Требования к рабочей программе по физической культуре. Структура рабочей программы фгос Составление рабочих программ по новому

Минобрнауки России обнародовало важный приказ о внесении изменений в стандарты основного общего образования. Для учителей будет особенно интересен последний пункт приказа - он существенно упрощает структуру рабочих программ. Будем ли писать меньше бумаг в реальности, покажет жизнь.

Тем не менее, судя по изменениям, внесенным в стандарт, составление рабочей программы каждым учителем теперь должно отнимать меньше времени.

Что было до приказа?

Рабочая программа, в соответствии со статьей 18 стандарта, должна была включать 8 пунктов:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  5. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  6. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  7. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Что стало теперь?

Теперь рабочие программы должны содержать всего 3 пункта:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

То есть, не нужно писать пояснительную записку и общую характеристику предмета, давать описание его места в общем учебном плане. Не секрет, что вся эта избыточная информация механически копировалась из одной программы и вставлялась в другую. Если у учителя несколько классов, то он несколько раз писал в программах одно и то же, лишь увеличивая их объем.

Сокращается и раздел, описывающий результаты освоения предмета: судя по логике предлагаемых изменений, описание личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую образовательную программу, а в рабочих остаются только предметные результаты.

Из тематического планирования убрано совершенно ненужное на практике описание основных видов учебной деятельности. Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Предложенная трехчастная структура видится логичной: я определяю, чего хочу добиться, затем описываю, на каком материале буду это делать - и в финале даю примерную разбивку по темам и часам (не по датам и урокам, как это требуют многие проверяющие!). Хотелось бы, чтобы эта же структура распространилась и на стандарт полной школы.

Теперь важно, чтобы между стандартом и учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать вносить в рабочие программы лишнее (особенно острым будет вопрос с формой КТП, которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки учителя от бумажной работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и право на такую разгрузку.

Сергей Волков

Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:


Составление

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Оформление

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы. Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:


Все эти сведения указываются на Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. Содержание курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. Содержание.
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета ("выпускник научится/сможет научиться…").

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку - диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре - нормативы физической подготовки.
  • По математике - самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

Пояснительная записка

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:


Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ "Об образовании". Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:


Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины. Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие. Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее - Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.

Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.

Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.

Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.

До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(Минобрнауки Амурской области)

ПРИКАЗ

ОЪ. 0 9 , г а ъ № - / Й З ^

г. Благовещенск

Об утверждении Примерного положения

о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными

реализующими программы общего образования

В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения

деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на

территории Амурской области и реализующих образовательные программы

общего образования, эффективного внедрения федерального

государственного образовательного стандарта начального и основного

общего образования

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Примерное положение о структуре, порядке разработки и

утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

образования (прилагается).

2. ГОАУ ДПО Амурскому областному институту развития образования

(Л.Е.Дмитриева) обеспечить организационно-методическое сопровождение

разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на

территории Амурской области и реализующими программы общего

образования.

осуществляющими управление в сфере образования:

3.1. Довести до сведения руководителей муниципальных

общеобразовательных учреждений настоящий приказ;

3.2. Обеспечить разработку рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с настоящим

приказом;

3.3. Организовать методическое сопровождение разработки рабочих

программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в

муниципальных общеобразовательных учреждениях.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя

министра Л.А.Закирову.

Министр М.Г.Селюч

Приложение

к приказу Минобрнауки

Амурской области

отЗМ2С/ЗК»

Примерное положение

о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных

курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями,

расположенными на территории Амурской области и реализующих

программы общего образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с п. 3.6

ст. 28. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в

1.2. Примерное положение определяет структуру, порядок разработки и

утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины

учреждениями, расположенными на территории Амурской области и

реализующими образовательные программы общего образования.

1.3. Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, - это

локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения

учебного предмета, требования к результатам освоения основной

образовательной программы общего образования обучающимися

(выпускниками) в соответствии с федеральными государственными

образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного

учреждения.

1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной

программы образовательного учреждения, является средством фиксации

уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом

образовательного учреждения.

1.5. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

Примерной образовательной программы по учебному предмету;

основной образовательной программы школы;

требований федерального государственного образовательного

стандарта общего образования.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

Является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном

объеме;

Определяет содержание образования по учебному предмету на

базовом и повышенном уровнях;

Обеспечивает преемственность содержания образования по

учебному предмету;

Реализует принцип интегративного подхода в содержании

образования;

Создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

Обеспечивает достижение планируемых результатов каждым

обучающимся.

1.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень

обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее

образование).

1.8. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в

соответствии с требованиями ФГОС и спецификой класса.

1.9. Рабочая программа является обязательным документом для

административного контроля степени освоения содержания учебного

предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на

базовом и повышенном уровнях.

1.10. Образовательное учреждение в соответствии с п.3.1., 3.6 ст. 28 ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» самостоятельно

разрабатывает Положение о рабочей программе учителя на основе

Примерного положения по разработке рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей).

II. Структура рабочей программы

2.1. Структура рабочей программы определяется образовательным

учреждением на основе Примерного положения по разработке рабочих

программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом

следующего:

Структура рабочей программы может соответствовать структуре

примерной образовательной программы по учебному предмету;

Рабочая программа, представленная учебно-методическим

комплексами может использоваться в случае её соответствия

требованиям ФГОС ООО.

2.2. Структура рабочей программы на основе требований

федерального государственного образовательного стандарта должна иметь

обязательные компоненты:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка, в которой конкретизируются:

Нормативные акты и учебно-методические документы, на

основании которых разработана рабочая программа;

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета,

курса;

Общая характеристика учебного предмета, курса;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной

программы школы;

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана

рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Наименование разделов учебной программы и характеристика

основных содержательных линий;

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и

предметные, на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу

учебной программы;

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах

и видах контроля, в определении контрольно-измерительных

материалов, в показателях уровня успешности учащихся

индивидуального проекта и индивидуальных достижений

обучающихся;

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий;

Направления проектной и учебно-исследовательской

деятельности обучающихся;

Использование резерва учебного времени.

4) календарно-тематический планирование (далее - КТП) с

определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных

действий), который является приложением к рабочей программе:

Дата проведения урока;

Раздел учебной программы по предмету;

Тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных

работ;

Количество часов, отведенных на освоение программного

материала;

Основные виды учебной деятельности (универсальные учебные

5) описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса:

Печатные пособия;

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

Технические средства обучения (средства ИКТ);

Цифровые образовательные ресурсы;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Натуральные объекты;

Демонстрационные пособия;

Музыкальные инструменты;

Натуральный фонд;

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

2.3. Структура рабочей программы предусматривает:

Увеличение количества часов учебных занятий практико-

ориентированной направленности;

Определение логической последовательности освоения

программного содержания в ходе реализации образовательного

процесса;

Моделирование программного содержания на основе современных

образовательных технологий;

Механизмы достижения планируемых результатов освоения

учебной программы.

III. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы

3.1. Рабочая программа рассматривается в соответствии с Положением о

рабочей программе органом самоуправления общеобразовательного

учреждения, которому в соответствии с уставом общеобразовательного

учреждения делегированы данные полномочия (методическими

объединениями учителей, предметными кафедрами, методическим советом,

научно-методическим советом и др.) на предмет ее соответствия

требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую

программу к утверждению» отражается в протоколе заседания.

3.2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по

учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы

учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям

федерального государственного образовательного стандарта, а также

проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год

учебника, предполагаемого для использования.

3.3. После согласования рабочую программу утверждает педагогический

совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на

титульном листе.

директора образовательного учреждения.

3.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу

в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией

образовательного учреждения.

3.6. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана

являются составной частью основной образовательной программы школы,

входят в обязательную нормативную локальную документацию

образовательного учреждения и представляются органам управления

образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля

и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской

общественности.

IV. Контроль за реализацией рабочих программ

4.1. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль

реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной

работы.

4.2. Образовательное учреждение несет ответственность на основании п.7

ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за реализацию не в

полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным

планом и графиком учебного процесса.__

О рабочих программах учебных предметов

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015г.

Рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации (ООП ОО).

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП.

Рабочие программы составляются по: обязательным предметам учебного плана; элективным, факультативным курсам; предметным кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования; занятиям внеурочной деятельности.

Основные элементы рабочей программы учебного предмета, курса: «Шапка» Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Календарно-тематическое планирование.

Основные элементы программы курса внеурочной деятельности: «Шапка» Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; Календарно-тематическое планирование.

Титульный лист рабочей программы должен содержать: наименование образовательной организации; название курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, в котором изучается курс; уровень освоения (базовый, профильный); фамилию, имя, отчество учителя- составителя рабочей программы; гриф утверждения программы; год составления программы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Мухановская сердняя общеобразовательная школа" УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Мухановская СОШ» _____________О.В.Тетерина приказ № от «» августа 2016 Рабочая программа по русскому языку 3 класс (базовый уровень) Составитель:_______________________________, учитель высшей квалификационной категории 2016 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов от «» августа 2016г. протокол № 1 Руководитель ШМО _________С.В.Печенкина СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________Н.С.Попутчиковой «» августа 2016г.

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (1-6 кл. «ученик научится» и « ученик получит возможность научиться» ; 8-9 кл.«ученик должен знать, уметь»; Критерии оценивания полученных результатов).

«Шапка» Данная рабочая программа по технологии для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе: Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мухановская СОШ» Учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «Мухановская СОШ», на основании которого выделен 1 час в неделю Авторской рабочей программы по технологии для 1-4 классов Конышевой Н.М. . Смоленск, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 УМК «Гармония»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Содержание учебного предмета Русский язык. Обучение грамоте. Содержание учебного предмета Русский язык. Обучение грамоте. № п/п Название раздела Количество часов Формы организации учебных занятий. Основные виды учебной деятельности. 1 Введение 5 Урок. Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения.

Календарно-тематическое планирование № уроков Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки прохождения темы Раздел I. Личность и общество (6 часов) 1 2 3 4 5 6 Что делает человека человеком? Человек, общество, природа Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества Как стать личностью Практикум 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 08.09 08.09