Грандиозные ошибки инженеров. Чёрные окраины Парижа Забытый город будущего в париже

Еще в средние века под Парижем появилась сеть извилистых туннелей и лабиринтов, которые со временем лишь увеличивались. В 1855 году в этом подземном городе побывал Гаспар Феликс Турнашон, который запечатлел все увиденное на фотопленку.

Вид катакомб

Парижские катакомбы - это сеть подземных туннелей и искусственных пещер. В конце XVIII века чудовищная перегруженность кладбищ (в некоторых могилах находилось до 1500 останков различных эпох) заставила власти французской столицы вывозить продезинфицированные кости в заброшенные каменоломни, расположенные под городскими улицами.

Кости с кладбища Тур Сен-Жак, перевезенные в катакомбы в 1859 году

К 1860 году в катакомбы переместили останки шести миллионов человек. Работники специальной инспекции следили за тем, чтобы кости и черепа были уложены аккуратными штабелями, организовывали подземные галереи и ставили памятники. Со временем катакомбы стали популярным местом для прогулок обеспеченных парижан, жаждущих острых ощущений.

Канализационный водосток у моста Менял

Канализация для людей XIX века ассоциировалась с бунтами и беспорядками. Именно там в финале «Отверженных» бывший каторжник Жан Вальжан спасает раненного на баррикадах студента Мариуса Понмерси. Надар специально отметил, что этот снимок был сделан под мостом Менял, где располагалась сточная канава, по которой в XVIII веке не раз скрывались беглые заключенные. Однако, подчеркивает фотограф, после реконструкции на месте старых зловонных труб появляется современная технологичная система.

Мусор катакомб

В катакомбах Надара больше всего поражала наглядная хрупкость человеческого существования, vanitas vanitatum: «Этот череп, на который наступила твоя нога, безымянные останки, забытые, потерянные, брошенные - мог принадлежать твоему деду, который любил и был любимым».

Канализационное оборудование под бульваром Сен-Дени

В средневековом Париже отходы жизнедеятельности просто выливали на улицу. Наука XIX века, объявившая экскременты (и их миазмы) источником болезни, заставила власти всерьез взяться за канализацию. При мэре Османе и его помощнике, инженере-гидрологе Бельгране канализационная сеть была расширена в пять раз, а подземные каналы и резервуары доставляли в Париж 235 тысяч кубических метров воды ежедневно.

Лабиринты катакомб

Надар проработал под землей три месяца. Он брал с собой громоздкое оборудование - камеру, штатив, элементы Бунзена (химический источник тока) и дуговые лампы с угольным электродом. Минимальная видимость, холод, отвратительные запахи, сырой и спертый воздух - фотограф снимал в тяжелых условиях. Несколько его ассистентов отравились сернистыми и азотистыми выбросами химической батареи - наверх их выносили на руках.

Манекен, тянущий тележку с костями

Надар хотел показать и рабочих, которые трудятся в катакомбах и канализации. Однако снимал он с выдержкой в 18 минут, и поэтому ему пришлось обратиться к помощи манекенов, что придало фотографиям некоторую театральность.

Техническое оборудование канализации и манекен-рабочий

Фотограф исследовал архитектурную «анатомию» парижской канализации, подчеркивая ее технологическую сложность и механизированность. В этом смысле ближайшим аналогом подземной серии Надара можно назвать работы Филиппа Генри Деламотта, посвященные сборке-разборке «Хрустального дворца» (1854 год), и снятые Эдуаром Балдю по заказу барона Ротшильда фотографии железных дорог Франции (1855 год) - первые образцы инженерного фотоискусства.

Катакомбы со следами эмульсии

Случайные следы эмульсии на снимках (характерная особенность коллодионного фотографического процесса) создают причудливые формы, усиливающие впечатление нереальности, потусторонности мира катакомб.

Автопортрет Надара

В катакомбах Надара больше интересовала не смерть и гротескная эстетика загробного мира, а политика и история. Там скрывались многочисленные бродяги, преступники и революционеры. Свой автопортрет Надар решил сделать на фоне костей с кладбища Мадлен, где похоронены жертвы Французской революции - в том числе гильотинированный Людовик XVI и Мария-Антуанетта.

Табличка, указывающая, что эти останки были перенесены с Кладбища Невинных

Надар постоянно экспериментировал с углом съемки, фокусировкой, глубиной кадра, но прежде всего с освещением. Яркий электрический свет придавал черепам и костям катакомб своеобразную живописность и даже театральность, что поражало современников.

Пересечение канализационных коллекторов

В представлении Надара канализация выступала аналогом человеческого тела - в обоих «механизмах» циркулируют жидкости, застой которых приводит к болезням. Визуальный контраст между массивными стенами и плавной текучестью сточных вод подчеркивает эффективную работу канализации.

Последняя галерея катакомб

Свет в конце туннеля

Давайте теперь вернемся в Париж …


Мало кто из парижан знает, что их métro было близко к тому, чтобы вовсе исчезнуть из-под земли – в том смысле, что могло стать наземным транспортом. В середине 1800-х годов каждый крупный город западного мира пытался решить про- блему транспортировки своих и прибывающих из пригородов жителей по перегруженным городским улицам. Париж оказался впереди планеты всей, поскольку еще в 1852 году открыл наземную железную дорогу, проложенную по городским окраинам, – отсюда и название: Petite Ceinture, или «малый пояс». Поначалу она перевозила лишь животных на скотобойни и грузы, но постепенно была адаптирована к перевозке пассажиров и проявила себя в пол- ной мере во время прусской осады 1870–1871 годов, когда французские солдаты прорыва- лись на паровозах для защиты городских кварталов. То был первый опыт механизированных военных действий.


Давайте вспомним, как это все происходило и что представляет из себя эта дорога сейчас …





Кликабельно

Эта линия образовывала круг только внутри укрепленного периметра города и соединяла другие железные дороги. Это был потрясающий успех, и в течение почти 100 лет линия служила одним из главных средств передвижения в Париже. Но в начале 20-го века необходимость в ней неизменно начала уменьшаться, и к 1934 году линию практически забросили. За прошедшие годы Малый пояс остался почти нетронутым. Он зарос мхом и плющом, и даже немногие парижане знают о его существовании. Почти 32 километра железной дороги, несколько туннелей и мостов скрыты в гуще городской застройки.


Разбитые возле Бастилии сады, Coulée Verte, как раз тянутся вдоль старой железной дороги. Парки Монсури (Montsouris) на юге и Бют-Шомон на севере пересекают заброшенные рельсы, а музыкальный фестиваль Флеш-д’Ор в Двадцатом округе проходит как раз на бывшей станции Petite Ceinture

Километры железнодорожных путей, почти полностью закрытых для движения поездов еще в эпоху общеевропейского упадка, случившегося в 1934 году, функционировали очень недолго – всего-то с 1852 года. А когда-то «поясок» шел параллельно бульварному кольцу и окружал весь город, последовательно соединяя в одну сеть все городскиe вокзалы. Строительство инициировал тогдашний премьер-министр Адольф Тьер – отчасти, как фортификационные укрепления, отчасти, как средство передвижения горожан. С приходом к власти Наполеона III и установлением Второй Республики, строительство окружной железной дороги пошло бурными, по местным понятиям, темпами.


Причем не за счет внутренних средств, а за счет других городов – Наполеон III сделал все, чтобы выжать деньги из Руана, Страсбурга, Орлеана и Лиона, честно аргументируя необходимость дотаций тем, что «до Парижа враги не дойдут, а наличие железной дороги позволит, в случае чего, поддерживать коммуникации между регионами и снабжать продовольствием захваченные районы». Во французах так жива была еще память о войне 1814-1815 годов, что все безропотно согласились. Правда финансирование, как и многое во Франции, шло такими неторопливыми темпами, что соединилось кольцо лишь в 1867 году, аккурат ко Всемирной выставке. И именно тогда Париж действительно во всех смыслах стал центром Франции, куда приезжали поезда – тогда чуть ли не единственное технологически продвинутое средство передвижения в мире – со всей страны.

Сейчас для посещений официально открыты всего лишь несколько километров путей – от вокзала Отёй (Gare d’Auteuil) до вокзала Муэтт (Gare de la Muette), они охраняются мэрией и давно уже превратились в оазис, где произрастают более 200 видов растений и живут, поедая травку и своих меньших собратьев, 70 видов живых существ, включая белок, ежей, лис, енотов и прочей, не совсем что бы городской, живности. Теперь это, скорее, парковая зона, благоустроенная для посещений, чем экшн, который может случиться в самых тихих и состоятельных округах – шестнадцатом и семнадцатом.

А сейчас есть другая, более захватывающая часть, которая действительно может стать увлекательным путешествием в ту часть Парижа, которая мало известна даже местным жителям. И начало ему будет, скажем, прямо возле донельзя популярного заведения авторства Филиппа Старка под названием Mama Shelter, куда так полюбили ходить парижане, чтобы выпить пару коктейлей на террасе. И, кстати, куда рекомендуем заглянуть и мы. На маленькой улочке под названием Флориан (rue Florian) имеются большие и никогда не закрытые серые ворота. Два шага – и вы в совершенно ином мире, наполненном цветами и граффити, гуляя по которому, можно без зазрения совести заглядывать в окна мастерских художников.

Другой способ проникнуть в параллельную реальность Парижа, это оказаться на старой, недействующей станции вокзала Шарон (Gare de Charonne), ныне превращенного в модное рок-н-ролльное заведение La Flèche d’Or.

А что же сегодня может ждать эту дорогу?


Нью-Йоркские архитекторы показали миру пример того, как старую железнодорожную инфраструктуру можно превратить в современное место для отдыха горожан. Речь идет о ставшем знаменитым и породившем множество подражаний по всей планете парке High Line. Схожий проект появился и во Франции. Там, возможно, в будущем будет возрождена кольцевая линия поездов La Petite Ceinture.

Как мы уже говорили 30-километровая кольцевая железнодорожная линия La Petite Ceinture была построена в 1857 году, чтобы соединить несколько вокзалов Парижа. Но в 1930-х она была закрыта – ее функции стал выполнять метрополитен. С тех пор этот инфраструктурный объект постепенно разрушался без ремонта, пока архитекторы Amilcar Ferreira и Marcelo Fernandes не предложили запустить по модернизированным рельсам новые поезда.


Конечно, с транспортной точки зрения в этом нет никакого смысла. Но авторы проекта предлагают использовать поезда на La Petite Ceinture не для перевозки пассажиров, а для уличной торговли. Каждый такой состав станет мобильным торговым центром, переезжающим с одной станции в центре Парижа к другой. В киосках, встроенных в вагоны, можно продавать антиквариат, сувениры, фаст-фуд, сладости и прочие популярные среди туристов товары.

Туристы также смогут использовать этот поезд для передвижения по Парижу. Ведь железная дорога La Petite Ceinture проходит через самый центр этого города неподалеку от основных достопримечательностей столицы Франции.






























Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. 5. «Китайский» город Баласагун и старый русский город Балахна Наряду с «рекой Имиль», «китайские» летописи называют город Баласагун. Где он находился? Нам не удалось найти в современном «Малом Атласе Мира» (М., 1979) города Баласагун где-нибудь на Востоке, в Китае или

автора Такман Барбара

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Париж - город свободных людей Город привлекал к себе жителей окрестных деревень (о чем говорят прозвища, образованные от названий этих селений), провинциалов и приезжих со всех концов света. В XII и начале XIII века заселение города происходило по особым договорам. Владельцы

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

16. Город Альба на реке Тибр и город Ярославль на Волге Белая свинья и тридцать сосущих её белых поросят В самом начале странствий Энея ему было дано «пророчество», фрагмент которого мы уже цитировали. Было предсказано, что Энею предстоит ДОЛГИЙ путь в Италию-Латинию

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

9.6. Китайский город Баласагун и старый русский город Балахна Наряду с рекой Имилем китайские летописи упоминают также и город Баласагун. Где он находился? В современном атласе мира нам не удалось найти города Баласагуна где-нибудь на Востоке, в Китае или Монголии. Конечно,

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

16. Город Альба на реке Тибр и город Ярославль на Волге Белая свинья и тридцать сосущих ее белых поросят В самом начале странствий Энея ему дано «пророчество», фрагмент которого мы уже цитировали. Было предсказано, что Энею предстоит ДОЛГИЙ путь в Италию-Латинию (Рутению -

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Париж, самый невикторианский город Берти влюбился во Францию еще тринадцатилетним мальчиком. Он приехал в Париж с королевским визитом к Наполеону III и понял, что дворцы не обязательно должны быть такими скучными, как у его родителей. Королева Виктория и принц Альберт

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Забытый город Изиды? Эти поразительные астрономо-географические совпадения имеют силу только в случае, если: во-первых, если точны научные оценки Ван Фландерна, а во-вторых, если древние египтяне действительно могли вычислить расстояние, равное 2.8 а.е., чего в

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

8.5.6. Город Хулна, столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Ярославль, он же Великий Новгород или Хольмград «СТРАННОЕ СОБЫТИЕ, - удивляется Дж. К. Райт, - имевшее место в Риме в 1122 году, усилило веру в существование в Азии многочисленного ХРИСТИАНСКОГО населения.

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Суздаль Выше мы рассмотрели одно из Писем Пресвитера Иоанна. Но это письмо - не единственное. Писем Пресвитера Иоанна известно несколько. В других своих письмах к иностранным государям, например к

Из книги Русский царь Иосиф Сталин, или Да здравствует Грузия! автора Грейгъ Ольга Ивановна

ИСтория 12 «Возрождать как русский город. Город русской

Из книги Августовские пушки автора Такман Барбара

Глава 20 Париж - фронтовой город Большие бульвары опустели, витрины магазинов закрылись ставнями, исчезли автобусы, трамваи, такси и извозчики. Вместо них через площадь Согласия к Восточному вокзалу гнали стада овец. Освободившись от уличного движения, площади и

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

4. Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей В Германии, на реке Мозель, есть известный город Трир. Небольшой город имеет древнюю историю. Сегодня он называется ТРИР (TRIER), но ранее его именовали TREBETA, TREVES, AUGUSTA TREVERORUM , с. 4. В скалигеровской

Из книги Никола Тесла. Первая отечественная биография автора Ржонсницкий Борис Николаевич

Глава вторая Высшая школа. Студент и профессор, инженер Телеграфной компании. Болезнь. Удивительное изобретение. Париж, Страсбург, снова Париж. «Лошадиный круг». Из Европы в Америку Выздоровление, казалось, окончательно решало вопрос о дальнейшем образовании Николы.

Из книги Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире автора Дежан Джоан

Заключение. Город, который мы видим: меняющийся Париж на картах и картинах В середине 1850-х годов, ровно через двести лет после того, как Людовик XIV задумал свой «великий план» по переустройству Парижа, началась новая переделка французской столицы, на сей раз по приказу

В парижский пригород я собирался, как на войну. Оставил в отеле все карточки, паспорт, даже айпад выложил. Камеры взял с собой, без них было никак. Но рюкзак закрыл на кодовый замок.

Мне хотелось сделать репортаж о страшных-ужасных чёрных кварталах, ну, прямо как в фильме "Неприкасаемые" . И вот я один на один с парижским гетто.

1. Нет, на самом деле не один. Я нашёл девушку, живущую в этом районе, она любезно согласилась показать его. Выйдя из метро на станции "Форт Обервилье" я удивился: точно такие же здания я фотографировал прошлой осенью. Там я нашёл район-побратим Москвы, ? Действительно, судьба привела меня снова в это место. "Не братья они нам" - ответила Коумба на моё замечание про побратимство городов.

2. Мы пошли в другом направлении, и через какое-то время увидели...классическую московскую застройку!!! Пятиэтажки, девятиэтажки и одноподъездные башни!

3. Мунициальный футбольный стадион. Такой есть в каждом районе, собираются команды и играют друг против друга. Любительская лига города Парижа. А в Москве такое есть? Ну, как в советское время? Гольяново против Бирюлёво-Восточного?

4. Интересно, что в футбол здесь играют взрослые мужики, а не школьники.

5. Хотя вот этот парень, брат Коумбы, недавно закончил колледж и тоже играет в футбольной лиге. А ещё он местная рэп-звезда: сочиняет, выступает.

6. Даже записал небольшое видео с ним.

7. А дежа-вю вообще не отступает. Вы же понимаете, что я это не в России фотографировал! В мире много спальных кварталов, но обычно они сильно отличаются друг от друга.

8. Вот даже машина с молдавскими номерами стоит, точно как в моём московском дворе!

9. Частный сектор здесь также встречается. Есть некоторая обшарпанность, но выглядит прилично.

10. Район застраивался в разное время, и архитектура здесь разнообразная. Вот это уже страшнее совдепии!

11. Этот дом называют "замок" из-за его многоуровневости и протяжённости "стены".

12. Во дворе тусуются дети. Не все они чёрные, это ещё один миф, что на окраинах европейцев не днём с огнём не найти.

13. Если большой стадион только один на район, то площадки и "коробки" есть в каждом дворе. Правительство строит много спортивных объектов, потому что понимают: у молодёжи много энергии и её нужно тратить. Либо на игры, либо на алкоголь и гопничество.

14.

15. Районная библиотека. Вы встречали библиотеки в современных (постсоветских) московских кварталах?

16. Цветы иногда вырастают из своих горшков...

17. Небольшой сквер, детская площадка и ещё одна футбольная коробка. Коумба вспоминает, что в детстве это место казалось ей огромным лесом!

18. Хлам на балконах точь-в-точь как у нас!

19. Кажется, ещё немного и начнут стеклить! Откуда это вообще у нас пошло? Почему в России каждый стремится застеклить свой балкон? От холода всё равно не спасает, занавески мало кто вешает. Зачем?

20. Небольшая огороженная площадка с деревянными ящиками, похожими на ульи. У меня даже догадок нет, что это такое.

21. Маленький пруд у подъезда.

22. Не пей, котёночком станешь!

23. Кинг парк - это метка местной банды. Это не "королевский парк", а просто игра слов: "паркинг" разделили на две части и поменяли местами. Банда собиралась на одной из парковок. "А чем занимается банда?" - спрашиваю Коумбу. "Грабежи, насилие, наркотики?" - "Нет, банда это в смысле рэп читают, хип-хоп танцуют".

24. Снова дежа-вю. Дыры в асфальте, персональные парковочные "капканы"...

25. Ох!

26. Ах! На самом деле ничего необычного, что в спальных районах бьют стёкла. В московских тоже.

27. Главное отличие парижских окраин в том, что здесь нет автомобильного хаоса. Близко к дому подъехать невозможно, мешают столбики.

28. Почему не начать так делать в Москве прямо сегодня?

29. Места для пожарных машин никто не занимает, хотя столбиков там нет. Если кто-то припаркует машину под этим знаком, жители немедленно позвонят в полицию, и ведро эвакуируют, влепив владельцу огромный штраф.

30. Иногда встречается некоторый хаос.

31. Подъезды чистые и аккуратные. Даже удивительно.

32. Этот подъезд даже по-своему красив!

33.

34. В этом здании расположено сразу две школы. Сложно сказать, зачем это было сделано.

35. Наука.

36.

37. Вместо решёток на окнах - рольставни. Выполняют ту же функцию защиты от воров, а ещё от солнца. И смотрится симпатично.

38. Коумба и её друзья, которых мы встретили во время прогулки. Девушка увлекается урбанистикой и исследованием спальных районов по всему миру. Хочет приехать в Россию, но говорит, что у нас расизм и людям африканской расы опасно ходить по нашим улицам. Парижский же пригород оказался совершенно не страшным и не таким, как его малюют. Нормальный жилой район, обыкновенные люди. Мне даже понравилось.

Людовик XI, во всяком случае, не злоупотреблял так называемым феодальным правом, даже правом сюзерена. Он стремился не сохранить вотчины за боеспособными рыцарями, а во имя общего блага и государственных интересов отблагодарить советников, чиновников всякого ранга, преданных слуг, и те оказывались таким образом связаны с семьями, которые иначе бы их не приняли. Подобное вмешательство в личную жизнь, которое из-за угроз и принуждений порой принимало драматический оборот, шокировало тем более, что почти всегда шло вразрез с интересами родственников, строивших иные планы. Король не проявлял щепетильности, использовал любые средства, внимательно и упорно следил за продвижением подобных дел, никогда не отказываясь от задуманного. Приходится констатировать, что он стремился не только облагодетельствовать какого-ни-будь своего слугу, но и ослабить и унизить род, не внушавший ему доверия. Тогда он навязывал такому клану худородного человека, обязанного сим странным счастием только работе, выполненной для своего господина, - порой это была неприглядная работенка, столь же подлая, как и его происхождение.

Жорж де Брилак, вельможа, принадлежащий к Орлеанской партии, был вынужден выдать свою дочь за некоего Люка - камер-лакея, человека с худой славой. С другой стороны, король сосватал мадемуазель де ла Берандьер, сироту и богатую наследницу из Анжу, за одного из своих ловчих - Рене де ла Роша. Он приказал силой забрать от деда другую сироту, двенадцати лет от роду, чтобы выдать ее за камер-лакея, а мадам де Пюзаньи, вдову одного феодала из Сентонжа, принудили выйти замуж за шотландца из королевской гвардии.

Чиновники из мещан, подвластные королю, подвергались дурному обхождению, как только кто-нибудь позарится на их состояние: один богатый «выборный» из Суассона был вынужден, чтобы сохранить свою должность и, вероятно, свободу, дать согласие на брак своей единственной дочери с простым слугой из королевского дворца.

Пусть женщина уже замужем, пусть семья сопротивляется, взывает к своим друзьям, даже к Парламенту или к Церкви, - это неважно. Людовик отобрал законную супругу у господина де Фэя, брата епископа Лиможского, и отдал ее Понбриану, капитану отряда в сто копий. Чтобы женить одного из своих печально известных агентов - некоего Жос-лена де Буа Бальи - гоффурьера, а на самом деле слугу на все руки, - он велел арестовать сразу после свадьбы Анну Гас, которая вышла замуж за господина де Магрена, знатного лимузенца. Ее вместе с матерью доставили в Ниор к сенешалю Пуату, а потом в Тур к королю, на их головы низверглись брань и страшные угрозы, так что они уступили. Неизвестно, каким образом первый брак был признан недействительным.

Для крупных военачальников и высокопоставленных чиновников король подбирал еще более знатные семьи. Он ничего не принимал в расчет и не обращал внимания на ясные отказы, повторяемые на все лады. Он заставил вмешаться архиепископа Нарбоннского, чтобы принудить графа д"Альбре, который не смирялся и громко возмущался, отдать свою дочь за Бофиля де Жюжа. Эмбер де Батарне, ставший сеньором дю Бушажем единственно по королевской милости, хотел жениться на Жоржетте, дочери Фулька де Маршеню, сеньора де Шатонёфа, но натолкнулся на сопротивление отца, который решительно восстал против этой подлости. Фулька бросили в тюрьму, и он пробыл там год под угрозой потери всего своего имущества; он также опасался за судьбу своих родных, преследуемых разными способами, подвергающихся невыносимому давлению, и в конце концов смирился; брачный договор был подписан в присутствии короля 24 марта 1463 года, а свадьбу отпраздновали, не откладывая, 25 апреля. Брат Эмбера Антуан, королевский кравчий, женился на Мэй де Ульфор, дочери канского бальи, и получил кругленькую сумму в шесть тысяч закладных экю (не выплаченных тотчас же) под залог владения Эвреси в том же самом бальяже.

Братья Вильнев, состоявшие при королевском дворе, заявляли о своей принадлежности к знати, но недавней, пожалованной королевскими грамотами от 14 июля 1469 года. В начале августа Людовик приказал парижской Счетной палате утвердить эти грамоты. Он был не такой человек, чтобы терять время.

Жалование дворянства не было нововведением. Прежде так поступал Карл VII, в частности, в пользу Жака Кёра, однако расширение подобной практики, потрясавшей социальные основы, все же вызывало ропот. Но королю это было выгодно: так он платил за услуги, оказывал почет верным людям, повышал их социальный статус, привлекал к себе верных клиентов и платил им, не тратя на это свои деньги, ибо дворянством награждали не бесплатно. Если Вильневы ничего не уплатили в казну, то лишь потому, напоминает король, что «мы оставили и даровали им средства, полагающиеся к уплате за оное дворянство». Так же и врач Тома Киссарн ничего не платил; смотрителям Счетной палаты велели ратифицировать грамоты о дворянстве, дарованном «ему и его прямому потомству, уже порожденному, и тому, что родится от него в законном браке», ибо полагающаяся к уплате сумма была ему подарена. Большинство новоиспеченных дворян выплачивали нужную сумму, однако требовали освободить себя от податей.

В социальном плане жалованное дворянство в итоге создало новую знать, которая, по крайней мере в первое время, оставалась преданной королю, в случае необходимости противостояла старой и не всеми признавалась. До сих пор дворянство, конечно, не было ни «классом», ни даже четко определенным «сословием». Положение «благородного» не соответствовало никакому правовому понятию, и пополнение этой социальной группы не было оговорено четкими правилами. «Благородство» во Французском королевстве было делом личных достоинств, доблести и образа жизни - всего, что ценилось близкими и признавалось остальными. Доступ к «благородству» не был закрыт. К нему вел своего рода консенсус благородных соседей, которые убеждались в том, что данный человек служил с оружием в руках, набирал войска, командовал отрядами, владел поместьями, приличными доходами, большим домом, скорее, замком, и лошадьми и что он через посредство брака вступил в союз со знатным семейством. Однако грамоты о жаловании дворянства и выбор короля, не нуждавшийся в одобрении и считавшийся произвольным, навязывали совершенно иную концепцию дворянства. Люди короля становились благородными по заказу, и мнение равных им или их соседей не принималось в расчет.

Более того, король Людовик не стремился, как его отец, отличить людей, уже проявивших себя на высоких постах и снискавших почести, уважаемых за свои заслуги. Он «облагораживал» самых разных людей потому только, что они были призваны исполнять какую-то должность - чисто административную, без всякого риска или жертв. Уже в ноябре 1461 года он самовластно решил, что все городские власти Ниора - мэр, двенадцать эшевенов и двенадцать советников - «станут считаться, отныне и навсегда, благородными в суде, в военное время и в каком бы то ни было месте». В июле 1470 года жители Орлеана получили право приобретать вотчины знати, сохраняя за ними все феодальные права. Король также возвысил магистратов Тура, Бове и Анже.

То, что раньше было признаком действительных отличий, стало волей государя. Над внезапным и громким успехом довлела печать произвола.

Глава третья.

ЧАСТО СОВЕЩАТЬСЯ И ВСЕГДА ВСЕ РЕШАТЬ САМОМУ

1. Париж, забытый город

Опытный и осторожный, король Франции умел извлекать уроки из прошлого, которого он не застал, но которое, будучи недавним, оставалось в памяти в образах беспорядков и насилия. Отец и советники научили его остерегаться Парижа. В противоположность другим городам в королевстве он все еще казался очень опасным и во всяком случае ненадежным. Тогда в нем проживали более ста тысяч жителей, против двадцати-тридцати тысяч в Руане. Этот город сотрясали социальные бури, он был уязвимым, способным восстать и последовать за проповедниками любого толка, за принцами крови с плотно набитыми кошельками и хорошо подвешенными языками, раздающими направо и налево обещания и бочки с вином, или за вдохновенными ораторами, призывающими к справедливости без всякого риска для самих себя, разглагольствующими о Божьем гневе и Страшном суде. Карл V, будучи дофином, а потом Карл VI оказались заперты в Париже, постоянно подвергаясь опасности, и многие их чиновники расстались там с жизнью. Осознание этих угроз было вызвано и жуткой резней в майскую ночь 1418 года, когда от десяти до двадцати тысяч человек - мужчин, женщин и детей, - признанных (зачастую по ошибке) сторонниками арманьяков, были убиты в тюрьмах и на улицах. Карл VII был тогда дофином, ему чудом удалось бежать из города, находившегося во власти толпы, которую уже не мог обуздать ни один трибун. Став королем, он сумел подчинить себе этот город только после четырнадцати лет сражений, но так и не обосновался в нем по-настоящему. Он только наезжал в столицу на краткое время, положив тем самым начало длительному периоду отсутствия здесь монарха, вплоть до наследников Франциска I. Все время находясь на подозрении, город лишился двора, чужеземных купцов и крупных финансистов. Дела пришли в упадок, денег стало не хватать; художники отправились творить сначала в Бурж, потом в города и замки в центре страны. То, что мы обычно называем эпохой «замков Луары», сначала было эпохой замков на реках Шер или Эндр и стало следствием не каприза, а выверенного политического решения. Речь шла не о возвращении к природе, не об играх в пастушков среди полей, а об управлении вдали от угроз и давления уличной толпы.