Скачать неречевые звуки для детей. Тема. Звуки речевые и неречевые

Ход исследования: Выводы: Источники и характеристики музыкального звука. Цели исследования: Гипотеза:

«Речевое развитие ребёнка» - Диван был накрыт… Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Умеет ли слушать, не перебивая? 11. Как общается с взрослыми? И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. Сможет ли разложить последовательно серию картинок и составить рассказ? 23.

«Звук» - Концы вилки совершают колебания удаляясь друг от друга и сближаясь. На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Звук для человека является источником информации. Э х о. Тема: Звуковые волны. Пора задуматься всерьез. Комар машет крыльями с частотой 10 000 раз в секунду!

«Какие бывают часы» - Часы на Спасской башне Кремля в Москве – главные механические часы в нашей стране. Какие бывают часы? Древние китайские водяные часы. Песочные часы. Современные водяные часы. Атомные часы. Мировые часы. Огневые часы. Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Назови. Что не устраивало человека в солнечных, водяных, песочных, огневых часах?

«Речевые умения» - Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми Не наказывать ребенка без причины. Владение элементарными навыками звукового анализа. Правильное произношение всех звуков. Владение элементарными навыками звукового анализа:

«Речевая агрессия» - Оглавление. Ситуация речевой агрессии. Понятие речевой агрессии. Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Отношение общества к речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Заключение. Сферы бытования речевой агрессии.

Для развития фонематического восприятия (умения слышать звуки) надо, прежде всего, познакомить с понятиями звук, неречевые и речевые звуки . Как это сделать интересно с детьми 4 – 5 лет? Конечно же, играть.

Это игровое занятие будет интересно как одному ребенку, так и группе детей.

Задачи: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику и чувство ритма и умения переключаться.

Оборудование: аудиозапись со звуками природы; поднос: вода, бумага, целлофановый пакет, кубики, ложка в стакане, машинка, ножницы, ключи, будильник) ; игрушка Петрушка, ширма, игрушки (или картинки) – кошка, собака, корова, музыкальные инструменты дудочка, бубен, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.)

I . Организационный момент:

Игра. «Бывает, не бывает?»

– Я скажу предложение. А ты должен подумать, и сказать, бывает такое или нет.

– Летом бывает очень жарко. Мясо любит собаку. Аня надел голову на шапку. Елки растут в лесу. Карандаш рисует девочкой. Оля рисует мишкой краски.

А как бывает?

II. Основная часть.

1. Игра «Что это?» .

  • Отгадай загадку.

Он слетает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

– Почему снег тает? А как ты узнал, что снег холодный?

– Что помогает узнавать холодное или горячее? (руки, кожа)

  • А теперь закрой глаза. Ребенку близко подносят очищенный апельсин (яблоко и.д.).

– Что это?

– Как ты понял, что это апельсин? (по запаху)

Что помогло узнать, что это апельсин? (нос)

  • Посмотрите, что у меня находится на столе?

Часы, бумага, ножницы, пакет, ключи, 2 стакана, ложка, кубики, машинка.

Откуда вы узнал? (увидел)

– Значит, что помогло увидеть? (глаза)

2. Игра «Угадай звук».

– Я показываю, а вы внимательно слушаете – как это звучит? («бульканье» воды, шелест бумаги, целлофанового пакета, стук кубиков, ложки в стакане, машинка едет, ножницы режут, звон ключей, будильника)

– Мы слушали звуки предметов! Что нам помогало слышать? (ушки)

– Пусть твои ушки снова угадают звук. Отвернись и послушай. (Ребенок должен угадать прослушанные звуки). Это звуки предметов – неречевые звуки .

Физ. минутка.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

3. Игра «Кто это?»

Раздается лай собаки, мяуканье кошки, мычанье коровы (взрослый изображает, либо голоса животных с аудио)

– Кто это?

– Как ты узнал, что это собака, кошка и корова?

Что помогло услышать? (уши)

Животные тоже могут издавать звуки. Предметы и животные издают неречевые звуки.

– Мы слушали звуки природы!

– Какие звуки ты учишься различать? (неречевые звуки)

5. Игра «Музыкальные инструменты» Слышится стук, появляется Петрушка (или другой сказочный персонаж)

- Кто это? Что принес Петрушка? (музыкальные инструменты: дудочку, бубен, колокольчик, барабан, погремушку и т.д.)

– Послушайте, как они звучат.

– Отгадайте, на каком инструменте играет петрушка?

– Какие звуки издают музыкальные инструменты? (неречевые)

6. Человек может тоже издавать неречевые звуки. Ты можешь похлопать, потопать, посвистеть, постучать (одновременно это делать).

Игра «Тихо-громко» (Е. Железнова «Веселая логоритмика». Развивалочка от 1 до 5. №10 «Тихо-громко»)

– Звуки бывают громкие и тихие. Давай пригласим Петрушку поиграть. Будем под музыку громко хлопать в ладоши и тихо стучать пальчиками.

http://youtu.be/bkzCX7h6u_A

III . Итог:

– Тебе понравилось играть?

– Какие помощники помогают узнавать предмет? (глаза, нос, руки, кожа, уши)

– Что ты слушал? (звуки).

– Какие звуки ты слышал? (природы, предметов, муз. инструментов).

– Как называются эти звуки? (неречевые звуки)

– В следующий раз ты узнаешь, что такое речевые звуки.

PS: Вы можете брать другие предметы, главное, чтобы они звучали.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Валентина Власова
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения

Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения.

Тема: «Неречевые звуки».

Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «речевые звуки»; формировать навыков выделения неречевых звуков; расширять глагольного словаря (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).

2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логопед: - Отгадайте загадки:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша…

Бабушка

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый.

Логопед: - Правильно, эти загадки о бабушке и дедушке. Сегодня мы отправимся к ним в гости. Бабушка с дедушкой живут в деревне. На чем мы отправимся к ним в гости? (на автобусе).

Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики (автобус, звучит музыка («мы едем, едем, едем, в далекие края», дети имитируют звук двигателя автобуса (ж-ж-ж-ж-ж).

II. Объявление темы занятия.

Логопед: - На магнитной доске вывешиваются картинки по теме «Деревня». Дети вслух называют то, что видят на картинках.

Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)

Чем вы увидели?

Значит, для чего нужны глаза?

А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите?. Значит, вам глазки не помогали. А что вам помогли?. Значит, для чего нам нужны ушки?.

Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка.

Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)

Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

2) Артикуляционная гимнастика.

(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)

Логопед: - А вот нас встречают бабушка и дедушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Логопед: - Ребята, давайте скажем бабушке с дедушкой спасибо за вкусное угощение и пойдем играть во двор.

3) Игра «тихо-громко».

(котенок снова мяукает)

Логопед: - Ребята, почему же наш котенок не перестает мяукать? Может быть, он хочет что-то нам сказать? Я не понимаю, о чем он нам говорит, а вы понимаете? (ответы детей). Мы не понимаем котенка, потому что он не умеет произносить речевые звуки.

А вы умеете?

Логопед: -Давайте поиграем с котенком в игру «Тихо-громко». Когда я спрячу котенка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко. (проводится игра)

4) Гимнастика для глаз «Дождик».

Логопед:- Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем.

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами.

5) Игра «Что ты слышишь?»

Логопед: - Прислушайтесь… как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! Давайте посидим тихо и послушаем звуки природы. (Дети слушают аудиозапись звуков с закрытыми глазами).

Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.

Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.

Какие это звуки: речевые или неречевые?

Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

Логопед: - Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны)

И к автобусу вернулись. (Дети садятся)

III. Итог занятия.

Где мы с вами сегодня побывали?

Какие неречевые звуки вы слышали?

Какие игры вам больше всего понравились.

, Коррекционная педагогика

Какими бывают звуки?

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Игра «Узнай по голосу»

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Тема: Речь. Речевые и неречевые звуки.

Цель: формирование понятий «Звук», «Буква», «Согласный звук», «Гласный звук»

Задачи: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах; учить придумывать слова с заданными гласными и согласными звуками; закрепить буквы А, О, У; развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.

Ход занятия:

РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.

Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас!

Что вы услышали?

Какие это звуки: речевые или неречевые?

Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

А что же такое речевые звуки?

Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.

Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.

Игра «Узнай звук» (по артикуляции).

Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам).

Какие это звуки гласные или согласные?

А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам).

У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.

Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)

Игра «Найди звук в начале слова»

Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].

Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] .

2. Время года, которое заканчивается на звук [о].

Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] .

Игра «Назови лишнее слово» Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?

Игра «Найди место звука в слове»

Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка.

Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.

Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].

А теперь давайте обозначим звуки буквами. Звук и буква А. Звук и буква О. Звук и буква У. - Вспомните правило о буквах.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Игра «Чудесный мешочек». - У меня в чудесном мешочке лежат буквы. На ощупь узнайте букву.

Нарисуйте букву в воздухе. Выложите свою букву (из косточек, шнурочков, палочек).

Итог занятия. - Какие бывают звуки? - Какие речевые звуки мы сегодня вспомнили