Приставкин портрет отца читать полностью рассказ онлайн. Урок внеклассного чтения "Портрет А. И. Приставкина". II. Проверка домашнего задания

Урок литературного чтения

Класс: 4 «Б»

Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Тема «А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение»

Цели:

  • Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», и с репродукцией картины В.Костецкого «Возвращение»;
  • Учить сравнивать произведения разных жанров;
  • Обучать выразительному чтению произведения;
  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
  • Развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Регулятивные - умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.

Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

Личностные – осмысление темы «Что значит для меня моя Родина»

Оборудование: презентация, выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение», фотографии участников войны, рисунки детей о войне.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг, проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой.

В котором мы сказали твёрдо: «Стой!»

Вам понравилось стихотворение?

О какой войне здесь идёт речь?

Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

Прочитайте стихотворение медленно.

3.Проверка домашнего задания

Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ

4.Вступительная беседа

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

5.Работа над произведением

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

  • Знакомство с биографией писателя.
    Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».
  • Выставка книг А.И Приставкина
  • Первичное чтение – погружение рассказа детьми.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

Кто главный герой рассказа?

Как мальчик оказался в детдоме?

Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

Хорошо ли он поступил?

Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

С кем он поделился своим открытием?

Что сказала мальчикам воспитательница?

Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

(Обращение к эпиграфу урока)

6. Работа по картине В.Костецкого «Возвращение»

7. Работа в группах.

Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит вопросы по тексту).

8. Физминутка.

9.Поисковое чтение.

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

10. Чтение по ролям.

11.Обучающая самостоятельная работа.

Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

12.Эмоционально – психологическое восприятие урока .

Подумайте ещё раз о том, что вы сегодня слышали, осмыслите это

13.Рефлексия.

Выберите любое начало предложения и продолжите его

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

14. Итог урока.

А как бы ты поступил на месте мальчика?

Чему учит этот рассказ?

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И шла война четыре долгих года. Мы воевали за свою свободу. Враги хотели нашу землю захватить, А нас в рабов послушных превратить. И было много разных битв, В которых враг, проклятый был разбит. Великое сраженье под Москвой. В котором мы сказали твёрдо: « Стой!»

Дети и война

Таня Савичева

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)

Приставкин А.И. В книгу вошли две повести "Ночевала тучка золотая" и "Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца" о воспитанниках детдома и автобиографический роман " Рязанка ".

Приставкин А.И. Собрание сочинений Том 1. Сюда вошли маленькие рассказы.

Костецкий Владимир Николаевич 1905-1968 Возвращение

Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал? 1 . Мальчик в доме с фотографией. 2 . Разговор с воспитателем. 3 . Возвращение фотографии. - 4 кадр ……?

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Спасибо за внимание.


Урок внеклассного чтения (6 класс)

«Портрет А. И. Приставкина»

Разработала: учитель русского языка и

литературы МОБУ СОШ

с. Октябрьское Попова Е. И.

Цели:

Образовательные:

1) знакомство с жизнью и творчеством писателя второй половины 20 века А. И. Приставкина;

2) обучение работе с текстом

Развивающие:

1) развитие связной монологической речи учащихся, логического мышления и творческих способностей;

2) развитие навыка выразительного чтения

Воспитательные:

1) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

2) воспитание интереса к языку художественной литературы, творчеству Анатолия Игнатьевича Приставкина.

Оборудование урока: портреты А. И. Приставкина, мультимедийная презентация, тексты произведений, материал для сообщений.

Учебник: «Литература. 6 класс» под ред. О. В. Кубасовой (после изучения раздела «Никто не забыт, ничто не забыто»)

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя 20 века Анатолия Игнатьевича Приставкина. Я думаю, что его имя известно не всем вам. Так ли это? Хорошо, тогда начинаем…(Учитель или подготовленный ученик читает рассказ А. Приставкина «Портрет отца» )

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Как вы думаете, автобиографичное это произведение?

Попробуем это выяснить.

Сегодня на уроке мне будут помогать Биограф и Литературовед. Они постараются подробно рассказать о жизни и творчестве известного писателя А. И. Приставкина. А задача остальных ребят заключается в следующем: на столах находится «Летопись жизни и творчества А. И. Приставкина», вторую часть которой придётся заполнять по ходу урока. Не забывайте также о том, что в рабочих тетрадях необходимо записывать слова, которые будут важными для характеристики писателя А. Приставкина и его творчества.

II. Выступление Биографа и Литературоведа

Биограф: Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. Трудиться начал с 12 лет.

Литературовед: После войны стал участвовать в самодеятельности, начал писать стихи - вскоре они были опубликованы в газете.

Биограф: В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и окончил его в 1959 году.

Литературовед: В 1958 году Анатолий Игнатьевич дебютировал как прозаик: в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал корреспондентом «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. С 1981 года преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; являлся доцентом кафедры литературного мастерства.

Литературовед: В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации (изгнание) чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, - мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР, получив и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения - «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотой палач» (2005).

Биограф: В 1991 году А. И. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России.

С 1992 года Анатолий Приставкин - Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года - советник президента РФ по вопросам помилования.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

Литературовед: В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Произведение рассказывает об исторических событиях.

Биограф: За десять лет - с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

III. Работа над рассказом «Фотографии»

1. - Спасибо юным исследователям творчества А. Приставкина, а мы обратимся к рассказу писателя «Фотографии». Слушаем внимательно…

(Чтение рассказа).

2. Анализ произведения:

Прошло более 66 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне – одного из памятных событий 20 столетия, а произведение А. Приставкина не утратило своего значения. Детство военной поры – что может быть трогательнее и печальнее?

Так о чём это произведение?

От чьего имени написан этот рассказ?

Какими ты представляешь себе детей (брата и сестру)?

Как вы полагаете, это произведение полностью автобиографичное или же повествует о судьбах других детей военной поры?

Вы, наверное, успели заметить, что в рассказе много многоточий. Как вы думаете, почему?

Как вы понимаете заключительные слова рассказа: «Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»

Чему учит нас, внимательных читателей, это произведение?

I V . Итог урока, выставление оценок.

Итак, давайте подведём черту увиденному, услышанному, пережитому нами на уроке: прочитайте слова, которые вы записывали в тетради и которые могут, по вашему мнению, охарактеризовать личность и произведения А. И. Приставкина.

(Мнения детей).

V . Домашнее задание: подготовьте отзыв об одном из произведений, прочитанных на уроке (См. памятку №5 и инструкцию №5 на стр. 340, 344)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

А. Приставкин «Портрет отца»

Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

Ерунда! Это не твой отец!

Нет, мой!

Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:

Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?

Нож свой отдашь?

И компас?

А новый костюм поменяешь на старый?..- И протянул измятую обложку.

Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду...- В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Летопись жизни и творчества Анатолия Игнатьевича Приставкина

Основные события в жизни

А. И. Приставкина (1931-2008 гг)

Мои заметки об услышанном

1952 год – А. И. Приставкин окончил Московский авиационный техникум.

1958 год – был напечатан цикл рассказов «Военное детство» в журнале «Юность»

1959 год – окончание Литературного института имени М.Горького

1959 год – «Мои современники», «Маленькие рассказы»

1960 год – повесть «Страна Лэпия»

1964 год – повесть «Костры в тайге»

1965 год – «Селигер Селигерович» (очерки)

1967 год – роман «Голубка»

1975 год – «На Ангаре» (очерки)

1977 год – повесть «Мальчик и солдат», очерки «Ангара-река» и др.

1981 год – А. Приставкин преподаёт в Литературном институте

1987 год – повесть «Ночевала тучка золотая…»

1989 год – повесть «Кукушата» и др.

2005 год – «Золотой палач»

2008 год – «Король Монпасье Мармелажка Первый»

1991 год – А. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР

1992 год – А. Приставкин - Председатель Комиссии по помилованиям при Президенте РФ, а с декабря 2001 года - Советник Президента РФ по вопросам помилования

НАГРАДЫ:

1988 год – повесть «Ночевала тучка золотая...» была отмечена Государственной премией СССР

2002 год - А. И. Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

А. Приставкин «Фотографии»

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

Болеет...- повторяла девочка.

А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

Вот это тетя.

А здесь?

Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.

А где же папа?

Папа? Сейчас посмотрим.

Затерялся, да?

Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

Вот Людочка. А вот я.

Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

ОГОНЬ

Совсем недавно побывал я там, где родился. Наш двухэтажный дом, который был самым большим в округе, показался мне удивительно маленьким среди новых каменных домов. Поредел садик, где мы бегали, сровнялась с землей горка, где мы играли. И я вспомнил: на этой чудесной горке я сделал великое открытие. Я открыл огонь. Вернее, удивительные камни, из которых можно было высечь огонь. Я приводил сюда ребят, мы набирали полные карманы этих камней и потом шли в темный чулан. В таинственном полумраке мы стучали камнем о камень. И появлялся желтовато-синий шарик пламени. Только потом я понял, что огонь делали не серые камни с моей горки, а мои руки. Как эта чудесная горка, сровнялось с землей мое детство. Попробуй отыщи следы… За горкой во все стороны со своими настоящими чудесами начиналась жизнь. Но вера в свои руки, которые могут добывать огонь, осталась навсегда. Я пошел учиться на монтера.

РИСУНОК

Саша был мой друг и жил через стену. Я приходил к Саше, когда он, приторапливаемый нянькой, лениво доедал красный вишневый кисель. Ни киселя, ни няньки у меня не было. Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шел на послеобеденный отдых. Однажды взрослые сказали, что Саша заболел опасной болезнью и что приходить к нему нельзя совсем. Приезжал врач с чемоданчиком и, выходя от соседей, качал головой: «Плохо, очень плохо». Мама Саши прижимала ладони к щекам и смотрела на меня невидящими глазами.

Мне было жаль Сашу. Я пробирался на кухню и слушал, как за дощатой перегородкой с коричневыми обоями раздавался надрывный кашель. Однажды я нарисовал на листе бумаги солнце, траву и себя: кружочек головы, палочка туловища, а от него четыре веточки - две руки и две ноги. Потом я прошел на кухню и, прислонясь к перегородке, прошептал:

Саша, ты болеешь?

- …олею, - донеслось до меня.

На, держи. Для тебя нарисовал. - Я сунул в щель листок. С той стороны листок потянули.

- …сибо!..

Кашлять за стеной перестали. Кто-то смеялся. Ну, конечно, смеялся Саша. В темной комнате с занавешенным окном он понял по моему рисунку, что на улице солнце и теплая трава. И что мне очень хорошо гулять. Потом я услышал, как он позвал маму и потребовал карандаш. Скоро из щели высунулся белый уголок. Я побежал в свою комнату. В моем рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой: кружок головы, палочка туловища, а от нее четыре веточки… Мальчик был изображен красным карандашом, и я понял: это Саша. Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком. Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков - это значит: они держались крепко за руки - и сунул лист обратно. В тот вечер врач вышел от соседей веселый.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

У Саши был велосипед. У меня тоже, только похуже. Соседская девочка Марина иногда брала у нас покататься велосипед, и я сильно мучился, если она предпочитала велосипед моего друга.

Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе его отца, и решил написать письмо. Это было первое письмо к девочке, и я писал его весь день. И каждую строчку я писал разным цветом. Сперва красным, потом синим, зеленым… Мне казалось, что это будет самым лучшим выражением моего чувства.

Два дня я не видел Марину, хотя старался проезжать все время у нее под окнами. Потом вышел ее старший брат и стал меня пристально рассматривать. И на его лице было ясно написано: «А я все знаю». Потом брат скрылся, и выбежала Марина. И в знак хорошего ко мне расположения попросила велосипед. Проехала один раз для вида и сказала, чертя носком маленького ботиночка по земле:

Ну, вот что. Я тебе отвечу на письмо, если ты принесешь мне цветов. - И она топнула твердо своим маленьким ботиночком. - Цветы нужны сейчас!

Я ринулся в городской сад. Цвели одуванчики, и я собирал их, как рассыпанные солнечные зайчики. Скоро среди лужайки возвышалась целая золотая горка. И вдруг меня охватила первая мужская робость. Как же при всех поднесу ей это? Я накрыл цветы лопухами и пошел домой. Нужно было подумать. И решиться.

На следующий день Марина скакала с подругами на тротуаре, расчерченном мелом, и на меня взглянула очень строго.

Где же твои цветы?

Я опять побежал в сад. Я уже знал, что буду делать. Нашел свою лужайку, откинул лопухи - и обмер: передо мною лежала куча вялой травы. Золотые искры цветов потухли навсегда. И с ними моя смешная любовь. А Марина? Марина каталась с тех пор только на Сашкином велосипеде.

ПОРТРЕТ ОТЦА

Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотечке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец! Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это алой отец.

Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

Ерунда! Это не твой отец!

Нет, мой!

Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель.

Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать, что все это блажь и он просто не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотечку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:

Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Ты не пожалеешь?

Нож свой отдашь?

И компас?

А новый костюм поменяешь на старый? - И протянул измятую обложку. - Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду…

В глазах у Володьки были зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

ДЖАФАР

Сторожем у нас в детдоме, когда я жил в Сибири, был старик Джафар. Хотя он и стригся наголо, голова у него была, как серебряный шар. Такой он был седой. Из щек и подбородка торчали толстые белые волосы, вроде как проволока на терке, которой Джафар скоблил пол. Наверное, он был очень стар: он работал медленно и плохо. Про него говорили, что он из чеченцев. И за то, что он плохо работал, взрослые его потихоньку ругали. Мы подражали взрослым, но действовали смелей и старались вредить ему. В теплый сентябрьский день я сидел на скамеечке. Рядом сидел Джафар. Он, почти не щурясь, глядел на солнце, подставляя теплу лицо, и серая кожа на скулах, похожая на старую мешковину, вздрагивала и тряслась. Он вдруг спросил, даже не взглянув на меня:

Ты откуда родом, мальчик?

У меня был рубль. Я очень берег его. Но мне совсем не было жалко рубля. Я добежал до угла и купил Джафару яблоко. Он долго разглядывал яблоко, поворачивая перед глазами. Мелко надкусил и забыл про меня.

Медленно покачиваясь, он беззвучно запел, и тусклые глаза его смотрели куда-то дальше деревянного заборчика, перед которым мы сидели.

Через месяц Джафар простудился, и его отвезли в больницу. А потом нам сказали, что он умер. И толстая наша заведующая, которая кормила детдомовскими обедами всех своих родственников, пошла опознать его, но скоро вернулась и объяснила, что умерших там много и она не нашла сторожа.

И ребята пораньше легли спать в нетопленной спальне. И тут же забыли о стороже. А я плакал, закрыв голову одеялом, чтобы не слышала дежурная няня. И заснул. И мне снился теплый-теплый Кавказ и снилось, что старик Джафар угощал меня яблоками.

ФОТОГРАФИИ

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

Болеет… - повторяла девочка.

А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная. А здесь Людочка и я…

А где же папа?

Папа? Сейчас посмотрим.

Затерялся, да?

Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению…

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

Вот Людочка. А вот я.

Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

«ШЕФЫ»

Все мы, ребята Кизлярского детдома, жили без родных много лет и совсем забыли, что такое семейный уют. И вдруг нас привели на станцию, объявили, что железнодорожники - наши шефы и они приглашают нас в гости. Разобрали нас по одному. Дядя Вася, толстый и веселый начальник, привел меня к себе домой. Жена охнула, противно вздыхая, долго расспрашивала о родных, но в конце принесла душистый борщ и сладкую печеную тыкву. А дядя Вася подмигнул и нацедил из бочонка красного вина. И себе и мне. Стало весело. Я расхаживал по комнатам, словно плавал в каком-то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить. В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чем другом не могли говорить. А в школе с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество - стихи - Лида, - я дописал еще одно слово - шефы.

Больше всех хвалился белорус Вилька. Он попал в гости к самому начальнику станции, и тот велел приходить еще. Мне тоже хотелось рассказать хорошее про дядю Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я даже могу показать, где он работает. Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повел ребят.

Дядя Вася оказался занят. Он хмуро посмотрел на ребят, а мне сказал:

Не вовремя ты, мальчик… Ты приходи лучше в воскресенье, и домой.

Я пришел. И снова ел тыкву и расхаживал по комнатам. И снова тихое счастье не покидало меня. А жена дяди Васи в соседней комнате сказала:

Странные они, эти дети. Неужели они не понимают, что все время ходить нельзя! Неудобно. Мы же не родственники какие, чтобы их кормить!

А дядя Вася ответил:

А что я мог поделать! Вопрос о шефстве у нас на общем собрании решался. И вот придумали…

Я тихо брел по улицам. Чтобы никто не спрашивал, почему я пришел раньше, остаток дня я просидел в пустой школе. Последнее вырезанное слово я расковырял ножом. Его теперь никто не прочтет. Только осталась на черной крышке глубокая белая ранка.

БУКВА «К»

У Славы Галкина не было ни отца, ни матери. Ему было девять лет, он жил в детдоме и учился в школе. Фамилия учительницы его была Галина. Всем ученикам родители давали с собой вкусные завтраки, а Славе никто не давал. И Слава иногда на уроках мечтал, что он и вовсе не Галкин, просто ошиблись где-то и поставили лишнюю букву. А фамилия у него такая же, как у его учительницы, и он Вячеслав Галин. Но фамилии ведь исправлять нельзя, и Слава только мечтал об этом и еще мечтал, что если бы все было именно так, то учительница оказалась бы его мамой и давала бы ему в школу свертки с завтраками. И Слава чуть-чуть недолюбливал букву, которая разбивала всю его мечту. И потихоньку пропускал ее. А в диктантах за ошибки ему ставили двойки. Однажды учительница очень рассердилась. Она сказала:

Почему ты, Галкин, пропускаешь в словах букву? Никто не делает таких странных ошибок. Смотри, что ты написал: «Светило жарое солнце, и мы пошли упаться на речу». Это просто непонятно. Завтра перед уроком зайдешь ко мне.

И Слава пошел к учительнице. Та продиктовала ему диктант, прочла слова с пропущенной буквой «к». И рассердилась. А потом почему-то спросила о родителях. Велела заходить еще. Но главное, завернула ему в бумажку хороший завтрак.

Слава бежал в школу, не помня себя от радости. В перерыв он не ушел, как обычно делал, в коридор, а гордо достал свой завтрак, хотя совсем не хотел есть.

Когда учительница проверяла новый диктант, она задержалась на работе Славы. В диктанте не было ни единой ошибки. И все буквы «к» стояли на своих местах. Ошибка оказалась только в одном слове. Было подписано: «В. Галин».

Но учительница, наверное, не заметила этой ошибки и не исправила ее.

ОБМАНУТЫЕ ПИСЬМА

В детдоме было три воспитательницы. И все они, хотя и не были молодые, оставались не замужем. Наверное, потому, что три года шла война. Правда, воспитательница Ольга Петровна переписывалась с отцом Бориса. Об этом знал весь детдом. Ребята немного завидовали Борису и говорили:

Твой отец приедет с фронта и женится. Вот посмотришь! Сколько он ей писем написал, небось, побольше, чем тебе!

Ну и пусть, а мне что… - говорил Борис, а про себя думал, что, может, это не так уж плохо, что Ольга Петровна добрая и красивая…

Когда в детдом приходила почта, Борис сразу различал письма отца. Красивые заграничные конверты, а буквы были высокие и напоминали восклицательные знаки. Только чаще эти красивые письма были не ему.

Ольга Петровна смотрела на него ласково и понимающе говорила:

Приходи ко мне в гости, Боря. Чай будем пить. Не с сахарином, а с настоящим сахаром. Я тебе письма от папы прочитаю.

А мне неинтересно, что он пишет… - говорил Борис, но в гости приходил.

К директору детдома приехал сын. И на третий день кто-то из ребят сообщил достоверно:

А Ольга Петровна гуляла с директорским сыном!

Врешь… - бледнея, сказал Борис.

Вот и не вру. Он ее утром до детдома провожает. Целых два дня. Я вчера сзади шел, он ее обхватил вот так, а она смеялась…

Утром Борис сидел у входа и ждал. Вокруг стояли ребята. Самые нетерпеливые приносили новости:

Вышли из дома. Он держит ее под руку.

Идут к детдому, Ольга Петровна смеется.

Повернули в боковой переулок.

Он ее обнимает. Идут по переулку обратно.

Опять обнимаются. И опять идут по переулку.

Ольга Петровна опоздала на два часа. Быстрая, счастливая, она пролетела по двору и даже не заметила, что никто из ребят не подбежал к ней, как это бывало раньше. Не обратила внимания, что первый день ей не оказалось писем. Ей было не до этого.

А красивые заграничные конверты шли и шли, и буквы уже были похожи на вопросительные знаки, словно кто-то не мог никак понять, что произошло. И никто не видел, как детская рука тихо забирала их из ящика и складывала нераспечатанной стопочкой под матрац.

ЗВЕЗДЫ

Нас было в спальне одиннадцать человек. И у каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но черные листки шли в другие спальни. И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало за всю войну.

Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. И кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. И раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

В детдоме готовили вечер, и Витька Козырев разучивал песенку:

Окна светятся весь вечер,

Как подснежники весной.

Скоро мы дождемся встречи

С нашей армией родной.

Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал:

Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушел воевать еще с белофиннами…

И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пускай Витька поет.

Наступил тихий вечер. Заблестели через серую пыльцу звезды, и нам они казались звездами с солдатских пилоток - протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идет, так это просто вранье. Звезды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при ее приходе, а просто подошли к окну и спросили, кому письмо. Козыреву протянули листок. И вдруг в спальне замолчали. Но нам показалось, что кто-то закричал. Было непонятно и страшно.

«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года в районе Берлина».

Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно. Светились далекие звезды. И было ясно, что свет от них шел очень долго. И мы захлопнули створки окон.

ШУРКА

Шурка был почти взрослый. Он жил в нашем доме и умел делать все. Он всегда что-нибудь мастерил, и крупные веснушки у его переносицы были похожи на головки медных заклепок.

Иногда Шурка вытаскивал на двор старый деревянный фотоаппарат и приказывал мне: замри - и таинственно закрывался в чулане. Потом приносил карточки и говорил мне сердито:

Я тебя, друг, просил быть серьезным! А ты что? Расплылся, рот до ушей, вот и смазал мне все!

Но скоро Шурка женился, а потом его провожали в армию, и жена шла рядом и прижимала к груди ребенка.

Прошла война. И еще много лет. Однажды, когда я сидел на крыльце, из дому выскочил мальчик. Он волок за собой какой-то моторчик. Скоро он появился опять и притащил старый деревянный фотоаппарат. Я присмотрелся: мальчик как мальчик, только у переносицы нашлепано пяток крупных веснушек.

Ничей. Я Шурка. С мамой к бабушке приехал в гости.

А где отец?

На фронте убили. Вы, дяденька, улыбайтесь, а я вас сниму. Только улыбайтесь и не разговаривайте.

Он заперся в чулане и проявлял снимки. Потом вышел и сказал мне сердито:

Серьезные вы, дядя, вышли. Я же просил улыбаться, а вы… Вы совсем не умеете улыбаться.

И, снова повеселев, Шурка побежал с аппаратом за изгородь.

И все веснушки на его переносице были похожи на головки медных заклепок.

ШАГИ ЗА СОБОЙ

В двенадцатом часу ночи я шел по почти пустынной улице Москвы. Где-то у пушкинского театра нагнал девочку лет десяти. Я даже не сразу понял, что передо мной слепая. Она шла неровными шагами по кромке тротуара. Столб она обошла, на мгновение застыв перед ним. Я обогнал слепую и оглянулся; прислушиваясь к моим шагам, она пошла вслед. У площади Пушкина я завернул за угол. Но захотелось еще раз посмотреть, что будет делать слепая. Девочка остановилась на повороте и стала напряженно слушать, подняв голову. А может, она ждала, где раздадутся шаги людей? Никто не шел. В двух шагах проносились машины. Я возвратился.

Вам куда?

Слепая как будто не удивилась:

К Армянскому магазину, пожалуйста.

А теперь?

Теперь мне тут близко. Спасибо.

Она мгновение постояла и пошла, прислушиваясь к шагам случайного прохожего. Так окончилась эта встреча. Только я подумал после: а ведь вправду, мы часто забываем, что за нами остаются отзвуки наших шагов. И нужно всегда правильно идти, чтобы не обмануть других людей, которые доверились нашим шагам и идут вслед. Вот и все.

Цели урока:

  1. Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», отрабатывать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения.
  2. Развивать устную речь учащихся, совершенствовать умение отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, гордости за героическое прошлое нашей Родины, за мужество детей.

Оборудование:

  • портреты пионеров-героев, портреты семьи Степановых;
  • выставка книг о войне;
  • рисунки на тему «Мы за мир на Земле.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к занятию.

Прежде чем приступим к проверке домашнего задания, давайте проведем дыхательную разминку «Шарик», делаем медленно вдох, разводя руками в стороны, задерживаем дыхание, спускаем наш шарик со звуком (ш-ш-ш).

Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте, ребятки, подготовим его.

Упражнение «Маляр», «Лошадка».

А теперь потренируем его, читая скороговорку. У четырех черепах, по четыре черепашонка.

Понятно ли о ком говорится в скороговорке? Прочитайте про себя.

Коллективное чтение (медленно, затем средним и в быстром темпе). Язычок наш готов, а теперь подготовим наш мозг.

Подберите к словам антонимы.

А что такое антонимы? (Слова противоположные по смыслу).

Глупый – умный, слабый – сильный, плохой – хороший, военный – мирный.

II. Проверка домашнего задания.

Что готовили к уроку? (Пересказ рассказа Я.Тайца «Приказ» и чтение по ролям встречи Светы и ее отца.)

Ребята, о каком времени написан рассказ. О военном или о мирном времени?

  1. Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1941 года.)
  2. Когда закончилась? (9 мая 1945 года.)
  3. Сколько человек защищало Родину с двух аулов (290 чел.), из них погибли 143, вернулось 147.

А кто прочитает стихи о войне.

А теперь приступим к проверке домашнего задания

О ком этот рассказ?

Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?

Прочитайте, какие слова написал папа с фронта. Стр.147.

Помнила ли Света отца? Почему?

Кто приходил к девочке? Открыла ли она дверь? Почему?

Почему Света не открыла дверь отцу? (Отца забыла, была верна приказу.) Правильно ли она поступила?

По каким признакам Света предположила, что это ее отец? Стр.150.

Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Мог ли это быть чужой человек? (Да.)

Как папа отнесся к поведению дочери? Подтвердите словами из текста.

  1. Кто желает пересказать рассказ?
  2. Чтение текста по ролям.

Сколько действующих лиц в этом рассказе?

Назовите их.

Сколько человек нам понадобится для ролевого чтения?

Назовите их.

III. Вступительная беседа.

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

IV. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.И. Приставкина.

Посмотрите на доску. Прочитайте название рассказа.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, но перед чтением, давайте проведем словарную работу, потренируемся прочитаем трудные слова.

V. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Наткнулся на книжку-гу лъитагъ, ыгу къэкlыгъ.

Стащил – птыгъун,ытыгъугъ, зэрилъэшъулlагъ.

Измял – наглядно, (уцlыцlын).

Зависть – ешъугъоу еплъын,шъугъон.

2. Отработка техники чтения.

Прочитайте сначала по слогам затем целыми словами:

  • дет-до-мовс-кой – детломовской;
  • вос-пи-та-тель-ни-ца – воспитательница;
  • о-тор-ван-ну-ю – оторванную;
  • биб-ли-о-те-ка – библиотека;
  • от-кры-ти-ем – открытием;
  • о-тыс-ки-ка-я – отыскивая.

Прочитайте целыми словами:

  • шел – подошел;
  • смех – усмехнулся;
  • шуба – полушубок;
  • мех – меховой.

VI. Физкультурная минутка (под музыку).

3. Первичное чтение учителем.

4. Проверка понимания содержания.

Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

Хорошо ли он поступил?

Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

С кем он поделился своим открытием?

Что сказала мальчикам воспитательница?

Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

VII. Закрепление нового материала.

Выборочное чтение. (Вопрос на треугольных письмах.)

Прочитайте, как мальчик нашел книгу?

С кем он поделился своей радостью? Прочитайте.

Что сказала мальчикам воспитательница? Прочитайте.

Прочитайте, как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

VIII. Минутка отдыха.

На фоне не громко звучащей музыки говорю спокойным голосом:

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко-ровно-глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…
Засыпают (2 раза)
Шея не напряжена, и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко…
Ровно…
Глубоко…

Пауза 2 минуты.

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать!
Их по выше поднимаем..
Крепче кулачки сжимаем,
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!

Выразительное чтение.

Кто прочитает отрывок из разговора мальчика с Володей?

IX. Итог урока.

С каким рассказом познакомились на уроке?

Чему учит этот рассказ? (Доброте, отзывчивости, учит, гордиться подвигами наших солдат в ВОВ и помнить о них.)

X. Домашнее задание.

Сильной группе – подготовить пересказ.

Средней группе – выразительное чтение и пересказ.

Слабой группе – выразительное чтение.

XI. Игра «Откуда Я».

Отгадайте, из какого произведения эти предметы?

  • Шляпа «Живая шляпа».
  • Бинт «Мой щенок».
  • Гвоздь «А что у вас?»
  • Телеграмма «Чук и Гек».

Выставка рисунков.

Анатолий Приставкин

Солдат и мальчик

Васька возвращался из школы. День был теплый, пасмурный, приятный. Зеленая острая травка вылезла через прошлогоднюю листву. Почки на деревьях разбухли, стали мясистые. Васька, наклонив сук, обгладывал эти почки, а потом сорвал ветку и всю ее обгрыз вместе с корой, облизал белый прутик. Кора была горьковато-терпкой, пахла весной.

Навстречу попался Витька, Васькин одноклассник, который сегодня не был на уроках. Впрочем, он и вчера не был, и позавчера. Может, он вообще забросил школу.

Витька бежал по тропинке и делал Ваське издалека какие-то знаки. Васька решил, что Витька будет его снова просить прийти домой, чтобы Витькина мать поверила, что сын ее ходит исправно в школу. За такое вранье в прошлый раз Витька дал две картофелины. Васька сразу их съел в сыром виде. Схрупал, как кролик морковку, и попросил еще. «Жирный будешь! – сказал Витька. – Потом придешь, получишь».

Теперь Васька сообразил, что предполагается пожива, и, бросив горькую веточку, спросил:

– Ты чего? Снова пропустил?

– Тише! – прошипел Витька. – Из школы, Сморчок?

– Ага. А ты почему не был?

– По кочану, – ответил Витька и оглянулся. – Сморчок, дело есть.

– Какое дело? – спросил Васька.

– Тише ты! Иди сюда. Скорей, тебе говорят! Васька приблизился к забору, с интересом глядя на Витьку. Тот шептал:

– Стой тут, смотри! Если какой шухер, свистнешь! Понял?

– Не… – сказал Васька. – А ты чего будешь делать?

– Что надо! Потом узнаешь. Так, понял? В четыре глаза смотреть!

– Чур, моя доля, – уже шепотом сказал Васька. Витька оглянулся, кивнул. Нырнул в узкую дырку и скрылся.

Ваську в детдоме и на улице звали Сморчком. Откуда пришло такое прозвище, он и сам не знал. Но откликался, когда его звали. А почему бы не откликаться! У всех были какие-нибудь клички: Жаба, Король, Дыра, Обгрызок… Ну а он Сморчок. Повариха однажды сказала ему, что сморчок – гриб такой весенний, после зимы вылезает на теплых полянах, серый и кривой. И хоть виду в нем никакого нет, да и вкус не настоящий, все-таки он гриб, а не поганка. Его едят, а нынче-то, в войну, чего не едят… А он, сморчок, хоть уродец, прет из земли этой весной кучей, как детдомовская шпана на поляне…

Так ли объясняла повариха, а может, и нет, Васька не запоминал. Запомнил другое, что она разрешила ему собрать картофельные очистки и поскребыш из мусорного ведра. И пока она рассказывала ему сказки о грибах, Васька живо, будто фокусник, слепил из очисток комок, сунул в духовку и через пару минут ел его обжигаясь, слезы текли из глаз. Знал, что у дверей дежурят шакалы. В детдоме шакалами зовут тех, кто вечно торчит у дверей кухни, просит, ноет, ждет кусочка. Увидят съедобное, изо рта вырвут. Васька это помнил и, пока не выгнала повариха (он дежурил по дровам и подлизывался, получил очистки), быстро, быстро, стоя в дверях, сжевал все и проглотил. Потом уже вышел наружу. Теперь проси не проси, а если проглотил – твое.

Васька попробовал вспомнить вкус поджаристых очисток, но во рту и на губах еще оставался горький запах коры. Вот если бы Витька тяпнул что-нибудь съестное, буханку хлеба, например… Он везучий, тут и Ваське перепадет кусок, отломок от угла, да с кислым мякишем, да с коркой…

Бывало же время, это еще из глупой довоенной Васькиной жизни, из далекого, значит, времени, из детства, – сейчас он числил себя иным, – когда он не догадывался, не знал, что нужно наедаться про запас. Тогда не только картофельные очистки, а гуща, капуста и крупа водилась в супе, и даже корки хлеба оставались на столах. Вот бы знать, Васька вмиг сообразил, как все это добро применить, подсушить, скопить, заханырить на черный сегодняшний день! Но ведь мал был, неумен, неопытен, одним словом – дурачок! Об этом времени мало что помнилось, но осталось счастливое и щемящее чувство, как во сне. Но при удобном случае кто-то из ребят обычно произносил: «Ну, как до войны». И тогда понималось, что оно было, было, хоть и давно, и хоть не так, как представлялось теперь. Потому что, перехлестывая через собственную фантазию, один из помнящих все в той сказочной, довоенной жизни однажды утверждал и божился несуществующей родней, что на какой-то праздник, на Новый год, что ли, детдомовцам принесли от шефов мешок баранок и еще горсть конфет в золотых бумажках, и никто не шарапил, не тырил в заначку, а высыпали на стол, и можно было брать без счета, – вот случались какие непостижимые, почти легендарные случаи!

Он будто очнулся, вспомнив, что поставлен на шухере отрабатывать свой кусок. Быстро, словно носом вынюхивал, посмотрел по сторонам. Пусто. Редкий сосняк, за которым далеко видно. Васька подошел к дыре и осторожно заглянул за забор. Сразу увидел нескольких ребят, все постарше его и Витьки. Наклонившись, что-то они шуровали у забора, и только Витька прыгал, мельтешил около них, временами оглядываясь в сторону лаза. Васька догадался вдруг, что Витька сам был оставлен сторожить, быть на шухере, но передоверил свое дело ему, то есть Ваське, чтобы самому не остаться внакладе. Витька – цепкий, зубастый, он-то свое возьмет. Он из горла вырвет, если что…

У Васьки зоркий глаз, но, как ни щурился, как ни напрягался, не мог разобрать за спинами, что они делают. Вот один из компании разогнулся, и Васька узнал толстомордого Купца – так его звали. Еще бы Ваське не помнить Купца, который издевался над детдомовскими:

встречал их по пути в школу и начинал медленно клещами-пальцами щипать кожу… Через одежду выворачивал кожу так, что она потом вспухала и болела, не могла зажить. А Купец требовал, чтобы стоял под его щипками прямо и не смел чтобы голосом. А в горле крик застревал, когда он медленно крутил кожу, и слезы брызгали на полметра, и, несмотря на запрещение, вырывалось:

«А-а-а!» Купец блаженно прищуривал поросячьи глазки, но всевидящие, цепляющие, как крючки, проходящих, и делал новый щипок, где-нибудь в чувствительном месте, под ребром, при этом смотрел в твои глаза, наслаждаясь и удивляясь твоей нечеловеческой боли…

Как же Ваське не узнать Купца, он даже вздрогнул, увидев толстое лицо с цепучими глазками. Даже шею вытянул Васька, но Купец сейчас не смотрел по сторонам. Он держал в руках мешок и быстро туда что-то клал. Долговязый незнакомый парень поднял с земли длинный предмет, и еще один парень, тоже незнакомый, которыйбыл к Ваське спиной, помогал ему возиться с этим предметом, а Витька прыгал вокруг, суетился, мешал. Вдруг оглянулся, увидел торчащую Васькину голову и показал кулак. Мол, смотри. Сморчок, не сюда, а смотри на дорогу. Васька мигом отпрянул от дыры, зыркнул быстрым глазом во все стороны, сунулся в лаз, но смотреть уже было нечего.

Купец с мешком в руках – Васька увидел, что это зеленый вещмешок, – бежит от забора в сторону парка, за сосны. Толстый Купец, но легко бежит, прыгает через пеньки, а за ним долговязый с другим парнем. Этот оглянулся, налетел на дерево, ударившись ногой, присел, скорчился от боли. Его не ждали, и, хромая, он поскакал дальше, вслед за дружками. Все моментально, как в кино.

Теперь Васька увидел у забора на земле лежащего человека в зеленом. Еще не сообразил, солдат убитый ли, а может, пьяный, как налетел Витька, крикнул «бежим», и они рванулись вдвоем, дальше и дальше в лес, прочь от пагубного места. Долго бежали, пока вдруг поняли, что вне опасности. Витька опустился на пенек, а Васька лег на землю, и рот у него был открыт. Он задохнулся, не мог произнести ни слова. Только грудь часто ходила, глаза вылезли от натуги. Не было сил шевельнуть рукой или ногой.

Витька снимал ботинок, он с разбегу влетел в какую-то лужу и одним глазом весело следил за Васькой, думал про себя: «Эх, Сморчок, не бегун ты, нет, не бегун… Задохнулся так, что плашмя лег и слюну пустил. А если бы догоняли? Нет, Сморчок, с тобой накроют на мокром деле. А ты кусаться по-настоящему не умеешь и бегать не умеешь, не жилец ты на белом свете. Подохнешь однажды, когда будут гнать. И не своруешь – подохнешь, прутиками не наешься. Куда ни кинь, все не жилец… А ведь тоже тявкает, тоже чего-то хочет. Чего он хочет еще?» – Чего ты хочешь? – сказал Витька. Он сидел на пне, руки в боки. Хозяин, настоящий хозяин, не чета всякой вшивоте.