Многообразие крестьянских типов в поэме кому на руси жить хорошо. Сочинение на тему Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение по литературе на тему: Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова “Кому на Ру

Произведение по жанровой направленности относится к небольшой новелле, написанной в реалистическом стиле, затрагивающей проблематику проявления в человеке милосердных и добрых качеств, а также существования на земле людской жестокости и черствости.

Композиционная структура рассказа представляется в несложной последовательной форме, охватывающей достаточно значительный временной промежуток, при этом развитие повествовательного действия происходит стремительно и особую роль в этом отводится портретному изображению главного героя и его приемной дочки, подчеркивая неразветвленную систему литературных образов.

Главным персонажем рассказа является деревенский сорокалетний мужик Ефим, представленный в образе помощника кузнеца, разнорабочего, прозванного в народе Юшкой, производящего впечатление старого, изможденного человека из-за изнуряющей серьезной чахоточной болезни и тяжелого каждодневного труда. Внешне Ефим представляется небольшим, худым человеком, отличающимся сморщенным лицом с отсутствием волосяного покрова и постоянно влажными, слезящимися глазами.

Сюжетная линия произведения повествует об истории жизни Юшки, с усердием и ответственностью работающего на износ с целью получения постоянного дохода, который он отправляет, как оказывается впоследствии, своему приемному ребенку, обучающемуся в городе.

Местное население деревни недружелюбно относится к Ефиму, вымещая на нем свою злость и недовольство, применяя порой недюжинное физическое насилие, однако Юшка, являясь простодушным и добрым человеком, считающимся среди окружающих блаженным и юродивым, оправдывает и прощает односельчан, считая их поступки сердечной слепотой.

Ежегодно Юшка покидает родную деревню и проводит целый месяц в окружении дикой природы, где в отсутствии людей его душевное состояние преображается, мужчина испытывает настоящее человеческое счастье, наблюдая за живыми существами в окружении птичьих песнопений и благоухания растений.

В один из дней с Юшкой происходит трагический случай, результатом которого становится его гибель от рук озлобленного деревенского алкаша. После смерти главного героя в деревню возвращается его приемная дочь, получившая медицинское образование, мечтавшая исцелить больного отца от чахотки и решившая посвятить свою жизнь бескорыстному служению людям, став деревенским врачом, называемым в народе дочерью блаженного Юшки.

Смысловая нагрузка рассказа «Юшка» определяется образом главного героя, выражающим отличное от других людей собственное мировосприятие, в котором отсутствуют зло, агрессия, жестокость, боль, а существует неиссякаемая вера в прекрасное будущее.

Писатель демонстрирует в произведении красоту, величие добродетельной и открытой души необыкновенного человека, обнажая глубину его нравственного состояния, передающего особое значение любви, великодушия, сострадания и добра в жизни каждого человека.

Образец 2

Произведение было создано в начале 30–х годов, но опубликовано только после смерти писателя в конце 60- х. В основе рассказа лежит постоянное противоборство добра и зла, человеческого милосердия и жестокости. В некоторых вопросах автор отсылает читателя к библейским заповедям: любви к ближнему своему, необходимости творить добро, не ожидая благодарности.

Одна из главных проблем рассказа душевная черствость героев, которой противостоит немного наивная, но такая чистая душевная открытость и доброта Юшки. Благодарность и понимание жизни которого приходит запоздало, только после его смерти. В рассказе присутствует неожиданная концовка, приезд девушки врача, творящей добро, дарящей настоящее милосердие. Такой финал показывает истинную мораль произведения.

Время, в которое происходят события рассказа, автор называет «старинным», тем самым он размывает временные рамки происходящего и делает рассказ актуальным, не привязанным к конкретным датам. Такого человека, как Юшка можно встретить и сейчас.

Юшка, главный герой рассказа работает помощником кузнеца уже много лет. Он кроткий и безответный человек, отказывает себе во всем. Юшка – уменьшительное имя от имени Ефим, или как говорили на юге России Ехвим. Также в деревнях часто таким словом называли жидкий суп. В самом слове автор закладывает способность героя приспосабливаться к тяжелым обстоятельствам жизни, как жидкость может принимать форму сосуда. Юшка выглядит как старик, хотя в середине рассказа читатель узнает, что ему всего только сорок лет, просто он болен чахоткой.

Описывая внешность своего героя, Платонов особенно выделяет его глаза – белые как у слепого, постоянно наполненные слезами. Автор подчеркивает, что Юшка видит окружающий его мир не как все. Он не видит зла. На Руси таких людей называли юродивыми. Окружающие постоянно обижают его, вымещают на нем свою злобу и неудовлетворенность жизнью, а он смиренно терпит, считая эти обиды проявлением любви. Юшка считает всех людей равными, а когда он пытается сравнить себя с остальными, разозленный сосед убивает его за это.

Несомненно, в образе Юшки есть что-то похожее на Христа. Он терпит мучения, принимает на себя оскорбления и побои, отвечает только добром. Детей, которые бьют его, он называет маленькими и родненькими, оправдывая их поступки. Сам герой считает себя нужным и полезным, просто не всегда понятым другими людьми. К сожалению, окружавшие его люди понимают это только после его смерти.

Свою силу и любовь к жизни Юшка черпает в единении с природой. Раз в год он уходил в лес и там отдыхал и набирался сил.

Как часто было на Руси, после смерти юродивые и блаженные люди становятся святыми. Так и Юшка становится полезным всем горожанам. Сирота, выученная на его сбережения, становится врачом и лечит многих больных бесплатно. Многие считают девушку дочерью Юшки, хотя и его уже начинают забывать.

В образе Юшки Платонов показывает своеобразную модель человеческого счастья, человека трагической судьбы. В некоторых моментах рассказа есть автобиографические совпадения. Жизнь самого писателя была тоже очень тяжелой, и ранняя смерть случилась из-за болезни.

Несколько интересных сочинений

    Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Сочинение рассуждение Драгоценные книги 15.3 ОГЭ

    Есть такие книги - драгоценные. Думаю, что тут может быть несколько значений этого определения. Книги могут быть, действительно, драгоценным, то есть сделанными из золота-серебра

  • Сочинение по произведению Дубровский Пушкина

    Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровског

  • Образ и характеристика Мануйлихи в повести Олеся Куприна сочинение

    Одно из самых романтичных и нежных произведений в русской литературе является повесть Олеся, которая написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году.

  • Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение

    В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого

Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития - назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, - показать русский народ, как он есть. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, - писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, - все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…»

Перед нами - целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими

Говорящими названиями -

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из разных деревень -

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухина,

Неурожайка тож -

Не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели - найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси - они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой - труд становится потребностью:

Не выдержали странники:

«Давно мы не работали,

Давайте - покосим!»

Семь баб им косы отдали.

Проснулась, разгорелася

Привычка позабытая

К труду! Как зубы с голоду,

Работает у каждого

Проворная рука.

Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного».

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

Жизнь трудовая -

Другу прямая

К сердцу дорога,

Прочь от порога,

Трус и лентяй!

Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей - словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия.

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе!

Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги:

Ну-тка, с редута-то с первого номеру

Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!

А пенциону полного

Не вышло, забракованы

Все раны старика.

Взглянул помощник лекаря,

Сказал: «Второрозрядные!

По ним и пенцион!.

Полного выдать не велено:

Сердце насквозь не прострелено,

Но их уважает и жалеет простой люд.

Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине

Попасть на родину,

Чтоб дома помереть, -

Их поддержит сама родная земля.

Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно:

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!»

Вся история Якима Нагого - судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках:

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком,

Под бороной спасается

От частого дождя,

Живет - с сохою возится,

А смерть придет Якимушке -

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох.

Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца:

Грудь впалая, как вдавленный,

Живот; у глаз, у рта

Излучены, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Однако Яким Нагой - не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги, но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается.

Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом.

Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму.

Ермило парень грамотный,

Да некогда записывать,

Наклали шляпу полную

Целковиков, лобанчиков,

Прожженной, битой, трепаной

Крестьянской ассигнации.

Ермило брал - не брезговал

И медным пятаком.

Еще бы стал он брезговать,

Когда тут попадалася

Иная гривна медная

Дороже ста рублей!

Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

А когда Ермила чуть оступился - избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности.

На мельнице

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал -

Приказчик, управляющий,

Богатые помещики

И мужики беднейшие -

Все очереди слушались

Порядок строгий вел!

Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою.

Умом и добротой!

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки…

Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому - в покорности и страхе.

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть! -

Этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту - брошенное Савелием слово: «Наддай!» Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным («клейменный, да не раб!»), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, «многокручинные», «многострадальные », не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой,

> Кровинки нет непорченной -

Терплю и не ропщу!

Всю силу, богом данную,

В работу полагаю я,

Всю в деточек любовь!

Матрена Тимофеевна говорит о себе:

По мне - тиха, невидима -

Прошла гроза душевная,

Она считает себя «старухой» в тридцать восемь лет и уверена, что

Не дело - между бабами

Счастливую искать!..

Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

Среди непокорных и свободолюбивых крестьян - героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава «Последыш»), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже «комедии» наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, - он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» - подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную.

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем, что народу-то!

Что народу-то! с камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех

Не прощается.

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь - многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь:

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Н. А. Некрасов говорит о том, что

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала…

В образе Григория Добросклонова, которому

Судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь,

Мы явно узнаем черты соратника Некрасова - Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов - поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Перед ним широкий путь.

Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. “Освобождения” в кавычках, поскольку о сущности царского манифеста поэт говорит словами народа:

Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана.

Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Это типичные представители сословия. Живут они в деревнях с говорящими названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Семерых крестьян объединяет бедность, неприхотливость и желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, правдоискатели встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам.
Правдоискатели мудры: они не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.

Дай слово христианское! Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!

Они обладают чувством собственного достоинства. Так, в главе “Счастливые” сердито провожают дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!”
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают свою помощь.
Семеро правдоискателей - образ зарождающегося в народной среде стремления к истине. Еще интереснее Некрасову образы крестьян-“борцов”, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь впалая; как вдавленный Живот;
у глаз, у рта Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Читая описание крестьянина, мы понимаем, что он, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается “дольщиками”, которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.

Работаешь один, А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, “как липочка ободранный”, вернулся на родину. Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту - украшает свою избу картинками. Нагой - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян.

У каждого крестьянина
Душа что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян:

В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный “ни деньгами, ни страхом”, а строгой правдою, умом и добротой. Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Гирину сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян во время бунта. Он - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.
Савелий, богатырь святорусский - также борец за народное дело. Тяжела была его жизнь. В молодости он, как и все крестьяне, терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок и бунтует вместе с другими крестьянами: он закопал в землю немца Фогеля. “Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения” получил за это герой. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. “Клейменый, да не раб!” - говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель: его топор лежит лишь “до поры”, а вот пассивных крестьян он презрительно называет погибшими и пропащими. Некрасов именует Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.
Рассказ о Савелии дан вместе с рассказом о жизни Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких только могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда того вздумали наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные...

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело - между бабами счастливую искать!” - и подводит итог притчей о ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:

Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!..

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни народа. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги, дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, что “садиться позволялось ей в присутствии княжны”. А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится близостью к господам и своей “почетной” болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков и не понимающим всей низости своего лакейского положения.
Другой тип “раба” - дворовый князя Утятина Ипат - даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:

А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: пусть в проруби выкупает ради прихоти, но поднесет водки и посадит, недостойного, рядом с собой.
Покорный раб показан также в образе “холопа примерного - Якова верного”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который бил его в зубы походя. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил вольную, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом.
Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменены только формы угнетения крестьян. Но и в народной среде появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси наступит хорошая жизнь для русского народа.

Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Н. А. Некрасов.
Кому на Руси жить хорошо
Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития — назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, — показать русский народ, как он есть. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, — писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, — все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил „Кому на Руси жить хорошо“… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…»
Перед нами — целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь.

Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими
говорящими названиями —
Подтянутой губернии,
Пустопорожней волости,
Из разных деревень —
Несытова, Неелова,
Заплатова, Дырявина,
Горелок, Голодухина,
Неурожайка тож —
не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели — найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси — они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой — труд становится потребностью:
Не выдержали странники:
«Давно мы не работали,
Давайте — покосим!»
Семь баб им косы отдали.
Проснулась, разгорелася
Привычка позабытая
К труду! Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.
Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного».
Мы же немного
Просим у бога:
Честное дело
Делать умело
Силы нам дай!
Жизнь трудовая —
Другу прямая
К сердцу дорога,
Прочь от порога,
Трус и лентяй!
Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей — словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия.
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе!
Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги:
Ну-тка, с редута-то с первого номеру
Ну-тка, с Георгием — по миру, по миру!
***
А пенциону полного
Не вышло, забракованы
Все раны старика.
Взглянул помощник лекаря,
Сказал: «Второрозрядные!
По ним и пенцион!
Полного выдать не велено:
Сердце насквозь не прострелено,
но их уважает и жалеет простой люд.
Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине
Попасть на родину,
Чтоб дома помереть, —
их поддержит сама родная земля.
Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно:
«В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!»
Вся история Якима Нагого — судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках:
Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох.
Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца:
Грудь впалая, как вдавленный,
Живот; у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Однако Яким Нагой — не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги, но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям
А все вином кончается.
Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом.
Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму.
Ермило парень грамотный,
Да некогда записывать,
Успей пересчитать!
Наклали шляпу полную
Целковиков, лобанчиков,
Прожженной, битой, трепаной
Крестьянской ассигнации.
Ермило брал — не брезговал
И медным пятаком.
Еще бы стал он брезговать,
Когда тут попадалася
Иная гривна медная
Дороже ста рублей!
Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…
А когда Ермила чуть оступился — избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности.
На мельнице
своей
Брал за помол по совести,
Народу не задерживал —
Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие —
Все очереди слушались
Порядок строгий вел!
Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою.
Умом и добротой!
Даже власти сознавали его большой авторитет среди народа и хотели использовать его в своих целях, когда взбунтовалась
Вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревня Столбняки…
Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому — в покорности и страхе.
Недотерпеть — пропасть,
Перетерпеть — пропасть! —
этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту — брошенное Савелием слово: «Наддай!» Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным («клейменный, да не раб!»), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, «многокручинные», «многострадальные «, не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни:
Во мне
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой,
> Кровинки нет непорченной —
Терплю и не ропщу!
Всю силу, богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Матрена Тимофеевна говорит о себе:
По мне — тиха, невидима —
Прошла гроза душевная,
она считает себя «старухой» в тридцать восемь лет и уверена, что
Не дело — между бабами
Счастливую искать!..
Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
Среди непокорных и свободолюбивых крестьян — героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава «Последыш»), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже «комедии» наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, — он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» — подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную.
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей,
С родом, с племенем, что народу-то!
Что народу-то! с камнем в воду-то!
Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь — многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь:
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойденного,
За угнетенного.
Н. А. Некрасов говорит о том, что
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
В образе Григория Добросклонова, которому
Судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь,
мы явно узнаем черты соратника Некрасова — Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов — поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Перед ним широкий путь.

Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития - назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, - показать русский народ, как он есть. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, - писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, - все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…»

Перед нами - целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими

Говорящими названиями -

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из разных деревень -

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухина,

Неурожайка тож -

Не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели - найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси - они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой - труд становится потребностью:

Не выдержали странники:

«Давно мы не работали,

Давайте - покосим!»

Семь баб им косы отдали.

Проснулась, разгорелася

Привычка позабытая

К труду! Как зубы с голоду,

Работает у каждого

Проворная рука.

Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного».

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

Жизнь трудовая -

Другу прямая

К сердцу дорога,

Прочь от порога,

Трус и лентяй!

Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей - словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия.

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе!

Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги:

Ну-тка, с редута-то с первого номеру

Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!

А пенциону полного

Не вышло, забракованы

Все раны старика.

Взглянул помощник лекаря,

Сказал: «Второрозрядные!

По ним и пенцион!.

Полного выдать не велено:

Сердце насквозь не прострелено,

Но их уважает и жалеет простой люд.

Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине

Попасть на родину,

Чтоб дома помереть, -

Их поддержит сама родная земля.

Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно:

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!»

Вся история Якима Нагого - судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках:

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком,

Под бороной спасается

От частого дождя,

Живет - с сохою возится,

А смерть придет Якимушке -

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох.

Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца:

Грудь впалая, как вдавленный,

Живот; у глаз, у рта

Излучены, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Однако Яким Нагой - не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги, но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается.

Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом.

Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму.

Ермило парень грамотный,

Да некогда записывать,

Наклали шляпу полную

Целковиков, лобанчиков,

Прожженной, битой, трепаной

Крестьянской ассигнации.

Ермило брал - не брезговал

И медным пятаком.

Еще бы стал он брезговать,

Когда тут попадалася

Иная гривна медная

Дороже ста рублей!

Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

А когда Ермила чуть оступился - избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности.

На мельнице

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал -

Приказчик, управляющий,

Богатые помещики

И мужики беднейшие -

Все очереди слушались

Порядок строгий вел!

Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою.

Умом и добротой!

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки…

Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому - в покорности и страхе.

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть! -

Этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту - брошенное Савелием слово: «Наддай!» Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным («клейменный, да не раб!»), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, «многокручинные», «многострадальные », не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой,

> Кровинки нет непорченной -

Терплю и не ропщу!

Всю силу, богом данную,

В работу полагаю я,

Всю в деточек любовь!

Матрена Тимофеевна говорит о себе:

По мне - тиха, невидима -

Прошла гроза душевная,

Она считает себя «старухой» в тридцать восемь лет и уверена, что

Не дело - между бабами

Счастливую искать!..

Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

Среди непокорных и свободолюбивых крестьян - героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава «Последыш»), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже «комедии» наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, - он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» - подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную.

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем, что народу-то!

Что народу-то! с камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех

Не прощается.

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь - многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь:

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Н. А. Некрасов говорит о том, что

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала…

В образе Григория Добросклонова, которому

Судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь,

Мы явно узнаем черты соратника Некрасова - Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов - поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Перед ним широкий путь.