнанный с флота, - опомнится, и принесёт своё покаяние покойному Маринеско в своей известной статье в журнале "Нева" (статья эта наделала много шуму).

Верный друг Маринеско легендарный подводник Пётр Грищенко написал в воспоминаниях ("Соль службы", Л., 1979), что Маринеско "был оболган людьми недостойными". Бывший подчиненный Маринеско Геннадий Зеленцов сказал в своих записках, что Маринеско был "оклеветан завистниками и лицемерами".

Такова вкратце история последнего боевого похода "С-13", - которую, при помощи "документов", в наши дни пытается фальсифицировать профессор военной истории капитан 1 ранга Доценко.

Ему надо было родиться во времена пиратской вольницы, когда на море были в почете отчаянные сорви-головы, не признающие никаких законов и правил. Буйный нрав Александра Маринеско всегда мешал полностью реализоваться его несомненному таланту. Но тут уж ничего не поделаешь - человек-легенда советского подводного флота был личность противоречивой.

В 1893 году матрос румынского королевского флота Иона Маринеску , человек горячий и темпераментный, поколотил обидевшего его офицера. Строптивого матроса скрутили и посадили в карцер. По румынским законам, за этот проступок Маринеску ждала смертная казнь. Лишаться жизни матрос не хотел, а потому сбежал из карцера, переплыл Дунай и оказался в Российской империи.

Здесь он обосновался в Одессе, где женился на гарной украинской дивчине, заодно несколько изменив свою фамилию - с «Маринеску» на «Маринеско».

Моряцкие гены отца, как и его темперамент, в полной мере проявились в сыне. Окончив шесть классов трудовой школы, в 13 лет Саша Маринеско становится учеником матроса Черноморского пароходства. Таланты и способности подростка оценили, направив его в школу юнг. Ее Александр закончил блестяще, и в 1930 году был принят в Одесский мореходный техникум.

В мае 1933 года выпускник техникума Маринеско становится помощником капитана на торговом судне «Красный флот». Служившие под командованием Маринеско утверждают, что сам он мечтал о карьере сугубо мирного капитана дальнего плавания, но жизнь распорядилась иначе.

Морской талант без признаков дисциплины

Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в не зависимости от того, чем ему это грозило. Правдорубов испокон веков не очень жалуют, а в случае с Маринеско дело осложнялось тем, что он сам не был чужд радостей жизни. Молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.

В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

В 1936 году на флоте были введены звания и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения - 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной было сложными, но ему многое прощали. Фото: www.russianlook.com

Маринеско мог оказаться на Каспии

Невероятно, но могло сложиться так, что Маринеско, носивший к началу войны звание капитан-лейтенанта, вовсе бы не принял участие в боевых действиях. «М-96» командование приняло решение вместе с экипажем перебросить на Каспийское море по железной дороге, и выполнению этого плана помешало только стремительное окружение Ленинграда фашистскими войсками.

Лодку ввели в строй, и с июля 1941 года она стала совершать боевые походы. Капитан Маринеско совмещал успешные действия, за которые был удостоен ордена Ленина, с очередными нарушениями дисциплины, из-за которых он был даже исключен из кандидатов в члены партии.

Подводная лодка «С-13». Марка России, 1996. Фото: Public Domain

Тем не менее, командирский талант Маринеско перевесил, и он после прохождения переобучения назначается на должность командира средней подлодки «С-13», на которой прослужит до конца войны.

В сентябре 1944 года капитана 3-го ранга Александра Маринеско все-таки принимают в члены ВКП (б), а в октябре он во время боевого похода атакует немецкий транспорт «Зигфрид». Не сумев потопить судно торпедами, экипаж «С-13» расстреливает его в надводном положении из пушек. Маринеско доложил, что транспорт стал быстро погружаться в воду, однако немецкие источники указывают, что «Зигфрид» был отбуксирован в порт и там восстановлен. Как бы то ни было, за этот поход капитан Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.

Два транспорта в искупление шведских объятий

Казалось бы, карьера капитана пошла на лад. Но не тут-то было. Лодка Маринеско находилась на базе в финском Ханко. Сам же капитан с приятелем отправились встречать Новый, 1945 год в город Турку. Как это часто бывало с Маринеско, веселье вышло из-под контроля. Ночь он провел у очаровательной шведки, хозяйки местной гостиницы. И все бы ничего, если бы утром к ветреной даме не приехал … ее жених. Обиженный мужчина в драку не полез, а нажаловался властям.

Когда все подробности гулянки Маринеско стали известны командованию, за него взялся «СМЕРШ». Шведку посчитали немецким агентом, а самого Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство - ему дали шанс искупить вину в боевом походе.

Именно этот поход капитана - «штрафника» стал историческим. 30 января 1945 года «С-13» на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т). Судно было уничтожено тремя торпедами.

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны, поэтому неудивительно, что это успех был назван «атакой века».

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Фото: www.globallookpress.com

Уже позднее возникли споры о том, кто находился на борту судна. Западногерманские историки, а вслед за ними и многие отечественные «срыватели покровов» договорились до того, что Маринеско-де военный преступник, ибо на судне были «тысячи беженцев и множество детей».

Теме не менее утверждения о «тысячах беженцев» у многих исследователей по сей день вызывают серьезные сомнения. Те же немецкие историки признают, что «Густлофф» имел все атрибуты военного судна, а значит, являлся законной военной целью.

Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей - словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.

С этим успехом связана еще одна легенда: якобы в Германии был объявлен траур, а Гитлер объявил Маринеско «личным врагом». На самом деле этого не было - тысячелетний Рейх рассыпался на глазах, и его бонзам было не до «Вильгельма Густлоффа».

10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. И снова разночтения - одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.

После потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов. Фото: www.globallookpress.com

Как бы то ни было, после потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.

От флота до тюрьмы

Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и даже представили к званию Героя Советского Союза. Правда, столь высокой награды «штрафнику» не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. Лодка не стала, как было принято при подобном успехе, Гвардейской, а только Краснознаменной. Темпераментный капитан обиделся: ведь при награждении Золотой Звездой командира подлодки награждали орденами и весь экипаж, а тут получалось, что его подчиненных лишили заслуженных наград.

Слава о Маринеско облетела весь флот, вот только характер его не изменился. Окончание войны он встретил таким загулом, что терпение кончилось даже у тех начальников, которые всегда его защищали. Капитана Маринеско предлагали снять с должности и отправить на лечение от алкоголизма. Решение вопроса затянулось до осени, однако 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям систематическое пьянство и бытовую распущенность» капитана 3-го ранга Александра Маринеско сняли с должности командира «С-13» и понизили в звании до старшего лейтенанта. В ноябре 1945 года его уволили из ВМФ в запас.

Гражданская послевоенная жизнь Александра Ивановича сложилась трудно. В 1948 году он работал заместителем директора института переливания крови и уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, куда более ловкий в крючкотворстве, нежели прямолинейный Маринеско, развернул дело так, что в места не столь отдаленные попал сам подводник. Хлебнув лиха на «зоне» в драках с бывшими полицаями и уголовниками, в октябре 1951 году он досрочно вышел на свободу.

Жил Маринеско в Ленинграде, работал на разных предприятиях, но своего места в жизни после флота найти так и не смог. Какое-то время он работал в столярной мастерской Высшего военно-морского училища инженеров оружия, и курсанты шептались по углам, что этот потрепанного вида мужчина «тот самый Маринеско».

Посмертный герой

Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение.

Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Алексей Варфоломеев

Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».

По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову . Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Надо отдать должное адмиралу: он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.

После многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарный адмирал Николай Кузнецов , один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».

В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.

Памятник в Кронштадте
Мемориальная доска в Одессе
Памятник в Калининграде
Вывеска на училище в Одессе
Надгробный памятник
Копия рубки ПЛ «С-13» в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Памятник в Одессе (общий вид)
Памятник в Одессе (фигура Героя)
Памятник в Одессе (надпись на постаменте)
Вывеска Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Кронштадте
Памятник в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Одессе (школа)
Мемориальная доска в Одессе (3)
Судно "Александр Маринеско"


Маринеско Александр Иванович – командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.

Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

30 октября 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был призван на Рабоче-Крестьянский Красный Флот и направлен в штурманские классы Специальных курсов командного состава РККФ, после окончания которых его назначили командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть) на подводной лодке «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года с введением персональных воинских званий А.И.Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года – старшего лейтенанта. В 1937 году внезапно был уволен с флота, но через две недели восстановлен. Окончил курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова в 1938 году. С ноября 1938 года - помощник командира подводной лодки «Л-1» Балтийского флота. С мая 1939 года - командир ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании - капитан-лейтенант.

В первые дни Великой Отечественной войны подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, выходила на боевые позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. В очередном боевом походе 14 августа 1942 года согласно докладу Маринеско лодка потопила транспорт противника «Хелене» водоизмещением 7000 тонн (фактически была безрезультатно атакована немецкая плавбатарея). Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А.И.Маринеско наградили орденом Ленина.

В конце 1942 года А.И.Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён) и через несколько месяцев - в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». Всего на «М-96» в 1941-1943 А.И.Маринеско совершил 3 боевых похода, побед не имел.

В апреле 1943 года А.И.Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года, выполнив 3 боевых похода. В первом из них, в октябре 1944 года он по собственному докладу потопил вооруженный транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско все же догнал противника и потопил его артиллерией). Фактически целью атаки оказался небольшой траулер, который оказался только повреждён и был отбуксирован противником в порт.

С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И.Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».

Перед этим походом командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (задержался на двое суток из увольнения в финском порту Турку из-за пьянки), но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось около 2000 гитлеровцев и 9000 гражданских беженцев. Немецким ВМС был нанесен серьезный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа (что было очень большим преувеличением). Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско «подводником №1».

10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен» (по докладу Маринеско - легкий крейсер «Эмден»), на борту которого пытались эвакуироваться около 3000 солдат и офицеров противника.

Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его 20 февраля 1945 года к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» в штабе флота заменили орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско все время умело уклонялся.

После Победы проблемы командира с дисциплиной значительно обострились. Дважды на него накладывали партийные взыскания, но обещания исправиться Маринеско не сдерживал. В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ №01979 наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября по 20 ноября 1945 года А.И.Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу Народного комиссара ВМФ СССР старший лейтенант Маринеско А.И. уволен в запас.

Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, 4 были безуспешными. Выполнил 5 торпедных атак, из 4 заявленных побед фактически были одержаны только две, но он - первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету 2 потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946-1949 годах А.И.Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства «Сева» и «Ялта», списан на берег по ухудшению здоровья. В 1949-1950 годах работал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание А.И.Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.

10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении А.И.Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

После освобождения в 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Капитан 3-го ранга (23.11.1942, понижен до старшего лейтенанта 14.09.1945, восстановлен в звании в 1960).

Награждён 2 орденами Ленина (3.09.1942, 5.05.1990), 2 орденами Красного Знамени (21.11.1944, 13.03.1945), медалями «3а боевые заслуги» (3.11.1944), «3а оборону Ленинграда» (1943), другими медалями.

Памятники А.И.Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Одессе, Санкт-Петербурге; мемориальные доски - в Одессе на здании мореходного училища и на здании школы школы №105, в Кронштадте и Санкт-Петербурге на домах, в которых он жил. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. Ему посвящён фильм «О возвращении забыть». Его именем названы Одесское мореходное училище, набережная в Калининграде. В центральном музее Вооруженных Сил РФ экспонируется флаг подводной лодки «C-13».