Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка. Фундаментальные исследования Профстандарт английский язык для всех учителей

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

для учителей иностранного языка

Учитель иностранного языка

Илюшкина И.А.

2016г.

С принятие нового профессионального стандарта изменятся подходы к педагогическому образованию. Согласно новому профессиональному стандарту, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, уметь анализировать и планировать уроки, организовывать экскурсии, поддерживать деловую дружелюбную атмосферу в детском коллективе, объективно оценивать знания учащихся, защищать их интересы и достоинства.

Также новый стандарт предполагает, что каждый школьный учитель будет свободно говорить на иностранном языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации, владеть методикой обучения детей-мигрантов, одаренных учеников, а также социально запущенных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По новому стандарту учитель также должен уметь работать с обучающимися разных возрастных категорий и прекрасно владеть компьютером (разбираться в социальных сетях, вести уроки по скайпу, проводить презентации и видеоконференции).

По мнению экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям профессионального стандарта. Необходимо сделать так, чтобы из педагогических институтов выходили уже профессиональные учителя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА:

Мобильность

Самостоятельность в принятии решений

Готовность к переменам

Способность к нестандартной деятельности

4 БЛОКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1) методическая

2) психолого-педагогическая

3) коммуникативная

4)проектно-исследовательская

Существует необходимость наполнения профессионального стандарта новыми компетенциями:

1. Работа с одаренными детьми;

2. Работа в условиях инклюзивного образования;

3. Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

4. Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.

СТРУКТУРА СТАНДАРТА:

Инвариант - знание предмета, владение информационными технологиями.

Вариативная часть – новые профессиональные компетенции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА:

1) Обучение

2) Воспитание

3) Развитие

Эти три компонента образуют неразрывную связь, зависят один от другого в современных условиях нового профессионального стандарта.

Наибольшую заинтересованность вызывает аспект «Развитие»:

1. Приятие разных детей, независимо от их поведения, психического и физического состояния. Данный пункт является весьма спорным на мой взгляд, так как современная школа (особенно в лице обучающихся) не подготовлена к подобного рода лояльности, а также недопустимо попустительство в плане поведения, так как это приведет к ухудшению общей ситуации в классе (эффект цепной реакции).

2. Оказание помощи является и всегда являлось неотъемлемой частью любого учебного процесса. Важно создать плотное взаимодействие в системе ученик- ученик, ученик-учитель.

3. Взаимодействие с психологом и медиками. В современной школе педагог- психолог очень важный специалист, помогающий решить различные вопросы, связанные с воспитанием, внутренним состоянием ребенка. Именно психолог способен верно направить участников процесса обучения и найти общий язык с «трудными» детьми.

4. Программа индивидуального развития затруднена, так как школа является учреждением массового обучения, и зачастую у учителя просто не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому, отслеживать динамику развития каждого ребенка также проблематично.

5. Защита того, кого не принимают в классе. Ребенок-изгой не способен стать полноценным членом общества, а его психоэмоциональное состояние может негативно сказываться на учебе. Задача учителя помочь такому ученику влиться в коллектив, наладить отношение со сверстниками. Зачастую положительное отношение взрослого способно возвысить ребёнка-изгоя в глазах одноклассников и изменить их отношение в лучшую сторону.

6. Безопасная среда, комфорт. Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в стране и мире, заставляет уделять особое внимание безопасности не только фактической, но и виртуальной. В современной школе регулярно поводятся тренировки по экстренной эвакуации. Задачей учителя является предостережение учащихся от угроз виртуального мира. Что касается комфортных условий обучения, то это не всегда зависит от учителя напрямую. Например, существует проблема нехватки кабинетов, и учитель вынужден вести уроки в непрофильном помещении, переходить из кабинета в кабинет. Также учебные классы не всегда имеют необходимое оборудование. Существует проблема переполненных групп, неравномерного распределения обучающихся по группам иностранного языка (при делении на английский и какой-либо другой язык, например, французский или немецкий).

7. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебного процесса. Оно помогает раскрыть способности ребёнка или развить их. Сейчас без доп. образования не обходится ни одна школа.

Как мы могли заметить аспект «развитие» это очень важный компонент нового педагогического стандарта, хотя некоторые его пункты всё же являются достаточно спорными и вызывают ряд вопросов. Они заставляют изменить подход к обучению в целом не только педагогов, но и администрации школы.

Исходя из проанализированного выше материала касательно роли учителя иностранного языка и современных требований нового образовательного стандарта, мы можем предложить следующие практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка:

  • 1. При разработке урока учителю необходимо осмыслять его как элемент системы обучения иностранному языку, как новый этап достижения главной цели. Проектирование урока следует начинать с определения роли данного урока в структуре изучения темы, раздела, курса.
  • 2. На начальном этапе проектирования урока учителю следует поставить четкую цель, сформулированную таким образом, чтобы она была легко диагностируема, а ее достижение проверяемо в конце урока.
  • 3. Учитель должен уметь правильно применять личностно-ориентированный и деятельностный подход, используя свои творческие способности, создать ситуацию, в которой ученик в классе сумеет сформулировать собственную цель относительно заданной темы урока, выбрать подходящий для себя темп освоения материала и способы работы. Практически во всех темах школьного курса иностранного языка (Семья, Друзья, Природа, Путешествия и т.д.) заложен огромный личностный потенциал. Учителю остается помочь детям найти свой ракурс заданной темы обсуждения, свою проблему, которую он посчитал бы нужным решить в рамках темы.
  • 4. Для того, чтобы заинтересовать учеников, и погрузить их в атмосферу решения реальных ситуаций и проблем с помощью использования языкового опыта, учителю следует строить свой урок на решении реальных, не выдуманных, не устаревших задач и проблем. Большинство предложенных школам УМК (Универсальный методический комплект) предлагает ученикам решать несколько устаревшие проблемы, взгляды на которые со временем изменились, поставленные в темах задачи ныне являются неактуальными. Следовательно, оторванные от современной действительности статьи, аудиоматериалы, тексты не вызывают учащихся на диалог, не вызывают желание обсудить проблему, найти путь решения. Современный учитель может и должен бороться с данной ситуацией, находя решение в использовании современных технологий. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и применить в обучении свежие статьи из англоязычных газет, аудиозаписи популярных песен, интервью с известными личностями, видеоматериалы реальных событий. Кроме того, Интернет позволяет начать общение, переписку, либо реальный разговор с помощью веб-аппаратуры с иностранными школьниками по интересам. Исходя из вышеперечисленного, можно уверенно сказать, что использование современных информационных технологий обеспечит повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
  • 5. Полагаясь на коммуникативную направленность процесса обучения иностранному языку, учителю рекомендуется использовать все многообразие форм организации образовательного процесса. Для создания актуальных на конкретном этапе урока ситуаций общения, а также в зависимости от характера решаемых задач, учитель может организовать ролевую игру, театрализованную постанову, проектную презентацию, викторину. Максимально приближенная к действительности ситуация общения, помогут учащимся находить и использовать различные способы решения языковых задач с наибольшей мотивацией к деятельности. В дополнение, учитель может содействовать выпуску информационных газет на английском языке, организации праздников, конкурсов песен и чтецов, а также научно-исследовательских конференций. Используя творческий подход и организаторские навыки, учителю следует направлять детей к самостоятельности, раскрытию личностного потенциала, инициативности и ответственности.
  • 6. Учителю важно непосредственно принимать участия в процессе общения, быть открытым и искренним с учениками в процессе обсуждения той или иной проблемы. Быть равноправным участником диалога, уметь отстаять свою точку зрения, выслушать и принять точку зрения учащегося, не отстраняясь от ситуации общения. В результате ученики будут иметь более ясное представление о теме обсуждения, в большей мере ощущая ее реальность и актуальность. Не стоит наблюдать со стороны, следует быть активным участником ситуации, показывать собственный пример инициативности, бросать ученикам вызов.
  • 7. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков учащихся, не следует опасаться использовать нетрадиционные виды и формы уроков, которые могут способствовать поддержанию плодотворной и эффективной деятельности учеников. Нестандартные уроки включает в себя все разнообразие форм деятельности и методов обучения, особенно таких, как исследовательская, проектная деятельность, проблемное обучение, конспектное изучение материала. Применяя нетрадиционные уроки в образовательном процессе, учитель способствует снятию напряжения у детей, оживления их мышления, а также повышения интереса к предмету в целом.

Рассмотрим возможные виды нестандартных уроков:

  • 1. Урок-игра. Не следует заменять обучение игрой, стоит попробовать синтезировать игру и труд. На таком уроке создается неформальная атмосфера, игра развивает интеллектуальные и эмоциональные способности учащихся. Учебная цель является игровой задачей, урок подчинен правилам игры, у учащихся наблюдается повышенный интерес к теме изучения.
  • 2. Урок-сказка, Урок-путешествие. Данный урок основывается на развитие детской фантазии, базируется на основе народной или литерной сказки, либо сочиняется учителем. Форма сказки близка и интересна детям, особенно, младшего школьного возраста.
  • 3. Урок-состязание. Данный вид урока может быть полностью составлен учителем, либо иметь под собой основу популярного телевезионного соревнования. Викторины позволяют в хорошем темпе провести контроль практических и теоретических знаний учащихся по выбранной теме.
  • 4. Уроки, основанные на имитации деятельности каких-либо учреждений или организаций. Например, Урок-суд, Урок-аукцион, Урок-интервью, Урок-исследование, Урок-репортаж, Урок-экскурсия и так далее. Учащимся требуется решить задания с помощью их творческого потенциала, решением проблемно-поисковых задач. Предложенные уроки предлагают примерить на себя ту или иную профессию, неся профориентационный уклон, а также, развивают артистизм учеников и неординарность мышления.
  • 5. Урок-спектакль. Для совершенствования фонетических навыков учащихся, создания коммуникативной, творческой, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка к такому уроку, развивает индивидуальные способности учащихся, активизирует их речевые и мыслительные способности, мотивирует на чтение литературы, знакомство с культурой страны изучаемого языка, а также, активизирует знания лексики и способствует ее укреплению.

Выводы по второй главе

Исходя из полученных результатов исследования практической реализации роли учителя иностранного языка, можно сделать следующие выводы:

Новый федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к результатам обучения и призывает взглянуть на современный урок по-новому, воплощая творческие идеи учителя и ученика.

Исходя из этого, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, который развивает, побуждает, приобщает, рекомендует и направляет ребенка. Используя личностно-ориентированный подход, учитель нацелен на развитие у учащихся способности к объективной самооценке рефлексии.

Учитель иностранного языка должен суметь спроектировать урок в рамках ФГОС, сумев успешно сочетать классическую структуру урока с активным использованием творческих наработок, в новом ключе применяя традиционные приемы и методы наряду с современными технологиями, направляя данную деятельность на решение современных образовательных задач.

Применение проектной деятельности является важнейшим методом работы с учащимися в рамках нового стандарта, ее реализация способствует включению учащихся в межкультурный диалог, а также, мотивации на самостоятельность, инициативность, ответственность, развитие творческих навыков.

Кроме того, проектная деятельность требует от педагога создание условий для расширения познавательных процессов и интересов учеников, возможности их самообразования и практических применений знаний и опыта.

Учителю важно создавать позитивную мотивацию, особенное настроение в классе, настраивать учеников на получение удовольствие от образовательного процесса и проектной деятельности в частности, а также вместе с детьми радоваться достигнутым результатам и успехам.

Применение приведенных выше рекомендаций для практической реализации роли учителя иностранного языка, составленных на основе проведенного исследования, должно способствовать поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, повышению их мотивации, развитию ключевых компетенций, что, соответственно, направленно на формирование личности, способной с наибольшей успешностью и комфортностью занимать свое место в современном обществе и вести активную деятельность.

образование учитель иностранный преподавание

Согласно которому учителя должны будут уметь формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность, владеть ИКТ-компетенциями и, по крайней мере, одним иностранным языком, ориентироваться в интернет-среде и социальных сетях. Стандарт требует от учителей готовности учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные учителя и эксперты, а рабочую группу возглавил член общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург.

В настоящий момент профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен. Разработчики предлагают общественности ознакомиться с проектом и вносить свои предложения.

Поскольку профессиональный стандарт призван мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации и дать новый импульс его развитию, учителям потребуется самостоятельно решать задачу поиска соответствующих ресурсов для повышения своего методического уровня.

Благоприятную возможность для развития и профессионального роста учителям создают такие ресурсы, как, например, интернет-издание «Просвещение. Иностранные языки», оказывающее методическую поддержку учителям иностранных языков.

В профессиональном совершенствовании учителя огромную роль сегодня играет участие в видеолекциях и вебинарах, так как позволяет познакомиться с авторскими материалами и задать вопросы напрямую ведущим специалистам в области образования и непосредственно авторам учебных пособий. Такой вид получения полезной в профессиональном плане информации сегодня очень популярен, т.к. предполагает работу на дистанции с огромной аудиторией, а от участников требуется только наличие компьютера и доступа в интернет.

Специально для учителей иностранных языков на размещены все записи прошедших вебинаров и видеосюжеты, которые можно посмотреть в любое удобное время:
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
ФГОС

Можно стимулировать интерес к изучению иностранного языка - а ведь этому тоже стоит поучиться - с помощью учительского блога в интернете, такого, как Spotlight in Russia, в котором учащиеся публично проводят презентации своих проектов, а фотографии самых активных учеников размещаются на доске почета.

Примером интереснейшего журнала о языке, о словах и их переводе является блог команды ABBYY Lingvo.

Авторские статьи, записи вебинаров и видеолекций, новости и другие полезные материалы можно найти в педагогической гостиной Радислава Петровича Мильруда, доктора педагогических наук, профессора, автора УМК «Звездный английский».

Советы учителям, методическую помощь, запись вебинаров и публикации в СМИ предлагает в своей рубрике Teach Starlight Style Ольга Суханова, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Специально для обмена опытом в обучении английскому языку по учебникам «Звёздный английский» (Starlight) создан раздел Teachers" Portfolio, в котором можно ознакомиться с работами своих коллег из различных уголков нашей страны и использовать их на своих занятиях.

Тренировочные тесты по ГИА и комментарии Татьяны Александровны Кузнецовой, эксперта ЕГЭ и ГИА, можно найти в рубрике «Подготовка к ГИА: вопросы и ответы».

Своими методическими находками, интересными идеями и приёмами работы с УМК «Английский в фокусе» делится в авторской рубрике Spotlight Primary: Let me share Марина Давидовна Поспелова, автор УМК "Английский в фокусе" для начальной школы.

Как мы видим, в помощь учителю иностранных языков предлагается целый арсенал средств, важно лишь найти наиболее подходящий для себя вариант.
Коллеги, желаем вам успехов в работе!

с. В. Тетина

Компетентностиая модель учителя иностранного языка в условиях введения.

Компетентностная модель учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога

С. В. Тетина

Competence model of foreign language teacher in the conditions of the introduction of the professional standard for teacher

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме введения профессионального стандарта педагога. В частности, рассматривается проблема компетентности учителей иностранного языка.

Автор статьи уточняет понятия «компетенция», «компетентность» и «коммуникативная компетентность». В статье дается сравнительная характеристика отечественной и зарубежной методических школ языкового образования. Особое внимание автор уделяет теоретическому обоснованию ключевых компетенций для учителя иностранного языка.

В рамках данной статьи рассматриваются ключевые компетенции (предметные, мета-предметные и универсальные), которые необходимы для успешной деятельности учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС основного общего образования и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта педагога.

Автор данной статьи описывает компе-тентностную модель учителя иностранного языка с необходимым набором компетенций. Для успешной реализации данной модели предложена действенная форма повышения квалификации в форме стажировки.

Abstract. The article is concerned with the actual problem of the introduction of the teacher"s professional standard and, in particular, the competence problem of the foreign language teachers. The article author clarified the concepts of "competence", "expertise" and "communicative competence". The article provides comparative characteristics of domestic and foreign methodological school of language education. The author pays special attention to theoretical justification of key

competences for the teacher of a foreign language. Within this article key competences (subject, meta-subject and universal) which are necessary for successful activity of the foreign language teacher in the conditions of introduction of the Federal State Educational Standard of the main general education and in anticipation of coming into effect of the professional standard of the teacher are considered. The article author describes competence-based of foreign language teacher with a necessary set of competences. For successful realization of this model the effective form of professional development in the form of training is offered.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, компетентностная модель, профессиональная компетентность учителя иностранного языка, профессиональный стандарт педагога.

Keywords: competence, expertise, communicative competence, competence-based model, professional competence of foreign language teacher, Professional Standard "The Teacher".

Проблема подготовки высококвалифицированного учителя иностранного языка, свободно мыслящего, активно действующего особенно очевидна на современном этапе. В связи с внедрением профессионального стандарта педагога, требования к учителю возрастают, в частности, к учителю иностранного языка.

Учитель иностранного языка должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета «Иностранный

о соА"йс т,^

язык», связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.

Рассмотрение вопроса о формировании и/или совершенствовании компетентностей учителя иностранного языка следует начать с понятия «компетенция». Понятие «компетенция» (от лат. сошре1епй8 - способный) ориентирует на формирование способности осуществлять деятельность общения, а также готовности ее реально осуществлять и на получение при этом практического результата этой деятельности. Компетенция - это определенная область деятельности, в которой индивид демонстрирует высокий уровень усвоенных стратегий успеха.

Стратегии, умения и практические знания о том, как осуществлять действия в той или иной области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования, называются компетентностью. Другими словами, компетентность - это способность успешной деятельности за счет усвоения стратегий успеха, сформированных умений и приобретенных практических знаний .

В научной литературе понятия «компетенция» и «компетентность» нередко отождествляются, однако представляется важным их разграничения. Можно согласиться с определением этих понятий, предлагаемых А. В. Хуторским: «компетенция - отчужденное, заранее заданное, социальное требование (норма) к обязательной подготовке, необходимой для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» .

У исследователей нет единого подхода к классификации компетенций. Обратим внимание на классификацию И. А. Зимней, которая выделяет три основные группы компетенций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

Компетенция здоровьесбережения;

Компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире;

Компетенция интеграции;

Компетенция гражданственности;

Компетенция самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, рефлексии.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

Компетенции социального взаимодействия;

Компетенции в общении.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

Компетенции познавательной деятельности;

Компетенции деятельности;

Компетенции информационных технологий.

Выделенные внутри этих групп десять компетенций Зимняя определяет как ключевые .

Приведем еще одну классификацию ключевых компетенций, предложенную Хуторским.

А. В. Хуторской выделяет следующие компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личного самосовершенствования. Автор отмечает, что данный перечень ключевых компетенций «основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе» .

Необходимость краткого рассмотрения ключевых компетенций объясняется важностью их для современного образования, ибо выделенными ключевыми компетенциями должен владеть каждый выпускник школы, во многом обусловили повышение требований к современному среднему образованию в целом и к современному языковому образованию в частности. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране.

К ключевым компетенциям в овладении иностранным языком как учебным предметом относятся: социальная, коммуникативная, предметная, информационная, проективная и социокультурная.

Применительно к обучению иностранным языкам понятие «компетенция» уже давно вхо-

с. В. Тетина

дит в понятийный аппарат теории и методики обучения. Понятие «компетенция» было введено Н. Хомским в 60-х годах прошлого столетия применительно к лингвистике и обозначало знание системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения.

Постепенно в зарубежной, а затем и в отечественной методике в противовес лингвистической компетенции Хомского появился методическое понятие «коммуникативная компетенция».

Данное понятие вошло в обозначение инте-гративной цели обучения иностранным языкам, именуемой, как известно, иноязычной коммуникативной компетенцией.

Рассмотрим понятие «коммуникативная компетенция» несколько подробнее. Речь идет о коммуникативной направленности обучения иностранным языкам, о нацеленности обучения на речевое взаимодействие с носителями языка.

В качестве современной цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе общения.

К ключевым компетенциям в овладении иностранным языком как учебным предметом относятся:

Социальная компетентность, т. е. способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

Предметная компетентность, т. е. способность понимать язык как механизм познания и общения;

Информационная компетентность, т. е. способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, а также способность к применению информационных технологий в овладении языком;

Проективная компетентность - умение создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них в индивидуальной или коллективной деятельности;

Социокультурная компетентность - умение действовать в соответствии с родной и иной

культурой, применяя общечеловеческую мораль, культурную самобытность и правовые знания;

Коммуникативная компетентность, т. е. способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым и понять других средствами иноязычного общения.

Коммуникативная компетентность в свою очередь включает такие компетенции, как лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, стратегическая, социокультурная и социальная. Данное распределение компетенций как составляющих коммуникативной компетентности представлено в зарубежной методике

Рассмотрим каждую компетенцию отдельно:

Лингвистическая компетенция - знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

Социлингвистическая компетенция - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;

Дискурсивная компетенция - способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связные и логичные высказывания разных функциональных стилей;

Стратегическая компетенция - вербальные и невербальные средства, к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась;

Социокультурная компетенция - знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

Социальная компетенция - умение и желание взаимодействовать с другими людьми.

В отечественной методике коммуникативная компетентность включает:

Языковую компетенцию - знание/владение языковыми средствами;

Речевую компетенцию - умение осуществлять речевую деятельность;

Социокультурную компетенцию - владение фоновыми знаниями, предметами речи;

Таблица 2

Компетентностная модель учителя иностранного языка

Таблица 1

Отечественная методика Зарубежная методика

Речевая компетенция Дискурсивная компетенция

Языковая компетенция Лингвистическая компетенция

Социокультурная компетенция (социолингвистическая, тематическая/предметная, общекультурная и страноведческая) Социальная, социокультурная и социолингвистическая компетенции

Компенсаторная компетенция Стратегическая компетенция

Учебно-познавательная компетенция

Коммуникативные

« к Предметные компетенции 4 4

я к Речевые Языковые

а Учебно-познавательные

§ Метапредметные компетенции Компенсаторные

<и Социокультурные

Социальные

Универсальные компетенции Информативные

Проективные

Компенсаторную компетенцию - умение выходить из положения при наличии дефицита языковых средств;

Учебно-познавательную компетенцию -умение учиться.

К социокультурной компетенции также относятся следующие компетенции: социолингвистическая, предметная/тематическая, общекультурная и страноведческая.

Сравним компетенции, представленные зарубежной и отечественной методическими школами. Отметим, что нет аналога учебно-познавательной компетенции в зарубежной методике.

Однако учебно-познавательная компетенция является самой востребованной компетенцией современного иноязычного образования в отечественной школе.

Ведь задача ФГОС основного общего образования научить учиться самостоятельно и данная компетенция мотивирует учащихся к познанию действительности.

Коммуникативная компетентность - понятие многокомпонентное, и иностранный язык как учебный предмет может быть назван не только «многофакторным» (И. А. Зимняя), но и многоцелевым.

Представим модель современного учителя иностранного языка как набор компетенций. Что касается ключевых компетенций, то есть основание считать их междисциплинарными .

Это значит, что они подлежат формированию в рамках всех учебных предметов, ибо «обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме» . Таким образом, специфика иностранного языка как учебного предмета филологической области образования в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической).

Совершенно очевидно, что средствами иностранного языка как учебного предмета приобщаются учащиеся, например, к здоровому образу жизни (компетенция здоровьесбереже-ния), к ценностям культуры, искусства, научно-технического прогресса (компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире), к осознанию и соблюдению прав за вклад своей страны в развитие культуры, цивилизации (компетенции гражданственности) и т. д.

Первоначально предполагалось, что профессиональный стандарт педагога вступит в силу с

с. В. Тетина

Крмпетентностная модель учителя иностранного языка в условиях введения.

01 января 2015 года, однако приказом Минобр-науки от 27.05.2015 № 536 утвержден новый график разработки, апробации и введение стандарта педагога дошкольных и общеобразовательных учреждений в 2017 г. Во избежание несоответствия профессиональному стандарту кафедра языкового и литературного образования ЧИППКРО предлагает учителям иностранного языка наиболее действенную форму повышения квалификации в форме стажировки

В качестве базовых площадок привлекаются ведущие образовательные организации г. Челябинска в области иноязычного образования.

Для преодоления схоластического подхода к подготовке педагога и усиления развития у него практических компетенций на основе нового профессионального стандарта.

Экспертные оценки руководителей стажировок рассматриваются как вполне достоверные данные и могут быть зафиксированы в соответствующих характеристиках .

Таким образом, традиционно выделявшиеся общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели обучения иностранным языкам получили на современном этапе значительное уточнение и конкретизацию .

Реализация требований ФГОС основного общего образования к условиям реализации образовательной программы в предметной области «Филология. Иностранный язык» и в свете внедрения профессионального стандарта педагога без набора всех вышеперечисленных компетенций уже не обойтись.

Библиографический список:

1. Мильруд Р. П. Учебно-методические материалы к Программе дополнительного профессионального педагогического образования (повышение квалификации) «Реализация ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях и школах с углубленным изучением английского языка на примере УМК серий Starlight и Spotlight». - М. : Просвещение, 2011. - 190 с.

2. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения // Сб. научных трудов / под ред. А. В. Хуторского. - 2006.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

4. Ильясов Д. Ф. Педагогическое исследование: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации пед. кадров / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: [б. и.], 2007.

5. Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современным языкам. - Страсбург: Совет Европы Пресс, 1995.

6. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е. А. Ямбург. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.

7. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 1991. - 223 с.

1. Mil"rud R. P. Educational and methodical materials to the Program of additional professional pedagogical education (advanced training) "Realization of Professional Standard "The Teacher" of the primary general education in educational institutions and schools with profound studying of English on the example of Educational and Methodical Complex of the Starlight and Spotlight series" . M. : Prosveshhenie, 2011. 190 p.

2. Hutorskoj A. V. Design technology of key and subject competences. Innovations at comprehensive school. Training methods , 2006.

3. Zimnjaja I. A. Key competences as a productive and target basis of competence-based approach in education . M. : Research center of problems of quality of training of specialists, 2004. 38 p.

о соА"йс т,^

4. Iljasov D. F. Pedagogical research: manual for listeners of advanced training course . Chelyabinsk, 2007.

5. Sheylz J. Communicativeness in training in the modern languages. Strasbourg: Council of Europe Press , 1995.

6. Yamburg E. A. What will bring to the teacher new professional standard "Teacher"? , Prosveshhenie, 2014. 175 p.

7. Passov E. I. Communicative method of training in foreign speaking , Vol. 2. M. : Prosveshhenie, 1991. 223 p.