Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Блока. Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы… Вхожу я в темные храмы история написания

Для Александра Блока женщина была созданием, наделённым божественной силой. Любовь Дмитриевна Менделеева, жена поэта, стала для него своего рода музой, ангелом-хранителем и Мадонной, сошедшей с небес. Но очередной разрыв с любимой женщиной вдохновил творца к написанию стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…».

В 1902 году Александр Блок ещё не имел счастья называть Любовь Менделееву своей женой. Это был период его страстной влюблённости и заинтересованности идеологией В. Соловьёва. Суть этого мировоззрения заключалась в превозношении женственности и божественной сути любви к слабому полу.

Когда Любовь Дмитриевна рассталась с поэтом, это повергло его в глубокую печаль. Сам Александр Блок называл этот период его жизни умопомешательством, поскольку в каждой проходящей мимо женщине искал глазами свою возлюбленную. Разрыв сделал его более набожным. Литератор не пропускал воскресных служб и часто посещал храмы в надежде встретить Любовь Менделееву. Так и возник замысел стихотворения.

Жанр, направление и размер

«Вхожу я в тёмные храмы…» можно назвать любовным посланием, потому что автор описывает чувства и эмоции, которые вызывает у него образ возлюбленной. Но все же в этом любовном послании есть и черты философской лирики, связанной с учением В. Соловьёва.

Стихотворение написано в духе символизма. Чтобы лучше передать взволнованность и трепет лирического героя, Александр Блок использовал дольник с перекрёстной рифмой.

Образы и символы

Всё стихотворение пронизано духом таинственности. Одним из главных образов здесь выступает место действия – храм. В этом святом месте лирический герой, читая молитвы, ждёт чуда: появления своей возлюбленной. Храм в контексте этого стихотворения выступает в роли символа веры и надежды.

Красный свет проходит через весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме», посвящённый Любови Менделеевой. Он служит знаком страсти и проявления той возвышенной любви, которую почитал Александр Блок. Главным образом выступает сама Прекрасная дама. Она – предел мечтаний, мысль о счастье и вечной любви. Сам поэт не боится сравнить её с Богородицей, приравнивая тем самым свою возлюбленную к святым.

Лирический герой готов поклоняться образу его «святой» любви. Он полон трепета и надежды, веры и желания достичь вечной и прекрасной страсти. Его душа встревожена и опустошена, но он верит, что появление Прекрасной Дамы сможет воскресить его.

Темы и настроения

Основной темой, конечно же, выступает любовь лирического героя. Он томится страстными чувствами к своей идеальной возлюбленной. Присущий творчеству Александра Блока мотив двоемирия (соседство мира реального и тайного непостижимого) подводит к философской теме.

Стихотворение словно овеяно мистической тайной. Оно вызывает трепет и завораживает. Вся атмосфера представляет собой некий намёк, здесь нет ничего реального. Всё иллюзорно.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в необходимости любви для души человека. Она может исцелить её или же обратить в прах. Без неё человек не может существовать. Боль, счастье – всё готов он перенести, лишь бы любить и быть любимым.

Главная мысль произведения отображает мировоззрение поэта. Если у Достоевского мир спасает красота, то у Блока – только любовь. Она движет всем и всеми. В ней он видел смысл своей жизни, и в каждой его работе только чистая и святая страсть дает надежду.

Средства художественной выразительности

Чтобы воссоздать необходимую атмосферу, Александр Блок использует эпитеты (тёмные храмы, ласковы свечи, бедный обряд, отрадны черты).

Помогают создать динамику и подчеркнуть эмоциональность олицетворения (бегут улыбки, сказки и сны, образ глядит). Волнение лирического героя автор подчёркивает восклицаниями, риторическими вопросами. Метафора (Величавой Вечной Жены) намекает на святость образа возлюбленной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Имя Александра Блока известно многим, а его творчество популярно даже среди современной молодежи. Пожалуй, это связано с особенным «блоковским» стилем. Начинал автор писать стихи в лучших традициях символизма, его лирические произведения считают близкими с музыкой по «стихийности распространения». Автор глубоко погружался в осмысление социальных реалий, религиозного течения. Перед ним возникал страшный и свирепый мир, в котором приходилось выживать человеку. В этом и заключалась трагедия его современников.

Блок на удивление ярко умел сочетать простой быт с мистикой. Повседневность и отрешенность в одном стихотворении - это так характерно для автора и его символизма. И, анализируя стихотворение «Вхожу я в темные храмы», все это можно увидеть.

План анализа

Для произведения анализа стихотворения «Вхожу я в темные храмы» можно воспользоваться обычным планом. Это поможет акцентировать внимание на нужных моментах:

  1. Автор, история и время создания, название стихотворения.
  2. Жанр произведения, тема, идея и о чем в нем идет речь.
  3. Композиция и лирический герой.
  4. С помощью каких художественно-литературных средств автор раскрывает главную мысль в произведении.
  5. Размер стиха и мнение читателя.

В некоторых случаях при анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» вместо мнения читателя описывают значение произведения в творчестве автора. Но при необходимости это можно указать и в первом пункте. А теперь за дело.

О создании произведения

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» было создано 25.10.1902. Неизменным автором является Александр Блок. Это произведение поэт сочинил в период, когда ожидал встречи с Л. Менделеевой, своей будущей женой. К тому же в это время Блок начинает увлекаться философскими мыслями Владимира Соловьева. Соловьев говорил о том, что избавиться от эгоизма и познать красоту мира можно, лишь влюбившись в женщину и отыскав в ней божественное начало. Эта мысль очень импонировала Блоку.

Идея Бессменной Женственности стала ключевой в его работе. Эти идеи и ожидание долгожданной встречи были положены в основу создания стихотворения.

О чем идет речь в стихотворении

Проводя анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы», сложно что это лирическое произведение, где любовная лирика сочетается с духовной. Основная его тема - ожидание той единственной, Изумительной Дамы. Лирический герой томится в муках: он не уверен действительно ли та, которую он так отчаянно ждет, его идеал. Действительно ли она будет для него всем: Миром, Музой, Светом?! Но, тем не менее, продолжает ждать, потому что по-настоящему любит. Именно поэтому он ходит в храмы, так как чувство любви для него нечто святое, бесценное и вечное, но в то же время нечто таинственное и загадочное.

Основная композиция

При анализе стихотворения «Вхожу я в темные храмы» внимательно нужно посмотреть на композиционную структуру. Вначале герой описывается место, в котором находится лирический герой, - храм. Он является местом гармонии, света и любви, соответственно, образ героини приравнен к чему-то божественному.

Вторую строфу можно считать кульминацией свидания. Используя своеобразные краски и символы, автор указывает на готовность лирического героя пожертвовать всем ради Прекрасной Дамы. Но он никак не заявляет о себе, а лишь издали готов присматривать за ней, о чем говориться в третьей строфе. Здесь Дама называется «Величавой, Вечной Женой», что говорит о более высоком происхождении, нежели у самого героя. Но ему не нужно слышать ее голос и совсем не обязательно ее видеть. Достаточно просто знать, что она присутствует где-то рядом.

Средства художественного выражения

Произведение «Вхожу в темные храмы» Блока пропитано мистикой и символизмом. Чего только стоит эпитет «темный храм». Ведь храм - это символ чего-то светлого, но, назвав его темным, автор погружает читателя в мир таинственной загадочности. Помимо этого, стоит обратить внимание на другие не менее значимые эпитеты: «бедный обряд», «отрадны черты», «ласковы свечи».

Общую концепцию стихотворения автор дополнил удачными метафорами: «бегут улыбки, сказки и сны», «глядит образ». В строках произведения также отмечается инверсия, к примеру, «вхожу я», что придает всему стихотворению своеобразной торжественности. В свою очередь восклицательные предложения ярко подчеркивают, насколько сильно герой ждет свою Бессменную, Прекрасную Даму.

Размер стихотворения и общее впечатление

Стихотворный размер «Вхожу я в темные храмы» способствует торжественному звучанию произведения, придавая ему мятежности и беспокойства. Здесь чередуются напевные и прерывистые интонации, к тому же практически невозможно определить один стихотворный размер. Первая строка по ритму напоминает ямб, вторая очень близка к анапесту, а размер третьей похож на амфибрахий. Только при анализе «Вхожу в темные храмы» можно понять, что это тонический стих - дольник.

Весь талант поэта можно отчетливо увидеть в одном произведении. Ощутить его философию и мировоззрение. Сила повествования, беззаветность чувств рисуют в воображении некоего рыцаря, что готов вечно ждать свою Даму. И его осчастливит лишь возможность знать, что она рядом, ведь ее образ, такой недостижимый и возвышенный, нельзя очернять грубыми чувствами. Трепетное отношение к возлюбленной, торжественность момента, который позволит ее увидеть, и отчаянное ожидание, видимо, поэт показал намного больше, даже не подозревая об этом. И невозможно понять это произведение по-другому, ведь здесь нет никаких скрытых мотивов: только символы и беззаветная искренность.

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Цветопись. Звукопись.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» .

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон . Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

«Вхожу я в тёмные храмы…» (1902)

Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрас­ной Даме».

Главный мотив стихотворения - ожидание встре­чи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Всё произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь всё неуловимо, всё только намёк. Какие- то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо - на явление Прекрасной Дамы, в образе кото­рой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер тор­жественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит. Есть только ожида­ние: лирический герой видит себя в образе преданно­го рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои.

Ритуальность и святость происходящего подчёрк­нута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высо­ких, красивых и устаревших слов, подчёркивающих исключительность события (совершаю обряд; мер­цанье лампад; озарённый; ризы; отрадны). Любовь к Прекрасной Даме - это своеобразное таинство. Героиня предстаёт и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет её Милой.

Лирический герой ожидает чуда - появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встре­воженная душа стремится к возвышенному, ждёт откровения, перерождения. Это ожидание - томи­тельное, напряжённое, тревожное.

Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвящённых Прекрасной Даме, красный цвет - это и огонь земных страстей, и знак Её появления. В этом стихотворении лирический герой ждёт Её появления при свете красных лампад. Эпитет озарённый тоже отражает этот цвет:

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

Прекрасная Дама - это мечта, идеал, но счастье с Ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах.

В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, на­дежда на встречу.

Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой - не просто влюблённый, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира - к достижению абсолют­ной гармонии. В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как фило­софская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой - это же­лание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и симво­лы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро.

Для усиления впечатления Блок использует эпи­теты (тёмные храмы; бедный обряд; ласковы свечи; отрадны черты). Эмоциональность усиливают оли­цетворения (бегут… улыбки, сказки и сны; образ глядит) и риторические восклицания (О, я привык к этим ризам / Величавой Вечной Жены!; О, Святая, как ласковы свечи, / Как отрадны Твои черты!). Использованы ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцаньи красных лампад).

Стихотворение написано трёхударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма - перекрёстная.

Здесь искали:

  • входу я в темные храмы анализ
  • вхожу я в темные храмы pyfxtybt lkz kjrf
  • позиция автора блок вхожу я в темные храмы

Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в Л.Д. Менделееву, будущую жену писателя.

Также в этот период отмечается широкое увлечение Блока философией В. Соловьева. Согласно его философским идеям, любовь – верное средство для искоренения эгоизма внутри себя. Полюбив женщину, человек постигает ее сущность, природу, данную от Бога, что в свою очередь ведет к высокой любви ко всему миру.

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину. Все его мысли пронизаны желанным познанием широкой женской души, постижением гармонии этого мира, слияния с ним. Лирика духовная смешивается в строках с лирикой любовной, создавая удивительный контраст.

Главным средством выразительности в стихотворении выступает метафора. «Темные храмы» - это любовь, отношение лирического героя к тем чувствам, что он испытывает. Темнота означает неизведанность, храмы – таинственность и божественную ценность.

Стихотворение пронизано сомнениями героя. Он не уверен в ответных чувствах женщины, которую любит. Однако же он точно знает, что именно она – его муза и богиня:

А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Использование эпитета «озаренный» показывает читателю, что она – это предел мечтаний главного героя, его солнце, к которому он стремится.

Поначалу герой смущается той женственности и гармонии, что олицетворяет его «Величавая Вечная Жена», однако последствии он находит в этом особую чуткость и наслаждение. Ему нравится быть причастным к такому творению природы («привык к этим ризам»). Теперь прежнего смущения больше нет, герой открыт на «улыбки, сказки и сны», мечты о прекрасной даме.

Конец стихотворения подводит итог в размышлениях влюбленного героя. Он окончательно постигает высокую природу своей богини: «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!».

Подводя итог, можно выделить несколько частей в произведении: вступительную часть, размышления героя и заключительную.

Само стихотворение написано живым, чувственным языком, наполнено средствами художественной выразительности (эпитеты «бедный обряд», «Прекрасная Дама», матафоры, такие как «бегут улыбки»). Восклицания передают эмоции героя, его надежды и ожидания.

В заключение можно сказать, что это одно из самых ярких стихотворений А. Блока. В нем автор показывает любовь как слияние душевных переживаний двух людей, как источник спасения мира, любовь к Богу.

Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы №2

Сегодня речь пойдёт о стихотворении Блока Александра Александровича «Вхожу я в тёмные храмы». Александр Александрович один из известнейших поэтов 20 века. Хотелось бы ещё отметить, что поэзия Золотого века она прекрасна, но поэзия 20 века понятнее для современного человека она ближе, по моему мнению поэзия 20 века есть золотая середина, поэзия 21 века ещё не полностью сформирована, а поэзия Золотого века не всегда поднимает проблемы понятные нам.

Александр Александрович Блок очень интересная личность и неповторимый поэт. Его неповторимый почерк можно узнать сразу, немного сбитая рифа и уникальные средства выразительности, ну конечно глубокий смысл, и наше стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» полностью соответствует всем вышеперечисленным критериям.

Произведение: «Вхожу я в тёмные храмы», написанное в 1902 году 25 октября, было посвящено будущей жене, а на тот момент просто возлюбленной Любовь Менделеевой, взявшей после замужества фамилию мужа Блок, которую поэт безумно любил.

Как отрадны Твои черты!».

Для Александра Александровича фигура будущей жены, Любовь Дмитриевны,-это путеводитель во тьме, прекрасный свет в окошке: «В мерцаньи красных лампад».

Вообще всё стихотворение пронизано любовь, читая его понимаешь настоящая любовь существует, а произведение написано настолько гениально, что отражает все чувства автора, насквозь открывает его душу, а душа у Александра Александровича Блока столь же богата, чиста уникальна, как и его произведение.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета

    Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.

    В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание